Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 10.12.2018 № 818 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с пунктом 2 статьи 184 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года "О государственном имуществе" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития акционерного общества "Национальная компания "Социально-предпринимательская корпорация "Тараз" на 2014 – 2023 годы.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр | |
Республики Казахстан | К. Масимов |
Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 июля 2014 года № 820 |
Стратегия развития
акционерного общества "Национальная компания
"Социально-предпринимательская корпорация "Тараз"
на 2014 – 2023 годы
Стратегия развития акционерного общества "Национальная компания "Социально-предпринимательская корпорация "Тараз" (далее – СПК) на 2014 – 2023 годы (далее – Стратегия) разработана в соответствии с Правилами разработки, утверждения стратегий развития и планов развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, акционером которых является государство, а также мониторинга и оценки их реализации, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2011 года № 1236 и Концепцией развития социально-предпринимательских корпораций, одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2012 года № 1382.
Социально-предпринимательская корпорация – это социально-ориентированная бизнес-структура, призванная содействовать обеспечению устойчивого развития и диверсификации экономики региона путем создания роста стоимости развиваемых компаний и поддержки частного сектора путем объединения возможностей государства и частного бизнеса.
Особенностью социально-предпринимательских корпораций является направление ресурсов государства и частного капитала на формирование предпринимательской среды и стимулирование конкуренции в непривлекательном на данном этапе бизнесе. Также социально-предпринимательские корпорации выступают своего рода региональными институтами развития, способствующими усилению кооперации и обеспечению конкурентоспособности региона.
Таким образом, социально-предпринимательская корпорация – это:
1) источник доступного финансирования инновационных и инвестиционных проектов;
2) гарантия качества экспертизы для инвесторов при участии социально-предпринимательской корпорации в реализации инвестиционных проектов;
3) участие социально-предпринимательских корпораций в инвестиционных проектах, которое является гарантией получения государственных поддержек.
Принципами создания и внедрения стратегии развития СПК являются:
1) стратегия развития, которая не содержит противоречивых целей и программ;
2) согласованность – стратегия развития, которая предусматривает адаптивную реакцию на внешнюю среду и происходящие в ней изменения;
3) преимущество – стратегия развития, которая обеспечивает возможности для творчества и поддержки конкурентного преимущества в избранной сфере деятельности;
4) осуществляемость – стратегия развития, которая не предусматривает чрезмерных расходов имеющихся ресурсов и не ведет к возникновению неразрешимых проблем.
Стратегия носит концептуальный характер и не включает в себя описание организационных мероприятий и документальных процедур, которые будут выработаны после согласования и утверждения Стратегии.
Стратегия является основой для разработки последующих программных документов, среднесрочных планов развития, прогнозных финансовых моделей, а также бюджета СПК.
Настоящая Стратегия определяет миссию, видение, стратегические направления, цели, задачи, мероприятия, механизмы их реализации и показатели результатов деятельности на ближайшие 10 лет и разработана с учетом основных направлений:
1) Послания Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года "Стратегия "Казахстан–2050" – новый политический курс состоявшегося государства";
2) Указа Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2007 года № 310 "О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года";
3) Указа Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 "О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года";
4) Указа Президента Республики Казахстан от 4 июня 2013 года № 579 "Об утверждении Концепции инновационного развития Республики Казахстан до 2020 года";
5) Указа Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 года № 827 "О Системе государственного планирования в Республике Казахстан";
6) Указа Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года № 931 "О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан";
7) Указа Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958 "О Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан";
8) постановления Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2012 года № 1382 "Об одобрении Концепции развития социально-предпринимательских корпораций" (далее – Концепция развития);
9) постановления Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2010 года № 1308 "Об утверждении Программы по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы";
10) постановления Правительства Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 301 "Об утверждении Программы "Дорожная карта бизнеса 2020";
11) постановления Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2011 года № 254 "Об утверждении Программы "Производительность – 2020";
12) постановления Правительства Республики Казахстан от 30 октября 2010 года № 1145 "Об утверждении Программы по привлечению инвестиций, развитию специальных экономических зон и стимулированию экспорта в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы".
1. Анализ текущего состояния
Анализ внешней среды
СПК осуществляет свою деятельность на территории Жамбылской области Республики Казахстан.
Общая территория Жамбылской области составляет 144,3 тысяч км2, что составляет 5,3 % территории республики.
Население на 1 января 2013 года составляет 1085 тысяч человек, сельское население составляет около 61 %.
Состояние социально-экономического развития региона характеризуется положительной динамикой развития.
Объем валового регионального продукта Жамбылской области по статистическим данным в 2013 году в реальном выражении вырос на 14,2 % по сравнению с 2012 годом, а по сравнению с 2011 годом вырос на 40,15 % (приложение 2 к настоящей Стратегии).
Доля валового регионального продукта (далее – ВРП) Жамбылской области в структуре валового внутреннего продукта (далее – ВВП) РК в 2013 году осталась на уровне 2012 года и составила 2,6 % (приложение 2 к настоящей Стратегии).
Численность занятых в экономике в 2013 году увеличилась до 94,8 %. Уровень безработицы снизился с 5,4 % в 2012 году до 5,2 % в 2013 году (приложение 2 к настоящей Стратегии).
Несмотря на то, что среднемесячная заработная плата по Жамбылской области ежегодно увеличивается, ее уровень все еще отстает от среднемесячной заработной платы по Республике Казахстан в целом. За период 2010 – 2013 годов среднемесячная заработная плата по области выросла с 51,3 тыс. тенге до 75,8 тыс. тенге (приложение 2 к настоящей Стратегии).
Промышленность
Доля промышленного производства области в республиканском объеме в 2009 году составила 1,3 %, 2010 году – 1,0 %, 2011 году – 1,2 %, 2012 году – 1,2 % и в 2013 году – 1,3 % (приложение 2 к настоящей Стратегии).
Благодаря наличию минерально-сырьевых ресурсов в области развиваются горнодобывающая промышленность, химическая промышленность, металлургическая промышленность, электроэнергетическая отрасль, осуществляются разработка карьеров, производство продуктов питания и прочей неметаллической минеральной продукции.
За 2013 год промышленными предприятиями области произведено продукции на сумму 237,8 млрд. тенге, уровень индекса физического объема составил 107,7 %, в том числе:
1) в горнодобывающей промышленности – 17,59 млрд. тенге (115,4 %);
2) в обрабатывающей промышленности – 179.42 млрд. тенге (107,3 %).
Положительные темпы в горнодобывающей промышленности обеспечены увеличением добычи песка природного в 2,3 раза сырья фосфатного дробленого на 13,4 %, раза, щебня и камня дробленого – на 48,5 %, добычи металлических руд – на 145,5 %.
Достигнут рост объемов производства в обрабатывающей промышленности, как производство продуктов нефтепереработки в – 65,2 %, производство прочей неметаллической минеральной продукции – на 11,2 %, производство и распределение газообразного топлива на 81,3 %.
Положительные темпы в горнодобывающей промышленности обеспечены увеличением добычи руды и медных концентратов в 1,7 раза, газового конденсата – на 2,3 %, сырья фосфатного дробленого - на 13,4 %, известняка и гипса – на 12,6 %, природных песков – в 2,3 раза.
В сравнении с аналогичным периодом 2012 года снижена добыча природного газа на 0,2 %, сырья фосфатного тонкого помола – на 23,9 %, щебня – на 15,7 %.
Достигнут рост объемов производства в обрабатывающей промышленности, как производство продуктов нефтепереработки в – 65,2 %, производство прочей неметаллической минеральной продукции – на 11,2 %, производство и распределение газообразного топлива на 81,3 %. Доля обрабатывающей промышленности в общем объеме промышленности области составила 75,4 %.
Объем производства продуктов питания составил 50 158,2 млн. тенге, индекс физического объема (далее – ИФО) – 141,9 %. Доля отрасли в обрабатывающей промышленности – 28,0 %.
В отрасли увеличено производство сыра и творога – на 6,5 %, муки – на 38,9 %. Сахарными заводами области произведено 273,1 тыс. тонн сахара или в 2,0 раза больше, чем за 2012 год.
Легкая промышленность
В 2013 году объем легкой промышленности составил 1 468,1 млн. тенге или 74,6 % к уровню 2012 года. Доля отрасли в обрабатывающей промышленности – 0,8 %.
В отрасли снижено производство текстильных изделий на 24,1 %; кожаной продукции – на 35,4 %. Причина спада выпуска продукции легкой промышленности – снижение спроса на готовую продукцию.
Химия
В 2013 году объем производства химических продуктов составил 54 352,3 млн. тенге или 98,2 % к аналогичному периоду 2012 года. Доля отрасли в обрабатывающей промышленности – 30,3 %.
В связи со снижением спроса на продукцию уменьшен выпуск фосфорной кислоты на 13,3 %, триполифосфата натрия – на 12,8 %. Вместе с тем, увеличен выпуск желтого фосфора на 3,7 %, азотных удобрений на 4,3 %, фосфорных удобрений на 1,3 %.
Объем производства продуктов нефтепереработки составил 16 956,4 млн. тенге или 123,7 % к уровню 2012 года. Доля отрасли в обрабатывающей промышленности – 9,5 %.
Предприятиями отрасли выпущено 314,3 тыс. тонн нефтепродуктов (мазут, дизтопливо, дистилляты) или на 26,2 тыс. тонн больше, чем за соответствующий период прошлого года. Главный производитель нефтепродуктов в области – Таразский филиал товарищества с ограниченной ответственностью "Амангельдинский газоперерабатывающий завод".
Производство строительных материалов
Объем производства прочей неметаллической минеральной продукции за отчетный период составил 24 484,3 млн. тенге или 108,9 % к уровню 2012 года. Доля отрасли в обрабатывающей промышленности – 13,6 %.
В отрасли увеличен выпуск портландцемента на 3,6 %, товарного бетона – в 2,5 раза, плит и кирпичей – на 6,7 %, конструкций строительных сборных из бетона – на 12,1 %. Вместе с тем, не достигло уровня 2012 года производство гипса (ИФО 92,4 %), стеклотары (53,7 %), камня обработанного для памятников (96,4 %).
Металлургическая промышленность
В 2013 году упало производство продукции металлургической промышленности, объем которого за отчетный период составил 10 634,7 млн. тенге, ИФО – 58,8 %. Доля отрасли в обрабатывающей промышленности – 5,9 %.
Отставание обусловлено снижением в следующих подотраслях:
1) черная металлургия (ИФО 28,1 %);
2) производство благородных и цветных металлов (ИФО 90,4 %).
Вместе с тем, в области набирает темпы литейное производство. Так, в апреле 2013 года запущен новый литейный цех по выпуску нелегированной стали в акционерном обществе "Запчасть", что позволило увеличить объем литейной продукции на 31,9 %.
Машиностроение
Объем производства продукции машиностроения составил 10 756,4 млн. тенге или 108,2 % к уровню 2012 года. Доля отрасли в обрабатывающей промышленности – 6,0 %.
Основные производители продукции отрасли – филиалы товарищества с ограниченной ответственностью "Камкор Локомотив": Шуский локомотиворемонтный завод и Таразское локомотиворемонтное депо. В Шуском локомотиворемонтном заводе запущен цех по сборке маневровых тепловозов. На 1 января 2014 года собрано 18 тепловозов на сумму 3,1 млрд. тенге.
Основными проблемами промышленности являются низкий внутренний спрос на фосфорные удобрения и высокая доля импорта в потреблении, а также высокие тарифы на товары и услуги естественных монополий, в том числе наблюдаются проблемы, как отсутствие кокса кальцинированной соды, так и дефицита инфраструктурных объектов.
Недропользование
Жамбылская область по разнообразию полезных ископаемых, открытых в ее недрах, занимает одно из ведущих мест. Область располагает разнообразными полезными ископаемыми, важнейшими из которых являются благородные металлы – золото, цветные металлы, медь, свинец и цинк, фосфориты, плавиковый шпат, бариты, уголь и минеральные соли. Разведаны огромные запасы строительных материалов.
На территории области сосредоточены 71,9 % балансовых запасов фосфоритов республики, 68 % плавикового шпата, 8,8 % золота, меди, 0,7 % урана. Выявлено 40 месторождений подземных вод с утвержденными эксплуатационными запасами 4520,94 тыс. м3/сут.
На территории области в северном борту Чуйской впадины расположен Чуйский угленосный бассейн, прогнозные ресурсы бассейна по категории в 4,3 млрд. тонн.
В области выявлены месторождения азотно-гелиевых газов. В 2013 году в области было добыто 317 млн. кубических метров газа.
Месторождения с промышленными запасами золота, разведуемые и эксплуатируемые в настоящее время, находятся в северо-восточной части области. В 2013 году было добыто 1 178,16 кг золота.
Основу минерально-сырьевого потенциала цветных металлов области составляют разведанные месторождения меди, свинца и цинка.
Так, в 2013 году была произведена добыча меди – 646,4 тыс. тонн, полиметаллов (свинец, цинк, серебро, кадмий) – 146,5 тыс. тонн и фосфоритов – 1 728 тыс. тонн.
По запасам плавикового шпата область занимает одно из ведущих мест в мире.
Промышленный интерес представляют озера Айнакен, Батпакен, Буралкенынтузы, Жабар, Камкалыколь, Каракыр, Майдагенколь, Тузколь и другие. Из них разведано два месторождения поваренной соли: Майдегенколь и Тузколь, которые учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых.
Месторождения строительных материалов в области многочисленны и многообразны. Наиболее крупными месторождениями облицовочных камней являются Жельтауское месторождение гранитов, Курдайское месторождение, Майкульское месторождение амазонитовых гранитов и Тешиктасское месторождение цветного мрамора.
На территории разведано два месторождения известняков, пригодных для производства портландцемента.
В области к промышленному освоению для силикатных изделий подготовлено одно месторождение – Ассинское месторождение эоловых песков.
Задача сегодняшнего дня заключается в дальнейшем улучшении рационального и эффективного использования недр области для увеличения производства и реализации минерального сырья с целью обеспечения экономического роста и благосостояния жителей области.
В соответствии с Концепцией развития, а также в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 Указа Президента Республики Казахстан от 20 апреля 2007 года № 320 "О мерах по созданию и обеспечению деятельности социально-предпринимательских корпораций "Ертіс", "Оңтүстік" и "Жетісу" на СПК возложены задачи по реализации проектов в сфере недропользования.
1 ноября 2013 года в Министерстве индустрии и новых технологий состоялись прямые переговоры, на которых было рассмотрено 13 проектов СПК, в том числе 9 проектов, направленных в 2012 году.
Стоит отметить, что СПК, в целях привлечения инвесторов в проекты в сфере недропользования на территории Жамбылской области, разработало и разместило на Интернет-ресурсе СПК карту минерально-сырьевого потенциала твердых полезных ископаемых Жамбылской области масштаба 1:500000 (http://spktaraz.kz/rus/subsoil/mineral-potential.php).
Преимущество вышеуказанной карты заключается в том, что на ней будет отражен прогноз перспективных участков, а не месторасположение уже известных лицензионных объектов и площадей твердых полезных ископаемых.
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство – ключевая отрасль Жамбылской области, обеспечивающая население важнейшими продуктами питания. Область имеет благоприятные климатические условия для выращивания зерновых, кормовых, овощебахчевых культур и сахарной свеклы, а также использования пастбищ как круглогодовой кормовой базы.
В агропромышленном комплексе занято около 31 % трудоспособного населения области. Доля сельского хозяйства в ВРП области в 2010 году 9,8 %, в 2011 году составила 9,5 %, в 2012 году составляет 8,4 %, в 2013 году – 12 %.
Ежегодно отмечается рост производства сельскохозяйственной продукции, который в 2010 году составлял с 68,5 млрд. тенге в 2011 году 89,4 млрд. тенге, 2012 году 94,4 млрд. тенге, а в 2013 году составил 122,8 млрд. тенге (приложение 2 к Стратегии).
В структуре валовой продукции сельского хозяйства в 2013 году доля растениеводство составляет – 46,7 %, животноводство – 53,3 %.
В 2012 году по области посевная площадь сельскохозяйственных культур составила 543 тыс. га, по сравнению с 2012 годом увеличены посевы на 15,5 тыс. гектаров, или на 2,9 %.
За 2013 год, несмотря на засуху, зерновые колосовые убраны на площади 237.3 тыс. гектаров, что на 13,3 % больше чем в 2012 году. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в весе после доработки увеличился по сравнению с уровнем 2012 года на 22 % и составил 480 тыс. тонн. Урожайность составила 20,2 ц/га против 11 ц/га в 2012 году. В отчетном году на 23 тысячах гектаров внедрена нулевая и минимальная технология, на 2881 гектарах – капельное орошение и дождевание.
В животноводстве объем продукции составил в 2013 году 65,3 млрд. тенге.
Ежегодно увеличивается объем государственной поддержки. На поддержку агропромышленного комплекса в 2013 году было выделено и освоено 5,8 млрд. тенге, из них республиканского бюджета – 4,1 млрд. тенге, областного бюджета – 1,7 млрд. тенге, в том числе 2,7 млрд. тенге субсидий.
Доминирование личных подсобных хозяйств в структуре агропромышленного комплекса тормозит развитие отрасли, низкое качество сырья (в связи с преобладанием крестьянского забоя, несоблюдением норм санитарного контроля и слабой кормовой базой), а также слабая технологическая оснащенность перерабатывающих производств влияет на качество продукции. Мелкотоварность сельскохозяйственного производства не позволяет проводить крупномасштабную селекционно-племенную работу, соблюдать научно-обоснованный севооборот, широко использовать современные технологии, механизацию и автоматизацию процессов производства.
Кроме того, благоприятные природно-климатические условия для выращивания овощей не могут быть полностью реализованы в силу отсутствия инфраструктуры по заготовке, хранению и первичной переработке животноводческого сырья и хранению овощей.
В целях стабилизации цен на продовольственные товары, Правительством Республики Казахстан был принят пакет мер, предусматривающих регулирование цен на продовольственном рынке по основным видам товаров. В регионах, в том числе в Жамбылской области, созданы стабилизационные фонды продовольственных товаров.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 октября 2012 года № 1280 утверждены Правила формирования и использования региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров.
Постановлением акимата области от 25 октября 2012 года № 304, которое было утверждено решением областного маслихата № 8-3 от 12 ноября 2012 года, была создана комиссия по своевременному и качественному формированию и использованию регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров (далее – стабфонд).
Согласно договору о закупе услуг № 53 от 10 декабря 2012 года для исполнения обязательств по договору по формированию и использованию Стабфонда, заключенному между СПК и товариществом с ограниченной ответственностью "Торгово-закупочная компания "Тараз", товарищество с ограниченной ответственностью "Торгово-закупочная компания "Тараз" обязуется оказать СПК услуги по формированию и использованию Стабфонда на сумму 612 миллион тенге в течение 3-х лет.
По состоянию на 19 декабря 2013 года из вышеуказанных средств было закуплено в Стабфонд социально значимых продовольственных товаров на сумму 260 миллиона 488 тыс. тенге. Из них реализовано товаров на сумму 138 миллиона 240 тысяч тенге.
Для реализации социально значимых продовольственных товаров в городе Тараз созданы и функционируют коммунальный рынок и 10 торговых павильонов, в которых эти товары реализуются по ценам на 10 – 15 % ниже рыночных.
Реализация товаров также осуществляется через торговые сети магазинов, с которыми предварительно были заключены договоры о реализации товаров с оговоренной торговой надбавкой. На коммунальном рынке каждую субботу и воскресенье проводятся ярмарки-распродажи продовольственных товаров.
Инновационная деятельность
Основной задачей политики в области инновационного развития являются формирование и развитие ключевых элементов инновационной системы: научного потенциала, инновационной инфраструктуры, финансовой инфраструктуры, инновационного предпринимательства, увеличение удельного веса возобновляемых источников энергии (альтернативной энергетики и энергоэффективные технологии) в энергетическом балансе области.
По итогам 2012 года было проведено статистическое наблюдение инновационной деятельности в 657 предприятиях области. За отчетный период 28 хозяйствующих субъектов имели завершенные технологические инновации (в 2011 году – 20 предприятий).
В 2012 году объем инновационной продукции по сравнению с 2011 годом увеличился на 70,5 % и составил 19181,2 млн. тенге, услуг инновационного характера оказано на 841,3 млн. тенге.
Основными видами инновационной деятельности предприятий, имеющих завершенные инновации, являются: внедрение новых технологий, оборудования, материалов – 68 %, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов и на приобретение новых технологий – 14 %, научно-исследовательская деятельность – 12 %.
В 2012 году общие затраты на технологические инновации составили 18853,8 млн. тенге (в 2011 году – 11444,4 млн. тенге). Основная доля в инвестировании инновационных проектов приходится на собственные средства предприятий – 57,4 %, республиканский бюджет – 4,7 %, местный бюджет – 0,2 %.
Наибольшее количество предприятий, имеющих завершенные технологические инновации, действующих в городе Тараз (65,4 %), Кордайском районе (8,2 %), Шуйском районе (5,2 %).
В 2012 году 26 предприятий занимались созданием новейших технологий и разработкой новых видов продукции, в том числе 4 государственной собственности, 20 – частной собственности и 2 – собственности других государств.
Основными проблемами инновационной деятельности в области являются: низкая инновационная активность предприятий и отсутствие спроса на инновации, недостаточное развитие инновационной среды и инфраструктуры, низкий объем инновационной продукции и оказания инновационных услуг.
Инвестиционный потенциал области
Большинство регионов Республики Казахстан существенно опережают область по показателю привлеченных инвестиций в основной капитал. Объем инвестиций в основной капитал в 2013 году составил 248,5 млрд. тенге, что на 55,7 % больше, чем в 2012 году (приложение 2 к настоящей Стратегии).
Объем бюджетных инвестиций составил 45,6 млрд. тенге или на 8 % меньше уровня прошлого года. Удельный вес бюджетных вложений в общем объеме инвестиций составляет 18,4 %.
Благодаря увеличению привлекаемых средств на строительство автодороги Западная Европа – Западный Китай объемы заемных инвестиций возросли почти втрое и составили 161,2 млрд. тенге с долей в общем объеме инвестиций 64,8 %. В общем объеме инвестиций 15,9 % составляют собственные средства хозяйствующих субъектов и населения. По сравнению с 2012 годом этот показатель уменьшился на 17,7 % и составил 39,5 млрд. тенге.
По отчету за 2013 год объем привлеченных инвестиций на душу населения составил 229 тыс. тенге.
В 2013 году в промышленный сектор Жамбылской области привлечено около 150 млрд. тенге инвестиций, в том числе в основной капитал на обновление новых и созданных производственных фондов более 50 млрд. тенге.
В рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы (далее – ГПФИИР) в Жамбылской области реализуется 41 инвестиционный проект на общую сумму 597 млрд. тенге. Реализация указанных проектов предполагает создание порядка 7,9 тыс. рабочих мест на период строительства и около 8,2 тыс. рабочих мест на период эксплуатации.
В области из 41 проекта введено в эксплуатацию 27 проектов на сумму 100,5 млрд. тенге, где создано 3964 рабочих мест.
В 2014 году планируется реализация 7 инвестиционных проектов на общую сумму 25,4 млрд. тенге, где планируется создать 1 147 новых рабочих мест.
Также в 2015 – 2018 годах планируется реализация 7 инвестиционных проектов на общую сумму 471,3 млрд. тенге, где планируется создать 3112 новых рабочих мест.
Малое и среднее предпринимательство
Малое и среднее предпринимательство в регионе оценивается, как сложившаяся экономическая сфера. Малый и средний бизнес обеспечивает значительный процент занятости населения, формирование широкого профиля товаров и услуг, существенную долю налоговых поступлений в бюджет. Показатели развития малого и среднего предпринимательства области имеют поступательную динамику, что свидетельствует о положительных тенденциях в развитии данного сектора экономики. Число активных субъектов малого и среднего предпринимательства, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей с каждым годом увеличивается (приложение 2 к настоящей Стратегии).
Одной из действенных мер государственной поддержки предпринимательства является кредитование субъектов малого предпринимательства. Кредитование деятельности субъектов малого бизнеса осуществляется за счет средств местных, республиканских бюджетов и областных филиалов банков второго уровня.
Для поддержки сельских товаропроизводителей по области создано и функционирует 10 сельских кредитных товариществ во всех районах области, которыми в 2012 году профинансированы проекты на сумму 577,2 млн. тенге.
Основной проблемой развития малого и среднего предпринимательства являются нехватка денежных средств, дороговизна и недоступность банковских кредитов, слабое развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, низкий уровень подготовки предпринимателей – незнание и отсутствие навыков бизнес-планирования, управления, маркетинга, бухгалтерского учета и других знаний.
Согласно Указу Президента Республики Казахстан от 30 января 2012 года № 261 "О мерах реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 27 января 2012 года": "Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана", постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2012 года № 683 была утверждена программа "Развитие моногородов на 2012 – 2020 годы" (далее – Программа развитие моногородов).
Второе направление данной программы предусматривает выдачу микрокредитов. Микрокредитование лиц, проживающих в моногородах, осуществляется по принципам и механизмам программы "Занятость – 2020" (далее – Программа занятость), утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 316.
В рамках второго направления Программы развитие моногородов, СПК в 2013 году осуществило отбор микрофинансовых организаций для последующего кредитования. Победителем тендера было определено товарищество с ограниченной ответственностью "Мерке-Финанс-Кредит".
Как результат, товарищество с ограниченной ответственностью "Мерке-Финанс-Кредит" предоставило заемщикам в городе Каратау кредиты на общую сумму 70 000 000,00 (семьдесят миллионов) тенге и в городе Жанатас - на общую сумму 50 000 000,00 (пятьдесят миллионов) тенге.
На сегодняшний день СПК освоены все средства, выделенные на 2013 год, для реализации Программы развития моногородов по второму направлению.
Туризм
Анализ развития туризма в Казахстане показывает, что республика остается недостаточно привлекательной для зарубежных туристов, в связи с чем число туристов, приезжающих в страну, значительно отстает от докризисных показателей.
Развитие туристской отрасли в Жамбылской области осуществляется в соответствии с Концепцией развития туристической отрасли Республики Казахстан до 2020 года.
Область включена в Государственную программу "Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюрко-язычных государств, создание инфраструктуры туризма" и имеет большие возможности для развития туризма как внутреннего, так и международного. Через область проходил участок Великого Шелкового пути (Сайрам – Тараз – Акшолак – станция Акыр-тобе – Кулан –Мерке – Шу – Аспара – Кордай), по пути которого расположены интереснейшие памятники истории и культуры.
Согласно данным Дирекции по охране и восстановлению историко-культурных памятников управления культуры акимата Жамбылской области по состоянию на 2013 год на государственном учете состоит 2117 памятников, историко-культурных памятников – 713. В области функционируют 25 туристских фирм, занимающихся внешним и внутренним туризмом.
Основными проблемами развития туризма являются недостаточное развитие туристской и транспортной инфраструктуры. Материальная база многих объектов размещения, включая гостиницы, дома и базы отдыха, а также санаторно-курортные учреждения, характеризуется высокой степенью морального и физического износа. Невысокий уровень сервиса и труднодоступность знаковых исторических мест на Жамбылском отрезке Великого Шелкового пути не привлекают как казахстанских, так и иностранных туристов. Учитывая, что развитие туризма напрямую связано с состоянием транспортной инфраструктуры, существенной проблемой становятся ограниченность географии пассажирских авиа и железнодорожных перевозок, отсутствие гибкой системы льгот и скидок на проездные билеты всех видов транспорта для групповых поездок туристов, как для внутренних, так и для въезжающих туристов. Вместе с тем, одной из основных проблем, препятствующих развитию туризма, являются отсутствие квалифицированных специалистов в обслуживающей сфере, слабый уровень подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также отсутствие научной базы туризма.
СПК в рамках своей компетенции будет способствовать развитию туризма в Жамбылской области.
Прогноз экономического развития области
Основной целью развития региона является создание динамично развивающейся, сбалансированной, диверсифицированной и конкурентоспособной экономики, обеспечивающей высокий уровень благосостояния, а также высокие стандарты качества жизни населения, социального обслуживания, образования, здравоохранения, культуры, спорта, жизнеобеспечивающей инфраструктуры.
Деятельность СПК направлена на повышение уровня экономики, жизни населения области, дальнейшее развитие промышленного комплекса, АПК, индустриально-инновационного развития, а также промышленного производства путем:
1) наращивания объемов производства продукции обрабатывающей промышленности с высокой производительностью и конкурентоспособностью выпускаемой продукции, достигаемой путем диверсификации производства, расширения инвестиционной деятельности в несырьевые секторы экономики при участии институтов развития, а также внедрения международных стандартов качества;
2) развития сотрудничества с межрегиональными, международными и приграничными иностранными государствами, содействия по созданию благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса региона;
3) содействия по созданию Research&Development центров, казахстанских инжиниринговых и проектных компаний, вовлечения иностранных университетов для организации совместной работы, участия в программе энергоэффективности и снижения энергоемкости производств, а также реализации других совместных инициатив.
Для восстановления высоких темпов прироста инвестиций в область, позволяющих удовлетворить потребности реального сектора экономики и создать условия для расширенного воспроизводства, СПК активно ведет работу по поиску альтернативных вариантов финансирования инвестиционной деятельности, проведению мероприятий для привлечения отечественных и зарубежных инвесторов.
Влияние факторов внешней среды
Ставшая актуальной в последние годы задача минимизации воздействия различных факторов внешней среды на деятельность предприятий для своего решения требует выявления и систематизации основных факторов, оказывающих влияние на их работу. Только на этой основе возможна выработка мер по преодолению негативных последствий, которые могут возникнуть в результате влияния факторов внешней среды.
Как показали исследования причин возникновения экономических кризисов, выделить одну, главную из них, не представляется возможным. Экономические кризисы возникают из множества обстоятельств, как внутреннего, так и внешнего характера. Наиболее полная совокупность таких причин представляется следующим образом. К числу внешних факторов можно отнести: правовые, политические, хозяйственные, экологические и демографические факторы.
Политические и правовые факторы
Стабильные внутриполитические условия, а также отсутствие внешних угроз и демонстрация многовекторности международных отношений Республики Казахстан способствуют успешному и динамичному развитию экономики области.
В своей деятельности СПК руководствуется правовыми нормами Гражданского кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года и Налогового кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года, Законом Республики Казахстан от 13 мая 2003 года "Об акционерных обществах", что обеспечивает правовую основу в деятельности.
Вместе с тем, на отрицательную деятельность СПК могут повлиять участие в реализации отдельных правительственных инициатив (по вопросам микрокредитования, обеспечения жильем, продовольственной безопасности и других мероприятий), финансовые издержки и неадекватные риски, недостаточная капитализация СПК (необходимость передачи коммерчески ориентированных предприятий, находящихся в коммунальной собственности; выделения акиматами земельных участков, обеспеченных инфраструктурными сетями для реализации инвестиционных проектов).
Хозяйственные факторы
В соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года планируется постепенное увеличение темпов роста ВВП и инвестиций в национальную экономику, что позволит проводить активную инвестиционную политику, способствующую развитию приоритетных секторов экономики.
Последовательные экономические преобразования позволяют надеяться на постепенное восстановление экономики Казахстана и области, в частности, со всеми вытекающими последствиями, которые будут оказывать положительное влияние на деятельность СПК, в случае отсутствия непредвиденных неблагоприятных событий на мировом финансовом рынке.
Экологические факторы
Суровые климатические условия могут повлиять на снижение эффективности деятельности СПК. В частности, в сфере АПК увеличивается вероятность неурожая, падежа поголовья в сфере животноводства. Данные обстоятельства могут серьезно повлиять и на социально-экономическое развитие в области.
Демографические факторы
В регионе отмечается общий прирост населения. Таким образом, для удовлетворения их потребности требуется увеличение производства продовольствия и развитие жизнеобеспечивающей инфраструктуры. Вследствие этого возникает необходимость в поиске инвестиционных средств. В этой связи, СПК ведет свою постоянную деятельность для решения задач государства по развитию экономического потенциала и социально-экономической сферы в области.
Технологические факторы
К основным технологическим факторам относятся тенденция развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и затраты на них из разных источников, существующая система защиты интеллектуальной собственности, государственная политика в области научно-технического прогресса, появление новых технологий, новые продукты (скорость обновления, источники идей), новые патенты.
Отрицательное влияние технологических факторов на деятельность СПК может быть выражено в снижении темпов развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, что вызовет снижение уровня качества продукции, невозможности обеспечения возросших потребностей рынка и как следствие снижение эффективности деятельности СПК.
Своевременное обеспечение учета данных факторов в деятельности СПК позволят развить и сохранить имеющиеся конкурентные преимущества экономики региона.
Анализ внутренней среды
Образование СПК в Жамбылской области
В Послании народу Казахстана "Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира" от 1 марта 2006 года Президентом Республики Казахстан впервые озвучена идея создания социально-предпринимательских корпораций.
Постановлением Правительства от 31 марта 2010 года № 266 "О вопросах социально-предпринимательских корпораций" государственные пакеты акций акционерного общества "Национальная компания "Социально-предпринимательская корпорация "Оңтүстік" были переданы равными долями по 33,3 % в коммунальную собственность Южно-Казахстанской, Кызылординской и Жамбылской областей.
Акиматом Жамбылской области было принято решение о создании СПК.
Деятельность СПК направлена на содействие индустриально-инновационному развитию области, осуществление инвестиционной деятельности и управление принадлежащими ему на праве собственности пакетами акций (долями участия) дочерних и зависимых организаций путем выработки практических рекомендаций для принятия решений по вопросам индустриальной политики, а также повышение уровня и качества жизни населения Жамбылской области.
Для достижения своей цели перед СПК поставлены следующие задачи:
1) создание новых и модернизация существующих конкурентоспособных производств в приоритетных секторах экономики региона;
2) обеспечение вовлечения государственных активов в деловой оборот, оздоровление проблемных активов и развитие на их базе конкурентоспособных производств;
3) оказание нефинансовой поддержки бизнеса в рамках деятельности СПК;
4) расширение сотрудничества с государственными институтами развития для реализации бизнес-проектов;
5) развитие коммуникаций и обмена навыками между портфельными компаниями;
6) привлечение в регионы отечественных и зарубежных инвесторов для реализации перспективных проектов, в том числе на принципах государственно-частного партнерства;
7) оказание инвесторам содействия в реализации проектов через долевое финансирование, участие активами, а также получении финансирования в рамках государственных и отраслевых программ.
В целом, новый этап в развитии СПК связан с участием в реализации планов по активизации развития малого и среднего бизнеса в республике.
Согласно ГПФИИР главным предметом современной государственной индустриально-инновационной политики является обеспечение прогрессивных структурных сдвигов, направленных на повышение в структуре экономики страны доли обрабатывающих производств с более высокой добавленной стоимостью.
Соответственно, в стратегической перспективе деятельность СПК будет ориентирована на реализацию следующих приоритетных направлений ГПФИИР:
1) развитие традиционных экспортных секторов с диверсификацией продуктов и продолжением технологической цепочки до их глубокой переработки;
2) развитие инновационных производств, продукции с высокой добавленной стоимостью и высоким уровнем производительности труда.
Кадровая политика
Кадровая политика тесно связана с основными задачами СПК.
Действующий штатный персонал сформирован из высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт успешной работы в различных государственных и корпоративных структурах.
Приоритетными направлениями реализации кадровой политики СПК являются:
1) выработка общей концепции управления персоналом СПК и дочерними компаниями;
2) разработка внутренних документов, регулирующих деятельность в области управления человеческими ресурсами;
3) формирование концепции оплаты труда, материального и морального стимулирования;
4) обучение, переобучение и повышение квалификации персонала.
В 2015 году СПК намерено повысить профессиональный кадровый ресурс для реализации поставленных задач. Вместе с тем, СПК предусматривает возможность по привлечению квалифицированных специалистов с опытом работы в крупных СПК, в том числе выпускников программы "Болашак".
В связи с дефицитом высокопрофессиональных кадров в дочерних компаниях, СПК планирует на постоянной основе проводить работу по осуществлению комплексного обучения управленческих кадров, улучшению планов по карьерному росту для работников ДЗО, который будет содержать четкую картину карьерных ожиданий, определению приоритетных направлений развития работника и повышению мотивации.
Оценка результативности руководителей и работников будет напрямую зависеть от выполнения конкретных целей и достигнутых результатов, что должно подтверждаться ключевыми показателями эффективности деятельности руководителей и работников.
В рамках данного направления на постоянной основе будет проводиться работа по привлечению и удержанию высококвалифицированных работников, а также повышению уровня знаний и навыков работников.
Корпоративное управление
Корпоративное управление – это система, которая подразумевает честное, открытое и справедливое управление.
Эффективное корпоративное управление предполагает добросовестное и честное ведение дел. Это напрямую влияет на повышение рыночной стоимости и привлекательности СПК и облегчает ей доступ к средствам инвесторов.
Стратегия корпоративного управления СПК характеризуется как направление на реализацию принципов корпоративного управления для достижения целей; организационная структура, обеспечивающая корпоративное управление, характеризуется как описание характеристик организационной схемы взаимодействия СПК и ДЗО, обеспечивающих реализацию корпоративной стратегии; корпоративный стиль управления характеризуется как характер действий ведущих управляющих для достижения корпоративных целей СПК.
Усовершенствование корпоративного управления является важной мерой, необходимой для увеличения притока инвестиций во все сферы деятельности экономики, как от отечественных, так и зарубежных инвесторов. Для этого СПК будет усовершенствовать систему управления взаимоотношений с акционером. Главной задачей относительно реализации этого направления будет защита прав акционера как одного из приоритетов социально-экономического развития. Акционеры посредством совета директоров (нормативных документов) будут реализовывать поставленные перед СПК цели и задачи. Исполнительный орган будет давать объективный отчет о повседневной деятельности СПК и результатах, которых она достигла за отчетный период, чтобы акционеры могли оценить, насколько действия управляющих соответствуют их ожиданиям и целям.
В рамках целей и задач, предусмотренных настоящей стратегией, СПК предполагает продолжить работу по совершенствованию системы корпоративного управления, направленную на:
1) повышение эффективности работы Совета директоров;
2) совершенствование систем управления и внутреннего контроля;
3) развитие системы оценки и вознаграждения менеджмента;
4) повышение прозрачности деятельности СПК.
Соблюдение принципов корпоративного управления позволяет СПК четко определить уровень взаимоотношений и ответственности между акционерами, советом директоров и исполнительным органом СПК, а также выстроить конструктивные отношения с дочерними организациями.
Профессионально работающий совет директоров обеспечивает стратегическое планирование и контроль за действиями исполнительного органа, в то время как профессиональный и правильно мотивированный исполнительный орган в своей текущей деятельности по управлению компанией прилагает максимум усилий для выполнения поставленных целевых заданий.
Высокий уровень корпоративного управления не только влияет на экономические показатели СПК, но и положительно сказывается на восприятии СПК инвесторами.
Дополнительное преимущество повышения прибыльности СПК заключается в возможности привлекать капитал на более выгодных условиях.
В рамках усовершенствования механизмов корпоративного управления будет уделено внимание отношению СПК к внутреннему и внешнему окружению, что называется "кодексом управления".
СПК намерена продолжить совершенствование системы планирования и оценки деятельности, внедрять систему управленческой отчетности. Также СПК будет работать над повышением эффективности использования денежных средств.
Комплексная оценка практики корпоративного управления СПК в целях присвоения рейтинга корпоративного управления не проводилась, в связи с чем текущее значение рейтинга неопределенно. К 2018 году СПК планирует получить корпоративный рейтинг акционерного общества "Рейтинговое Агенство РФЦА".
С целью обеспечения прозрачности, СПК придерживается политики улучшения доступности и качества информации о своей деятельности, которое отражено на Интернет-ресурсе СПК (www.spktaraz.kz).
Финансово – хозяйственная деятельность СПК
Уставный капитал по состоянию на 1 января 2014 года составляет сумму в размере 1 967 626 203 тенге.
По итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2013 год СПК имеет нижеследующий результат:
Таблица 1 (тыс. тенге)
Наименование показателей | 2013 г. | 2012 г. | Изменение | |
тыс. тг | % | |||
Доходы | 22 732 | 44 458 | - 21 726 | 51 |
Расходы | 104 194 | 162 871 | -58 677 | 64 |
Прибыль (убыток) | -81 462 | -117 414 | -35 952 | 69 |
По итогам основных финансовых результатов СПК видно, что в настоящее время СПК переживает период становления и вовлечения в оборот переданных от государства активов. Поскольку активы СПК требуют значительных инвестиций и принесут доход в долгосрочной перспективе, то прибыль от этих активов ожидается только по истечении 5-7 летнего периода инвестирования.
На сегодняшний день, единственным источником финансирования деятельности СПК являются средства местного бюджета, выделенные на пополнение уставного капитала и финансирование инвестиционных проектов.
СПК является участником/учредителем 8 дочерних организаций, которые реализуют свою деятельность в сфере оказания услуг и производства, из них четыре предприятия со 100 % долевым участием СПК.
Сильной стороной деятельности дочерних и зависимых организаций является наличие наработанного опыта в рамках конкретных направлений деятельности. Но при этом, следует отметить, что организации значительно различаются в своей деятельности, существуют элементы дублирования в отдельных компаниях, большинство из которых являются убыточными.
У СПК в среднесрочном периоде деятельности отсутствует возможность получения дивидендов от деятельности портфельных и производственных ДЗО по причине их нерентабельности.
Компанией разрабатываются программа и план мероприятий по финансовому оздоровлению и реструктуризации убыточных дочерних и зависимых организаций в 2015 году. Кроме того, планируется разработка мероприятий по выведению на безубыточность государственных активов, передаваемых от местного исполнительного органа, на основе которых будут создаваться новые конкурентоспособные производства.
В этой связи СПК планируется проведение следующих мероприятий:
1) реанимация ряда дочерних и зависимых организаций, разработка производственных программ по их оздоровлению, обновление менеджмента;
2) работа по внедрению в дочерних и зависимых предприятиях международных стандартов менеджмента качества;
3) вовлечение в оборот имеющихся неиспользуемых хозяйственных активов;
4) разработка и принятие мер по реструктуризации активов;
5) внедрение эффективной системы управленческого учета, включающей постоянно действующий ежемесячный мониторинг хозяйственной деятельности дочерних организаций.
Вместе с тем, СПК планирует к 2018 году выйти на уровень безубыточности. В связи с этим, СПК был разработан план по выходу на уровень безубыточности. Также, для оздоровления финансовой системы СПК активно работает по оздоровлению качества инвестиционного портфеля и улучшению требований достаточности собственного капитала, улучшению подбора стратегических партнеров и формированию полного портфеля заказов, снижению рисков в инвестиционной деятельности и обоснованности потребности в ресурсах.
Принципы инвестиционной деятельности СПК
В соответствии с Концепцией развития СПК призвана принимать участие в привлечении инвестиций в регион путем проявления активного сотрудничества с потенциальными иностранными инвесторами, институтами развития и другими финансовыми организациями.
В дочернем предприятии СПК, товариществе с ограниченной ответственностью "Тараз Инвест Консалт" функционирует отдел центр обслуживания инвесторов (далее – ЦОИ), который оказывает сервисную поддержку инвестору в регионе, создает благоприятные условия для реализации поставленных целей и задач по участию и содействию привлечения прямых иностранных инвестиций в регион.
Основными задачами ЦОИ являются:
1) поиск инвесторов для привлечения инвестиций в регион;
2) сервисная поддержка и сопровождение проектов инвесторов на региональном уровне.
Функции ЦОИ:
1) поиск иностранных и отечественных инвесторов для региона, потенциальных партнеров для создания совместных предприятий между казахстанской и зарубежной сторонами;
2) осуществление функций "первого окна" в регионе для потенциальных инвесторов;
3) содействие в реализации инструментов государственной поддержки для инвесторов на региональном уровне;
4) формирование и ведение региональной базы данных по перспективным и действующим проектам для потенциальных инвесторов;
5) мониторинг реализации инвестиционных проектов на территории области в пределах компетенции ЦОИ;
6) создание диалоговой площадки между частным инвестором и государством, представителями казахстанского и зарубежного бизнеса;
7) участие в решении проблемных вопросов инвесторов на региональном уровне, защита интересов инвесторов;
8) информационно-аналитическое обеспечение инвесторов, уполномоченных государственных органов, задействованных институтов развития и прочих заинтересованных организаций;
9) проведение обучающих семинаров для предпринимателей касательно привлечения инвестиций и их эффективного использования;
10) организация переговоров, встреч, "круглых столов" инвесторов с уполномоченными государственными органами, институтами развития;
11) организация инвестиционных форумов/выставок с участием казахстанской и зарубежной сторон;
12) представление интересов региона на международных инвестиционных мероприятиях;
13) поиск потенциальных партнеров для создания совместных предприятий между казахстанской и зарубежной сторонами;
14) содействие в подписании договоров, меморандумов, соглашений между государственными органами, местными предприятиями и инвесторами в пределах компетенции ЦОИ;
15) оказание прочих услуг в рамках сервисной поддержки инвесторов.
СПК входит в инвестиционный проект на ранней стадии проекта (start-up) или стадиях развития. Сумма инвестиций в каждом конкретном случае будет определяться индивидуально на основании бизнес-плана.
В целях повышения эффективности инвестиционной деятельности взаимодействия между компанией и инициаторами проекта, СПК реализует проект путем вхождения в уставный капитал от 1 % до 49 %. СПК участвует в проекте денежными средствами либо имуществом (интеллектуальная собственность, активами, имеющими отношение к планируемому бизнесу), стоимостью не более 49 % средств, вкладываемых СПК, при этом, максимальная сумма участия денежными средствами – 10 млн. долларов Соединенных Штатов Америки. Деятельность совместного предприятия по проекту должна соответствовать основным направлениям инвестиционной деятельности СПК.
Срок нахождения СПК в инвестиционных проектах не должен превышать 10 лет. Исключение составляют проекты в сфере недропользования, где срок участия СПК устанавливается индивидуально.
При рассмотрении инвестиционных проектов на предмет участия в них СПК стремится отдавать предпочтения проектам с более высоким значением производительности труда, энергоэффективности и экспортоориентированности.
Взаимодействие с акционером и другими институтами развития.
Взаимодействие МИО и СПК осуществляется в соответствии с принципами корпоративного управления.
МИО осуществляют управление СПК посредством реализации полномочий единственного акционера (общего собрания акционеров), предусмотренных законами Республики Казахстан "Об акционерных обществах", "О государственном имуществе" и уставом СПК, а также представителей МИО в совете директоров.
Для реализации инвестиционных проектов МИО обеспечивают передачу земельных участков в СПК, обеспеченных инфраструктурными сетями, в том числе передачу в управление СПК создаваемые индустриальные зоны.
В собственность СПК от МИО передаются нерентабельные активы, которые СПК будут реализованы либо, согласно Плану оздоровления, реабилитированы путем вложения новых инвестиций, которые, в последующем, будут выведены в конкурентную среду.
В целях реализации принципа социальной ответственности, СПК направляет часть чистой прибыли в местный бюджет по решению единственного акционера (общего собрания акционеров) в рамках дивидендной политики или как единственный акционер использует данные средства для реализации социально значимых проектов.
Вместе с тем, СПК взаимодействует с государственными институтами развития по совмещению инструментов поддержки бизнеса, а также обеспечению доступа для бизнеса к ресурсам данных институтов.
Взаимодействие с институтами развития будет основываться на совместной подготовке и реализации инвестиционных проектов, финансировании инновационной деятельности и реализации программ повышения квалификации. Для достижения этого планируются:
1) проведение аналитических исследований и подготовка инвестиционных и инновационных проектов с привлечением возможностей институтов развития;
2) организация трансферта передовых технологий;
3) привлечение к реализации индустриально-инновационных объектов финансового потенциала институтов развития: акционерное общество "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" (Банк Развития Казахстана, Инвестиционный Фонд Казахстана, Национальное агентство технологического развития, Фонд "Даму"), а также акционерное общество "Национальный управляющий холдинг "КазАгро".
SWOT-анализ СПК
Сильные стороны | Слабые стороны |
- один акционер; - статус Национальной компании - отраслевая многопрофильность; - поддержка со стороны правительства и акционера; - отсутствие конкурентов в прямом проектном финансировании; - возможности расширения форм сотрудничества с ГЧП; - достаточный кадровый потенциал СПК. | - неразвитость взаимоотношений с институтами развития; - дефицит высокопрофессиональных кадров в дочерних компаниях; - длительность сроков оформления права недропользования; - большое количество государственных социальных программ; - слабая заинтересованность потенциальных инвесторов в возможности участия в реализуемых инвестиционных проектах; - недоверие со стороны бизнеса; - отрицательные показатели эффективности деятельности; - высокие финансовые риски при реализации проектов в сфере АПК; - наличие значительной доли долгосрочных инвестиционных проектов в портфеле. |
Возможности | Угрозы |
- растущий инвестиционный потенциал региона; - партнерство с международными компаниями; - выгодное географическое расположение; - дополнительное финансирование из областного бюджета на новые направления. | - изменение политики СПК как института развития; - высокие издержки процесса производства; - низкая активность населения в предпринимательской деятельности; - риск ликвидности и невозвратности инвестиций; - отсутствие законодательной базы для финансирования текущей деятельности СПК; - растущий уровень инфляции. |
Определение точек роста (приоритетных секторов) региона для СПК
Определение приоритетных для СПК секторов экономики осуществлялось с учетом сложившейся экономической специализации области и основных направлений государственной индустриально-инновационной политики, изложенных в ГПФИИР.
СПК планирует сконцентрировать усилия и ресурсы на реализации бизнес-проектов в рамках развития следующих приоритетных секторов индустриального развития экономики области, к которым относятся:
1) агропромышленный комплекс;
2) развитие легкой и обрабатывающей промышленности, сервис;
3) развитие энергетики.
Агропромышленный комплекс
Развитие аграрного сектора и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, как базовых несырьевых экспортных специализаций области, является для СПК приоритетным направлением приложения усилий и ресурсов на долгосрочную перспективу.
СПК планирует способствовать качественному развитию АПК области через развитие инфраструктуры формирования цепочки добавленной стоимости и создание зерноперерабатывающего, мясомолочного, плодоовощного кластеров.
СПК планирует активно способствовать развитию АПК в Жамбылской области, реализуя проект "Строительство агроперерабатывающего логистического центра", основной целью и задачей которого является создание уникального в своем роде агроперерабатывающего логистического центра с большим количеством различных заводов по первичной и глубокой переработке, сушке и заморозке плодоовощной продукции, а также терминалов и складов хранения готовой продукции.
СПК также планирует обеспечить потребности области сельскохозяйственной продукцией и продовольствием собственного производства, повысить конкурентоспособность аграрного сектора экономики и формирование экспортных ресурсов.
Вместе с тем СПК будет участвовать в программе по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013 – 2020 годы "Агробизнес – 2020", утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2013 года № 151.
Развитие легкой и обрабатывающей промышленности
Легкая промышленность занимает незначительную долю в структуре экономики области.
В развитии промышленности в Жамбылской области немаловажную роль играет и развитие обрабатывающей промышленности. Идет незначительный спад производства продуктов питания.
В условиях снижения спроса на продукцию отечественных товаропроизводителей одним из рычагов поддержки реального сектора экономики является увеличение местного содержания в закупках хозяйствующих субъектов области.
Для повышения уровня жизни населения и обрабатывающей промышленности СПК будет реализовывать инвестиционные проекты в этой сфере, таким образом увеличится производительность труда.
Вместе с тем, СПК планирует оказывать содействие в развитии проектов химического кластера в области. Область, имея значительные минеральные ресурсы, высокий транзитный, в том числе газопроводный потенциал, исторически сложившуюся структуру химической промышленности, квалифицированных производственных и научно-технических специалистов, представила практический интерес для создания специальной экономической зоны "Химический парк Тараз".
Проект химического кластера размещен в Шуйском районе, где с 2013 по 2016 годы предусматриваются строительство индустриальной зоны и введение производств первой очереди, с 2017 по 2025 годы – введение производств второй очереди. Предполагаемая общая производственная мощность предприятий СЭЗ более 2 млн. тонн химической продукции в год, включающей 25 единиц химической продукции.
Развитие энергетики
Жамбылская область, насыщенная солнцем и ветром, а также имеющая большое количество малых рек, имеет большой потенциал для развития экологический чистой энергии как солнечные и ветровые электростанции, малые гидроэлектростанции.
Принимая во внимание природный потенциал Жамбылской области, СПК планирует участвовать в повышении энергоэффективности региона, путем реализации инвестиционных проектов в сфере альтернативных источников энергии.
Реализация ГПФИИР
В рамках реализации ГПФИИР, а также согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года № 1497 "Об утверждении Концепции индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 – 2019 годы" СПК будет уделять внимание развитию следующих приоритетных отраслей:
1) металлургический комплекс (черная и цветная металлургия);
2) машиностроение (производство автотранспортных средств, их частей, принадлежностей и двигателей, электрооборудование, производство сельскохозяйственной техники, производство железнодорожной техники и т.д.);
3) нефтегазоперерабатывающий комплекс (нефтепереработка, нефте- газохимия);
4) химическая промышленность (агрохимия, производство химикатов для промышленности, фармацевтика);
5) производство строительных материалов;
6) пищевая промышленность (производство продуктов питания).
Кроме участия в инвестиционных проектах в приоритетных секторах экономики Жамбылской области, СПК также будет уделять внимание работе в сфере развития туризма, недропользования и в других секторах, имеющих значение для социально-экономического развития Жамбылской области.
2. Миссия и видение
Миссия – содействие экономическому развитию Жамбылской области путем консолидации государственных и частных ресурсов, поддержка и стимулирование социального развития региона и исполнение роли проводника региональной государственной экономической политики.
Видение – к 2023 году станет региональным институтом развития, эффективно управляющим активами, стимулирующим экономическую активность в точках роста региона, в том числе через привлечение инвестиций, и выступающим катализатором формирования конкурентоспособных устойчивых производств.
Цель – увеличение стоимости активов.
Основные задачи:
1) создание новых и модернизация существующих конкурентоспособных производств в приоритетных секторах экономики региона (в точках роста);
2) обеспечение вовлечения государственных активов в деловой оборот, оздоровление проблемных активов и развитие на их базе конкурентоспособных производств;
3) внедрение передовых производственных и управленческих технологий и стандартов;
4) увеличение стоимости активов.
3. Стратегические направления деятельности (далее – СНД), цели и задачи, мероприятия, ключевые показатели деятельности и ожидаемые результаты
В период 2014 – 2023 годы СПК планирует проведение целенаправленной работы по следующим основным стратегическим направлениям:
1) создание условий для стимулирования экономической активности в точках роста;
2) привлечение инвесторов и создание новых производств в точках роста региона;
3) увеличение стоимости активов и повышение уровня корпоративного управления.
СНД 1. Создание условий для стимулирования экономической активности в точках роста
Цель. Формирование благоприятных условий для развития бизнес инициатив в точках роста региона.
Задачи:
1) развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства (индустриальные зоны, бизнес-инкубаторы);
2) развитие логистических центров;
3) содействие брендированию продукции для более активного продвижения продукции на внутреннем и внешнем рынках;
4) оказание нефинансовой поддержки бизнеса в рамках деятельности СПК;
5) расширение сотрудничества с государственными институтами развития для реализации бизнес проектов;
6) развитие кластеров в приоритетных отраслях, а также координация партнерских программ по развитию малого и среднего бизнеса (далее – МСБ) вокруг системообразующих и крупных компаний регионов.
Мероприятия:
1) оказание поддержки в рамках взаимодействия с институтами развития Республики Казахстан (такие как акционерное общество "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", акционерное общество "Фонд развития предпринимательства "Даму", акционерное общество "Банк Развития Казахстана" и т.д.);
2) поддержка прорывных инновационных проектов;
3) организация ежегодных мероприятий по поиску перспективных инвестиционных проектов (проведение международных инвестиционных форумов, презентации региона и т.д.);
4) создание современного овощехранилища в Жамбылской области;
5) реализация проекта агроперерабатывающего-логистического центра (далее – АПЛЦ);
6) создание инфраструктуры в сфере зеленой энергии (ветровой и солнечной энергетики);
7) создание новых конкурентоспособных производств в регионе;
8) реализация инвестиционных и инновационных проектов в приоритетных отраслях экономики области;
9) привлечение технологий с высоким уровнем энергоэффективности;
10) обеспечение доступа к информационным и экспертным ресурсам;
11) оказание содействия в реализации партнерских программ по развитию МСБ вокруг системообразующих и крупных компаний области.
Ключевые показатели деятельности:
1) количество проектов с использованием альтернативной энергетики и энергоэффективных технологий;
2) количество реализованных инновационных проектов и созданных конкурентоспособных производств;
3) количество созданных индустриальных инфраструктур.
Ожидаемые результаты:
Реализация поставленных задач позволит СПК к 2023 году достичь следующих результатов:
1) будет организована работа АПЛЦ, что послужит развитию плодоовощного кластера в Жамбылской области;
2) к 2023 году СПК реализует 2 проекта в сфере альтернативной энергетики и энергоэффективных технологий;
3) к 2023 году будут реализованы, по меньшей мере 3 инновационных проекта;
4) к 2023 году будет оказана поддержка в открытии 1-2 индустриальных зон;
5) будет повышен уровень рентабельности производства с получением дивидендов от реализованных проектов;
6) будет оказано содействие в создании конкурентоспособных производств.
СНД 2. Привлечение инвесторов и создание новых производств в точках роста региона
Цель 1. Реализация перспективных, жизнеспособных, конкурентоспособных инвестиционных проектов в регионе.
Задачи:
1) создание новых и модернизация существующих конкурентоспособных производств в приоритетных секторах экономики региона;
2) создание благоприятных условий для развития приоритетных секторов экономики;
3) реализация проектов в сфере недропользования.
Мероприятия:
1) содействие в создании конкурентоспособных производств на основе государственно-частного партнерства;
2) увеличение инвестиционных проектов, инициатором которых является СПК;
3) полное или частичное финансирование проектов в сфере кормопроизводства, по развитию отгонного животноводства;
4) гарантирование кредитования ВПР и нефинансовая поддержка работ сельхозпроизводителей в регионе (в случае, если услуги СПК по операторству будут оплачиваться в рамках бюджетной программы);
5) организация работы разведки и добычи твердых и общераспространенных полезных ископаемых (золото, медь, уголь, марганец и т.д.) с участием потенциальных партнеров в сфере недропользования;
6) обеспечение непрерывного функционирования веб-сайта для инвесторов об инвестиционных возможностях региона;
7) модернизация предприятий по поступившим в СПК заявкам;
8) расширение и модернизация инвестиционных проектов в сфере АПК.
Ключевые показатели деятельности:
1) количество ежегодно запускаемых инвестиционных проектов (вновь созданных и модернизированных предприятий), в том числе с участием иностранного капитала (не мене 5 ежегодно), ед.;
2) количество созданных рабочих мест по реализованным проектам, единиц;
3) рост объема иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность.
Ожидаемые результаты:
Реализация поставленных задач СПК к 2023 году позволит достичь следующих результатов:
1) будет увеличено количество созданных и модернизированных существующих предприятий до 25 единиц;
2) будут ежегодно создаваться до 100 новых рабочих мест;
3) будут исполнены обязательства недропользователей по направлению 1% на НИОКР, а также на реализацию других совместных инновационных инициатив;
4) будет повышаться социально-экономическое развитие региона;
5) будет увеличено поголовье племенного скота, будут созданы условия для развития отгонного животноводства в Жамбылской области;
Цель 2. Привлечение инвестиций в регион из различных источников.
Задачи:
1) привлечение в Жамбылскую область отечественных и зарубежных инвесторов для реализации перспективных инвестиционных проектов, в том числе на принципах государственно-частного партнерства;
2) оказание инвесторам содействия в реализации проектов через долевое финансирование, участие активами, а также получение финансирования в рамках государственных и отраслевых программ;
3) увеличение доли инвестиции.
Мероприятия:
1) проведение мероприятий по привлечению инвесторов (конференции, форумы, встречи и круглые столы и т.д.);
2) заключение меморандумов и контрактов с зарубежными и отечественными инвесторами по совместной деятельности;
3) привлечение дополнительных финансовых ресурсов;
4) содействие инвесторам в поиске партнеров, установлении деловых контактов, предаставление необходимой информации;
5) сотрудничество с финансовыми институтами – Европейским Банком Реконструкции и Развития, Банком Развития Казахстана и другими;
6) оказание инвесторам сервисных услуг Центра обслуживания инвесторов;
7) осуществление взаимодействия по вопросам внешнеэкономических связей с Министерством иностранных дел Республики Казахстан, Национальным агентством по экспорту и инвестициям "KAZNEXINVEST", посольствами и представительствами Республики Казахстан в зарубежных странах.
Ключевые показатели деятельности:
1) прирост объема инвестиционного портфеля по сравнению с предыдущим годом;
2) рентабельность инвестиций;
3) количество привлеченных иностранных инвесторов в регион (не менее двух единиц ежегодно), в том числе из списка Global-2000 (не менее трех единиц до 2023 года).
Ожидаемые результаты:
Реализация поставленных задач позволит СПК к 2023 году достичь следующих результатов:
1) финансирование негосударственной доли составит не менее 10 %, к 2023 году не менее 50 % от общего объема финансирования;
2) кредитование представителей малого и среднего бизнеса путем привлечения Банка Развития Казахстана и других финансовых институтов;
3) осуществление взаимодействия по вопросам внешнеэкономических связей с Министерством иностранных дел Республики Казахстан, Национальным агентством по экспорту и инвестициям "KAZNEXINVEST", посольствами и представительствами Республики Казахстан в зарубежных странах;
4) увеличение к 2023 году количества инвестиционных мероприятий до 25 посещений;
5) ежегодное заключение с инвесторами минимум 1-2 меморандумов и контрактов;
6) ведение базы данных инвестиционных проектов и иностранных инвесторов по региону;
7) увеличение количества инвестиционных проектов в Жамбылской области с участием иностранных инвесторов;
8) увеличение привлекаемых частных инвестиций к вложенным средствам СПК;
9) поиск потенциальных партнеров для создания совместных предприятий между казахстанской и зарубежной сторонами, разработка и реализация мер по улучшению инвестиционного климата на региональном уровне;
10) проведение центром обслуживания инвесторов работ по определению целевых групп потенциальных инвесторов.
СНД 3. Увеличение стоимости активов, повышение уровня корпоративного управления и реализация государственных программ
Цель 1. Обеспечение эффективности деятельности СПК.
Задачи:
1) обеспечение вовлечения государственных активов в деловой оборот, оздоровление проблемных активов и развитие на их базе конкурентоспособных производств;
2) развитие коммуникаций и обмена навыками между портфельными компаниями;
3) обеспечение эффективного управления активами;
4) увеличение стоимости активов;
5) участие в реализации государственных программ.
Мероприятия:
1) повышение показателей доходности переданных активов;
2) разработка плана по выходу на уровень безубыточности дочерних и зависимых организаций;
3) проведение реструктуризации активов;
4) передача финансово-устойчивых активов в конкурентную среду, путем реализации доли в уставном капитале (пакетов акций), в том числе через фондовый рынок;
5) принятие мер по повышению капитализации СПК;
6) осуществление оценки стоимости активов;
7) принятие активного участия во всех государственных программах, закрепленных за СПК;
8) разработка плана мероприятий по улучшению финансового состояния СПК.
Ключевые показатели деятельности:
1) количество реабилитированных предприятий/приватизированных активов, единиц;
2) рентабельность активов (ROA), %;
3) доход от основной деятельности, в том числе доход на одного сотрудника по сравнению с предыдущим годом, %.
Ожидаемые результаты:
Реализация поставленных задач позволит СПК к 2023 году достичь следующих результатов:
1) будет оказано содействие в оздоровлении проблемных активов государства;
2) будет улучшена система управления результативностью переданных государством активов и повышена эффективность их деятельности;
3) до конца 2014 года произойдет выход в конкурентную среду дочернего предприятия СПК – товарищества с ограниченной ответственностью "Асылдандыру-Тараз";
4) будет повышена рентабельность собственного капитала (ROE) с показателями в 2019 году до 1,36 %, и к 2023 году – до 3,67 %;
5) будет повышена рентабельность активов (ROA) увеличится в 2019 году до 0,30 %, к 2023 году – до 0,54 %;
6) на решение региональных социальных проблем будет направлено 50 % чистой прибыли;
7) будет обеспечен выход СПК на уровень безубыточности.
Цель 2.Совершенствование системы корпоративного управления.
Задачи:
1) повышение уровня корпоративного управления;
2) повышение кадровой политики СПК и ДЗО;
3) привлечение квалифицированного персонала, в том числе выпускников международной программы "Болашак" и выпускников зарубежных высших учебных заведений, а также иностранных специалистов;
4) увеличение доли местного содержания в закупках товаров, работ и услуг.
Мероприятия:
1) получение рейтинга корпоративного управления в 2018 году;
2) включение в состав квалифицированных специалистов с опытом работы в крупных компаниях;
3) активная работа по привлечению иностранных специалистов и выпускников международной стипендии программы "Болашак";
4) организация обучающих программ для менеджеров СПК;
5) присвоение рейтинга корпоративного управления;
6) разработка внутренних нормативных актов в соответствии с требованиями законодательства и специфики деятельности СПК и связанных компаний с внедрением стандартов корпоративного управления;
7) обеспечение прозрачности деятельности СПК (публикации отчетов, решений правления, совета директоров и акционеров);
8) регулярное обновление веб-сайта СПК и наполнение его актуальной информацией;
9) проведение аудита годовой финансовой отчетности с привлечением аудиторской организации.
Ключевые показатели деятельности:
1) повышение /присвоение рейтинга корпоративного управления;
2) количество привлеченных выпускников программы "Болашак" и иностранных специалистов;
3) целевые индикаторы по доле местного содержания в закупках товаров, работ и услуг.
Ожидаемые результаты:
Реализация поставленных задач позволит СПК к 2023 году достичь следующих результатов:
1) будет увеличен показатель посещаемости веб-сайта в 10 000 раз в год;
2) будет внедрена система управления эффективностью корпоративного управления;
3) будет сформирован кадровый потенциал из высококвалифицированных специалистов с привлечением иностранных специалистов и выпускников международной стипендии "Болашак" с достижением показателя к 2023 году до 3 специалистов;
4) будет получен рейтинг корпоративного управления рейтинговой оценки акционерного общества "Рейтинговое Агентство РФЦА", который в 2018 году составит 3, постепенно увеличиваясь до уровня 5 в 2023 году;
5) будет усовершенствована система управления персоналом.
Для успешной реализации стратегических задач у СПК есть все необходимые предпосылки, о которых упоминалось ранее.
В процессе стратегического планирования корпоративному управлению в СПК отводится роль связующего звена. Четкое следование принципам корпоративного управления позволит СПК дисциплинировать деятельность организаций, входящих в ее состав, что не только положительно повлияет на экономические показатели их деятельности, но и положительно скажется на имидже СПК в целом.
Пошаговое следование стратегии, направленной на долгосрочное развитие, способствует стабильному и сбалансированному экономическому росту региона, реализации социальной политики области, а также увеличению экономической ценности бизнеса СПК, что повлечет за собой рост акционерной стоимости.
Стратегия развития СПК, как направляющий документ, требует точного следования утвержденным целям, задачам, системного контроля и анализа с целью:
1) недопущения перекосов в реализации выбранной политики развития;
2) своевременной корректировки направлений реализации стратегии;
3) повышения механизмов контроля деятельности СПК;
4) предупреждения возникновения конфликтных ситуаций.
Принимая во внимание, что стратегическое планирование является динамическим процессом, анализ соответствия Стратегии развития СПК заданным параметрам будет осуществляться на системной основе и корректироваться с учетом изменений внутренней и внешней среды.
Приложение 1 к Стратегии развития акционерного общества "Национальная компания "Социально-предпринимательская корпорация "Тараз" на 2014 – 2023 годы |
Основные ключевые показатели деятельности стратегического развития (далее – КПД) акционерного общества "Национальная компания
"Социально-предпринимательская корпорация "Тараз"
на 2014 – 2023 годы.
СНД 1. Создание условий для стимулирования экономической активности в точках роста
Цель. Формирование благоприятных условий для развития бизнес инициатив в точках роста региона.
Наименование КПД | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год |
КПД 1. Количество проектов с использованием альтернативной энергетики и энергоэффективных технологий, ед.; | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
КПД 2. Количество реализованных инновационных проектов и созданных конкурентоспособных производств, ед.; | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
КПД 3. Количество созданных индустриальных инфраструктур, ед. | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
СНД 2. Привлечение инвесторов и создание новых производств в точках роста региона
Цель 1. Реализация перспективных, жизнеспособных, конкурентоспособных инвестиционных проектов в регионе.
Наименование КПД | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год |
КПД 1. Количество ежегодно запускаемых инвестиционных проектов (вновь созданных и модернизированных предприятий), в том числе с участием иностранного капитала (не менее 5 ежегодно), ед. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
КПД 2. Количество созданных рабочих мест по реализованным проектам, ед. | 40 | 40 | 60 | 80 | 85 | 90 | 100 | 120 | 140 | 150 |
КПД 3. Рост объема иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность, % | 2 | 4 | 6 | 8 | 9 | 10 | 11 | 13 | 14 | 15 |
Цель 2. Привлечение инвестиций в регион из различных источников.
Наименование КПД | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год |
КПД 1. Прирост объема инвестиционного портфеля, по сравнению с предыдущим годом, % | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | |
КПД 2. Рентабельность инвестиций, % | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 5 | 6 | 8 | 10 | |
КПД 3. Количество привлеченных иностранных инвесторов в регион (не менее двух единиц ежегодно), ед., | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
в том числе из списка Global-2000 (не менее трех единиц до 2023 года), ед. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
СНД 3. Увеличение стоимости активов, повышение уровня корпоративного управления и реализация государственных программ
Цель 1.Обеспечение эффективности деятельности СПК.
Наименование КПД | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год |
КПД 1. Количество реабилитированных предприятии/приватизированных активов, ед. | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
КПД 2. Рентабельность активов (ROA), % | - | - | - | - | 0,01 | 0,30 | 0,24 | 0,38 | 0,48 | 0,54 |
КПД 3. Доход от основной деятельности, в том числе доход на одного сотрудника по сравнению с предыдущим годом, % | - | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 |
- | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 5 |
Цель 2. Совершенствование системы корпоративного управления.
Наименование КПД | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год |
КПД 1. Повышение /присвоение рейтинга корпоративного управления, балл | - | - | - | - | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 |
КПД 2. Количество привлеченных выпускников программы "Болашак" и иностранных специалистов, ед. | - | - | 1 | - | - | 1 | - | - | 1 | - |
КПД 3. Целевые индикаторы по доле местного содержания в закупках товаров, работ и услуг: | ||||||||||
Товары, % | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |
Работы, % | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 |
Услуги, % | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 |
Приложение 2 к Стратегии развития акционерного общества "Национальная компания "Социально-предпринимательская корпорация "Тараз" на 2014 – 2023 годы |
Диаграмма 1. Объем ВРП в Жамбылской области, млрд. тенге.
Диаграмма 2. Динамика доли ВРП Жамбылской области в структуре ВВП Республики Казахстан,%.
Диаграмма 3. Структура экономически активного населения, %
Диаграмма 4. Среднемесячная номинальная заработная плата по Жамбылской области и Республике Казахстан, тыс. тенге.
Диаграмма 5. Доля промышленного производства области в Республике Казахстан, %.
Диаграмма 6. Объем сельского хозяйства в ВРП, млрд.тенге.
Диаграмма 7. Объем инвестиций в основной капитал, млрд. тенге.
Диаграмма 8. Активные субъекты малого и среднего предпринимательства в Жамбылской области.