Об утверждении Концепции развития креативных индустрий на 2021 - 2025 годы

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2021 года № 860

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития креативных индустрий на 2021 - 2025 годы (далее - Концепция).

      2. Центральным и местным исполнительным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), и организациям (по согласованию) принять меры по реализации Концепции.

      3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство национальной экономики Республики Казахстан.

      4. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
А. Мамин

  Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 30 ноября 2021 года № 860

Концепция развития креативных индустрий на 2021 - 2025 годы

      Паспорт

      1. Анализ текущей ситуации

      2. Обзор международного опыта

      3. Видение развития конкретной отрасли/сферы

      4. Основные принципы и подходы развития

      5. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты

      6. План действий по реализации концепции

      Паспорт

Наименование

Концепция развития креативных индустрий на 2021 - 2025 годы

Основание для разработки

Система государственного планирования в Республике Казахстан, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 Поручение Премьер-Министра Республики Казахстан от 21 сентября 2021 года № 20-15/6250

Государственный орган, ответственный за реализацию Концепции

Министерство национальной экономики Республики Казахстан

Государственные органы, организации, ответственные за реализацию Концепции

Центральные и местные исполнительные органы, государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики Казахстан (по согласованию), и организации (по согласованию)

Сроки реализации

2021 - 2025 годы

      Введение

      Концепция развития креативных индустрий на 2021 - 2025 годы (далее - Концепция) разработана в реализацию Национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года (далее - Национальный план).

      В рамках Национального плана предусмотрена задача по обеспечению занятости креативной и образованной части молодежи через появление новых крупных отечественных высокотехнологичных компаний и создание новых рабочих мест за счет развития технологического и венчурного предпринимательства как основы для развития среднего класса новой формации.

      Решение поставленной задачи в рамках действующей Концепции позволит заложить основу поступательному и планомерному развитию креативных индустрий в Казахстане в качестве нового и перспективного источника роста.

      Именно креативные индустрии сегодня в мире выступают в качестве основного источника новых технологий, новых отраслей, новых материальных благ и важных для страны экономических преимуществ.

      На основе прогрессивной мировой практики, а также с учетом имеющихся пробелов в вопросах развития креативных индустрий в рамках действующей Концепции будет сформирован единый взгляд государства на креативные индустрии, будут заданы общие рамки развития креативной экономики, что, в свою очередь, обеспечит смену парадигмы в подходах государства.

      Таким образом, настоящая Концепция будет направлена на определение видения, основных принципов и подходов к развитию, а также ожидаемых результатов реализации государственной политики в отношении креативных индустрий Казахстана.

      В результате реализации настоящей Концепции будут сформированы необходимые институциональные условия и предпосылки для развития креативных индустрий. Субъекты креативного предпринимательства, а также творческие лица получат доступ к государственным инструментам поддержки и стимулирования.

      1. Анализ текущей ситуации

      1.1. Анализ состояния креативных индустрий в Казахстане

      К креативным индустриям относятся сектора экономики, сырьем которых являются воображение, творчество и интеллектуальный капитал. Помимо традиционных секторов экономики, связанных с классическим пониманием культуры и искусства, к креативным индустриям можно отнести цифровой сектор, профессиональную, научную и техническую деятельность, сектор информации и связи.

      Главное отличие данного сектора экономики - работа с объектами интеллектуальной собственности.

      На этапе разработки Концепции в мире нет единой методики по определению отраслей, относящихся к креативным индустриям. Согласно действующим подходам Организации Объединенных Наций (далее - ООН) к креативным индустриям относятся 14 направлений: дизайн, искусство, мода, кино, музыка, медиа, компьютерная графика, образование и другие направления, основанные на интеллектуальной деятельности.

      На основании Общего классификатора видов экономической деятельности предлагается относить к креативным индустриям виды деятельности, которые напрямую или косвенно связаны с классическим пониманием культуры и искусства по следующим секциям: обрабатывающая промышленность, информация и связь, профессиональная, научная и техническая деятельность, искусство, развлечения и отдых.

      Учитывая имеющуюся мировую практику, для расчета основных показателей, характеризующих состояние развития креативных индустрий, была использована методология классификации ООН, на основании которой был произведен анализ текущего состояния развития креативных индустрий.

      Так, по результатам проведенного анализа статистических данных, представленных Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан (далее - БНС АСПР), доля креативных индустрий в структуре валового внутреннего продукта (далее - ВВП) по итогам 2020 года составила 2,67 %. На протяжении всего анализируемого периода, с 2017 по 2020 годы, вклад креативных индустрий в экономику показывает устойчивую динамику на уровне 2,8 %.

      С 2010 года сектор креативных индустрий вырос в номинальном выражении в 3,2 раза. Эта динамика сопоставима с ростом всей экономики Казахстана за тот же период (3,2 раза).

      Наиболее быстро растущими креативными индустриями за 10 лет стали "Веб-порталы и информагентства" (рост в 65 раз), "Культурно-зрелищные мероприятия и артистическая деятельность" (в 3,8 раза), "Дизайн, фотографии и переводы" (в 1,2 раза) и "Кино и ТВ-программы" (в 2 раза).

      Занятость в креативных индустриях показывает восходящую тенденцию. По итогам 2020 года 3,5 % от всех занятых или 310,2 тыс. человек работают в вышеуказанных индустриях.

      Наибольшая численность занятого населения в креативных индустриях наблюдается в городах Алматы (7,3 % от всего занятого населения), Нур-Султане (6,4 %) и Западно-Казахстанской области (4,0 %). Занятые в креативных индустриях данных регионов занимают почти 40 % всех занятых в этих секторах на уровне страны.

      За последние 10 лет численность занятого населения в креативных индустриях увеличилась на 74,2 тыс. человек или на 31,4 %. Большинство из них - наемные рабочие в городах, имеющие высшее образование и работающие по специальности.

      Традиционно заработные платы в креативных индустриях значительно выше, чем средние заработные платы по странам. К примеру, в Соединенных Штатах Америки (далее - США) заработные платы в креативных индустриях выше на 34,9 % по сравнению со средними показателями. В Австралии такой разрыв достигает 31 %. В Великобритании заработные платы в креативных индустриях выше на 18 % средней заработной платы. Занятые в креативных индустриях в России зарабатывают на 20 % больше, если сравнивать со средней зарплатой по стране.

      Заработная плата в креативных индустриях Казахстана также была выше, чем средняя заработная плата по стране. Такая тенденция продолжалась до 2016 года, когда разрыв между заработными платами в креативных индустриях и в целом по стране достиг максимума.

      Так, в 2016 году заработная плата в креативных индустриях составила 191,6 тыс. тенге, в то время как средняя заработная плата в стране - 142,9 тыс. тенге (48,7 тыс. тенге или 34%).

      Однако, после 2016 года наблюдается падение темпов роста заработных плат в креативных индустриях, в то время как средняя заработная плата по стране росла стабильными темпами. По итогам 2020 года средняя зарплата в креативных индустриях составила 205,1 тыс. тенге (средняя зарплата - 213,0 тыс. тенге).

      За последние 10 лет объем инвестиций в отрасли креативной индустрии увеличился на 215 млрд тенге или более чем в 4 раза. Значительный объем инвестиций в отрасли креативных индустрий среди регионов демонстрируют Туркестанская область (доля инвестиций, направленных в креативные отрасли, по итогам 2020 года составила 15,0 %), город Алматы (7,1 %) и Павлодарская область (2,0 %).

      В Туркестанской области за 2020 год резко выросла доля инвестиций в основной капитал, что, скорее всего, связано с реализацией Комплексного плана социально-экономического развития Туркестанской области до 2024 года.

      Город Алматы традиционно считается центром креативных индустрий в рамках страны и поэтому 7 % всех инвестиций в основной капитал направляется в креативные отрасли.

      В Павлодарской области рост доли инвестиций в основной капитал (далее - ИОК) в креативные индустрии наблюдался в секторе "Информация и связь" (рост ИОК составил 3000 раз с 2 млн тенге до 6 млрд тенге), что связано с масштабным развитием криптоферм в Павлодарской области вблизи Экибастузской ГРЭС.

      1.2. Анализ государственной политики по развитию креативных индустрий

      В Казахстане развитие креативных индустрий происходит на региональном уровне, при этом условия их развития в различных географических регионах далеко не одинаковые.

      Принципиальными различиями в удельном весе креативных индустрий в валовом региональном продукте (далее - ВРП) являются уровень образования, наличие "мягкой" инфраструктуры для творческого роста, культурные различия и региональная концентрация креативных активистов.

      Необходимо отметить, что значительным преимуществом в развитии креативных индустрий обладают города Нур-Султан и Алматы с приближенными признаками творческой кластерности, а также агломерации городов Шымкента и Караганды за счет достаточной концентрации населения и выгодного географического расположения.

      Первым шагом в креативной среде является открытие креативного хаба "AlatauCreative HUB" в городе Алматы, включающий коворкинг-пространство, 25 бесплатных творческих кружков для детей, площадку для мастер-классов и презентаций, медиатеку, образовательно-выставочный центр "ArtBit", где акцент сделан на новые технологии в искусстве и культуре, а также креативные площадки в городе Нур-Султане, сеть творческих объединений "FestivalAvenue", а также объекты культурных категорий (театры, библиотеки, музеи, концертные залы, кинотеатры и другие). Подобная инфраструктура имеется только в крупнейших городах страны и ограничивается отдельными инициативами, которые реализуются отрывочно вне рамок единой политики. Нескоординированность государственных и региональных инициатив оказывает сдерживающее влияние на развитие региональных креативных индустрий в регионах.

      На сегодняшний день государством не предусмотрены отдельные инструменты поддержки для субъектов предпринимательства в креативных индустриях. Это обусловлено отсутствием законодательной основы для поддержки субъектов предпринимательства в креативных индустриях. Кроме того, действующие программы поддержки субъектов предпринимательства ориентированы в большинстве своем на приоритетные сектора экономики (агропромышленный комплекс, обрабатывающая промышленность) и не учитывают особенностей развития креативных индустрий.

      В 2020 году в результате развития пандемии отдельные инструменты поддержки были доступны субъектам предпринимательства в креативных индустриях, что было связано с временным снятием отраслевых ограничений в действующих программах поддержки предпринимательства ("Дорожная карта бизнеса-2025"). Так, по данным АО "Фонд развития предпринимательства "Даму" в 2020 году было поддержано 255 проектов в креативных индустриях (искусство, развлечения и отдых, информация и связь, профессиональная, научная и техническая деятельность) на сумму кредитного портфеля порядка 20 млрд тенге.

      Вместе с тем, необходимо отметить, что данные меры носят временный характер.

      Анализ развития креативных индустрий по итогам 2020 года показал наличие нескольких системных барьеров, препятствующих их эффективному развитию:

      отсутствие законодательно утвержденных понятий креативных индустрий и деятельности субъектов предпринимательства в креативных индустриях. Это, в свою очередь, ограничивает субъекты предпринимательства в креативных индустриях в доступе к имеющейся инфраструктурной, имущественной и нефинансовой поддержке;

      существующие меры государственного стимулирования ориентированы на такие традиционные приоритетные отрасли экономики, как сельское хозяйство и обрабатывающая промышленность, и не учитывают особенностей развития креативных индустрий, где основным фактором производства выступают не машины и оборудование, а человеческий капитал;

      субъекты малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в креативных индустриях находятся в прямой зависимости от эффективности управления интеллектуальной собственностью. Имеются проблемы с развитием современных инструментов заключения лицензионных договоров. Необходимо совершенствовать правоприменительную практику по защите прав интеллектуальной собственности. Отдельного внимания требуют вопросы повышения прозрачности деятельности организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе, и повышения уровня правовой грамотности участников креативных индустрий;

      проблема нехватки и низкого качества человеческих ресурсов, необходимых для развития креативных индустрий. Действующая система обучения и развития кадров не способствует формированию креативного мышления и раскрытию творческого потенциала населения страны. Субъекты креативного предпринимательства испытывают сложности в поиске, найме и развитии персонала, которые являются основой творческого труда. Так, согласно данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, Казахстан занимает 52 место в мире по показателю "знания сотрудников" в Глобальном инновационном индексе. При этом по показателю "человеческий капитал и наука" Казахстан занял 66 место из 132 стран, значительно уступив таким странам, как Турция (26 место), Россия (29 место), Беларусь (38 место) и Украина (44 место);

      перспективные творческие инициативы с высоким бизнес-потенциалом, возникающие на стыке культуры и других отраслей, зачастую находятся вне фокуса государства. Расходы на сферу культуры, в основном, ориентированы на поддержание объектов социальной сферы и проведение культурно-массовых мероприятий, а не на создание добавленной стоимости в креативных индустриях;

      отсутствие инфраструктуры развития креативного предпринимательства и формирования устойчивых креативных индустрий в стране. Креативные кластеры и хабы, бизнес-инкубаторы и акселераторы, специализированные коворкинги, арт-пространства и художественные галереи, ориентированные на работу в креативных индустриях, несмотря на высокие риски этого вида предпринимательства, ставятся в один ряд с бизнес-центрами и торговыми центрами. Площадки, организуемые государством на базе объектов социальной инфраструктуры, несмотря на затраты на ремонт и приобретение оборудования, управляются недостаточно эффективно и часто продолжают работать "по старинке", ввиду отсутствия соответствующих компетенций у государственных менеджеров и множественных нормативных ограничений, налагаемых на деятельность государственных предприятий;

      слабая инвестиционная привлекательность креативных индустрий в Казахстане. Традиционные инструменты банковского финансирования малодоступны для креативных предпринимателей ввиду высокой рискованности проектов и бизнес-модели, при которой основными активами предприятий выступают люди и создаваемые ими объекты интеллектуальной собственности. Отсутствуют инструменты финансирования креативных индустрий в стране. Объемы выделяемых государством средств на развитие креативных индустрий, а также "идеология" их выделения, при которой они принимают форму дотаций, не создают достаточных стимулов для активизации частной предпринимательской инициативы.

      2. Обзор международного опыта

      Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2021 год международным годом креативной экономики. Международное сообщество признает высокую значимость креативных индустрий в обеспечении более устойчивого и инклюзивного роста, основанного на креативных способностях, творчестве и нестандартных инновационных решениях.

      Креативные индустрии все чаще рассматриваются как важный драйвер экономического роста, позволяющий многим странам и компаниям встроиться в международные цепочки добавленной стоимости, одновременно решить ряд социальных и культурных проблем, а также создать условия для раскрытия креативного потенциала общества. Тем самым это становится активным регулятором роста глобальной конкурентоспособности, в том числе казахстанской конкурентоспособности.

      Вклад креативной экономики в мировую экономику составляет 3 %. Культурные и творческие индустрии приносят 2250 млрд долларов США в год. В секторе культуры работают 30 млн человек по всему миру. При этом данный сектор предоставляет больше рабочих мест для молодежи (18-25 лет), чем любые другие сферы занятости.

      Эталонным примером развития креативной экономики во всем мире признана Калифорния. Сейчас это одно из самых узнаваемых мест на планете, которое отличается высокой концентрацией творческих и талантливых людей со всего мира. Ежегодно здесь производится креативных продуктов более чем на 650 млрд долларов США, налоговые поступления превышают 30 млрд долларов США. При этом креативные индустрии Калифорнии поддерживают 2,68 млн рабочих мест.

      Средняя заработная плата в креативной экономике Калифорнии намного выше средней годовой заработной платы по штату (во всех отраслях), составляющей 68500 долларов США. При этом заработная плата существенно различается в зависимости от направления. Работники индустрии развлечений и цифровых медиа зарабатывают больше всего в среднем 132000 долларов США. Самыми низкооплачиваемыми секторами являются изобразительное искусство, исполнительское искусство и индустрия моды, в среднем 60000 и 56000 долларов США соответственно.

      Следует отметить, что Калифорния с каждым годом генерирует все большую добавленную стоимость, доказывая неограниченный потенциал креативной экономики.

      Южная Корея стала одной из первых, кто подхватил тему развития креативной экономики. Они начали с разработки отраслевой программы в 2013 году и сейчас стали мировым феноменом с множеством собственных брендов. В развитие креативной индустрии вовлечены несколько государственных структур, курирующих науку, технологии, промышленную политику, управление малым и средним бизнесом, управление интеллектуальной собственностью.

      Развитию креативной экономики в Южной Корее дополнительно предшествовали снятие государственных ограничений и контроля медиа, переориентация кино на вкусы европейской и американской аудитории.

      Кроме того, Правительство Южной Кореи в 2013 году запустило онлайн-проект "Город креативной экономики" (www.creativekorea.or.kr). Сайт предназначен для помощи людям, которым необходимы совет и информация о том, как воплотить свои идеи и технологии в бизнес. "Город креативной экономики" тесно сотрудничает с центрами креативной экономики и инноваций (CCEI).

      Южная Корея активно экспортирует на глобальные рынки различную креативную продукцию - кино, музыку, телевизионные программы, сериалы, высокотехнологичный игровой контент.

      По объему медийно-развлекательного рынка Южная Корея заняла седьмое место в мире, а экспортные доходы страны от креативной индустрии в прошлом году превысили 12 млрд долларов США. Успех Южной Кореи как экспортера культурной продукции часто объясняется высоким качеством креативной продукции, включающей западные элементы, но никогда не теряющей своей привлекательности, благодаря воссозданию традиционных корейских ценностей и культурной самобытности.

      К примеру, музыкальное направление К-pop имеет миллионы фанатов по всему миру. Экономический вклад в ВВП Южной Кореи популярной музыкальной группы "BTS" сопоставим с вкладом национального авиаперевозчика KoreanAir. Корейский фильм "Паразиты" получил премию "Оскар" как лучший фильм, что стало кульминацией развития креативной индустрии.

      По разным оценкам доля креативного сектора в мировом ВВП составляет от 2,5 %, для развитых стран - от 3 % и выше. Например, в Великобритании ее доля в ВВП сопоставима с сельским хозяйством и превышает обрабатывающую промышленность, отрасль финансовых услуг и другие и составляет порядка 14%.

      В развивающихся странах развитие креативной экономики оказывает мультипликативное влияние на рост ВВП через развитие остальных секторов экономики с ярко выраженным эффектом на развитие туризма, 1Т-отрасли, розничной торговли, и в целом повышает имидж стран на мировой арене.

      Развитие креативной экономики имеет огромное значение для больших городов, являясь отраслью, которая создает наибольшее количество рабочих мест.

      Креативные индустрии - не просто необходимость, а вопрос выживания мегаполисов в перспективе. Мировые города, такие как Нью-Йорк и Лос-Анджелес, Лондон и Берлин, Гонконг и Сеул, и множество других, являются креативными магнитами для мировых талантов, генерируют огромные суммы прибыли.

      К примеру, администрацией Москвы уже взят курс на развитие креативной экономики и за 3 года реализации стратегии креативная экономика стала значительным сектором в структуре экономики столицы России. Так, ВРП Москвы - 220 млрд долларов США, в том числе доля креативных индустрий в ВРП Москвы составляет по разным оценкам 6,3-9,5 %, доля занятых - 6 %.

      В Сиднее принята инициатива "Креативный Сидней", которая заложила основу развития собственной политики развития креативных индустрий. В Берлине предпринят комплекс мер по развитию креативных индустрий, включающий наличие отдельного портала "Креативный Берлин", который содержит информацию по всем имеющимся инструментам поддержки.

      Понимая серьезный потенциал креативной экономики для собственного развития, правительства многих стран форсируют развитие этого сектора.

      Для этих целей разрабатываются отраслевые программы и стратегии для стран и отдельных городов. Такие программы действуют в большинстве развитых западных и азиатских стран. В Норвегии, к примеру, действует программа Innovation Norway, направленная на финансирование творческой экономики, в Финляндии разработана стратегия развития МСП в секторе креативных индустрий, в Японии действует концепция развития креативных индустрий Cool Japan, в Великобритании принята Стратегия Creative UK, в Китае Made in China, в Дании разрабатываются инициативы по реформированию образования в сфере культуры и искусства. Опыт Дании базируется на скандинавской модели развития креативных индустрий, где особое внимание уделяется системе профессионального образования, формирующей навыки практического использования креативных знаний, компетенций в предпринимательстве.

      Также стоит отметить, что на постсоветском пространстве отдельные стратегические документы по развитию креативных индустрий разработаны в

      2019 году Украиной и Кыргызстаном.

      В реализацию стратегических документов зарубежными странами формируются национальные агентства и институты развития с широкими полномочиями по поддержке креативных индустрий.

      Мировая практика показывает, что решающую роль в формировании креативного класса играют инновационные технологические хабы, а также специально созданные для этих целей площадки, часть из которых разрастается в креативные районы и города. Успешными примерами таких площадок являются инновационные хабы - Кремниевая долина (США), Компас (Канада), High House Production Park (Англия), студия Wooga (Германия), Сколково (Россия), а также специальные площадки - "Chelsea Market" в Нью-Йорке, креативный район Clerkenwell в Великобритании.

      Существенный вклад в поддержку креативного сектора внесло введение и более традиционных финансовых инструментов. Например, в Южной Корее такими мерами стали низкопроцентные кредиты (1,2 % годовых в размере до 8 тыс. долларов США), скидочные купоны на товары и услуги для сотрудников театров, прямая финансовая поддержка малых театров, а также компенсация 50 % заработной платы сотрудников частных музеев и галерей на протяжении пяти месяцев.

      В целом, как показал обзор мировой практики, страны, ориентированные на рост креативного сектора, реализуют комплекс мероприятий в целях стимулирования развития креативных индустрий. Казахстан, опираясь на опыт передовых стран, при разработке стратегического документа по развитию креативных индустрий учитывает мировую практику. В рамках действующей Концепции закладываются основные подходы по развитию креативных индустрий, в основе которых заложена лучшая мировая практика.

      Кроме того, данная Концепция разработана с учетом имеющихся глобальных трендов, которые непосредственно влияют на характер и темпы развития креативных индустрий.

      Среди основных глобальных трендов следует особо отметить ускоренное внедрение цифровых технологий в самых разных областях. Согласно данным Всемирного экономического форума, в 2020 году использование интернета во всем мире увеличилось на 30 %, а электронная коммерция выросла более чем на 20 %.

      В Казахстане по итогам 2020 года объем розничной торговли через интернет вырос более чем в 2 раза с 2019 года и достиг 476651,5 млн тенге. Доля электронной торговли в общем объеме розничной торговли за вышеуказанные годы увеличилась с 1,8 до 4,1 %, при этом за последние 10 лет ее показатели не превышали и 2 %. Вместе с тем, в период с 2019 по 2020 годы увеличился и объем реализации услуг через интернет на 72,6 % и достиг 209164,7 млн тенге. Кроме того, новая реальность способствовала и изменению потребительских привычек. Так, согласно последним исследованиям потребительских привычек KPMG, McKinsey, наблюдается сдвиг глобального спроса от рядовой покупки товаров в сторону приобретения позитивного опыта, эмоций и впечатлений. Именно эти механизмы заложены в основу циклов создания, производства и распространения товаров и услуг креативной экономики.

      В 2020 году вследствие пандемии в онлайн перешел не только рабочий процесс, но и развлечения, что привело к ускорению цифровой трансформации в креативной индустрии. Пандемия подняла спрос на стримминг в разы. Если раньше для киностудии собственные стриминговые платформы или взаимодействие с популярными сервисами были вторичными, то теперь они становятся главным источником прибыли и средством работы с аудиторией. Сами же интернет-платформы борются за аудиторию, расширяя свои возможности, привлекая знаменитостей и блогеров, давая им возможность монетизировать свой контент. А некоторые кинотеатры для покрытия расходов прибегают к переоборудованию кинозалов для организации разнообразных мероприятий и киберспорта.

      Несмотря на закрытые концертные площадки, отмененные гастроли, 2020 год оказался весьма успешным для музыкальной отрасли. Стримминг и TikTok оказали огромное влияние на музыкальную индустрию.

      Онлайн-платформа TikTok фактически изменила подход артистов к написанию хитов. Теперь достаточно добавить и загрузить в нее короткий цепляющий видеоролик. Также отмечается увеличение продажи музыкальных инструментов. Такие онлайн-обучающие платформы, как FenderPlay упрощают изучение инструмента.

      Арт-рынок сильно пострадал от пандемии, но быстро перешел на цифровые технологии. В результате сектор эффективно трансформируется:

      социальные сети сейчас считаются третьим по важности каналом продаж в отрасли. Эти тенденции являются не только временной поддержкой, а также эффективным способом привлечения интереса к искусству и дизайну.

      Сектор книгоиздания и печати состоит из нескольких заинтересованных сторон, таких как писатели, издатели, переводчики, продавцы и библиотеки, которые в равной степени пострадали от кризиса COVID-19. Книжные магазины пытались поддержать свою позицию за счет усиления своего присутствия в интернете. Однако, продажи электронных и аудиокниг были значительно выше. Одними из растущих явлений стали предоставление электронных книг и подписка на аудиокниги.

      В целом, как показывает мировая практика, в мире наблюдаются масштабные изменения, характеризующиеся трансформацией основных принципов создания и распространения контента. Представители креативных индустрий создают новые виды продукта, находят новые пути реализации и распространения творческого продукта, закладывая тем самым новые тренды, меняющие отрасль креативных индустрий.

      3. Видение развития конкретной отрасли/сферы

      Креативные индустрии - это динамично растущий сектор глобальной экономики, средний прирост которого по миру составляет 8 %.

      Мировая практика свидетельствует о том, что развитие креативных индустрий способствует динамичному росту, предоставляя возможности для раскрытия творческого и предпринимательского потенциала населения.

      Развитие креативных индустрий в Казахстане создаст необходимые предпосылки для ускоренного перехода к экономике знаний, способствуя инновационному и технологическому прогрессу.

      Креативные индустрии станут одним из драйверов экономического развития страны, новым источником повышения ее благосостояния, значительно опережающим по темпам своего роста традиционные отрасли экономики. Их развитие будет способствовать значительному увеличению объемов несырьевого экспорта; послужит мощным импульсом к дальнейшему развитию МСП в стране, расширению среднего класса и укреплению казахстанской идентичности.

      Креативные индустрии создадут новые высокодоходные доступные рабочие места, в первую очередь, для молодежи, а также станут привлекательной сферой для самореализации лиц с инвалидностью и граждан, проживающих в отдаленной местности. Они заложат основу для положительных трансформаций в отечественной культуре и обеспечат ее переход из дотационной сферы в сектор, создающий высокую добавленную стоимость, обеспечив усиление престижа работников культуры.

      Развитие мультимедийных и информационных технологий обеспечило молодежи увеличение скорости получения и передачи информации, а также доступ к средствам создания продуктов или услуг, с помощью которых можно извлекать прибыль. Эти факторы могут играть определяющую роль в сочетании предпринимательства и творчества, что на выходе образует творческие креативные индустрии.

      Развитие креативных индустрий станет основой для формирования целой линейки новых "социальных лифтов" для талантливых казахстанцев, сыграет важную роль в самореализации творческих людей и творческом развитии населения страны; и что важно - в значительной мере будет способствовать повышению узнаваемости Казахстана и его культуры за рубежом, улучшению международного имиджа страны, повышению ее туристической и инвестиционной привлекательности.

      Динамичное развитие креативных индустрий окажет положительное влияние на развитие регионов и преображение городских территорий, позволит преодолеть возникающие демографические дисбалансы и вызовы, связанные с оттоком талантливой молодежи, высвобождением рабочих рук в традиционных отраслях, приведет к многократному увеличению объемов выпуска креативной продукции, узнаваемости казахстанских талантов на международных рынках, ускорит процессы национальной самоидентификации.

      4. Основные принципы и подходы развития

      Реализация Концепции будет базироваться на следующих принципах:

      Первое. Принцип "экспортоориентированности" - оказание приоритетных мер государственного стимулирования креативным индустриям и проектам, ориентированным на экспортные рынки.

      Второе. Принцип "национальной идентичности" - создание креативной продукции на основе уникального культурного кода казахстанской нации.

      Третье. Принцип "согласованности" - синхронизация деятельности в вопросах развития креативных индустрий между центральными государственными и местными исполнительными органами, отраслевыми и профессиональными ассоциациями, предпринимательским и экспертным сообществами.

      Четвертое. Принцип "баланса" - обеспечение разумного уровня государственного стимулирования креативных индустрий, достаточного для полноценного развития креативного сектора экономики без рисков формирования его излишней зависимости от государства.

      Пятое. Принцип "эффективности" - предоставление мер государственного стимулирования проектам с наиболее высоким потенциалом капитализации, направленного на оказание точечной поддержки наиболее успешным субъектам креативных индустрий.

      Шестое. Принцип "доступности" - обеспечение равного доступа к мерам государственного стимулирования всех субъектов креативных индустрий без излишней бюрократии.

      Седьмое. Принцип "транспарентности" - формирование четких, понятных и открытых критериев для всех правил и процедур оказания мер государственного стимулирования.

      Восьмое. Принцип "экологичности" - обеспечение вторичного использования креативных продуктов.

      Данные принципы станут ядром государственной политики, направленной на формирование конкурентоспособной творческой ментальности, в основе которой лежат выстроенная система ценностей, творческая активность, а также способность создавать востребованный продукт культуры.

      Формирование благоприятной экосистемы развития креативных индустрий будет обеспечено на основе следующих подходов:

      1. Формирование и распространение знаний, навыков и компетенций для развития креативных индустрий.

      Ключевую роль в формировании креативного класса играет образование, направленное на стимулирование творческого и инновационного мышления, которое важно культивировать как на индивидуальном уровне, так и на уровне общества. В этом плане необходимо обеспечить переход от традиционной системы знаний, ориентированной на формирование базовых знаний и навыков, на более гибкую систему обучения для раскрытия созидательного и творческого начала.

      Требуется изменить подходы в системе образования с постепенной переориентацией системы образования на более творческую и свободную модель. Особенно важную роль в формировании творческой культуры играет начальное образование. Для развития творческого мышления среди детей будут внедрены программы развития креативного мышления, интегрированные в систему начального образования. Стимулирование инновационного и нестандартного мышления с раннего возраста будет способствовать ранней закладке так называемых "мягких навыков" у детей, необходимых для полноценного раскрытия творческого потенциала в дальнейшем. Развитие креативных навыков у детей будет обеспечено через организацию дополнительного образования детей.

      Важно обеспечить обновление образовательных программ и подходов к подготовке кадров вузов и колледжей по творческим специальностям. В этом плане будут предусмотрены меры по включению практикоориентированных курсов по созданию и (или) продюсированию творческих продуктов, ведению предпринимательской деятельности в образовательные программы среднего профессионального и высшего образования, расширению перечня программ подготовки специалистов в сфере креативных индустрий.

      Для развития данного направления, и в целом для развития креативных индустрий, важную роль будет также иметь развитие книжного производства, библиотек и литературы, как основы "экономики знаний".

      При этом обучение предпринимательским навыкам в креативных индустриях будет осуществляться в рамках документов системы государственного планирования.

      2. Создание условий для развития креативных индустрий в городах путем формирования эффективной инфраструктуры

      Мировая практика успешного развития креативных индустрий в городах свидетельствует о том, что именно города выступают основными катализаторами креативных индустрий. Примеры таких городов, как Лондон, Берлин, Нью-Йорк свидетельствуют об успешности развития креативных индустрий в городах и городских агломерациях, которые благодаря продуманной политике смогли в корне изменить облик городов, сделать их более привлекательными для креативных и творческих людей, а также более устойчивыми и инклюзивными.

      Согласно отчету Британского совета 62 % всех креативных предприятий приходится на долю городов Нур-Султана и Алматы. Данные города имеют признаки развития кластеров видеопроизводства, маркетинга, дизайна и издательского дела, а также наиболее приближены к развитию кластеров информационных технологий.

      Кроме того, значительным преимуществом в развитии креативных индустрий обладают агломерации города Шымкента за счет достаточной концентрации населения и выгодного географического расположения. Шымкент имеет предпосылки стать центром Туркестанской дуги, "притягивая" таланты, в том числе из других стран Центральной Азии.

      Местные исполнительные органы с учетом основных подходов к развитию креативных индустрий, заложенных в Концепции, а также в соответствии с документами Системы государственного планирования будут разрабатывать отдельные индикаторы и мероприятия, направленные на формирование необходимой инфраструктурной базы и институциональных условий для раскрытия творческого потенциала населения региона.

      Развитие креативных индустрий в городах будет способствовать формированию самостоятельных региональных брендов, привлекающих творческих лидеров, инвестиции и инновации.

      К 2025 году города Нур-Султан, Алматы и Шымкент станут территориями творчества и креатива. У каждого города будет своя ниша, сформированная с учетом "локальной идентичности" региона. Определение отдельной ниши по каждому городу позволит городам Нур-Султану, Алматы и Шымкенту обеспечить адресное развитие тех ниш, которые имеют наибольший потенциал роста, что в свою очередь, позволит сделать значительный рывок в развитии креативных индустрий.

      Развитию креативных индустрий в городах будет способствовать создание особых пространств и доступной инфраструктуры для творческого роста.

      При разработке креативных площадок особую роль играет их шаговая доступность. Именно разнообразие, массовость и доступность "обществ креатива" способны дать необходимый толчок для развития креативных индустрий в Казахстане.

      В целях создания особых пространств и доступной инфраструктуры в Алматы планируется создание Парка креативных индустрий, который станет основной точкой развития креативных индустрий города.

      Практика Алматы будет масштабирована и в других крупнейших городах страны. В результате за период реализации Концепции в городах Алматы, Нур-Султане и Шымкенте будет сформирована современная инфраструктура развития креативных индустрий, объединяющая многофункциональные открытые пространства (мастерские, арт-студии, библиотеки) с институтами поддержки и развития на базе креативных технопарков. В частности, к 2023 году в городах Нур-Султане, Алматы и Шымкенте будут сформированы креативные кластеры и хабы. В свою очередь, в городе Нур-Султане использование возможностей международного ИТ-парка Astana Hub позволит заложить основу современной инфраструктуры развития креативных индустрий.

      В целях продвижения услуг и продукции креативных индустрий в указанных городах будут созданы многофункциональные образовательно-выставочные центры, которые способствуют продвижению креативных индустрий не только внутри страны, но и за ее пределами. Будут реализованы меры по проведению масштабных мероприятий (конкурсов, премий, фестивалей, чемпионатов), направленных на выявление, развитие и продвижение талантов в креативных индустриях.

      На базе креативных кластеров и хабов будут сформированы креативные бизнес-инкубаторы и акселераторы, ориентированные на оказание услуг творческим людям в создании устойчивых бизнесов и развитие действующих предприятий в креативных индустриях.

      Участники инкубаторов и акселераторов получат доступ к практическим знаниям, административному и консультационному сопровождению, необходимым для создания и масштабирования предприятий в творческих сферах, а также будут обеспечены льготными рабочими пространствами с необходимым профессиональным оборудованием. Кроме того, для них будут организованы специальные встречи с потенциальными партнерами и покупателями. Креативные бизнес-инкубаторы и акселераторы могут быть как универсальными, так и специализированными.

      Предприниматели в креативных индустриях выигрывают от взаимного сотрудничества - вместе легче развивать идеи и находить покупателей для своей продукции. Для стимулирования можно предоставлять небольшим компаниям, представляющим креативные индустрии, возможность делить общее рабочее пространство. Для таких целей подходят старые, уже неиспользуемые для первоначальных целей промышленные здания. Так, в Торонто промышленное предприятие на Ричмонд-стрит 1899 года постройки было реконструировано.

      Применения данного опыта возможно посредством предоставления поддержки имущественного характера в виде передачи в доверительное управление или аренду объектов государственной собственности с оборудованием на базе республиканских и областных театров, музеев, киностудии "Казахфильм" и создаваемой компании "Казаханимация" субъектам предпринимательства в креативных сферах для создания культурных продуктов и продвижения их на отечественном и мировом рынках на безвозмездной и/или льготной основе.

      3. Правовое регулирование деятельности субъектов креативных индустрий

      На глобальном уровне выработаны определенные подходы к классификации и концептуализации креативных индустрий. Для казахстанской экономики креативные индустрии относительно новое направление.

      В рамках реализации настоящей Концепции будет регламентирована деятельность креативных индустрий, что в свою очередь даст толчок для развития креативных индустрий в Казахстане, определяя правовые рамки и основные условия ведения деятельности в креативных индустриях.

      В частности, в 2022 году будет проработано и закреплено на законодательном уровне понятие креативных индустрий. Будут разработаны базовые принципы и подходы к регулированию деятельности субъектов предпринимательства в креативных индустриях.

      В этих целях при активном участии экспертного сообщества будут разработаны критерии определения креативных индустрий.

      На сегодняшний день в мире нет единого общепринятого определения понятия креативных индустрий. Согласно определению UNESCO1 под понятием креативные индустрии следует понимать "совокупность видов деятельности по производству товаров и услуг культурного назначения, которые одновременно являются конкретным атрибутом, способом использования или передачи форм культурного самовыражения независимо от коммерческой ценности, которую они могут принести".

      В своем отчете UNESCO впервые предприняли попытку структурировать имеющиеся подходы к определению относительно нового феномена креативных индустрий. Согласно отчету в большинстве стран (18 из 24 стран) используется термин креативные индустрии. В 5 странах используется понятие культурных индустрий. Наряду с вышеобозначенными терминами используются такие понятия как индустрия контента, креативная экономика, экономика впечатлений и индустрии авторского права.

      В странах ЕС для обозначения креативных индустрий используется следующее определение: креативные индустрии - это совокупность отраслей, чья деятельность основана на культурных ценностях и/или художественном и другом творческом самовыражении, независимо от того, являются эти виды деятельности рыночными или нерыночными, а также от типа структуры, которая их поддерживает вне зависимости от того, как эта структура финансируется. Эти отрасли включают в себя разработку, создание, производство, распространение

      _______________________________________

      1http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/measuring-the-econotnic-contribution-of-cultural-industries-a- review-and-assessment-of-current-methodological-approaches-en I .pdf

      и сохранение товаров и услуг, которые воплощают культурное, художественное или иное творческое самовыражение, а также связанные с этим функции, такие как образование или управление.

      ОЭСР определяет креативные индустрии как "основанная на знаниях творческая деятельность, которая связывает производителей, потребителей и места за счет использования технологий, талантов или навыков для создания значимых нематериальных культурных продуктов, творческого контента и опыта".

      Наиболее часто цитируемое определение креативных индустрий, разработанное Правительством Англии, относит к креативным индустриям отрасли, которые берут начало в индивидуальном творчестве, навыках и талантах и обладают потенциалом для обогащения и создания рабочих мест за счет создания и использования интеллектуальной собственности.

      В России на законодательном уровне закреплено понятие креативного предпринимательства, согласно которому творческое (креативное) предпринимательство является деятельностью коммерческих организаций, целью которых является извлечение прибыли за счет создания результатов интеллектуальной деятельности и коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности.

      Наряду с различиями в трактовке самого понятия существуют и вариации в методах и подходах к определению секторов экономики, входящих в состав креативных индустрий. На сегодняшний день существует несколько подходов к классификации креативных индустрий.

      Согласно отчету UNESCO креативные индустрии группируются по 9 крупным направлениям, включающим визуальное искусство (живопись, скульптура, фотография, антиквариат); издательское дело и печатные медиа (книги, пресса и другие публикации); дизайн (интерьер, графика, мода, ювелирное дело, игрушки), творческие сервисы (архитектура, реклама, творческие исследования и разработки); новые медиа (программное обеспечение, видеоигры, цифровой творческий контент); аудиовизуальное искусство (кино, телевидение и радиовещание); исполнительские искусства (живая музыка, театр, танец, опера, цирк и прочее); культурные традиции (ремесла, фестивали и торжества); объекты культуры и памятные места (объекты археологии, музеи, библиотеки и прочее).

      Агентство стратегических инициатив России в своем отчете "Атлас креативных индустрий" на основе анализа данных по креативным индустриям в мире определили, что на сегодня существуют порядка 35 основных отраслей, которые формируют креативные индустрии, включающие архитектуру, изобразительное искусство, музыку, радио, телевидение, игры, развлечения и прочее.

      На основе имеющейся мировой практики будут сформированы методологические подходы к классификации видов деятельности креативных индустрий. Как результат, субъекты креативных индустрий будут учитываться в официальной статистике, что будет способствовать пониманию характера развития креативных индустрий в Казахстане и выработке соответствующих мер государственного стимулирования и регулирования. Будет проведена значительная работа над созданием надежной статистической системы, позволяющей осуществлять мониторинг, поддерживать процесс принятия решений и разрабатывать стратегии для будущего развития.

      Законодательное закрепление понятия креативных индустрий, деятельности субъектов частного предпринимательства в сфере креативных индустрий и креативной инфраструктуры будет способствовать формализации деятельности представителей креативных индустрий.

      Институциональное закрепление креативных индустрий невозможно без эффективной системы охраны и защиты прав интеллектуальной собственности.

      В Республике Казахстан сформирована правовая база интеллектуальной собственности, национальное законодательство гармонизировано с международными договорами. Республика Казахстан является участницей 19 международных договоров, администрируемых Всемирной организацией интеллектуальной собственности.

      В условиях развития интеграционных процессов будут приняты дальнейшие меры по обеспечению охраны и защиты прав интеллектуальной собственности посредством заключения международных договоров в данной сфере. Будут созданы условия по укреплению, правовой защите и стимулированию развития креативных отраслей, в том числе с использованием преимуществ юрисдикции и права Международного финансового центра "Астана" (далее - МФЦА).

      Стимулирование развития креативных отраслей будет обеспечено в том числе путем реализации дорожных карт, направленных на развитие креативных индустрий и интеллектуальной собственности.

      Законодательное усиление интеллектуальной собственности и вопросов коммерциализации талантов и воображения потребует всестороннего изучения ключевых аспектов и особенностей креативных индустрий в определении объектов и сферы действия прав интеллектуальной собственности.

      4. Стимулирование предпринимательства в креативных индустриях

      Одновременно с регламентацией деятельности субъектов предпринимательства в креативных индустриях важно развивать предпринимательское сообщество, способное монетизировать творческие проекты.

      Для этого необходимо обеспечить системное и адресное стимулирование субъектов МСП в креативных индустриях. В этих целях будет сформирована система стимулов, способная трансформировать креативное хобби населения Казахстана в креативный бизнес.

      Мировая практика свидетельствует об успешности таких мер развития, как предоставление налоговых преференций для субъектов предпринимательства в креативных индустриях.

      В условиях пандемии, нанесшей сильнейший удар по креативным индустриям, предоставление налоговых каникул играет особую роль. Для полноценного восстановления и выхода из кризиса для субъектов креативного бизнеса будет представлена возможность получения налоговых каникул на период до января 2024 года.

      Кроме того, важно обеспечить доступность финансовых ресурсов для субъектов МСП в сфере креативных индустрий. В этом плане будут предусмотрены такие инструменты развития, как предоставление льготного кредитования по сниженной ставке, субсидий и грантов субъектам предпринимательства в креативных индустриях. Немаловажным инструментом повышения доступности финансирования выступит инструмент залога прав интеллектуальной собственности. При этом оказание мер поддержки субъектам креативных индустрий должно исключать адикции к господдержке и стимулировать к естественной коммерциализации данного сектора.

      Наряду с этим, целесообразно проработать вопрос предоставления мер стимулирования экспорта креативных товаров и услуг. В частности, субъектам предпринимательства в креативных индустриях будут предоставлены такие меры финансового стимулирования, как компенсация затрат на выставочные мероприятия как на территории Казахстана, так и за его пределами.

      Увеличение присутствия отечественных предпринимателей в креативных индустриях на крупных международных творческих конкурсах, выставках, фестивалях также будет способствовать узнаваемости бренда Казахстана на международной арене.

      В городах Нур-Султане, Алматы и Шымкенте в режиме пилотного проекта для субъектов предпринимательства в креативных индустриях будет предусмотрен более широкий ассортимент инструментов поддержки, включающий создание акселераторов, креативных кластеров, грантовую поддержку, а также усиление компетенций в области предпринимательства на базе так называемых креативных центров предоставления услуг для бизнеса. Так, к 2023 году в городах Нур-Султане, Алматы и Шымкенте будет создано три креативных центра предоставления услуг для бизнеса, деятельность которых будет направлена на предоставление консультационных и информационных услуг для субъектов креативного бизнеса.

      Для всех остальных участников креативных индустрий из других регионов Казахстана на базе платформы "Creative Qazaqstan" будут предусмотрены онлайн-программы и курсы обучения, а также гайды по основным направлениям и перспективам монетизации креативного контента.

      Основными целевыми секторами будут определены наиболее быстро растущие направления в креативной индустрии, включая кино, дизайн и моду, музыку, цифровые развлечения и другие. При этом важно отметить необходимость поддержки не только отечественных проектов, но и продвижения в равной степени перспективных зарубежных проектов с казахстанским содержанием в различной форме, например, проектов, где ключевые роли займут казахстанские артисты, режиссеры или иные специалисты, или же в качестве локации для реализации проектов будет выбран Казахстан, что сформирует узнаваемый культурный "бренд" Казахстана в мировом сообществе и обеспечит значительный имиджевый эффект.

      5. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты

      Системная и поступательная реализация Концепции позволит достигнуть в 2025 году следующих целевых индикаторов* и ожидаемых результатов*:

      Целевой индикатор:

      1) увеличение вклада креативных индустрий в экономику Казахстана до 5 % в 2025 году:

      2021 год - 3,14 %, 2022 год - 3,6 %, 2023 год - 4,07 %, 2024 год - 4,53 %, 2025 год-5,0%.

      2) увеличение занятости в креативных индустриях до 4 %:

      2021 год - 3,6 %, 2022 год - 3,7 %, 2023 год - 3,8 %, 2024 год - 3,9 %, 2025 год - 4,0 %.

      3) рост количества субъектов МСП в креативных индустриях в 1,5 раза:

      2021 год - 53000, 2022 год - 59000, 2023 год - 66000, 2024 год - 73000,

      2025 год-80000.

      Ожидаемые результаты:

      1) формирование 30 тыс. новых рабочих мест;

      2) рост экспорта продукции креативных индустрий на 200 млн долларов США.

      В результате реализации настоящей Концепции будут сформированы необходимые институциональные условия и предпосылки для развития креативных индустрий. Субъекты креативного предпринимательства, а также творческие лица получат доступ к государственным инструментам поддержки и стимулирования.

      Создавая гибкую и сбалансированную систему развития и регулирования, Правительство Республики Казахстан сможет открыть новые возможности для субъектов креативной индустрии, при этом не лишая их автономности и гибкости.

      Динамичное развитие креативных индустрий, в свою очередь, будет способствовать достижению некоторых ключевых стратегических показателей Национального плана, в том числе:

      доведению вклада среднего бизнеса в экономику до 15 % в 2025 году:

      2021 год - 10,0 %; 2022 год - 11,2 %; 2023 год - 12,5 %; 2024 год - 13,7 %; 2025 год - 15,0 %;

      снижению уровня безработицы населения до 4,7 % в 2025 году, в том числе посредством обеспечения занятости молодежи:

      2021 год - 5,0 %; 2022 год - 5,0 %; 2023 год - 4,9 %; 2024 год - 4,8 %; 2025 год -

4,7%

      * примечание: целевые индикаторы и ожидаемые результаты будут скорректированы в рамках бюджетного процесса по определению объемов финансирования на развитие креативных индустрий после проведения в соответствие законодательной базы.

  Приложение
к Концепции развития креативных индустрий
на 2021 - 2025 годы

План действий
по реализации Концепции развития креативных индустрий на 2021 -2025 годы


п/п
Наименование основных мероприятий Форма завершения Срок исполнения Ответственные исполнители
1 2 3 4 5

Целевые индикаторы:
1) "Увеличение вклада креативных индустрий в экономику Казахстана до 5% в 2025 году":
2021 год - 3,14 %, 2022 год - 3,6 %, 2023 год - 4,07 %, 2024 год - 4,53 %, 2025 год - 5,0 %.
2) "Увеличение занятости в креативных индустриях до 4 %":
2021 год - 3,6 %, 2022 год - 3,7 %, 2023 год - 3,8 %, 2024 год - 3,9 %, 2025 год - 4,0 %.
3) "Рост количества субъектов МСП в креативных индустриях в 1,5 раза":
2021 год - 53000, 2022 год - 59000, 2023 год - 66000, 2024 год - 73000, 2025 год - 80000.

1

Разработка законодательных поправок по регулированию креативных индустрий

информация в Правительство Республики Казахстан
проект Закона Республики Казахстан

декабрь 2021 года II квартал 2022 года

МНЭ, МКС, МЮ, МОН, МИИР, МЦРИАП, МИОР, МТИ, МИО, АСПР (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию), АО "ККМ" (по согласованию)

2

Разработка проекта постановления Правительства Республики Казахстан о классификации видов деятельности креативных индустрий для определения перечня ОКЭД по креативным индустриям

проект правового акта

в течение 3 месяцев после принятия соответствующего Закона Республики Казахстан

МКС, МНЭ, БНС АСПР (по согласованию), МИИР, МЦРИАП, МИОР, МОН, МИО, НПП "Атамекен" (по согласованию)

3

Выработка предложений по совершенствованию защиты интеллектуальной собственности

предложения в Правительство Республики Казахстан

II квартал 2022 года

МЮ, МВД, МИОР, МФ, АФМ (по согласованию), ВС (по согласованию), МКС, МОН, НПП "Атамекен" (по согласованию), МФЦА (по согласованию)

4

Развитие креативных навыков обучающихся через организации дополнительного образования детей

информация в Правительство Республики Казахстан

I квартал 2022 года

МОН, МИО

5

Проработка механизмов обучения, повышения квалификации работников творческих профессий и вовлечение предпринимателей

методические рекомендации, предложения в Правительство Республики Казахстан

I квартал 2022 года

МКС, МНЭ

6

Создание креативных кластеров и хабов в городах Нур-Султане, Алматы и Шымкенте

3 креативных кластера и хаба в городах Нур-Султане, Алматы и Шымкенте

IV квартал 2023 года

акиматы городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента, МОН, МКС, МФЦА (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию)

7

Создание креативных бизнес- инкубаторов и акселераторов в городах Нур-Султане, Алматы и Шымкенте

3 креативных бизнес-инкубатора и акселератора в городах Нур-Султане, Алматы и Шымкенте

IV квартал 2023 года

акиматы городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента, МОН, МКС, МНЭ, НПП "Атамекен" (по согласованию)

8

Создание многофункциональных образовательно-выставочных центров в городах Нур-Султане, Алматы и Шымкенте

3 многофункциональных образовательно-выставочных центра в городах Нур-Султане, Алматы и Шымкенте

IV квартал 2023 года

акиматы городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента, МОН, МКС, НПП "Атамекен" (по согласованию)

9

Внесение предложений по вопросам предоставления поддержки имущественного характера в виде передачи в доверительное управление или аренду объектов государственной собственности с оборудованием на базе республиканских и областных театров, музеев, киностудии "Казахфильм" и создаваемой компании "Казаханимация" субъектам предпринимательства в сфере креативных индустрий для создания культурных продуктов и продвижения их на отечественном и мировом рынках на безвозмездной либо льготной основе

предложения в Правительство Республики Казахстан

II квартал 2022 года

МКС, МИО, МОН

10

Анализ инструментов поддержки субъектов креативных индустрий и формирование новых

информация в Правительство Республики Казахстан

в течение 2 месяцев после принятия соответствующего постановления Правительства Республики Казахстан

МНЭ, МКС, МТИ, МФ, МИИР, МЦРИАП, МИОР, МИО, АО "Qaztrade" (по согласованию), АО "ФРП "Даму" (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию), АО "ККМ" (по согласованию), МФЦА (по согласованию)

11

Предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство Республики Казахстан в части определения механизмов предоставления государственной поддержки субъектам предпринимательства в целях стимулирования креативных индустрий (в том числе разработка механизмов предоставления льготного кредитования, субсидий, грантов и прочее)

предложения в Правительство Республики Казахстан

в течение 3 месяцев после принятия соответствующего постановления Правительства Республики Казахстан

МНЭ, МКС, МФ, МТИ, МИД, МИИР, МЦРИАП, МИОР, МИО, АО "ФРП "Даму" (по согласованию), АО "Qaztrade" (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию), АО "ККМ" (по согласованию)

12

Проработка вопроса предоставления компенсации затрат на выставочные мероприятия как на территории Казахстана, так и за его пределами

информация в Правительство Республики Казахстан

I квартал 2022 года

МТИ, МНЭ, МКС, МИИР, МЦРИАП, МИОР, МФ, АО "Qaztrade" (по согласованию), МИО

13

Привлечение международных компаний и холдингов в сфере креативной индустрии (технологические конгломераты, компании-гиганты, медиа-холдинги и т.д.).

информация в Правительство Республики Казахстан

IV квартал 2022 года

МИД, МТИ, МКС, МИИР, МЦРИАП, МИОР, акиматы городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента, НПП "Атамекен" (по согласованию), МФЦА (по согласованию)

14

Определение "ниши" (локальной идентичности) городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента на основе глубинного анализа и оценки потенциала развития креативных индустрий

информация в Правительство Республики Казахстан

II квартал 2022 года

МКС, МИИР, МЦРИАП, МИОР, акиматы областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента

15

Обеспечение внедрения инициатив по развитию креативных индустрий в городах Нур-Султане, Алматы и Шымкенте на основе оценки их потенциала

информация в Правительство Республики Казахстан

I квартал 2023 года

МКС, МИИР, МЦРИАП, МИОР, МНЭ акиматы городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента, АСПР (по согласованию)

16

Проработка вопроса по созданию образовательной и информационной платформы "Creative Qazaqstan"

информация в Правительство Республики Казахстан

I квартал 2023 года

МКС, МЦРИАП, МИИР, МИОР, АО "НИТ" (по согласованию), МНЭ, АО "НИХ "Зерде" (по согласованию)

17

Создание трех креативных центров предоставления консультационных и информационных услуг для бизнеса в городах Нур-Султане, Алматы и Шымкенте

3 креативных центра предоставления консультационных и информационных услуг для бизнеса при Правительстве Республики Казахстан

II квартал 2022 года

акиматы городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента, МКС, МЦРИАП, АО "НИТ" (по согласованию), МНЭ, НПП "Атамекен" (по согласованию)

      Примечание:

      расшифровка аббревиатур:

      МИОР - Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан;

      США - Соединенные Штаты Америки;

      НПП "Атамекен" - Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен";

      МФЦА - Международный финансовый центр "Астана";

      МЮ - Министерство юстиции Республики Казахстан;

      АО "ФРП" Даму" - акционерное общество "Фонд развития предпринимательства "Даму";

      МТСЗН - Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;

      МИО - местный исполнительный орган;

      ВРП - валовый региональный продукт;

      ВС - Верховный Суд Республики Казахстан;

      ВВП - валовый внутренний продукт;

      АО "НИХ "Зерде" - акционерное общество "Национальный инфокоммуникационный холдинг "Зерде";

      МИИР - Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан;

      АО "Qaztrade"- акционерное общество "Qaztrade";

      МФ - Министерство финансов Республики Казахстан;

      АО "ККМ" - акционерное общество "Казына Капитал Менеджмент";

      ГРЭС - государственная районная электростанция;

      МКС - Министерство культуры и спорта Республики Казахстан;

      АСПР - Агентство по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан;

      БНС АСПР - Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан;

      МТИ - Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан;

      МИД - Министерство иностранных дел Республики Казахстан;

      АО "НИТ" - акционерное общество "Национальные информационные технологии";

      МНЭ - Министерство национальной экономики Республики Казахстан;

      МЦРИАП - Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан;

      МВД - Министерство внутренних дел Республики Казахстан.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.