Правительство Республики Казахстан постановляет:
Внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "Об органах юстиции".
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Проект
Закон
Республики Казахстан
О внесении изменений и дополнений
в Закон Республики Казахстан "Об органах юстиции"
Статья 1. Внести в Закон Республики Казахстан от 18 марта 2002 года "Об органах юстиции" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2002 г., N 6, ст. 67) следующие изменения и дополнения:
1. Статью 3 дополнить подпунктами 6-1), 6-2) следующего содержания:
"6-1) организация исправления осужденных;
6-2) обеспечение соблюдения прав и законных интересов граждан в учреждениях, исполняющих наказания;".
2. В абзаце пятом подпункта 1) и подпункте 2) пункта 1 статьи 5 после слов "уголовно-исполнительной" дополнить словом "(пенитенциарной)".
3. В статье 10:
в заголовке после слов "уголовно-исполнительная" дополнить словом "(пенитенциарная)".
слова "учреждений и органов" заменить словами "государственных органов и специальных учреждений";
дополнить частями следующего содержания:
"Уголовно-исполнительная система имеет свое знамя и символ.
Описание знамени и символа уголовно-исполнительной системы утверждается Президентом Республики Казахстан.".
4. Заголовок и пункт 1 в статье 11 изложить в следующей редакции:
"Статья 11. Структура уголовно-исполнительной
(пенитенциарной) системы
1. Структуру уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы образуют:
1) уполномоченный орган (ведомство центрального исполнительного органа);
2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
3) учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания:
уголовно-исполнительные инспекции территориального органа уголовно-исполнительной системы;
исправительные учреждения;
4) научно-исследовательские, лечебно-профилактические организации и организации образования;
5) организации, предназначенные для осуществления производственной деятельности в области уголовно-исполнительной системы и привлечения осужденных к труду, и их структурные подразделения;
6) центры реабилитации - организации уголовно-исполнительной системы, создаваемые в организационно-правовой форме государственного учреждения, предназначенные для оказания содействия в трудовом и бытовом устройстве, правовой и психологической помощи освобожденным из мест лишения свободы в течение шести месяцев после освобождения.".
5. Статью 12 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Местные исполнительные органы образуют консультативно-совещательный орган по содействию деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового воздействия, а также по организации социальной и иной помощи лицам, отбывшим уголовные наказания.
Деятельность консультативно-совещательного органа регламентируется Типовым положением, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.".
6. Дополнить статьей 12-1 следующего содержания:
"Статья 12-1. Общественный контроль за соблюдением прав
и законных интересов осужденных
1. Общественные организации, религиозные объединения и физические лица вправе участвовать в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы по исправлению осужденных и их социальной реабилитации.
2. Участие общественных организаций, религиозных объединений и физических лиц может осуществляться в форме создания родительских комитетов, попечительских советов, наблюдательных комиссии, а также в иных формах, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
3. Одной из форм участия общественных организаций и религиозных объединений в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы является общественный контроль, в задачу которого входит оказание содействия осужденным в реализации их прав, свобод и законных интересов, предусмотренных Конституцией , международными договорами, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан".
7. Статью 20 изложить в следующей редакции:
"Статья 20. Функции органов юстиции в сфере исполнения
уголовных наказаний
В сфере исполнения уголовных наказаний органы юстиции осуществляют следующие функции:
1) исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных, обеспечение соблюдения установленных законодательством порядка и условий отбывания наказаний в учреждениях, исполняющих уголовные наказания;
2) в соответствии с приговорами, постановлениями и определениями судов организация размещения осужденных в учреждениях, исполняющих уголовные наказания;
3) организация осуществления исправительного воздействия на осужденных, в том числе с использованием психолого-педагогических методов;
4) организация трудовой занятости осужденных;
5) охрану органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, обеспечение безопасности осужденных и персонала, контроль за оперативной обстановкой в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания, конвоирование;
6) обеспечение организации работы по подготовке осужденных к освобождению, исполнение актов амнистии и помилования, взаимодействие учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с другими правоохранительными органами, органами государственного управления и общественными объединениями по закреплению результатов исправления осужденных, их трудовому и бытовому устройству;
7) организация и осуществление оперативно-розыскной деятельности и дознания в установленном законодательством порядке;
8) организация общеобразовательного и профессионального обучения осужденных;
9) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья осужденных;
10) организация и осуществление социальной адаптации и реабилитации лиц, отбывших уголовные наказания;
11) разработку и реализацию программ развития, укрепления и совершенствования уголовно-исполнительной системы;
12) привлечение общественных и религиозных объединений к деятельности уголовно-исполнительной системы;
13) обеспечение профессиональной подготовленности, правовой и социальной защиты персонала;
14) координацию научных исследований государственных органов и организаций в сфере исполнения уголовных наказаний.".
8. В статье 24:
подпункты 10), 11), 13) исключить;
в подпункте 12) слова "осуществлять дознание," исключить.
9. Дополнить статьей 24-1 следующего содержания:
"Статья 24-1. Обязанности и права сотрудников уголовно-
исполнительной системы
1. Сотрудники уголовно-исполнительной системы в соответствии с поставленными перед ними задачами обязаны:
1) осуществлять контроль и надзор за поведением осужденных и граждан, находящихся на территории учреждения, а также на прилегающей к ней территории;
2) требовать от осужденных исполнения возложенных на них обязанностей законодательством Республики Казахстан и приговором суда;
3) осуществлять регистрацию осужденных, а также их дактилоскопирование, фотографирование, видеосъемку, звукозапись, в порядке, установленном законодательством;
4) привлекать осужденных к обязательному участию в проводимых воспитательных мероприятиях;
5) проводить в соответствии с действующим законодательством освидетельствование осужденных с целью выявления фактов употребления алкогольных напитков, токсичных, наркотических и иных психотропных средств;
6) задерживать на территории, прилегающей к учреждению, и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершивших деяния, подпадающие под действие административного или уголовного законодательства, осуществлять их личный досмотр;
7) осуществлять оперативно-розыскную деятельность;
8) проводить служебные расследования случаев чрезвычайных происшествий в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания, устанавливать и анализировать их причины, принимать меры по предотвращению подобных случаев.
2. Сотрудники уголовно-исполнительной системы вправе:
1) проводить исследования индивидуально-психологических особенностей личности осужденного и оказывать исправительное воздействие, в том числе с использованием психолого-педагогических методов;
2) привлекать осужденных к труду на предприятиях исправительного учреждения или в других организациях, а также к работам без оплаты труда в соответствии с законодательством;
3) производить досмотр лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территории учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, проверять документы, удостоверяющие личность граждан, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Республики Казахстан;
4) временно ограничивать или запрещать движение транспорта, не допускать граждан на территорию учреждения, а также на прилегающую к нему территорию или обязывать их оставаться либо покинуть ее при введении режима особых условий;
5) в целях обеспечения наблюдения и контроля за лицами, состоящими на учете в уголовно-исполнительной инспекции, беспрепятственно входить в жилые помещения, где они проживают, на принадлежащие им земельные участки, в производственные и иные помещения предприятий и организаций любых форм собственности, по месту их работы или учебы;
6) осуществлять привод лиц, состоящих на учете, в уголовно-исполнительную инспекцию;
7) использовать средства массовой информации для освещения деятельности уголовно-исполнительной системы и розыска осужденных, совершивших побег;
8) в установленных законодательством случаях и порядке осуществлять дознание;
9) обращаться в суды, прокуратуру, местные исполнительные органы для решения вопросов, связанных с исполнением наказаний.".
10. В статье 25:
слова "органов, учреждений и иных организаций", "и службы дознания", "обладающих в соответствии с законодательными актами иным правовым статусом" исключить;
после слов "Министерства юстиции," дополнить словами "которым присвоены в установленном порядке специальные звания".
11. Дополнить статьями 25-1, 25-2, 25-3, 25-4 следующего содержания:
"Статья 25-1. Персонал уголовно-исполнительной системы
Персонал уголовно-исполнительной системы составляют:
1) сотрудники уголовно-исполнительной системы, проходящие пенитенциарную службу, которым в установленном порядке, присвоены специальные звания;
2) государственные служащие, на которых распространяется действие Закона Республики Казахстан "О государственной службе";
3) работники уголовно-исполнительной системы, состоящие в трудовых отношениях с учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.
Статья 25-2. Прием на службу в уголовно-исполнительную
систему
1. На службу в уголовно-исполнительную систему принимаются граждане Республики Казахстан в возрасте не моложе восемнадцати лет, способные по своим личным, моральным, деловым, профессиональным качествам, состоянию здоровья и физическому развитию, уровню образования выполнять возложенные на них должностные обязанности.
2. На учебу в учреждения образования уголовно-исполнительной системы могут зачисляться лица, имеющие среднее образование, по состоянию здоровья годные к прохождению службы в уголовно-исполнительной системе. Время обучения на очных отделениях учреждений образования уголовно-исполнительной системы приравнивается к прохождению военной службы. При этом с лицами, поступившими на учебу в учреждения образования уголовно-исполнительной системы, заключается договор, в котором предусматриваются условия и сроки дальнейшего прохождения пенитенциарной службы после окончания учреждения образования.
3. На должности рядового и младшего начальствующего состава уголовно-исполнительной системы принимаются лица в возрасте не старше тридцати двух лет, среднего и старшего начальствующего состава - не старше сорока лет. В индивидуальных случаях этот возрастной ценз может быть изменен решением Министра юстиции Республики Казахстан.
4. Военнообязанные, назначенные на должности рядового и начальствующего состава или зачисленные в кадры уголовно-исполнительной системы, включая слушателей учебных заведений уголовно-исполнительной системы, снимаются в установленном порядке с воинского учета и состоят на специальном учете уголовно-исполнительной системы.
5. Впервые поступающие на пенитенциарную службу в обязательном порядке проходят специальное первоначальное обучение и стажировку, для них может быть установлен испытательный срок. Порядок и условия прохождения испытательного срока и стажировки определяются уполномоченным органом.
6. Граждане, поступившие на службу в уголовно-исполнительную систему, принимают присягу, текст которой утверждается Президентом Республики Казахстан.
7. Не могут быть приняты на службу в уголовно-исполнительную систему лица, негодные по состоянию здоровья, ранее судимые и освобожденные от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, а также уволенные по отрицательным мотивам с государственной службы, из правоохранительных органов, судов и органов юстиции.
Статья 25-3. Предельный возраст службы в
уголовно-исполнительной системе
1. Сотрудники уголовно-исполнительной системы могут находиться на службе до предельных возрастов состояния на воинской службе, установленных законодательством. Отдельным категориям сотрудников уголовно-исполнительной системы срок службы может быть продлен решением Министра юстиции Республики Казахстан.
2. Продление службы не исключает возможности увольнения сотрудника уголовно-исполнительной системы по основаниям, предусмотренным настоящим Законом и Положением о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан.
Статья 25-4. Увольнение со службы в уголовно-исполнительной
системе
Сотрудник уголовно-исполнительной системы увольняется со службы по следующим основаниям:
1) по выслуге лет (срока службы) или достижению им предельного возраста пребывания на военной службе, дающих право на пенсию;
2) по состоянию здоровья - на основании заключения (постановления) военно-врачебной комиссии о непригодности или ограниченной пригодности к военной службе;
3) в связи с сокращением штатов или реорганизацией учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в случае невозможности использования в другой должности;
4) по собственному желанию;
5) в случае непригодности к службе в течение испытательного срока;
6) по служебному несоответствию, выявившемуся по итогам аттестации;
7) за систематические нарушения служебной дисциплины;
8) при совершении дискредитирующего проступка;
9) вступление в законную силу обвинительного приговора суда или прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;
10) утрата гражданства Республики Казахстан.".
12. Статью 26 изложить в следующей редакции:
"Статья 26. Правовое положение сотрудников уголовно-
исполнительной (пенитенциарной)системы
1. Сотрудники уголовно-исполнительной системы являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства.
2. Законные требования сотрудника уголовно-исполнительной системы обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами.
3. Невыполнение законных требований сотрудника уголовно-исполнительной системы, оскорбление, сопротивление, угроза насилием или иное посягательство на жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество сотрудника или его близких родственников в связи с выполнением им служебного долга влекут установленную законом ответственность.
4. Порядок приема на службу, прохождения службы и увольнения со службы сотрудников уголовно-исполнительной системы регулируется настоящим Законом, Положением о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.
5. Сотрудникам уголовно-исполнительной системы в подтверждение их личности и полномочий выдаются служебное удостоверение и жетон установленного образца.
6. Сотрудник пенитенциарной службы в знак признания заслуг за плодотворную трудовую деятельность и подвиги может быть представлен к государственной награде.
За достигнутые успехи сотрудник уголовно-исполнительной системы может быть награжден ведомственными наградами. Описание ведомственных наград уголовно-исполнительной системы и порядок их присвоения устанавливается нормативными правовыми актами.".
13. Дополнить статьей 26-1 следующего содержания:
"Статья 26-1. Ограничения, связанные с пребыванием лица
на службе в уголовно-исполнительной системе
1. Должность сотрудника уголовно-исполнительной системы несовместима с депутатским мандатом, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации, занятием иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
2. Сотруднику уголовно-исполнительной системы запрещается организация забастовок и участие в их проведении.
3. Сотрудники уголовно-исполнительной системы не должны состоять в каких-либо политических партиях и выступать в их поддержку.
4. Сотрудник уголовно-исполнительной системы не вправе использовать, распространять сведения о частной жизни, личной и семейной тайне или имеющие отношение к коммерческой, банковской или иной тайне, охраняемой законом, ставшие ему известными в ходе выполнения профессиональных задач.".
14. В заголовке статьи 27 слово "работников" заменить словом "сотрудников".
15. В пункте 1 статьи 27:
слово "Работникам" заменить словом "Сотрудникам";
слова "и дознания" исключить.
16. Статью 28 дополнить частью следующего содержания:
"Нормативы нагрузки для сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы устанавливается Правительством Республики Казахстан.".
17. Дополнить статьями 28-1, 28-2 следующего содержания:
"Статья 28-1. Оплата труда, пенсионное и иное обеспечение
сотрудников уголовно-исполнительной системы
1. Денежное довольствие сотрудников уголовно-исполнительной системы устанавливается на основании единой системы оплаты труда работников органов Республики Казахстан, содержащихся за счет государственного бюджета, утверждаемой Президентом Республики Казахстан, и включает в себя денежное содержание и надбавки за особые условия прохождения службы.
2. Денежное содержание сотрудников уголовно-исполнительной системы состоит из должностного оклада и доплаты за специальное звание.
3. Сотрудники уголовно-исполнительной системы обеспечиваются бесплатно форменным обмундированием, образцы и нормы положенности которого устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
4. Пенсионное обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы, выплата государственных социальных пособий по инвалидности осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 28-2. Особые условия несения службы
в уголовно-исполнительной системе
1. Под особыми условиями несения службы в уголовно-исполнительной системе понимается работа персонала учреждений при введении режима чрезвычайного или военного положения, побега осужденного, захвата заложника, массовых беспорядках, групповых неповиновениях, либо при угрозе возникновения таковых, на срок, необходимый для их устранения.
2. Работа сотрудников уголовно-исполнительной системы в режиме особых условиях несения службы не должна превышать трех месяцев, и компенсируется днями отдыха. Порядок и предельная длительность привлечения сотрудников к работе в особых условиях несения службы определяется нормативными правовыми актами Республики Казахстан.".
18. Дополнить статьями 29-1, 29-2, 29-3, 29-4, 29-5 следующего содержания:
"Статья 29-1. Отпуска сотрудников уголовно-исполнительной
системы
1. Сотрудникам уголовно-исполнительной системы представляются отпуска продолжительностью тридцать суток без учета времени затраченного на проезд к месту проведения отпуска и обратно, а также иные, предусмотренные законодательством отпуска.
2. Дополнительный оплачиваемый отпуск в зависимости от выслуги лет (в календарном исчислении) сотрудникам уголовно-исполнительной системы предоставляется:
1) имеющим выслугу более десяти лет - продолжительностью пять суток;
2) имеющим выслугу более пятнадцати лет - продолжительностью десять суток;
3) имеющим выслугу более двадцати лет - продолжительностью пятнадцать суток, но не более сорока пяти суток.
3. Сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в высокогорных местностях, местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, очередной отпуск предоставляется продолжительностью сорок пять суток, независимо от выслуги лет.
Статья 29-2. Гарантии в случае гибели (смерти),
увечья или заболевания сотрудников
уголовно-исполнительной системы
1. Сотрудникам органов и учреждений уголовно-исполнительной системы при получении увечья в период исполнения служебных обязанностей или служебного долга производится выплата единовременной компенсации, а в случае его гибели (смерти) - лицам, имеющим право на ее получение, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Порядок выплаты единовременной компенсации устанавливается Правительством Республики Казахстан.
3. В случае гибели (смерти) сотрудника уголовно-исполнительной системы при исполнении служебных обязанностей или служебного долга, либо в течение года после увольнения со службы вследствие травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей или служебного долга, лицам, имеющим право на получение в соответствии с законодательством Республики Казахстан, выплачивается единовременная компенсация в размере шестидесятимесячного денежного содержания по последней занимаемой должности.
4. При установлении сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы инвалидности, наступившей в результате травмы, ранения (контузии), увечья, заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей или служебного долга, им выплачивается единовременная компенсация в размерах:
1) инвалиду I группы - тридцатимесячного денежного содержания;
2) инвалиду II группы - восемнадцатимесячного денежного содержания;
3) инвалиду III группы - шестимесячного денежного содержания.
5. В случае получения сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы при исполнении служебных обязанностей или служебного долга тяжелого увечья (травмы, ранения, контузии), не повлекшего инвалидности, им выплачивается единовременная компенсация в размере полуторамесячного денежного содержания, среднего увечья - месячного денежного содержания, легкого увечья или заболевания - половины месячного денежного содержания.
6. Единовременная компенсация не выплачивается, если в установленном порядке доказано, что гибель (смерть), травма, ранение (увечье), заболевание сотрудника органа и учреждения уголовно-исполнительной системы наступили в связи с обстоятельствами, не связанными с исполнением служебных обязанностей или служебного долга.
Статья 29-3. Компенсация расходов на погребение
Для погребения умерших или погибших сотрудников и пенсионеров уголовно-исполнительной системы выплачивается единовременная денежная компенсация в размере трехмесячного денежного содержания.
Статья 29-4. Жилищные права сотрудников и пенсионеров
уголовно-исполнительной системы
1. Сотрудники уголовно-исполнительной системы пользуются правом первоочередного обеспечения жилой площадью из служебного жилищного фонда.
2. Сотрудники, состоящие на службе в уголовно-исполнительной системе более десяти календарных лет, могут приватизировать занимаемое ими жилище, приравненное к служебному, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
3. Сотрудники и пенсионеры уголовно-исполнительной системы, а также семья погибшего сотрудника уголовно-исполнительной системы не подлежат выселению из служебного жилища или жилища, приравненного к служебному, без предоставления другого жилища.
4. Сотрудники и пенсионеры пенитенциарной службы могут обеспечиваться жилищем из жилищного фонда государственных предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с законодательством о жилищных отношениях.
5. Сотрудникам уголовно-исполнительной системы, по перечню определяемому Правительством Республики Казахстан, для оплаты расходов на содержание жилища, независимо от принадлежности жилищного фонда, за коммунальные услуги (централизованное отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализация, электроснабжение, газоснабжение) выплачивается денежная компенсация в размере, определяемом республиканским бюджетом на соответствующий год.
Статья 29-5. Иные меры социальной защиты сотрудников и
пенсионеров уголовно-исполнительной системы
и членов их семей
1. На сотрудников, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, дислоцирующихся в отдаленных местностях, в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями распространяются льготы и преимущества, установленные законодательством для военнослужащих.
2. На сотрудников уголовно-исполнительной системы, несущих службу в туберкулезных и других специализированных участках и учреждениях уголовно-исполнительной системы, распространяются льготы, устанавливаемые законодательством для данной категории медицинских работников.
3. Сотрудники уголовно-исполнительной системы и члены их семей, проживающие совместно с ними, а также пенсионеры уголовно-исполнительной системы пользуются в установленном Правительством Республики Казахстан порядке медицинским обслуживанием в соответствующих государственных учреждениях здравоохранения органов внутренних дел.".
19. В пункте 2 статьи 30:
слово "Работники" заменить словом "Сотрудники";
слова "и дознания" исключить;
после слова "хранение" дополнить словами "специальных средств,".
20. Статью 32 дополнить пунктами 4, 5 следующего содержания:
"4. Сотрудники уголовно-исполнительной системы не несут ответственности за вред, причиненный применением специальных средств и приемов, оружия, если их действия осуществлены в соответствии с законодательством.
5. Сотрудники уголовно-исполнительной системы обеспечиваются оружием, боеприпасами, военной техникой и специальными средствами, перечень и нормы которых устанавливаются Правительством Республики Казахстан.".
21. Статью 33 дополнить частями следующего содержания:
"Порядок и нормы материально-технического обеспечения органов и учреждений уголовно-исполнительной системы устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
Учреждения уголовно-исполнительной системы могут иметь:
1) счета по платным услугам для зачисления средств от реализации товаров и услуг, предусмотренные законодательством Республики Казахстан, и их расходование по целевому назначению;
2) депозитные счета для зачисления личных денег осужденных и использования ими;
3) счета по спонсорской и благотворительной помощи, в том числе международной.".
22. Дополнить статьей 34 следующего содержания:
"Статья 34. Заключительные и переходные положения
Положения настоящего Закона в части исполнения задач по охране учреждений уголовно-исполнительной системы, а также организации деятельности центров реабилитации вводятся в действие по мере создания необходимых условий, но не позднее 2006 года.".
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие со дня подписания.
Президент
Республики Казахстан