В целях обеспечения охраны здоровья населения и окружающей среды от вредного воздействия ртути, а также для организации сбора, хранения и утилизации ртутьсодержащих приборов и изделий Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу утилизации ртутьсодержащих приборов и изделий на 2002-2003 годы (далее - Программа).
2. Руководителям центральных исполнительных органов, акимам областей, городов Астаны, Алматы обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой, и информировать Министерство здравоохранения Республики Казахстан 1 раз в полгода.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан И.Н. Тасмагамбетова.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 8 декабря 2001 года N 1599
Программа утилизации ртутьсодержащих приборов
и изделий на 2002-2003 годы
г. Астана, 2001 год
1. Паспорт программы
Наименование - Программа утилизации ртутьсодержащих приборов и
изделий на 2002-2003 годы
Основание для - поручение Первого заместителя Премьер-Министра
разработки Республики Казахстан от 8 января 2001 года N 13498
Основной разработчик - Министерство здравоохранения Республики Казахстан,
Казахская республиканская
санитарно-эпидемиологическая станция
Источники - финансовое обеспечение Программы будет
финансирования производиться за счет местных бюджетных средств и
других источников, не запрещенных
законодательством Республики Казахстан
Ожидаемый конечный - упорядочение сбора и утилизации ртутьсодержащих
результат по приборов и изделий
реализации
Сроки реализации - 2002-2003 годы
2. Введение
Ртуть и ее соединения, особенно органические, являются опаснейшими высокотоксичными веществами, способными накапливаться в организме и оказывать вредное воздействие на организм человека. Особую опасность в развитии хронических интоксикаций представляют собой пары ртути, выделяющиеся из различных изделий и приборов, содержащих ртуть в любых ее формах. Ртуть представляет опасность не только для человека, но и для других форм жизни - растений, водных беспозвоночных и рыб. Государственной санитарно-эпидемиологической службе все чаще приходится решать вопросы, связанные с возможностью загрязнения ртутью атмосферного воздуха и воздуха рабочей зоны, почвы, воды водоемов, пищевого сырья и продуктов питания.
3. Анализ современного состояния проблем ы
В последнее время в Казахстане зачастую регистрируются случаи, связанные с обнаружением ртутного загрязнения и нарушением условий хранения ртути. При этом следует отметить, что обнаружение разливов ртути и факторов хранения ее в местах проживания людей носит случайный характер. Это связано с недостатками в учете и соблюдении условий ее хранения на предприятиях и в организациях, что подтверждается многочисленными случаями ее утери и обнаружения в зданиях и улицах. Ежегодно значительное количество ртутьсодержащих приборов приходит в негодность, накапливается в отходах, которые выбрасываются в мусорные контейнеры, вывозятся на городские и другие стихийно возникшие свалки. При этом герметичность их корпусов нарушается, ртуть и ее пары попадают в воздух, воду и почву.
В республике практически отсутствуют демеркуризационные производства, оснащенные современным оборудованием, технологией, позволяющие эффективно утилизировать ртутьсодержащие отходы и предотвратить их отрицательное воздействие на здоровье населения. В результате этого по оценкам специалистов в среднем ежегодно в окружающую среду поступает 50 тонн ртути.
Особую тревогу вызывает массовое загрязнение в Карагандинской области бассейна реки Нуры ртутью и ее соединениями, поступивших из ацетальдегидного производства АО "Карбид" (г. Темиртау). По ориентировочным данным загрязнение реки имеет протяженность 100 км и содержит около 150 тонн ртути. Ртуть включилась в общий природный круговорот, что вызвало загрязнение не только донных отложений, но и прилегающих территорий, сельскохозяйственных угодий и выращиваемой на орошаемых загрязненной водой полях сельскохозяйственной продукции.
Аналогичное положение создалось на Павлодарском объединении АО "Химпром", ситуация на котором вызвала широкий резонанс в средствах массовой информации.
Нерешенной остается проблема загрязнения окружающей среды ртутью за счет нарушений в эксплуатации, хранении и утилизации ртутьсодержащих приборов и изделий (люминисцентных ламп, термометров, кинескопов, измерительной аппаратуры и т.д.).
Продолжают иметь случаи, когда по истечении срока эксплуатации ртутных приборов и ламп, используемых в некоторых организациях и населением, они бесконтрольно выбрасываются на городские свалки, территории домовладений и т.д., загрязняя окружающую среду. Положение усугубляется отсутствием необходимого количества пунктов по переработке и утилизации ртутьсодержащих приборов и изделий, а также законодательных актов, обязывающих организации проводить такие мероприятия.
Отсутствует должное взаимодействие между министерствами и ведомствами, призванными осуществлять контроль за эксплуатацией, хранением и утилизацией ртутьсодержащих материалов и изделий, а также проводить мероприятия в случае возникновения аварийных ситуаций.
Программа утилизации ртутьсодержащих приборов и изделий призвана упорядочить сбор и утилизацию такой продукции, определить порядок этих мероприятий и ответственных за их проведение.
4. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является недопущение ртутного загрязнения окружающей среды.
Основные задачи программы:
- обеспечение полного учета сбора, хранения и утилизации ртутьсодержащих приборов и изделий;
- упорядочение контроля за ввозом, сбором, хранением и утилизацией ртутьсодержащих приборов и изделий;
- организация и ввод в эксплуатацию в областных центрах пунктов сбора и демеркуризации ртутьсодержащих приборов и изделий.
5. Основные направления и механизм реализации
В рамках общей цели реализации Программы важное значение имеет хорошо налаженная и всеобъемлющая система контроля, поэтому необходимо:
- проведение инвентаризации ртутьсодержащих приборов, изделий и наличия металлической ртути в организациях республики независимо от форм собственности;
- оснащение производственных объектов и лабораторий государственных контролирующих органов газоанализаторами;
- создание должного контроля за ввозом ртутьсодержащих приборов и изделий;
- подготовка и утверждение реестра ртутьсодержащих приборов и изделий, используемых в Республике Казахстан;
- создание комиссий из специалистов управлений по ЧС, государственной санитарно-эпидемиологической службы, территориальных управлений по охране окружающей среды для проведения комплексных проверок с целью определения условий хранения ртутьсодержащих приборов и изделий, выполнения мероприятий по демеркуризации и утилизации их;
- усилить работу оперативно-спасательных отрядов на местах;
- проведение корректировки нормативов санитарно-защитной зоны для ртутьсодержащих организаций;
- обучение специалистов производственных объектов и контролирующих органов новым методам аналитического контроля за ртутью;
- изучение состояния загрязненности ртутью объектов окружающей среды (воздух, почва, вода, пищевые продукты);
- проведение санитарно-просветительной и разъяснительной работы среди населения, а также в школах, детских дошкольных и лечебно-профилактических учреждениях об опасности ртутного загрязнения;
- обеспечение полного учета сбора, хранения и утилизации ртутьсодержащих приборов и изделий;
- организация в областных центрах пунктов сбора и демеркуризации ртутьсодержащих приборов и изделий;
- разработка нормативного правового акта по схеме ввоза, сбора, хранения и утилизации ртутьсодержащих приборов и изделий;
- создание системы пограничного контроля за ввозом ртутьсодержащих приборов и изделий.
6. Ресурсное обеспечение и источники финансирования Программы
Финансовое обеспечение Программы будет осуществляться за счет местных
бюджетных средств и других источников, не запрещенных законодательством
Республики Казахстан. Финансовое обеспечение предусмотрено: в 2002 году -
20 млрд. 151 млн. 676 тыс. тенге; в 2003 году - 1 млрд. 4 млн. 1 тыс.
тенге (Итого: 21 млрд. 155 млн. 776 тыс. тенге).
7. Ожидаемый результат от реализации Программы
Социально-экономический эффект от принятия и реализации Программы
состоит в упорядочении контроля за сбором, хранением и утилизацией
ртутьсодержащих приборов и изделий и недопущения ртутного загрязнения
окружающей среды.
8. План мероприятий по реализации Программы
утилизации ртутьсодержащих приборов и изделий на 2002-2003 годы
___________________________________________________________________________ N ! Мероприятие ! Срок ! Форма ! Ответственные! Объемы и п/п! !исполнения!завершения! исполнители ! источники ! ! ! ! !финансирования ___!___________________!__________!__________!______________!______________ |
1 Провести 2002 год Решения Территориальные
инвентаризацию акимов органы
ртутьсодержащих Госсанэпиднадзора,
приборов, изделий и МПРООС РК ____
наличия металлической Акимы областей,
ртути в организациях городов Астаны и
республики Алматы (по
согласованию)
2 Организовать в 2002-2003 Решения Заинтересованные За счет
областных центрах годы акимов акимы областей, средств,
пункты сбора и городов Астаны и ежегодно
демеркуризации Алматы (по выделяемых
ртутьсодержащих согласованию) местными
приборов и изделий бюджетами
на
обеспечение
санитарно-
эпидемиоло-
гического
благопо-
лучия (по
программе
39 подпрог-
рамме 30) и
за счет
средств
организаций
(по согла-
сованию)
3 Разработать 2002-2003 Норма- МЗ РК, АЧС РК,
нормативный годы тивный МПРООС РК
правовой акт по правовой ____
схеме ввоза, акт
сбора, хранения и
утилизации
ртутьсодержащих
приборов и изделий
4 Оснастить 2002-2003 Решения Акимы областей, В пределах
производственные годы акимов городов Астаны и средств,
объекты и Алматы (по ежегодно
лаборатории согласованию) выделяемых
государственных местными
контролирующих бюджетами
органов на обеспе-
газоанализаторами чение
санитарно-
эпидемиоло-
гического
благополу-
чия (по
программе
39 подпрог-
рамме 30)
и за счет
средств
организаций
(по согла-
сованию)
5 Внести ртуть- В течение Проект МЗ РК,
содержащие 2003 года постанов- МПРООС РК __
приборы в перечень ления
товаров,
утвержденных
постановлением
Правительства
Республики
Казахстан от 30
июня 1997 г.
N 1037 P971037_
"О лицен-
зировании
экспорта и импорта
товаров (работ,
услуг) в Республике
Казахстан
6 Подготовить и 2002- Совмест- МЗ РК, __
утвердить реестр 2003 годы ный МПРООС РК,
ртутьсодержащих приказ АЧС РК
приборов и изделий,
используемых в
Республике Казахстан
7 Создать комиссии 2002 год Совмест- МЗ РК, __
из специалистов ный АЧС РК,
государственной приказ МПРООС РК
санэпидслужбы,
территориальных
управлений по
охране окружающей
среды, управлений
по ЧС, для прове-
дения комплексных
проверок организаций
с целью определения
условий хранения
ртутьсодержащих
приборов и изделий,
наличия их инвента-
ризации, выполнения
мероприятий по
демеркуризации и
утилизации, а также
оформления докумен-
тации по указанным
вопросам
8 Усилить работу 2002-2003 Решение Акимы областей, __
оперативно- годы городов Астаны
спасательных и Алматы (по
отрядов на местах согласованию),
АЧС РК
9 Подготовить 2002 год Информа- МПРООС РК, __
материал о ция в АЧС, МЗ РК
загрязнении Правите-
окружающей льство
среды, связанной
с накоплением
ртутьсодержащих
отходов,
отработанных
ртутьсодержащих
приборов и изделий
и необходимости
строительства
полигонов для их
демеркуризации и
утилизации
10 Изучить состояние 2002-2003 Информа- МЗ РК,
загрязненности годы ция в МПРООС РК __
ртутью объектов Правите-
окружающей среды льство
(воздух, почва,
вода, пищевые
продукты) с целью
комплексной токси-
ко-гигиенической
и экологической
оценки территории,
регионов, населенных
пунктов, подвергшихся
загрязнению ртутью
11 Провести корректи- 2002 год Норматив- МЗ РК, __
ровку нормативов ный пра- МЭиТ РК,
санитарно-защитной вовой акт МПРООС РК
зоны в сторону ее
увеличения в связи
с имеющимися данными
мониторинга окружаю-
щей среды о загряз-
нении ртутью
воздуха выше ПДК
за пределами сани-
тарно-защитной
зоны в 1000 м
12 Обучить 2002-2003 Совмест- МЗ РК, За счет
специалистов годы ный МПРООС РК, средств
производственных приказ промышленные ежегодно
объектов и организации выделяемых
контролирующих (по согласо- местными
органов новым ванию) бюджетами и
методам собственных
аналитического средств
контроля за организаций
ртутью
13 Провести санитарно- 2002-2003 Информа- МЗ РК, __
просветительную и годы ция в СМИ МПРООС РК
разъяснительную
работы среди
населения в детских
учреждениях и ЛПУ
об опасности
ртутного
загрязнения
14 Ужесточить постоянно Приказ МЗ РК, __
контроль за МПРООС РК,
организациями всех руководители
форм собственности, организаций
использующих и учреждений
ртутьсодержащие (по согласо-
приборы и изделия ванию)
и за их оборотом,
в том числе в
лечебно-
профилактических,
школьных и дошко-
льных учреждениях
15 Усилить контроль Постоянно Протокол МЗ РК __________
за содержанием
паров ртути в
воздухе рабочей
зоны предприятий,
учреждений,
использующих
ртутьсодержащие
приборы и изделия,
местах сбора
16 Принять меры по 2002-2003 Решения Акимы областей, За счет
замене ртутных годы акимов городов Астаны средств,
термометров на и Алматы ежегодно
индикаторные (по выделяемых
согласованию) местными
бюджетами