О проекте Закона Республики Казахстан "О культуре"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 июня 2004 года N 699

      Правительство Республики Казахстан постановляет:
      Внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О культуре".

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

  Проект

     Закон Республики Казахстан О культуре

      Настоящий Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы государственного регулирования общественных отношений в сфере создания, возрождения, сохранения, развития, распространения и использования культуры в Республике Казахстан.

       Глава 1. Общие положения

               Статья 1. Основные понятия, используемые в
                настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
      1) аттестация работников государственных организаций культуры - процедура, проводимая с целью определения соответствия уровня квалификации работников государственных организаций культуры квалификационным требованиям;
      2) государственная политика в сфере культуры - комплекс мер, принимаемых государственными органами, направленных на создание, возрождение, сохранение, развитие, распространение и использование культуры;
      3) деятельность в сфере культуры - деятельность государственных органов, иных организаций и физических лиц по созданию, возрождению, сохранению, развитию, распространению и использованию культурных ценностей, а также приобщению к ним граждан;
      4) культура - совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством и направленных на удовлетворение духовных потребностей и интересов людей;
      5) культурное наследие народа Республики Казахстан - совокупность культурных ценностей, имеющих государственное значение и в силу этого исключительно принадлежащих Республике Казахстан без права их передачи иным государствам;
      6) культурные ценности - предметы культурного наследия светского и религиозного характера, а также иные ценности, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение;
      7) национальное культурное достояние - культурные ценности, имеющие особое значение для истории и культуры страны, включенные в Государственный реестр объектов национально-культурного достояния;
      8) особый режим объектов национально-культурного достояния - меры, принимаемые государством по сохранению, содержанию, восстановлению, охране и использованию объектов историко-культурного наследия;
      9) отраслевая система поощрения - форма морального стимулирования работников культуры и искусства за вклад в развитие отрасли;
      10) профессиональная тайна - сведения, имеющие творческий характер, разглашение которых может нанести ущерб интересам либо интеллектуальной собственности творческого работника, коллектива и иных физических и юридических лиц;
      11) порнография - непристойность, крайняя циничность в изображении чего-либо, касающегося пола, половых отношений;
      12) субъект культурной деятельности - государственные органы, физические и юридические лица, участвующие в деятельности в сфере культуры;
      13) социально-значимые мероприятия в сфере культуры - мероприятия по проведению памятных и юбилейных дат, дней культуры, фестивалей, смотров, конкурсов, выставок и увековечение памяти видных деятелей государства на республиканском уровне и за рубежом;
      14) творческий работник - физическое лицо, чья профессиональная или любительская творческая деятельность направлена на создание художественных ценностей, воспроизведение или интерпретацию произведения литературы и искусства, каким бы способом, или в какой бы форме они не были выражены;
      15) творческий союз - вид профессионально-творческого общественного объединения профессиональных творческих работников одного или нескольких жанров культуры, создаваемый на основе их индивидуального членства;
      16) творческая деятельность - деятельность, направленная на создание художественных ценностей или интерпретацию (перевод) произведений литературы и искусства в любой форме и любым способом;
      17) художественные ценности - произведения культуры и искусства, созданные в результате творческой деятельности;
      18) уполномоченный орган в сфере культуры (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий реализацию государственной политики в сфере культуры.

             Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о
                культуре

      1. Законодательство Республики Казахстан о культуре основывается на  Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

             Статья 3. Принципы государственной политики в
                области культуры

      Основными принципами государственной политики Республики Казахстан в сфере культуры являются:
      1) государственная поддержка культуры, обеспечение и защита прав граждан Республики Казахстан на осуществление деятельности в сфере культуры и участия в культурной жизни;
      2) свобода творческой деятельности граждан, как на профессиональной, так и непрофессиональной (любительской) основе в соответствии со своими интересами и способностями;
      3) равенство прав и возможностей всех граждан в создании, возрождении, сохранении, развитии, распространении и использовании культурных ценностей;
      4) создание правовых условий для сохранения исторического и культурного наследия народа Казахстана, развития и воспроизводства творческого потенциала общества;
      5) охрана исторического и культурного наследия;
      6) свобода объединения с другими лицами в творческие союзы, иные общественные объединения, в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан;
      7) развитие системы воспитания, способствующей приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, эстетическому воспитанию детей, учащейся молодежи;
      8) развитие культурных связей с соотечественниками, проживающими за границей, как одного из факторов сохранения целостности и взаимообогащения казахской национальной культуры.

              Статья 4. Основные задачи в сфере культуры

      Основными задачами в сфере культуры являются:
      1) реализация государственной политики в сфере культуры;
      2) принятие мер, направленных на возрождение, сохранение, развитие и распространение культуры народа Республики Казахстан;
      3) создание условий для эстетического воспитания граждан;
      4) обеспечение свободного доступа к культурным ценностям;
      5) принятие мер по не допущению в сфере культуры пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости, насилия и порнографии;
      6) препятствие незаконному вывозу и передаче права собственности на культурные ценности, принятие мер к их возврату из любого незаконного владения;
      7) создание условий для международного сотрудничества в сфере культуры;
      8) обеспечение реализации прав граждан на охрану и развитие национальной и культурной самобытности, включая свободу участия в национально-культурных движениях, создание организаций культуры, участие в расширении культурных связей с соотечественниками за рубежом в соответствии с законами Республики Казахстан.

       Глава 2. Государственное управление в сфере культуры

               Статья 5. Государственное управление деятельности
                в сфере культуры

      1. Государственное управление в сфере культуры осуществляется Правительством Республики Казахстан, уполномоченным органом и местными исполнительными органами.
      2. Государственные органы в пределах своей компетенции участвуют в реализации государственной политики в сфере культуры.

              Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан

      Правительство Республики Казахстан:
      1) разрабатывает основные направления и обеспечивает реализацию государственной политики в области культуры, а также международных культурных связей;
      2) утверждает отраслевые программы развития культуры;
      3) принимает нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере культуры;
      4) утверждает порядок и условия присвоения организациям культуры статуса "Академический";
      5) определяет правила оказания платных услуг государственными учреждениями в сфере культуры и содержащимися за счет государственного бюджета;
      6) утверждает порядок и условия ведения Государственного реестра объектов национально-культурного достояния;
      7) утверждает правила выдачи разрешений на ввоз и вывоз культурных ценностей;
      8) принимает решение по созданию, реорганизации и ликвидации государственных организаций культуры.

              Статья 7. Компетенция уполномоченного органа

      Уполномоченный орган:
      1) разрабатывает и реализует отраслевые программы, создает условия для развития культуры народа Республики Казахстан;
      2) разрабатывает, утверждает и реализует научные программы в сфере культуры;
      3) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность организаций культуры;
      4) осуществляет научно-методическое обеспечение и межотраслевую координацию деятельности в сфере культуры;
      5) обеспечивает соблюдение особого режима объектов национально-культурного достояния;
      6) разрабатывает и организует на территории Республики Казахстан, мероприятия по учету, охране, консервации, реставрации и использованию памятников истории, материальной и духовной культуры и ведет Государственный реестр объектов национально-культурного достояния;
      7) поддерживает и координирует деятельность государственных организаций культуры республиканского значения по развитию театрального, музыкального искусства, кинематографии, библиотечного и музейного дела, обеспечивает деятельность республиканских государственных учреждений в сфере культуры;
      8) вносит предложения по созданию, реорганизации и ликвидации государственных организаций в сфере культуры;
      9) осуществляет проведение социально-значимых мероприятий в сфере культуры;
      10) в установленном законодательством порядке вносит предложения о присвоении деятелям культуры и искусства почетных званий и государственных наград Республики Казахстан;
      11) разрабатывает и утверждает отраслевую систему поощрения;
      12) учреждает Национальные (Республиканские) и международные конкурсы, премии и призы в различных сферах творческой деятельности;
      13) определяет жанровую принадлежность и род деятельности подведомственных государственных организаций культуры;
      14) разрабатывает и утверждает типовые квалификационные требования к категориям работников государственных организаций культуры;
      15) утверждает правила аттестации работников государственных организаций культуры;
      16) проводит аттестацию работников республиканских государственных организаций культуры;
      17) осуществляет и координирует деятельность в сфере международного культурного сотрудничества;
      18) утверждает порядок выдачи сертификата, подтверждающего статус творческого работника;
      19) утверждает порядок формирования и содержания музейного фонда Республики Казахстан;
      20) утверждает положения о художественно-экспертных советах;
      21) в установленном порядке выдает разрешение на временный ввоз и вывоз культурных ценностей;
      22) утверждает Положение об экспертной комиссии по ввозу и вывозу культурных ценностей.

             Статья 8. Компетенция областного (города
                республиканского значения, столицы)
                исполнительного органа

      Областной (города республиканского значения, столицы) исполнительный орган:
      1) разрабатывает региональные программы развития в сфере культуры и обеспечивает их исполнение;
      2) создает, реорганизует, ликвидирует государственные организации культуры области (города республиканского значения, столицы), в сфере театрального, музыкального и киноискусства, библиотечного и музейного дела, а также осуществляет координацию их деятельности;
      3) поддерживает деятельность государственных организаций культуры области (города республиканского значения, столицы) по развитию театрального, музыкального и киноискусства, библиотечного и музейного дела, обеспечивает деятельность государственных учреждений области (города республиканского значения, столицы) в сфере культуры;
      4) организует проведение областных (региональных) смотров и конкурсов в различных сферах творческой деятельности;
      5) организует работу по учету, охране, консервации и реставрации, а также использованию памятников истории, материальной и духовной культуры областного (города республиканского значения, столицы) значения;
      6) осуществляет статистические наблюдения и представляет в уполномоченный орган в сфере культуры статистические отчеты установленной формы;
      7) осуществляет проведение зрелищных культурно-массовых мероприятий на областном (города республиканского значения, столицы) уровне;
      8) проводит аттестацию работников государственных организаций культуры области (города республиканского значения, столицы) в порядке, установленном уполномоченным органом;
      9) в пределах своей компетенции осуществляет управление государственной коммунальной собственностью в сфере культуры.

             Статья 9. Компетенция районного (городского)
                исполнительного органа

      Районный (городской) исполнительный орган:
      1) создает государственные организации культуры районного (городского) значения в сфере театрального, музыкального и киноискусства, библиотечного и музейного дела, культурно-досуговой работы, а также осуществляет координацию их деятельности;
      2) организует работу по учету, охране и использованию памятников истории, материальной и духовной культуры местного значения;
      3) осуществляет проведение зрелищных культурно-массовых мероприятий на районном (городском) уровне, а также проведение смотров и конкурсов среди любительских творческих объединений;
      4) осуществляет статистические наблюдения и представляет в областной (города республиканского значения, столицы) исполнительный орган в сфере культуры статистические отчеты установленной формы;
      5) проводит аттестацию работников государственных организаций культуры районного (городского) значения в порядке, установленном уполномоченным органом;
      6) в пределах своей компетенции осуществляет управление государственной коммунальной собственностью в сфере культуры.

       Глава 3. Права и обязанности граждан в сфере культуры

               Статья 10. Права граждан на творческую
                 деятельность в сфере культуры

      1. Граждане имеют право на творческую деятельность в соответствии со своими способностями путем самостоятельного выбора их сферы приложения, форм реализации и получения профессионального образования.
      Занятие творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.
      2. Гражданам обеспечивается право на приобщение к культурным ценностям. Ограничение этого права может определяться только особым режимом охраны и использования объектов историко-культурного наследия.
      3. Профессиональные и непрофессиональные (любительские) творческие работники равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану профессиональных тайн, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.
      Профессиональная и непрофессиональная (любительская) творческая деятельность граждан осуществляется на коллективной или индивидуальной основе.
      4. Граждане пользуются иными правами в сфере культуры в соответствии с законами Республики Казахстан.

             Статья 11. Обязанности граждан в сфере культуры

      Граждане обязаны:
      1) соблюдать требования законодательства Республики Казахстан в сфере культуры;
      2) сохранять историческое и культурное наследия, беречь памятники истории и культуры;
      3) уважать языки, культуру, обычаи, традиции народов Казахстана.

       Глава 4. Правовой статус творческих работников, творческих
союзов и непрофессиональных (любительских)
творческих объединений

               Статья 12. Творческий работник

      1. Статус творческого работника - члена творческого союза, подтверждается этим союзом в соответствии с его уставными документами.
      2. Статус творческого работника, не состоящего в творческих союзах, подтверждается сертификатом, выдаваемым, в порядке, установленном уполномоченным органом.
      3. Основанием получения сертификата творческого работника является творческая деятельность кандидата.

             Статья 13. Права и обязанности творческого работника

      1. Творческий работник пользуется всеми правами в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, включая право на:
      1) защиту профессиональной тайны;
      2) привлечение к своей деятельности третьих лиц;
      3) участие в формировании государственной политики в сфере культуры;
      4) вступление в общественные объединения, ассоциации и союзы по творческим и профессиональным интересам;
      5) доступ в архивы, библиотеки, музеи и другие организации культуры для осуществления творческой деятельности.
      2. Творческий работник при осуществлении творческой деятельности обязан соблюдать требования законов Республики Казахстан.

              Статья 14. Социальный статус творческих работников

      1. Социальная защита и страхование творческих работников, деятельность которых связана с вредным производством, повышенным риском и угрозой профессиональных заболеваний, а также их пенсионное обеспечение производится в порядке и на условиях, предусмотренных законами Республики Казахстан.
      2. В целях государственной поддержки творческих работников, удостоенных почетных званий и государственных наград, а также особо одаренных молодых творческих работников учреждаются государственные стипендии в сфере культуры, в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

              Статья 15. Творческие союзы

      1. Для осуществления творческой деятельности в сфере культуры, требующей совместных усилий, на основе добровольности, могут создаваться творческие союзы, формируемые из творческих работников.
      2. В Республике Казахстан могут создаваться и действовать республиканские, региональные и местные союзы.
      3. Республиканским признается творческий союз, деятельность которого осуществляется на всей территории Республики Казахстан, имеющий структурные подразделения (филиалы и представительства) на территории более половины областей Республики Казахстан.
      4. Региональными признаются творческие союзы, имеющие структурные подразделения (филиалы и представительства) на территории менее половины областей Республики Казахстан.
      5. Местными творческими союзами признаются творческие союзы, деятельность которых осуществляется на территории одной области.
      6. Отношения творческих союзов с международными творческими организациями регулируются законами, а также международными договорами Республики Казахстан.
      7. Создание, реорганизация и ликвидация творческих союзов осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.

              Статья 16. Членство в творческом союзе

      1. Право вступления в творческий союз имеет творческий работник, отвечающий требованиям, установленным уставом творческого союза.
      2. Требования, предъявляемые уставом творческого союза к кандидатам и членам, не должны ущемлять имущественных и неимущественных прав граждан, должны содействовать объединению в его составе наиболее квалифицированных представителей соответствующих творческих профессий, повышению их профессионального и творческого роста.

             Статья 17. Непрофессиональные (любительские)
                 творческие объединения и коллективы

      Непрофессиональные (любительские) творческие объединения и коллективы создаются по инициативе граждан, общественных объединений, организаций культуры, местных представительных и исполнительных органов и функционируют в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

       Глава 5. Деятельность в сфере культуры

               Статья 18. Организация деятельности в сфере культуры

      Деятельность в сфере культуры осуществляется посредством создания, пропаганды, распространения, предоставления в пользование и охраны культурных ценностей физическими и юридическими лицами, путем обеспечения функционирования театров, филармоний, оркестров, студий, школ, мастерских, исполнительских коллективов, музеев, библиотек, художественных салонов и галерей, кинотеатров и киноустановок, культурно-просветительских организаций, исследовательских и реставрационных центров, культурно-исторических центров, историко-культурных и природных заповедников, зон и других организаций культуры.

              Статья 19. Организации культуры

      1. Организациями культуры являются юридические лица, которые осуществляют деятельность в сфере культуры.
      2. Создание, реорганизация и ликвидация организации культуры производятся в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.
      3. Виды деятельности организаций культуры определяются их учредителями и отражаются в их уставах.
      4. Организации культуры могут быть: государственными, негосударственными, коммерческими, некоммерческими и международными, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      5. Государственные организации культуры республиканского уровня создаются на основании решения Правительства Республики Казахстан, государственные организации культуры областей (города республиканского значения, столицы), района (городов областного значения), создаются решением местных исполнительных органов соответствующей административно-территориальной единицы.

              Статья 20. Статус организаций культуры

      1. Государственным организациям культуры, отдельным художественным, творческим коллективам, деятельность которых имеет в сфере культуры особую государственную и общественную значимость, может быть присвоен статус "Национальный".
      Порядок и условия присвоения статуса "Национальный" утверждаются Президентом Республики Казахстан.
      2. Отдельным профессиональным художественным и творческим коллективам за значительный вклад в формирование, развитие и пропаганду национальных культур и искусства, являющимися ведущими в своей сфере присваивается статус "Академический".
      Порядок и условия присвоения статуса "Академический" утверждаются Правительством Республики Казахстан.
      3. Государственные организации культуры, которым присвоен статус "Национальный" и "Академический" приватизации не подлежат.

              Статья 21. Театры

      1. Театры - зрелищные организации, осуществляющие сценические представления произведений литературы и искусства (драматические, музыкально-драматические, музыкальные, хореографические, кукольные, пантомимы, сатиры и юмора, для детей и юношества, молодежные, экспериментальные и иные).
      2. Театры независимо от форм собственности свободны в выборе художественных направлений, репертуара, принятия решения о публичном исполнении произведений литературы и искусства, создании и популяризации сценических произведений, а также осуществлении иной деятельности, необходимой для эффективного творческого и производственного развития, не противоречащей законам Республики Казахстан.
      3. В целях вовлечения граждан республики в сферу культурной жизни из государственного бюджета государственным театрам выделяются субсидии на покрытие убытков, связанных с предоставлением услуг по обеспечению доступности театральных мероприятий для всех слоев населения республики, в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

              Статья 22. Концертные организации

      1. Концертные организации - зрелищные организации, реализующие комплекс мер для создания условий публичного исполнения произведений литературы и искусства и популяризации художественных коллективов и отдельных исполнителей.
      2. Основными задачами концертных организаций являются музыкально-эстетическое воспитание, обеспечение условий для создания высокохудожественных программ и номеров, организация концертов профессиональных художественных коллективов и отдельных исполнителей, осуществление музыкально-просветительской деятельности.
      3. Концертные организации самостоятельны в проведении творческих программ и выборе репертуара.
      4. В целях вовлечения граждан республики в сферу культурной жизни из государственного бюджета государственным концертным организациям выделяются субсидии на покрытие убытков, связанных с предоставлением услуг по обеспечению доступности концертных мероприятий для всех слоев населения республики, пропагандой классического, народного, музыкального и хореографического искусства, в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

              Статья 23. Библиотечное дело

      1. Библиотечное дело - отрасль культуры, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и информационно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка и повышение квалификации библиотечных кадров, научное и методическое обеспечение развития библиотек.
      2. Библиотека - учреждение, выполняющее информационные, культурные, образовательные функции, располагающее организованным фондом печатных и рукописных документов, а также графическими, аудио-визуальными материалами, документами на электронных носителях и представляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам.
      3. Государственные библиотеки вправе реализовывать товары (работы, услуги), не относящиеся к их основной деятельности, плата за которые не носит обязательного характера и определяется по соглашению с физическим и юридическим лицом. Деньги от реализации таких товаров (работ, услуг) должны оставаться в распоряжении государственной библиотеки.
      Порядок поступления и использования средств от реализации товаров (работ, услуг), не относящихся к основной деятельности государственных библиотек, определяется Правительством Республики Казахстан.
      4. Библиотечное дело, а также вопросы, связанные с сохранением, использованием библиотечных фондов, как части национального культурного наследия регулируются в порядке, установленном уполномоченным органом.

              Статья 24. Музеи

      1. Музеи - организации культуры, созданные для хранения, изучения и публичного представления музейных экспонатов и музейных коллекций, призванные осуществлять культурные, образовательные и научные функции и обеспечивать изучение, учет, хранение и популяризацию памятников материальной и духовной культуры.
      2. На территории Республики Казахстан могут создаваться историко-культурные и природные заповедники, заповедники-музеи, ансамбли и комплексы недвижимых историко-культурных ценностей, имеющие особую историческую, научную, культурную и художественную значимость.
      Статус историко-культурных и природных заповедников, заповедников-музеев, ансамблей и комплексов недвижимых историко-культурных ценностей, имеющих особую историческую, научную, культурную и художественную значимость определяется в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
      3. Музейные экспонаты и музейные коллекции включаются в состав музейного фонда и являются неотъемлемой частью культурного наследия страны.
      Запрещается передача музейных экспонатов из государственных музеев в частную собственность.
      4. Государственные музеи-заповедники вправе реализовывать товары (работы, услуги), не относящиеся к их основной деятельности, плата за которые не носит обязательного характера и определяется по соглашению с физическим и юридическим лицом. Деньги от реализации таких товаров (работ, услуг) должны оставаться в распоряжении государственных музеев-заповедников.
      Порядок поступления и использования средств от реализации товаров (работ, услуг), не относящихся к основной деятельности государственных музеев-заповедников определяется Правительством Республики Казахстан.
      5. Порядок и условия доступа к музейным экспонатам и музейным коллекциям, находящимся в хранилище музея и другие отношения в области музейного дела регулируется в порядке, установленном уполномоченным органом.
      6. В целях обеспечения хранения историко-культурных ценностей из государственного бюджета государственным музеям выделяются субсидии на покрытие убытков, связанных с обеспечением сохранности, учета, комплектования и реставрации историко-культурных ценностей, в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

             Статья 25. Культурно-досуговые организации

      1. Культурно-досуговые организации - центры повседневного общения (клубы, парки культуры и отдыха, дома и дворцы культуры и др.), развития личности, самодеятельного художественного народного творчества, деятельность которых регулируется в порядке, установленном уполномоченным органом.
      2. Основной задачей культурно-досуговых организаций является удовлетворение духовных и эстетических запросов населения.
      3. Не допускается ликвидация культурно-досуговых организаций, финансируемых за счет средств бюджета, если такая ликвидация делает невозможным обеспечение минимального объема культурных услуг населению.

              Статья 26. Кинематография

      1. Кинематография - отрасль культуры, объединяющая творческую, научную, производственную, образовательную виды деятельности, направленные на создание аудиовизуальных произведений в любой форме и различных жанрах.
      2. Основные меры государственной поддержки кинематографии направлены на:
      1) создание отечественных фильмов всех видов и жанров;
      2) сохранение и развитие материально-технической базы кинематографии;
      3) создание условий производства, тиражирования и проката отечественных фильмов;
      4) проведение кинофестивалей и других мероприятий;
      5) участие и представительство в международных организациях кинематографистов, а также на фестивалях и конкурсах.
      3. Основу кинопроизводства в Республике Казахстан составляют кинематографические организации, основной задачей которых являются производство, выпуск, тиражирование, прокат отечественных фильмов различных видов и жанров.
      4. Особенности организации кинематографии регулируются законом Республики Казахстан.

             Статья 27. Гастрольная деятельность творческих
                 коллективов и исполнителей

      1. Гастрольная деятельность творческих коллективов и исполнителей на территории Республики Казахстан осуществляется на договорной основе.
      2. Зарубежные гастроли проводятся творческими коллективами и отдельными исполнителями на основе договоров, обеспечивающих соблюдение авторских и смежных прав.

              Статья 28. Народные художественные промыслы

      1. Народный художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиции народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.
      2. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе заключений художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам.
      3. Права физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области народных художественных промыслов, защищаются в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан.

       Глава 6. Культурные ценности и
национально-культурное достояние

                Статья 29. Культурные ценности

      К культурным ценностям относятся:
      1) археологические находки (включая обычные и тайные) и археологические открытия;
      2) редкие коллекции и образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и предметы, представляющие интерес для палеонтологии;
      3) ценности, касающиеся истории, включая историю науки и техники, историю войн и общества, а также связанные с жизнью национальных деятелей науки, культуры и искусства, мыслителей, ученых и артистов и с крупными национальными событиями;
      4) редкие рукописи, старинные книги, документы и издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный, литературный), отдельно или в коллекциях;
      5) архитектурные и археологические памятники, мемориальные погребения, а также парковые и природно-ландшафтные объекты, связанные с жизнью деятелей культуры либо с крупными историческими событиями и выдающимися личностями;
      6) почтовые марки, налоговые и аналогичные марки отдельно или в коллекциях;
      7) монеты, медали, печати и другие коллекционные материалы;
      8) старинные и уникальные музыкальные инструменты;
      9) архивы, архивные фонды и коллекции, включая фоно-, фото-, видео-, киноархивы, а также научно-техническая документация;
      10) произведения искусства, имеющие историко-культурную значимость;
      11) этнографические, антропологические и палеонтологические материалы;
      12) старинные предметы более чем столетней давности;
      13) объекты, связанные с историческими событиями в жизни народов Республики Казахстан, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также с жизнью выдающихся деятелей науки, государства, культуры, в том числе музейные предметы и музейные коллекции;
      14) этнологические материалы;
      15) художественные ценности в виде полотен, картин и рисунков ручной работы на любой основе и любых материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий, украшений от руки);
      16) оригинальные произведения скульптурного искусства из любых материалов;
      17) оригинальные гравюры, эстампы и литографии;
      18) составные части расчлененных художественных и исторических памятников и археологических мест.

             Статья 30. Государственный реестр объектов
                 национально-культурного достояния

      1. С целью сохранения культурного наследия объекты, указанные в статье 30 настоящего Закона, имеющие особую ценность, вносятся в Государственный реестр объектов национально-культурного достояния (далее - Государственный реестр). Объекты культурного наследия, внесенные в Государственный реестр являются объектами национально-культурного достояния.
      2. Государственный реестр ведется уполномоченным органом, в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
      3. Местные исполнительные органы, а также исследовательские организации, занимающиеся исследованием памятников (исторических, археологических, архитектурных и иные) обязаны предоставлять сведения об объектах, подлежащих занесению в Государственный реестр. По мере выявления новых объектов и предметов представляется новая информация с необходимыми сведениями.
      4. Ходатайства граждан и организаций о включении объектов в Государственный реестр являются обязательными для рассмотрения уполномоченным органом. Подача указанных ходатайств является основанием для временного придания таким объектам особого режима пользования до решения вопроса по существу, но не более чем на два месяца.

             Статья 31. Особый режим пользования объектами
                 национально-культурного достояния

      1. Коллекции или собрания предметов, в комплексе представляющие особый художественный или исторический интерес, не могут быть разрознены.
      Уничтожение, перемещение, изменение, воспроизведение или реставрирование объектов национально-культурного достояния, внесенных в Государственный реестр, не допускается без специального разрешения уполномоченного органа, выдаваемого на основании рекомендации экспертной комиссии, создаваемой им по каждому конкретному объекту.
      2. Не допускается использование объектов национально-культурного достояния каким-либо образом, не совместимым с их историческим, художественным и религиозным назначением. Предметы, принадлежащие религиозно-культовым организациям и являющиеся объектами национально-культурного достояния, могут использоваться с учетом их культового назначения.
      3. Особый режим национально-культурного достояния не распространяется на произведения в период жизни его автора (авторов) и в течение пятидесяти лет после его (их) смерти.
      4. Преимущественное право использования архитектурных памятников принадлежит организациям культуры.
      5. Обязанности по надлежащему поддержанию состояния и сохранения объектов национально-культурного достояния возлагаются на их пользователей или собственников. Несоблюдение указанной обязанности влечет изъятие предоставленного права в судебном порядке на возмездной основе. При отсутствии у собственников или пользователей материальных или иных возможностей на содержание объекта национально-культурного достояния расходы принимает на себя государство.
      Реализация прав собственника объекта национально-культурного достояния осуществляется под контролем и в порядке, установленном законом Республики Казахстан, с приоритетным правом приобретения государством объектов национально-культурного достояния Республики Казахстан в случае их продажи.
      6. Объекты национально-культурного достояния, находящиеся в государственной собственности, приватизации не подлежат.
      7. За умышленное уничтожение, разрушение или порчу объектов и предметов национально-культурного достояния физические и юридические лица несут ответственность, в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

              Статья 32. Ввоз и вывоз культурных ценностей

      1. Вывоз культурных ценностей и объектов национально-культурного достояния за пределы Республики Казахстан запрещен, за исключением случаев временной экспозиции, гастрольной деятельности, реставрационных работ и научных исследований, презентаций, выставок и проведения международных культурных мероприятий, а также иных случаев, установленных настоящим Законом.
      2. Культурные ценности и объекты национально-культурного достояния, незаконно вывезенные за пределы Республики Казахстан и незаконно ввезенные на ее территорию, подлежат обязательному возвращению. При этом возвращенные незаконно вывезенные культурные ценности, а также конфискованные по решению суда, подлежат сдаче в государственные музеи республиканского значения соответствующего профиля.
      3. Автор, независимо от того, выезжает он за пределы Республики Казахстан временно или на постоянное жительство, имеет право вывезти созданные им культурные ценности.
      4. Правила ввоза и вывоза культурных ценностей распространяется также на объекты, созданные на территории Республики Казахстан иностранцами и лицами без гражданства.
      5. Временный вывоз культурных ценностей может осуществляться только законным собственником предметов либо лицом, уполномоченным на то собственником.
      6. При временном вывозе культурных ценностей юридическими лицами необходимо документальное подтверждение их права собственности на вывозимые предметы.
      7. Не допускается передача собственниками культурных ценностей правомочий по владению, пользованию и распоряжению указанными ценностями, а также продажа культурных ценностей, если эти действия могут способствовать незаконному вывозу и ввозу культурных ценностей.

             Статья 33. Порядок и условия временного вывоза
                 культурных ценностей

      1. Временный вывоз культурных ценностей, а также их возврат осуществляются на основании экспертизы, осуществляемой экспертной комиссией по вывозу и ввозу культурных ценностей.
      2. При принятии решения о возможности временного вывоза культурных ценностей уполномоченным органом выдается свидетельство на право временного вывоза культурных ценностей, являющееся основанием для пропуска указанных ценностей через таможенную и государственную границу Республики Казахстан.
      3. Срок нахождения культурных ценностей за пределами страны, не может превышать шести месяцев.
      4. Экспертиза культурных ценностей, вывозимых за пределы страны, а также при их обратном ввозе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

       Глава 7. Международное сотрудничество в сфере культуры

               Статья 34. Международное сотрудничество в сфере культуры

      Республика Казахстан содействует развитию международного сотрудничества в сфере культуры, включая обмен творческими коллективами, специалистами и студентами, культурными ценностями и результатами деятельности в сфере культуры, а также опытом организационной деятельности в различных сферах культуры.

             Статья 35. Участие в международных организациях
                 в сфере культуры

      1. На территории Республики Казахстан могут создаваться филиалы и другие представительства международных некоммерческих культурных объединений в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
      2. Организации культуры в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан и в порядке, определяемом его учредительными документами, имеют право вступать в объединения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также право распоряжения благотворительными целевыми поступлениями.

       Глава 8. Заключительные положения

               Статья 36. Ответственность за нарушение
                 законодательства в сфере культуры

      Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан о культуре, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

              Статья 37. Порядок введения в действие настоящего Закона

      1. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.
      2. Признать утратившим силу  Закон Республики Казахстан от 24 декабря 1996 г. "О культуре" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., N 22, ст. 406.).

      Президент
      Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.