Об утверждении Национального плана действий по гигиене окружающей среды Республики Казахстан

Обновленный

Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 июня 2000 год N 878

      Во исполнение Указа Президента Республики Казахстан от 16 ноября 1998 года N 4153 "О государственной программе "Здоровье народа" и в целях улучшения состояния здоровья граждан Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Утвердить прилагаемый Национальный план действий по гигиене окружающей среды (далее - НПДГОС).
      2. Руководителям центральных исполнительных органов, акимам областей, городов Астаны, Алматы обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных НПДГОС, предусмотрев выделение необходимых финансовых средств для его реализации.
      3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство здравоохранения Республики Казахстан и Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан. <*>
      Сноска. Пункт 3 с изменениями - постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 сентября 2003 года N 922 .
      4. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

     Премьер-Министр
  Республики Казахстан

                                                     Утвержден
                                           постановлением Правительства  
                                               Республики Казахстан
                                             от 9 июня 2000 года N 878

                      Национальный план действий
            по гигиене окружающей среды Республики Казахстан

         Перечень сокращений, используемых в тексте документа

МЗ     - Министерство здравоохранения Республики Казахстан

АСУ    - Автоматизированная система управления
 
  ВЧ     - Высокая частота
 
  ВОЗ    - Всемирная организация здравоохранения
 
  ГОС    - Гигиена окружающей среды
 
  ДДУ    - Дошкольное детское учреждение
 
  ЕПДГОС - Европейский план действий по гигиене окружающей среды
 
  ЗОЗ    - Зона ограниченной застройки
 
  КАЭ    - Комитет по атомной энергетике Министерства энергетики и
         минеральных ресурсов Республики Казахстан

КПД    - Коэффициент полезного действия

МДУ    - Максимально допустимый уровень

МКИОС  - Министерство культуры, информации и общественного согласия
         Республики Казахстан

МОН    - Министерство образования и науки Республики Казахстан

МООС   - Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан

МСХ    - Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан

МТК    - Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан

МТСЗ   - Министерство труда и социальной защиты населения Республики
         Казахстан

МИТ    - Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан

НИИ    - Научно-исследовательский институт

НПДГОС - Национальный план действий по гигиене окружающей среды

НПДООС - Национальный план действий по охране окружающей среды          

НПП    - Национальная политика питания

ОБУВ   - Ориентировочно безопасные уровни воздействия

ОДУ    - Ориентировочно допустимый уровень

ОПС    - Окружающая природная среда

ПДК    - Предельно допустимая концентрация

ПДУ    - Предельно допустимый уровень

НЯЦ    - Республиканское государственное предприятие "Национальный
         ядерный центр Республики Казахстан"

СВЧ    - Сверхвысокая частота

СЗЗ    - Санитарная защитная зона

СМИ    - Средства массовой информации

СЭС    - Санитарно-эпидемиологическая станция

ТБО    - Твердые бытовые отходы

ЭВЗ    - Экстремально высокое загрязнение

ЭМП    - Электромагнитное поле

                              Введение

      На Второй конференции министров окружающей среды и министров здравоохранения, проходившей в Хельсинки (1994), министры окружающей среды и министры здравоохранения от имени своих стран обязались разработать до конца 1997 года Национальные планы действий по гигиене окружающей среды (НПДГОС). На этой конференции также был принят Европейский план действий по гигиене окружающей среды (ЕПДГОС). Он включает в себя комплекс практических мер, которые необходимо предпринять на национальном и международном уровнях при тесном сотрудничестве двух секторов - охраны окружающей среды и здравоохранения. На конференции "Окружающая среда для Европы", состоявшейся в Софии (1995), министры подчеркнули важность такого сотрудничества в деле подготовки НПДГОС и разработки и осуществления программ действий по охране окружающей среды, предусматриваемых в НПДООС.
      Национальный план действий по гигиене окружающей среды Республики Казахстан основывается на статье 31 Конституции Республики Казахстан (1995), в которой говорится - "Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека".
      Кроме того, НПДГОС базируется на Законах Республики Казахстан:
      " Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан" (1997),
      где выделено право граждан на экологическое, санитарно-
      эпидемиологическое благополучие и радиационную безопасность;
      государство обеспечивает сохранение благоприятной окружающей среды,
      которая не оказывает отрицательного влияния на состояние здоровья
      настоящего и будущего поколений;
      " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения "
      (1994), где определены принципы обеспечения санитарно
      -эпидемиологического благополучия населения и выделяется
      превентивность, как приоритет в деятельности по предотвращению
      вредного влияния на здоровье населения факторов окружающей среды;
      " Об охране окружающей среды " (1997), где говорится, что
      природа и ее богатство являются естественной основой жизни и
      деятельности народов Республики Казахстан, их устойчивого
      социально-экономического развития и повышения благосостояния,
      определяются правовые, экономические и социальные основы охраны
      окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений;
      " О труде в Республике Казахстан " (1999), который направлен
      на обеспечение права работников на охрану труда и устанавливает
      основные принципы национальной политики предупреждения несчастных
      случаев и повреждения здоровья на производстве, сведения к минимуму
      опасных и вредных производственных факторов.
      Наряду с этим при разработке НПДГОС использованы практические данные о состоянии окружающей природной, социальной и производственной среды, полученные в процессе осуществления государственного санитарно- эпидемиологического надзора органами и учреждениями госсанэпидслужбы, действующей в соответствии с " Положением о Государственной санитарно- эпидемиологической службе Республики Казахстан"(1995).
      НПДГОС отражает актуальные приоритетные проблемы сегодняшнего дня на национальном уровне, однако его необходимо корректировать по мере реализации, с учетом социально-экономических и экологических преобразований, происходящих в стране, а также изменений отдельных качественных показателей состояния здоровья и окружающей среды.
      Проблема здоровья населения республики теснейшим образом связана с комплексом экологических, социальных и хозяйственных причин, крайне неблагоприятно отразившихся на среде проживания человека. Это незамедлительно сказалось и на демографических показателях в последние годы стремительно ухудшающихся. Так, в 1998 году, по сравнению с 1992 годом (первым годом обретения государством независимости) показатели рождаемости снизились с 19,9 до 14,2 на 1000 человек или на 28,6%, а показатели смертности поднялись с 8,1 до 9,8 человек или в 1,2 раза. Одновременно с этим показатели естественного прироста упали с 11,8 до 4,4 человек или в 2,7 раза. Остается высоким общий уровень заболеваемости - 79464,8 человек на 100 тыс. населения, а среди детей - 82900,7.
      Наглядным негативным экологическим последствием чрезмерного воздействия человека на природную среду стало опустынивание Аральского региона. Проблема Приаралья и Арала - не только экологическая, она является трагедией для здоровья людей. Здесь один из самых высоких уровней заболеваемости туберкулезом на территории СНГ. Смертность от туберкулеза ежегодно растет, составляя 11,7 в 1992 году и 27,8 в 1999 году на 100 тыс. населения. Для региона также характерен один из самых высоких уровней заболеваемости анемией в мире. Расширяются и активизируются природные очаги таких особо опасных инфекций и инвазии как чума, крымская геморрагическая лихорадка, лейшманиозы и др.
      Установлено, что основной причиной ухудшения показателей здоровья является комплексное влияние факторов окружающей природной и производственной среды, социальной сферы и экономического положения в стране. С ними увязывается до 75% всех случаев заболеваний, более 50% случаев смерти, около 60% случаев неправильного физического развития и сокращение на 5-7 лет средней продолжительности жизни.
      В стране остро стоят проблемы создания для населения оптимальных санитарно-гигиенических условий в местах проживания и труда. Слабо решаются вопросы водоснабжения, канализования, сбора, удаления и обезвреживания твердых бытовых, производственных отходов, выбросов вредных для здоровья человека веществ в атмосферный воздух и сбросов в водоемы. На территориях предприятий накоплено большое количество производственных отходов, в том числе не утилизируемых и токсичных, для которых до настоящего времени отсутствуют полигоны. Растет количество и мощность источников электромагнитных излучений ВЧ - и СВЧ - диапазонов. Ухудшаются химические и микробиологические качественные показатели водопроводной воды и воды поверхностных водоемов и т.д.
      Результаты негативного воздействия на здоровье людей неблагоприятных факторов окружающей природной среды, социальной и производственной сферы проявляются не сразу, а с отсрочкой на десятилетия. Настоящий Национальный план действий по гигиене окружающей среды Республики Казахстан предусматривает комплекс мероприятий, реализация которых позволит улучшить здоровье населения страны путем достижения близких к оптимальным качественных показателей в среднесрочной перспективе.
      Улучшения в области гигиены окружающей среды на уровне страны можно добиться только в случае разработки Плана действий, в котором учитываются все соответствующие национальные интересы и приоритеты, предусматривается выделение ресурсов, необходимых для выполнения поставленных задач, в том числе и при создании соответствующих законодательных и регламентирующих механизмов. Таким образом, только с участием Правительства Республики Казахстан, заинтересованных министерств, ведомств, исполнительной власти всех уровней, а также юридических и физических лиц, независимо от подчиненности и форм собственности, возможна реализация оздоровительных мероприятий.
      НПДГОС Республики Казахстан разработан с учетом глобальной стратегии Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по здоровью населения и окружающей среде (Женева, 1993), "Рекомендаций консультативного совещания по разработке Национальных планов действий по гигиене окружающей среды (София, 1995)" и "Обзора европейского опыта 1990-х годов", подготовленного Европейским региональным бюро ВОЗ (Копенгаген, 1995).
      В НПДГОС представлены приоритеты Республики Казахстан в области гигиены окружающей среды. Однако они не охватывают в полной мере все цели, поставленные в ЕПДГОС, исходя из социально-экономических, демографических, климато-географических и иных особенностей нашей страны.

                        1. Цель НПДГОС

     Цель НПДГОС - создание здоровой окружающей среды на основе принципов устойчивого развития государства и общества для обеспечения здоровья населения.

                        1. Задачи НПДГОС

     Задачи:
     защита природной, социальной, производственной и жилой окружающей среды;
     защита здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

              2. Приоритеты гигиены окружающей среды

     Приоритетами гигиены окружающей среды, являются:
     безопасная для здоровья питьевая вода в достаточном объеме;          
     санитарно-зпидемиологический надзор за источниками выбросов
     вредных веществ в воздух, электромагнитными полями и другими         
     физическими факторами;                           
     санитарно-эпидемиологическая безопасность почв; очистка территории
     от бытовых и производственных отходов;
     рациональное питание и безопасность пищевых продуктов;
     радиационная безопасность населения;                
     организация противоэпидемических мероприятий в районах стихийных     
     бедствий и местах промышленных аварий;
     создание здоровых условий труда на промышленных объектах;
     охрана здоровья детей и подростков;
     санитарное просвещение.
 
     3.1. Безопасная для здоровья питьевая вода в достаточном объеме
 
        Состояние водоснабжения населения Республики характеризуется как неудовлетворительное. При наличии 2337 водопроводов, водопроводной водой обеспечивается около 75% населения, около 12% - водой децентрализованных водоисточников, остальная часть населения пользуется привозной водой (более 500 тысяч) и водой открытых водоемов.
      Большинство водопроводов, даже в областных центрах, работают с грубейшими нарушениями правил технической эксплуатации. Из-за перебоев в подаче электроэнергии и по другим причинам вода населению подается с большими перебоями или по графику - в утренние и вечерние часы.
      Это способствует загрязнению воды путем возможного подсоса грязной воды из затопленных смотровых колодцев и траншей через неплотности соединений и нарушенную герметичность труб, давно выработавших свой ресурс.
      Еще более серьезное положение складывается с объектами сельского водоснабжения, оказавшихся бесхозными, на фоне полной приватизации сельскохозяйственных объектов. Групповые системы сельскохозяйственного водоснабжения также постепенно выходят из строя, а это тысячи километров магистральных водоводов, к которым подключено около 1200 сельских населенных пунктов, для которых они являются единственными источниками питьевой воды. В результате села могут оказаться, а отдельные уже оказались в критическом положении из-за отсутствия централизованной подачи воды.
      В целом по республике водопроводов, не отвечающих санитарным требованиям из-за отсутствия или выхода из строя комплекса очистных сооружений, обеззараживающих установок или зон санитарной охраны, по состоянию на 1 июля 1999 года, было 463 (19,8%). Неудовлетворительное санитарно-техническое состояние водопроводных сооружений и сетей, связанных с отсутствием запасных частей, дефицитом хлорсодержащих реагентов, коагулянтов, негативно отражается на качестве водопроводной воды. В I-ом полугодии 1999 года в целом по стране число нестандартных по микробиологическим показателям проб воды составило 4,6% (3,8% в 1998 году). Каждая третья нестандартная проба ежегодно регистрируется с эпидемически опасным коли-индексом, которая на 1 января 2000 года составляет 29%. При осуществлении еженедельного мониторинга за качеством питьевой воды этот показатель по отдельным областям составляет около 30% и более.
      Поверхностные водоемы массивно загрязняются сбросами хозяйственно- фекальных и производственных сточных вод на фоне захламления водоохранных зон бытовыми, сельскохозяйственными и производственными отходами. Они становятся причиной возникновения заболеваний как инфекционной, так и неинфекционной природы.
      Проблема снижения инфекционной заболеваемости в Республике Казахстан, связанной с водным фактором, стоит очень остро. Массивное загрязнение водоисточников, неудовлетворительное санитарно-техническое состояние водопроводных сооружении и сетей, высокое микробное загрязнение питьевой воды, являются частыми причинами эпидемических осложнений и высокого уровня заболеваемости острыми кишечными инфекциями, особенно вирусным гепатитом А.
      Неудовлетворительно обстоит дело с централизованным отведением сточных вод. Только 33% городов и поселков городского типа имеют развитую сеть централизованной системы канализации. Практически все сельские населенные пункты Атырауской, Акмолинской, Кызылординской, Актюбинской, Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Южно-Казахстанской областей вообще не имеют канализации.
      Отсутствие земледельческих полей орошения привело к широкому применению накопителей сточных вод, которые в настоящее время переполнены, эксплуатируются в аварийном режиме, создают трудноразрешимые проблемы как экологического, так и эпидемиологического плана (города Алматы, Шымкент, Павлодар, Уральск и др.).
      Санитарно-техническое состояние сооружений по очистке сточных вод низкое, к тому же они работают с перегрузкой в 1,5-2 раза (города Талдыкорган, Павлодар, Семипалатинск, Караганда, Тараз, Шымкент, Усть-Каменогорск).

         3.2. Санитарно-гигиенический надзор за источниками
    выбросов вредных веществ в воздух, электромагнитными полями и
                       другими физическими факторами

      Учтенные объемы выбросов вредных веществ в воздушный бассейн городов республики от стационарных источников составляют около 3 млн. m в год.
      В целом по республике в среднем на 1 жителя в год в атмосферу выбрасывается около 200 кг различных химических соединений, а в городах Павлодарской области - 1284 кг, Карагандинской - 501 кг, а в Жезказганском регионе - 1285 кг, Северном Казахстане - 483 кг и т.д.
      Около трети промышленных предприятий не имеют санитарно-защитных зон нормативных размеров. Значительная часть населения промышленных центров живет в зоне непосредственного влияния вредных производственных факторов: химических (выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух) и физических (шума, вибрации, электромагнитных полей, др.).
      Негативное воздействие на окружающую среду оказывает автомобильный транспорт, выбрасывающий с отработанными газами десятки загрязняющих веществ общим объемом более 2-х млн. м. В большинстве крупных городов вклад автотранспорта, численность которого стремительно растет в загрязнение воздушного бассейна достигает 60% и более, а в г. Алматы - 90% от общегородского валового выброса.
      Как следствие такого положения в селитебной зоне городов определяется наличие самых различных химических соединений 1-2 классов опасности, не говоря уже об оксидах азота, серы, углерода и других, 3-4 классов опасности. В воздушном бассейне городов высоко содержание специфических соединений: так, в городе Шымкенте определяются высокие максимально- разовые концентрации фосфорного ангидрида, фтористого водорода, меди, свинца, кадмия; в городах Экибастузе и Павлодаре содержится бенз/а/пирен, цинк, хром, свинец, рубидий, никель, медь, марганец, железо, хлор, ртуть.
      Хроническое неблагоприятное влияние относительно небольших концентраций загрязнителей воздуха на здоровье населения приводит к повреждению отдельных органов и систем, снижению общей резистентности организма. В условиях воздействия атмосферных загрязнителей наблюдается повышенная заболеваемость и смертность от сердечно-сосудистых заболеваний.
      Поражение органов дыхания - одно из наиболее характерных последствий загрязнения атмосферы, а наиболее распространенными повреждающими факторами являются серный и сернистый ангидриды, окислы азота и взвешенные частицы.

           3.3. Санитарно-эпидемиологическая безопасность почв.
         Очистка территорий от бытовых и производственных отходов

      Источниками загрязнения почв Республики являются выбросы вредных веществ в атмосферу, жидкие и твердые бытовые и сельскохозяйственные отходы, промышленные отходы (в т.ч. токсичные). На территории страны накоплен объем отходов, равный более чем 19 млрд. м. Их ежегодный прирост достигает 1 млрд. м. Основные объемы токсичных промышленных отходов накоплены на производственных предприятиях цветной металлургии - свыше 5,2 млрд. m отходов обогащения и металлургического передела.
      На промплощадках производства минеральных удобрений (город Тараз) накопилось около 500 тыс. m фосфоросодержащих шламов и шлаков. Токсичность шламов определяется наличием в них фосфора, фтора, серы, сульфатов и др. соединений. Из-за износа экранирующих пленок в шламонакопителях происходит интенсивное загрязнение почвы и подземных вод. Содержание фтора в последних доходят до 9,2, фосфатов - до 500 и сульфатов - до 2394 мг/л.
      Длительное загрязнение почв ртутью из отвалов на производстве АО "Химпром" города Павлодара привело к ее накоплению в почве и опасности загрязнения подземных вод реки Иртыш. В зоне влияния крупных промышленных предприятий Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской, Жамбылской и др. областей почва массивно загрязнена соединениями меди, свинца, фтора, фосфора, хрома, бора.
      Образовались антопрогенные биогеохимические провинции, занимающие значительные территории. В областном центре Восточно-Казахстанской области - городе Усть-Каменогорске в почве определяется свинец в количестве до 46,5 ПДК, кадмий до 67,0 ПДК. В области образовались биогеохимические провинции - свинцовая, цинковая, мышьяковая, занимающие 2 площадь в несколько тысяч км. Выращиваемые на открытом грунте овощные культуры путем транслокации химических соединений так же загрязнены солями тяжелых металлов. В огурцах содержание свинца превышает ПДК в 10,6 раз, кадмия в 16,8, цинка в 4,8 раза, в томатах свинца в 2-6 раз, цинка до 10, меди до 4,3 раз, в капусте свинца 5 ПДК, цинка 2 ПДК.
      Из-за отсутствия в стране специальных полигонов для складирования и утилизации промышленных отходов, в т.ч. токсичных, они вывозятся на полигоны (свалки) бытовых отходов, которые в 100 % не отвечают элементарным санитарным требованиям.
      Совершенно неудовлетворительно осуществляется санитарная очистка городских и сельских поселений от твердых и жидких бытовых отходов. Только треть городских поселений охвачены планово-регулярной очисткой, в остальной части, особенно в сельских населенных пунктах, очистка проводится по заявочной системе или только в месячники санитарной очистки. Из-за несвоевременного и неполного удаления твердых бытовых отходов стихийные свалки в жилой застройке стали повсеместным явлением, являясь причиной массового размножения крыс, мух и оставаясь потенциальным фактором появления эпидемических осложнений среди населения.

    3.4. Рациональное питание и безопасность пищевых продуктов

      Состояние питания городского и особенно сельского населения в условиях переходного периода, является сложной проблемой. Ухудшилось состояние важных в эпидемическом отношении объектов питания.
      Резко сократился ассортимент продуктов питания отечественного производства, масса консервированной продукции ввозится из-за рубежа. Ее качество не всегда соответствует требованиям гигиенических норм.
      В республике политика в области питания является составной частью национального плана экономического и социального развития. Прежде всего, она должна быть направлена преимущественно на защиту уязвимых групп населения, для которых характерны недоедание и болезни недостаточности питания.
      Пришедшие на смену крупным промышленным предприятиям мини- производства, несмотря на внешне совершенную технологию, в 50% случаев работают в плохо приспособленных помещениях, с серьезными недостатками в нормативном и кадровом обеспечении, что привело к снижению качества реализуемой продукции, зачастую предпринимателями закупаются товары и продукты сомнительного качества без ветеринарного освидетельствования и гигиенического заключения о безопасности продукции.

             3.5. Радиационная безопасность населения

      Расположенные на территории республики рудники, полигоны, предприятия энергетики, производства и их отходы представляют повышенную опасность, в связи с возможностью загрязнения окружающей среды радионуклидами.
      Так, например, отходы бывших урановых производств в Жамбылской области составляют более 200 тыс. м, а уровень радиации на промплощадке достигает 20-580 мкр/час. Общая площадь территории рудников, подлежащая рекультивации, составляет 1204,5 тыс. м2.
      Нуждаются в рекультивации бывшие урановые рудники и шахты в Энбекшильдерском районе Акмолинской области. Мощность дозы гамма-излучения на промплощадках колеблется от 150 до 600 мкр/час.
      Вопрос обеспечения радиационной безопасности населения остается одним из актуальных. Несмотря на то, что уже с 1989 года не проводятся ядерные взрывы на территории Казахстана, радиационная обстановка на технических площадках Семипалатинского и Азгирского полигонов остается потенциально опасной. Снята охрана большинства радиационно-опасных объектов и территорий после передачи земель полигонов в народнохозяйственный оборот. Образовался бесконтрольным доступ населения к ним.
      Одним из главных дозообразующих факторов в Казахстане по-прежнему остается радон и продукты его распада. Предприятия по добыче и переработке фосфорных руд, редких и цветных металлов не приобретают приборы и не ведут производственный контроль за содержанием радона в воздухе рабочей зоны. В то же время рабочие подземных выработок этих предприятий остаются наиболее облучаемым контингентом в Казахстане. Дозы их облучения, особенно в шахтах по добыче редких полиметаллических руд, достигают 500 бэр/год, при допустимом уровне 1,5 бэр/год. Как известно, среди всех других видов радиации, именно радон и его дочерние продукты распада играют чрезвычайно важную роль в этиологии рака легких (он является второй по значению причиной заболевания раком легких, после курения).
      Остается сложной проблема захоронения радиоактивных отходов. Ежегодно на предприятиях страны хранится около 20000 радиоактивных неиспользуемых источников, подлежащих захоронению. Ввод в эксплуатацию объекта "Байкал" в 1995 году не решил всех проблем захоронения радиоактивных отходов. Высокие цены за услуги, дальность транспортировки из южных и западных регионов Казахстана, неспособность комплекса к приему крупногабаритных отходов, обуславливает необходимость строительства межрегионального пункта захоронения радиоактивных отходов в западном и центральном регионах республики. Накопление радиоактивных отходов на предприятиях повышает потенциальную опасность возникновения аварийных ситуаций вследствии хищения, утери или использования не по назначению радиоактивных веществ. Ситуация усугубляется тем, что идет процесс ликвидации многих предприятий, работающих с радиоактивными веществами, в результате чего радиоактивные источники остаются бесхозными и никем не контролируются, что фактически, можно отнести к разряду чрезвычайных ситуаций.

       3.6. Организация противоэпидемических мероприятий в районах
                      стихийных бедствий и местах аварий

      Более двух десятков опасных природных процессов проявляются на территории Казахстана. Распространение, повторяемость, наносимый ущерб от них колеблются из года в год. Наиболее опасными для населения и хозяйства являются: землетрясения, обвалы и оползни, сели и паводки, подтопления, весенние заморозки и снегопады, снежные лавины, подъем уровня Каспийского моря, процессы опустынивания.
      Ежегодно на юге и юго-востоке страны регистрируются до нескольких десятков подземных толчков и колебаний земной коры силой до 2-3 баллов. Весьма часты землетрясения силой 4-6 баллов в эпицентре, приводящие к значительным разрушениям жилых и производственных объектов.
      Современный подъем воды в Каспийском море грозит затоплением территории городов и сел, расположенных по побережью, наносит непоправимый ущерб сельскому хозяйству и экономике в целом. Места возможного возникновения чрезвычайных происшествий нуждаются в оперативных общественных подразделениях, оказывающих первичную медицинскую помощь и проводящих противоэпидемиологические мероприятия.

        3.7. Создание здоровых условий труда на промышленных
                                объектах

      По данным органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора в воздух рабочей зоны на предприятиях выделяется более 200 вредных химических веществ. Работающие на промышленных предприятиях подвергаются комбинированному воздействию других неблагоприятных факторов производственной среды, в их числе: физические (шум, вибрация, электромагнитные поля, статическое электричество, повышенная и пониженная температура, ионизирующее излучение, ультрафиолетовая и инфракрасная радиация), биологические (патогенные микроорганизмы) и психофизиологические (физические и нервно-физические перегрузки).
      Ежегодно выявляются более 40% предприятий, где условия труда не соответствуют гигиеническим нормативам по уровню загрязнения воздуха рабочей зоны. Запыленность в десятки раз превышает нормативы на предприятиях горнодобывающей и угольной промышленности. Загрязненность химическими ингредиентами воздушной среды производственных помещений в концентрациях выше ПДК имеет место на объектах фосфорной (фосфин, фосфорный ангидрид, окись углерода, фтористый водород), металлургической (свинец, мышьяк, цинк, медь, мышьяковистый, сернистый ангидрид, бериллий, окись углерода), нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой (углеводороды, сернистый ангидрид, бенз(а)пирен, окись углерода, сероводород, щелочь) отраслях промышленности.
      Число работающих во вредных и неблагоприятных условиях труда (по основным отраслям народного хозяйства) составляет 382,0 тыс. человек или 15% от всего количества. В Карагандинской области этот показатель равен 32,6%, в бывшей Жезказганской - 22,2%, Восточно-Казахстанской - 31,0%.
      В целом по стране каждое пятое рабочее место в промышленности и на транспорте не соответствует гигиеническим требованиям, от 30 до 50% работающих занято тяжелым физическим трудом, при этом широко используется труд женщин.
      Из впервые выявленных случаев профессиональных заболеваний и профессиональных отравлений у 66,6% больных отмечена утрата трудоспособности по профессии. Особенно высок этот показатель среди работников угольной промышленности (99,5%). В среднем до 10% профессиональных патологий падает на женщин.
      При анализе причин, способствующих возникновению профессиональных заболеваний, установлено, что 46,7% возникли из-за несовершенства технологических процессов, 21,2% - по причине наличия конструктивных недостатков оборудования, механизмов, приспособлений и инструментов, 7% - из-за нарушений правил техники безопасности.
      Одновременно из-за финансовых затруднений дезорганизована ранее эффективно действовавшая система медико-санитарного обеспечения работников крупных промышленных предприятий и контроля за техникой безопасности и охраной труда.
      В связи с распадом колхозов образовалось множество мелких крестьянских хозяйств. Вновь созданные хозяйства крайне слабо оснащены средствами механизации, имеют нетиповые помещения для выращивания животных, не обеспечены достаточным количеством спецодежды и средствами индивидуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями - все это в определенной степени ухудшает условия труда и способствует возникновению профессиональных заболеваний, среди которых краевой патологией является бруцеллез.
      В крестьянских хозяйствах не соблюдаются принятые и действующие в республике законы, направленные на охрану здоровья. К работе с больными животными в период окотной кампании допускаются дети всех возрастов. Грубые нарушения имеют место и при возделывании табака, когда к работе по обработке табака привлекаются дети, беременные, кормящие женщины.

              3.8. Охрана здоровья детей и подростков

      Ухудшение условий содержания детей в детских дошкольных учреждениях, закрытие многих из них отразилось на состоянии их здоровья. В структуре заболеваемости доминируют острые кишечные инфекции, простудные заболевания (острый тонзиллит, ангина, бронхиты, грипп, ОРВИ) и вирусный гепатит. Удельный вес заболевших организованных детей составил по республике 31,6%, в Кызылординской области - 42,1%, в Южно-Казахстанской области - 40,1%, в Жамбылской области - 40,8%, в Мангистауской области -39,1%, в Атырауской области - 38,5%.
      Из 8246 общеобразовательных школ в типовых зданиях размещаются 4368 (52,9%), приспособленных - 3878 и 223 школы - в аварийных зданиях. Более половины школ работают в 2 и 2,5 смены, а перемены сокращены до 5 мин.
      Нарушается температурный режим в помещениях, занижена искусственная освещенность. Школьная мебель старая, не соответствует росто-возрастным особенностям детей. Замена ее не проводится. В 40% школ занятия физкультурой проводятся в коридорах и других плохо приспособленных для этих целей помещениях.
      Компьютеризация школ проводится без учета санитарных требований к компьютерным помещениям, как по площадям, так и размещению оборудования и т.д.
      Серьезные недостатки имеются в организации горячего питания школьников: дотации на питание не выделяются и охват горячим питанием составляет всего 10-15%. В пищеблоках до 30% технологического и холодильного оборудования неисправно.
      Имеют место систематические перебои в доставке даже таких основных продуктов как мясо, молоко, масло, редко поступает рыба, яйца, соки, фрукты. Калорийность блюд, как правило, занижается в 2 и более раз, С-витаминизация практически не производится.

                    3.9. Санитарное просвещение

      Необходимо обеспечить широкую пропаганду среди населения медицинских и гигиенических знаний по профилактике заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии. Необходимо дать понятие людям о том, что окружающая природная и социальная среда, ее состояние в определенной мере зависит от нашего отношения к ней, о том, что многие заболевания экологически зависимы. Санитарное просвещение должно быть направлено на обучение населения элементарным гигиеническим правилам, объяснении каждому о личной ответственности за состояние собственного здоровья.

                   4. Научное обеспечение НПДГОС

      Программа проведения консультации в поддержку НПДГОС требует углубленных научных изысканий и подбора приоритетных проблем. Для этой цели предлагаются следующие проекты:
      4.1. "Разработка санитарно-гигиенических мероприятий по улучшению состояния окружающей среды и здоровья населения, проживающего вблизи Васильковского месторождения золота".
      Цель: Дать эколого-гигиеническую оценку и прогноз качества среды обитания человека по состоянию окружающей среды в зоне размещения Васильковского горно-обогатительного комбината и разработать научно- обоснованную систему природоохранных мероприятий по его оптимизации и улучшению состоянию здоровья населения.
      4.2. "Разработка методов комплексной биохимической очистки промышленных сточных вод ведущих предприятий цветной металлургии республики".
      Цель: Разработать эффективные методы комплексной очистки промышленных сточных вод на основе использования микробиологических процессов, позволяющих удалять такие загрязняющие компоненты как ионы металлов, взвешенные вещества, различные органические соединения и др. для повышения объемов повторного использования воды в различных технологических циклах.
      4.3. "Разработка и реализация мероприятий, направленных на поддержание санитарно-гигиенического благополучия водных экосистем республики".
      Цель: Обеспечение эпидемиологического благополучия по холере на территории Республики Казахстан с наличием трансграничных водоисточников. Контроль за загрязненностью поверхностных водоемов республики. Усовершенствование и разработка новых методов бактериологической диагностики холеры. Получение и обработка в кратчайшие сроки информации об обнаружении холерных вибрионов в объектах окружающей среды, о заболеваемости холерой в странах СНГ, граничащих с Республикой Казахстан.
      4.4. Разработка комплексной системы мер профилактики против бруцеллеза в регионе Приаралья.
      Цель: Разработка и внедрение комплексной системы эпизоотолого- эпидемиологического надзора за бруцеллезом в регионе антропогенного опустынивания Приаралья.
      4.5. "Разработка и реализация комплекса научно-обоснованных мероприятий по улучшению медико-санитарного обслуживания населения низовья Сырдарья и Приаралья".
      Цель: Дать комплексную гигиеническую оценку экологической ситуации в низовьях Сырдарьи и Приаралья, определить уровень и интенсивность распространения загрязнения окружающей среды и оценить последствия влияния неблагоприятных факторов на здоровье населения.
      4.6. "Разработка научно-методологического обоснования системы мониторинга за контаминантами химического и биологического происхождения в продуктах питания в Республике Казахстан".
      Цель: Сбор и анализ информации о загрязненности продуктов питания ксенобиотиками химического и биологического происхождения, а также радиацией в различных регионах Республики Казахстан, научное обоснование степени их опасности для здоровья, разработка более совершенных методов их индексации, а также профилактики алиментарно-зависимых заболеваний путем создания биологически активных добавок к пище направленного действия.
      4.7. Санитарно-гигиенические параметры окружающей среды и здоровья населения сельских районов Атырауской области, прилегающих к полигону "Азгыр".
      Цель: Оценить состояние загрязнения объектов окружающей среды, степень накопления радионуклидов и разработать систему научно-обоснованных мероприятий по предупреждению отрицательного воздействия изменений качества окружающей среды на здоровье населения по профилактике заболевания в районах, прилегающих к полигону "Азгыр".
      4.8. "Программа оздоровления населения в зонах радиационного риска (Капустин яр, Азгыр)".
      Цель: Разработать программу реабилитации населения в зонах радиационного риска (Капустин яр, Азгыр).
      4.9. "Изучение мутационных проявлений воздействия на человека факторов загрязнения окружающей среды в экологически неблагополучных регионах Казахстана".
      Цель: Составить картину состояния здоровья населения в экологически неблагоприятных зонах проживания и выявить наиболее специфичную для различных регионов патологию.
      4.10. Сохранение видового разнообразия обитателей пустынных и степных биоценозов равнинных и горных областей Казахстана".
      Цель: Экологическая оценка состояния природных биоценозов и совершенствование системы экологического мониторинга очаговой чумы пустынных и степных областей Республики Казахстан.
      4.11. "Влияние качества хозяйственно-питьевого водоснабжения в Прикаспийском регионе на уровень заболеваемости населения энтеровирусными инфекциями".
      Цель: Прогнозирование заболеваемости энтеровирусной этиологией и ограничение циркуляции энтеровирусов среди человеческой популяции и в водных объектах.
      4.12. Санитарно-гигиенические показатели качества источников хозяйственно-питьевого водоснабжения в Прикаспийском регионе и их влияние на заболеваемость населения гепатитами А и Е.
      Цель: Выявление корреляции между эколого-гигиеническими показателями качества источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и заболеваемостью населения вирусными гепатитами А и Е, передающимися преимущественно через воду.
      4.13. "Санитарно-гигиенические показатели питьевой воды и связь ее с инфекционной заболеваемостью населения Республики Казахстан".
      Цель: Выявление количественных связей между бактериальным и вирусным загрязнением питьевой воды и здоровьем населения.
      4.14. "Токсиколого-гигиеническая оценка загрязненности окружающей среды диоксинами с последующей разработкой профилактических мероприятий".
      Цель: Выявление региональных особенностей загрязнения окружающей среды диоксинами и состояния здоровья населения, а также обоснование токсикокинетики и токсикодинамики диоксинов для совершенствования гигиенических и экологических нормативов и профилактических мероприятий.
      4.15. "Эколого-эпидемиологические особенности крымской геморрагической лихорадки в Республике Казахстан".
      Цель: Выявление региональных особенностей эпидемического и эпизоотического процессов при крымской геморрагической лихорадке для определения и проведения эффективных профилактических и противоэпидемических мероприятий в природном очаге заболевания.
      4.16. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза предгорий Заилийского Алатау в отношении клещевого энцефалита.
      Цель: Изучение эпидемиологических и эпизоотологических особенностей клещевого энцефалита предгорий Заилийского Алатау.
      4.17. "Лабораторная диагностика сибирской язвы в организации эпидемиологических и эпизоотологических мероприятий с целью предотвращения обсеменения сибиреязвенным возбудителем водных ресурсов Казахстана".
      Цель: Изучение распространенности сибирской язвы на территории Республики Казахстан с помощью диагностических иммунореагентов и определение действенности иммунопрофилактики сибирской язвы.
      4.18. "Разработка и совершенствование лабораторной диагностики холеры, туляремии и лептоспирозов, имеющих строгую приуроченность к водным ресурсам".
      Цель: Разработка и совершенствование лабораторной диагностики холеры, туляремии, лептоспирозов, имеющих строгую приуроченность к водным ресурсам, с целью изучения ареала их распространения и своевременного проведения адекватных противоэпизоотических и противоэпидемических мероприятий в очагах.
      4.19. "Усовершенствование эпидемиологического надзора и диагностики при бруцеллезе в условиях экологически неблагоприятной обстановки".
      Цель: Оптимизация системы эпидемиологического надзора путем разработки и внедрения в практику эффективных методов индикации возбудителя в различных биотических субстратах, углубленного изучения свойств возбудителя, влияющих на эпидемиологическую обстановку.
      4.20. "Совершенствование бактериологического контроля за зоонозами (йерсиниоз, листериоз, пастереллез) в районах крупных водоемов
Казахстана".
      Цель: Изучение экологии и эпидемиологии бактериальных зоонозов в Республике Казахстан, разработка универсальной схемы их лабораторно- этиологической диагностики.
      4.21. "Установление связи аллергодерматозов с загрязнением окружающей среды в Атырауской, Восточно-Казахстанской и Алматинской областях и разработка профилактических мероприятий "Окружающая среда и аллергодерматозы".
      Цель: Установление причинно-следственных связей негативного влияния факторов окружающей среды на развитие аллергодерматозов и разработка профилактических мероприятий.
      4.22. "Совершенствование системы эпидемиологического надзора за природными очагами чумы в целях уменьшения риска заражения людей".
      Цель: Совершенствование системы эпидемиологического надзора за очагами чумы в целях уменьшения риска заражения людей возбудителем чумы.
      4.23. "Профилактика диарейных заболеваний в зоне экологической катастрофы региона Приаралья".
      Цель: Эколого-гигиеническая оценка степени загрязнения источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и влияние загрязнения региона экологической катастрофы Приаралья на особенности эпидемического процесса и биологию возбудителей острых кишечных инфекций.
      4.24. "Выяснение влияния тяжелых металлов на репродуктивную функцию женщин в условиях техногенной биогеохимической провинции и разработка системы оздоровительных мероприятий".
      Цель: Изучить в условиях техногенной биогеохимической провинции возможность влияния тяжелых металлов на течение беременности и родов, а также на развитие предпатологических и патологических состояний новорожденных.
      4.25. "Организация экологического мониторинга и системы предотвращения заболевании туляремией, связанные с загрязнением водоисточников Республики Казахстан - "Профилактика туляремии".
      Цель: Разработка и внедрение системы профилактических мероприятий по туляремии в связи с загрязнением водоисточников.
      Приведенные проекты для обеспечения НПДГОС охватывают научные проекты общей санитарно-эпидемиологической проблематики, вопросы диагностики и профилактики инфекционных, а также неинфекционных заболеваний. Научные проекты предполагается разработать за счет финансовых средств, предусмотренных на эти цели в бюджетах соответствующих министерств.

                           Заключение

      НПДГОС Республики Казахстан включает приоритеты в области гигиены окружающей среды, определенных министрами окружающей среды и министрами здравоохранения Европейских стран. Эти приоритеты сгруппированы в 10 основных направлениях действий, осуществляемых в рамках программы  " Здоровье народа ", утвержденной Указом Президента Республики Казахстан (Алматы, 1998).
      Предусматривается поэтапное достижение целей и задач НПДГОС: 2000-2001 годах, 2002-2003 годах, 2004-2005 годах.
      Основные цели НПДГОС являются улучшение окружающей природной социальной и производственной среды, охрана здоровья населения республики и достижение устойчивого развития государства и общества. Предусмотренные планом задачи: охрана здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а также защита окружающей среды нашли отражение в правах и обязанностях граждан и общественных организаций, инструментах регулирования и ответственности за экологические, гигиенические правонарушения, воспитание и образование населения.
      Реализация мероприятий НПДГОС даст социально-экономический эффект, который выразится в снижении заболеваемости, смертности, увеличении продолжительности жизни и улучшении трудоспособности граждан. Без участия Правительства республики, министерств, ведомств, исполнительной власти всех уровней, а также юридических и физических лиц, независимо от подчиненности и форм собственности реализация оздоровительных мероприятий, предусмотренных в настоящем плане, невозможна.
      Финансирование НПДГОС Республики Казахстан будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных республиканским и местными бюджетами, путем привлечения иностранных инвестиций, помощи стран-доноров и международных организаций, а также хозяйствующих субъектов.


                                             Приложение <*>
      Сноска. Приложение с изменениями - постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 сентября 2003 года N 922 .

              Блок 1. Оценка состояния гигиены окружающей среды
---------------------------------------------------------------------------
N ! Приоритетное     !    Мероприятие       ! Форма      !  Ожидаемый
п/п! направление      !                      !завершения  !  результат
---------------------------------------------------------------------------
1   Выявление,        1.1. Провести          Карта         Оценка     
     снижение,         санитарно-             районирования санитарно- 
     ликвидация        гигиеническое                        гигиенического
     вредного          районирование                        состояния
     влияния           Республики                           страны
     загрязнений       Казахстан в   
     и других          соответствии с
     вредных факторов  экологическим
     окружающей        районированием.
     природной и       Разработать
     производственной  стратегию по
     среды на          гигиене окружающей
     здоровье людей    среды
     и разработка
     региональных      1.2. Утвердить         Приказ       Улучшение
     (пообъективных)   дополнительные                      качества и
     профилактических  гигиенические                       снижение
     мероприятий       нормативы содержания                загрязнения
                       в объектах окружающей               объектов
                       природной среды                     окружающей
                       химических,                         среды
                       биологических веществ 
                       и уровней физических
                       факторов (ПДК, ОБУВ,
                       ОДУ, МДУ, ПДУ и т.п.)

                       1.3. Осуществление     Приказ       Добиться
                       санитарно-                          соответствия
                       эпидемиологической                  гигиеническим
                       экспертизы                          нормативам в
                       соответствия                        ходе
                       принимаемых решений                 проектирования
                       в процессе ведения и                и ведения
                       проектирования                      хозяйственной
                       хозяйственной или                   или иной
                       иной деятельности                   деятельности

                       1.4. Осуществление     Экспертные   Безопасность
                       санитарно-             заключения.  населения
                       эпидемиологической     Банк данных  республики
                       экспертизы
                       производимых в стране
                       и ввозимых из-за
                       рубежа химических
                       и биологических
                       веществ, строительных
                       материалов, источников
                       ионизирующих и
                       неонизирующих излучений,
                       средств производства,
                       технологий и т.п.,
                       которые могут оказать
                       негативное воздействие
                       на состояние окружающей
                       природной среды и
                       здоровье людей
---------------------------------------------------------------------------

Продолжение таблицы
-------------------------------
Ответственный  !  Срок        ! 
исполнитель    !исполнения    !    
-------------------------------!
1.1. МЗ,         IV-квартал    !
     МООС           2001 г.    !
                               !
                               !
1.2. МЗ          II-квартал    !
                    2001 г.    !
                               !
1.3. МЗ          III-квартал   !
                    2000 г.    !
                               !
1.4. МЗ          В ходе        !
                 текущего      !
                 санитарно-    !
                 гигиенического!
                 надзора       !
-------------------------------!

           Блок 2. Безопасная для здоровья питьевая вода
                         в достаточном объеме
---------------------------------------------------------------------------
N ! Приоритетное     !    Мероприятие       ! Форма      !  Ожидаемый
п/п! направление      !                      !завершения  !  результат
--------------------------------------------------------------------------
1   Предупреждение    2.1. Изыскать новые     Решения      Улучшение
     заболевания людей водоисточники питьевой  акимов       водоснабжения
     болезнями         воды в районах выхода                населения
     инфекционной и    их строя групповых
     неинфекционной    и локальных водопроводов
     этиологии,        (Северо-Казахстанская,
     связанных с       Костанайская, 
     водным фактором   Атырауская, Южно-    
                       Казахстанская,
                       Кызылординская,
                       Павлодарская области)

                       2.2. Разработать        Проект        Улучшения
                       нормативный акт,        постановления качества
                       регламентирующий права  Правительства воды, 
                       и обязанности           и проект      снижение
                       юридических лиц-        закона        инфекционной
                       владельцев объектов     Республики    заболеваемости
                       водоснабжения и         Казахстан
                       водопотребителей

                       2.3. Разработать        Методические  Обеспечение
                       методические указания   указания      санитарно-
                       о проведении комплекса                эпидемиологи-
                       санитарных и                          ческого
                       противоэпидемических                  благополучия
                       мероприятий по                        населения
                       профилактике
                       инфекционных
                       заболеваний (холера,                     
                       дизентерия, брюшной
                       тиф и т.д.)          

                       2.4. Привести в         Решения       Улучшение
                       должное санитарно-      акимов        водоснабжения
                       техническое                           населения
                       состояние
                       водопроводные
                       сооружения и сети,
                       а также другие
                       объекты водоснабжения
                       и обеспечить подачу
                       населению воды для
                       хозяйственно-питьевых
                       нужд в нормативном
                       объеме и качестве

                       2.5. Изучить            Информация в    То же
                       возможность             Правительство   
                       использования           Республики
                       предварительно          Казахстан,
                       очищенных и             Решения
                       обезвреженных вод       акимов
                       оросительно-
                       обводнительных
                       систем в качестве
                       источников
                       централизованного
                       хозяйственно-
                       питьевого
                       водоснабжения в
                       Южно-Казахстанской
                       и Жамбылской
                       областях

                       2.6. Обеспечить         Информация в    То же
                       внедрение               Правительство
                       опреснительных          Республики
                       установок для           Казахстан
                       обеспечения питьевой
                       водой населения
                       Мангистауской,
                       Кызылординской и
                       Атырауской областей

                       2.7. Изучить            Санитарно-      Улучшение
                       возможность             эпидемиологи-   качества
                       использования           ческая и        минеральных
                       месторождений           экологическая   вод и
                       подземных               экспертизы,     здоровья
                       минеральных             решения         населения
                       водоисточников для      акимов
                       строительства
                       бальнеологических
                       санаторно-курортных
                       учреждений и
                       предприятий по
                       розливу столовых
                       и лечебных
                       минеральных вод
---------------------------------------------------------------------------

Продолжение таблицы
----------------------------------
    Ответственный !  Срок        ! 
    исполнитель   !исполнения    !    
---------------------------------!
2.1.  Акимы       III-квартал    !
      областей,       2001 г.    !
      МПРООС                     !
                                 !
2.2.  МПРООС,     III-квартал    !
      Комитет         2001 г.    !
      по делам                   !
      строитель-                 !
      ства МЭИТ,                 !
      АДЗ, акимы                 !
      областей                   !
                                 !
2.3.  АДЗ          II-квартал    !
                      2001 г.    !
                                 !
2.4.  Акимы           2000 г.    !
      областей,   III-квартал    !
      МПРООС,                    !
      Комитет                    !
      по делам                   !
      строитель-                 !
      ства МЭИТ                  !
                                 !
2.5.  МПРООС,         2002 г.    ! 
      АДЗ,         II-квартал    !
      акимы                      !
      областей                   !
                                 !
2.6.  Акимы           2001 г.    !
      областей     IV-квартал    !
                                 !
2.7.  АДЗ,            2001 г.    !
      МПРООС,      III-квартал   !
      акимы                      !
      областей                   !
---------------------------------!

              Блок 3. Санитарно-гигиенический надзор за источниками       
        выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, электромагнитными
                     полями и другими физическими факторами
---------------------------------------------------------------------------
N ! Приоритетное     !    Мероприятие       ! Форма      !  Ожидаемый
п/п! направление      !                      !завершения  !  результат
--------------------------------------------------------------------------
1  Изучение           3.1. Изучить в динамике  Совместный  Разработать
    воздействия        причинно-следственные     приказ      мероприятия
    загрязнений        связи влияния состава                по уменьшению
    воздуха, шума,     атмосферных загрязнений              влияния
    электромагнитной   на здоровье населения                атмосферных   
    обстановки на      в областных центрах                  загрязнений
    здоровье людей, с                                      
    разработкой        3.2. Обеспечить          Решения     Улучшение
    соответствующих    сокращение выбросов      акимов      среды обитания,
    профилактических   токсичных веществ                    снижение
    мероприятий        в атмосферный воздух                 заболеваемости
                       путем реализации
                       технологических,
                       организационно-
                       технических,
                       воздухоохранных и
                       градостроительных мер
 
                                  3.3. Определить          Шумовые     Снижение
                       границы воздействия      карты,      воздействия
                       на здоровье населения    разработка  уровня шума
                       превышения допустимых    рекомендаций
                       уровней шума             по снижению
                                                воздействия
                                                уровня шума

                       3.4. Провести            Паспорт      Снижение
                       паспортизацию наиболее   источников   электромаг-
                       мощных источников        электромаг-  нитных 
                       электромагнитных         нитных       излучений
                       излучений, определить    излучений
                       соответствие нормативам
                       размеров санитарной
                       защитной зоны и зоны
                       ограничения застройки
---------------------------------------------------------------------------

Продолжение таблицы
-------------------------------
Ответственный !  Срок        ! 
исполнитель   !исполнения    !    
------------------------------!
   МПРООС          2000 г.    !
   Гидромет,     III-квартал  !
   АДЗ акимы                  !
   областей                   !
                              !
   Акимы         III-квартал  !
   областей,       2002 г.    !
   МЭИТ,                      !
   МПРООС                     !
                              !
   АДЗ,         III-квартал   !
   МПРООС,        2001 г.     !
   акимы                      !
   областей                   !
                              !
   АДЗ,           2002 г.     !
   МПРООС,      II-квартал    !
   Гидромет,                  !
   акимы городов              !
------------------------------ 

             Блок 4. Санитарно-эпидемиологическая безопасность почв.
            Очистка территорий от бытовых и производственных отходов
---------------------------------------------------------------------------
N ! Приоритетное     !    Мероприятие       ! Форма      !  Ожидаемый
п/п! направление      !                      !завершения  !  результат
--------------------------------------------------------------------------
1  Совершенствование  4.1. Разработать       Постановление  Улучшение
    нормативной базы   проект постановления   Главного       санитарного
    по проблеме сбора, "О санитарном          государствен-  состояния
    удаления и         состоянии городских и  ного санитар-  и принятие
    утилизации твердых сельских поселений, об ного врача     эффективных
    бытовых отходов    ответственности всех   Республики     мер по охране
                       хозяйствующих          Казахстан      здоровья
                       субъектов и граждан                   населения
                       за чистоту территорий
                       в местах деятельности
                       и проживания" 
 
                             4.2. Разработать       Проект         Уменьшение 
                       норматив по нагрузке   нормативно-    содержания
                       на почву новых         правового      пестицидов
                       пестицидных препаратов акта           в объектах   
                       с методикой определения               окружающей
                       их остаточных количеств               среды
                       в объектах окружающей
                       среды и продуктах
                       растительного
                       происхождения
 
        2  Предотвращение     4.3. Улучшить          Решения       Улучшение
    прямого или        планово-регулярную     акимов        чистоты
    опосредованного    очистку жилого сектора,              городов
    влияния            построить типовые     
    загрязнения почв   полигоны по утилизации
    на заболеваемость  твердых бытовых отходов
    населения,         во всех областных
    болезнями          центрах
    инфекционной и
    неинфекционной     4.4. Принять меры к    То же         Профилактика
    этиологии          строительству типовых                эпизоотий
                       скотомогильников в              
                       районных центрах
                       4.5. Проведение        Карта         Профилактика 
                       инвентаризации         загрязнения   и снижение
                       земель в               почвенного    влияния
                       сельскохозяйственных   покрова       загрязнения
                       и промышленных                       окружающей
                       районах для выявления                среды на
                       характера и степени                  здоровье
                       загрязнения почв                     населения
 
                       4.6. На основе         План          Профилактика
                       комплексного           мероприятий   инфекционных и
                       подхода разработать    по очищению   неинфекционных
                       мероприятия по         почв          заболеваний
                       очищению почв и,                               
                       прежде всего, почв в
                       районах земледелия,
                       Северного и Южного
                       Казахстана
---------------------------------------------------------------------------
 
  Продолжение таблицы
-------------------------------
Ответственный !  Срок        ! 
исполнитель   !исполнения    !    
------------------------------!
   МЗ,           III-квартал  !
   МООС,         2000-2005 гг.!
   Комитет по                 !
   делам                      !
   строительства              !
   МИТ, МТК,                  !
   МСХ                        !
                              !
   Агентство по  2000-2002 гг.!
   управлению      по мере    !
   земельными    необходимости!
   ресурсами,    при          !
   МСХ, МПРООС,  регистрации  !
   АДЗ, Академия препаратов   !
   наук                       !
                              !
   Акимы         2000-2004 гг !
   областей       ежегодно    !      
                              !
   Акимы         2000-2005 гг.!
   областей       ежегодно    !
   и районов,                 !
   МСХ                        !
                              !
   Институт         2000 г.   !
   почвоведения   IV-квартал  !
   МОН                        !
                              !
   Институт         2001 г.   !
   почвоведения,  II-квартал  !
   микробиологии              !
   и вирусологии,             !
   ботаники МОН,              !
   институт                   !
   Национального              !
   академического             !
   центра аграрных            !
   исследований               !
------------------------------ 

              Блок 5. Рациональное питание и безопасность
                           продуктов питания ---------------------------------------------------------------------------
N ! Приоритетное     !    Мероприятие       ! Форма      !  Ожидаемый
п/п! направление      !                      !завершения  !  результат
--------------------------------------------------------------------------
1  Разработка         5.1. Усилить           Совместный   Улучшение
    нормативных        государственный надзор приказ       качества
    правовых актов и   за соблюдением                      пищевых
    специальных        нормативных требований              продуктов
    программ,          к качеству безопасности
    нацеленных на      при производстве,
    защиту и гарантию  переработке,
    удовлетворения     транспортировке,
    потребителей в     хранении и реализации
    качественных       продуктов питания
    продуктах питания
                       5.2. Изучить           Информация в  Улучшение  
2  Профилактика       состояние фактического Правительство здоровья
    заболеваний,       питания населения,     Республики    населения
    связанных с        проживающего в         Казахстан 
    неполноценным      сельской местности     Совместный    Эпидемиологи-
    питанием и         5.3. Контроль за       приказ        ческое
    употреблением      бактериологической,                  благополучие
    недоброкачествен-  радиационной и                       населения
    ных продуктов      экологической
                       безопасностями продуктов
                       питания

                       5.4. Разработать       Совместное    Улучшение
                       проект совместного     распоряжение  качества
                       распоряжения                         продуктов
                       "О повсеместном                      растениеводства
                       внедрении
                       токсикологических
                       сертификатов на
                       растениеводческую
                       продукцию"
                       5.5. Разработать       Совместный    Профилактика и
                       и внедрить систему     приказ        улучшение
                       мониторинга                          здоровья
                       состояния питания                    населения,
                       населения                            связанного с  
                                                            продуктами    
                                                            питания
---------------------------------------------------------------------------

Продолжение таблицы
-------------------------------
Ответственный !  Срок        ! 
исполнитель   !исполнения    !    
------------------------------!
   Госстандарт   III-квартал  !
   МЭИТ, АДЗ,       2000 г    !
   акимы                      !
   областей                   !
                              !
   Академия       II-квартал  !
   наук             2002 г    !
   земельными    необходимости!
                              !
                              !
   МЗ,            II-квартал  !
   Госстандарт       2001 г   !      
   МИТ           в дальнейшем !
                 постоянно    !
                 в процессе   !
                 надзора      !
                              !
   Госстандарт   IV-квартал   !
   МЭИТ, АДЗ       2001 г     !
   Академия наук,             !
   АДЗ                        !
                              !
   Госстандарт   IV-квартал   !
   МИТ             2001 г     !
------------------------------ 

              Блок 6. Радиационная безопасность населения    

---------------------------------------------------------------------------
N ! Приоритетное     !    Мероприятие       ! Форма      !  Ожидаемый
п/п! направление      !                      !завершения  !  результат
--------------------------------------------------------------------------
1  Вопросы            6.1. Разработать        Совместное   Радиационная
    безопасного        порядок взаимодействия  распоряжение защита и
    хранения и         и разграничения                      безопасность
    удаления           функций между Комитетом
    радиоактивных      по атомной энергетике
    источников и       МЭИТ, МПРООС, АДЗ по
    отходов            вопросам радиационной
                       безопасности на
                       территории Республики
                       Казахстан
                       6.2. Обеспечить         Решения      Обеспечение
                       своевременный сбор,     акимов       радиационной
                       транспортировку,                     безопасности
                       переработку и
                       захоронение
                       радиоактивных отходов
 
                                              6.3. Рекультивировать   Решения      Восстановление
                       все отвалы забалансовых акимов       земель
                       руд, хвостохранилища
                       предприятий по добыче
                       и переработке
                       радиоактивных руд

2  Изучение           6.4. Провести           Информация в  Обеспечение 
    радиационной       радиоэкологическое      Правительство радиационной
    обстановки на      обследование            Республики    безопасности
    территории         радиационноопасных      Казахстан
    республики с       земель (полигонов),
    принятием          переданных в народно-
    экстренных мер     хозяйственный оборот
    при выявлении     
    радиационных       6.5. Создать систему    Проект        То же
    аномалий           контроля за             нормативно-
                       содержанием радона,     правового
                       торона и продуктов их   акта
                       распада в воздухе
                       рабочей зоны
                       6.6. Внести вопрос      Информация в  То же
                       в Правительство о       Правительство
                       возврате отработанных   Республики
                       тепловыдяемых элементов Казахстан
                       ядерных реакторов
                       заводам поставщикам
---------------------------------------------------------------------------

Продолжение таблицы
-------------------------------
Ответственный !  Срок        ! 
исполнитель   !исполнения    !    
------------------------------!         
Комитет по       2001 г      !
атомной         II-квартал   !
энергетике                   !
МЭМР, МООС,                  !
МЗ, НЯЦ                      !
                              !
Акимы            2001 г      ! 
областей        I-квартал    !
и городов,                   !
МИТ,                         !
МООС                         !
                              !
Акимы            2001 г      !
областей        II-квартал   !
                              !
МООС,           II-квартал   !
Комитет по       2001 г      !
атомной         2001-2005 г  !
энергетике                   !
МЭМР, НЯЦ,                   !
МОН                          !
МЗ, МИТ,         2001 г      !
МООС, МОН       III-квартал  !
                              !
Комитет по       2001 г      !
атомной                      !
энергетике                   !
МЭИТ                         !
------------------------------                              

           Блок 7. Организация противоэпидемических мероприятий
        в районах стихийных бедствий и местах промышленных аварий 
---------------------------------------------------------------------------
N ! Приоритетное     !    Мероприятие       ! Форма      !  Ожидаемый
п/п! направление      !                      !завершения  !  результат
--------------------------------------------------------------------------
1   Прогнозирование   7.1. Разработать план   Совместный   Безопасность
     возможного        по организации          приказ       населения
     ухудшения         экстренной медицинской
     санитарно-        помощи и
     гигиенической и   противоэпидемическим
     эпидемической     мероприятиям при
     обстановки на     чрезвычайных ситуациях
     территории
     республики при    7.2. Определить        Приказ АДЗ,     Повышение
     землетрясениях,   потребность и обучить  решения акимов  квалификации
     наводнениях и     специалистов,                          кадров
     других природных  действующих в очагах и                 санитарно-
     катаклизмах       районах, подвергшихся                  эпидемиологи-
                       катастрафическому                      ческой службы
                       воздействию
---------------------------------------------------------------------------

Продолжение таблицы
-------------------------------
Ответственный !  Срок        ! 
исполнитель   !исполнения    !    
------------------------------!      
МЗ, МСХ, МТК,     2000 г     !
акимы областей  IV-квартал   !
                              !
МЗ,             I-квартал    !
акимы             2001 г     ! 
областей                     !
                              !
------------------------------   

           Блок 8. Создание здоровых условий труда на
                        промышленных объектах
---------------------------------------------------------------------------
N ! Приоритетное     !    Мероприятие       ! Форма      !  Ожидаемый
п/п! направление      !                      !завершения  !  результат
--------------------------------------------------------------------------
1   Улучшение          8.1. Обеспечить        Разработка   Оптимизация
     гигиенических      разработку нормативных совместных   охраны и
     условий труда,     правовых актов по      правил       условий труда
     предупреждение     охране труда для       совместным
     профессиональных   организаций курирующих приказом
     отравлений и       отраслей экономики
     заболеваний       
                        8.2. Повысить          Анализ       Профилактика
                        требования к улучшению условий      и сохранение
                        условий труда          труда        здоровья
                        работающих подростков  подростков   женщин и
                        и женщин на            и женщин;    подростков
                        производстве           Письма в
                                               министерства
                                               и ведомства
 
                                                8.3. Разработать       Проект       Улучшение
                        нормативный правовой   нормативного условий труда
                        паспортизации рабочих  правового   
                        мест производственных  акта
                        объектов

                        8.4. Обеспечить        Приказ АДЗ   Улучшение     
                        систематический                     здоровья
                        медицинский контроль                работающих
                        за состоянием
                        здоровья работающих
---------------------------------------------------------------------------

Продолжение таблицы
-------------------------------
Ответственный !  Срок        ! 
исполнитель   !исполнения    !    
------------------------------!  
МТСЗ, МОН,      I-квартал    !
МСХ,              2001 г     !
Госстандарт                  !
МЭИТ, МТК, АДЗ               !
                              !
МТСЗ, МЭИТ,                  !
АДЗ,            II-квартал   !
промышленные      2000 г     !
предприятия,                 !
организации                  !
                              !
МТСЗ, МЭИТ,     I-квартал    !
АДЗ, Акимы        2001 г.    !
областей,                    !
промышленные                 !
предприятия                  !
                              !
МЗ, МСХ,                     !
МИТ, МООС       Постоянно    !
------------------------------

              Блок 9. Охрана здоровья детей и подростков
---------------------------------------------------------------------------
N ! Приоритетное     !    Мероприятие       ! Форма      !  Ожидаемый
п/п! направление      !                      !завершения  !  результат
--------------------------------------------------------------------------
1  Приведение в       9.1. Подготовить        Совместный   Профилактика
    соответствие с     проекты нормативных     приказ       и улучшение
    нормативными       правовых актов,                      здоровья
    требованиями       регламентирующих                     подрастующего
    устройств и        улучшение здоровья                   поколения     
    содержание         детей и подростков                                 
    детских и
    дошкольных,
    общеобразовательных
    учреждений
2  Реализация         9.2. Обеспечить         То же        Улучшение и
    компьютерного      соблюдение санитарных                сохранение
    образования на     правил и норм при                    здоровья
    основе соблюдения  организации                          учащихся
    правил и норм      компьютерного
    проектирования     обучения в общеобра-
    и эксплуатации     зовательных школах и
    учебных помещений  других учебных
                       заведениях 
---------------------------------------------------------------------------

Продолжение таблицы
-------------------------------
Ответственный !  Срок        ! 
исполнитель   !исполнения    !    
------------------------------!  
                              !
МОН, АДЗ        III-квартал  !
                   2000 г     !
                              !
МОН, АДЗ        IV-квартал   !
                   2000 г     !
------------------------------

                  Блок 10. Санитарное просвещение

---------------------------------------------------------------------------
N ! Приоритетное     !    Мероприятие       ! Форма      !  Ожидаемый
п/п! направление      !                      !завершения  !  результат
--------------------------------------------------------------------------
1  Гигиеническое      10.1. Информировать    Выступления   Повышение
    воспитание         оперативно население   в средствах   санитарной
    населения,         о состоянии            массовой      культуры
    формирование       загрязнения окружающей информации    населения
    здорового образа   среды через средства
    жизни, усиление    массовой информации
    мер борьбы с
    вредными           10.2. Обучить          Выступления 
    Эпидемиоло-
    привычками,        население элементарным в средствах   гическое
    оказывающими       санитарно-             массовой      благополучие
    неблагоприятное    гигиеническим навыкам  информации    населения
    влияние на         предупреждения         и подготовка
    работоспособность  возникновения          наглядной
    и состояние        инфекционных           агитации
    здоровья           заболеваний

                       10.3. Санитарное       То же         Санитарная
                       просвещение широких                  грамотность
                       слоев населения и                    населения
                       гигиеническое
                       обучение отдельных
                       контингентов к
                       безопасным условиям
                       труда, быта и отдыха      
---------------------------------------------------------------------------

Продолжение таблицы
-------------------------------
Ответственный !  Срок        ! 
исполнитель   !исполнения    !    
------------------------------!  
АДЗ, МПРООС,    2000-2001 гг !
МКИОС, акимы    в установлен-!
областей        ные графики  !
                 АДЗ          !
                              !
АДЗ, МОН,       То же        !
МКИОС                        !
                              !
То же           То же        !
------------------------------

     Примечание.

     1. Министерства и ведомства отчитываются перед Агентством Республики Казахстан по делам здравоохранения ежеквартально.     

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.