Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - Председателя Экономического Суда Дашука Л.А.,
судей Экономического Суда: Абдрахманова С.С., Апостола Д.Д., Бегалиева М.А., Бекенова Р.А., Вылкова И.К., Керимбаевой А.Ш., Махмудовой Л.Ш., Мирошник В.И., Симоняна Г.В., Толибова X.,
при секретаре Мадудиной Т.И.,
с участием Генерального советника Экономического Суда Хвалея В.В.,
представителя Межгосударственной телерадиокомпании "Мир" Суханова М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Межгосударственной телерадиокомпании "Мир" о толковании,
УСТАНОВИЛ:
В запросе Межгосударственной телерадиокомпании "Мир" указано следующее.
24 декабря 1993 года главами государств Содружества подписано Соглашение о международно-правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности Межгосударственной телерадиокомпании "Мир". В статье 6 этого Соглашения предусматривается: "1. Компания, ее имущество освобождаются от прямых налогов и сборов любого характера, кроме платежей за коммунальные и другие подобные услуги. 2. Компания освобождается от таможенных сборов и ограничений при ввозе и вывозе предметов, предназначенных для использования в целях, предусмотренных Уставом МТРК "Мир".
Межгосударственная телерадиокомпания "Мир" и ее филиалы (представительства) при осуществлении в соответствии с Уставом производственной и коммерческой деятельности производят соответствующие выплаты в бюджеты государств-участников Соглашения.
Ввиду того, что в таможенных и налоговых органах государств-учредителей МТРК "Мир" возникают вопросы о порядке применения статьи 6 Соглашения, Межгосударственная телерадиокомпания "Мир" просит дать толкование данной статьи с указанием, от каких конкретно видов налогов и таможенных сборов она освобождена.
Заслушав судью-докладчика Махмудову Л.Ш., представителя Межгосударственной телерадиокомпании "Мир" Суханова М.Е., проанализировав заключение Генерального советника Экономического Суда Хвалея В.В. и исследовав имеющиеся в деле документы, Экономический Суд приходит к следующим выводам.
Из подписанных в рамках Содружества Независимых Государств документов термин "прямые налоги" содержится лишь в Соглашении между правительствами государств-участников Содружества Независимых Государств о согласованных принципах налоговой политики от 13 марта 1992 года. Статья 1 этого Соглашения подразделяет налоги на прямые (налог на прибыль предприятий, объединений и организаций, подоходный налог с физических лиц) и косвенные (налог на добавленную стоимость и акцизы).
Однако указанное Соглашение вступает в силу с момента сдачи депозитарию третьего уведомления, подтверждающего, что выполнены надлежащие внутригосударственные процедуры, необходимые для его вступления в силу (статья 6).
Как видно из материалов дела, соответствующие уведомления сданы государству-депозитарию лишь Республикой Беларусь (10 июня 1993 года) и Республикой Казахстан (20 апреля 1994 года).
До тех пор, пока Соглашение о согласованных принципах налоговой политики не вступит в силу, оно не может быть однозначно использовано Судом как источник толкования термина "прямые налоги".
Действующее национальное законодательство государств-учредителей МТРК "Мир" также не содержит четкого разделения налогов по их видам.
Одним из исключений является Закон Российской Федерации "Об акцизах" от 6 декабря 1991 года. В соответствии со статьей 1 этого Закона акцизы отнесены к косвенным налогам, которые включаются в цену товара и оплачиваются покупателем.
По информации Министерства финансов Республики Армения, косвенными налогами считаются акцизный налог и налог на добавленную стоимость. Однако представленными законодательными актами Республики Армения данный вывод не подтверждается.
В настоящее время в большинстве экономических и правовых доктрин преобладает точка зрения, в соответствии с которой налоги (налог на прибыль, налог на имущество, налог на добавленную стоимость, акциз, таможенная пошлина, подоходный налог и другие) делятся на прямые и косвенные, исходя из способа их взимания. С этих позиций прямым налогом является налог, который уплачивается самим субъектом налогообложения, косвенным - налог, экономическое бремя которого возлагается на покупателя при приобретении им продукции (товаров, работ, услуг), так как он устанавливается в виде надбавки к цене либо тарифу.
Таким образом, пункт 1 статьи 6 Соглашения о международно-правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности Межгосударственной телерадиокомпании "Мир" от 24 декабря 1993 года, в соответствии с которым МТРК "Мир" освобождается от прямых налогов и сборов любого характера, следует трактовать как освобождение МТРК "Мир" от всех видов налогов и сборов, плательщиком по которым она является.
При подписании Соглашения от 24 декабря 1993 года международно-правовые гарантии Межгосударственной телерадиокомпании "Мир" предоставлялись для обеспечения независимого осуществления ею своих функций. По мнению Суда, независимое осуществление МТРК "Мир" своих функций определяется в значительной мере и степенью ее экономической независимости.
Следовательно, до вступления в силу Соглашения между правительствами государств-участников Содружества Независимых Государств о согласованных принципах налоговой политики от 13 марта 1992 года МТРК "Мир" освобождена от всех видов налогов на территориях государств-участников Соглашения о международно-правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности Межгосударственной телерадиокомпании "Мир" от 24 декабря 1993 года, за исключением тех государств-участников этого Соглашения, законодательными актами которых отдельные налоги определены как косвенные.
С момента вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 года на территории государств, в отношении которых оно вступит в силу, МТРК "Мир" не будет освобождена от уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов, поскольку указанное Соглашение подразделяет налоги на прямые и косвенные, и от последних Межгосударственная телерадиокомпания "Мир" согласно статье 6 Соглашения от 24 декабря 1993 года не освобождается.
Применительно к вопросу об освобождении МТРК "Мир" от таможенных сборов и ограничений при ввозе и вывозе предметов, предназначенных для использования в целях, предусмотренных Уставом МТРК "Мир" (пункт 2 статьи 6 Соглашения от 24 декабря 1993 года), Суд приходит к следующему.
Конкретный перечень таможенных сборов устанавливается национальным законодательством государств-участников Соглашения от 24 декабря 1993 года.
Под термином "таможенные ограничения" следует понимать ограничения нетарифного характера, которые устанавливаются таможенным законодательством государств. К таким ограничениям относятся: запрет или ограничения на ввоз определенных товаров на территорию государства-участника либо вывоз таких товаров из государства-участника; запрет или ограничения на транзитное перемещение определенных товаров по территории государства-участника; установление минимальных или максимальных цен при ввозе (вывозе) товаров; иные ограничения нетарифного характера.
Исходя из этого, Суд считает, что МТРК "Мир" освобождена в соответствии со статьей 6 Соглашения от 24 декабря 1993 года от всех таможенных сборов и ограничений при ввозе (вывозе) предметов, предназначенных для использования в целях, предусмотренных Уставом МТРК "Мир".
Статья 15 Соглашения о международно-правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности Межгосударственной телерадиокомпании "Мир" от 24 декабря 1993 года устанавливает, что Соглашение временно применяется со дня его подписания и вступает в силу на десятый день с даты сдачи на хранение шестого документа о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Это означает, что указанное Соглашение должно выполняться государствами-учредителями МТРК "Мир" с 24 декабря 1993 года вне зависимости от того, что национальным законодательством некоторых государств предусмотрена ратификация таких международных договоров.
В соответствии со статьей 24 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, ратифицированной СССР 29 мая 1986 года, договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре или согласованные между участвовавшими в переговорах государствами.
Статья 25 Венской конвенции устанавливает, что договор или часть договора применяется временно до вступления договора в силу, если это предусмотрено самим договором. При этом, если в договоре не предусматривается иное, временное применение договора в отношении государства прекращается, если это государство уведомит другие государства, между которыми временно применяется договор, о своем намерении не становиться участником договора.
Венская конвенция (статья 27) также устанавливает, что участник договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора.
Согласно статье 12 Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года "Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР". Данное Соглашение ратифицировано всеми государствами-участниками Содружества Независимых Государств. Тем самым положения Венской конвенции о праве международных договоров являются обязательными для государств-участников Содружества Независимых Государств.
Исходя из приведенных аргументов, Суд находит, что, несмотря на наличие в некоторых государствах норм внутреннего права, предусматривающих необходимость ратификации Соглашения от 24 декабря 1993 года, каждое из государств-участников должно исполнять свои обязательства, вытекающие из указанного Соглашения, то есть предоставлять МТРК "Мир" льготы, которые предусмотрены статьей 6 Соглашения, до момента, когда государство-участник Соглашения в установленном порядке не заявит о своем отказе от выполнения обязательств.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 5 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств и пунктом 13.4 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, Экономический Суд
РЕШИЛ:
Дать следующее толкование статьи 6 Соглашения о международно-правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности Межгосударственной телерадиокомпании "Мир" от 24 декабря 1993 года.
До вступления в силу Соглашения между правительствами государств-участников Содружества Независимых Государств о согласованных принципах налоговой политики от 13 марта 1992 года МТРК "Мир" освобождена от всех видов налогов на территориях государств-участников Соглашения о международно-правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности Межгосударственной телерадиокомпании "Мир" от 24 декабря 1993 года, за исключением тех государств-участников этого Соглашения, законодательными актами которых отдельные налоги определены как косвенные.
С момента вступления в силу Соглашения о согласованных принципах налоговой политики от 13 марта 1992 года на территории государств, в отношении которых данное Соглашение вступит в силу, МТРК "Мир" не будет освобождена от уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов, определяемых в статье 1 данного Соглашения как косвенные налоги.
МТРК "Мир" освобождена от сборов любого характера, кроме платежей за коммунальные и другие подобные услуги.
МТРК "Мир" освобождена от таможенных сборов, взимаемых при ввозе и вывозе товаров, предназначенных для использования в целях, предусмотренных Уставом МТРК "Мир".
На МТРК "Мир" при ввозе и вывозе товаров, предназначенных для использования в целях, предусмотренных Уставом МТРК "Мир", не распространяются следующие таможенные ограничения, установленные в государствах-участниках Соглашения о международно-правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности Межгосударственной телерадиокомпании "Мир" от 24 декабря 1993 года:
запрет или ограничения на ввоз определенных товаров на территорию государства-участника данного Соглашения;
запрет или ограничения на транзитное перемещение определенных товаров по территории государства-участника данного Соглашения;
запрет или ограничения на вывоз из государства-участника данного Соглашения определенных товаров;
установление минимальных или максимальных цен при ввозе (вывозе) товаров;
иные ограничения нетарифного характера.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Соглашения о международно-правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности Межгосударственной телерадиокомпании "Мир" от 24 декабря 1993 года оно временно применяется с момента подписания. Каждое из государств-участников, подписавших Соглашение, обязано выполнять свои обязательства, вытекающие из Соглашения, независимо от установленной внутренним законодательством процедуры ратификации международных договоров, до момента, когда оно в установленном порядке не заявит о своем отказе от выполнения обязательств.
Решение может быть обжаловано в Пленум Экономического Суда Содружества Независимых Государств в месячный срок со дня получения его копии.
Копию решения для сведения направить Межгосударственной телерадиокомпании "Мир", Межгосударственному экономическому Комитету Экономического союза, Исполнительному Секретариату Содружества Независимых Государств и государствам-участникам Содружества.
Решение в соответствии с пунктом 16 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств подлежит обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.
Председатель Л.А. Дашук