Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 14.04.2010 N 302.
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Программу снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007-2009 годы (далее - Программа).
2. Центральным и местным исполнительным органам Республики Казахстан и иным организациям обеспечить своевременное исполнение мероприятий, предусмотренных Программой и ежегодно, к 30 июня и 30 декабря представлять в Агентство Республики Казахстан по информатизации и связи информацию по их исполнению.
3. Агентству Республики Казахстан по информатизации и связи ежегодно, к 10 июля и 10 января представлять в Правительство Республики Казахстан сводную информацию о ходе выполнения Программы.
4. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 13 октября 2006 года N 995
Программа
снижения информационного неравенства
в Республике Казахстан
на 2007-2009 годы
Содержание
1. Паспорт Программы
2. Введение
3. Анализ современного состояния
4. Цель и задачи Программы
5. Основные направления и механизм реализации Программы
5.1. Совершенствование нормативного правового обеспечения
5.2. Подготовка преподавателей для обучения населения компьютерной
грамотности
5.3. Методическое обеспечение процесса обучения населения
компьютерной грамотности по дистанционной и очной формам
обучения
5.4. Обучение населения компьютерной грамотности
5.5. Создание системы мониторинга и проведение периодического
анализа реализации Программы
5.6. Снижение тарифов на доступ в Интернет и обеспечение населения
доступной по цене компьютерной техникой
5.7. Подготовка отечественных ИТ-специалистов
5.8. Формирование заинтересованности граждан в освоении
информационно-коммуникационных технологий
5.9. Формирование общественной поддержки выполнения мероприятий
Программы на государственном и русском языках
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
7. Ожидаемые результаты от реализации Программы
8. План мероприятий по реализации Программы
1. Паспорт программы
Наименование Программа снижения информационного
неравенства в Республике Казахстан на
2007-2009 годы
Основание для Государственная программа формирования
разработки "электронного правительства"
в Республике Казахстан на
2005-2007 годы, утвержденная Указом
Президента Республики Казахстан от
10 ноября 2004 года N 1471
Государственный Агентство Республики Казахстан по
орган - разработчик информатизации и связи
Цель Программы снижение информационного неравенства в
Республике Казахстан, достижение 20 % уровня
компьютерной грамотности населения и
пользователей сети Интернет в Республике
Казахстан
Задачи Программы создать благоприятные условия для
эффективного использования в повседневной
жизни сети Интернет не менее 20 %-там
населения Казахстана повысить социальную и
экономическую значимость информационных
ресурсов в жизни населения Казахстана
Срок реализации 2007-2009 годы
Источники и общая стоимость Программы составит:
объемы 15 584 676 тыс. тенге, из них объем
финансирования финансирования из средств республиканского
бюджета - 13 701 595 тыс. тенге, в том числе
по годам:
на 2007 год - 4 901 052 тыс. тенге,
на 2008 год - 4 398 361 тыс. тенге;
на 2009 год - 4 402 182 тыс. тенге.
и 1 883 081 тыс. тенге - местный бюджет, в
том числе по годам:
на 2007 год - 588 633 тыс. тенге,
на 2008 год - 647 224 тыс. тенге;
на 2009 год - 647 224 тыс. тенге.
Объемы финансирования будут уточняться при
формировании республиканского и местных
бюджетов на соответствующий финансовый год.
Ожидаемые Реализация Программы к концу 2009 года будет
результаты направлена на достижение следующих целевых
индикаторов:
показатель компьютерной грамотности
населения Казахстана - 20 % от общей
численности, который на 15,7 % превысит
текущее состояние
показатель пользователей сети Интернет в
Казахстане - не ниже 20 %, что на 17,2 %
выше, чем в настоящий момент
2. Введение
Настоящая Программа снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007-2009 годы (далее - Программа) разработана в целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 10 ноября 2004 года N 1471 "О Государственной программе формирования "электронного правительства" в Республике Казахстан на 2005-2007 годы".
Сегодня наше государство взяло курс на строительство постиндустриального общества - ступени экономического развития, следующей за периодом индустриализации и характеризующейся опережающим развитием и ростом доли сферы услуг в общей структуре экономики. Концепцией постиндустриального общества является информационное общество - новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются:
увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
а) эффективное информационное взаимодействие людей;
б) их доступ к мировым информационным ресурсам;
в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Неприятие цифровых технологий, слабое их развитие означает поражение во всемирной гонке за экономическим процветанием и политическим доминированием в будущем информационном обществе. Виртуальная реальность коренным образом меняет производство, образование и жизнь людей, создавая безграничное информационное пространство во всем мире.
Информационное пространство, формируемое сегодня в Казахстане, в основе своей многомерно, неоднородно и отличается отсутствием целостности, неравномерным распределением информации, неодинаковым доступом ее для различных индивидов. Остро встал вопрос о ликвидации так называемого "информационного неравенства", означающего неравные возможности пользования информационно-коммуникационными технологиями, в том числе:
неравное владение гражданами компьютерной и другой цифровой, коммуникационной техникой;
неравный доступ граждан к ресурсам Интернет;
неравное владение гражданами навыками пользования компьютерными технологиями.
Информационное неравенство проявляется между регионами, крупными, средними и мелкими населенными пунктами, городом и деревней. В крупных городах наблюдается значительная концентрация научно-образовательного потенциала, что значительно отличают их по своим возможностям от средних и мелких поселений.
Настоящая Программа направлена на создание в Республике Казахстан условий по преодолению информационного неравенства и широкому использованию информационно-коммуникационных и инновационных технологий.
Реализация Программы будет выполняться путем исполнения плана мероприятий (далее - план) с учетом отраслевых программ государственных органов и региональных программ местных исполнительных органов.
Координация работ и контроль реализации Программы будет осуществляться уполномоченным органом в сфере информатизации и связи.
3. Анализ современного состояния проблемы
Сноска. Раздел 3 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 30.12.2009 № 2305 (порядок введения в действие см. п. 2).
Проблема "информационного неравенства" является глобальной и тесно связана с феноменом зависимости успеха человека от его отношения к компьютерной и телекоммуникационной революции, а также с уровнем развития отдельного государства и общества. Суть проблемы состоит в неравном доступе к возможностям, предоставляемым современными информационными технологиями для достижения социальных и экономических целей. Это связано как с недостаточным уровнем развития человеческого потенциала, так и с отсутствием у людей необходимых аппаратных и программных средств, а также доступа к коммуникациям.
По данным Всемирного Банка (2006 г.), Казахстан занял 64 место среди 68 стран в последнем "рейтинге е-готовности за 2005 год", ежегодно проводимом аналитическим отделом британского журнала "Экономист" (2006 г.), а Россия и Украина заняли 52-е и 61-е места соответственно. Данный рейтинг измеряет среду электронного бизнеса страны через средневзвешенный индекс, состоящий из около 100 количественных и качественных критериев, включая такие категории, как возможность подключения к сети Интернет, бизнес среда, правовая, политическая, социальная и культурная среда, поддержка электронных услуг.
В дополнение необходимо отметить, что Казахстан демонстрирует стабильный прогресс в улучшении положения. Об этом говорят данные отчета о глобальной готовности к электронному правительству за 2005 г., проводимом ООН. Казахстан занимает 65 место в рейтинге 179 стран мира, оценивающем уровень готовности страны и ее общества к услугам электронного правительства, включающий индексы веб-меры*, телеком-инфраструктуры** и человеческого капитала***. Рейтинги Казахстана в 2005 году улучшились на 4 позиции по сравнению с 2004 годом, и на 14 пунктов выше, чем в 2003 году.
_____________________________
* Веб-мера - мера присутствия/отсутствия специальных электронных средств/услуг на официальном интернет-ресурсе и/или отраслевых сайтах, например, по здравоохранению, образованию, социальному обеспечению.
** Индекс телеком-инфраструктуры - средневзвешенный индекс по таким категориям, как число ПК, пользователей Интернет, телефонных линий, мобильных телефонов и телевизоров на 1000 населения, а также количество населения, работающего в режиме он-лайн.
*** Индекс человеческого капитала опирается на "индекс образования" ПРООН.
Страны европейской восьмерки занимают место в кластере между 19-м и 40-м местами, а ведущие пять стран - Соединенные Штаты, Дания, Швеция, Великобритания и Республика Корея - получали последовательно высокие баллы на протяжении ряда лет.
Основная причина того, что Казахстан отстает от стран европейской восьмерки и других лидирующих стран, заключается в его слабой балльной оценке по телекоммуникациям. Данные показывают, что наличие имеющихся телефонных линий в стране в абсолютном выражении достаточно низкое. Эффективная плотность телефонных сетей на 1000 жителей Казахстана составляет 17,91.
Однако есть ряд положительных тенденций. В период с 1999 по 2004 годы число магистральных телефонных линий на 100 жителей увеличилось при совокупных темпах годового роста (СТГР) на 8,5 %. СТГР учтенных мобильных сетевых абонентов вырос на 123,5 % (за тот же период).
К этому надо добавить, что согласно данным Международного союза по телекоммуникациям об использовании Интернет на 2005 год, в Казахстане - 400 тыс. пользователей Интернет или 2,7 % от общей численности населения. Для сравнения, в Южной Корее, Сингапуре, Японии процентное соотношение пользователей Интернета составляет 67 %, в Великобритании - 63 %, Дании - 70 %, США и Канаде - 68 %, России - 16,5 % и Эстонии - 50 %. Число Интернет-хостов на 10 000 жителей Казахстана составляет лишь 14,69, тогда как в России - 59,24, а на Украине 27,03. Статистика также показывает устойчивый рост числа пользователей Интернета, прирост которых в Казахстане за 2000-2005 гг. составил 471,5 %, в России такой показатель составил 664,5 %, Эстонии - 82,8 %, Канаде - 67,8 %, Великобритании - 145,5 %.
Необходимо отметить, что все вышеуказанные страны уже проводили и продолжают проводить государственные, региональные и глобальные программы по преодолению информационного неравенства, которые, в целом, сводятся к следующим группам мероприятий:
улучшение телекоммуникационной инфраструктуры;
обеспечение инфраструктуры многоканального доступа;
улучшение общественного доступа к электронным услугам государственных органов;
акцент на центры универсального обслуживания населения по принципу одного окна;
повышение спроса населения на "электронное правительство";
повышение осведомленности, стратегические коммуникации с целевыми группами;
обучение электронной грамотности населения;
Так, например, общеевропейский план действий "Информационное общество для всех" включало такие направления как электронное обучение и тренинг, разработка мультимедийных обучающих материалов, обучение преподавателей, введение общеевропейского стандарта навыков в области информационных технологий (далее - ИТ) с децентрализованными процедурами сертификации, внедрение центров общественного доступа к Интернету и телецентров с предоставлением тренинговых услуг и возможностей для работы через Интернет, а также государственные программы по усилению и улучшению информационно-коммуникационного сектора.
Изучение мирового опыта в области преодоления информационного неравенства и анализ текущего положения Казахстана показывает острую необходимость в проведении мер, направленных на:
усиление потенциала и повышения компьютерной грамотности населения, с особым вниманием к социально защищаемым слоям населения (в том числе, малоимущим, сиротам и безработным);
развитие отечественных ИТ-специалистов нового конкурентоспособного уровня;
укрепление конкуренции на рынке телекоммуникаций с целью снижения цены доступа к сети Интернет, а также улучшения качества и разнообразия предоставляемых ИКТ-услуг;
расширение инфраструктуры общественного доступа к сети Интернет и оказания образовательных услуг, обеспечение населения более доступными компьютерами для личного пользования;
всестороннее освещение хода реализации Программы с целью вовлечения широких масс населения в процесс снижения информационного неравенства и обеспечения поддержки Программы со стороны общественности.
Данные меры в итоге должны привести к повышению компьютерной грамотности населения Казахстана, увеличения количества пользователей сетью Интернет в различных целях (для личного развития, работы и в повседневной жизни) до 20 %.
4. Цели и задачи Программы
Целью настоящей Программы является достижение 20 % уровня компьютерной грамотности населения и пользователей сети Интернет в Казахстане.
Достижение цели Программы обеспечивается выполнением следующих задач:
создать благоприятные условия для эффективного использования в повседневной жизни сети Интернет не менее 20 %-там населения Казахстана;
повысить социальную и экономическую значимость информационных ресурсов в жизни населения Казахстана.
5. Направления и механизм реализации Программы
Реализация задач Программы обеспечивается выполнением следующих мероприятий:
1. Совершенствование нормативного правового обеспечения.
2. Подготовка преподавателей для обучения населения компьютерной грамотности.
3. Методическое обеспечение процесса обучения населения компьютерной грамотности по дистанционной и очной формам обучения.
4. Обучение населения компьютерной грамотности.
5. Создание системы мониторинга и проведение периодического анализа реализации Программы.
6. Снижение тарифов на доступ в Интернет и обеспечение населения доступной по цене компьютерной техникой.
7. Подготовка отечественных ИТ-специалистов.
8. Формирование заинтересованности граждан в освоении информационно-коммуникационных технологий.
9. Формирование общественной поддержки выполнения мероприятий Программы на государственном и русском языках.
Выполнение Программы будет осуществляться путем реализации плана мероприятий.
Координация работы по реализации Программы будет осуществляться Межведомственной комиссией по координации работ по формированию и развитию национальной информационной инфраструктуры, процессов информатизации Республики Казахстан.
Контроль и реализация Программы будут осуществляться уполномоченным органом в сфере информатизации и связи.
В целях реализации единой технической политики при выполнении мероприятий Программы функции управления проектами и технического сопровождения учебных центров будут возложены на национального оператора в сфере информатизации.
5.1. Совершенствование нормативного правового
обеспечения
Развитие нормативного правового и методологического обеспечения будет направлено на регулирование отношений в сфере информатизации, касающихся создания для населения Казахстана равных возможностей по освоению современных технических средств и методов доступа к информационно-коммуникационным технологиям, информационным ресурсам и обеспечение прав граждан на их использование.
Реализация мероприятий по совершенствованию нормативного правового и методологического обеспечения будет осуществлена на принципах системности, объективности и соответствия нормам действующего законодательства Республики Казахстан.
С целью формирования правовых основ для достижения поставленных Программой целей будут предусмотрены следующие мероприятия:
введение в учебный план системы повышения квалификации работников сферы образования, культуры и здравоохранения курсов по ИКТ с соответствующей сертификацией уровня образования;
введение обязательности наличия документа, подтверждающего компьютерную грамотность, при приеме на государственную службу и аттестации государственных служащих;
введение обязательности наличия документа, подтверждающего компьютерную грамотность, при прохождении периодической аттестации работников сферы образования, культуры и здравоохранения;
разработка положения о порядке проведения обучения населения компьютерной грамотности и тестирования;
Сноска. Подраздел 5.1. с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 7 ноября 2007 года N 1058 .
5.2. Подготовка преподавателей для обучения
населения компьютерной грамотности
Одним из важных аспектов обучения населения компьютерной грамотности является подготовка квалифицированных преподавательских кадров. В этой связи планируется выполнение следующих мероприятий:
разработка и утверждение учебной программы "Компьютерная грамотность";
создание Центра по подготовке преподавателей и дистанционного обучения компьютерной грамотности и сертификации, его аппаратно-техническое обеспечение;
проведение тренинговых курсов компьютерной грамотности для 1000 преподавателей и 2000 студентов-практикантов ИТ-специальностей для всех регионов Казахстана (с выдачей документа, подтверждающего компьютерную грамотность (сертификат).
5.3. Методическое обеспечение процесса обучения
населения компьютерной грамотности по дистанционным и
очным формам обучения
Владение навыками пользования компьютером и другими информационными технологиями становятся неотъемлемой частью современной жизни. В этой связи будет уделено внимание развитию методического обеспечения процесса обучения населения компьютерной грамотности, включающего разработку учебно-методического пособия, электронных учебников (для дистанционного и автономного обучения) на государственном и русском языках, а также тестов и программного обеспечения по контролю знаний.
5.4. Обучение населения компьютерной грамотности
Цель данного направления состоит в создании условий для увеличения в Казахстане доли грамотного населения в сфере компьютерных технологий до 20 %.
Поставленная цель будет достигнута за счет развития инфраструктуры центров обучения населения компьютерной грамотности, а также ряда мероприятий, направленных на повышение компьютерной грамотности различных слоев населения, включающих:
организацию обучения в регионах Казахстана государственных служащих местных исполнительных органов, областных и районных подразделений центральных государственных органов (87 749 чел - 0,58 %);
организацию обучения населения в регионах Казахстана (666 135 чел. - 4,44 %);
организацию обучения компьютерной грамотности военнослужащих (62 560 - 0,41 %);
создание 69 компьютерных классов (по 6 ПК) в детских домах (приобретение компьютерной и оргтехники, лицензионного программного обеспечения с последующей передачей их в детские дома, обучение 47 610 чел. - 0,3 %);
организацию тестирования учащихся 9, 10, 11 классов школ, профшкол, колледжей и студентов вузов (990 000 - 6,6 %);
организацию обучения населения в регионах Казахстана "в летних компьютерных школах" (330 000 чел. - 2,2 %);
организацию обучения и сертификацию работников холдингов, нацкомпаний и акционерных обществ компьютерной грамотности (180 000 чел. - 1,2 %).
Критерием, определяющим компьютерную грамотность граждан, является обучение на курсе "Компьютерная грамотность", программа которого утверждена совместным приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан, Агентством Республики Казахстан по делам государственной службы, Агентством Республики Казахстан по информатизации и связи, и успешное прохождение тестирования по данному курсу.
Сноска. Раздел 5.4. с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 08.05.2008 N 435 .
5.5. Создание системы мониторинга и проведение
периодического анализа реализации Программы
В целях осуществления единых подходов к оценке реализации Программы будет разработана методологическая база проведения мониторинга и анализа, предусматривающая определение общих статистических индикаторов и разработку методов сбора и обработки статистической информации для определения уровня компьютерной грамотности населения и уровня доступности услуг Интернет.
Основными мероприятиями, обеспечивающими при этом сбор сведений и подготовку аналитической информации, будут:
проведение консалтинговых работ по определению индикаторов компьютерной грамотности населения и разработка методов сбора статистической информации;
проведение консалтинговых работ по определению категорий пользователей сети Интернет и разработка методов сбора статистической информации по использованию Интернет-ресурсов;
проведение работ по определению уровня компьютерной грамотности населения, степени использования Интернет-ресурсов и категорий пользователей сети Интернет с использованием разработанных методов сбора соответствующей информации, анализ результатов и динамики повышения компьютерной грамотности населения;
проведение работ по определению критериев и степени значимости Интернета в жизни населения Казахстана;
проведение мониторинга компьютерной грамотности обучаемых;
проведение работ по разработке механизма привлечения частного бизнеса для участия в реализации мероприятий по снижению информационного неравенства в Казахстане.
5.6. Снижение тарифов на доступ в Интернет и обеспечение
населения доступной по цене компьютерной техникой
Цель данного направления состоит в обеспечении условий для подключения к открытым информационным ресурсам всех категорий граждан Казахстана независимо от места их проживания и уровня благосостояния.
Поставленная цель будет достигнута за счет развития существующей телекоммуникационной инфраструктуры и организации мониторинга процесса обеспечения граждан доступом в Интернет.
В этой связи потребуется обеспечить:
снижение тарифов на доступ к сети Интернет по телефонным линиям;
снижение тарифов на доступ к сети Интернет по выделенным линиям;
все школы бесплатным доступом к сети Интернет;
снижение тарифов на услугу безлимитного широкополосного доступа к сети Интернет - Мегалайн - Хит;
развитие телефонной и оптоволоконной сетей в Казахстане;
развитие предоставления доступа к сети Интернет через беспроводную связь (Wi-Fi).
С целью создания условий населению для приобретения компьютерной техники планируется выпуск компьютеров на базе Парка информационных технологий по доступной цене, а также льготное кредитование банками второго уровня и иными финансовыми организациями граждан при приобретении ими компьютерной техники.
5.7. Подготовка отечественных ИТ-специалистов
Важным направлением в программе снижения информационного неравенства в Республике Казахстан является подготовка высококвалифицированного отечественного кадрового потенциала в сфере ИКТ.
Задачи данного направления - уточнение и расширение номенклатуры специальностей в сфере ИКТ, адекватной потребностям рынка, совершенствование фундаментальной подготовки специалистов и педагогических кадров в области инфокоммуникационных технологий, развитие научного потенциала Казахстана в сфере ИКТ, интеграция высшего образования и науки в сфере ИКТ, совершенствование учебных программ по инфокоммуникационным технологиям в школах и ВУЗах, повышение роли ИКТ в жизни учащихся школ и ВУЗов, создание благоприятных условий для сотрудничества учреждений профессионально-технического и высшего образования с софтверными компаниями и производителями компьютерной техники.
С целью сокращения отставания темпов подготовки ИТ-специалистов от роста потребностей отечественной ИТ-отрасли, а также повышения уровня квалификации и подготовки специализированных ИТ-кадров (тестировщиков, аналитиков и менеджеров ИТ-проектов и прочих компьютерных специальностей) будут реализованы следующие мероприятия:
создание учебно-консалтингового Центра дистанционного и очного обучения в области информационных технологий и менеджмента;
организация казахстанского информационно-образовательного Интернет-университета информационных технологий;
развитие международного сотрудничества с ведущими образовательными, тренинговыми организациями в сфере ИКТ.
5.8. Формирование заинтересованности граждан в освоении
информационно-коммуникационных технологий
Сноска. Подраздел 5.8 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 30.12.2009 № 2305 (порядок введения в действие см. п. 2).
Основной целью данного направления является стимулирование заинтересованности граждан в освоении информационно-коммуникационных технологий. Поставленная цель будет достигнута путем создания системы мер, направленных на повышение потребности населения в обучении компьютерной грамотности и освоении современных ИКТ за счет расширения области электронных сервисов в сети Интернет, включающей:
разработку системы интеллектуального поиска информационных ресурсов на информационно-познавательных, информационно-развлекательных порталах;
организацию контроля и мониторинга создания и актуализации республиканскими и областными СМИ собственных интернет-ресурсов;
создание и обеспечение актуализации информационно-познавательного веб-портала в сфере индустрии и торговли;
создание и обеспечение актуализации информационного веб-портала юридических лиц;
создание и обеспечение актуализации информационно-познавательного веб-портала в сфере информационных технологий;
создание и обеспечение актуализации информационно-познавательного веб-портала "Национальное наследие";
формирование электронного государственного библиотечного фонда "Библиотека Казахстана";
создание и обеспечение актуализации информационно-познавательного веб-портала в сфере здравоохранения;
создание и обеспечение актуализации казахстанского образовательного веб-портала.
С целью привлечения широких слоев населения на обучение компьютерной грамотности планируется создание дополнительных стимулов: предоставление слушателям бесплатной работы в сети Интернет на 10 часов; введение системы скидок при покупке компьютерной техники, компьютерной литературы и услуг сети Интернет для слушателей курсов компьютерной грамотности, прошедших сертификацию на любой уровень сложности; выпуск журнала "Желтые страницы Казахстана" (каталог казахстанских сайтов) и размещение электронной версии журнала на портале "электронного правительства".
5.9. Формирование общественной поддержки
выполнения мероприятий Программы
Сноска. Подраздел 5.9 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 30.12.2009 № 2305 (порядок введения в действие см. п. 2).
В рамках данного направления планируется осуществить следующие мероприятия:
проведение видеоконференций, семинаров с участием международных экспертов по снижению информационного неравенства в Республике Казахстан;
освещение на государственном и русском языках хода реализации мероприятий Программы снижения информационного неравенства в Республике Казахстан посредством СМИ (рекламных материалов, PR-статей, ТВ-роликов, печатных материалов - листовок, плакатов и интернет-ресурсов);
публикация показателей компьютерной грамотности и пользователей Интернет в статистическом ежегоднике Казахстана Агентства Республики Казахстан по статистике;
проведение государственных и негосударственных конкурсов казахстанских интернет-ресурсов;
проведение в регионах месячников информационных технологий:
проведение круглых столов по Программе снижения информационного неравенства в Республике Казахстан;
организация выставок по ИКТ технологиям и ярмарок вакансий ИТ-специальностей;
организация конкурсов по программированию в вузах, колледжах, профшколах и школах;
обеспечение бесплатным доступом к сети Интернет сельское население и людей с ограниченными возможностями;
проведение бесплатного обучения на компьютерных курсах;
акция по продаже компьютеров по сниженным на 50 % ценам для учащихся, студентов и людей с ограниченными возможностями;
проведение дней "Открытых дверей" в технических вузах, обеспечивающих подготовку ИТ-специальностей.
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Финансирование Программы осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов.
На основании экспертных оценок и расчетов по планируемым мероприятиям общая стоимость Программы составит: 15 584 676 тыс. тенге, из них объем финансирования из средств республиканского бюджета составит 13 701 595 тыс. тенге, в том числе:
на 2007 год - 4 901 052 тыс. тенге,
на 2008 год - 4 398 361 тыс. тенге;
на 2009 год - 4 402 182 тыс. тенге.
и 1 883 081 тыс. тенге - местный бюджет, в том числе по годам:
на 2007 год - 588 633 тыс. тенге,
на 2008 год - 647 224 тыс. тенге;
на 2009 год - 647 224 тыс.тенге.
В указанные расходы входят текущие затраты на сервисное системно-техническое обслуживание и услуги Интернет в объеме 1 124 804 тыс. тенге, в том числе по годам:
на 2007 год - 269 042 тыс. тенге;
на 2008 год - 426 040 тыс. тенге;
на 2009 год - 429 722 тыс. тенге.
Объем финансирования в разрезе направлений указывается в плане мероприятий по реализации настоящей Программы.
Внесение корректировок в Программу в части изменения объемов финансирования из республиканского и местного бюджета осуществляется в соответствии с действующим бюджетным законодательством Республики Казахстан.
Объемы финансирования будут уточняться при формировании республиканского и местных бюджетов на соответствующий финансовый год.
7. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Успешная реализация Программы позволит Казахстану достичь следующих показателей:
компьютерной грамотности населения Казахстана не ниже 20 %, который на 15,7 % превысит текущий показатель;
пользователей Интернет в Казахстане не ниже 20 % от общей численности населения, что на 17,2 % выше, чем в настоящий момент;
повышения профессиональных качеств отечественных ИТ-специалистов;
наполнение актуальной и познавательной информацией казахстанского сегмента сети Интернет;
обеспечение населения доступной по цене компьютерной техникой и недорогими тарифными планами пользования сетью Интернет;
активизация населения Казахстана, направленная на максимальное пользование услугами "электронного правительства".
Достижение этих показателей способствует развитию информационной инфраструктуры общества и подготовке Казахстана к переходу от индустриального общества к постиндустриальному - информационному обществу.
8. План мероприятий но реализации Программы снижения
информационного неравенства в Республике Казахстан
на 2007-2009 годы
Сноска. Раздел 8 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 07.11.2007 N 1058; от 08.05.2008 N 435; от 30.12.2009 № 2305 (порядок введения в действие см. п. 2).
N |
Мероприятия |
Форма |
Ответ- |
Срок |
Предполагаемые |
Ис- |
||
2007 |
2008 |
2009 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Совершенствование нормативного правового обеспечения |
||||||||
1. |
Включить в |
Приказ |
МОН, |
1 |
Не |
|||
2. |
Введение |
Приказ |
АДГС |
2 |
Не |
|||
3. |
Введение |
Приказ |
МОН, |
2 |
Не |
|||
4. |
Разработка |
Сов- |
АИС, |
4 |
Не |
|||
5. |
(исключен - от 7 ноября 2007 года N 1058 ) |
|||||||
6. |
(исключен - от 7 ноября 2007 года N 1058 ) |
|||||||
2. Подготовка преподавателей для обучения |
||||||||
1. |
Разработка и |
Сов- |
АИС, |
Июль |
Не |
|||
2. |
Создание |
Инфор- |
МОН |
30 |
||||
2.1. |
Аппаратно- |
Инфор- |
МОН |
30 |
80 373 |
10 000 |
10 000 |
Рес- |
2.2. |
Проведение |
Инфор- |
МОН |
30 |
56 000 |
15 600 |
15 600 |
Рес- |
Результат: Подготовка сертифицированных тренеров для всех регионов |
||||||||
3. Методическое обеспечение процесса обучения населения |
||||||||
1. |
Разработка |
Инфор- |
МОН |
30 июня |
1 500 |
Рес- |
||
2. |
Тиражирова- |
Инфор- |
МОН |
30 |
150 000 |
280 400 |
280 500 |
Рес- |
3. |
Разработка |
Инфор- |
МОН |
30 июня |
18 000 |
Рес- |
||
4. |
Тиражирова- |
Инфор- |
МОН |
30 |
100 000 |
100 000 |
100 000 |
Рес- |
5. |
Размещение |
Инфор- |
АИС |
2 |
5 000 |
Рес- |
||
6. |
Разработка |
Инфор- |
МОН, |
30 июня |
5 000 |
Рес- |
||
7. |
Разработка |
Инфор- |
МОН |
30 |
6 000 |
Рес- |
||
8. |
Разработка, |
Доку- |
АИС, |
2 |
200 500 |
250 000 |
250 000 |
Рес- |
4. Обучение населения компьютерной грамотности |
||||||||
1. |
Планирова- |
Инфор- |
АИС |
10 |
64 000 |
67 200 |
70 560 |
Рес- |
2. |
Обучение в |
Инфор- |
Акимы |
10 |
||||
2.1. |
Создание |
Инфор- |
Акимы |
30 |
33 480 |
Мест- |
||
2.2. |
Техническое |
Инфор- |
АИС |
10 |
31 571 |
Рес- |
||
2.3. |
Прокладка |
Инфор- |
АИС |
10 |
9 844 |
Рес- |
||
2.4. |
Организа- |
Инфор- |
Акимы |
30 |
Не |
|||
2.5. |
Обучение |
Инфор- |
АДГС, |
30 |
238 050 |
76 107 |
Рес- |
|
2.6. |
Системно- |
Инфор- |
АИС |
10 |
14 742 |
30 958 |
32 506 |
Рес- |
2.7. |
Услуги |
Инфор- |
АИС |
10 |
9 450 |
13 971 |
13 133 |
Рес- |
2.8. |
Содержание |
Инфор- |
Акимы |
30 |
39 745 |
79 490 |
79 490 |
Мест- |
3. |
Обучение населения компьютерной грамотности в регионах Казахстана (666 135 чел - 4,44 %) |
Инфор- |
АИС |
10 |
||||
3.1. |
Организация |
Инфор- |
Акимы |
30 |
133 920 |
Мест- |
||
3.2. |
Техническое |
Инфор- |
АИС |
10 |
629 254 |
Рес- |
||
3.3. |
Прокладка |
Инфор- |
АИС |
10 |
31 500 |
Рес- |
||
3.4. |
Организа- |
Инфор- |
Акимы |
30 |
Не |
|||
3.5. |
Выделение трансфертов из респуб- |
Инфор- |
Акимы |
30 |
615 241 |
1143519 |
1305462 |
Рес- |
3.6. |
Системно- |
Инфор- |
АИС |
10 |
58 968 |
123 833 |
130 024 |
Рес- |
3.7. |
Услуги |
Инфор- |
АИС |
10 |
37 800 |
58 212 |
54 719 |
Рес- |
3.8. |
Содержание |
Инфор- |
Акимы |
30 |
158 980 |
317 959 |
317 959 |
Мест- |
4. |
Обучение |
Инфор- |
МО |
30 |
||||
4.1. |
Организация |
Инфор- |
МО |
30 |
13 944 |
6 650 |
6 650 |
Рес- |
4.2. |
Техническое |
Инфор- |
АИС |
10 |
91 222 |
Рес- |
||
4.3. |
Прокладка |
Инфор- |
АИС |
10 |
7 140 |
Рес- |
||
4.4. |
Организа- |
Инфор- |
МО |
30 |
Не |
|||
4.5. |
Обучение |
Инфор- |
МО, |
30 |
56 637 |
115 110 |
115 110 |
Рес- |
4.6. |
Системно- |
Инфор- |
АИС |
10 |
7 129 |
14 257 |
14 970 |
Рес- |
4.7. |
Услуги |
Инфор- |
МО |
30 |
41 280 |
82 560 |
82 560 |
Рес- |
4.8. |
Содержание |
Инфор- |
МО |
30 |
Не |
|||
5. |
Создание в |
Инфор- |
АИС |
10 |
||||
5.1. |
Организация |
Инфор- |
Акимы |
30 |
9 300 |
Мест- |
||
5.2. |
Техническое |
Инфор- |
АИС |
10 |
59717 |
Рес- |
||
5.3. |
Прокладка |
Инфор- |
АИС |
10 |
9 056 |
Рес- |
||
5.4. |
Выделение |
Инфор- |
Акимы |
30 |
43 254 |
87 602 |
87 602 |
Рес- |
5.5. |
Системно- |
Инфор- |
АИС |
10 |
5 425 |
10 850 |
10 850 |
Рес- |
5.6. |
Услуги |
Инфор- |
АИС |
10 |
8 568 |
13 195 |
12 403 |
Рес- |
5.7. |
Содержание |
Инфор- |
Акимы |
30 |
36 565 |
73 131 |
73 131 |
Мест- |
6. |
Тестирование |
Инфор- |
МОН, |
30 |
||||
6.1. |
Тестирование |
Инфор- |
МОН, |
30 |
49 998 |
50 000 |
50 000 |
Рес- |
7. |
Обучение населения компьютерной грамотности "в летних школах во всех регионах Казахстана" (330 000 чел. - 2,2 %) |
Инфор- |
Акимы |
30 |
||||
7.1. |
Выделение |
Инфор- |
МОН, |
30 |
829 200 |
833 000 |
833 000 |
Рес- |
7.2. |
Организа- |
Инфор- |
Акимы |
30 |
Не |
|||
7.3. |
Организация 2000 компьютерных классов в "летних школах во всех регионах Казахстана для обучения населения компьютерной грамотности |
Инфор- |
Акимы |
30 |
Не |
|||
7.4. |
Привлечение |
Инфор- |
МОН |
30 |
Не |
|||
7.5. |
Выделение |
Инфор- |
Акимы |
30 |
275 000 |
275 000 |
275 000 |
Рес- |
7.6. |
Системно- |
Инфор- |
АИС |
10 |
43 680 |
45 864 |
48 157 |
Рес- |
7.7. |
Услуги |
Инфор- |
АИС |
10 |
42 000 |
32 340 |
30 400 |
Рес- |
7.8. |
Содержание |
Инфор- |
Акимы |
30 |
176 644 |
176 644 |
176 644 |
Мест- |
8. |
Организация |
Инфор- |
Хол- |
30 |
Не |
|||
Результат: Обучение не менее 20 % населения (2 364 054 чел. - 15,7 %) |
||||||||
5. Создание системы мониторинга и проведение периодического |
||||||||
1. |
Разработка |
Инфор- |
АС |
10 |
2 500 |
Рес- |
||
2. |
Проведение |
Инфор- |
АС |
10 |
2 500 |
Рес- |
||
3. |
Разработка |
Инфор- |
АС |
10 |
3 000 |
Рес- |
||
4. |
Проведение |
Инфор- |
АС |
10 |
5 500 |
9 130 |
12 521 |
Рес- |
5. |
Включение в |
Инфор- |
АИС, |
4 |
5 000 |
5 250 |
5 513 |
Рес- |
6. |
Проведение |
Инфор- |
АИС |
10 |
5 000 |
5 000 |
5 000 |
Рес- |
7. |
Проведение |
Инфор- |
АИС |
10 |
10 000 |
10 500 |
11025 |
Рес- |
8. |
Проведение |
Инфор- |
АИС |
10 |
5 000 |
Рес- |
||
Результат: аналитические отчеты по реализации Программы |
||||||||
6. Снижение тарифов на доступ в Интернет и обеспечение |
||||||||
1. |
Снижение |
Инфор- |
АИС |
10 |
Не |
|||
1.1. |
Снижение |
Инфор- |
АИС |
10 |
Не |
|||
1.2. |
Снижение |
Инфор- |
АИС |
10 |
Не |
|||
2. |
Снижение |
Инфор- |
АИС |
10 |
Не |
|||
3. |
Расширение |
Инфор- |
АИС |
10 |
Не |
|||
4. |
Снижение |
Инфор- |
АИС |
10 |
Не |
|||
4.1. |
Снижение |
Инфор- |
АО |
30 |
Не |
|||
4.2. |
Снижение |
Инфор- |
АО |
30 |
Не |
|||
5. |
Выпуск |
Инфор- |
МИТ, |
30 |
Не |
|||
6. |
Выработка |
Инфор- |
НБ РК, |
30 |
Не |
|||
Результат: Создание для населения Казахстана благоприятных условий |
||||||||
7. Подготовка отечественных ИТ-специалистов |
||||||||
1. |
Создание |
Инфор- |
АИС |
10 |
63 298 |
30 000 |
30 000 |
Рес- |
2. |
Организация |
Инфор- |
АИС |
10 |
108 570 |
60 000 |
60 000 |
Рес- |
3. |
Развитие |
Инфор- |
АИС |
10 |
Не |
|||
Результат: подготовка отечественных ИТ-специалистов, |
||||||||
8. Формирование заинтересованности граждан в освоении |
||||||||
1. |
Создание |
Инфор- |
АИС |
10 |
||||
1.1. |
Разработка |
Инфор- |
АИС |
10 |
23 824 |
5 000 |
Рес- |
|
1.2. |
Организация |
Инфор- |
МКИ |
30 |
Не |
|||
1.3. |
Создание и |
Инфор- |
МИТ |
30 |
123 700 |
5 000 |
5 000 |
Рес- |
1.4. |
Создание и |
Инфор- |
МЮ |
30 |
19 800 |
5 000 |
5 000 |
Рес- |
1.5. |
Создание и |
Инфор- |
АИС |
10 |
85 000 |
5 000 |
5 000 |
Рес- |
1.6. |
Создание и |
Инфор- |
МКИ |
30 |
150 000 |
50 000 |
50 000 |
Рес- |
1.7. |
Формирование |
Инфор- |
МКИ |
30 |
233 000 |
200 000 |
200 000 |
Рес- |
1.8. |
Создание и |
Инфор- |
МЗ |
30 |
111 270 |
5 000 |
5 000 |
Рес- |
1.9. |
Создание и |
Инфор- |
МОН |
30 |
150 000 |
15 000 |
15 000 |
Рес- |
2. |
Создание |
Инфор- |
АО |
30 |
||||
2.1. |
Предостав- |
Инфор- |
АО |
30 |
Не |
|||
2.2. |
Введение |
Инфор- |
Ассо- |
30 |
Не |
|||
2.3. |
Выпуск |
Инфор- |
МКИ |
30 |
10 000 |
10 000 |
10 000 |
Рес- |
Результат: Информационное наполнение казахстанского сегмента сети |
||||||||
9. Формирование общественной поддержки выполнения мероприятий |
||||||||
1. |
Проведение |
Инфор- |
АИС |
10 |
4 700 |
4 700 |
4 700 |
Рес- |
2. |
Освещение на |
Инфор- |
АИС |
10 |
49 350 |
49 900 |
49 900 |
Рес- |
3. |
Публикация |
Статис- |
АС |
4 |
3 000 |
3 210 |
3 210 |
Рес- |
4. |
Проведение |
Инфор- |
АИС |
10 |
Не |
|||
5. |
Выделение |
Инфор- |
Акимы |
30 |
21 547 |
20 000 |
20 000 |
Рес- |
Результат: создание системы информированности граждан о ходе |
||||||||
Итого: |
5489685 |
5045585 |
5049406 |
15584676 |
||||
Республикан- |
4901052 |
4398361 |
4402182 |
13701595 |
||||
Бюджет |
588633 |
647224 |
647224 |
1883080 |
Примечание:
МОН - Министерство образования и науки Республики Казахстан
МКИ - Министерство культуры и информации Республики Казахстан
МЗ - Министерство здравоохранения Республики Казахстан
МЮ - Министерство юстиции Республики Казахстан
МО - Министерство обороны Республики Казахстан
МИТ - Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан
ЦИК - Центральная избирательная комиссия
АДГС - Агентство Республики Казахстан по делам государственной
службы
АИС - Агентство Республики Казахстан по информатизации и связи
АС - Агентство Республики Казахстан по статистике
АРНФР - Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору
финансового рынка
НБ РК - Национальный банк Республики Казахстан
АО НИТ - Акционерное общество "Национальные информационные
технологии"
ИТ - информационные технологии
ИКТ - информационно-коммуникационные технологии
СМИ - средства массовой информации
ПК - персональный компьютер