В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений, ратифицированной Республикой Казахстан 15 декабря 2008 года, Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый первый периодический доклад о мерах, принятых Республикой Казахстан в целях осуществления Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений.
2. Министерству иностранных дел Республики Казахстан в установленном порядке направить в Комитет по насильственным исчезновениям Организации Объединенных Наций первый периодический доклад о мерах, принятых Республикой Казахстан в целях осуществления Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 27 мая 2014 года № 547
Организация Объединенных
Наций
Комитет по насильственным
исчезновениям
Первый периодический доклад
о мерах, принятых Республикой Казахстан
в целях осуществления Международной конвенции
для защиты всех лиц от насильственных исчезновений
Содержание
1. Введение
2. Часть 1: общие сведения
3. Часть 2: информация по статьям
Статьи 1, 2, 3, 4 и 5
Статья 6
Статья 7
Статья 8
Статьи 9, 13, 14, 15 и 16
Статьи 10 и 11
Статья 12
Статьи 17, 18 и 20
Статья 19
Статья 21
Статья 22
Статья 23
Статья 24
Статья 25
1. Введение
Настоящий периодический доклад является первым периодическим докладом Республики Казахстан в Комитет по насильственным исчезновениям Организации Объединенных Наций (далее – доклад) и представлен в соответствии с пунктом 1 статьи 29 Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений, принятой 20 декабря 2006 года, ратифицированной Законом Республики Казахстан от 15 декабря 2008 года.
1. Доклад составлен в соответствии с общими рекомендациями Организации Объединенных Наций по процессу подготовки национальных докладов по международно-правовым актам по правам человека.
2. Настоящий доклад охватывает период 2009 – 2013 годов.
3. Доклад подготовлен Министерством внутренних дел Республики Казахстан в сотрудничестве с Генеральной прокуратурой, Верховным Судом, Комитетом национальной безопасности и Министерством юстиции Республики Казахстан.
2. Часть 1: общие сведения
За истекшие четыре года Казахстан провел ряд важных реформ в области совершенствования национального законодательства по вопросам защиты всех лиц от насильственных исчезновений, чем подтвердил свою приверженность соблюдению принципов демократии и обеспечению прав человека в республике, общечеловеческим принципам.
Вопросы недопущения, пресечения и выявления таких преступлений являются одними из приоритетных направлений в деятельности государственных органов.
В правоохранительных и специальных органах действуют специализированные подразделения, задачей которых являются предупреждение и раскрытие фактов похищения человека, незаконного лишения свободы, торговли людьми, задержание и привлечение к установленной законом ответственности виновных в этом лиц.
Кроме того, с целью выявления и пресечения правонарушений со стороны сотрудников силовых структур, в том числе связанных с незаконным задержанием и содержанием под стражей, функционируют подразделения по вопросам внутренней безопасности.
Казахстан, используя все имеющиеся в распоряжении ресурсы и возможности, ведет решительную бескомпромиссную борьбу с любыми нарушениями прав человека и тем более с насильственными похищениями и незаконными лишениями свободы граждан.
Ратифицированы Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года, Международные конвенции о рабстве от 25 сентября 1926 года, о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами от 21 марта 1950 года.
Проявляя последовательность в вопросах совершенствования национального законодательства, к числу нормативных правовых актов, принятых Республикой Казахстан и закрепивших ряд важных положений, направленных на дальнейшее выполнение норм Конвенции, следует отнести:
1. Конституцию Республики Казахстан от 30 августа 1995 года, закрепляющую основные права и свободы человека и гражданина.
2. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года, предусматривающий уголовную ответственность за преступления, отнесенные Конвенцией к насильственным исчезновениям.
3. Закон Республики Казахстан от 5 июля 2000 года «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе».
4. Закон Республики Казахстан от 12 января 2007 года «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».
5. Закон Республики Казахстан от 21 мая 2013 года «О персональных данных и их защите».
6. Закон Республики Казахстан от 4 июля 2013 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия торговле людьми».
7. Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 28 декабря 2009 года № 7 «О применении норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства по вопросам соблюдения личной свободы и неприкосновенности достоинства человека, противодействия пыткам, насилию, другим жестоким или унижающим человеческое достоинство видам обращения и наказания».
8. Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 29 декабря 2012 года № 7 «О практике применения законодательства, устанавливающего ответственность за торговлю людьми».
9. Приказ Генерального прокурора Республики Казахстан от 12 сентября 2011 года № 83 «Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации, учете, в том числе в электронном формате, и рассмотрении заявлений, сообщений, жалоб и иной информации о преступлениях, происшествиях».
10. Приказ Генерального прокурора Республики Казахстан от 13 августа 2012 года № 93 «Об утверждении Инструкции об организации прокурорского надзора за соблюдением законности при исполнении наказания, содержании лиц в специальных учреждениях и осуществлении контроля за освобожденными из мест лишения свободы».
11. Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 29 марта 2012 года № 182 «О некоторых вопросах уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Казахстан», которым утверждены:
Правила посещения учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов;
Правила ввода режима особых условий в исправительных учреждениях Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел;
Правила организации деятельности по осуществлению надзора за осужденными в учреждениях уголовно-исполнительной системы и производства досмотров;
Правила осуществления охраны и надзора за лицами, находящимися в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.
3. Часть 2: информация по статьям
По статьям 1, 2, 3, 4 и 5
В соответствии со статьей 1 Конституции Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
Статьей 16 Конституции каждому человеку и гражданину гарантируется его личная свобода.
Личная свобода означает право каждого на выбор местопребывания, перемещения и проживания.
Арест и содержание под стражей допускаются только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда с предоставлением арестованному права обжалования. Без санкции суда лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более семидесяти двух часов.
В национальном законодательстве Казахстана ответственность за насильственные похищения в том виде, в котором она определена Конвенцией, введена в 1997 году и предусмотрена статьями 125 (похищение человека), 126 (незаконное лишение свободы), 128 (торговля людьми), 308 (превышение власти или должностных полномочий), 309 (присвоение полномочий должностного лица) и 346 (заведомо незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей) Уголовного кодекса Республики Казахстан.
В проекте нового Уголовного кодекса Республики Казахстан, находящегося на рассмотрении в Парламенте Республики Казахстан, сохранена уголовная ответственность за данные виды преступлений.
При этом, вышеназванным проектом Кодекса (статья 414) предусмотрена ответственность за умышленное неуведомление родственников подозреваемого о факте его задержания и месте нахождения, незаконный отказ в предоставлении информации о месте содержания под стражей лица, гражданину, имеющему право на получение такой информации, а равно фальсификацию времени составления протокола задержания или времени фактического задержания.
Под похищением человека в Уголовном кодексе Республики Казахстан понимается противоправное умышленное действие, направленное на тайное или открытое либо с помощью обмана завладение потерпевшим, а также его перемещением с места его нахождения и удержание помимо воли в другом месте.
При этом главным являются факт похищения, а не период времени, в течение которого потерпевший находился в распоряжении виновного.
Как свидетельствует практика, похищение человека нередко сопровождается угрозами причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилованием или другими криминальными действиями и может носить разные преступные цели.
В отличие от похищения человека, которое всегда связано с захватом потерпевшего и последующим удержанием его в изоляции, при незаконном лишении свободы нет изъятия из среды, где потерпевший находился по своей воле, но ему закрывается свободный выход из этой среды (помещения), ограничивается свобода передвижения.
Торговля людьми квалифицируется как купля-продажа или совершение иных сделок в отношении лица, а равно его эксплуатация либо вербовка, перевозка, передача, укрывательство, а также совершение иных деяний в целях эксплуатации.
Преступления, связанные с насильственным исчезновением лица, совершенные должностными лицами, квалифицируются как совершение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан.
Казахстан принимает все необходимые меры по обеспечению своевременного и беспристрастного расследования фактов насильственных исчезновений.
Сведения
по направленным в суд уголовным делам по фактам похищений
человека, незаконным лишениям свободы и торговли людьми
за 2009 – 2013 годы
Период |
Статья 125 |
Статья 126 |
Статья 128 |
2009 год |
72 |
0 |
5 |
2010 год |
69 |
97 |
15 |
2011 год |
72 |
92 |
20 |
2012 год |
61 |
17 |
7 |
2013 год |
65 |
105 |
21 |
Признавая первичность и неотъемлемость прав и свобод человека как высших социальных ценностей, охраняемых государством, Казахстан стал участником следующих международных договоров в области прав человека:
Дополнительной конвенции об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 года;
Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года;
Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года;
Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающихся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии 2000 года;
Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию против транснациональной организованной преступности 2000 года;
Факультативного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 2002 года.
По статье 6
В уголовном законодательстве Республики Казахстан ответственность за совершение преступных деяний предусмотрена как в отношении лица, совершившего акт насильственного исчезновения, так и в отношении соучастников, в том числе организаторов, подстрекателей и пособников.
Статья 28 Уголовного кодекса Республики Казахстан определяет виды соучастников преступления, которыми наряду с исполнителями признаются организатор, подстрекатель и пособник.
При этом организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно создавшее организованную группу, преступное сообщество (преступную организацию), или устойчивую вооруженную группу (банду) либо руководившее ими.
Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.
Пособником определяется лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, представлением информации, орудий или средств совершения преступления либо устранением препятствий к совершению преступления, а также заранее обещавшее скрыть преступника, орудия или иные средства совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.
Принимаются меры по предупреждению, пресечению и выявлению фактов превышения служебными полномочиями, незаконных задержаний и заключений под стражу, совершенных уполномоченными на то должностными лицами.
Факты совершения преступлений, относящихся к насильственным исчезновениям, при исполнении приказов вышестоящего руководства в Республике Казахстан не зарегистрированы.
При этом в Законе Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О правоохранительной службе» четко регламентировано положение о том, что при получении приказа или указания, противоречащих закону, сотрудник обязан руководствоваться законом и находиться под его защитой.
По статье 7
В национальном законодательстве Казахстана ответственность за рассматриваемые преступления дифференцирована в зависимости от обстоятельств и тяжести совершенных преступлений.
Уголовно-наказуемые деяния в зависимости от характера и степени общественной опасности подразделяются на преступления:
небольшой тяжести (умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы, а также неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы);
преступления средней тяжести (умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, а также неосторожные деяния, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет);
тяжкие преступления (умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двенадцати лет лишения свободы);
особо тяжкие преступления (умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двенадцати лет или смертной казни).
Органами уголовного преследования в каждом конкретном случае принимаются во внимание обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие уголовную ответственность и наказание.
Статья 53 Уголовного кодекса Республики Казахстан устанавливает обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность и наказание, в числе которых:
совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;
несовершеннолетие виновного;
беременность;
наличие малолетних детей у виновного;
оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного преступлением;
совершение преступления вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств либо по мотиву сострадания;
совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, крайней необходимости, задержания лица, совершившего преступление, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий;
противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления;
чистосердечное раскаяние, явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого в результате преступления.
Обстоятельства, отягчающие уголовную ответственность и наказание, предусмотрены статьей 54 Уголовного кодекса Республики Казахстан и включают в себя:
неоднократность преступлений, рецидив преступлений;
причинение преступлением тяжких последствий;
совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы, преступного сообщества (преступной организации), транснациональной организованной группы, транснационального преступного сообщества (транснациональной преступной организации) или устойчивой вооруженной группы (банды), террористической группой;
особо активная роль в совершении преступления;
привлечение к совершению преступления лиц, которые заведомо для виновного страдают тяжелым психическим расстройством, либо лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
совершение преступления по мотиву национальной, расовой и религиозной ненависти или вражды, из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;
совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего (до 14 лет), другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного;
совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с выполнением данным лицом своего служебного, профессионального или общественного долга;
совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего;
совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения либо общеопасным способом;
совершение преступления с использованием условий чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках;
совершение преступления в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения. Суд вправе в зависимости от характера преступления не признать это обстоятельство отягчающим;
совершение преступления лицом, нарушившим тем самым принятую им присягу или профессиональную клятву;
совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора;
совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти;
совершение преступления сотрудником правоохранительного органа, судьей с использованием своего служебного положения.
По статье 8
Под давностью привлечения к уголовной ответственности в Казахстане понимается истечение определенных сроков со дня совершения преступления, что при наличии установленных в законе условий освобождает лицо от уголовной ответственности.
В статье 69 Уголовного кодекса Республики Казахстан сроки давности привлечения к уголовной ответственности дифференцируются в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, которые находят свое выражение в тяжести предусмотренного законом наказания за это преступление.
Так, лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
два года после совершения преступления небольшой тяжести;
пять лет после совершения преступления средней тяжести;
пятнадцать лет после совершения тяжкого преступления;
двадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.
При исчислении сроков давности освобождения от уголовной ответственности Уголовный кодекс Республики Казахстан устанавливает, что начальным моментом исчисления срока давности является день совершения преступления, а конечным – момент вступления приговора суда в законную силу.
Истечение срока давности исключает уголовную ответственность только при условии, что течение давности не было нарушено. Течение срока давности приостанавливается на все время уклонения лица, совершившего преступление, от следствия или суда до момента задержания преступника или явки последнего с повинной. С этого момента течение срока давности возобновляется. Лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, если со времени совершения преступления прошло двадцать пять лет и давность не была прервана.
По статьям 9, 13, 14, 15 и 16
Преступность и наказуемость определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния.
Временем совершения преступления признается время осуществления общественно опасного действия (бездействия), независимо от времени наступления последствий.
Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории республики, регламентируется статьей 6 Уголовного кодекса Республики Казахстан.
В частности, лицо, совершившее преступление на территории Казахстана, подлежит ответственности по национальному законодательству. Преступлением, совершенным на территории Казахстана, признается деяние, которое начато или продолжилось либо было окончено на территории Республики Казахстан. Указанное распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне республики.
Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Республики Казахстан и находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов государства, подлежит уголовной ответственности по уголовному законодательству Казахстана, если иное не предусмотрено международным договором республики. Уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Республики Казахстан, независимо от места их нахождения.
Ответственность представителей дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, пользующихся иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Республики Казахстан, разрешается в соответствии с нормами международного права.
Вопрос выдачи лиц, совершивших преступления, нормативно урегулирован уголовным законодательством республики.
Так, согласно статье 8 Уголовного кодекса Республики Казахстан, граждане Республики Казахстан, совершившие преступление на территории другого государства, не подлежат выдаче этому государству, если иное не установлено международными договорами.
Вопросы исполнения требований о выдаче гражданина иностранного государства также регламентируются Уголовно-процессуальным законодательством Казахстана.
В частности, требование о выдаче гражданина иностранного государства, обвиняемого в совершении преступления или осужденного на территории иностранного государства, рассматривается Генеральным прокурором Республики Казахстан или уполномоченным прокурором, указания которого являются основанием для исполнения выдачи.
При наличии требований нескольких государств о выдаче лица решение о том, какому государству лицо подлежит выдаче, принимает Генеральный прокурор Республики Казахстан.
Договаривающиеся Стороны обязуются в соответствии с условиями, предусмотренными Конвенцией, по запросу выдавать друг другу лиц, находящихся на их территориях, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.
Выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые по внутреннему законодательству запрашивающей и запрашиваемой Договаривающихся Сторон являются уголовно наказуемыми и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более строгое.
При решении вопроса о том, является ли деяние, за совершение которого запрашивается выдача, уголовно наказуемым по внутреннему законодательству запрашиваемой и запрашивающей Договаривающихся Сторон, не имеют значения различия в описании отдельных признаков преступления и в используемой терминологии.
Казахстан в вопросах выдачи лиц иностранному государству принимает все меры, в том числе на законодательном уровне, по соблюдению их прав и свобод.
Так, Законом Республики Казахстан от 18 января 2011 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе» часть первая статьи 532 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан дополнена новым положением, согласно которому выдача лица иностранному государству не производится, если имеются основания полагать, что лицо может быть подвергнуто угрозе применения пыток в запрашивающем государстве.
В 2009 – 2012 годы лица, обвиняемые в совершении преступлений, связанных с насильственными исчезновениями, в экстрадиционном порядке на территории Республики Казахстан не задерживались, выдача таких лиц у иностранных государств не требовалась и уголовное преследование по ходатайствам других государств не осуществлялось.
Кроме того, в целях оказания взаимной правовой помощи государствам по уголовным делам, в том числе в розыске, и определению местонахождения исчезнувших лиц Республикой Казахстан ратифицированы:
Конвенция о пpавовой помощи и пpавовых отношениях по гpажданским, семейным и уголовным делам 1993 года;
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 года.
Так же, к числу подписанных Казахстаном международных договоров в сфере оказания взаимной правовой помощи относятся:
Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью и иными видами преступности от 2 июня 2004 года;
Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Хорватия о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотических и психотропных средств, терроризмом и иными видами преступлений от 5 июля 2007 года;
Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в борьбе с преступностью от 6 октября 2009 года;
Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов Таможенного Союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях от 5 июля 2010 года;
Договор между Республикой Казахстан и Республикой Индия об оказании правовой помощи по гражданским делам от 16 апреля 2011 года;
Соглашение между Республикой Казахстан и Социалистической Республикой Вьетнам о взаимной правовой помощи по гражданским делам от 31 октября 2011 года.
По статьям 10 и 11
В соответствии с принципом неотвратимости наказания, закрепленным в Конституции Республики Казахстан, всякое лицо, совершившее преступление, подлежит наказанию или иным мерам уголовно-правового воздействия, предусмотренным уголовным законом.
Задержание подозреваемого в совершении преступления в национальном законодательстве Казахстана определяется как мера процессуального принуждения. Арест в качестве меры пресечения применяется только с санкции суда.
При установлении лиц, совершивших преступные деяния, в том числе связанные с насильственными исчезновениями, в обязательном порядке проводится предварительное расследование.
Предварительное расследование по уголовным делам, рассматриваемым в докладе, производится следователями органов внутренних дел, национальной безопасности, финансовой полиции и специальными прокурорами.
Органами, осуществляющими уголовное преследование, уведомление о месте или изменении места содержания под стражей подозреваемого или обвиняемого иностранца в течение 12 часов направляется в Генеральную прокуратуру, министерства иностранных дел и внутренних дел, Комитет национальной безопасности, а также посольство, консульство или иное представительство государства, гражданином которого он является.
Статьей 17 Закона Республики Казахстан от 30 марта 1999 года «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества» подозреваемым и обвиняемым с момента задержания предоставлено право на свидание с защитником наедине и конфиденциально. Количество и продолжительность свидания не ограничиваются. Официальные представители дипломатических представительств иностранных государств по решению Генеральной прокуратуры Республики Казахстан имеют право посетить подозреваемого или обвиняемого иностранца представляемого ими государства.
Согласно статье 10 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан иностранцы, осужденные к лишению свободы, имеют право поддерживать связь с дипломатическими представителями и консульскими учреждениями своих государств, а граждане стран, не имеющих дипломатических и консульских учреждений в Республике Казахстан, с дипломатическими представительствами государства, взявшего на себя защиту их интересов, или с международными организациями, занимающимися их защитой.
Граждане Казахстана, совершившие преступление за пределами Республики Казахстан, подлежат уголовной ответственности по уголовному законодательству Казахстана, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в другом государстве. При осуждении указанных лиц, наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом того государства, на территории которого было совершено преступление. На тех же основаниях несут ответственность и лица без гражданства.
За последние годы значительно усилены система защиты прав граждан в системе правосудия и независимость судебной ветви власти. Судьи теперь подбираются Высшим судебным советом, состоящим из депутатов Парламента Республики Казахстан, опытных судей и политиков. Состав Верховного Суда назначается Сенатом Парламента Республики Казахстан. Принципиальным шагом в развитии судебной системы стало введение суда присяжных и специализированных судов.
Для обеспечения активного применения ратифицированных международных норм в судебной практике Верховный Суд Республики Казахстан 10 июля 2008 года принял нормативное постановление «О применении норм международных договоров Республики Казахстан», которым обязал судей руководствоваться нормами международных договоров с участием республики, являющимися составной частью действующего права в Республике Казахстан.
По статье 12
В последние годы Республикой Казахстан проведен ряд важных реформ по совершенствованию нормативно-правовой базы в области учетно-регистрационной дисциплины.
Законом Республики Казахстан от 12 января 2007 года «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» на законодательном уровне установлен порядок приема, регистрации и учета обращений физических и юридических лиц.
В органах прокуратуры и внутренних дел действуют приказы № 83 от 12 сентября 2011 года «Об утверждении инструкции о приеме, регистрации, учете, в том числе в электронном формате, и рассмотрении заявлений, сообщений, жалоб и иной информации о преступлениях, происшествиях» и № 225 от 10 апреля 2012 года «Об утверждении инструкции по рассмотрению, разрешению обращений физических и юридических лиц, приема граждан в органах внутренних дел в Республике Казахстан».
Указанный перечень нормативных актов и инструкций позволяет в полной мере осуществлять контроль и учет обращений, а также обеспечивать их своевременное рассмотрение.
Кроме того, по инициативе Министерства внутренних дел Республики Казахстан с 2009 года функционирует телефон доверия по борьбе с торговлей людьми «116 16», который обслуживается неправительственной организацией «Союз кризисных центров», работающей с Министерством внутренних дел Республики Казахстан в рамках заключенного Меморандума от 2008 года.
Ежегодно от граждан на телефон доверия поступает около одной тысячи звонков (сообщения о фактах торговли людьми, похищениях человека и др.)
Таким образом, государством гарантировано каждому лицу, ставшему жертвой насильственного исчезновения, право обращения и оперативного, беспристрастного рассмотрения заявлений.
Система мер государственной защиты жизни, здоровья, имущества, законных прав, интересов лиц, участвующих в уголовном процессе, членов их семей и близких родственников, обеспечения их безопасности, в целях пресечения противоправного вмешательства в уголовный процесс предусмотрена уголовно-процессуальным законодательством и Законом Республики Казахстан от 5 июля 2000 года «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе».
В соответствии со статьей 100 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан в качестве процессуальных мер безопасности свидетелей, подозреваемых, обвиняемых и других лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников определяются:
1) вынесение органом, ведущим уголовный процесс, официального предостережения лицу, от которого исходит угроза насилия или других запрещенных уголовным законом деяний, о возможном привлечении его к уголовной ответственности;
2) ограничение доступа к сведениям о защищаемом лице;
3) обеспечение его личной безопасности;
4) избрание в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения, исключающей возможность применения (организации применения) в отношении участников уголовного процесса насилия или совершения (организации совершения) иных преступных деяний.
Всего государством на защиту лиц было выделено:
в 2009 году – 26 млн. тенге;
в 2010 году – 28 млн. тенге;
в 2011 году – 29 млн. тенге;
в 2012 году – 26 млн. тенге;
в 2013 году – 28 млн. тенге.
Потерпевшие обеспечивались безопасным съемным жильем, питанием, одеждой, физической охраной и специальными средствами защиты.
Кроме того, в целях пресечения фактов воспрепятствования расследованию и судебному процессу предусмотрена уголовная ответственность с соответствующими мерами наказания.
Так, вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия наказывается штрафом в размере от двухсот до трехсот минимальных расчетных показателей либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание, с целью воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных расчетных показателей либо привлечением к общественным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до одного года.
Указанные деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот месячных расчетных показателей либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок или без такового.
По статьям 17, 18 и 20
Признание, уважение, соблюдение и защита прав человека и основных его свобод – основополагающие положения, провозглашенные Конституцией Республики Казахстан. Нарушение этих прав сотрудниками компетентных органов правоохранительной направленности посредством превышения должностных полномочий, повлекшее незаконные задержания либо заключение под стражу, признается фактом грубого и вопиющего игнорирования норм Основного закона.
В нормативном постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 13 апреля 2012 года № 2 сформулирована важная правовая позиция, что «под «задержанием» в конституционно-правовом значении следует понимать меру принуждения, выражающуюся в кратковременном, не более семидесяти двух часов, ограничении личной свободы человека в целях пресечения правонарушения или обеспечения производства по уголовным, гражданским и административным делам, а также применения иных мер принудительного характера и осуществляемую уполномоченными государственными органами, должностными и иными лицами на основании и в порядке, предусмотренных законом.
Конституционное положение «без санкции суда лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более семидесяти двух часов» означает, что не позднее указанного времени в отношении задержанного должно быть принято решение суда о применении ареста и содержания под стражей, а также иных мер, предусмотренных законом, либо задержанный подлежит освобождению.
При этом Конституционный Совет Республики Казахстан отмечает, что законодателем могут быть установлены и меньшие сроки для принятия соответствующего решения (в пределах семидесяти двух часов).
В случае задержания граждан, началом срока задержания являются момент ограничения их свободы передвижения, то есть принудительное удержание в определенном месте, доставка в органы внутренних дел, содержание в изоляции, которые ограничивают личную свободу человека и гражданина. При составлении протокола задержания в нем обязательно должно быть зафиксировано время фактического задержания с точностью до минуты.
Также граждане имеют право знать, кто осуществил задержание или арест. Более того, гражданин имеет право на получение информации о причине его задержания или ареста, на адвоката, на один телефонный звонок для уведомления родственников и знакомых о месте своего нахождения и право на общение с внешним миром.
Таким образом, Конституционным Советом Республики Казахстан определены четкие временные грани задержания человека, при котором не требуется санкция суда.
Порядок уведомления родственников задержанного, арестованного о месте его нахождения регламентирован статьей 138 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан.
Кроме этого, в органах внутренних дел предусмотрены журналы учета доставленных лиц, организованы кабинеты прокуроров, которые проверяют обоснованность нахождения доставленных лиц, осуществляют прием жалоб и заявлений. Время помещения лиц в изоляторы временного содержания фиксируется в журналах указанных изоляторов.
В случаях обнаружения факта причинения телесных повреждений, лицам находящимся в изоляторах временного содержания, следственных изоляторах и исправительных учреждениях, а также обращения с жалобой о причинении им телесных повреждений, в обязательном порядке в суточный срок извещаются органы прокуратуры.
Общие сроки продолжительности содержания под стражей, порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, гарантии их прав и законных интересов, а также права и обязанности сотрудников мест содержания под стражей урегулированы Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан от 30 марта 1999 года «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества», Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов, утвержденными приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 29 марта 2012 года № 182, а также иными нормативными правовыми актами.
Для задержания лица, совершившего преступление, необходимы достаточные основания.
Задержание подозреваемого в совершении преступления – мера процессуального принуждения, применяемая с целью выяснения его причастности к преступлению и разрешения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде ареста.
Орган, осуществляющий уголовное преследование, вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда очевидцы, в том числе потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление либо самостоятельно задержат это лицо;
3) когда на этом лице или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;
4) когда в полученных в соответствии с законом материалах оперативно-розыскной деятельности в отношении лица имеются достоверные данные о совершенном или готовящемся им тяжком или особо тяжком преступлении.
При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано лишь в том случае, если это лицо пыталось скрыться, либо когда оно не имеет постоянного места жительства, или не установлена личность подозреваемого.
Одним из видов мер пресечения является арест, предусмотренный статьей 150 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан.
Арест в качестве меры пресечения применяется только с санкции суда и лишь в отношении обвиняемого, подозреваемого в совершении умышленных преступлений, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, и в совершении неосторожных преступлений, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена в отношении обвиняемого, подозреваемого по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двух лет, если:
1) он не имеет постоянного места жительства на территории Республики Казахстан;
2) не установлена его личность;
3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;
4) он пытался скрыться или скрылся от органов уголовного преследования или суда.
В соответствии со статьями 4 и 5 Закона Республики Казахстан от 30 марта 1999 года «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества» содержание в специальных учреждениях осуществляется в соответствии с принципами законности, презумпции невиновности, равенства граждан перед законом, гуманизма, уважения чести и достоинства личности, нормами международного права и не должно сопровождаться действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся в специальных учреждениях.
Основаниями помещения лиц в специальные учреждения являются:
1) в следственный изолятор (подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в качестве меры пресечения применен арест) – постановление судьи;
2) в изолятор временного содержания (задержанных по подозрению в совершении преступлений) – протокол задержания, составленный следователем либо дознавателем (помещение в изолятор временного содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, в отношении которых в качестве меры пресечения применен арест, осуществляется по постановлению судьи в случаях, когда доставка в следственный изолятор невозможна из-за отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения);
3) в специальные приемники (лиц, подвергнутых административному аресту) – постановление судьи об их аресте;
4) в приемник-распределитель (лиц, не имеющих определенного места жительства и (или) документов, удостоверяющих личность) – постановление органов внутренних дел, санкционированное судом.
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Казахстан от 30 марта 1999 года «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества» лица, содержащиеся в специальных учреждениях, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан республики, с ограничениями, предусмотренными Конституцией и законами страны.
Иностранцы и лица без гражданства, содержащиеся в специальных учреждениях, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан Республики Казахстан, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Казахстан, законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Согласно пункту 4 статьи 7 Закона Республики Казахстан от 30 марта 1999 года «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества» лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, обязаны уведомить в течение двенадцати часов одного из родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или изменении места его содержания под стражей в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.
Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов устанавливается порядок содержания подозреваемых и обвиняемых, в том числе их материально-бытового обеспечения, приема и передачи посылок, передач, получения и отправки телеграмм, писем, денежных переводов, направления предложений, заявлений и жалоб, отправления религиозных обрядов, медико-санитарного обеспечения, проведения ежедневных прогулок, свиданий, обеспечения участия подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в следственных действиях и судебных заседаниях, личного приема подозреваемых и обвиняемых руководителем администрации места содержания под стражей и уполномоченными им лицами.
Признаком приверженности принципам и положениям Конвенции можно рассматривать сохранение самостоятельности функционирования уголовно-исполнительной системы.
Так, несмотря на передачу названной структуры в ведение Министерства внутренних дел Республики Казахстан, пенитенциарная система сохранила свой самостоятельный орган управления в лице Комитета уголовно-исполнительной системы на республиканском уровне и областных департаментов на местном уровне.
В целях повышения эффективности работы пенитенциарной системы в 2009 году завершена реализация Программы дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан на 2007 – 2009 годы, принятой постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 августа 2007 года № 673.
Программа была направлена на улучшение условий содержания лиц в учреждениях уголовно-исполнительной системы, материально-техническое и медицинское обеспечение, обеспечение трудовой занятости и др., в реализацию которой выделено свыше 3,1 млрд. тенге.
В рамках Программы реконструированы 4 исправительных учреждения и 2 следственных изолятора, произведен ремонт 134 объектов в 48 учреждениях.
В 2012 году Правительством Республики Казахстан утверждена Программа развития уголовно-исполнительной системы на 2012 – 2015 годы (далее – Программа).
Программой предусмотрено принятие в среднесрочной перспективе дополнительного комплекса мер, направленных на:
обеспечение медицинским оборудованием и лекарственными средствами лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы;
проработку вопросов строительства противотуберкулезных учреждений, а также создание отделений на базе имеющихся фтизиохирургических отделений для лечения больных туберкулезом;
создание системы мониторинга и оценки наркологической ситуации в исправительных учреждениях, а также обучение врачей-психиатров учреждений принципам наркологического и мотивационного консультирования и т.д.
Решается вопрос с обеспечением безопасных и достойных условий содержания в местах предварительного заключения и лишения свободы, отвечающих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.
На регулярной основе проводился мониторинг во всех местах содержания под стражей и лишения свободы с участием представителей неправительственных организаций.
С учетом международных стандартов и рекомендаций общественных институтов по правам человека принят Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2010 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам закрепления оснований, порядка и условий содержания лиц в учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества», предусматривающий осуществление общественного контроля за лицами, содержащимися в специальных учреждениях органов внутренних дел, в целях оказания содействия в соблюдении их прав и законных интересов в части условий содержания, медико-санитарного обслуживания, досуга и обучения.
В рамках реализации законодательных поправок постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 июня 2011 года № 702 утверждены Правила образования общественных наблюдательных комиссий областей, городов республиканского значения и столицы для осуществления контроля в специальных учреждениях.
Согласно утвержденным Правилам комиссии имеют право беспрепятственного посещения специальных учреждений, проведения бесед с содержащимся в них контингентом, принятия обращений и жалоб по вопросам нарушения их прав и законных интересов.
Также члены комиссий вправе обращаться с заявлениями к администрации специальных учреждений и в органы прокуратуры по вопросам, связанным с обеспечением прав и законных интересов лиц, содержащихся в специальных учреждениях.
Во всех регионах страны образованы и действуют общественные наблюдательные комиссии, в состав которых входят представители неправительственных правозащитных организаций.
В соответствии с Инструкцией об организации работы отделов специального учета следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Казахстан, утвержденной приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 19 октября 2012 года № 565, на каждое водворенное лицо оформляется личное дело по вопросам документации и учета, связанным с содержанием подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Личные дела осужденных и подозреваемых, обвиняемых могут высылаться в суды и органы прокуратуры.
В определенных законодательством случаях разрешается знакомить осужденного с содержанием имеющихся в его личном деле копий приговоров и постановлений судов, а также характеристик.
По статье 19
Законом Республики Казахстан от 21 мая 2013 года «О персональных данных и их защите» регулируются отношения, связанные со сбором, обработкой и защитой персональных данных.
Согласно статье 11 данного Закона собственники и (или) операторы, а также третьи лица, получающие доступ к персональным данным ограниченного доступа, обеспечивают их конфиденциальность путем соблюдения требований не допускать их распространения без согласия субъекта или его законного представителя либо наличия иного законного основания.
При этом, лица, которым стали известны персональные данные ограниченного доступа в связи с профессиональной, служебной необходимостью, а также трудовыми отношениями, обязаны обеспечивать их конфиденциальность.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Казахстана не допускается разглашение данных предварительного следствия и дознания.
Данные предварительного следствия не подлежат разглашению. Они могут быть преданы гласности только с разрешения следователя, дознавателя, прокурора в том объеме, в каком ими будет признано это возможным, если это не противоречит интересам расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов других лиц.
По статье 21
В соответствии с пунктом 22 Правил ведения и использования отдельных видов специальных учетов, утвержденных приказом Генерального прокуратура Республики Казахстан от 29 апреля 2004 года № 23, при освобождении осужденного администрацией исправительного учреждения (следственного изолятора) составляется извещение для территориального органа. На лицо, осужденное в другом регионе, составляется дополнительный экземпляр извещения для территориального органа области по месту осуждения.
В целях обеспечения своевременного освобождения осужденных, два раза в год в первый рабочий день января и июля, производится сверка сведений о сроке лишения свободы, содержащихся в документах личных дел, с данными о сроке наказания, имеющимися в учетных и контрольно-сроковых карточках на осужденных. При обнаружении каких-либо ошибок и неясностей в определении осужденному срока наказания принимаются немедленные меры к их устранению.
Наличие задолженности за осужденным, несвоевременное производство с ним расчетов и другие причины не могут являться основанием для задержки его освобождения.
По каждому факту несвоевременного освобождения осужденного производится служебное расследование и принимаются меры к виновным должностным лицам.
Осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы, выдаются справки об освобождении установленной формы.
По статье 22
Вопрос предупреждения деяний, предусмотренных статьей 6 Конвенции, регламентирован пунктами 13, 14 и 18 Правил ведения и использования отдельных видов специальных учетов, утвержденных приказом Генерального прокуратура Республики Казахстан от 29 апреля 2004 года № 23.
Так, администрацией следственного изолятора не позднее 5 рабочих дней с момента водворения лица, в отношении которого следователем (дознавателем) или судом избрана мера пресечения в виде ареста, составляются и направляются в территориальный орган 3 экземпляра алфавитной учетной карточки и дактилоскопической карты.
В случае обнаружения в документах на арестованного (осужденного) разноречивых сведений, администрация следственного изолятора инициирует установление действительных анкетных данных органом, осуществляющим следствие (дознание), или судом.
О лицах, прибывших в исправительное учреждение из других исправительных учреждений (следственных изоляторов), расположенных на территории области, в течение 5 рабочих дней составляется извещение об осужденном (арестованном) для территориального органа данной области, которое в последующем подлежит направлению в Комитет по правовой статистике и специальным учетам при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан.
Нарушение указанных норм влечет установленную законом ответственность.
По статье 23
Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О правоохранительной службе».
Министерством внутренних дел Республики Казахстан, за последние четыре года на базе Учебного центра для подготовки специалистов по борьбе с незаконной миграцией и торговлей людьми Карагандинской академии Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее – Учебный центр) при поддержке посольства США в Казахстане проведено 17 тренингов с участием 265 сотрудников органов внутренних дел.
К примеру, в апреле 2010 года на базе Учебного центра проведен семинар-совещание на тему «Как не стать жертвой торговли и похищения» с участием сотрудников ДВД Карагандинской области, представителей неправительственных объединений, студентов высших учебных заведений.
С 11 по 23 февраля 2013 года проведен тренинг с участием экспертов Международной организации по миграции и посольства США в Казахстане по теме «Противодействия незаконной миграции, торговле людьми и похищениям человека», в котором приняли участие сотрудники криминальной и миграционной полиции.
Кроме того, совместно с неправительственными организациями, ежегодно проводится всеобуч среди сотрудников правоохранительных органов на предмет изучения международных договоров в области защиты прав человека.
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О правоохранительной службе» при выполнении заведомо противоправных приказа или указания, противоречащих закону, сотрудник обязан руководствоваться законом и находится под его защитой.
При сомнениях в правомерности полученного для исполнения распоряжения он должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю и руководителю, давшему распоряжение. В случае, если вышестоящий по должности руководитель письменно подтверждает данное распоряжение, сотрудник обязан его исполнить, если выполнение его не влечет действий, которые относятся к уголовно наказуемым деяниям. Ответственность за последствия исполнения сотрудником неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.
По статье 24
Законодательство Республики Казахстан содержит нормы, обеспечивающие жертве насильственных исчезновений возмещение причиненного вреда и ее право на справедливую и адекватную компенсацию, а также средства и условия для возможно более полной реабилитации, включая реституцию, реабилитацию, сатисфакцию, в том числе восстановления чести и доброго имени.
Так, в соответствии с требованиями статьи 75 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного и морального вреда, причиненного преступлением, в том числе определенным Конвенцией, а также расходов, понесенных в связи с его участием на предварительном следствии и в суде, включая расходы на представителя.
Суд, орган уголовного преследования должны принять все предусмотренные законом меры по реабилитации жертв насильственных исчезновений и возмещению вреда, причиненного им в результате незаконных действий, в том числе правоохранительного и (или) специального органа, ведущего уголовный процесс.
Вред, причиненный лицу в результате незаконного задержания, ареста и других мер процессуального принуждения, возмещается из республиканского бюджета в полном объеме, независимо от вины органа, ведущего уголовный процесс. В случае смерти гражданина, право на возмещение вреда в установленном законодательством порядке переходит к его наследникам.
В части обеспечения права создавать организации и ассоциации, которые занимаются содействием в установлении обстоятельств насильственных исчезновений и судьбы исчезнувших лиц, необходимо отметить, что государством принимаются меры по приближению такой деятельности к международным нормам и стандартам.
В настоящее время налажено конструктивное сотрудничество с 42 общественными объединениями посредством реализации совместных проектов в виде оказания юридической, консультативной, социально-психологической помощи следственно-арестованным и осужденным.
В целях развития института общественного мониторинга, соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей и местах предварительного заключения, Министерством внутренних дел с 2006 года совместно с общественным фондом «Хартия за права человека» в городах Алматы, Усть-Каменогорске, Таразе, Шымкенте и Актюбинске реализуется проект «Мониторинг соблюдения прав задержанных, подозреваемых, обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания и полицейских участках».
Во всех регионах страны действуют общественные наблюдательные комиссии, в состав которых входят представители неправительственных правозащитных организаций.
По статье 25
Казахстан, ратифицировав Конвенцию о правах ребенка, Конвенцию Международной организации труда № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда, а также Факультативный протокол в Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, продемонстрировал свою приверженность к всесторонней защите детей.
В январе 2006 года Республикой Казахстан был подготовлен и направлен в Комитет по правам ребенка первый отчет по реализации Факультативного протокола к Конвенции, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.
В 2010 году Республикой Казахстан ратифицирована Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, которая дает право отслеживать судьбы детей в других государствах.
Начата работа по решению вопроса о присоединении к Конвенции о гражданских аспектах международного похищения детей. Ее целью являются обеспечение международной защиты детей от насильственных похищений, неправомерного перемещения или удержания и установление процедуры по их быстрому возвращению в государство их обычного местожительства.
В 2011 году Президентом Республики Казахстан подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения защиты прав ребенка», которым значительно усилена уголовная ответственность лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
За распространение на территории Республики Казахстан продукции средств массовой информации, содержащей сведения и материалы, направленные на пропаганду культа жестокости, насилия и порнографии, законодательством Республики Казахстан предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Министерством внутренних дел осуществляется контроль за реализацией законодательства Республики Казахстан в части обеспечения защиты детей, ставших жертвами и/или свидетелями преступлений, включая бытовое насилие, сексуальную и экономическую эксплуатацию, насильственные исчезновения и торговлю детьми.
19 августа 2008 года Указом Президента Республики Казахстан утверждена Концепция развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009 – 2011 годы, а также 18 ноября 2008 года постановлением Правительства Республики Казахстан № 1067 утвержден План мероприятий по ее реализации.
Успешно продолжают работу ювенальные суды, являющиеся судами комплексной юрисдикции, к подсудности которых отнесены не только уголовные дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, и уголовные дела о преступлениях, непосредственно нарушающих права несовершеннолетних, но и гражданские дела об определении места жительства ребенка, лишении (ограничении) и восстановлении родительских прав, усыновлении ребенка; по спорам, возникающим из опеки и попечительства (патроната) над несовершеннолетними детьми; дела об административных правонарушениях (посягательство на права несовершеннолетних – невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения) и другие.
В основу казахстанского законодательства о детях положены важнейшие международные правовые документы ООН, содержащие основные требования к государственной политике в отношении детей.
Законодательно обеспечены важнейшие права детей на жизнь, защиту чести и достоинства, личную неприкосновенность, жилище, образование, социальное обеспечение и социальное обслуживание, охрану здоровья и медицинскую помощь, доступ к культурным ценностям и другие.
Принятые Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», законы Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка», «О государственной молодежной политике», «О государственных пособиях семьям, имеющим детей», «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», «О детских деревнях семейного типа и домах юношества» и другие защищают права и интересы детей.
В республике постоянно ведутся системное обновление и совершенствование законодательной базы.
В 2013 году принят следующий ряд законодательных актов, предусматривающих новые подходы к вопросам защиты прав детей-сирот и направленных на улучшение положения детей и охрану их прав:
Закон Республики Казахстан от 14 января 2013 года «О Государственной образовательной накопительной системе»;
Закон Республики Казахстан от 14 января 2013 года «О внесении изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам Государственной образовательной накопительной системы»;
Закон Республики Казахстан от 4 февраля 2013 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения»;
Закон Республики Казахстан от 15 апреля 2013 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных услуг»;
Закон Республики Казахстан от 3 июля 2013 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования системы предоставления гарантированной государством юридической помощи»;
Закон Республики Казахстан от 4 июля 2013 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения прав на жилище детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей».
Кроме того, 13 ноября 2012 года республикой ратифицирована Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей.
В настоящее время ведется работа по определению уполномоченного органа, ответственного за реализацию положений данной Конвенции.
Совершенствуется законодательство по вопросам защиты прав детей от трудовой эксплуатации.
Так, Законом Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения защиты прав ребенка» введено понятие «экономическая эксплуатация ребенка» и закреплено право ребенка на защиту от экономической эксплуатации.
Данным Законом установлены ограничения детского труда и предусматривается уголовная и административная ответственность за вовлечение детей в наихудшие формы детского труда, которые могут нанести вред их физическому развитию, возможностям получения качественного образования.
В 2013 году принят Закон Республики Казахстан «О внесений изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам создания национального превентивного механизма, направленного на предупреждение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания». Цель закона – обеспечить независимый мониторинг мест лишения свободы и мест содержания под стражей. Согласно закону посещению подлежат центры адаптации несовершеннолетних и специальные организации образования для детей с девиантным поведением.
В 2012 году разработаны проекты законов Республики Казахстан «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию».
Законопроекты разработаны в целях реализации в ряде законодательных актов Республики Казахстан норм, закрепляющих правовые гарантии обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, устанавливающих условия и порядок оборота информационной продукции среди детей и возлагающих на юридических и физических лиц обязанности по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних.
Также в 2013 году на рассмотрение Парламента Республики Казахстан внесены новые проекты Уголовного кодекса Республики Казахстан и Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, направленные на усиление уголовной и административной ответственности за преступления и правонарушения, совершаемые против детей.
Государственными органами во взаимодействии с институтами гражданского общества проводится последовательная политика по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, суицидального поведения детей, жестокого обращения, насилия, эксплуатации детского труда.
В целях предупреждения беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних, профилактики непосещения детьми школ и оказания социальной помощи детям из социально-незащищенных семей проводится республиканская благотворительная акция «Дорога в школу».
В рамках акции помощь получили более 300 тысяч детей на сумму свыше 2 млрд. тенге.
Ежеквартально проводятся рейды «Дети в ночном городе». В 2013 году управлениями по защите прав детей совместно с органами внутренних дел проведены проверки более 6,2 тысяч объектов (2505 – увеселительных заведений, 1083 – подвала домов, 685 – компьютерных клубов, 1020 – дач, 895 – вокзалов и т.д.).
По результатом рейдов выявлены 3 тысячи несовершеннолетних, из них 1,2 тысячи детей находились вне дома после 23.00 часов, около 300 подростков находились в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, 1,5 тысячи детей были выявлены в общественных местах, в компьютерных клубах, на вокзалах и других заведениях в дневное время.
В рамках рейдов установлено 179 фактов использования детского труда (12 детей работали кухонными рабочими, 11 – официантами, 18 – мойщиками машин, 52 – на рынке, 20 – на стройке и 66 – попрошайничали).
За реализацию алкогольных напитков и табачных изделий несовершеннолетним к административной ответственности привлечено 126 работников торговли. В ходе рейдов были посещены 5,5 тысяч неблагополучных семей.
По итогам в акиматы направлены письма о принятии мер к нарушителям законодательства и рассмотрения итогов рейдов на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
За нахождение несовершеннолетних в ночное время в развлекательных заведениях в 2013 году к административной ответственности привлечено около 1106 собственников развлекательных заведений, а также свыше 2,8 тысячи родителей.
За 12 месяцев 2013 года сотрудниками полиции совместно с заинтересованными государственными органами проведено свыше 109 тысяч (в 2012 году – 104 тысячи) выступлений на правовую тематику, в том числе направленных на разъяснение законодательства по защите прав детей, из них более 74 тысяч (в 2012 году – 75 тысяч) – в учебных заведениях и 4,7 тысяч (в 2012 году – 4,2 тысяч) – в СМИ.
В целях профилактики правонарушений со стороны несовершеннолетних в летний каникулярный период, а также обеспечения занятости подростков, состоящих на учетах органов внутренних дел, проводится акция «Занятость».
Органами внутренних дел совместно с заинтересованными государственными органами осуществляется комплекс мероприятий, направленных на защиту прав детей, проживающих в неблагополучных семьях.
Так, за 12 месяцев 2013 года на учете органов внутренних дел состоит более 12 тысяч неблагополучных семей, в которых проживают свыше 19 тысяч детей, с которыми проводится профилактическая работа, направленная на оздоровление обстановки и защиту детей от бытового насилия и жестокого обращения в семье.
Совместно с представителями организаций образования проведено около 10 тысяч обследований жилищно-бытовых условий неблагополучных семей.
В результате проведенной работы, в связи с исправлением, снято с учета органов внутренних дел более 6,6 тысяч неблагополучных семей, в которых проживают около 11 тысяч детей.
Вместе с тем в 2013 году лишены родительских прав 734 (в 2012 году – 786) родителя, не выполняющих родительских обязанностей, а также подвергающих опасности своих детей.
За неисполнение обязанностей по воспитанию детей к административной ответственности привлечено свыше 3,9 тысяч родителей или лиц, их заменяющих (статья 111 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях), возбуждено 34 (в 2012 году – 20) уголовных дел по фактам жестокого обращения с детьми со стороны родителей или лиц, исполняющих их обязанности (статья 137 Уголовного кодекса Республики Казахстан).
В целях ранней профилактики правонарушений проводится работа по вовлечению детей и подростков из неблагополучных и малообеспеченных семей в полезный досуг.
Так, в 2013 году было охвачено досугом свыше 700 тысяч несовершеннолетних, из них около 7 тысяч детей, состоящих на учетах в органах внутренних дел, и более 16 тысяч детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.
Наряду с этим, более 6 тысяч несовершеннолетних, состоящих на учетах в органах внутренних дел и воспитывающихся в неблагополучных семьях, посещают дворовые клубы.
Для оказания оперативной помощи в выходе из кризисной ситуации несовершеннолетних, их устройстве, воссоединении ребенка с семьей и дальнейшего сопровождения семьи в республике действуют 18 центров адаптации несовершеннолетних, которые ранее находились в системе органов внутренних дел и именовались центрами временной изоляции, реабилитации и адаптации несовершеннолетних, после передачи в систему образования они переименованы в центры адаптации несовершеннолетних. Данный перевод из одной из правоохранительной системы в систему образования был рекомендован 45 сессией Комитета ООН по правам ребенка в целях гуманизации общества в свете мировых тенденций.
Совместно с акиматами регионов проводятся мероприятия по установке камер видеонаблюдения в учреждениях образования и на прилегающих к ним территориях, а также введению контрольно-пропускного режима с использованием пластиковых карточек.
На сегодняшний день при поддержке местных исполнительных органов камеры видеонаблюдения установлены в 1131 учебном заведении.
В вопросе профилактики правонарушений среди учащихся важную роль играют школьные инспектора полиции, численность которых составляет 1798 единиц. Под их руководством действует 4,2 тысяч добровольных отрядов юных помощников полиции, в которых принимают участие 47 тысяч учащихся школ.
Совместно с представителями организаций образования и родительскими комитетами ими в 2013 году проведено более 20 тысяч рейдовых мероприятий, в рамках которого выявлено 5,4 тысяч (в 2012 году – 5 тысяч) правонарушений, посещены по месту жительства около 16 тысяч подростков, состоящих на внутришкольном учете и более 10 тысяч неблагополучных семей.
Вопросы профилактики насилия были рассмотрены на 11-ом заседании Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Казахстан в декабре 2012 года. Принятые по итогам рекомендации направлены для исполнения и принятия мер в местные исполнительные органы.
В целях профилактики насилия и жестокого обращения с детьми впервые в республике при поддержке международных и неправительственных общественных организаций проведена широкомасштабная общенациональная информационная кампания «Детство без жестокости и насилия», в которой приняли участие свыше 2 млн. детей, более 1 млн. представителей родительской общественности.
В 2013 году совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) проведены 4 конференции и круглый стол совместно с Национальным центром по правам человека с участием международных экспертов по вопросу профилактики насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних.
Кроме того, ЮНИСЕФ совместно с Уполномоченным по правам человека в Республике Казахстан проведено исследование в 4-х регионах Казахстана по вопросу насилия в отношении детей в школах. В 2013 году разработаны методические рекомендации по определению уровня агрессивности детей и проявления актов жестокого обращения и насилия среди несовершеннолетних.
Во все организации образования направлены методические рекомендации о профилактике и предупреждении жестокого насилия в отношении детей. В программы повышения квалификации педагогов, психологов включены темы «Раннее выявление семейного неблагополучия и взаимодействие с семьей», «Пропаганда стойкости в трудных жизненных ситуациях» и др.
В целях информирования общественности об эксплуатации детского труда министерствами образования и науки, труда и социальной защиты населения Республики Казахстан совместно с Общественным объединением «Союз женщин интеллектуального труда» и Международной организацией труда ежегодно с 1 по 12 июня проводится Национальная информационная кампания «12 дней борьбы против эксплуатации детского труда» (далее – НИК).
Ежегодно мероприятиями НИК охвачены свыше 1,2 миллиона несовершеннолетних и более 200 тысяч взрослых.
В республике на системной основе проводится ряд мероприятий, направленных на повышение авторитета института семьи, пропаганду в обществе лучших семейных традиций, признание заслуг семьи в воспитании физически и нравственно здорового поколения.
В организациях образования реализуется пропаганда духовно-нравственных ценностей, основ укрепления брака и семьи.
Кроме того, в городе Астане действует Институт семейного воспитания (далее – Институт), основной задачей которого является повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности работников образования и родителей.
С 2012 года на базе Института по программе курса повышения квалификации и переподготовки кадров по семейному воспитанию прошли обучение 490 педагогов и психологов. Программа учебного курса составляет 835 часов теоретических и практических занятий.
Также Институтом разработаны методические пособия для родителей «Семейное воспитание: как стать хорошим родителем», а также учебный курс по семейному воспитанию для психологов и родителей «Счастливая семья».
Ежегодно более 1000 родителей города Астаны посещают школу педагогического мастерства для повышения педагогической и психологической культуры. С 2013 года в 5-ти регионах республики открыты центры семейного воспитания.
С 2013 года в республике в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 20 января 1998 года № 3827 «О профессиональных и иных праздниках в Республике Казахстан» празднуется День семьи. Государственными и местными исполнительными органами совместно с общественными организациями, занимающимися проблемами семьи и детей, во всех регионах республики на постоянной основе проводятся мероприятия, идеологическое содержание которых направлено на пропаганду положительного имиджа казахстанской семьи.
В рамках мероприятий проводятся научно-практические конференции, встречи, «круглые столы», ток-шоу, массовые семейные праздники, литературно-поэтические вечера, спортивные семейные эстафеты, а также различные фестивали семейного творчества, благотворительные акции для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья и др.
8 сентября 2013 года проведена республиканская акция «Что может быть семьи дороже?» в форме широкомасштабных очных бесплатных консультациий для родительской общественности страны по семейному воспитанию в 500 специально открытых консультационных пунктах. В школах республики традиционно организован конкурс сочинений среди школьников «Спасибо, мама!» при поддержке компании «Проктер энд Гэмбл Казахстан».
Ежегодно с 2010 года в рамках празднования Международного дня семьи во всех регионах республики проводится фестиваль семейного творчества «Мөлдір бұлақтан» (От чистого истока), основной целью которого являются поощрение семей с детьми, укрепление базовых семейных ценностей, повышение престижа казахстанской семьи. В 2013 году участниками фестиваля семейного творчества стали 15 тысяч семей.
Министерством образования и науки Республики Казахстан издается научно-методический журнал «Қазақстан балалары», где наряду с другими вопросами освещаются вопросы возрождения семейных традиций, семейного воспитания, пропагандируются семейные ценности и др.
Кроме того, издаются журналы «Отбасы және балабақша», «Семейное воспитание», «Как стать хорошим родителем», «Справочник классного руководителя» и «Библиотека классного руководителя».
Информационное обеспечение и связь с общественностью играют особую роль в решении вопросов детства, укрепления семейных отношений.
Для этого проводится работа по созданию теле- и радиопрограмм с целью предупреждения социального сиротства, профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних, пропаганды ценности семьи и семейного воспитания.
Вопросы нравственно-духовного развития человека, защиты прав детей, профилактики социального сиротства, реализации воспитательной функции семьи для полноценного развития ребенка на постоянной основе освещаются в СМИ.
Ведется контроль за соблюдением законодательства в области защиты прав детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в государственных и частных учреждениях.
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» в 2013 году осуществлена проверка 165 органов и организаций образования, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по соблюдению прав детей, в том числе проверено 92 объекта по вопросам организации питания, посещаемости школ, подвоза школьников из населенных пунктов, не имеющих школ, а также деятельность центров адаптации несовершеннолетних в девяти регионах (города Астана и Алматы, Алматинская, Акмолинская, Актюбинская, Жамбылская, Карагандинская, Северо-Казахстанская и Мангистауская области).
В ходе проверок были выявлены нарушения, по результатам которых приняты следующие меры: 12 должностных лиц уволены с занимаемой должности, в том числе – 4 руководителя детских домов, 1 временно отстранен от работы, 3 привлечены к административной ответственности, в отношении 72 лиц применены меры дисциплинарного воздействия.
Одним из действенных механизмов защиты прав детей является правовое просвещение детей и их родителей о своих правах.
Для повышения осведомленности детей и подростков о положениях и статьях Конвенции ООН о правах ребенка проводятся республиканские мероприятия: форумы, саммиты, конференции, дебаты и др. Активное участие в проведении мероприятий принимают международные и неправительственные организации и объединения, представители национально-культурных центров, меценаты и др.
В целях предоставления каждому ребенку необходимого объема политико-правовых знаний в школах изучаются предметы «Самопознание» (раздел «Человек и общество») и «Человек. Общество. Право». Также в организациях образования проводятся факультативы, классные часы, внешкольные мероприятия. Действуют школьные агитбригады, которые проводят праворазъяснительную работу среди учащихся.
Ежегодно в республике проводится декада «Мир детства с Конвенцией ООН о правах ребенка», основная цель которого – повышение уровня правовой культуры и осведомленности детей и их родителей об основных положениях Конвенции.
Социологические исследования об информированности детей о положениях Конвенции ООН о правах ребенка, которые охватывают ежегодно более 800 тысяч детей городских и сельских регионов республики показывают, что уровень правового просвещения и осведомленности детей о своих правах повышается. Если в 2010 году он составлял 56 %, то в 2013 году данный показатель составил 81 %.
Серьезное внимание уделяется вопросам повышения осведомленности специалистов, работающих с детьми.
В регионах и на центральном уровне регулярно проводятся обучающие семинары, тренинги с представителями педагогической, родительской общественности, судебных и правоохранительных органов по вопросам защиты прав детей.
На сайте Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан www.bala-kkk.kz и управлений по защите прав детей созданы рубрики, на которых размещается необходимая детям и родителям информация.
Также одним из механизмов защиты прав детей является рассмотрение жалоб и обращений. Дети и их родители знают, куда обращаться в случае нарушения их прав. Действуют 210 телефонов доверия, блоги и сайты.
Активизировано межведомственное взаимодействие в вопросах защиты прав детей. Продолжает работу Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Казахстан, рабочим органом которой является Министерство образования и науки Республики Казахстан.
В 2013 году проведено 12-ое заседание Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Казахстан в режиме видеоконференцсвязи с местными исполнительными органами по вопросам инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями в развитии, обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем.
Действует Совет неправительственных организаций, созданный при Комитете по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан, в состав которого вошли 37 представителей неправительственных организаций.
В апреле 2013 года в городе Павлодаре проведено IV расширенное заседание Cовета на тему «Консолидация усилий НПО и государственных органов в профилактике социального сиротства».
В рамках совместного проекта Детского фонда ООН «ЮНИСЕФ» «Город, дружественный к ребенку» были подписаны меморандумы о сотрудничестве между Комитетом по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан и 20-ю акиматами.
В результате в городах Республики Казахстан, реализующих международную инициативу, внедряются проекты: «Дворовый клуб – движение в интересах детей», клуб для родителей «Счастливая семья» (город Астана), «Поликлиники, дружественные к ребенку», «Библиотеки, дружелюбные к детям» (город Балхаш Карагандинской области), действуют «Советы отцов» (город Сатпаев Карагандинской области), Центр поддержки семьи и детства и Центр проблемной семьи (город Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области), созданы детские маслихаты (города Павлодар, Аксу, Экибастуз, Балхаш, Кызылорда и Усть-Каменогорск).