О проекте Закона Республики Казахстан "О Семипалатинской зоне ядерной безопасности"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2021 года № 185

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О Семипалатинской зоне ядерной безопасности".

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
А. Мамин

  Проект

Закон Республики Казахстан
О Семипалатинской зоне ядерной безопасности

      Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие при создании и функционировании Семипалатинской зоны ядерной безопасности.

Глава 1. Общие положения

      Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) уполномоченный орган в области использования атомной энергии (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования атомной энергии;

      2) уполномоченный орган в области охраны окружающей среды – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области охраны окружающей среды и природопользования, а также его территориальные органы;

      3) основные виды деятельности – виды деятельности оператора Семипалатинской зоны ядерной безопасности, соответствующие целям создания Семипалатинской зоны ядерной безопасности;

      4) радиоактивно-загрязненные объекты – земельные участки и объекты, созданные в результате антропогенной деятельности человека, подвергшиеся сверхнормативному радиоактивному загрязнению в результате ядерных испытаний;

      5) Семипалатинская зона ядерной безопасности – ограниченная часть территории Республики Казахстан, подвергшаяся сверхнормативному радиоактивному загрязнению и определяемая Правительством Республики Казахстан, на которой действует специальный правовой режим Семипалатинской зоны ядерной безопасности, предусмотренный настоящим Законом;

      6) паспорт территории Семипалатинской зоны ядерной безопасности – документ, в котором содержится система показателей, характеризующих территорию, а также местонахождение территории и функциональных зон с картой-схемой с определением инфраструктуры, географическими координатами, описанием границ, площади ее территории, с видом режима их охраны, разрешенные и запрещенные виды деятельности, правила посещения, режим работы, сведения о смежных собственниках земельных участков и землепользователях, их обязательства;

      7) объекты инфраструктуры Семипалатинской зоны ядерной безопасности – комплекс производственных и испытательных площадок, технических средств, устройств, инженерных коммуникаций, зданий, сооружений и земельных участков, расположенных на территории Семипалатинской зоны ядерной безопасности и используемых для ее функционирования, расположенных на земельных участках Семипалатинской зоны ядерной безопасности;

      8) оператор Семипалатинской зоны ядерной безопасности (далее – оператор) – юридическое лицо, определяемое в соответствии с настоящим Законом для создания и обеспечения функционирования Семипалатинской зоны ядерной безопасности;

      9) государственный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения – государственный орган, реализующий государственную политику в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, контроль и надзор за соблюдением требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иными законодательными актами Республики Казахстан;

      10) комплексное экологическое обследование территорий, на которых проводились испытания ядерного оружия, – экологическое обследование, направленное на оценку состояния окружающей среды на земельных участках, на которых проводились испытания ядерного оружия, испытания военной техники, в том числе ракетной;

      11) земли зоны ядерной безопасности – земли, предоставляемые в установленном законодательством Республики Казахстан порядке для создания и функционирования зоны ядерной безопасности.

      Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о Семипалатинской зоне ядерной безопасности

      1. Законодательство Республики Казахстан о Семипалатинской зоне ядерной безопасности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

      Статья 3. Цели и задачи создания Семипалатинской зоны ядерной безопасности

      1. Семипалатинская зона ядерной безопасности создается в целях обеспечения безопасности граждан Республики Казахстан, ядерной и радиационной безопасности Республики Казахстан, ограничения распространения радиоактивного загрязнения, реабилитации территории Семипалатинской зоны ядерной безопасности, развития научного потенциала Республики Казахстан, укрепления позиций Республики Казахстан в вопросах мирного использования атомной энергии, создания возможности постепенного возврата чистых земель Семипалатинского испытательного полигона (далее – СИП) в хозяйственный оборот.

      2. Задачами создания Семипалатинской зоны ядерной безопасности являются:

      1) исполнение обязательств государства, в том числе международных, по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, поддержанию режима нераспространения ядерного оружия на территории СИП и прилегающих к нему земель;

      2) организация эффективного управления и надлежащего обслуживания объектов инфраструктуры СИП;

      3) проведение работ по реабилитации и усилению безопасности Семипалатинской зоны ядерной безопасности;

      4) обеспечение постоянного мониторинга уровня радиоактивного загрязнения водных объектов и воздушного пространства, а также определение параметров миграции радионуклидов в Семипалатинской зоне ядерной безопасности;

      5) развитие науки в сферах ядерных технологий, атомной энергии и радиоэкологии Республики Казахстан.

Глава 2. Государственное регулирование в области создания и функционирования Семипалатинской зоны ядерной безопасности

      Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан

      К компетенции Правительства Республики Казахстан относятся:

      1) разработка основных направлений государственной политики в сфере функционирования Семипалатинской зоны ядерной безопасности;

      2) создание Семипалатинской зоны ядерной безопасности, установление и изменение границ, площади ее земельных участков;

      3) определение оператора по представлению уполномоченного органа из числа подведомственных организаций уполномоченного органа;

      4) выполнение иных функций, возложенных на него Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

      Статья 5. Компетенция уполномоченных органов

      1. К компетенции уполномоченного органа относятся:

      1) реализация государственной политики в сфере создания и функционирования Семипалатинской зоны ядерной безопасности;

      2) осуществление межотраслевой координации деятельности государственных органов и оператора по вопросам создания и функционирования Семипалатинской зоны ядерной безопасности;

      3) согласование материалов комплексного экологического обследования, обосновывающих границу и площадь зон ядерной безопасности, и их изменение;

      4) разработка и представление на утверждение в Правительство Республики Казахстан порядка перевода земель запаса в категорию земель зон ядерной безопасности;

      5) внесение предложения в Правительство Республики Казахстан о создании Семипалатинской зоны ядерной безопасности, установлении и изменении границ и площади ее земельных участков, переводе земель запаса в категорию земель зон ядерной безопасности;

      6) разработка и утверждение правил определения оператора;

      7) внесение предложения в Правительство Республики Казахстан об определении оператора из числа подведомственных организаций уполномоченного органа;

      8) согласование предложения оператора об изменении границ и площади земельных участков Семипалатинской зоны ядерной безопасности;

      9) разработка и утверждение правил разработки и регистрации (перерегистрации) паспорта территории Семипалатинской зоны ядерной безопасности;

      10) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      2. К компетенции уполномоченного органа в области охраны окружающей среды относятся:

      1) проведение государственной экологической экспертизы материалов комплексного экологического обследования, обосновывающих границы и площадь земельных участков Семипалатинской зоны ядерной безопасности, и их изменение;

      2) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      3. Государственный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляет:

      1) контроль на территории Семипалатинской зоны ядерной безопасности за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, направленных на охрану здоровья граждан;

      2) иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      Статья 6. Компетенция местных исполнительных органов областей

      К компетенции местных исполнительных органов областей, в границах которых полностью или частично расположена Семипалатинская зона ядерной безопасности, относятся:

      1) реализация в пределах своей компетенции государственной политики в сфере функционирования Семипалатинской зоны ядерной безопасности;

      2) согласование предложений уполномоченного органа о создании Семипалатинской зоны ядерной безопасности, установлении и изменении границ и площади ее земельных участков;

      3) осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

Глава 3. Создание и функционирование Семипалатинской зоны ядерной безопасности

      Статья 7. Создание Семипалатинской зоны ядерной безопасности и установление границ и площади ее земельных участков

      1. Решение о создании Семипалатинской зоны ядерной безопасности, установлении границ и площади ее земельных участков принимается Правительством Республики Казахстан.

      2. Проект решения Правительства Республики Казахстан о создании Семипалатинской зоны ядерной безопасности и установлении границ и площади ее земельных участков разрабатывается уполномоченным органом и вносится на рассмотрение Правительства Республики Казахстан.

      3. Граница и площадь земельных участков Семипалатинской зоны ядерной безопасности устанавливаются на основании материалов комплексного экологического обследования территории Семипалатинского испытательного полигона и прилегающих к нему земель, заключения государственной экологической экспертизы.

      4. Земли Семипалатинской зоны ядерной безопасности относятся к категории земель промышленности, транспорта, связи, для нужд космической деятельности, обороны, национальной безопасности, зон ядерной безопасности и иного несельскохозяйственного назначения.

      5. Семипалатинская зона ядерной безопасности создается на земельных участках, находящихся в государственной собственности.

      6. Земельные участки, на которых создается Семипалатинская зона ядерной безопасности, предоставляются в землепользование оператору в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      7. Граница Семипалатинской зоны ядерной безопасности на местности обозначается специальными предупреждающими знаками.

      Статья 8. Изменение границы и площади земельных участков Семипалатинской зоны ядерной безопасности

      1. Границы и площадь земельных участков Семипалатинской зоны ядерной безопасности могут быть изменены только по результатам комплексного экологического обследования соответствующей территории, при наличии заключения государственной экологической экспертизы.

      2. Предложение об изменении границы и площади земельных участков Семипалатинской зоны ядерной безопасности вносится в уполномоченный орган оператором с представлением обоснования (результатов комплексного экологического обследования, заключения государственной экологической экспертизы) необходимости изменения границы и площади территории Семипалатинской зоны ядерной безопасности.

      Предложение об изменении границы и площади земельных участков Семипалатинской зоны ядерной безопасности может быть инициировано Президентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан, заинтересованными государственными органами.

      В случае инициирования Президентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан, заинтересованными государственными органами предложения об изменении границы и площади земельных участков Семипалатинской зоны ядерной безопасности, оператор обеспечивает проведение комплексного экологического обследования, получение заключения государственной экологической экспертизы и вносит их в уполномоченный орган.

      3. Предложение об изменении границы и площади земельных участков Семипалатинской зоны ядерной безопасности рассматривается уполномоченным органом в течение шестидесяти рабочих дней со дня внесения материалов, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

      4. Уполномоченный орган отклоняет предложение об изменении границы и площади земельных участков Семипалатинской зоны ядерной безопасности в случаях:

      1) несоответствия предложения об изменении границы и площади земельных участков Семипалатинской зоны ядерной безопасности приоритетам государственной политики;

      2) несоответствия предложения об изменении границы и площади земельных участков Семипалатинской зоны ядерной безопасности требованиям в области охраны окружающей среды;

      3) необоснованности предложения об изменении границы и площади земельных участков Семипалатинской зоны ядерной безопасности.

      Отклонение предложения об изменении границы и площади земельных участков Семипалатинской зоны ядерной безопасности не является препятствием для последующего внесения предложения об изменении границ и площади Семипалатинской зоны ядерной безопасности.

      5. Проект решения Правительства Республики Казахстан об изменении границ и площади Семипалатинской зоны ядерной безопасности, указанный в пункте 3 настоящей статьи, уполномоченный орган в обязательном порядке согласовывает с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и вносит в Правительство Республики Казахстан.

      6. Решение об изменении границы и площади земельных участков Семипалатинской зоны ядерной безопасности принимается Правительством Республики Казахстан.

      Статья 9. Функционирование Семипалатинской зоны ядерной безопасности

      1. На территории Семипалатинской зоны ядерной безопасности действует специальный правовой режим, являющийся совокупностью условий функционирования Семипалатинской зоны ядерной безопасности в соответствии с настоящим Законом, налоговым, земельным, экологическим законодательством Республики Казахстан.

      2. Функционирование Семипалатинской зоны ядерной безопасности обеспечивается за счет средств из источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

      3. Объекты инфраструктуры Семипалатинской зоны ядерной безопасности являются государственной собственностью.

      Статья 10. Основные виды деятельности на Семипалатинской зоне ядерной безопасности

      1. Основными видами деятельности на Семипалатинской зоне ядерной безопасности являются:

      1) обеспечение ядерной и радиационной безопасности Семипалатинской зоны ядерной безопасности и объектов инфраструктуры, находящихся на ней;

      2) обеспечение режима нераспространения ядерного оружия на территории Семипалатинской зоны ядерной безопасности в рамках национальных и международных обязательств Республики Казахстан;

      3) предотвращение воздействия последствий ядерных испытаний, реабилитация и снижение опасности радиоактивно-загрязненных земель Семипалатинской зоны ядерной безопасности;

      4) создание и обеспечение функционирования систем физической защиты стратегических объектов Семипалатинской зоны ядерной безопасности;

      5) обращение с радиоактивными и опасными отходами на территории Семипалатинской зоны ядерной безопасности, размещение их на захоронение;

      6) осуществление учебно-тренировочной деятельности по моделированию аварий и инцидентов на промышленно-опасных объектах;

      7) проведение научных исследований в сфере ядерных технологий и радиоэкологии.

      2. Основные виды деятельности на Семипалатинской зоне ядерной безопасности осуществляются оператором в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      3. На Семипалатинской зоне ядерной безопасности запрещается осуществление иных видов деятельности, за исключением видов деятельности, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и иной деятельности, направленной на выполнение функций уполномоченных государственных органов и предприятий.

      4. Для выполнения основных видов деятельности на Семипалатинской зоне ядерной безопасности оператор имеет право привлекать сторонние организации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      5. Запрещается ввоз на территорию Семипалатинской зоны ядерной безопасности радиоактивных отходов из других государств в целях их хранения или захоронения.

      Решение о строительстве и районе строительства пунктов захоронения принимается Правительством Республики Казахстан при согласии местных представительных органов, на территории которых планируется строительство пункта захоронения.

      Статья 11. Обеспечение охраны стратегических объектов Семипалатинской зоны ядерной безопасности

      1. Обеспечение охраны стратегических объектов, расположенных на территории Семипалатинской зоны ядерной безопасности, может осуществляться государственными органами, специализированными охранными подразделениями органов внутренних дел, другими войсками и воинскими формированиями Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      2. Оператор осуществляет взаимодействие с субъектами, осуществляющими государственную охрану.

      3. Порядок обеспечения физической защиты определяется требованиями по инженерно-технической укрепленности объектов, подлежащих государственной охране.

Глава 4. Управление Семипалатинской зоной ядерной безопасности

      Статья 12. Определение оператора Семипалатинской зоны ядерной безопасности

      1. Решение об определении оператора принимается Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа из числа подведомственных организаций уполномоченного органа.

      2. Квалификационные требования к оператору устанавливаются в правилах определения оператора.

      Статья 13. Функции и ответственность оператора по созданию и управлению Семипалатинской зоной ядерной безопасности

      1. Для обеспечения функционирования Семипалатинской зоны ядерной безопасности оператор осуществляет следующие функции:

      1) подготовка предложения о создании Семипалатинской зоны ядерной безопасности в уполномоченный орган с представлением обоснования (результатов комплексного экологического обследования, заключения государственной экологической экспертизы) границы и площади земельных участков Семипалатинской зоны ядерной безопасности;

      2) организация ядерной и радиационной безопасности Семипалатинской зоны ядерной безопасности;

      3) выполнение мероприятий в области поддержания и укрепления режима нераспространения ядерного оружия на Семипалатинской зоне ядерной безопасности в рамках международных обязательств Республики Казахстан;

      4) обеспечение безопасного функционирования объектов инфраструктуры Семипалатинской зоны ядерной безопасности;

      5) проведение комплексных экологических обследований Семипалатинской зоны ядерной безопасности и территорий, граничащих с ней;

      6) реализация мероприятий по ликвидации последствий ядерных испытаний и реабилитации территорий Семипалатинской зоны ядерной безопасности до безопасного уровня;

      7) проведение мониторинга уровня радиоактивного загрязнения Семипалатинской зоны ядерной безопасности и территорий, граничащих с ней, а также определение параметров миграции радионуклидов в Семипалатинской зоне ядерной безопасности;

      8) привлечение средств для строительства объектов инфраструктуры Семипалатинской зоны ядерной безопасности и осуществления основных видов деятельности;

      9) создание на Семипалатинской зоне ядерной безопасности надлежащих хранилищ радиоактивных и опасных отходов, а также пунктов их захоронения в соответствии с законодательством Республики Казахстан об использовании атомной энергии;

      10) проведение экологического мониторинга пунктов хранения и захоронения радиоактивных веществ на территории Семипалатинской зоны ядерной безопасности для обеспечения контроля и наблюдения за состоянием окружающей среды;

      11) обращение, в том числе переработка радиоактивных отходов и источников ионизирующего излучения;

      12) ведение учета и контроля хранящихся на территории Семипалатинской зоны ядерной безопасности радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива;

      13) разработка и выполнение природоохранных мероприятий на радиоактивно-загрязненных объектах;

      14) проведение мероприятий по освещению деятельности, связанной с реализацией данного Закона, в том числе, но не ограничиваясь общественными слушаниями и освещением в средствах массовой информации, включая информирование населения о радиационной обстановке, принимаемых мерах по ее улучшению, а также правовом режиме Семипалатинской зоны ядерной безопасности и ответственности за его нарушение;

      15) создание и обеспечение функционирования систем физической защиты стратегических объектов Семипалатинской зоны ядерной безопасности;

      16) обозначение границ Семипалатинской зоны ядерной безопасности на местности специальными предупреждающими знаками;

      17) представление информации государственным органам и организациям о деятельности, связанной с реализацией данного Закона, в соответствии с официальным обращением.

      2. Оператор несет установленную законодательством Республики Казахстан ответственность за выполнение возложенных на него функций в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      3. Оператор на всех этапах обращения с эксплуатируемыми объектами использования атомной энергии обеспечивает выполнение мероприятий по аварийной готовности и реагированию.

      Статья 14. Финансирование деятельности оператора

      1. Финансирование деятельности оператора осуществляется за счет:

      1) вознаграждения за услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) оператором;

      2) целевого заемного финансирования;

      3) имущества, внесенного в уставный капитал;

      4) средств республиканского бюджета;

      5) иных не запрещенных законодательством Республики Казахстан доходов от деятельности оператора.

      2. Порядок финансирования деятельности оператора за счет средств республиканского бюджета определяется бюджетным законодательством Республики Казахстан.

Глава 5. Заключительные положения

      Статья 15. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о Семипалатинской зоне ядерной безопасности

      Нарушение законодательства Республики Казахстан о Семипалатинской зоне ядерной безопасности влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

      Статья 16. Порядок введения в действие настоящего Закона

      Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2022 года.

      Президент
Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.