Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 12.04.2018 № 183 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие настоящего постановления см. п. 3
В соответствии с пунктом 4 статьи 308-2 и частью второй пункта 3 статьи 346 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила исполнения обязательства в натуральной форме.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 11 декабря 2009 года № 2080 "Об утверждении Правил определения объема полезных ископаемых, передаваемых недропользователем Республике Казахстан в натуральной форме" (САПП Республики Казахстан, 2009 г., № 58, ст. 505).
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня его первого официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
Б. Сагинтаев |
Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 февраля 2017 года № 68 |
ПРАВИЛА
исполнения обязательства в натуральной форме
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила исполнения обязательства в натуральной форме (далее – Правила) устанавливают порядок определения объема, исчисления его в денежном выражении, а также реализации полезных ископаемых, передаваемых недропользователем в счет исполнения налогового обязательства в натуральной форме по:
1) доле Республики Казахстан по разделу продукции;
2) роялти;
3) рентному налогу на экспорт;
4) налогу на добычу полезных ископаемых.
2. Основные понятия, применяемые в настоящих Правилах:
1) агент – лицо, уполномоченное получателем от имени государства на осуществление реализации полезных ископаемых;
2) полезные ископаемые, передаваемые недропользователем в натуральной форме в счет исполнения налоговых обязательств (далее – полезные ископаемые), – нефть, сера, передаваемые недропользователем в натуральной форме в счет исполнения налоговых обязательств;
3) пункт доставки – место передачи права распоряжения на полезные ископаемые от недропользователя получателю от имени государства;
4) получатель от имени государства – юридическое лицо, определенное Правительством Республики Казахстан, действующее от имени государства в качестве получателя полезных ископаемых, передаваемых в натуральной форме недропользователем в счет исполнения налогового обязательства, предусмотренного налоговым законодательством Республики Казахстан и (или) соглашениями (контрактами) о разделе продукции, контрактом на недропользование, утвержденным Президентом Республики Казахстан, предусмотренными статьей 308-1 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) (далее – Налоговый кодекс);
5) расходы получателя от имени государства или агента – определенные настоящими Правилами, обоснованные и подтвержденные документально и (или) официально признанными источниками информации расходы, необходимые для доставки и реализации полезных ископаемых;
6) пункт сбыта – место, в котором переходит право собственности или риск убытков на полезные ископаемые от получателя от имени государства или агента к покупателю;
7) средневзвешенная цена реализации – средневзвешенная цена реализации единицы объема полезных ископаемых за налоговый период, в отношении которого производится передача полезных ископаемых, определяемая в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил;
8) условная цена полезных ископаемых – цена единицы объема полезных ископаемых, используемая для определения денежного выражения объемов полезных ископаемых, передаваемых недропользователем Республике Казахстан в счет исполнения обязательств в натуральной форме;
9) расходы по транспортировке – расходы по транспортировке единицы объема полезных ископаемых от устья скважины (если иное не предусмотрено соглашениями (контрактами) по разделу продукции и контрактами на недропользование, указанными в статье 308-1 Налогового кодекса) до пункта продажи (отгрузки), определяемые в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, включающие в себя оплату транспортного тарифа при транспортировке по железной дороге, магистральному трубопроводу и (или) морским путем, расходы по сливу и наливу (для жидких веществ), расходы по погрузке и разгрузке (для твердых веществ), арендную плату использованных железнодорожных цистерн, таможенные выплаты, технологические транспортные потери груза, расходы по хранению и страхованию в пути, расходы по оплате простоя железнодорожных цистерн, связанные с транспортировкой по железной дороге, и демереджу, связанные с транспортировкой морским путем и не включенные в дифференциал, расходы на финансирование и банковское обслуживание, непосредственно связанные с транспортировкой, расходы по проведению инспекции по контролю количества и качества груза и другие расходы, непосредственно связанные с транспортировкой.
3. Все указанные в настоящих Правилах величины рассчитываются за налоговый период, определенный в соответствии с Налоговым кодексом для каждого вида налога, в отношении которого производится передача полезных ископаемых.
4. Правоотношения, регулируемые настоящими Правилами, основываются на принципах налогообложения, предусмотренных в Налоговом кодексе.
Глава 2. Исполнение обязательств по доле Республики Казахстан по разделу продукции и роялти
5. В целях налогового администрирования денежное выражение объема полезных ископаемых, передаваемых недропользователем в счет уплаты доли Республики Казахстан по разделу продукции и роялти, определяется как произведение объема полезных ископаемых, подлежащих передаче в счет уплаты доли Республики Казахстан по разделу продукции и роялти, и условной цены, предусмотренной настоящим пунктом.
Определение объема полезных ископаемых, передаваемых в счет уплаты доли Республики Казахстан по разделу продукции и роялти получателю от имени государства, осуществляется с учетом условий соглашений (контрактов) по разделу продукции и контрактов на недропользование, указанных в статье 308-1 Налогового кодекса:
1) по доле Республики Казахстан по разделу продукции – как объем полезных ископаемых, подлежащий разделу, за вычетом объема полезных ископаемых, причитающегося недропользователю;
2) по роялти – как произведение объема добытых полезных ископаемых и установленной ставки роялти.
Уменьшение (увеличение) объема полезных ископаемых, подлежащих передаче за налоговый период, не допускается.
Условная цена рассчитывается недропользователем в соответствии с положениями соглашений (контрактов) по разделу продукции и контрактов на недропользование, указанных в статье 308-1 Налогового кодекса, во исполнение которых производится исполнение обязательств в натуральной форме, и применяется в виде единой условной цены по такому соглашению (контракту) в разрезе каждого передаваемого полезного ископаемого.
В случае отсутствия в соглашениях (контрактах) по разделу продукции и контрактах на недропользование, указанных в статье 308-1 Налогового кодекса, порядка определения условной цены, такая условная цена определяется как среднеарифметическая цена:
по нефти – по котировальному периоду во временном промежутке:
1) при реализации морским транспортом не более пяти котировальных дней до даты перехода права собственности покупателю на товар и не более пяти котировальных дней после даты перехода права собственности покупателю на товар;
2) при реализации магистральным трубопроводным транспортом и иными видами транспорта, за исключением реализации морским транспортом, с первого по последнее число месяца перехода права собственности покупателю на товар;
по сере – исходя из среднемесячных цен на внутреннем рынке и при экспорте из источника информации, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании.
6. В соответствии с положениями соглашений (контрактов) по разделу продукции и контрактов на недропользование, указанных в статье 308-1 Налогового кодекса, получатель от имени государства обеспечивает своевременность и полноту получения в пункте доставки полезных ископаемых от недропользователя в счет исполнения обязательства в натуральной форме в соответствующем налоговом периоде в объеме, равном объему, передаваемому недропользователем в счет исполнения обязательства в натуральной форме за такой налоговый период.
В случае, если получатель от имени государства не может обеспечить получение соответствующих полезных ископаемых в полном объеме за такой налоговый период, недропользователь в течение пяти рабочих дней с момента выявления письменно уведомляет органы государственных доходов о неспособности получателя от имени государства принять объем таких полезных ископаемых, подлежащий передаче недропользователем.
Органы государственных доходов после получения уведомления, указанного в части второй настоящего пункта, в течение пяти рабочих дней направляют письменный запрос получателю от имени государства о представлении пояснений о неспособности обеспечения полноты получения полезных ископаемых.
Получатель от имени государства в течение пяти рабочих дней с момента получения запроса органов государственных доходов направляет письменный ответ с пояснениями о неспособности обеспечения полноты получения полезных ископаемых с приложением подтверждающих документов.
Недропользователь в срок не позднее 5 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, официальным письмом уведомляет получателя от имени государства по каждому виду полезного ископаемого об объеме, подлежащем передаче, фактически переданном объеме и условной цене.
При этом уплата пени и штрафов, связанных с исполнением обязательства в натуральной форме, производится в денежной форме.
7. Выбор покупателя полезных ископаемых осуществляется получателем от имени государства на конкурсной основе, за исключением случаев реализации газа национальному оператору в соответствии с законодательством Республики Казахстан о газе и газоснабжении.
8. Полезные ископаемые, получаемые в счет исполнения недропользователем обязательства в натуральной форме, реализуются в срок не более 90 календарных дней со дня подписания на пункте доставки документа, подтверждающего прием-передачу суточного объема таких полезных ископаемых, за исключением полезных ископаемых, срок для реализации которых требует более длительного времени.
9. Реализация полезных ископаемых, полученных в счет исполнения недропользователем обязательства в натуральной форме, осуществляется через агента только по согласованию с уполномоченным органом в области нефти и газа при наличии соответствующего договора поручения, заключенного с получателем от имени государства.
10. Цена реализации полезных ископаемых должна соответствовать требованиям законодательства Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании.
11. Реализация нерезидентам и резидентам полезных ископаемых, полученных от недропользователя в счет исполнения обязательства в натуральной форме, получателем от имени государства и (или) агентом осуществляется в валюте, предусмотренной для расчетов налоговых выплат соответствующими соглашениями (контрактами) по разделу продукции и контрактами на недропользование, указанными в статье 308-1 Налогового кодекса.
Рыночный курс обмена валют по операциям, связанным с реализацией полезных ископаемых, передаваемых недропользователем в счет исполнения налогового обязательства в натуральной форме, определяется в соответствии с требованиями налогового законодательства Республики Казахстан.
12. Расчет цены реализации за единицу полезных ископаемых, полученных в счет исполнения недропользователем обязательства в натуральной форме, рассчитывается за налоговый период, определенный Налоговым кодексом, по каждому виду полезного ископаемого в разрезе каждой реализации по следующей формуле:
Цед. = (S1 + S2+…+ Sn)/(V1+V2+…Vn),
где:
S1, S2,…, Sn – полученная выручка от реализации отдельного полезного ископаемого в соответствующем пункте сбыта;
V1, V2,…, Vn – объем фактически реализованного каждого полезного ископаемого в соответствующем пункте сбыта, за которое поступила выручка.
13. Объем полезных ископаемых, подлежащих реализации, определяется как объем полезных ископаемых, полученных от недропользователя, за минусом потерь, возникших при их транспортировке, хранении и реализации от пункта доставки до пункта сбыта, а именно:
1) нормированные потери в результате естественной убыли;
2) аварийные потери;
3) потери, вызванные форс-мажорными обстоятельствами;
4) неидентифицируемые потери;
5) объем нефти, необходимой для заполнения трубопроводов, в соответствии с требованиями транспортной организации (далее –технологическая нефть).
Реализация технологической нефти должна отражаться в том налоговом периоде, в котором произведена ее фактическая реализация.
Документами, подтверждающими объемы вышеуказанных потерь и технологической нефти, являются документы, представленные соответствующими транспортными организациями при отгрузке на реализацию объемов полезных ископаемых, а в случае реализации через агента – расчетные таблицы, заверенные агентом.
Объемом фактически реализованных полезных ископаемых является объем полезных ископаемых, подлежащих реализации, за который поступила выручка от реализации в отчетном налоговом периоде.
Подтверждающими документами о фактически реализованном покупателям объеме полезных ископаемых являются документы, подтверждающие факт оплаты за реализованные полезные ископаемые.
Перевод единиц измерения из барреля в метрическую тонну осуществляется на основании данных прибора учета в пункте сбыта. При этом коэффициенты баррелизации устанавливаются с учетом фактической плотности и температуры экспортируемой сырой нефти, приведенных к стандартным условиям измерения в соответствии со стандартом, применяемым на пункте сбыта.
14. В случае отсутствия выручки от реализации полезных ископаемых на дату представления расчета текущих платежей по исполнению налогового обязательства в натуральной форме, объем и выручка от такой реализации отражаются получателем от имени государства в декларации об исполнении налогового обязательства в натуральной форме за календарный год.
Деньги, поступившие от реализованных полезных ископаемых, не подлежат использованию в коммерческих целях.
15. Получатель от имени государства в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством Республики Казахстан, перечисляет в бюджет в счет уплаты обязательств по доле Республики Казахстан (роялти) сумму денег, определенную по следующей формуле:
∑налога= S – ТР,
где:
∑налога – сумма денег от реализации полезных ископаемых, полученных в счет исполнения недропользователем обязательства в натуральной форме, являющаяся налогом, подлежащим уплате (перечислению) в бюджет;
S – общая выручка, полученная от реализации полезных ископаемых в соответствующем пункте сбыта за налоговый период;
ТР – общая сумма понесенных расходов получателя от имени государства или агента, понесенных при транспортировке, хранении и реализации полезных ископаемых, полученных в счет исполнения недропользователем обязательства в натуральной форме.
16. К расходам получателя от имени государства или агента, понесенным ими при транспортировке, хранении и реализации полезных ископаемых, полученных в счет исполнения недропользователем обязательства в натуральной форме, относятся обоснованные (свидетельство обязанности совершать оплату нижеуказанных расходов) и документально (оригиналами первичных документов или заверенными копиями) подтвержденные по каждому виду расходы:
1) комиссионное вознаграждение торгового брокера, владельца терминала либо компенсация за выполнение ими торгово-посреднических функций;
2) расходы по транспортировке по нефтепроводной и железнодорожной системам, включая авансовые платежи по данному виду расходов, а также покрытие изменений в тарифах;
3) услуги по оформлению грузовых документов, включая расходы по таможенному оформлению полезных ископаемых на экспорт по пути следования полезных ископаемых до пункта сбыта;
4) расходы по хранению полезных ископаемых в резервуарах и складах транспортной компании;
5) расходы, связанные с погрузкой-разгрузкой полезных ископаемых, включая расходы по приему, перекачке, перевалке, сливу, наливу, хранению, смешению;
6) издержки третьих сторон (поставщиков услуг), оплаченные при транспортировке и (или) сбыте, включая, складские расходы, стоимость экспедиторских услуг и оплату услуг грузового инспектора;
7) расходы, выставляемые транспортными компаниями по качеству полезных ископаемых (банк качества нефти);
8) расходы по страхованию полезных ископаемых;
9) транспортно-экспедиторские услуги;
10) стоимость банковских услуг, вознаграждение покупателя за ранний платеж, расходы по конвертации денежных средств, курсовые разницы, в том числе возникающие при обмене валюты в другие иностранные валюты по рыночному курсу и фактическому курсу сделки обмена валюты в один и тот же день, расходы по аккредитивам;
11) расходы по прохождению турецких проливов, по перемещению между причалами в порту погрузки по причинам, зависящим от получателя от имени государства или агента, а также сверхнормативный простой танкеров в порту погрузки;
12) расходы на оплату налогов, экологических платежей, таможенных платежей, таможенных пошлин и сборов, других обязательных платежей в бюджет, связанных с транспортировкой и реализацией полезных ископаемых и являющихся непосредственным обязательством получателя от имени государства или агента, за исключением налогов, уплаченных при неисполнении налоговым агентом обязательств по удержанию таких налогов;
13) расходы по сервисным соглашениям, связанным с управлением и координированием выборки и поставок для целей транспортировки и реализации полезных ископаемых, включая авансовые платежи по данным видам расходов;
14) расходы на юридические, нотариальные услуги и судебно-арбитражные издержки, услуги по экспертизам, почтово-курьерские услуги;
15) расходы по аренде, ремонту, парковке полувагонов, мобилизации и демобилизации вагонов, передвижению полувагонов на пункт обслуживания, очистке и подготовке вагонов, покрытию полувагонов антикоррозийным покрытием, обслуживанию магистральных железнодорожных сетей и объектов инфраструктуры, обслуживанию на маршрутных путях (для обеспечения нужного движения), получению особых условий для транспортировки в полувагонах, комиссии за организацию транспортировки, маневровым работам на станции назначения, подаче-уборке вагонов со станции назначения к терминалу разгрузки, услугам терминала, сопровождению груза, снятию покрытия с вагонов при разгрузке.
17. В случаях, когда расходы относятся к нескольким налоговым периодам, такие расходы принимаются в том налоговом периоде, в котором произведена их оплата.
18. При реализации полезных ископаемых через агента, в случае, если документы, подтверждающие расходы, выставляются поставщиком услуг на имя агента без выделения стоимости услуг, относящихся к объемам полезных ископаемых получателя от имени государства, переданных в счет исполнения обязательств по уплате доли Республики Казахстан, такие расходы распределяются агентом пропорционально соответствующим долям в объемах реализованных полезных ископаемых. Данные расходы передаются агентом получателю от имени государства в виде расчетных таблиц, при этом подтверждающими документами являются расчетные таблицы и копии документов, заверенные агентом.
Глава 3. Исполнение обязательства в натуральной форме по рентному налогу на экспорт и налогу на добычу полезных ископаемых
19. Цена единицы объема полезного ископаемого, передаваемого недропользователем получателю от имени государства в счет исполнения налоговых обязательств по рентному налогу на экспорт и налогу на добычу полезных ископаемых, определяется по следующей формуле:
Ц(уст.) = Цсрвзв. – ТРсрвзв. – Speнт.,
где:
Ц(уст.) – расчетная цена единицы объема полезных ископаемых, рассчитываемая на устье;
Цсрвзв. – средневзвешенная цена реализации единицы объема полезных ископаемых, которая определяется по следующей формуле:
Цсрвзв. = Speaл. / Vобщ.,
где:
Speaл. – общий доход от реализации данного вида полезных ископаемых по всем направлениям за налоговый период, в отношении которого производится передача полезного ископаемого;
ТРсрвзв. – средневзвешенные расходы по транспортировке единицы объема полезных ископаемых, которые определяются по следующей формуле:
ТРсрвзв. = ТР / Vобщ.,
где:
ТР – общая сумма расходов по транспортировке данного вида полезных ископаемых, реализованных за налоговый период, в отношении которого производится передача полезного ископаемого;
Speнт. – сумма рентного налога на экспорт на единицу объема полезных ископаемых, которая определяется по следующей формуле:
Speнт. = S / Vобщ.,
где:
S – сумма рентного налога на экспорт в денежном выражении, исчисленного в соответствии со статьей 302 Налогового кодекса за налоговый период, в отношении которого производится передача полезного ископаемого;
Vобщ. – физический объем реализованных полезных ископаемых данного вида за налоговый период, в отношении которого производится передача полезных ископаемых.
20. Реализация полезных ископаемых, передаваемых недропользователем получателю от имени государства в счет исполнения налоговых обязательств по рентному налогу на экспорт и налогу на добычу полезных ископаемых, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 7-13 настоящих Правил, с учетом положений дополнительного соглашения к контракту на недропользование, заключаемого в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24 июня 2010 года "О недрах и недропользовании", предусматривающего пункт, условия и сроки поставки объемов полезных ископаемых в виде налога на добычу полезных ископаемых, рентного налога на экспорт, передаваемых налогоплательщиком Республике Казахстан в натуральной форме.
21. Определение объема полезных ископаемых, передаваемых в счет уплаты рентного налога на экспорт, производится исходя из суммы налога в денежном выражении, исчисленного в соответствии со статьей 302 Налогового кодекса, и расчетной цены единицы объема полезных ископаемых по следующей формуле:
Vрент. = Speнт. / Ц(уст.),
где:
Vрент. – объем полезных ископаемых, подлежащих передаче налогоплательщиком получателю от имени государства в счет уплаты рентного налога на экспорт в натуральной форме;
Speнт. – сумма рентного налога на экспорт в денежном выражении, исчисленного в соответствии со статьей 302 Налогового кодекса за налоговый период, в отношении которого производится передача полезных ископаемых;
Ц(уст.) – расчетная цена единицы объема полезных ископаемых, рассчитываемая на устье.
22. Определение объема полезных ископаемых, передаваемых в счет уплаты налога на добычу полезных ископаемых, производится исходя из суммы налога в денежном выражении, исчисленного в соответствии со статьей 335 Налогового кодекса, и расчетной цены единицы объема полезных ископаемых по следующей формуле:
Vндпи = Sндпи / Ц(уст.),
где:
Vндпи – объем полезных ископаемых, подлежащих передаче налогоплательщиком получателю в счет уплаты налога на добычу полезных ископаемых в натуральной форме;
Sндпи – сумма налога на добычу полезных ископаемых в денежном выражении, исчисленного в соответствии со статьей 335 Налогового кодекса за налоговый период, в отношении которого производится передача полезных ископаемых;
Ц(уст.) – расчетная цена единицы объема полезных ископаемых, рассчитываемая на устье.