В соответствии с разделом II Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств – членов Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. № 19, и пунктом 17 плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств – членов Евразийского экономического союза на 2024 – 2026 годы, утвержденного распоряжением Евразийского межправительственного совета от 1 октября 2024 г. № 15, а также в целях развития интеллектуальных транспортных систем в государствах – членах Евразийского экономического союза:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию по совершенствованию взаимодействия интеллектуальных транспортных систем государств – членов Евразийского экономического союза в рамках Евразийского экономического союза.
2. Коллегии Евразийской экономической комиссии совместно с государствами – членами Евразийского экономического союза представить для рассмотрения Советом Евразийской экономической комиссии проект плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Концепции, одобренной настоящим распоряжением.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу с даты его опубликования на официальном сайте Евразийского экономического союза.
Члены Совета Евразийской экономической комиссии:
От Республики Армения |
От Республики Беларусь |
От Республики Казахстан |
От Кыргызской Республики |
От Российской Федерации |
---|---|---|---|---|
М. Григорян | И. Петришенко | С. Жумангарин | Д. Амангельдиев | А. Оверчук |
ОДОБРЕНА распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 22 января 2025 г. № 3 |
КОНЦЕПЦИЯ
по совершенствованию взаимодействия интеллектуальных транспортных систем государств – членов Евразийского экономического союза в рамках Евразийского экономического союза
I. Общие положения
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Основными направлениями и этапами реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств – членов Евразийского экономического союза, утвержденными Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. № 19, и пунктом 17 плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств – членов Евразийского экономического союза на 2024 – 2026 годы, утвержденного распоряжением Евразийского межправительственного совета от 1 октября 2024 г. № 15.
Настоящая Концепция определяет цели, задачи и принципы взаимодействия интеллектуальных транспортных систем государств – членов Евразийского экономического союза (далее соответственно – ИТС государств-членов, государства-члены, Союз) в рамках Союза, а также этапы реализации настоящей Концепции и ожидаемые результаты.
II. Понятия
Для целей настоящей Концепции используются понятия, которые означают следующее:
"интегрированная информационная система Союза" – организационная совокупность территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем уполномоченных органов, информационных ресурсов и информационных систем Евразийской экономической комиссии, объединенных национальными сегментами государств-членов и интеграционным сегментом Евразийской экономической комиссии;
"интеллектуальная транспортная система" – система управления, интегрирующая современные информационные и телематические технологии и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортной системой, транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей;
"сервис" – функции ИТС государств-членов, которые предоставляются пользователям услуг ИТС государств-членов и предназначены для повышения безопасности, устойчивости и (или) эффективности дорожного движения;
"сервисная группа" – один или несколько схожих либо сопряженных сервисов;
"сервисный домен" – специфичная область применения, которая включает в себя одну или несколько сервисных групп.
Иные понятия, используемые в настоящей Концепции, применяются в значениях, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и актами органов Союза в сфере транспорта.
III. Цели и задачи взаимодействия ИТС государств-членов в рамках Союза
Целью взаимодействия ИТС государств-членов в рамках Союза является обеспечение информационного взаимодействия ИТС государств-членов, что позволит организовать техническую поддержку пользователей услуг ИТС государств-членов, повысить безопасность дорожного движения и оптимизировать транспортные потоки. Такое информационное взаимодействие осуществляется в соответствии с перечнем сервисных групп и сервисных доменов в рамках взаимодействия ИТС государств-членов, который разрабатывается Евразийской экономической комиссией совместно с государствами-членами.
Будут решаться следующие задачи:
формирование принципов информационного взаимодействия ИТС государств-членов в рамках Союза;
разработка и принятие документов, направленных на обеспечение информационного взаимодействия ИТС государств-членов в рамках Союза;
обмен информацией о результатах взаимодействия ИТС государств-членов в рамках Союза;
осуществление взаимодействия ИТС государств-членов в рамках интегрированной информационной системы Союза.
IV. Предмет регулирования и сфера применения Концепции
Настоящая Концепция определяет согласованные подходы к обеспечению информационного взаимодействия ИТС государств-членов в рамках Союза, внедряемых на автомобильных дорогах, входящих в перечень евразийских транспортных коридоров и маршрутов, утвержденный распоряжением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 октября 2021 г. № 175, и обмену необходимой информацией между государствами-членами.
Настоящая Концепция направлена на обеспечение информационного взаимодействия ИТС государств-членов в рамках Союза и не затрагивает прав и обязательств государств-членов, вытекающих из международных договоров, участниками которых они являются.
Государства-члены самостоятельно реализуют национальные программы развития транспорта в части создания, построения и использования ИТС государств-членов.
V. Основные принципы построения взаимодействия ИТС государств-членов в рамках Союза
Взаимодействие ИТС государств-членов в рамках Союза должно быть основано на применении унифицированных протоколов и форматов сообщений информационного обмена и включать в себя:
механизмы взаимодействия ИТС государств-членов в рамках Союза, реализуемые путем использования интегрированной информационной системы Союза, применения унифицированных протоколов и форматов сообщений информационного обмена;
обеспечение надежности, непрерывности и доступности предоставления сервисов и услуг ИТС государств-членов пользователю;
возможность предоставления пользователю достаточной, актуальной и целостной информации благодаря применению интеллектуальной дорожно-транспортной инфраструктуры.
VI. Направления сотрудничества в рамках взаимодействия ИТС государств-членов в рамках Союза
Для выработки эффективных мер, направленных на взаимодействие ИТС государств-членов в рамках Союза, представляется целесообразным осуществлять сотрудничество по следующим направлениям:
мониторинг взаимодействия ИТС государств-членов в рамках Союза;
обмен опытом между государствами-членами (в том числе по активному взаимодействию с международными организациями и хозяйствующими субъектами государств-членов);
разработка проектов технических документов, регулирующих вопросы взаимодействия ИТС государств-членов в рамках Союза.
VII. Этапы реализации Концепции
Предусмотрены следующие этапы реализации настоящей Концепции:
создание в Консультативном комитете по транспорту и инфраструктуре подкомитета по взаимодействию интеллектуальных транспортных систем государств-членов;
подготовка предложений по унификации требований к форматам информационного взаимодействия ИТС государств-членов в рамках Союза в целях обеспечения возможности их бесшовной интеграции на межгосударственном уровне в рамках интегрированной информационной системы Союза;
разработка и принятие рекомендаций Коллегии Евразийской экономической комиссии, регламентирующих вопросы взаимодействия ИТС государств-членов в рамках Союза;
организация информационного взаимодействия ИТС государств-членов в рамках Союза на основе унифицированных протоколов и форматов сообщений информационного обмена;
определение перечня базовых сервисов, реализуемых в рамках взаимодействия ИТС государств-членов в рамках Союза.
VIII. Ожидаемые результаты и эффекты от реализации Концепции
Реализация настоящей Концепции будет способствовать повышению эффективности взаимодействия ИТС государств-членов в рамках Союза, что приведет к активному внедрению технологий ИТС государств-членов в дорожно-транспортную инфраструктуру государств-членов.
Информационная совместимость ИТС государств-членов в рамках Союза, внедряемых на автомобильных дорогах, входящих в перечень евразийских транспортных коридоров и маршрутов, позволит повысить:
эффективность функционирования ИТС государств-членов при оказании информационной поддержки участникам дорожного движения, в том числе в зонах перехода ответственности операторов ИТС государств-членов на евразийских транспортных коридорах;
информационно-телекоммуникационное взаимодействие ИТС государств-членов на межгосударственном уровне;
доступность и качество сервисов, включая электронные услуги, при решении задач в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, транспортного планирования и мультимодальной логистики.
Вследствие этого технологии ИТС государств-членов станут эффективным инструментом для решения транспортных проблем, что будет способствовать:
обеспечению безопасности дорожного движения;
повышению эффективности организации дорожного движения;
реализации географического преимущества и транзитного потенциала государств-членов благодаря интеграции в мировые транспортные цепочки;
повышению скорости движения грузов и транспортной связанности;
созданию и развитию интегрированных цифровых сервисов для участников дорожного движения;
повышению качества информирования пользователей услуг ИТС государств-членов о ситуации на дорогах.