В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 9 декабря 1997 года N 3787 U973787_ "О формировании единого информационного пространства в Республике Казахстан" Правительство Республики Казахстан постановляет:
Внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан "О Государственной программе формирования и развития единого информационного пространства Республики Казахстан".
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Указ
Президента Республики Казахстан
О Государственной программе формирования
и развития единого информационного пространства
Республики Казахстан
В соответствии со статьей 44 K951000_ Конституции Республики Казахстан и в целях реализации долгосрочного приоритета K972030_ Стратегии "Казахстан-2030" "Инфраструктура, в особенности транспорт и связь" в части внедрения в национальную экономику современных информационных технологий постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу формирования и развития единого информационного пространства Республики Казахстан.
2. Правительству Республики Казахстан в месячный срок разработать план мероприятии по реализации Государственной программы формирования и развития единого информационного пространства Республики Казахстан на 2000-2002 годы.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания.
Президент
Республики Казахстан
Государственная программа
формирования и развития единого информационного
пространства Республики Казахстан
Утверждена
Указом Президента
Республики Казахстан
от "__" _____ 2000 года
N_______
Государственная программа
формирования и развития единого информационного
пространства Республики Казахстан
1. Паспорт Программы
Наименование Формирование и развитие единого
Программы информационного пространства
Республики Казахстан.
Основание для Указ Президента Республики Казахстан от 9 декабря
разработки 1997 года N 3787 U973787_ "О формировании единого
информационного пространства Республики Казахстан".
Основные Министерство транспорта и коммуникаций Республики
разработчики Казахстан, Министерство энергетики, индустрии и
торговли Республики Казахстан.
Срок реализации Среднесрочная, 2000-2002 годы.
Цели и задачи Формирование единого информационного пространства
Программы в Республике Казахстан;
создание рынка информации и знаний;
обеспечение информационной безопасности личности,
общества, государства;
возрастание роли инфраструктуры
(телекоммуникационной, транспортной,
организационной) в системе общественного
производства;
повышение уровня образования населения,
научно-технического и культурного развития страны;
становление и формирование в государственном
управлении, экономике, культуре и социальной сфере
новых технологических укладов, базирующихся на
массовом использовании перспективных информационных
технологий, средств компьютерной техники и
телекоммуникаций.
Основные Совершенствование механизмов государственного
мероприятия регулирования в сфере информатизации;
программы создание нормативной правовой базы формирования и
функционирования единого информационного
пространства Республики Казахстан;
создание информационной системы управления
информационными ресурсами;
модернизация технических средств и внедрение новых
информационных технологий;
обеспечение доступа в сеть Интернет широким слоям
населения страны;
разработка Программы стимулирования развития и
поддержки отечественного производителя
вычислительной и телекоммуникационной техники,
информационных продуктов и услуг, повышения их
конкурентоспособности;
разработка системы подготовки и переподготовки
специалистов в области разработки и эксплуатации
информационно-телекоммуникационных систем,
новых информационных технологий.
Источники Средства, выделяемые из республиканского и местных
финансирования бюджетов, банковские кредиты, гранты и займы
международных финансовых институтов, инвестиции.
Ожидаемый Реализация мероприятий позволит:
конечный повысить эффективность государственного
результат регулирования в сфере информатизации;
создать условия для повышения конкурентоспособности
отечественных средств вычислительной и
телекоммуникационной техники, информационных
продуктов и услуг;
обеспечить совместимость и взаимодействие систем и
сетей с учетом международных стандартов развития
информационно-телекоммуникационных систем;
привлечь средства отечественных и зарубежных
инвесторов в проекты и программы информатизации;
создать единую нормативную правовую базу в области
информатизации;
произвести оптимизацию бюджетных средств,
выделяемых на создание и использование
государственных информационных ресурсов;
создать первоначальные условия перехода в
информационное общество.
2. Введение
Создание и развитие единого информационного пространства Республики Казахстан или, в принятой в мире терминологии, национальной информационной инфраструктуры (National Information Infrastucture - NII ) является частью процесса формирования Глобальной информационной инфраструктуры (GII), реализуемой мировым сообществом на основе концепции открытых систем.
Под единым информационным пространством понимается комплекс методов и средств информационного обеспечения государства, базирующихся на современной интегральной технологии, включающей:
распределенные многопользовательские Базы Данных;
средства подготовки и передачи документов;
телекоммуникационные системы, обеспечивающие взаимодействие локальных сетей и доступ потребителей к информационным ресурсам;
средства поддержки коммерческой деятельности;
механизмы нормативного регулирования и обеспечения информационной безопасности.
В качестве фундамента для построения единого информационного пространства Республики Казахстан в Программе приняты информационные ресурсы государственных органов, как наиболее подготовленные к интеграции по техническим параметрам и функциональному наполнению.
3. Анализ текущего состояния информационной
инфраструктуры Республики Казахстан
Существующая система информационного обеспечения жизнедеятельности республики оказалась недостаточно подготовленной и соответствующей новым политическим и социально-экономическим условиям и требует приоритетного развития и совершенствования.
Созданные на базе разнообразных большей частью устаревших программно-аппаратных средств и неунифицированных решений информационно- телекоммуникационные системы функционируют, в основном, в интересах отдельных государственных органов управления и, как правило, без необходимого взаимодействия, что приводит к дублированию работ по разработке и совершенствованию систем избыточности в сборе первичной информации.
Имеющиеся информационные ресурсы характеризуются:
тематической и функциональной неполнотой;
низким качеством и отсутствием сертификации;
отсутствием достоверных сведений о количественных и качественных характеристиках созданных информационных ресурсов.
Имеющиеся средства телекоммуникационного доступа к базам данных характеризуются разнотипностью оборудования и несогласованностью протоколов.
Таким образом, возможность доступа к информации, как правило, ограничивается ее ведомственной принадлежностью, отсутствием единой телекоммуникационной системы и определяется зачастую должностным положением и статусом пользователя. Остается не решенной проблема доступа к территориально удаленным информационным ресурсам.
Решение проблем ведомственной разобщенности различных информационно- телекоммуникационных систем, организации их взаимодействия в целях повсеместного и полного удовлетворения информационных потребностей органов управления возможно только путем формирования единого информационного пространства республики.
Решение задач информатизации системы государственного управления с единых методологических и технологических позиций позволит построить такую информационную инфраструктуру, которая обеспечит в значительной степени и решение других проблем в сфере информатизации, в том числе проблему интеграции в мировое информационное пространство.
Важнейшим достижением при реализации единого информационного пространства органов государственного управления станет преодоление ведомственного монополизма на открытые информационные ресурсы, исключение дублирования и на этой основе существенное сокращение затрат на создание и использование государственных информационных ресурсов.
Реализация работ по формированию и развитию информационного пространства органов государственного управления должна осуществляться в рамках комплекса целевых научно-технических программ по отдельным направлениям.
Основным координирующим элементом должен стать механизм государственного заказчика, в целом по проблеме обеспечивающим разработку и координацию исполнения государственной программы комплексной информатизации органов государственного управления, экспертизу проектов, формирование инвестиций в ее реализацию, распределение и контроль над их рациональным использованием.
4. Цели и задачи Программы
Государственная программа формирования и развития единого информационного пространства Республики Казахстан разработана с целью создания единого информационного пространства Республики Казахстан и направлена на достижение следующих целей:
1) формирование единого информационного пространства Республики Казахстан, представляющего собой совокупность информационных ресурсов, используемых в информационно-телекоммуникационной среде гражданами и организациями для удовлетворения информационных потребностей независимо от места и времени обращения к этим ресурсам, а также статуса пользователей;
2) создание рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;
3) решение значительной части проблем обеспечения информационной безопасности личности, общества, государства и создание эффективной системы обеспечения для граждан и социальных институтов свободы получения, распространения и использования информации как важнейшего условия демократического развития;
4) повышение уровня образования населения, научно-технического и культурного развития страны за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;
5) становление и формирование в государственном управлении, экономике, культуре и социальной сфере новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании информационных технологий, средств компьютерной техники и телекоммуникаций;
6) эффективное использование информационных ресурсов в деятельности государственных органов.
В соответствии с этими целями, первоочередными задачами государственной программы на 2000-2002 годы являются:
1) создание минимально необходимой нормативной правовой базы, включающей в себя:
Закон "Об информации и информатизации";
Закон "Об участии в международном информационном обмене";
нормативные правовые акты, регулирующие участие органов государственного управления в формировании и развитии единого информационного пространства Республики Казахстан;
стандарты в области формирования и развития единого информационного пространства;
2) разработка и ввод в эксплуатацию межведомственных баз данных коллективного регламентируемого доступа;
3) создание сетевой инфраструктуры органов государственного управления и
их комплексная информатизация;
4) реализация пилотного проекта сегмента единого информационного пространства в рамках нескольких органов государственного управления;
5) организация производства средств информационных технологий, в том числе компьютеров отечественной сборки;
6) развитие отечественной индустрии разработки программного обеспечения;
7) начало перехода на использование отечественных сертифицированных
средств обеспечения информационной безопасности.
5. Основные направления и механизмы
реализации программы
Движение страны к достижению ориентиров информационной цивилизации, как и движение к приоритетным долгосрочным целям социально-экономического развития в рамках программы "Казахстан-2030", будет состоять из ряда этапов. Целенаправленное движение к информационному обществу потребует в рамках каждого этапа, согласованного с соответствующим этапом реализации программы "Казахстан-2030", определения ключевых (приоритетных) направлений информатизации и соответствующих индикативных показателей этапа.
Учитывая ведущую роль государства в проведении глубокой трансформации общества и принятые задачи на первый этап стратегической программы "Казахстан-2030", а также осуществление Государственной программы информатизации системы среднего образования и значительную ресурсоемкость процесса информатизации, Государственная программа формирования и развития единого информационного пространства Республики Казахстан в рамках соответствующей государственной политики исходит из следующих принципов:
1) использование созданных ранее информационных систем и миграция уже имеющихся программных комплексов, баз данных и персонала на новые аппаратно-программные платформы на основе объектно-ориентированного и других перспективных подходов;
2) соответствие методологии и инструментальных средств создания и развития информационных ресурсов и информационно-телекоммуникационных систем в Республике Казахстан современным требованиям развития науки и технологий в соответствующих областях;
3) обеспечение интегрируемости информационных ресурсов, информационно -телекоммуникационных систем на основе проведения работ по стандартизации, унификации и сертификации средств и систем информатизации с использованием концепции открытых систем;
4) координация деятельности различных ведомственных и региональных структур, а также организаций негосударственного сектора по формированию и использованию информационных ресурсов и создание, таким образом, условий для формирования единого информационного пространства;
5) учет, регистрация государственных информационных ресурсов и обеспечение доступности информации об их составе, размещении и условиях использования;
6) обеспечение эффективного финансирования и оптимизация затрат бюджетных средств на формирование, использование и защиту государственных информационных ресурсов;
7) обеспечение информационной безопасности и независимости страны с учетом:
построения систем международных отношений в условиях информационной проницаемости государственных границ;
необходимости выработки рациональной государственной политики по отношению к мировым информационным сетям и решения задачи вхождения в них национальных и корпоративных информационных и телекоммуникационных сетей с позиций защиты национальных информационных ресурсов и информационной инфраструктуры;
опасностей использования новых информационных технологий в качестве информационного оружия, а также угроз информационного терроризма;
международного опыта борьбы с внешними угрозами информационной безопасности;
8) самоорганизация информационного пространства с использованием регулирующих воздействий государства в виде нормативно-правового обеспечения и реализации государственных научно-технических программ.
На первом этапе (2000-2002 годы) формирования и развития единого информационного пространства Республики Казахстан выделяются следующие приоритеты:
1. Создание нормативной правовой базы формирования и функционирования единого информационного пространства Республики Казахстан.
В сфере нормативного правового обеспечения должны быть разработаны и приняты:
1) законодательные акты, которые:
устанавливают правовые основы государственной поддержки, управления и регулирования процесса создания информационного пространства;
закрепляют права государства, организаций и отдельных граждан на информацию;
регламентируют отношения в процессе создания и распространения информационных ресурсов;
предопределяют основы правового режима информационных технологий, продукции и услуг, обеспечивают формирование рыночной инфраструктуры информатизации в республике и включение ее в мировую информационную систему;
2) нормативные акты о формировании системы стандартов в рамках концепции открытых систем, упорядочивающих и унифицирующих процессы создания единого информационного пространства Республики Казахстан;
3) нормативная база внедрения электронного документооборота и других безбумажных технологий, определяющая правовой статус электронного документа;
4) нормативная методическая база по сертификации средств и систем информатизации.
2. Создание научно-методической базы
В части научно-методического обеспечения должны быть осуществлены:
1) выбор и разработка стандартов в области формирования и развития единого информационного пространства Республики Казахстан в рамках концепции открытых систем, которые упорядочивают, унифицируют процессы создания единого информационного пространства республики и обеспечивают интегрируемость информационных ресурсов и информационно- телекоммуникационных систем;
2) разработка организационно-методических рекомендаций по созданию и совершенствованию корпоративных информационных систем государственных органов;
3) принятие мер по подготовке и повышению квалификации специалистов в области информационных технологий.
3. Формирование и использование государственных информационных ресурсов.
В области формирования и использования государственных информационных ресурсов должны быть осуществлены:
1) ведение государственного регистра, содержащего сведения по организациям - держателям государственных, негосударственных и смешанных информационных ресурсов и по видам распространяемой ими информационной продукции и предоставляемым информационным услугам;
2) создание и ведение отдельных системообразующих межведомственных и отраслевых баз данных, а также баз данных акиматов: "население", "физические и юридические лица", "землепользование", "недвижимость (жилой и нежилой фонд)", "мобилизационная готовность" и других баз данных, обеспечивающих свободный доступ к открытой части информации организациям и физическим лицам;
3) защита государственных информационных ресурсов от различных угроз, обеспечение информационной безопасности;
4) определение организаций - депозитариев государственных информационных ресурсов, образующих сеть специализированных центров, которые должны обеспечивать хранение и содержание информационных ресурсов соответствующих территорий, а также сведения об информационных ресурсах центральных органов и других территорий, о порядке доступа к ним.
4. Формирование и использование информационной инфраструктуры органов государственного управления.
В области формирования и использования информационной инфраструктуры органов государственного управления должно быть осуществлено информационно-технологическое обеспечение деятельности этих органов (системы электронного документооборота, системы видеоконференций, системы синхронного перевода, электронные системы голосования, информационно-справочные системы, информационно-аналитические системы поддержки принятия решений, системы информационной безопасности и др.) на базе эксплуатируемых и создаваемых информационно-телекоммуникационных служб.
Системы информационной безопасности должны обеспечивать защиту информационных ресурсов и информационную безопасность субъектов информационного взаимодействия.
Необходима организация служб по эксплуатации и обслуживанию средств связи и информатизации в органах государственного управления.
Первоначальный этап формирования единого информационного пространства Республики Казахстан должен быть направлен на создание базовых системообразующих звеньев, ядром которых являются действующие и разрабатываемые в настоящее время информационно-вычислительные системы отдельных государственных органов, функционирующие базы и банки данных общего пользования, телекоммуникационные системы и сети. Необходимо обеспечить их совместимость и взаимодействие, сопряжение новых средств информационных технологий с традиционными средствами распространения информации и организацию доступа к ней.
6. Целевые подпрограммы
Программа предусматривает следующие основные подпрограммы:
Мониторинг состояния информационно-телекоммуникационных систем в государственных органах
Одной из первых подпрограмм, которую необходимо внедрить в Республике Казахстан, является осуществление мониторинга информационно- телекоммуникационных систем в государственных органах. Государственные органы Республики Казахстан являются естественной и важной составляющей при построении единого информационного пространства Республики Казахстан. Без четкой и ясной картины оснащенности государственных органов информационными системами, без четкого описания характеристик и информационного наполнения этих систем невозможно проводить анализ, оценку и принимать адекватные решения.
В рамках подпрограммы необходимо создать Государственный регистр информационно-телекоммуникационных ресурсов с обязательной регистрацией в нем всего программного обеспечения, баз данных и телекоммуникационных систем передачи данных, разработка которых финансируется из государственного бюджета или других источников, контролируемых государством.
Необходимо предусмотреть возможность добровольной регистрации в Государственном регистре информационно-телекоммуникационных систем, принадлежащих негосударственным структурам. Надо создать такие условия функционирования государственного Регистра, при которых регистрация в нем информационных продуктов повышала бы их престиж и коммерческую ценность.
Государственная регистрация информационно-телекоммуникационных систем должна стать первым шагом на пути к их государственной сертификации. В первую очередь необходимо разработать механизмы сертификации программ и баз данных финансово-экономического и юридического назначения, работа которых должна адекватно учитывать нормы действующего законодательства. Прежде всего, это относится к бухгалтерским программам и правовым базам данных. Сертификация программ должна производиться на добровольной основе. Вместе с тем необходимо создать такие условия, которые бы позволяли сертифицированным информационным продуктам иметь преимущества на рынке информационных технологий.
Необходимо разработать правила ведения Государственного регистра и определить порядок доступа, процедуры и периодичность обновления Государственного регистра информационно-телекоммуникационных систем, а также регламент подготовки и распространения аналитических отчетов для государственных органов управления и других заинтересованных сторон. Фрагменты базы данных Государственного регистра и аналитические материалы общего характера должны публиковаться в соответствующих разделах wеb-сайта Правительства.
Создание единой информационной инфраструктуры государственных органов
Необходимым условием формирования единого информационного пространства Республики Казахстан является построение информационной инфраструктуры государственных органов. Подпрограмма предусматривает:
1) Создание wеb-сайта государственных органов.
В настоящее время многие государственные органы создают wеb-сайты собственными силами, либо с помощью международных финансовых организаций, либо силами профессиональных компаний, работающих по контракту. Эти действия поднимают престиж государственных органов Республики Казахстан в глазах международного информационного сообщества, делая прозрачной для всех пользователей "всемирной паутины" их деятельность и публично заявляя о решаемых ими стратегических задачах.
Тем не менее, можно отметить следующие негативные явления:
незавершенность большинства сайтов - многие информационные разделы месяцами находятся в разработке или не обновляются, публикуемая устаревшая информация вводит пользователей в заблуждение;
отсутствие информации на сайтах государственных организаций на государственном языке;
отсутствие информации на английском языке резко сокращает круг потребителей информации и затрудняет ее распространение в мировом информационном пространстве;
недостаточная производительность программно-аппаратных систем и средств телекоммуникаций, используемых государственными органами, вызывает дискомфорт пользователей;
отсутствие ссылок на сайты других государственных органов затрудняет навигацию и поиск информации.
Для реализации подпрограммы необходимо:
разработать в установленном порядке типовые требования к техническим характеристикам, языковой поддержке, актуальности содержащейся информации, обязательной ссылочной части и пр. для сайтов, находящихся в ведении государственных органов;
создать и постоянно поддерживать wеb-сайт Правительства Республики Казахстан, определив органы, ответственные как за его сопровождение, так и за своевременное предоставление актуальной достоверной информации;
регламентировать использование государственной символики в оформлении сайтов, принадлежащих любым организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Республики Казахстан.
2) Определение правил и порядка получения электронного адреса.
Официальные электронные адреса (публичный текстовый код, однозначно идентифицирующий абонентов электронной почты и wеb-сайты) государственных органов и должностных лиц должны присваиваться в установленном порядке. Официальный электронный адрес не должен отражать личностные атрибуты государственного служащего (фамилия, имя), этот адрес должен позволять корреспондентам адресовать сообщения лицам, уполномоченным решать те или иные вопросы в соответствии с их должностной компетенцией.
Необходимо сформировать и вести постоянно справочник официальных электронных адресов Республики Казахстан. Справочник должен публиковаться на wеb-сайте Правительства Республики Казахстан.
3) Создание пилотной зоны государственного электронного документооборота.
Система электронного документооборота должна привести к созданию единой технологии обработки информации на всех уровнях государственного управления, единой идеологии документооборота с помощью механизмов коллективного использования документов. Это, в свою очередь, обеспечит повышение уровня исполнительской дисциплины, сокращение сроков исполнения поручений, содержание государственного документооборота в актуальном состоянии, сокращение затрат на создание систем обработки документов в государственных учреждениях.
В первую очередь участниками единого государственного электронного документооборота должны стать те государственные органы, которые уже имеют развитые базы данных электронных документов. Перечень таких баз данных и степень их подготовленности для интеграции и конвертации должен быть определен при решении задач подпрограммы "Мониторинг состояния информационно-телекоммуникационных систем в государственных органах".
В дальнейшем на основе хранилища данных должна быть проработана концепция государственного электронного архива. В отличие от хранилищ, электронные архивы не только обеспечивают хранение и поиск документов, но и предоставляют широкие возможности по использованию, распространению, классификации и тиражированию документов с автоматическим подтверждением их подлинности. В электронные архивы должны вноситься не только новые, но и существующие бумажные документы, для чего должна быть организована планомерная работа по преобразованию этих документов в электронный вид. Должен быть разработан регламент использования электронного архива государственными органами, юридическими и частными лицами.
В рамках подпрограммы должны быть разработаны эффективные механизмы подтверждения подлинности электронных документов и их защиты от искажения и несанкционированного использования при передаче по каналам связи.
Интеграция информационно-телекоммуникационных
систем государственных финансов
На базе существующих и внедряемых информационных систем национального банка, казначейства, налоговой и таможенной служб, пенсионного обеспечения необходимо создать интегрированные информационно-телекоммуникационные системы государственных органов (далее - финансовые органы), отвечающих за исполнение государственного бюджета.
Целью интеграции информационно-телекоммуникационных систем финансовых органов является оптимизация финансовых затрат, выработка единого подхода к построению систем, сокращение трудоемкости их эксплуатации и сопровождения.
Должен быть разработан механизм взаимодействия интегрированных систем финансовых органов с другими информационными системами и порядок использования обобщенной информации.
За основу на первом этапе должны быть взяты реестр налогоплательщиков Республики Казахстан и интегрированная налоговая информационная система (ИНИС РК) - системы, в идеологии которых действительно заложены принципы интеграции информации. Необходимо продолжить начатые работы по интеграции этих систем с системами других финансовых органов.
Работы по созданию систем необходимо проводить с учетом того, что любая реорганизация государственных органов не должна отражаться на выполнении финансовыми органами функциональных обязанностей.
Внедрение подпрограммы интеграции информационно-телекоммуникационных систем государственных финансов предусматривает:
определение уполномоченной организации по сопровождению и эксплуатации информационно-телекоммуникационных систем финансовых органов, имеющей возможность привлекать для выполнения работ высококвалифицированных высокооплачиваемых специалистов;
объединение в единую информационную среду имеющихся современных информационных систем финансовых органов;
построение механизмов сверки и дополнения информации, поставляемой ведомственными информационными системами и их периодическое обновление;
обеспечение регламентированного доступа к интегрированной информации для всех заинтересованных потребителей.
Создание государственных баз данных
1. Государственная база данных "Физические лица"
В республике функционируют несколько систем регистрации, присваивающих регистрационные номера (номер в свидетельстве о рождении, номер в удостоверении личности, регистрационный номер налогоплательщика, номер в системе медицинского страхования, номер в системе пенсионного обеспечения) и принадлежащих различным ведомствам.
Существующие процедуры регистрации физических лиц в Республике Казахстан характеризуются следующим.
1) Децентрализация систем регистрации, отсутствие централизованных хранилищ данных, которое приводит к возникновению следующих проблем:
удорожание стоимости систем при покупке и внедрении за счет увеличения количества приобретаемых лицензий на установку программного обеспечения;
отсутствие возможности анализа регистрационной информации в масштабах страны в целях принятия управленческих и других решений;
дублирование информации;
невозможность использования единых классификаторов и справочников в разобщенных информационных системах и, как следствие, невозможность получения консолидированной отчетности в сопоставимом представлении;
существенные затраты на переустановку программ и конвертирование данных в случае модернизации и развития информационно- телекоммуникационных систем;
ослабление контроля безопасности систем и увеличение расходов на содержание служб и программно-аппаратных средств обеспечения безопасности.
2) Присвоение регистрационных кодов производится по региональному принципу.
Этот принцип основывается на включении в позиционный регистрационный код идентификатора региона, в котором осуществляется регистрация или учет физических лиц. Такой метод кодирования трудно применим к идентификации человека, который может переезжать с места на место, забыть свои регистрационные коды, потерять регистрационные документы. Без централизованной базы данных происходит постоянное обращение к регистрирующим органам с целью восстановления или изменения регистрационного кода, что вызывает дублирование регистрационных номеров. Часто возникает ситуация, когда у физического лица существует несколько регистрационных номеров, выданных одним ведомством.
3) Недостаточное использование различными ведомствами возможностей существующих систем по регистрации физических лиц, что приводит к неоправданным финансовым затратам.
4) Отсутствие единой государственной системы кодирования при регистрации физических лиц.
Целью создания Государственной базы данных "Физические лица" является координация в создании и функционировании систем регистрации физических лиц.
Для устранения перечисленных недостатков необходимо обеспечить решение следующих задач:
1) объединение единой логикой всех систем регистрации физических лиц в ЗАГСах, паспортных столах, системах социального страхования, медицинского обеспечения, пенсионного обеспечения, налоговой и других систем;
2) введение единого регистрационного кода физического лица;
3) создание электронного идентификационного документа, позволяющего получить всю необходимую информацию (социальный идентификационный код, все регистрационные данные, медицинская история, код налогоплательщика, пенсионный счет и т.д.);
4) создание вспомогательной информационной инфраструктуры, обеспечивающей поддержку единого регистрационного кода и электронного идентификационного документа на базе единого процессингового центра обработки транзакций пластиковых карточек.
При реализации подпрограммы необходимо:
определить порядок регистрации физических лиц в государственных системах регистрации;
определить способ присвоения уникального идентификационного номера (или номеров, если не удастся определить только один способ) для физического лица, с целью дальнейшего определения этого номера в качестве национального.
Государственная база данных "Юридические лица"
Основные задачи, определенные для коренного улучшения ситуации по регистрации физических лиц, необходимо поставить применительно к созданию Государственной базы данных "Юридические лица".
Государственная база данных "Ресурсы Казахстана"
В рамках построения единого информационного пространства Республики Казахстан необходимо создание и ведение Государственной базы данных "Ресурсы Казахстана" (земля и недра, картографические данные, недвижимое имущество, движимое имущество, товары и услуги, интеллектуальная собственность, финансы и др.).
При создании этой базы данных необходимо решить следующие задачи:
1) увеличение поступлений в бюджет за счет:
внедрения простой, контролируемой и прогнозируемой процедуры по сбору налогов на имущество будет простой, контролируемой и прогнозируемой процедурой;
автоматизированной генерации прогнозных отчетов по типам и срокам уплаты налогов для моделирования налоговой ситуации в случае изменения налоговых ставок;
прогнозирования налоговых поступлений с предприятий после реализации тех или иных товаров и услуг;
автоматизированного контроля процесса сбора налогов;
2) поддержка отечественных предпринимателей за счет предоставления им доступа к базе данных для получения информации и размещения сведений о производимых товарах и услугах;
3) улучшение управления и контроля использования ресурсов Казахстана.
Мониторинг экономической деятельности, анализ и статистика
Создание систем, осуществляющих мониторинг экономической деятельности с целью анализа и статистической обработки данных, основывается на следующих принципах:
мониторинг представляет собой систему наблюдений в течение определенного периода времени за объектами (или субъектами) мониторинга для обеспечения контроля и своевременного выявления, оценки, предупреждения и устранения негативных процессов в экономике;
мониторинг осуществляется методом непрерывного периодического сбора информации по объектам мониторинга и загрузки ее в централизованную базу данных, классифицированную по основным статистическим, экономическим, бухгалтерским, налоговым и иным показателям;
формы аналитической отчетности разрабатываются теми государственными органами, которые проводят мониторинг, анализ и статистическую обработку;
анализ и обработка статистических результатов проводится путем выборки данных из базы по различным алгоритмам с последующим, в том числе графическим отображением данных.
При внедрении подпрограммы необходимо решить следующие задачи:
анализ существующих систем мониторинга с целью определения общих принципов построения таких систем;
разработка правил и регламента использования систем мониторинга государственными и негосударственными структурами для дальнейшего анализа и статистической обработки;
разработка и внедрение типовых механизмов и интерфейсов регламентированного доступа к информации создаваемых и существующих баз данных, используемых для проведения мониторинга, в том числе построение на их базе систем поддержки принятия решений;
разработка безопасных универсальных механизмов сбора и передачи информации по телекоммуникационным каналам для оперативной загрузки в базы данных систем мониторинга.
Создание стандартов электронного обмена данными
В настоящий момент только Национальный Банк утвердил некоторые стандарты электронного обмена данными (электронные платежные поручения и сопутствующие электронные документы) на основе международных стандартов. В целях развития информационно-телекоммуникационных систем и формирования единого информационного пространства Республики Казахстан эта работа должна быть продолжена.
В рамках подпрограммы должны быть разработаны или утверждены из числа применяемых стандартные:
протоколы передачи данных по линиям телекоммуникаций;
форматы представления данных, передаваемых между информационными системами;
средства протоколирования событий;
механизмы защиты данных от несанкционированного использования и искажения в процессе электронного обмена.
Внедрение данной подпрограммы должно проводиться поэтапно на основе анализа существующих информационных систем и в связи с другими подпрограммами.
Совершенствование системы государственных закупок
Внедрение электронной коммерции, аукционов и тендеров
Последние исследования в области организации электронного ведения бизнеса, электронной торговли, электронных финансов показывают, что развитие данного сектора является одним из глобальных направлений развития мировой экономики.
В большинстве стран существуют или разрабатываются государственные программы по установлению электронного режима работы в государственных и негосударственных учреждениях и организациях. В списке стран, уже определившихся в данном направлении, не только развитые страны, но и такие страны, как Сингапур, Египет, страны Восточной Европы, страны Прибалтики и Российская Федерация.
Необходимо разработать и внедрить механизмы и правила электронного ведения бизнеса, электронной торговли, электронных финансов, которые будут способствовать интеграции Республики Казахстан в мировое информационное сообщество, а также позволят повысить общую культуру коммерции в стране за счет обеспечения прозрачности сделок, возможности участия в деловой жизни вне зависимости от физического расположения компании или бизнеса.
Предоставление преимущества при приобретении сертифицированных
административно-управленческих программных продуктов
Административно-управленческие программные продукты, используемые в государственных органах подразделяются на информационные системы по:
законодательству;
контролю исполнительской дисциплины и корпоративному документообороту;
административному комплексу.
1) Информационные системы по законодательству
В нашей стране распространены различные информационные системы по законодательству.
Основными недостатками этих систем являются отсутствие налаженного механизма по сбору данных, неполнота данных, отсутствие грамотного перевода на другие языки, кроме русского, недостаточно хорошо продуманные модели хранения информации.
Как следствие, в разных государственных учреждениях используются разные программные продукты, а в одном учреждении зачастую одновременно используется несколько однотипных программных продуктов, дополняющих друг друга.
2) Контроль исполнительской дисциплины и корпоративный
документооборот в государственных органах
Несмотря на огромные усилия и средства, затрачиваемые в этой области, удачные примеры внедрения полностью электронного корпоративного документооборота редки. В республике, как правило, используются простейшие системы, регистрирующие входящую и выходящую корреспонденцию в конкретной организации, хотя в последнее время появились примеры внедрения элементов электронного документооборота.
3) Программы административного комплекса
В данный комплекс программ входят системы, автоматизирующие деятельность административного комплекса: управление персоналом, расчет и выплата заработной платы, бухгалтерский учет. Большинство эксплуатируемых программ иностранного производства слабо учитывают особенности отечественного законодательства, реализуют отдельные участки учета и не позволяют получить сводную консолидированную отчетность.
На основании проведенного анализа текущего состояния административно-управленческих программных продуктов, использующихся в государственных органах, необходимо решить следующие задачи:
провести сертификацию и отбор стандартных системных программ и прикладных административно-управленческих систем (бухгалтерский учет, заработная плата, управление персоналом, документооборот);
разработать на основе сертифицированных административно- управленческих систем типовой проект информатизации управленческой сферы государственных органов, массовое внедрение которого существенно сократит затраты на информатизацию по республике в целом, позволит автоматически интегрировать управленческие информационные ресурсы государственных органов в единое информационное пространство за счет унификации информационно-телекоммуникационных решений;
рекомендовать прошедшие сертификацию системы для внедрения в государственных органах различных уровней;
определить источники и порядок получения правовой информации разработчиками правовых баз данных и провести сертификацию этих баз с учетом их соответствия определенному порядку;
предоставлять преимущество в государственных закупках на конкурсной основе поставщикам сертифицированных административно-управленческих систем.
7. Источники финансирования программы
Основным источником финансирования научно-исследовательских работ по Программе являются средства, выделяемые из республиканского бюджета на научные исследования в области информатизации министерствам и ведомствам.
Разработка и реализация проектов информатизации центральных и местных государственных органов в рамках Программы финансируются в пределах средств, ежегодно выделяемых из республиканского и местного бюджетов.
В целях реализации Программы будет разработан и утвержден Правительством РК план мероприятий, определяющий приоритетные проекты, конкретные сроки их разработки и внедрения.
Кроме того, для реализации Программы могут быть привлечены банковские кредиты, гранты и займы международных финансовых институтов, иностранные инвестиции, средства отечественных инвесторов, заинтересованных в разработке и реализации проектов информатизации.
8. Ожидаемый результат от реализации программы
Реализация всех мероприятий по формированию и развитию единого информационного пространства, намеченных данной Программой, позволит:
1) повысить эффективность государственного управления за счет комплексной информатизации управленческих процессов;
2) повысить эффективность государственного регулирования в сфере информатизации;
3) создать условия для повышения конкурентоспособности отечественных средств вычислительной и телекоммуникационной техники, информационных и программных продуктов и услуг;
4) значительно повысить уровень образованности и культуры населения и государственных служащих;
5) обеспечить совместимость и взаимодействие систем и сетей с учетом международных стандартов, гармоничное развитие телекоммуникаций;
6) привлечь средства отечественных и зарубежных инвесторов в проекты и программы информатизации;
7) создать единую нормативную правовую базу;
8) произвести оптимизацию структуры бюджетных средств, выделяемых на создание и эксплуатацию государственных информационных ресурсов;
9) обеспечить право граждан и общественных организаций на свободу получения, распространения и использования информации.