В целях обеспечения эффективной охраны прав интеллектуальной собственности, осуществления единой государственной политики в этой сфере, защиты имущественных интересов авторов произведений и других правообладателей Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию охраны прав интеллектуальной собственности (далее - Концепция).
2. Министерству юстиции Республики Казахстан совместно с другими заинтересованными государственными органами в двухмесячный срок разработать Программу по реализации Концепции и внести ее на утверждение Правительства Республики Казахстан.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Первый заместитель
Премьер-Министра
Республики Казахстан
Одобрена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 26 сентября 2001 года N 1249
Концепция охраны прав интеллектуальной
собственности
1. Введение
Система охраны интеллектуальной собственности стала в настоящее время неотъемлемой частью национальной инфраструктуры. Имеются все основания полагать, что двадцать первый век станет эрой интеллектуальной экономики, в развитии которой ключевую роль будет иметь творческая деятельность и надежная система ее правовой охраны. Республика Казахстан как полноправный участник международного культурного и научно-технического обмена, являясь членом Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС), должна обеспечить соблюдение прав на интеллектуальную собственность, как казахстанских, так и иностранных правообладателей на уровне, отвечающем принятым мировым стандартам.
Государственная политика в области охраны прав интеллектуальной собственности является связующим звеном между созданием произведений, других результатов интеллектуальной деятельности и их использованием в новейших объектах техники и технологий. При этом система охраны этих прав способствует:
укреплению научно-технического потенциала республики, стимулированию творческой деятельности;
разработке и использованию новых технологий, выпуску конкурентноспособной продукции;
созданию условий для развития инновационной деятельности;
созданию условий для внутреннего и международного обмена новой техникой и технологиями, формированию рынка научно-технической продукции;
созданию условий, поощряющих добросовестную конкуренцию;
защите внутреннего рынка от контрафактных товаров, поддержке отечественных производителей товаров и услуг;
созданию благоприятного инвестиционного климата и привлечению инвестиций в наукоемкие и высокотехнологичные производства;
формированию и распространению информации о новых достижениях и разработках.
Эффективное функционирование системы прав интеллектуальной собственности должно стать одним из приоритетных направлений деятельности государственных органов и проводиться на основе ясно сформулированной национальной политики государства в данной сфере.
2. Современное состояние охраны прав интеллектуальной собственности
Приходится констатировать, что в настоящее время на территории Республики Казахстан получает распространение контрафактная продукция, которая главным образом поступает из-за рубежа. Однако меры по предотвращению поступления и распространения такой продукции, а также меры по защите прав интеллектуальной собственности в Республике Казахстан недостаточно эффективны, в связи с чем требуется принятие более жестких мер со стороны государства. Принятие их будет способствовать формированию позитивного имиджа Республики Казахстан в мировом сообществе, как государства, обеспечивающего защиту прав интеллектуальной собственности. Сказывается отсутствие должной правоприменительной практики, допускается бесконтрольность, не используются такие механизмы контроля как лицензирование отдельных видов деятельности.
В Республике Казахстан создана система государственных органов, которые должны обеспечивать охрану прав интеллектуальной собственности. Однако для эффективной реализации этой работы представляется необходимым более тесное взаимодействие всех государственных органов и иных организаций.
Кроме того налаживается система экспертизы и выдачи охранных документов на объекты авторского и смежных прав, промышленной собственности, формируется штат высококвалифицированных патентных поверенных. Государство на законодательной основе координирует действия своих исполнительных органов, негосударственных организаций, способствует формированию цивилизованных взаимоотношений между правообладателями и пользователями объектов интеллектуальной собственности.
В настоящее время основные функции по обеспечению охраны прав интеллектуальной собственности возложены на Комитет по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан и другие компетентные органы в соответствии с действующим законодательством.
3. Законодательство Республики Казахстан и международные
договоры в области интеллектуальной собственности
В настоящее время можно констатировать, что работа по формированию законодательной базы в области охраны прав интеллектуальной собственности, которое началось в 1992 году, получила целенаправленный характер. Принятие в 1999 году Особенной части Гражданского кодекса Республики Казахстан, где целый раздел посвящен праву интеллектуальной собственности, явилось важным этапом в развитии правового регулирования в данной сфере. Охрана прав интеллектуальной собственности в Республике Казахстан в настоящее время регулируется следующими законами:
Гражданским кодексом Республики Казахстан;
Законом "Об авторском праве и смежных правах";
Патентным законом Республики Казахстан;
Законом "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров";
Законом "Об охране селекционных достижений";
Законом "О правовой охране топологий интегральных микросхем".
С 1992 года принят ряд подзаконных нормативных актов, регулирующих различные вопросы, связанные с охраной объектов промышленной собственности.
Важным этапом в обеспечении охраны прав интеллектуальной собственности также явилось принятие Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях, которые предусматривают ответственность за преступления и правонарушения, связанные с правами интеллектуальной собственности.
В настоящее время Казахстан является полноправным участником Конвенции, учреждающей ВОИС от 14 июля 1967 года.
В области охраны авторских прав Республика Казахстан присоединилась к Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (1886 года) и Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (1971 года).
В соответствии с "Декларацией Республики Казахстан о международных договорах в области охраны промышленной собственности" от 5 февраля 1993 года Казахстан является полноправным членом ряда основных договоров, соглашений и конвенций, действующих под эгидой ВОИС, в том числе:
Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года;
Мадридского соглашения о международной регистрации товарных знаков от 14 апреля 1891 года;
Договора о патентной кооперации от 19 июня 1970 года.
4. Цель и задачи Концепции
Целью настоящей Концепции является изложение основ государственной политики в области правомерного использования (реализации) и охраны (защиты) объектов интеллектуальной собственности на территории Республики Казахстан.
Основные задачи Концепции заключаются в следующем:
обеспечении адекватных стандартов и принципов правовой охраны интеллектуальной собственности, а также эффективных средств по их осуществлению;
создание условий для развития научно-технического прогресса, изобретательства и свободной конкуренции;
обеспечение экономической, технологической и информационной безопасности Республики Казахстан в области интеллектуальной собственности;
расширение использования объектов интеллектуальной собственности субъектами малого предпринимательства;
усиление роли государства при формировании политики обеспечения доступа субъектам малого предпринимательства к объектам интеллектуальной собственности.
5. Основные принципы государственной политики в области
охраны прав интеллектуальной собственности
Концепция государственной политики в области охраны интеллектуальной собственности призвана содействовать осуществлению государственной стратегии Республики Казахстан по обеспечению устойчивого культурного и социально-экономического развития страны.
Концепция базируется на следующих основных принципах:
конституционных гарантий соблюдения прав интеллектуальной
собственности;
выполнения международных обязательств в области охраны
интеллектуальной собственности;
национальной безопасности;
государственного регулирования отношений в сфере интеллектуальной
собственности;
пропаганды правовых знаний в области прав интеллектуальной
собственности;
сбалансированности интересов всех субъектов правоотношений, включая
государство.
6. Основные направления развития охраны прав интеллектуальной собственности
6.1. Совершенствование законодательства в области
охраны прав интеллектуальной собственности
Действующие в настоящее время законы Республики Казахстан в сфере интеллектуальной собственности соответствуют основным положениям международных договоров и конвенций, заключенных Республикой Казахстан.
В сфере авторского права необходимо завершить работу по присоединению Республики Казахстан к Договорам ВОИС по авторскому праву, по исполнениям и фонограммам, к Международной конвенции по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская Конвенция 1961 года).
В сфере охраны прав промышленной собственности для обеспечения более полной охраны изобретений в области биотехнологий, активного участия в интеграционных процессах мирового патентного сообщества и гармонизации национального патентного законодательства необходимо присоединение к следующим международным конвенциям и договорам:
Будапештскому Договору "О международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры" от 28 апреля 1977 г.;
Ниццкому Соглашению "О международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков" от 15 июня 1957 г.;
Локарнскому Соглашению "Об учреждении международной патентной классификации промышленных образцов" от 8 октября 1968 г.;
Страсбургскому Соглашению "О международной патентной классификации" от 24 марта 1971 г.;
Договору "О законах по товарным знакам" от 27 октября 1994 г..
В целях завершения формирования нормативной правовой базы по всем перечисленным в Гражданском кодексе охраняемым объектам интеллектуальной собственности необходимо разработать и принять законодательные акты, регулирующие:
- вопросы правовой охраны таких объектов интеллектуальной собственности как программы для ЭВМ, фирменные наименования и нераскрытая информация, охрана прав в Интернете;
- обращение с секретными изобретениями, создаваемыми в Республике Казахстан.
Кроме этого требуется дальнейшее совершенствование законодательных актов в части установления компетенции государственных органов, позволяющих им осуществлять разработку и принятие нормативных правовых актов, регулирующих:
- деятельность пользователей произведений кинематографии;
- деятельность исполнительных органов в вопросах обеспечения прав интеллектуальной собственности;
- критерии и порядок признания товарного знака общеизвестным;
- правила составления, подачи и рассмотрения заявок на выдачу патентов на селекционные достижения, а также размеры и порядок оплаты за патентование селекционных достижений;
- правила таможенного контроля за перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
6.2. Сотрудничество Республики Казахстан
с международными организациями и иностранными государствами
Важной сферой международного сотрудничества Республики Казахстан явилось участие в Межгосударственном совете по вопросам охраны промышленной собственности, в рамках которого разработана концепция региональной системы правовой охраны изобретений, что в конечном итоге привело к подписанию Евразийской патентной конвенции, ратифицированной Казахстаном в 1995 году.
В ходе визита в феврале 2001 года Генерального Директора ВОИС Камила Идриса в Республику Казахстан подписана Программа сотрудничества между Правительством Республики Казахстан и ВОИС. Целью программы является проведение совместных мероприятий, направленных на:
совершенствование законодательства Республики Казахстан в области интеллектуальной собственности с учетом опыта других стран и международных тенденций гармонизации;
совершенствования правоприменительной практики Республики Казахстан в области интеллектуальной собственности с целью выявления, пресечения и прекращения нарушений прав интеллектуальной собственности;
усиление роли интеллектуальной собственности в соответствующих областях научной, технической и экономической деятельности, осуществляемой на территории Республики Казахстан различными хозяйствующими субъектами.
Необходимо полностью реализовать весь комплекс мероприятий, предусмотренный указанной Программой.
Активно развивается сотрудничество в области охраны интеллектуальной собственности со странами СНГ. Действует соглашение "О сотрудничестве в области авторского права и смежных прав", подписанное Главами государств СНГ 24 сентября 1993 года. Республикой Казахстан заключен ряд двусторонних межправительственных соглашений по вопросам охраны промышленной собственности, в том числе с Российской Федерацией, Кыргызской Республикой, Республикой Узбекистан, Грузией, Республикой Азербайджан. Подписаны и ратифицированы соглашения со странами СНГ о сотрудничестве в области авторских и смежных прав "О сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности", "О мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний", "О взаимном обеспечении сохранности государственных секретов в области правовой охраны изобретений".
6.3. Подготовка специалистов в области охраны прав
интеллектуальной собственности
Во многом эффективность системы охраны прав интеллектуальной собственности зависит от быстрого и квалифицированного рассмотрения судами и уполномоченными органами дел, связанных с нарушением указанных прав.
При этом основной задачей является совершенствование правоприменительной практики предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в области интеллектуальной собственности.
Для обеспечения быстрого и квалифицированного рассмотрения дел, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности, необходима своевременная переподготовка, повышение квалификации штата судебных экспертов Государственного учреждения "Центр судебной экспертизы" Министерства юстиции для проведения экспертиз, связанных с установлением фактов неправомерного использования объектов интеллектуальной собственности.
Задача совершенствования борьбы с правонарушениями в сфере интеллектуальной собственности предполагает необходимость в специалистах новой формации. Подготовка, обучение и переподготовка кадров также является важной задачей.
Рассмотрение дел, связанных с охраной прав на программы для ЭВМ, базы данных, а также с защитой прав авторов в Интернете и объектов промышленной собственности, является для судей малознакомой сферой, и в силу специфики объектов охраны вызывает определенные затруднения. Для эффективного рассмотрения указанной категории дел целесообразно обеспечить повышение квалификации действующих судей в части применения законодательства в области охраны прав интеллектуальной собственности.
Для решения задачи по подготовке специалистов в области интеллектуальной собственности следует более активно использовать преимущества участия Республики Казахстан в ВОИС, в том числе:
обучение специалистов государственных органов и коммерческих организаций, а также преподавателей в области права интеллектуальной собственности по программам, администратором которых является ВОИС;
совместную организацию теоретических и практических семинаров и симпозиумов, предназначенных для повышения уровня общих знаний различных профессиональных кругов в области интеллектуальной собственности;
совместную разработку методик обучения, учебных планов, программ, курсов усовершенствования или специализированных курсов и дистанционного обучения.
6.4. Механизмы реализации Концепции
Настоящая Концепция предполагает развитие и охрану прав интеллектуальной собственности на предстоящие 5-7 лет, определяет основные направления и задачи, выполнение которых возлагается на исполнительные органы Республики Казахстан. Для реализации этих целей предполагается:
вести постоянную работу по совершенствованию законодательной, нормативной правовой базы в области интеллектуальной собственности;
с учетом перспективы развития и охраны прав интеллектуальной собственности разработать Программу по реализации Концепции;
осуществлять целенаправленную подготовку и переподготовку специалистов, занимающихся вопросами охраны прав интеллектуальной собственности;
на основе двусторонних и многосторонних межгосударственных и межведомственных договоров обеспечить обмен опытом работы в сфере интеллектуальной собственности;
через принятие нормативных правовых документов усилить совместную работу государственных органов, уполномоченных осуществлять охрану прав интеллектуальной собственности;
определить источники финансирования для выполнения отдельных положений Концепции, привлекая при этом финансовые средства международных организаций и отдельных инвесторов.