Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан "Об утверждении Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан до 2025 года".
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Мамин |
УКАЗ
Президента Республики Казахстан
Об утверждении Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан до 2025 года
В целях реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 2 сентября 2019 года "Конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана" ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития гражданского общества в Республике Казахстан до 2025 года.
2. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
3. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.
Президент Республики Казахстан |
К.Токаев |
УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Республики Казахстан от" " 2020 года № |
КОНЦЕПЦИЯ
развития гражданского общества в Республике Казахстан
до 2025 года
Раздел 2. Анализ текущей ситуации в сфере развития гражданского общества в Республике Казахстан
Раздел 3. Обзор международного опыта
Раздел 4. Видение развития сферы гражданского общества
Раздел 5. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Раздел 6. Этапы реализации Концепции
Перечень правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции
Раздел 1. Введение
Согласно Конституции Республики Казахстан, народ Казахстана сознает себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желающим занять достойное место в мировом сообществе.
Республика Казахстан - демократическое, светское, правовое и социальное государство, в котором признается политическое и идеологическое многообразие, а высшими ценностями являются гражданин, его жизнь, права и свободы. Основополагающие принципы Казахстана - это общественное согласие, политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, патриотизм и решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте.
В развитие этих конституционных положений в соответствии с указами Президента Республики Казахстан от 19 июня 2019 года № Т1 "О мерах по реализации предвыборной программы Президента Республики Казахстан "Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс", от 10 сентября 2019 года № 152 "О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 2 сентября 2019 года "Конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана", а также предложениями, полученными в ходе общенациональной акции "Бірге", разработана настоящая Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан до 2025 года (далее - Концепция).
Концепция закрепляет меры по созданию условий для развития гражданского общества и его институтов, вовлечение граждан в обсуждение ключевых задач государства и общества с целью их полноценного решения с учетом идеологического и политического многообразия и конкуренции, плюрализма мнений, разнообразия форм и методов гражданской активности.
Гражданское общество должно основываться на равноправном и конструктивном партнерстве с государством и бизнесом, являясь одним из основных условий построения правового, демократического, социального государства, с учетом необходимости обеспечения прав на свободу выражения мнений и мирных собраний, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах.
Гражданское общество полноценно формируется и развивается только в условиях демократии, которая предполагает:
возрастание значения человеческой личности;
верховенство права;
наличие у граждан возможностей и механизмов обеспечения, соблюдения и защиты своих прав и свобод;
экономическую самостоятельность на базе частной собственности;
многообразие форм самореализации индивидов;
конструктивное взаимодействие государства с максимально возможным количеством граждан и организаций гражданского общества.
Так как власть и гражданское общество имеют взаимодополняющие роли, их сотрудничество должно основываться на следующих принципах взаимодействия, которые могут включать, но не ограничиваться:
признание государством экономического, политического и идеологического плюрализма общества;
признание государством прав человека и гражданина высшей ценностью и их защита, невмешательство государства в частную жизнь граждан.
Государственные органы уважают права граждан и их объединений самостоятельно ставить перед собой цели и управлять своей деятельностью в рамках конституционного порядка;
наличие взаимных обязанностей и ответственности гражданского общества и государства. Деятельность в пользу общественных интересов требует как от объединений граждан, так и институтов государственных органов открытости, чувства ответственности и готовности давать отчет о своей деятельности и использовании расходуемых для этого средств;
взаимный отказ общества и государства от использования насильственных и незаконных действий;
партнерство объединений граждан и государственных органов, позволяющее осуществлять целесообразное сотрудничество и распределять обязанности для улучшения действий в соответствии с общественными интересами;
политическая независимость гражданской инициативы. Объединения граждан по своей деятельности являются свободными и независимыми в рамках закона. При поддержке гражданской инициативы за счет бюджетов и фондов публичного сектора следует избегать ограничений политического характера;
предотвращение коррупции. При выборе государственными органами договорных партнеров по сотрудничеству из числа объединений граждан, а также оказании публичных услуг и делегировании иных обязанностей объединениям граждан будет способствовать исключению коррупционных рисков;
рациональное и сбалансированное развитие. Объединения граждан и государственные органы в своей деятельности и при взаимном сотрудничестве исходят из принципов рационального и сбалансированного развития;
равное отношение ко всем. Объединения граждан и государственные органы уважают принципиальное равенство всех граждан и их объединений при доступе к возможностям участия в общественной жизни;
стремление к социальному, межэтническому, межконфессиональному миру, партнерству и согласию.
Эффективное взаимодействие гражданского общества и государства невозможно при отсутствии сильных и независимых общественных институтов. В этой связи возрастает необходимость внесения изменений в законодательство страны в целях улучшения их функционирования и оказания им всесторонней поддержки со стороны государства. Вносимые изменения должны соответствовать следующим принципам развития гражданского общества:
обеспечение прав человека на свободное создание, присоединение и участие в организациях гражданского общества по собственному выбору при осуществлении прав на свободу выражения мнений, мирных собраний и ассоциаций;
соответствие международно-правовым обязательствам любых ограничений, которые могут быть возложены на организации гражданского общества при реализации прав на свободу выражения мнений, мирных собраний и ассоциаций;
приверженность государства к исключительному принятию законов и административных мер, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия для деятельности организаций гражданского общества;
невмешательство государства в деятельность организаций гражданского общества, включая вопросы управления и принятия решений;
ни одно из объединений граждан не может во взаимоотношениях с публичной властью представлять интересы всего гражданского общества;
создание условий для институциональной поддержки деятельности организаций гражданского общества в качестве стратегических инвестиций;
сохранение права организаций гражданского общества на свободный выбор источников финансовой поддержки со стороны государственных, частных, иностранных и международных организаций без наложения дополнительных обязательств;
усиление и расширение механизмов общественного участия и влияния на деятельность государственных органов и организаций с государственным участием;
развитие многообразия форм общественного участия в законотворческом процессе и влияния на правовую политику страны.
Исходя из этих основополагающих принципов, целью настоящей Концепции является создание благоприятных условий для развития гражданского общества и обеспечение эффективных путей взаимодействия граждан с государством в различных формах на основе равноправного партнерства.
Раздел 2. Анализ текущей ситуации в сфере развития гражданского общества в Республике Казахстан
Гражданское общество можно определить, как совокупность нравственных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и групп, свободно и добровольно создающих объединения, ассоциации, союзы для удовлетворения собственных потребностей и интересов.
Потребности и интересы различных социальных групп и индивидов осуществляются через такие институты гражданского общества, как политические партии и движения, местные сообщества, профессиональные союзы, религиозные объединения, творческие, общественные и научные союзы и объединения, бизнес организации, средства массовой информации, а также общественные объединения и неправительственные организации (далее - НПО), реализующие широкий спектр услуг для общества.
В отличие от государственных структур, в гражданском обществе преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи - отношения координации, конкуренции между образующими его структурами и различными группами людей.
К числу признаков гражданского общества также следует отнести наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, самоуправляемость, свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм, всеобщую информированность и прежде всего, осуществление прав гражданина на доступ к информации.
Гражданское общество и правовое государство объединены рядом структурных связей, без которых не может успешно существовать ни то, ни другое. Идея правового государства, заложенная в Конституции Республики Казахстан, предполагает взаимоуправление гражданского общества и государства, снижение монополии государства на власть с изменением соотношения свободы государства и общества одновременно в пользу последнего и отдельной личности.
Гражданское общество в своей базовой единице состоит из граждан. Воспитать гражданина - значит ввести его в систему ценностей демократии. Эта система выводится из сущности гражданского общества, как всей совокупности общественных отношений.
Гражданская активность, как инициативное и добровольное участие людей в общественной жизни и решении вопросов повседневной жизни своего края, является важной составной частью демократического устройства общества. Государственные органы поддерживают ее созданием благоприятной правовой среды, информированием населения о своей деятельности и вовлечением граждан и объединений в планирование и выполнение решений.
Объединения граждан являются каналами представления разных понятий и интересов в обществе, через которые граждане получают информацию и выражают свое мнение по поводу планируемых решений. Если лица, принимающие политические решения, ведут диалог с общественностью и считаются с внесенными в процессе публичного обсуждения предложениями, повысится степень доверия граждан к государственным институтам.
Становление гражданского общества в стране было отражено в Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстана на 2006 - 2011 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 25 июля 2006 года № 154.
Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстана на 2006 - 2011 годы стала основой для совершенствования, дальнейшей разработки и принятия законодательных и иных правовых актов, нацеленных на создание благоприятных условий для развития институтов гражданского общества.
Основным показателем реализации Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстана на 2006 - 2011 годы стало внедрение системы государственного социального заказа, в результате чего на данный момент наблюдается рост показателя с 574,8 млн. до 20 млрд, тенге с последующей динамикой в сторону увеличения в связи с передачей государственных функций в конкурентную среду.
Принята очередная Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, которая внесла свою лепту в совершенствование правовой идеологии, права (законодательства), юридической практики, укрепление юридического суверенитета Казахстана, как демократического, правового, светского и социального государства.
Стратегия "Казахстан - 2050": новый политический курс состоявшегося государства" и План нации - 100 конкретных шагов также определили актуальность перезагрузки неправительственного сектора, необходимость формирования новых подходов и платформ для работы с институтами гражданского общества.
Изменения, внесенные в законодательство о государственном социальном заказе, позволили внедрить отраслевой принцип и расширить участие профильных государственных органов в реализации совместных социальных проектов с НПО.
Концепция развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2020 года повысила гражданскую активность казахстанцев, их заинтересованность и участие в решении вопросов местного значения.
Закон Республики Казахстан "О профессиональных союзах" придал новый импульс развитию социального диалога и партнерства.
Вектор текущего развития неправительственного сектора был задан Национальным планом по развитию взаимодействия неправительственных организаций и государства в Республике Казахстан на 2016 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан на 28 декабря 2018 года № 159-р.
Закон "Об общественных советах" и пакет взаимосвязанных с ним законов о противодействии коррупции, государственной службе, доступе к информации, персональных данных и их защите, законодательно закрепил институт общественных советов и обеспечил эффективную обратную связь государственных органов с институтами гражданского общества и населения.
Введение новых форм финансирования НПО в виде грантов и премий стало результатом признания неправительственного сектора, как одного из активных институтов гражданского общества в решении социальных задач, что способствовало увеличению числа граждан, занятых в гражданском секторе.
Для обеспечения транспарентности и независимости процедур распределения грантовых средств в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1192 "О некоторых вопросах грантового финансирования неправительственных организаций" создан Оператор в сфере грантового финансирования НАО "Центр поддержки гражданских инициатив".
В целях совершенствования системы государственного социального заказа в 2018 году законодательно регламентирован порядок формирования государственного социального заказа и разработаны стандарты. Впервые внедрена оценка результатов проектов НПО за счет государственного финансирования.
Приняты законы "О волонтерской деятельности", "О благотворительности", "О саморегулировании", которые способствовали формированию новой системы взаимоотношений государства и гражданского общества.
На VIII Гражданском форуме выработаны решения по совершенствованию механизмов развития гражданского общества.
В этом контексте произошло накопление целого ряда предпосылок, для того чтобы по-новому посмотреть на роль институтов гражданского общества.
В Послании Президента народу Казахстана от 2 сентября 2019 года "Конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана" отмечена необходимость внедрения концепции "слышащего государства" - модели оперативного и эффективного реагирования на конструктивные запросы граждан для формирования обратной связи между гражданами и государственными органами. Идея "слышащего государства" предполагает повышение чувствительности государственного аппарата к запросам населения, выработку лучших технологий и практик коммуникаций между властью и обществом.
Казахстан является участником более 200 международных конвенций и многосторонних соглашений. В настоящее время в стране внедрен институт независимого мониторинга в отношении нескольких конвенций, в частности, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, к которой Казахстан присоединился 29 июня 1998 года. Участие гражданского общества в данном процессе является ценным инструментом и оказывает поддержку государству в эффективном выполнении Конвенции на национальном уровне.
Республика Казахстан поддержала Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года и презентовала первый Добровольный Национальный Обзор о реализации Повестки Дня до 2030 года на Политическом форуме по устойчивому развитию в Нью-Йорке в июле 2019 года.
Ключевые партнеры гражданского общества принимают участие в национальных рабочих группах, межгосударственных переговорах, организованных Организацией Объединенных Наций (далее - ООН).
Одним из инструментов совместной работы государственных органов и представителей гражданского общества стал Национальный совет общественного доверия - консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан. Он является одним из источников идей для общественно-политической модернизации и дальнейшего укрепления многопартийности, политической конкуренции и плюрализма мнений в стране.
В настоящее время в Казахстане официально зарегистрированы и действуют 6 политических партий, 22 763 НПО различной направленности, 3738 религиозных объединений, представляющих 18 конфессий, 3494 СМИ различных форм собственности, 233 общественных совета, 3 крупных республиканских объединения профсоюзов, которые включают 36 отраслевых и 19 территориальных организаций.
За период с 2011 по 2019 годы достигнуты следующие результаты:
1) обеспечен количественный рост НПО, расширился спектр их деятельности в реализации социальной политики;
2) проведены V, VI, VII и VIII Гражданские форумы, которые стали драйверами проведения последовательной политики по укреплению роли НПО в обществе;
3) внедрены формы общественного контроля через общественные советы;
4) функционирует многопартийный Парламент;
5) расширены механизмы участия граждан в процессе принятия решений государственного управления;
6) заложены и реализованы правовые основы формирования "открытого и подотчетного правительства".
Вместе с тем, в обществе обозначился ряд проблемных вопросов.
Правительство Казахстана в своем стремлении войти в число 30-ти развитых стран мира объявило, что роль и доля государства в экономике будет сокращаться. На сегодня вместе с квазигосударственным сектором удельный вес государства в экономике достигает 60-80 %.
В этом отношении возрастает роль институтов гражданского общества, которые должны усилить активность казахстанцев, предоставить инструменты для решения проблем. Однако, в настоящее время институты гражданского общества в недостаточной мере отображают общественные интересы. В связи с этим возникает необходимость их усиления.
Среди прочих проблем можно назвать:
несовершенство законодательства, регулирующего деятельность институтов гражданского общества;
отсутствие системы учета вклада неправительственного сектора в экономическое и социальное развитие страны;
низкую вовлеченность населения в работу неправительственного сектора и волонтерское движение;
недостаточный уровень доверия к институтам гражданского общества;
недостаточную работу государственных органов по привлечению институтов гражданского общества к решению проблем;
зависимость НПО от государственного финансирования, отсутствие диверсификации источников поступления средств;
высокую конкуренцию за государственное финансирование между организациями третьего сектора;
слабую координацию между запросами населения и целевым выделением средств;
кадровый дефицит в организациях неправительственного сектора;
недостаточно развитый институт благотворительности;
недостаточную транспарентность третьего сектора;
недостаточно развитое партнерство между участниками гражданского общества;
слабую представленность казахстанских институтов гражданского общества на международных площадках.
При этом произошла смена парадигм социально-экономического развития в условиях Четвертой промышленной революции. Однако мировой мейнстрим — это ставка на человеческий капитал. Именно человек с его потребностями, простыми жизненными ожиданиями, мечтами, практиками - все, что составляет часть инклюзивного экономического развития.
В Стратегическом плане развития Республики Казахстана до 2025 года (далее - Стратегплан), утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636, обозначено, что развитие новейших навыков и способностей людей - критически важная задача для дальнейшего продвижения Казахстана в "тридцатку развитых стран".
Гражданское общество также будет перестраиваться, внедрять и использовать новые технологии, получать новые компетенции.
Традиционные институты гражданского общества адаптируются к новым условиям, когда возникает альтернатива в лице малых инициативных групп и даже отдельных лиц, формирующих тренды - так называемые трендсеттеры (лидер мнений), которые могут повлиять и мобилизовать значительные массы людей, включая журналистов и бизнес, минуя необходимость прохождения формальных процедур согласования и одобрения.
Поэтому у традиционных институтов возникают сложности к получению адекватной обратной связи от населения, чтобы принимать необходимые решения. Следует отметить, что это общемировая тенденция, которая кроется в необходимости совершенствования практик, механизмов и законодательства, нацеленного на обеспечение прозрачности и снятия барьеров для населения в разрешении жизненных ситуаций.
Исходя из общемировых тенденций, данная Концепция предусматривает развитие системы общественного участия в разработке и реализации государственных программ и инициатив, содействие в улучшении социально- экономической политики государства, укрепление системы партнерства государства, бизнеса и гражданского общества, повышение устойчивости гражданского общества, а также политическую трансформацию и модернизацию.
Раздел 3. Обзор международного опыта
Анализ международного опыта демонстрирует общность признаков понятия гражданского общества и практически не отличается от определений ведущих международных организаций.
К примеру, Всемирный банк использует термин "организации гражданского общества" для обозначения широкого спектра неправительственных и некоммерческих организаций, участвующих в общественной жизни, выражающих интересы и ценности своих членов или иных лиц и руководствующихся при этом этическими, культурными, политическими, научными, религиозными или филантропическими соображениями.
Организация экономического сотрудничества и развития дает схожее определение организациям гражданского общества - это "множество ассоциаций, вокруг которых общество добровольно самоорганизуется и которые представляют широкий круг интересов и связей. Они могут включать в себя общественные организации, организации коренных народов и неправительственные организации".
Демократические процессы в мировой практике приобретают характер устойчивых моделей государственного строительства, ключевая роль в котором принадлежит гражданскому обществу.
Принятие общественного договора
Главным критерием функционирования гражданского общества в мировой практике является принятие общественного договора, закрепляющего партнерство между государственными структурами и институтами гражданского общества для повышения качества жизни в обществе и государстве, побуждения общественности к активному поддержанию государственных структур в их усилиях в области политики, экономики, права, культуры. Это партнерство должно характеризоваться взаимопониманием, доверием и равными условиями для обоих партнеров. Для достижения подобного партнерства государственным органам следует согласовывать действия с гражданским обществом для улучшения качества оказываемых населению услуг.
Потребность в системном понимании и формировании взаимоотношений между правительством и организациями третьего сектора была осознана во многих странах мира, а также крупных международных организациях, таких как ООН и Евросоюз.
Таким образом, в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии подписаны генеральные соглашения (договоры) между некоммерческим сектором и правительством, где обозначено общее понимание роли и важности третьего сектора для современного демократического общества. В Эстонской Республике договор принят парламентом в качестве "Концепции развития гражданского общества". В Республике Хорватия договор принял форму Программы сотрудничества между правительством и неправительственным некоммерческим сектором. В Канаде реформа взаимоотношений между двумя секторами выражена в форме документа под названием "Совместные круглые столы".
Данные документы служат основой для трансформации взаимоотношений между государством и гражданским сектором.
В целом зарубежный опыт во взаимодействии граждан и власти показывает, что помимо принятия всеобъемлющих документов (договоров, концепций, программ сотрудничества, совместных круглых столов и других) используются различные формы контактов и сотрудничества между властью и обществом.
К примеру, Концепция развития гражданского общества Эстонии предусматривает следующие принципы:
1. развивать гражданскую инициативу и демократию участия;
2. ценить добровольную деятельность как важный компонент бытия гражданина;
3. развивать лучшее изучение и соблюдение экономических, социальных и политических прав и обязанностей граждан;
4. развивать чувство ответственности граждан перед своей семьей, согражданами, родным краем, государством и всем миром;
5. осознавать ценности и принципы, лежащие в основе сотрудничества между объединениями граждан и публичной властью, и разграничивать взаимные обязанности, права и приоритеты деятельности;
6. создавать благоприятную среду для функционирования и укрепления объединений граждан как непременного условия развития демократии;
7. развивать систему поддержки гражданской инициативы;
8. распространять добрые обычаи сотрудничества и знания, способствующие сотрудничеству между учреждениями и гражданами и их объединениями;
9. шире вовлекать граждан и их объединения в процесс разработки, осуществления и анализа политических концепций и правовых актов, и развивать необходимые для этого каналы информации и механизмы;
10. признавать и принимать во внимание при устройстве общественной жизни специфичные интересы и потребности недостаточно представленных или недостаточно признанных граждан и их объединений;
11. создавать среду, способствующую благотворительности и филантропии, с привлечением коммерческого сектора.
Общественное участие
Одним из примеров успешного внедрения модели "слышащего правительства" является Республика Польша, где внедрен принцип инклюзивного планирования с вовлечением населения, уязвимых групп и активных граждан на местном уровне. Центральные органы власти сосредоточены на стратегических вопросах, посредством делегирования своих функций на более низкий уровень. Изменена система управления государственными финансами - созданы независимые бюджеты и внедрена ответственность за ведение финансовой политики на уровне местного самоуправления.
В США республиканское правительство основано на принципах самоуправления, где граждане страны контролируют многие политические аспекты. Органы самоуправления свободны от внешнего государственного контроля или внешнего политического влияния.
Взаимодействие институтов гражданского общества с государством
В мировой практике широко используются методы создания буферных операторов, свободно коммуницирующих в проблемной адресной среде.
Это - квазинеправительственные организации, созданные и финансируемые правительством, подотчетные ему по финансам, но независимые в своей деятельности.
Выделяются неправительственные исполнительные организации, реализующие часть функций госорганов. Есть исполнительно-административные НПО, судебные, консультативные советы по мониторингу. В Великобритании насчитывается порядка 560 таких организаций.
Данная система сложилась в 1990-х годах и продолжает совершенствоваться. Действует система Бондов общественного влияния (SIB - SociallmpactBonds), призванная решить социальные проблемы чувствительных слоев населения или групп риска.
Государственный орган выпускает бонд по оплате специфической социальной услуги (например, снижение наркозависимости подростков). Поставщик услуги ищет инвестора и обеспечивает реализацию. Оплата по бонду идет в случае успешного достижения результата.
Реализуется программа "Органайзеры сообществ". Ее цель - становление самоорганизации и самоуправления локальных сообществ. При государственном финансировании Программа реализуется общественной организацией Locality. По сути, данная НПО получила полномочия по проведению региональной политики.
Используется практика стратегического партнерства, когда государство осуществляет долгосрочное сотрудничество с наиболее авторитетными НПО. Государственное финансирование стратегических партнеров позволяет проводить массовые социальные мероприятия, тематические конференции и исследования.
В США правительственные агентства-операторы, распределяют конкретные полномочия между не связанных с государством НПО и координируют их деятельность.
Крупнейшим оператором подобного рода является Корпорация государственной и муниципальной службы. Она консолидирует НПО в рамках программ Правительства AmeriCorps, Senior Corps и Learn and Serve America.
В Сингапуре инструментом делегирования социальных функций государства выступают добровольные благотворительные организации (ДБО, Voluntary welfare organizations). Всего в Сингапуре насчитывается 425 ДБО, направления деятельности сконцентрированы на социально-бытовых, медицинских, психологических, педагогических, трудовых и правовых услугах. Под патронажем ДБО - дома престарелых, детские дома, психиатрические лечебницы.
Применение международных стандартов, принципов и критериев индексов развития гражданского общества
В мире существует ряд объединений гражданского общества, применяющих инструменты оценки и индексы развития гражданского общества. Внедрение данных механизмов в Казахстане позволит выстроить эффективную модель гражданского общества.
Наряду с этим, в своей деятельности институты гражданского общества руководствуются и стремятся демонстрировать приверженность принципам Кодекса этики и поведения для организаций гражданского общества (The Code of Ethics and Conduct for NGOs).
Современные тренды развития гражданского общества
На сегодняшний день международный опыт свидетельствует, что глобальные тренды развития гражданского общества демонстрируют ряд устойчивых тенденций.
1. На международном уровне растет доверие к институтам гражданского общества и уровень их влияния на принятие управленческих решений в государственном и корпоративном секторах. По прогнозу Всемирного экономического форума в перспективе разрыв между уровнем доверия населения к государственным учреждениям и крупным корпорациям и уровнем влияния институтов гражданского общества на сознание населения будет увеличиваться.
2. Институты гражданского общества участвуют в формировании глобальной Повестки дня и активно ее реализуют. Сегодня международные НПО, имеющие устойчивую структуру, активно участвуют в официальных консультативных процессах, многосторонних форумах, таких как G20 и ООН.
Например, в ходе ежегодных совещаний Международного Валютного Фонда и Группы Всемирного Банка проводится отдельный Форум по вопросам политики для гражданского общества. На нем обсуждаются перспективы мировой экономики, вопросы глобальной финансовой стабильности, занятости и искоренения нищеты.
3. Мир становится гиперсвязанным. Благодаря расширению доступа к интернету, социальным сетям и технологиям мобильных телефонов растет сила личности как виртуального гражданина. Масштаб социальных сетей изменил парадигму выражения гражданской позиции отдельного человека или группы людей. Традиционные институты гражданского общества конкурируют с новыми сетевыми институтами за право обладания монополией на выражение мнения населения.
4. Правительствами стран ставятся задачи не в построении гражданского общества, а в развитии социальной сплоченности. Она предполагает активное участие населения в решении актуальных проблем его жизнедеятельности, в преодолении социальной изоляции и социальной дезинтеграции (бедности, бездомности, сиротства и др.).
5. Крупный бизнес и технологии блокчейн могут заменить некоторые государственные институты и оказывать положительное воздействие на сложные социальные проблемы, обеспечив прозрачность принятия решений. Компания JPMorgan, которая является коммерческой и инвестиционной финансовой компанией, прогнозирует, что в ближайшее десятилетие бизнес- сообщество вложит до 1 триллиона долларов в реализацию социальных проектов.
Казахстан движется в одном направлении с мировыми трендами и существует понимание того, что новая социальная активность будет влиять на повседневную жизнь людей и государства. Гражданское общество может и должно стать проводником новой трансформации. В Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2025 года заложены следующие принципиальные изменения для Казахстана:
от подхода "забочусь только о себе и близком круге" - к "ответственному гражданину", заботящемуся о городе и стране;
от выборочных примеров для подражания для молодого поколения - к ролевым моделям во всех сферах жизни;
от частичного заимствования зарубежных культур - к продвижению национальной культуры как в стране, так и за ее пределами;
от полиэтничного народа Казахстана - к сильному гражданскому обществу и единой нации на основе гражданской идентичности.
Раздел 4. Видение развития сферы гражданского общества
Видение сферы гражданского общества заключается в том, что гражданское общество:
обеспечивает взаимовыгодный диалог между обществом и государством;
обеспечивает механизм обратной связи для повышения эффективности государственного управления и общественного контроля;
создает благоприятные условия для участия граждан в принятии решений в условиях подотчетности и прозрачности государства.
Для достижения этого видения необходимо решение задач, направленных на развитие гражданской активности, совершенствование механизмов взаимодействия государства с институтами гражданского общества, повышение уровня участия граждан и институтов гражданского общества в процессе принятия решений, укрепление потенциала институтов гражданского общества и вовлечение гражданского общества для реализации целей устойчивого развития ООН в Казахстане.
Основные задачи Концепции:
создание благоприятных условий для развития гражданского общества и его институтов, в том числе в общественно-политической сфере;
поддержка и развитие гражданской активности;
повышение уровня участия граждан и институтов гражданского общества в процессе принятия решений и управлении государственными делами;
укрепление потенциала институтов гражданского общества;
Вовлечение гражданского общества в имплементацию целей устойчивого развития ООН в Казахстане.
Задача 1. Создание благоприятных условий для развития гражданского общества и его институтов, в том числе в общественно-политической сфере.
1.1. "Модернизация общественно-политической сферы"
В рамках подзадачи будут приняты следующие меры: внесение изменений и дополнений в законодательство о политических партиях, избирательное законодательство, системы социального партнерства, о средствах массовой информации, о мирных собраниях.
- внесение изменений и дополнений в законодательство о политических партиях, облегчающие создание и усиливающие роль политических партий в политической системе страны. Создание условий для действительного политического многообразия и политического плюрализма с тем, чтобы политические партии отражали политические интересы как большинства, так и меньшинства, и содействовали устойчивому политическому развитию государства и общества;
- внесение изменений и дополнений в избирательное законодательство, процессов и процедур для укрепления конституционной демократии и прямого представительства граждан в выборных органах власти. Создание законодательных, институциональных и экономических основ для развития эффективного местного самоуправления, в том числе в части стимулирования участия и заинтересованности населения в решении вопросов местного значения, участия граждан в системе оценки эффективности деятельности местной власти, мониторинге использования бюджетных средств, укрепления самостоятельности и подотчетности перед населением акимов нижних уровней в решении актуальных региональных и местных вопросов;
- дальнейшее совершенствование системы социального партнерства. Обеспечение участия профессиональных союзов в формировании национальной политики в сфере труда. Содействие организованной защите трудовых прав;
- внесение изменений и дополнений в законодательство о средствах массовой информации для усиления их независимости, стимулирования честной и объективной журналистики, недопущения монополизации информационного пространства. Содействие обеспечению эффективного доступа к информации для обеспечения прозрачности и подотчетности органов государственной власти. Укрепление институт политических дебатов как средство повышения уровня информирования общества о программах, инициативах различных политических партий и групп для обеспечения гражданам возможности более обоснованно выбирать свои политические предпочтения;
- внесение изменений и дополнений в законодательство о мирных собраниях для обеспечения права граждан выражать свое мнение в публичных местах, в том числе с критикой правительства, для обеспечения одной из форм обратной связи между гражданами и государством.
1.2. "Совершенствование законодательных и институциональных основ для развития гражданского общества"
В рамках подзадачи будут приняты следующие меры: внесение изменений и дополнений в законодательство о некоммерческих организациях, совершенствование процедур нормотворчества, ориентированных на вовлечение гражданского общества в процесс обсуждения законодательных инициатив, совершенствование формы и процедуры участия граждан и институтов гражданского общества.
- внесение изменений и дополнений в законодательство о некоммерческих организациях, в том числе общественных объединениях, предусмотрев возможность создания и деятельности неформальных организаций и облегчив требования к регистрации общественных организаций. Гражданское общество является ключевым партнером государства для повышения эффективности государственного управления, а некоммерческие организации как институциональные формы гражданской активности позволяют обеспечить взаимовыгодный диалог между обществом и государством;
- принятие дополнительных мер, направленных на совершенствование процедур нормотворчества, ориентированных на вовлечение гражданского общества в процесс обсуждения законодательных инициатив. Участие институтов гражданского общества на стадиях подготовки концепций, разработки и принятия проектов правовых актов позволит повысить качество принимаемых управленческих решений и приблизить граждан к процессу законодательства.
- совершенствование формы и процедуры участия граждан и институтов гражданского общества, в том числе общественных советов, рабочих групп, консультативно-совещательных структур и других каналов обратной связи в принятии решений, а также обеспечение их эффективными процедурами.
Задача 2. Поддержка и развитие гражданской активности
2.1. "Поддержка гражданской активности"
В мировой практике одним из ведущих ресурсов развития государства является человеческий и социальный капитал, в основе которых находятся люди, а также их потенциал и развитие.
В рамках данной подзадачи необходимо создать благоприятные условия для развития гражданской активности в обществе через различные формы, в том числе, такие как волонтерство и благотворительность. Кроме того, необходимо организовать масштабную и системную работу по стимулированию развития множества гражданских инициатив, которые будут затрагивать все сферы общественной жизни, и станут фундаментом разработки государственных программ и проектов.
Будут приняты следующие меры: развитие волонтерства в стране, стимулирование благотворительности.
- реализация комплекса мер, направленных на системное развитие волонтерства в стране, через функционирование созданных эффективных механизмов и благоприятных условий для вовлечения граждан в практику волонтерской деятельности. Для этого необходимо активизировать участие граждан в волонтерской деятельности, способствовать их вовлечению в практику оказания повседневных добрых дел. Продолжить реализацию мер, организованных в рамках Года волонтера, для дальнейшего системного развития волонтерской деятельности и укрепления культуры волонтерства в разных возрастных и социальных группах. Продолжить практику продвижения модели вовлечения граждан в развитие отраслевого волонтерства, конкретных кейсов волонтерской деятельности для повышения привлекательности волонтерских услуг для населения. Продолжить реализацию мероприятий, направленных на расширение международного сотрудничества в сфере волонтерской деятельности, в том числе участие граждан Казахстана в работе ООН.
- принятие мер по стимулированию благотворительности через принятие социальных и экономических мер для благотворительных организаций, бизнес- структур и граждан, участвующих в благотворительной деятельности. Обеспечение прозрачности механизмов благотворительности. Проведение работы по трансформации культуры благотворительности - от адресной помощи к выделению грантов. Внедрение стимулов для развития и популяризации культуры благотворительности среди населения. Проведение работы по развитию местных благотворительных фондов для поддержки гражданских инициатив.
2.2. "Развитие гражданской активности"
- расширение возможности для самореализации граждан в формальных и неформальных гражданских инициативах путем создания благоприятного законодательного регулирования. и других условий необходимых для деятельности таких инициатив;
- создание условий для переориентации граждан от подхода "забочусь только о себе и близком круге" к "ответственному гражданину", заботящемуся о своем месте проживания и Родине. Идеология "ответственного гражданина" будет предполагать, что граждане станут ответственными налогоплательщиками и будут участвовать в контроле над расходованием бюджетов разных уровней;
- внедрение системы правового просвещения граждан, чтобы они обладали компетенциями для участия в процессе принятия решений и контроле расходования бюджетных средств;
- повышение роли высших учебных заведений в развитии гражданского общества и формировании правовой культуры;
- внедрение подходов инклюзивного планирования сельских/городских территорий на основе оценки интересов и потребностей местного сообщества. Создание условий для развития местных сообществ (community-центры), как модели организации гражданского общества. Создание условий для активного вовлечения граждан в решении насущных вопросов на местах, более широкого вовлечения НПО (информирование, консультирование, общественное участие) в продвижении высоких стандартов качества жизни.
Задача 3. Повышение уровня участия граждан и институтов гражданского общества в процессе принятия решений и управлении государственными делами.
3.1. "Создание системы гражданского контроля".
Объективно, что организации гражданского общества, как формальные, так и неформальные, занимают значимое место в общественной жизни Казахстана, активно участвуя в процессах управления государственными делами. Организации гражданского общества направляют свои усилия на решение общественных проблем, снятие социального напряжения, инклюзивное распределение ресурсов и помощи, связь с целевыми группами.
Перед казахстанским обществом стоит задача усилить роль институтов гражданского общества и их влияние на принятие решений и управление государственными делами, и таким образом на решение проблем в различных сферах общественной жизни.
Для этого нужно будет провести ряд изменений, которые создадут условия для развития институтов гражданского общества, привлечь человеческий капитал и увеличить его влияние на политику, экономику, правовую систему, культуру общества и процесс управления государства. В контексте изложенного будут разработаны и реализованы следующие меры: усиление механизмов гражданского контроля, введение регламента общественных слушаний, внедрение системы гражданского мониторинга и контроля за реализацией государственных программ и проектов, участия гражданского общества в составе советов директоров социально-значимых предприятий квазигосударственного сектора, участия гражданского общества в независимом мониторинге, внесение изменений в законодательство.
- усиление механизмов гражданского контроля через различные институты гражданского общества, а также общественные советы. На сегодняшний день уже введены механизмы конкурсного отбора в составы общественных советов; решен вопрос по организационному обеспечению деятельности общественных советов. Общественные советы станут одним из эффективных механизмов обратной связи с населением;
развитие и усиление институтов общественных слушаний через введение регламента общественных слушаний на основе международных стандартов и рекомендаций (по примеру, указанной в конвенции Европейской Экономической Комиссии ООН "О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды").
Институт общественных слушаний должен создавать условия для активного и инклюзивного участия граждан в обсуждении вопросов, затрагивающих их интересы, других актуальных вопросов, волнующих население, в том числе по законодательным актам, касающихся прав и свобод человека;
внедрение системы гражданского мониторинга и контроля за реализацией государственных программ и проектов, осуществляемых за счет бюджета с широким участием общественности через такие инструменты, как:
1) проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов с привлечением общественности и экспертного сообщества;
2) проведение на постоянной основе общественного контроля в форме общественного мониторинга и отчетов над деятельностью государственных органов, включая полицию;
- обеспечение участия гражданского общества в составе советов директоров социально-значимых предприятий квазигосударственного сектора для повышения прозрачности в процессе принятия решений по управлению государственными активами;
обеспечение участия гражданского общества в независимом мониторинге обязательств государства, которые были заимствованы в рамках ратификаций международных конвенций и многосторонних соглашений;
внесение изменений в законодательство, закрепив права и обязательства, обеспечивающие участие разнообразных институтов гражданского общества в процессе разработки государственных программ и планов, представление механизмов мониторинга внедрения целей, доступ к финансированию и иным ресурсам, а также участие в процессе отчетности.
3.2. "Развитие цифровых механизмов взаимодействия с гражданами".
Для решения задачи необходимо принять меры по дальнейшему совершенствованию цифровых механизмов участия граждан и институтов гражданского общества в процессе принятия государственных решений различного уровня.
В рамках подзадачи будут приняты следующие меры: создание общественных онлайн-приемных в государственных органах, создание сервиса по подаче общественных инициатив, усовершенствование форм предоставления и распространения информации, внедрение системы оценки эффективности работы местных исполнительны органов.
- внедрение новых механизмов диалога общества с властью через создание общественных онлайн-приемных в государственных органах, посредством которых граждане получат возможность задавать интересующие вопросы, оставлять предложения и замечания, а также получать мотивированные ответы от государственных органов. Будет мультиплицирован опыт органов внутренних дел страны по созданию общественных приемных в виде фронт-офисов;
- создание сервиса на сайте e-gov.kz по подаче общественных инициатив, где граждане смогут выдвигать различные идеи и проекты для всеобщего обсуждения и отправлять государственным органам консолидированные запросы для решения актуальных вопросов. В рамках "Открытого правительства" будет предусмотрена возможность для голосования по общественным инициативам через электронно-цифровую подпись;
- усовершенствование форм предоставления и распространения информации, такие как портал "открытого правительства" и социальные сети. Информация, предоставляемая государственными органами, на портал "открытого правительства" будет соответствовать международным стандартам и требованиям, доступна для предоставления обратной связи с населением, автоматизации актуализации и визуализации данных, в частности инициатив, но не ограничиваясь этим;
- внедрение системы оценки населением эффективности работы местных исполнительных органов.
3.3. "Трансформация взаимодействия организаций гражданского общества и других институтов гражданского общества и государства".
В рамках данной подзадачи организации гражданского общества станут основным партнером государства в решении социальных вопросов, в реализации государственных проектов и программ с точки зрения анализа и оценки их значимости и необходимости.
Усилена роль уполномоченных по взаимодействию с гражданским обществом. Внедрены ключевые показатели эффективности деятельности уполномоченных, нормативно определен статус уполномоченных, закреплен функционал.
В рамках подзадачи будут приняты следующие меры: совершенствование государственного социального заказа и грантового финансирования, передачи государственных функций в неправительственный сектор, снятие законодательных и прочих барьеров.
- принятие мер по совершенствованию механизмов взаимодействия государства и организаций гражданского общества через совершенствование государственного социального заказа и грантового финансирования, как основных форм государственного финансирования организаций гражданского общества для обеспечения реальных потребностей общества и решения социальных вопросов:
1) разработка политики и процедуры по формированию тематики распределения государственного финансирования, основанных на объективной и независимой оценке социальных проблем и потребностей общества;
2) совершенствование механизмов государственного грантового финансирования с целью обеспечения реализации инициативы снизу и поиска инновационных решений социальных проблем;
3) внедрение социальных технологий, обеспечивающие эффективное партнерство государственных органов и гражданского общества в решении задач общественно-политического и социально-экономического развития страны.
- осуществление перехода на активную фазу процесса передачи государственных функций в неправительственный сектор:
1) проведение анализа всех государственных функций на предмет их возможной передачи в неправительственный сектор, определение условий такой передачи с учетом возможностей данного сектора для оказания качественных услуг населению;
2) разработка Плана по передаче государственных функций организаций гражданского общества.
- снятие законодательных и прочих барьеров для активизации роли организаций и институтов гражданского общества в продвижении инициативы "открытого правительства", а также проведение всестороннего и комплексного независимого мониторинга и внешней оценки законодательства в области доступа к информации и защите персональных данных, а также других сферах правового регулирования.
Задача 4. Укрепление потенциала институтов гражданского общества.
В рамках задачи принять меры по совершенствованию законодательства, обеспечивающего развитие неправительственного сектора в Казахстане, его профессионализацию и активное участие в реализации государственной политики.
4.1. "Профессионализация неправительственного сектора".
В рамках подзадачи будут приняты следующие меры: повышения потенциала неправительственного сектора через постоянную работу Ресурсных центров поддержки НПО и других институтов гражданского общества, развития крупных сетевых организаций, развитие эффективной модели партнерства государства и гражданского общества в Казахстане и регионе Центральной Азии.
- создание условий для повышения потенциала неправительственного сектора через постоянную работу Ресурсных центров поддержки НПО и других институтов гражданского общества (включая неформальные объединения и местные сообщества), которые должны стать центрами компетенций для институтов гражданского общества. Внедрение KPI (Key Performance Indicator) по оценке деятельности данных Центров. Создание системы обучения ИГО, институционального и организационного развития НПО. Внедрение методологии учета вклада институтов гражданского общества в социально- экономическое развитие страны. Формирование реестра верифицированных НПО, рейтинга для предоставления финансирования НПО. Усовершенствование законодательства, поправки которого позволят аккумулировать прибыль для финансово-организационной устойчивости.
Будет создана Академия НПО, на базе которой будут подготовлены лидеры гражданского сектора, социально активные и ответственные граждане Казахстана, бескорыстно служащие казахстанскому обществу;
- создание условий для развития крупных сетевых организаций, объединяющих НПО и других институтов гражданского общества по различным отраслям, которые в качестве стратегических партнеров государства осуществляют функции для реализации общественно значимых приоритетов;
- осуществление глобального позиционирования Казахстана, как хаба по развитию гражданского общества в Центральной Азии. Стать платформой по продвижению демократических принципов, создания баланса между адвокацией и ориентацией на услуги и по развитию эффективной модели партнерства государства и гражданского общества в Казахстане и регионе Центральной Азии.
4.2. "Повышение устойчивости институтов гражданского общества".
Создать условия для диверсификации источников финансирования институтов гражданского общества за счет привлечения средств бюджета, физических и юридических лиц, международных организаций, а также развития коммерческой деятельности НПО.
В рамках подзадачи будут приняты следующие меры: стимулировано развитие социального предпринимательства, повышение прозрачности и эффективности системы государственного финансирования социальных услуг; усиление института оценки социального воздействия.
внедрение мер по стимулированию развития социального предпринимательства, включая закрепление термина "социальное предпринимательство", создание реестра социальных предпринимателей, разработка программ поддержки социальных предпринимателей и механизма диалога игроков экосистемы социального предпринимательства, проработка механизмов выделения микрокредитов и инновационных грантов для поддержки проектов НПО и других институтов гражданского общества. Создание условий для внедрения инноваций в социальной сфере. Разработка Карты развития социального предпринимательства в Казахстане;
- принятие закона, направленного на повышение прозрачности и эффективности системы государственного финансирования социальных услуг, предоставляемых неправительственным сектором.
- усиление института оценки социального воздействия. Разработка методологии оценки воздействия в разных сферах социальных преобразований для стандартизации планирования и оценки влияния с целью повышения программной устойчивости инициатив НПО и других институтов гражданского общества.
Задача 5. "Вовлечение гражданского общества в имплементацию целей устойчивого развития ООН в Казахстане".
В мире за последние десятилетия сформировалась устойчивая тенденция сотрудничества между институтами гражданского общества различных стран. Его целью является выработка эффективных механизмов реагирования на вызовы времени в различных сферах: безопасность, защита прав человека экономическое и социальное развитие, преодоление бедности, защита окружающей среды, образование, наука, культура, оказание экстренной гуманитарной и технической помощи, миротворчество.
На достижение универсально применимых новых глобальных целей направлена Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. В рамках задачи будет активизирована вовлеченность гражданского общества в процесс внедрения и имплементации Повестки дня 2030.
- содействие популяризации Целей устойчивого развития (далее - ЦУР) на национальном уровне с участием всех заинтересованных сторон;
- проведение локализации индикаторов ЦУР и их дальнейшую имплементацию в целях использования в качестве инструмента для планирования различных социальных и экономических программ и проектов;
обеспечить вовлечение местных исполнительных органов и организаций гражданского общества в процесс локализации индикаторов ЦУР и их дальнейшую реализацию.
Создание рабочих и целевых групп по ЦУР, учитывая интересы разных уровней власти и местных заинтересованных сторон, в том числе уязвимых групп населения;
- организация общественного мониторинга реализации ЦУР с участием организаций гражданского общества. Осуществление подготовки региональных докладов по направлениям ЦУР, которые станут основой для Национального доклада о реализации повестки ЦУР в Казахстане, как документа, содержащего анализ и оценку его состояния и тенденций развития на национальном уровне, предложения по формированию, реализации и совершенствованию в этом контексте взаимосвязи гражданского общества и государства.
Рассмотрение стратегий и инициатив открытого правительства, основанных на принципах прозрачности, честности и неподкупности, подотчетности и участия заинтересованных сторон.
Раздел 5. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции будет строиться на принципах системности, последовательности и межведомственного взаимодействия.
В реализации Концепции государство занимает активную поддерживающую функцию, является координатором инициатив, рассматривает стратегическое значение тенденций. Вместе с тем, институты гражданского общества при содействии органов государственной власти должны будут разделить ответственность за достижение результатов.
Результатами реализации Концепции должны стать:
1) рост участия граждан в работе институтов гражданского общества;
2) увеличение числа граждан, занятых в гражданском секторе;
3) повышение уровня доверия к институтам гражданского общества со стороны различных социальных групп;
4) расширение доли граждан, участвующих в волонтерской деятельности;
5) увеличение количества активно действующих неправительственных организаций и других институтов гражданского общества;
6) увеличение доли институтов гражданского общества с финансовой и программной устойчивостью, в том числе социальных предприятий;
7) рост поступления благотворительных взносов в адрес НПО и благотворительных фондов со стороны граждан и бизнеса;
8) повышение уровня удовлетворенности услугополучателей социальных проектов НПО в рамках государственного социального заказа и грантового финансирования;
9) увеличение вклада неправительственных организаций, волонтерской деятельности в социально-экономическое развитие страны;
10) внедрение принципов модели "слышащего государства", доступность органов государственной власти для граждан и институтов гражданского общества;
11) увеличение доли граждан, положительно оценивающих взаимодействие институтов гражданского общества с государственными органами;
12) увеличение количества переданных государственных функций в гражданский сектор;
13) улучшение показателей Казахстана в международных рейтингах (индексах) развития гражданского общества в области соблюдения верховенства закона, свободы СМИ, политических и гражданских свобод;
14) количество региональных и глобальных площадок по развитию гражданского общества, проводимых в Республике Казахстан.
Раздел 6. Этапы реализации Концепции
Реализация предлагаемого комплекса мер по развитию гражданского общества рассчитана на 2020 - 2025 годы и предлагает прохождение следующих этапов:
Первый этап - 2020 - 2022 годы.
На данном этапе реализации Концепции будут приняты меры по совершенствованию законодательства, институционального обеспечения, обеспечивающие развитие институтов гражданского общества.
Будут приняты меры по поддержке и развитию гражданской активности, в том числе через волонтерство и благотворительность.
Будут укреплены механизмы сотрудничества государственных органов, бизнеса и гражданского общества.
Будут приняты меры по совершенствованию процедур, форм и каналов взаимодействия государства и гражданского общества для повышения эффективности принимаемых управленческих решений, прозрачности и подотчетности государственного управления.
Гражданские инициативы станут основой для разработки государственных программ и проектов.
Будет осуществлен переход на активную фазу процесса передачи государственных функций в гражданский сектор.
Будет осуществлен переход на активную фазу процесса передачи государственных функций в гражданский сектор.
Будут усилены механизмы гражданского общества через повышение роли институтов гражданского общества, в том числе общественных советов.
Будет внедрена система общественного мониторинга и контроля за реализацией государственных программ и проектов.
Получит свое развитие институт общественных слушаний через введение регламента общественных слушаний на основе международных стандартов.
Второй этап - 2023 - 2025 годы.
На втором этапе граждане Казахстана будут активно участвовать в деятельности институтов гражданского общества и определяют стратегические направления развития страны совместно с государственными органами.
Институты гражданского общества будут заниматься поиском решений социальных задач через диверсификацию источников финансовых средств, в том числе через предпринимательство.
Институты гражданского общества будут активно участвовать в общественном контроле на всех этапах реализации государственной политики.
Институты гражданского общества будут находится в постоянном диалоге с населением и отражать его интересы.
Институты гражданского общества будут равноправным партнером для бизнеса, реализуя свой экспертный потенциал и оказывая качественные услуги, в том числе на условиях рынка.
Высокое доверие к организациям гражданского общества среди населения и бизнеса позволят им аккумулировать благотворительные и спонсорские пожертвования и эффективно реализовывать социальные проекты и программы, решая социальные вопросы общества.
Между различными институтами гражданского общества работают эффективные, горизонтальные связи, обеспечивающие партнерство и обмен опытом.
Заключительные положения
Реализация Концепции будет способствовать дальнейшему воплощению в жизнь основных ценностей и принципов Конституции Республики Казахстан, идеалов защиты прав и свобод человека и гражданина в контексте новых реалий и своевременного реагирования на мировые тенденции развития гражданского общества.
Эффективность реализации Концепции зависит от конструктивного взаимодействия, доверительного, осознанного и активного участия всех государственных и неправительственных структур, институтов гражданского общества и каждого гражданина, ориентированных на защиту интересов личности, общества и государства.
Реализация государственной политики в сфере гражданского общества позволит решить приоритетные задачи поступательного демократического развития страны.
Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции
1) Конституция Республики Казахстан;
2) Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года;
3) Закон Республики Казахстан от 17 марта 1995 года "О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан";
4) Закон Республики Казахстан от 31 мая 1996 года "Об общественных объединениях";
5) Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года "О средствах массовой информации";
6) Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года "О некоммерческих организациях";
7) Закон Республики Казахстан от 15 июля 2002 года "О политических партиях";
8) Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2005 года "О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан";
9) Закон Республики Казахстан от 28 января 2011 года "О медиации";
10) Закон Республики Казахстан от 2 ноября 2015 года "Об общественных советах";
11) Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года "О доступе к информации";
12) Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года "О благотворительности";
13) Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2016 года "О волонтерской деятельности";
14) Указ Президента Республики Казахстан № 636 от 15 февраля 2018 года "Об утверждении Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан";
15) Послание Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства".