Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан".
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Проект
Закон Республики Казахстан
О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан
Настоящий Закон регулирует общественные отношения по осуществлению судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) специальные научные знания - это специальные знания, основанные на достижениях науки и используемые для выражения закономерности, установления причин и взаимосвязей изучаемой данной наукой явлений, необходимые для проведения судебной экспертизы;
2) повреждение объекта исследования - изменение свойств и состояния объекта в результате применения физических, химических, биологических или иных методов при проведении исследований;
3) объект экспертизы - вещественные доказательства, документы, предметы, тело и состояние психики человека, животные, трупы и их части, образцы, а также относящиеся к предмету экспертизы сведения, содержащиеся в материалах дела, по которому производится судебная экспертиза;
4) судебная экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения исследований трупов, живых лиц, вещественных доказательств и иных материальных объектов, а также материалов в уголовном, гражданском административном процессах и дачи заключения судебным экспертом либо комиссией судебных экспертов по вопросам, разрешение которых требует специальных научных знаний;
5) органы судебной экспертизы - органы, которые осуществляют судебно-экспертную деятельность в порядке, установленном уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным и административным законодательством Республики Казахстан, а также настоящим Законом;
6) руководитель органа судебной экспертизы (далее - руководитель) - лицо, осуществляющее руководство при осуществлении судебно-экспертной деятельности в соответствующем судебно-экспертном учреждении или подразделении;
7) судебно-экспертная деятельность - деятельность органов судебной экспертизы и судебных экспертов по организации и проведению экспертизы, осуществлению использования специальных научных знаний с целью защиты прав и законных интересов лиц, являющихся участниками уголовного, гражданского либо административного процесса, третейского, арбитражного разбирательства;
8) судебно-медицинская экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения судебно-медицинской экспертизы трупов, живых лиц, вещественных доказательств и иных материальных объектов, а также материалов дел в уголовном, гражданском, административном процессах и дачи заключения судебно-медицинским экспертом либо комиссией судебно-медицинских экспертов по вопросам, разрешение которых требует специальных научных знаний;
9) судебно-наркологическая экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения исследований тела и психики человека, и иных материальных объектов, а также материалов в уголовном, гражданском, административном процессах и дачи заключения судебным экспертом либо комиссией судебных экспертов по вопросам, разрешение которых требует специальных научных знаний в области судебной наркологии;
10) судебно-психиатрическая экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения исследований тела и психики человека, и иных материальных объектов, а также материалов в уголовном, гражданском, административном процессах и дачи заключения судебным экспертом либо комиссией судебных экспертов по вопросам, разрешение которых требует специальных научных знаний в области судебной психиатрии;
11) судебный эксперт - лицо, которое в соответствии с уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным и административным законодательством не заинтересовано в исходе дела, обладает специальными научными знаниями, которому органом или лицом, ведущим уголовный, гражданский либо административный процесс поручено производство судебной экспертизы;
12) заключение судебного эксперта - научно-обоснованные выводы по вопросам, поставленным перед судебным экспертом органом (лицом), назначившим судебную экспертизу или сторонами, оформленные в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, административным законодательством Республики Казахстан;
13) образцы - это объекты материального мира, имеющие достоверный источник происхождения, пригодные для исследования.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан
о судебно-экспертной деятельности
1. Законодательство Республики Казахстан о судебно-экспертной деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, Кодекса Республики Казахстана об административных правонарушениях, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Содержание судебно-экспертной деятельности
Содержание судебно-экспертной деятельности включает:
1) производство судебной экспертизы по уголовным, гражданским и административным делам;
2) научные исследования в области судебной экспертизы;
3) научно-методическое обеспечение судебной экспертизы;
4) подбор, профессиональную подготовку и повышение квалификации судебных экспертов.
Статья 4. Задача судебно-экспертной деятельности
Задачей судебно-экспертной деятельности является оказание содействия органам (лицам), назначившим экспертизу в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных научных знаний.
Статья 5. Основные принципы судебно-экспертной деятельности
Судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности при осуществлении судебно-экспертной деятельности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, процессуальной независимости судебных экспертов, допустимости использования средств и методов проведения судебно-экспертных исследований, всесторонности и полноты исследований, соблюдения профессиональной этики.
Статья 6. Законность при осуществлении
судебно-экспертной деятельности
Судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов, указанных в статье 2 настоящего Закона.
Нарушение Закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности влечет за собой ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Статья 7. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав
юридического лица при осуществлении
судебно-экспертной деятельности
1. Судебно-экспертная деятельность осуществляется при соблюдении прав и свобод человека и граждан, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Республики Казахстан.
2. Судебно-экспертные исследования, требующие временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся на основаниях и в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
3. Лицо, полагающее, что действия (бездействия) судебно-экспертного учреждения или судебного эксперта привели к ограничению прав и свобод законных интересов гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 8. Процессуальная независимость судебного эксперта
1. При производстве судебной экспертизы судебный эксперт процессуально самостоятелен, независим от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела, а также от руководителя органа судебной экспертизы.
2. Судебный эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со специальными научными знаниями, при этом имеет право на выбор методов и средств, необходимых для изучения и исследования конкретных объектов экспертизы.
3. Воздействие на судебного эксперта недопустимо и влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Статья 9. Допустимость использования средств и методов
проведения судебно-экспертных исследований
К общим принципам допустимости средств и методов проведения судебно-экспертных исследований относятся: законность, научная обоснованность, этичность, безопасность.
Статья 10. Объективность, всесторонность и полнота исследований
1. Судебный эксперт проводит исследования объективно в пределах своей компетентности и в соответствии со специальными научными знаниями, основываясь на результатах проведенных исследований объектов, представленных на экспертизу, с целью разрешения вопросов вынесенных судебному эксперту, с использованием апробированных, рекомендованных методик судебно-экспертного исследования.
2. Заключение судебного эксперта с иллюстративными материалами должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Статья 11. Соблюдение профессиональной этики
При производстве судебно-экспертных исследований должны соблюдаться принятые нормы профессиональной этики, отвечающей нравственным критериям общества, в том числе принципиальность, беспристрастность, самостоятельность и самокритичность.
К экспертной этике относится также полнота и достоверность судебно-экспертного исследования, формирование внутреннего убеждения судебного эксперта, уверенность в достоверности выводов.
Статья 12. Органы судебной экспертизы
Судебная экспертиза осуществляется системой государственных учреждений судебной экспертизы, включающей:
1) органы судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан;
2) органы судебной экспертизы Министерства здравоохранения Республики Казахстан;
3) специализированные психиатрические и наркологические организации местных органов государственного управления здравоохранения, к функциям которых отнесено производство судебно-психиатрических, судебно-наркологических экспертиз.
Глава 2. Судебный эксперт
Статья 13. Требования, предъявляемые к судебному эксперту
1. Должность судебного эксперта в органах судебной экспертизы может занимать гражданин Республики Казахстан, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном уполномоченным органом в области судебно-экспертной деятельности и внесенный в реестр судебных экспертов.
2. Лица, которым может быть поручено производство судебной экспертизы:
1) сотрудники органов судебной экспертизы;
2) лица, осуществляющие судебно-экспертную деятельность на основании лицензии;
3) в разовом порядке по постановлению следователя, постановления или определения суда иные лица в соответствии с требованиями настоящего Закона.
3. Производство экспертизы в разовом порядке может быть поручено в случаях:
назначения экспертизы, не предусмотренной перечнем видов экспертиз, в порядке установленном уполномоченным органом в области судебно-экспертной деятельности;
привлечения в качестве эксперта специалиста иностранного государства в области судебной экспертизы в соответствии со статьей 47 настоящего Закона.
4. Лица, указанные в подпунктах 1), 2) пункта 2 настоящей статьи, должны иметь квалификационное свидетельство на право производства судебной экспертизы определенного вида и быть аттестованными комиссией уполномоченного органа Республики Казахстан.
5. Судебная экспертиза не может осуществляться лицами:
признанными в установленном законом порядке ограниченно дееспособными и недееспособными;
ранее судимыми и освобожденным от уголовной ответственности по не реабилитирующим основаниям;
уволенными по отрицательным мотивам с должности, связанной с осуществлением судебно-экспертной деятельности;
лишенными в судебном порядке лицензии на осуществление экспертной деятельности.
6. Процедура назначения лица судебным экспертом определяется настоящим Законом.
Статья 14. Квалификационное свидетельство судебного эксперта
1. Квалификационное свидетельство судебного эксперта на право производства определенного вида экспертизы выдается лицам, сдавшим квалификационный экзамен.
2. Квалификационные свидетельства судебного эксперта на право производства определенного вида экспертизы выдаются квалификационной комиссией Министерства юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан.
Порядок деятельности и состав квалификационной комиссии определяется соответственно Министерством юстиции Республики Казахстан и Министерством здравоохранения Республики Казахстан.
Статья 15. Аттестация судебного эксперта
1. В целях определения уровня профессиональной подготовки сотрудников органов судебной экспертизы, а также лица, занимающиеся экспертной деятельностью на основании лицензии, подлежат аттестации каждые пять лет аттестационной комиссией уполномоченного органа в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Порядок деятельности и состав аттестационной комиссии определяются Министерством юстиции Республики Казахстан и Министерством здравоохранения Республики Казахстан.
3. По представлению органа судебной экспертизы в аттестационную комиссию уполномоченного органа разрешается проведение внеочередной аттестации судебного эксперта, в случаях, предусмотренных настоящим Законом.
Статья 16. Лицензирование судебно-экспертной деятельности
1. Лицензирование судебно-экспертной деятельности осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о лицензировании.
Статья 17. Государственный реестр судебных экспертов
1. Судебные эксперты органов судебной экспертизы, а также лица, получившие лицензию на право осуществления судебно-экспертной деятельности, вносятся в Государственный реестр судебных экспертов, цели, порядок формирования и использования которого определяются правилами, утвержденными Правительством Республики Казахстан.
2. Органы (лица), ведущие уголовный, гражданский либо административный процесс назначают производство экспертиз судебным экспертам, внесенным в Государственный реестр судебных экспертов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Статья 18. Права судебного эксперта
Судебный эксперт имеет право:
получать необходимые для дачи заключения объекты, в том числе образцы;
отбирать образцы для исследования, если это является частью экспертного исследования;
с разрешения органа (лица), ведущего уголовный, гражданский либо административный процесс, знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы, и выписывать сведения, необходимые для дачи заключения;
ходатайствовать перед руководителем соответствующего органа судебной экспертизы о привлечении к производству судебной экспертизы других судебных экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;
с разрешения органа (лица), ведущего уголовный, гражданский либо административный процесс, участвовать в производстве процессуальных действий и задавать их участникам вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы;
по согласованию с органом (лицом), назначившим экспертизу, давать заключение не только по поставленным перед ним вопросам, но и по иным обстоятельствам, установленным по инициативе судебного эксперта в пределах его компетенции;
по согласованию и разрешению с органом (лицом), назначившим экспертизу, редактировать вопросы, поставленные перед ним;
при необходимости ходатайствовать перед органом (лицом), назначившим экспертизу о продлении срока производства экспертизы;
обращать внимание суда и участников процесса на обстоятельства, связанные с предметом экспертизы, в том числе с формулировкой вопросов судебному эксперту;
обжаловать в установленном законом порядке действия органа (лица), назначившего судебную экспертизу, если они нарушают права судебного эксперта;
знакомиться с протоколом процессуального действия, в котором он участвовал, а также с соответствующей частью протокола процессуальных действий и делать подлежащие внесению в протокол заявления и замечания относительно полноты и правильности протоколирования его действий и показаний, в том числе по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;
ходатайствовать о предоставлении дополнительных материалов, необходимых для дачи экспертного заключения;
в случае, непредставления материалов приостановить производство судебной экспертизы;
при необходимости ходатайствовать перед органом (лицом), назначившим экспертизу, об оказании содействия в обеспечении доступа к объекту исследования и обеспечении безопасности судебного эксперта в процессе исследования объекта;
иные права, предусмотренные соответствующим уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, административным законодательством.
Статья 19. Обязанности судебного эксперта
Судебный эксперт обязан:
принять к производству судебную экспертизу, порученную ему руководителем соответствующего органа судебной экспертизы;
проводить полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, давать научно обоснованное и объективное заключение по вопросам, поставленным перед ним органом (лицом), назначившим судебную экспертизу;
учитывать и обеспечить требование максимальной сохранности объектов экспертизы при выборе методов исследования;
представлять органу (лицу), ведущему уголовный, гражданский либо административный процесс, смету расходов и отчет о понесенных расходах;
являться по вызову органа (лица), ведущего уголовный, гражданский либо административный процесс, для представления участникам процесса заключения; давать ответы на вопросы, а также разъяснять содержание заключения;
представлять органу (лицу), ведущему уголовный, гражданский либо административный процесс, документы, подтверждающие его квалификацию;
сообщать по требованию органа (лица), ведущего уголовный, гражданский либо административный процесс, а также сторон в заседании суда сведения о своем профессиональном опыте и отношениях с лицами, участвующими в производстве по делу; в случае если он состоит в каких-либо отношениях с указанными лицами, отказаться от дачи заключения;
не разглашать сведения о произведенном при его участии следственном действии и обнаружившихся при этом обстоятельствах, данные закрытого заседания суда, а также ставшие ему известными сведения об обстоятельствах, затрагивающих неприкосновенность частной жизни, составляющих государственные секреты, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган (лицу), назначивший судебную экспертизу, если:
1) поставленные вопросы выходят за пределы специальных научных знаний эксперта;
2) объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения;
3) судебному эксперту отказано в предоставлении объектов исследований и материалов дела;
4) состояние науки и экспертной практики не позволяет ответить на поставленные вопросы.
Глава 3. Права и обязанности руководителя органа
судебной экспертизы
Статья 20. Права руководителя органа судебной экспертизы
1. Руководитель вправе:
1) указав мотивы возвратить органу (лицу), назначившему судебную экспертизу, без исполнения постановления или определения о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела в случаях, если:
в данном органе судебной экспертизы отсутствует судебный эксперт конкретной специальности;
материально-техническая база и условия данного органа судебной экспертизы не позволяют решить конкретные экспертные задачи;
вопросы, поставленные перед судебным экспертом, выходят за пределы его компетенции;
материалы для проведения судебной экспертизы представлены с нарушением соответствующих требований, предусмотренных Главой 4 настоящего Закона, а также уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, административным законодательством Республики Казахстан;
2) ходатайствовать перед органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, о включении в состав комиссии судебных экспертов лиц, не работающих в данном органе судебной экспертизы, если их специальные научные знания необходимы для дачи заключения;
3) привлекать судебного эксперта иностранного государства, с согласия органа (лица), назначившего экспертизу;
4) организовывать производство судебной экспертизы с участием других органов судебной экспертизы, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы;
5) ходатайствовать перед органом (лицом), назначившим экспертизу, об увеличении сроков производства судебной экспертизы;
6) ходатайствовать перед соответствующим уполномоченным органом о проведении внеочередной аттестации судебного эксперта, в случае, когда при повторной экспертизе выявлен факт дачи научно не обоснованных выводов.
2. Руководитель не вправе:
1) истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;
2) самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;
3) давать судебному эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.
Статья 21. Обязанности руководителя органа судебной экспертизы
Руководитель обязан:
1) по получению постановления или определения о назначении судебной экспертизы с объектом исследования и материалов дела, необходимых для производства экспертизы, поручить производство конкретному судебному эксперту или комиссии судебных экспертов данного органа судебной экспертизы, если в нем не указан конкретный судебный эксперт;
2) при поручении производства экспертизы судебному эксперту или комиссии судебных экспертов, предупредить их об уголовной ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Республики Казахстан за дачу заведомо ложного заключения;
3) обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принципа процессуальной независимости судебного эксперта;
4) по окончании исследований направить заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела в орган (лицо), назначивший судебную экспертизу;
5) обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;
6) не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
7) обеспечить условия, необходимые для проведения исследований:
наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;
соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;
сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.
Статья 22. Ограничения при организации и производстве
судебной экспертизы
1. Судебный эксперт подлежит отводу от участия в производстве судебной экспертизы при наличии оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, административным законодательством Республики Казахстан.
2. В производстве судебной экспертизы живого лица не может участвовать медицинский работник, который до ее назначения оказывал указанному лицу медицинскую помощь. Указанное ограничение действует также при производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, осуществляемой без непосредственного обследования лица.
Глава 4. Производство судебной экспертизы
Статья 23. Использование объектов исследований
1. При проведении исследований вещественные доказательства и документы с разрешения органа (лица), назначившего судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо в соответствующем письме.
2. Повреждение вещественных доказательств и документов, произведенное с разрешения органа (лица), назначившего судебную экспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику органом судебной экспертизы или судебным экспертом.
3. В случае, если транспортировка объекта исследований в орган судебной экспертизы невозможна, орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, обеспечивает беспрепятственный доступ к объекту, возможность его исследования, доставку судебного эксперта к месту осмотра.
Статья 24. Основания производства судебной экспертизы
1. Основанием для производства судебной экспертизы служит постановление или определение органа (лица), ведущего уголовный, гражданский процесс, административное производство.
2. Орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, представляет объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения исследований и дачи заключения судебного эксперта.
3. Орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, получает образцы, и процессуальным, административным законодательством Республики Казахстан. В необходимых случаях получение образцов осуществляется с участием судебного эксперта, которому поручено производство судебной экспертизы, или специалиста.
4. В случае, если получение образцов является частью исследований и осуществляется судебным экспертом с использованием представленных на судебную экспертизу объектов, после завершения судебной экспертизы образцы направляются в орган (лицу), назначивший судебную экспертизу.
5. Особенности производства судебной экспертизы в органе судебной экспертизы живых лиц определяются главой 5 настоящего Закона.
Статья 25. Порядок и сроки производства судебной экспертизы
1. Судебная экспертиза производится в соответствии с уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, административным законодательством Республики Казахстан и настоящим Законом, специально уполномоченным субъектом - судебным экспертом.
2. Начало срока производства судебной экспертизы считается со дня принятия к производству материалов и объектов экспертизы органом судебной экспертизы.
3. По результатам экспертного исследования оформляется заключение судебного эксперта. Продолжительность экспертизы со дня получения необходимых материалов и объектов не должна превышать 30 дней, в зависимости от сложности экспертизы сроки устанавливаются следующим образом: простые до 5 дней, средне-сложные до 15 дней, сложные до 30 дней. Категория сложности судебной экспертизы определяется в порядке, установленном уполномоченным органом в области судебно-экспертной деятельности. В случаях, когда для производства экспертизы необходим срок, превышающий установленный, вопросы продления сроков производства экспертизы решаются руководителем органа судебной экспертизы по согласованию с органом (лицом), назначившим экспертизу, в порядке установленном уполномоченным органом в области судебно-экспертной деятельности.
Статья 26. Производство дополнительной и повторной
судебных экспертиз
1. Дополнительные судебные экспертизы проводятся в случаях недостаточной ясности, полноты заключения эксперта в целом либо отдельных его частей, а также, если в ходе расследования или судебного рассмотрения дела возникнут новые вопросы в отношении тех же объектов исследования, либо обнаружены новые объекты (в том числе сравнительные образцы) или собраны дополнительные материалы.
2. Повторная экспертиза назначается для исследования тех же объектов и решения тех же вопросов в случаях, когда предыдущее заключение судебного эксперта недостаточно обоснованно и его правильность вызывает сомнение, либо нарушены процессуальные нормы назначения и производства экспертизы.
Повторная экспертиза поручается комиссии численностью не менее двух судебных экспертов, без включения в нее судебного эксперта, проводившего предыдущее исследование. Судебные эксперты, проводившие первичную экспертизу, могут присутствовать при производстве повторной экспертизы и давать комиссии пояснения, однако в экспертном исследовании и составлении заключения они не участвуют.
Для производства повторной экспертизы обязательно представляются материалы первичной экспертизы.
Повторная экспертиза проводится только органом судебной экспертизы.
Статья 27. Производство комиссионной судебной экспертизы
1. Комиссионная судебная экспертиза производится несколькими, не менее чем двумя, а судебно-медицинская экспертиза не менее чем тремя судебными экспертами одной или разных специальностей, в порядке предусмотренном настоящим Законом.
2. Комиссионный характер судебной экспертизы определяется органом (лицом), ее назначившим, либо руководителем органа судебной экспертизы.
3. Организация и производство судебной экспертизы комиссии судебных экспертов возлагаются на руководителя органа судебной экспертизы либо на руководителей нескольких органов судебной экспертизы.
4. Комиссия экспертов согласует цели, последовательность и объем предстоящих исследований, исходя из необходимости решения поставленных перед ней вопросов.
5. Судебные экспертизы по установлению психического здоровья лица, а также повторные экспертизы проводятся комиссионно.
Статья 28. Комиссия судебных экспертов одной специальности
1. Комиссионная судебная экспертиза проводится комиссией экспертов одной специальности в случаях необходимости производства сложных экспертных исследований, в том числе и многообъектных.
2. При производстве комиссионной судебной экспертизы судебными экспертами одной специальности каждый из них проводит исследования в полном объеме и они совместно анализируют полученные результаты.
3. Придя к общему мнению, судебные эксперты составляют и подписывают совместное заключение или сообщение о невозможности дачи заключения. В случае возникновения разногласий между судебными экспертами каждый из них или судебный эксперт, который не согласен с другими, дает отдельное заключение.
Статья 29. Комиссия судебных экспертов разных специальностей
(комплексная экспертиза)
1. Комплексные судебные экспертизы проводятся комиссией судебных экспертов в случаях, когда для установления обстоятельств, имеющих значение для дела, необходимы исследования на основе использования знаний судебных экспертов различных экспертных специальностей в пределах своей компетенции.
2. При производстве судебной экспертизы комиссией судебных экспертов разных специальностей (комплексная экспертиза) каждый из них проводит исследования в пределах своих специальных научных знаний.
Статья 30. Присутствие участников процесса при производстве
судебной экспертизы в органах судебной экспертизы
1. При производстве судебной экспертизы с разрешения лица, назначившего экспертизу, могут присутствовать участники процесса.
2. Участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения, относящиеся к предмету судебной экспертизы.
3. При составлении судебным экспертом заключения, а также на стадии совещания судебных экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза производится комиссией судебных экспертов, присутствие участников процесса не допускается.
4. В случае, если участник процесса, присутствующий при производстве судебной экспертизы, воспрепятствует деятельности судебного эксперта, последний вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед органом (лицом), назначившими судебную экспертизу, об отмене разрешения указанному участнику процесса присутствовать при производстве судебной экспертизы.
5. Особенности присутствия участников процесса при производстве судебной экспертизы живых лиц определяются главой 5 настоящего Закона.
Статья 31. Заключение судебного эксперта
1. По окончании необходимых исследований с учетом полученных результатов судебный эксперт (эксперты) от своего имени составляет заключение, удостоверяет его своей подписью, личной печатью и направляет органу (лицу), назначившему судебную экспертизу. В случае проведения судебной экспертизы судебным экспертом, являющимся сотрудником органа судебной экспертизы, подпись судебного эксперта (экспертов) заверяется печатью указанного органа.
Результаты производства судебной экспертизы излагаются в письменном виде и оформляются в форме заключения судебного эксперта. Заключение подписывается судебным экспертом либо комиссией судебных экспертов, проводивших экспертизу. К заключению судебного эксперта прилагается сопроводительное письмо лицу, назначившему экспертизу, в котором содержатся сведения о дате выпуска экспертизы, стоимости ее производства, количестве страниц текста заключения, иллюстративного материала. Сопроводительное письмо подписывается руководителем органа судебной экспертизы.
Независимо от процессуального статуса экспертизы - первичная, дополнительная, повторная, комиссионная, комплексная. Заключение судебного эксперта структурно представляется вводной, исследовательской, синтезирующей частями и выводами.
Заключение судебного эксперта сопровождается необходимыми текстовыми приложениями либо иллюстративным материалом в виде фототаблиц, ксерокопий, чертежей, таблиц, схем, графиков, иллюстрирующих ход исследования и полученные результаты.
2. Порядок оформления и структура заключения судебного эксперта определяется в порядке, установленном уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным и административным законодательством Республики Казахстан.
Статья 32. Сообщение о невозможности дать заключение эксперта
1. В случаях, в порядке, установленном уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным и административным законодательством Республики Казахстан, а также настоящим Законом, судебный эксперт составляет мотивированное сообщение о невозможности дать заключение, который направляется органу (лицу), назначившему экспертизу.
2. Сообщение о невозможности дать заключение состоит из 3 частей: вводной, мотивировочной и заключительной. Во вводной части излагаются те же сведения, что и в заключении эксперта. В мотивировочной части подробно излагаются причины невозможности дать заключение. В заключительной части указывается невозможность дать ответ по каждому поставленному перед экспертом вопросу.
3. Сообщение о невозможности дать заключение составляется в двух экземплярах, подписывается экспертом, подпись которого удостоверяется печатью органа судебной экспертизы. Один экземпляр сообщения при сопроводительном письме, подписанном руководителем подразделения, направляется лицу, назначившему экспертизу, а другой остается в наблюдательном производстве органа судебной экспертизы.
4. Если по одним вопросам, указанным в постановлении (определении) о назначении экспертизы, эксперт дает заключение, а по другим имеются основания для составления сообщения о невозможности дать заключение, составляется единый документ - заключение судебного эксперта.
Глава 5. Судебная экспертиза живых лиц
Статья 33. Производство судебной экспертизы живых лиц
Судебная экспертиза живых лиц производится в уголовном, гражданском либо административном процессе. Круг лиц, которые могут быть направлены на судебную экспертизу, определяется уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, административным законодательством Республики Казахстан.
Статья 34. Условия и место производства судебной экспертизы
живых лиц
1. Судебная экспертиза живых лиц может производиться в медицинском учреждении, где имеются условия, необходимые для обеспечения прав и законных интересов лица, в отношении которого проводятся исследования.
2. В случае возникновения при производстве судебной экспертизы необходимости стационарного обследования лица, оно может быть помещено в медицинское учреждение в порядке, предусмотренном статьями 35-37 настоящего Закона.
3. Доставка в медицинское учреждение лиц, направленных на судебную экспертизу, обеспечивается органом или лицом, назначившим судебную экспертизу.
Статья 35. Добровольность и принудительность при производстве
судебной экспертизы живых лиц
1. Судебная экспертиза живых лиц может производиться в добровольном или принудительном порядке.
2. В случае, если судебная экспертиза производится в добровольном порядке, в орган судебной экспертизы должно быть представлено письменное согласие лица подвергнуться судебной экспертизе.
3. Если лицо, в отношении которого назначена судебная экспертиза, не достигло совершеннолетия или признано судом недееспособным, письменное согласие на производство судебной экспертизы дается законным представителем этого лица или органом опеки и попечительства.
4. Круг лиц, которые могут быть направлены на судебную экспертизу в принудительном порядке, определяется уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, административным законодательством Республики Казахстан. В случае, если предусмотренным законодательством Республики Казахстан не содержится прямое указание на возможность принудительного направления лица на судебную экспертизу, то орган судебной экспертизы не вправе производить судебную экспертизу в отношении этого лица в принудительном порядке.
Статья 36. Основания и порядок помещения лица в
медицинское учреждение
1. В случае возникновения при назначении или производстве судебно-медицинской либо судебно-психиатрической, судебно-наркологической экспертизы необходимости стационарного обследования лица, оно помещается в соответствующее медицинское учреждение на основании постановления или определения о назначении судебной экспертизы, с указанием на стационарное наблюдение. Порядок помещения лица в медицинское учреждение определяется в порядке, установленном уполномоченным органом в области здравоохранения.
2. Лица, содержащиеся под стражей, помещаются для производства судебной экспертизы в медицинские учреждения, специально приспособленные для содержания в них указанных лиц.
Статья 37. Сроки пребывания лица в медицинском учреждении
1. Лицо может быть помещено в медицинское учреждение для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической, судебно-наркологической экспертизы на срок не более 30 дней.
2. Ходатайство эксперта или комиссии экспертов о продлении срока пребывания лица в медицинском учреждении должно быть представлено органу или лицу, назначившему судебную экспертизу, не позднее, чем за три дня до истечения срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи.
Статья 38. Гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении
которых производится судебная экспертиза
1. При производстве судебной экспертизы живых лиц запрещается ограничение прав, обман, применение насилия, угроз и иных мер в целях получения сведений от лица, в отношении которого производится судебная экспертиза.
2. Лицо, в отношении которого производится судебная экспертиза, вправе давать эксперту объяснения, относящиеся к предмету данной судебной экспертизы.
Эксперт не может быть допрошен по поводу получения им от лица, в отношении которого он проводил судебную экспертизу, сведений, относящихся к предмету данной судебной экспертизы.
3. Свидания лица, помещенного в медицинское учреждение, с его защитником, законным представителем или иными представителями, допущенными к участию в деле, организуются в условиях, исключающих возможность получения информации третьими лицами.
4. Лицу, помещенному в медицинское учреждение, предоставляется возможность подачи жалоб, заявлений и ходатайств. Жалобы, поданные в соответствии с уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, административным законодательством Республики Казахстан, в течение 24 часов направляются адресату и не подлежат цензуре.
5. По инициативе лица, в отношении которого производится судебная экспертиза в добровольном порядке, может быть прекращена на любой стадии.
Статья 39. Присутствие участников процесса при производстве
судебной экспертизы живых лиц
1. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы живых лиц определяется уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан.
2. При проведении исследований, сопровождающихся обнажением лица, в отношении которого производится судебная экспертиза, могут присутствовать только лица того же пола. Указанное ограничение не распространяется на врачей и других медицинских работников, участвующих в проведении указанных исследований.
Глава 6. Научно-методическое и информационное обеспечение
судебно-экспертной деятельности
Статья 40. Государственный реестр методик судебных экспертиз
1. Государственный реестр методик судебных экспертиз (далее - реестр) содержит перечень научно-обоснованных методик проведения судебных экспертиз, предназначенных для использования судебными экспертами на территории Республики Казахстан.
2. Реестр ведется органом судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан.
3. Реестр создается в целях обеспечения информированности судов, органов дознания и предварительного следствия об утвержденных для использования методик судебной экспертизы.
4. При производстве экспертизы, лица, имеющие право на осуществление судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан руководствуются методиками, внесенными в Реестр.
5. Реестр включает следующие сведения о методике проведения судебной экспертизы:
1) наименование методики;
2) авторы;
3) рецензенты;
4) место, год выпуска;
5) содержание;
6) приложение;
7) список использованной литературы.
6. Формирование и введение Реестра проводится в порядке, установленном уполномоченным органом в области судебно-экспертной деятельности.
Статья 41. Научно-методическое и учебное обеспечение
судебно-экспертной деятельности
Научно-методическое обеспечение судебно-экспертной деятельности, а также профессиональная подготовка и повышение квалификации судебных экспертов возлагаются на органы судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан и Министерства здравоохранения Республики Казахстан.
Статья 42. Информационное обеспечение
судебно-экспертной деятельности
1. Организации, независимо от форм собственности, представляют органам судебной экспертизы по их запросам образцы или каталоги своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие материалы информационного назначения для создания единой информационно-методической базы судебной экспертизы и судебной медицины, за исключением сведений, составляющих государственные секреты, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
2. Органы судебной экспертизы вправе получать по своим запросам от судов и правоохранительных органов по окончании производства по делам предметы, являющиеся вещественными доказательствами, для использования в научной, практической и методической деятельности.
Глава 7. Финансовое и организационное обеспечение
судебно-экспертной деятельности в органах
судебной экспертизы
Статья 43. Финансирование судебно-экспертной деятельности
1. Финансирование производства судебных экспертиз в органах судебной экспертизы по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях осуществляется за счет бюджетных средств, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.
2. Оплата за производство судебных экспертиз в органах судебной экспертизы по гражданским делам осуществляется сторонами и вносится в соответствующий бюджет в форме предварительной оплаты, кроме случаев наличия оснований, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан, подтвержденных мотивированным определением суда.
3. Оплата за производство специализированных исследований, а также проведение научных и научно-методических исследований, не входящих в программы, утверждаемые уполномоченным органом в области образования и науки, вносится в соответствующий бюджет в форме предварительной оплаты.
Статья 44. Стандарты и требования материально-технического
обеспечения производства судебной экспертизы
Судебный эксперт может осуществлять свою деятельность при наличии специально оснащенных помещений, соответствующих стандартам и требованиям, устанавливаемым Правительством Республики Казахстан по представлениям органов судебной экспертизы.
Глава 8. Международное сотрудничество в области
судебно-экспертной деятельности
Статья 45. Международное сотрудничество в области
судебной экспертизы
Органы судебной экспертизы вправе в соответствии с законодательством Республики Казахстан устанавливать международные связи с органами и службами иностранных государств, осуществляющими судебно-экспертную деятельность, с целью проведения совместных научных исследований, обмена научной и методической информацией, подготовки судебных экспертов.
Статья 46. Проведение судебной экспертизы по поручению
государственного органа иностранного государства
Судебная экспертиза может проводиться по поручению государственного органа иностранного государства, с которым Республика Казахстан имеет соответствующий международный договор. В этих случаях применяется законодательство Республики Казахстан, если иное не предусмотрено международными договорами.
Статья 47. Проведение судебной экспертизы с привлечением
судебных экспертов иностранного государства
1. Орган (лицо), ведущий уголовный, гражданский либо административный процесс, имеет право ходатайствовать о привлечении специалистов иностранных государств в области судебной экспертизы в порядке, установленном уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным и административным законодательством Республики Казахстан, а также настоящим Законом.
2. Правом привлечения судебного эксперта иностранного государства, реализуемым с согласия органа (лица), назначившего экспертизу, обладает руководитель органа судебной экспертизы.
3. Проведение судебной экспертизы с участием судебного эксперта иностранного государства осуществляется в порядке, установленном уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным и административным законодательством Республики Казахстан, а также настоящим Законом.
Глава 9. Заключительные положения
Статья 48. Нарушение законодательства
Нарушение законодательства Республики Казахстан о судебно-экспертной деятельности влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Статья 49. Порядок введения в действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 12 ноября 1997 г. "О судебной экспертизе" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., N 21, ст. 276; 2000 г., N 6, ст. 141; 2001 г., N 21-22, ст. 281; 2004 г., N 23, ст. 142; N 24, ст. 153; 2005 г., N 10, ст. 32; 2006 г., N 13, ст. 86; 2007 г., N 2, ст. 18; ст. 67, N 9).
Президент
Республики Казахстан