В соответствии с подпунктом 5) статьи 5 Закона Республики Казахстан "О науке и технологической политике" и подпунктом 21-6) статьи 1 Закона Республики Казахстан "Об образовании" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Сноска. Преамбула - в редакции постановления Правительства РК от 02.09.2024 № 713 (вводится в действие с 01.09.2024).1. Присвоить статус исследовательского университета некоммерческому акционерному обществу "Казахский национальный университет имени аль-Фараби".
2. Утвердить прилагаемую программу развития некоммерческого акционерного общества "Казахский национальный университет имени аль-Фараби" на 2022-2026 годы.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Смаилов |
Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июля 2022 года № 516 |
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ" НА 2022 – 2026 ГОДЫ
Сноска. Программа с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 02.09.2024 № 713 (вводится в действие с 01.09.2024).
г. Нур-Султан, 2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 3. Анализ текущей ситуации
Раздел 4. Цель, задачи и пути достижения Программы
Раздел 5. Целевые индикаторы реализации Программы
Раздел 6. Ожидаемый эффект и результаты реализации Программы
План мероприятий по реализации Программы развития некоммерческого акционерного общества "Казахский национальный университет имени аль-Фараби" на 2022 – 2026 годы
Раздел 1. Паспорт Программы
Наименование Программы | Программа развития некоммерческого акционерного общества "Казахский национальный университет имени аль-Фараби" на 2022 – 2026 годы |
Основание для разработки |
1. Комплексный план Республики Казахстан "Об образовании". |
Государственный орган, ответственный за разработку | Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан |
Цель | Трансформация некоммерческого акционерного общества "Казахский национальный университет имени аль-Фараби" в исследовательский университет мирового уровня |
Задачи |
1. Интеграция научной деятельности и образовательного процесса на всех уровнях высшего и послевузовского образования. |
Сроки реализации | 2022 – 2026 годы |
Целевые индикаторы |
1. Доля образовательных программ, вошедших в топ-300 международных рейтингов, – 2,8 %. |
Источники и объемы финансирования* |
Необходимые средства |
* Объем финансирования Программы развития будет определяться при формировании республиканского бюджета на предстоящие периоды и уточнении республиканского бюджета на соответствующий период
Финансирование по реализации Программы планируется из внебюджетных средств, привлеченных инвестиций и собственных средств.
Раздел 2. Введение
В Национальном плане развития Республики Казахстан до 2025 года основной целью общенационального приоритета "Качественное образование" является "развитие человеческого капитала для реализации нового курса развития страны".
В рамках данного приоритета будет осуществлен переход "от недостаточной связи между наукой и производством к внедрению прогрессивных технологических решений отечественной науки в производственный и промышленный сектор с выходом в мировое научное пространство". Также предусмотрены "полное обеспечение объектами, оснащенными оборудованием, соответствующим лучшим мировым стандартам" и "увеличение доли частных инвестиций в науку".
Наряду с этим, перед ОВПО страны поставлена задача по становлению "smart-университетами и созданию образовательной цифровой экосистемы". В целом на рынке образовательных услуг должны остаться преимущественно ОВПО, которые предоставляют качественное образование и соответствуют международным стандартам.
В соответствии с требованиями Концепции развития науки Республики Казахстан на 2022 – 2026 годы, а также в целях поддержки Университета как обладающего наибольшим научным потенциалом, Общество обеспечивает интеграцию науки, бизнеса и производства путем трансформации Казахского национального университета им. аль-Фараби в исследовательский университет.
Исследовательские университеты мирового класса специализируются не только на подготовке конкурентоспособных специалистов, но также и на реализации широкого спектра научных исследований и дальнейшей их коммерциализации. Именно исследовательские университеты становятся точками роста, драйверами наукоемкой экономики и хабами научно-инновационной системы. Степень развития научно-инновационной системы формирует основу устойчивого экономического роста и является необходимым условием полноправного участия страны в мировом разделении труда.
Общество является многопрофильным университетом, эффективно осуществляющим образовательную, научную и инновационную деятельность и коммерциализацию научных разработок.
Раздел 3. Анализ текущей ситуации
В системе высшего и послевузовского образования Республики Казахстан Общество занимает особую роль, являясь лидирующим многопрофильным университетом страны, готовящим специалистов на всех уровнях образования по широкому спектру направлений.
В составе Общества действуют 16 факультетов и 68 кафедр, 8 научно-исследовательских институтов, 29 научно-исследовательских институтов и центров естественно-научного и технического, социально-гуманитарного профиля.
Университет располагает высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом с численностью более 3 тысяч человек, в том числе: 9 академиков НАН РК, 598 докторов наук по профилю, 858 кандидатов наук, 461 докторов PhD. Более 35% преподавателей владеют иностранным языком, в том числе имеют соответствующие сертификаты IELTS и TOEFL.
Общество реализует более 640 образовательных программ бакалавриата, магистратуры и докторантуры PhD, которые согласуются с работодателями и международными партнерами. На базе Университета функционирует Учебно-методическое объединение Республиканского учебно-методического совета по 9 направлениям подготовки.
Осуществляется трансформация образовательных программ с учетом потребностей современного рынка труда и привлечения работодателей, применения зарубежного опыта в создании образовательных программ, признания профессиональными сообществами и сертификации.
В рамках прямых соглашений между университетами-партнерами ближнего и дальнего зарубежья в Университете ведется подготовка кадров по совместным и двудипломным программам. По ряду программ университеты-партнеры занимают лидирующие позиции в международном рейтинге QS WUR (университет Осака, Япония – 72-е место, университет Гента, Бельгия – 135-е место, университет Ла Сапиенца, Италия – 171-е место и т. д.).
Международная аккредитация образовательных программ является одним из ключевых механизмов обеспечения качества образования. Так, порядка 90 % образовательных программ прошли аккредитацию в казахстанских и зарубежных аккредитационных агентствах. Имеется ряд образовательных программ, удостоенных знака EUR-ACE® label.
Согласно полученной от Государственного центра по выплате пенсий информации в 2020 году трудоустройство выпускников Университета по бакалавриату составило - 90%, тогда как показатель трудоустройства по магистратуре достиг - 93%, а по докторантуре - 100%.
В 2021 году Университет вошел в топ 201-250 по трудоустраиваемости выпускников в рейтинге QS лучших университетов мира. По показателю "Доля трудоустроившихся выпускников" университет занимает 55 позицию в мире. Это свидетельствует о высокой конкурентоспособности и востребованности выпускников послевузовского образования на рынке труда.
В Университете реализуется программа привлечения зарубежных профессоров и ученых, имеющих высокие показатели по публикационной активности. Это обеспечивает возможность совместных публикаций в высокорейтинговых изданиях и организации научных стажировок обучающимся в ведущих научных центрах мира.
Университет становится центром экспорта образовательных услуг для обучающихся ближнего и дальнего зарубежья. Контингент иностранных обучающихся вырос в 70 раз: с 33 в 2016 г. до 2400 в 2021 г.
Научно-инновационная инфраструктура Университета включает 2 научные лаборатории коллективного пользования, 8 аккредитованных лабораторий, научно-технологический парк, офис коммерциализации, бизнес-инкубатор, стартап-компании и малые инновационные предприятия.
Имеет место динамика по увеличению финансирования научно-исследовательской работы: 2018 г. – 4,6 млрд тг., 2019 г. – 4,8 млрд тг., 2020 г. – 5,8 млрд тг., 2021 г. – 4,53 млрд тг. Структура финансирования представлена следующим образом: грантовое – 39 %; программно-целевое – 12 %; международное – 29 %; договорное – 19 %.
Проводится целенаправленная работа по повышению качества научных исследований молодых ученых и, как следствие, потенциала Университета. Контингент обучающихся в докторантуре вырос в 2,5 раза: с 479 в 2016 году до 1243 в 2020 г.
С 2014 года Университет реализует проект "Интеграция образования и науки" с 10 научно-исследовательскими институтами Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан (далее – МНВО). Общество совместно с учеными НИИ готовит магистрантов и докторантов по широкому спектру научных направлений. За эти годы по совместным образовательным программам завершили обучение свыше 550 человек, подготовлено 147 докторантов.
С целью дальнейшей интеграции 2 февраля 2022 года Университет заключил соглашения с Республиканским государственным предприятием "Ғылым ордасы" и 18 НИИ: Институт экономики, Институт археологии имени А.Х. Маргулана, Институт востоковедения имени Р.Б. Сулейменова, Институт информационных и вычислительных технологий, Институт истории и этнологии имени Ч.Ч. Валиханова, Институт литературы и искусства имени М.О. Ауэзова, Институт математики и математического моделирования, Институт механики и машиноведения имени У.А. Джолдасбекова, Институт философии, политологии и религиоведения, Институт языкознания имени А. Байтурсынова, Институт зоологии, Институт биологии и биотехнологии растений, Институт общей генетики и физиологии, Институт проблем горения, Институт географии и водной безопасности, Институт проблем биологической безопасности, Институт молекулярной биологии и биохимии имени М.А. Айтхожина, Мангышлакский экспериментальный ботанический сад.
Все эти институты являются подведомственными Комитету науки МНВО.
На всех уровнях подготовки осуществляется интеграция научных исследований и образовательного процесса. Внедрены специальные курсы, направленные на формирование компетенций для проведения научных исследований (Scientific Writing, Организация и планирование научных исследований, Академическое письмо, Методы научных исследований).
Имеет место рост количества научных стажировок докторантов в зарубежных университетах и научных центрах. Порядка 85 % научных стажировок осуществляется в ОВПО и научных центрах дальнего зарубежья, остальные 15 % – в странах ближнего зарубежья. При этом более трети университетов, являющихся базами стажировок, входят в топ-300 рейтинга QS WUR.
Объемы финансирования научно-исследовательских работ, выделяемых на привлечение студентов к исследованиям на платной основе, составляют 10 % от общего грантового финансирования научно-исследовательской работы.
Показателем результативности научных исследований является уровень публикационной активности ОВПО в высокорейтинговых журналах. Так, Университет является первым ОВПО Казахстана, публикующим ежегодно более 1000 статей в рейтинговых изданиях Scopus.
В целях интеграции Университета в мировое научно-образовательное пространство реализовано 187 международных научных проекта: 2018 г. – 42, 2019 г. – 50, 2020 г. – 50, 2021 – 45.
В целях конвертации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР) в реальный сектор экономики в Университете создан технологический коридор "от генерирования идеи до ее коммерциализации". Созданы инновационные предприятия и спин-офф компании, запущены мелкосерийные производства по выпуску высокотехнологичной продукции. Функционируют центр процессных инноваций и центр дистанционного зондирования Земли. Университетом осуществлен запуск в космос первых казахстанских наноспутников – "Аль-Фараби-1" и "Аль-Фараби-2".
Университет является лидером национальных рейтингов, как институциональных, так и рейтингов образовательных программ. Вхождение в мировые рейтинги ОВПО QS WUR и THE WUR способствовало динамичному продвижению Университета на международном уровне.
Функционирование Университета осуществлялось в соответствии со Стратегией развития на 2017-2021 годы. Следующий этап – это трансформация в исследовательский университет мирового уровня на основе Программы развития Общества до 2026 года (далее – Программа).
В Программе содержится комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образовательного, научно-исследовательского и инновационного процессов в ОВПО, системе управления и финансово-экономических механизмах.
Определение целей и задач на предстоящий период развития осуществляется в контексте стратегических задач развития Республики Казахстан, определенных в Стратегии "Казахстан-2050", Национальном плане развития Республики Казахстан до 2025 года, Национальном проекте "Качественное образование "Образованная нация", Национальном проекте "Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций", Концепции развития образования РК на 2022 – 2026 годы, Стратегическом плане развития НАО "Казахский национальный университет имени аль-Фараби" на 2021 – 2024 годы и иных документах Системы государственного планирования.
Наряду с этим необходимо учитывать требующие решения вопросы системы образования и науки, которые также повлияли на организацию учебного процесса в условиях пандемии COVID-19.
Несмотря на достигнутые успехи, в образовательной и научной деятельности Общества имеет место ряд направлений, развитие которых предусмотрено Программой. Так, академический и исследовательский потенциал Университета не в полной мере соответствует стратегическим задачам развития высшего и послевузовского образования и науки. Образовательные программы требуют дальнейшей актуализации в соответствии с приоритетами социально-экономического развития страны.
Материально-техническая инфраструктура требует кардинальной модернизации в целях соответствия современным требованиям организации образовательного процесса и проведения научных исследований. Необходимо улучшить социально-бытовые условия проживания обучающихся в общежитиях.
Уровень цифровизации и внедрения современных технологий по всем направлениям деятельности не способствуют динамичному развитию Университета. В целом требуется повышение вклада Университета в повышение качества образования и науки, а также развитие национального человеческого капитала.
Раздел 4. Цель, задачи и пути достижения Программ
Цель: трансформация Общества в университет мирового уровня.
Для достижения указанной цели будут решены следующие задачи.
Задача 1. Интеграция научной деятельности и образовательного процесса на всех уровнях высшего и послевузовского образования.
Уровень развития наукоемких технологий в настоящее время является основой экономического состояния и научно-производственного потенциала страны. Интеграция образования с наукой и производством – это динамичная многокомпонентная система, единое образовательное пространство ОВПО, науки и производства.
Центральным звеном интеграционых процессов в сфере науки, образования и производства будет выступать Университет. Форма исследовательского университета – это успешная форма интеграции образования, науки и бизнеса. При реализации исследовательских программ Университет будет развивать научно-прикладные исследования и разработки по заказу производственной сферы, а также проводить работу по развитию инновационной инфраструктуры, созданию научно-инновационных центров, технопарков, которые являются связующим звеном между образованием, наукой и производством.
Кроме того, тесная интеграция с "Ғылым ордасы" и НИИ расширит сферу сотрудничества Университета и значительно увеличит круг интеграционных вопросов по созданию новых исследовательских групп по научному сопровождению первостепенных задач государственного развития. В Университете разработан механизм сбора технологических задач реального сектора для повышения инвестиционной привлекательности научных проектов. С этой целью необходимо расширение базы научно-исследовательских лабораторий и центров коллективного пользования. В целом интеграция образования и науки приведет к увеличению вклада казахстанской науки в социально-экономическое и общественно-политическое развитие страны.
В целях интеграции образования, науки и инноваций необходимо всестороннее вовлечение ППС и обучающихся в научно-исследовательскую деятельность и реализацию научных проектов.
Для решения стратегических задач университетской науки необходимо активизировать процесс коммерциализации научных результатов и взаимодействие с реальным сектором и бизнесом. Следует максимально ориентировать научные исследования на актуальные потребности экономики и общества.
Дальнейшая интеграция в мировое научное пространство будет осуществляться посредством участия ученых Университета в международных коллективах на базе ведущих мировых научных и лабораторных комплексов по стратегическим инновационным направлениям.
В целях развития международной коллаборации будет увеличиваться количество научных стажировок ученых, что позволит повысить уровень и качество научно-исследовательских работ, владения иностранными языками, развить публикационную активность.
Университет будет расширять сотрудничество с ведущими казахстанскими и международными ОВПО и научно-исследовательскими организациями в целях выполнения научных проектов по наиболее актуальным направлениям.
Реализация указанных мер будет способствовать интернационализации научной деятельности и дальнейшей интеграции Университета в международное исследовательское пространство.
Задача 2. Формирование перспективной модели университетского образования и обеспечение академического лидерства.
В целях подготовки конкурентоспособных кадров, способных работать в условиях высокой неопределенности, будут приняты меры по диверсификации образовательных услуг и внедрению новых форматов обучения.
Актуализация образовательных программ будет осуществляться на постоянной основе с учетом стратегических задач государственного развития. На основе имеющегося потенциала Университета и сотрудничества со стратегическими казахстанскими и зарубежными партнерами будет обеспечиваться междисциплинарность образовательных программ.
Университет будет реализовывать комплекс образовательных программ бакалавриата, магистратуры и докторантуры, которые обеспечат подготовку наиболее востребованных кадров. Будет сформирован национальный портфель образовательных программ и обеспечиваться высокая удовлетворенность стейкхолдеров выпускниками Университета.
Образовательные программы будут разрабатываться с учетом профессиональных стандартов и ориентированы на формирование комплексных компетенций выпускников. Обучающиеся будут ориентированы на развитие "disruptive thinking" (прорывные идеи).
Организация обучения в Университете будет обеспечиваться на основе комплексного использования цифровых технологий. Разработка сложных цифровых образовательных ресурсов, в том числе виртуальных тренажеров, будет осуществляться совместно с IT-сферой. Для преподавателей и обучающихся будут внедряться программы развития цифровых компетенций и навыков проектного управления.
Будут обеспечиваться рост совместных международных программ, развитие системы обмена и коллаборации преподавателей и обучающихся, в том числе стажировок в ведущие зарубежные университеты за счет внебюджетных средств. Топовые зарубежные профессора и ученые будут привлечены в Университет на позиции профессора-исследователя и доцента-исследователя за счет платных услуг.
Будут обеспечиваться эффективное взаимодействие с работодателями и активное привлечение к разработке образовательных программ с учетом текущих и перспективных потребностей рынка труда. В образовательные программы будут включены практико-ориентированные дисциплины, основанные на совместном преподавании профессорско-преподавательским составом Университета и представителями реального сектора и бизнеса.
Трудоустройство выпускников будет ориентировано в казахстанские и международные предприятия, организации и компании в приоритетных отраслях для социально-экономического развития страны.
Будет обеспечиваться повышение гражданской и профессиональной активности обучающихся и сотрудников Университета. В целях укрепления казахстанской идентичности и ценностей будут создаваться межвузовские студенческие дискуссионные платформы.
Стратегическое партнерство Университета будет сконцентрировано на передовых зарубежных ОВПО и научных центрах, которые формируют потенциал для устойчивого глобального развития. Будут реализованы программы двойного диплома с зарубежными университетами-партнерами, входящими в топ-300 международного рейтинга QS WUR.
Для расширения экспорта образовательных услуг будут созданы зарубежные филиалы Университета за счет внебюджетных средств.
С учетом сохраняющихся вызовов пандемии и постпандемийного периода параллельно будут активно развиваться онлайн академическая мобильность за счет собственных средств и студенческое сотрудничество в рамках международных программ, как Эразмус, Mevlana, Orhun, IAESTE, Flagman.
Путем участия Университета в разработке стратегических и программных документов страны будет обеспечиваться вклад в развитие национального потенциала в сфере прогнозирования и сценарного планирования.
Реализация указанных мер будет способствовать повышению качества человеческого капитала страны и дальнейшему продвижению Университета в национальных и международных рейтингах.
Задача 3. Увеличение вклада университетской науки в социально-экономическое развитие страны.
В основе научной политики Университета будут повышение исследовательского потенциала и развитие научных школ, таких как физика плазмы, химия высокомолекулярных соединений, математическое и компьютерное моделирование, биотехнология, молекулярная биология и генетика, общественное здравоохранение, история и археология, психология и др. в сфере фундаментальных и прикладных исследований.
Научные разработки будут сфокусированы на приоритеты социально-экономического развития. Будет осуществляться сбор технологических задач от государственного и реального секторов.
Будут созданы междисциплинарные исследовательские группы, которые сконцентрируются на определении приоритетных направлений университетской науки.
Развитие научного потенциала и концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научно-технического развития обеспечит инвестиционную привлекательность результатов научных исследований и развитие трансферта технологий и коммерциализации. При подготовке заявок на научные гранты будут учитываться связь с реальным сектором через механизм софинансирования, решение технологических задач, возможность использования инфраструктуры конструкторских бюро, инкубирование, акселерации и другое.
Создание научно-инновационных лабораторий коллективного пользования, центров превосходства в области наукоемких технологий и исследований обеспечит опережающее развитие приоритетных научных направлений Университета.
В целях повышения исследовательских компетенций преподавателей и обучающихся будут организованы тренинги по использованию комплексных методов научных исследований и обучению навыкам подготовки научных публикаций и заявок на гранты с привлечением ведущих экспертов из казахстанских и международных организаций.
Создание интернет-платформы по продвижению научных результатов позволит повысить инвестиционную привлекательность и востребованность исследовательских проектов Университета.
Разработка и внедрение системы стимулирования инновационной активности позволят повысить вовлеченность профессорско-преподавательского состава в научно-исследовательскую деятельность.
Будет внедрена система грантовой поддержки за счет внебюджетных средств Университета для выполнения наукоемких и инновационных проектов, имеющих коммерческий потенциал.
На регулярной основе будет проводиться оценка влияния результатов научных исследований Университета на социально-экономическое развитие страны.
Будет обеспечиваться рост доли исследований и разработок Университета на казахстанском и международном рынке. В целях усиления исследовательского потенциала будет обеспечиваться увеличение грантов, финансируемых как казахстанскими, так и международными организациями.
Будет осуществлено кардинальное обновление научных лабораторий и центров по приоритетным направлениям фундаментальных и прикладных исследований. Оснащение передовым оборудованием и цифровыми технологиями позволит создать научно-интеллектуальную среду Университета. Дальнейшее развитие также получит модернизация инфраструктуры поддержки коммерциализации научных разработок.
В целях реализации научных проектов мирового уровня научно-лабораторная база Университета пройдет сертификацию в соответствии с национальными и международными стандартами.
Обновление оборудования научных лабораторий и центров Университета будет способствовать реализации передовых научных проектов с одновременным повышением их результативности.
Задача 4. Создание эффективной модели корпоративного управления и обеспечение устойчивого развития Университета.
В целях эффективной реализации поставленной цели и задач будет осуществлена модернизация организационной структуры Университета. Будут обеспечен баланс между front и back офисами и эффективное функциональное взаимодействие всех структурных подразделений.
Развитие принципов академической свободы и честности (academic freedom and integrity) повысит ответственность Университета за качество образования.
Будут созданы условия для непосредственного участия ППС, обучающихся и сотрудников в принятии решений и их реализации по основным направлениям развития Университета путем создания комитетов, образующих единую систему корпоративного управления.
Формирование позитивной корпоративной культуры обеспечит высокую мотивацию и вовлеченность сотрудников в реализацию стратегических задач развития Университета.
Внедрение стратегического HR и талант-менеджмента приведут к повышению кадрового потенциала. Создание ассесмент центра обеспечит регулярную оценку и динамику развития профессиональных компетенций ППС и сотрудников. Будет создана онлайн платформа профессионального развития ППС и сотрудников, что позволит использовать передовые технологии повышения квалификации.
Будет осуществлен переход от пассивного использования компьютерных и коммуникационных технологий к созданию "умной" среды и сервисов Университета. Внедрение цифровых технологий управления повысит оперативность и гибкость при принятии управленческих решений. Переход к цифровому документообороту сформирует систему "paper free university".
Оптимизация и цифровой реинжиниринг бизнес-процессов обеспечит радикальное снижение бюрократии и повысит результативность административного управления Университетом.
Данная Программа направлена на усиление инновационной экосистемы Университета за счет открытия Центра превосходства "Al-Farabi SciTech Center", которая будет ориентирована, прежде всего, на совместное использование его инфраструктуры учеными из разных областей науки.
Его основным ядром станут Центр нанометрологии и анализа материалов (Center for Nanometrology and Materials Analysis – CeNaMA), инженерно-технический модуль (Technical Workshop) – научно-инновационные лаборатории коллективного пользования. Кроме того, на территории Центра будут расположены лаборатории для проведения передовых научных исследований в области медицины, биологии и др., которые на данный момент не могут быть размещены на территории имеющихся зданий Университета в виду ограниченности свободных площадей.
Большое внимание будет уделено созданию современной инженерно-коммуникационной структуры (вытяжные системы, потолочные и настольные сервисные модули подвода и отвода коммуникаций, лабораторная мебель и т.п.). Важно сразу построить современную инфраструктуру на уровне мировых аналогов. Это будет способствовать формированию научно-исследовательской экосреды, создающей физический и психологический комфорт, демонстрирующей высокую конкурентоспособность. Такие условия труда в совокупности с хорошим парком оборудования, передовыми научными исследованиями будут привлекать прогрессивную молодежь и сильных ученых, что автоматически приведет к повышению количества выигрываемых проектов, усилению коллаборации с другими научными центрами и привлекательности для бизнес-структур и венчурного инвестирования. Кроме того, существование такого центра будет позитивно влиять и на учебную среду, появится возможность демонстрировать высокие достижения науки и техники непосредственно в лабораториях, студенты получат возможность практики и выполнения дипломных работ на современном оборудовании.
Подобный центр не сможет функционировать достаточно эффективно без поддержки со стороны образовательного процесса, других научных подразделений, которые обеспечат, прежде всего, кадровым составом и научным заделом. Открытие такого центра при Университете имеет очевидное преимущество, так как в его составе действуют 16 факультетов и 68 кафедр, 8 научно-исследовательских институтов естественно-научного и технического профиля, 29 научно-исследовательских институтов и центров социально-гуманитарного профиля.
В Университете функционируют две лаборатории коллективного пользования: Национальная нанотехнологическая лаборатория открытого типа и Лаборатория инженерного профиля, созданные более десяти лет тому назад в соответствии с 5 приоритетами научно-технического развития страны в числе других лабораторий на базе различных ОВПО страны.
Основная цель деятельности лабораторий – предоставление доступа для проведения научных исследований отечественными и зарубежными учеными независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности научной организации или высшего учебного заведения, а также частному сектору для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с дальнейшим внедрением полученных результатов в реальный сектор экономики.
Стратегическое партнерство Общества будет сконцентрировано на передовых ОВПО и научных центрах, которые формируют потенциал для устойчивого глобального развития. Для расширения экспортных возможностей будут созданы условия для открытия зарубежных филиалов Университета за счет внебюджетных средств.
Внедрение современных инструментов финансового менеджмента и эффективное использование финансовых ресурсов обеспечат экономический рост, расширение коммерческой деятельности, повышение зарплаты сотрудников и модернизацию инфраструктуры. Будут выявлены и минимизированы непродуктивные затраты.
Привлечение инвестиций, наряду с традиционными бюджетными источниками, приведет к структурированию и постепенному расширению объема бюджета Университета в стратегическом периоде.
Будут обновлены и модернизированы здания и помещения учебных и научно-исследовательских лабораторий и центров.
Реализация указанных мер будет способствовать созданию эффективной модели корпоративного управления и обеспечит устойчивое развитие Университета.
Раздел 5. Целевые индикаторы реализации Программы
Информация по достижению поставленной цели в рамках указанных задач с целевыми индикаторами указана в Приложении 1 к настоящей Программе.
Раздел 6. Ожидаемый эффект и результаты реализации Программы
Реализация Программы повысит уровень обучения, проектных работ и исследований, признанных в глобальном масштабе.
Университет, как многопрофильный образовательный и научно-исследовательский центр, осуществит максимальный вклад в формирование человеческого (интеллектуального) потенциала страны, подготовку профессиональных кадров, способных работать на передовом крае исследований и технологий.
К концу реализации Программы развития Общества в ответ на вызов опережающего развития научно-технологического потенциала Казахстана в условиях радикальных технологических трансформаций Университет укрепит статус лидера национальной системы высшего образования и получит международное признание в качестве ведущей образовательной и научно-исследовательской организации, которая соответствует высокому уровню лучших исследовательских университетов мира.
План мероприятий по реализации программы развития Общества на 2022 – 2026 годы приведена в приложении 2 к настоящей Программе.
Раздел 7. Необходимые ресурсы
Источники и объемы финансирования*
Необходимое внебюджетное финансирование на 2022 – 2026гг составит – 46 353 570,4 тыс тенге, из них:
привлеченные внебюджетные инвестиции – 37 332 943,4 тыс тенге,
собственные средства – 9 020 627,0 тыс тенге,
в том числе в разрезе 2022 – 2026 гг:
в 2022 году – 23 357 404,0 тыс тенге, из них:
привлеченные внебюджетные инвестиции – 22 074 566,0 тыс тенге,
собственные средства – 1 282 838,0 тыс тенге;
в 2023 году – 13 437 785,85 тыс тенге, из них:
привлеченные внебюджетные инвестиции – 11 976 709,85 тыс тенге,
собственные средства – 1 461 076,0 тыс тенге;
в 2024 году – 5 264 176,55 тыс тенге, из них:
привлеченные внебюджетные инвестиции – 3 281 667,55 тыс тенге,
собственные средства – 1 982 509,0 тыс тенге;
в 2025 году – 2 095 670,0 тыс тенге, из них:
собственные средства – 2 095 670,0 тыс тенге;
в 2026 году – 2 198 534,0 тыс тенге, из них:
собственные средства – 2 198 534,0 тыс тенге.
*Объем финансирования Программы развития будет определяться при формировании республиканского бюджета на предстоящие периоды и при уточнении республиканского бюджета на соответствующий период
Для реализации инвестиционного проекта будут привлечены собственные средства и другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
Так, в 2022 – 2024 годах планируются поэтапное увеличение внебюджетных расходов на повышение качества образования и модернизацию научно-интеллектуальной инфраструктуры. Предполагаемые финансовые затраты привлеченных внебюджетных инвестиций составят 9 997 943,4 тыс тенге, в том числе по годам:
2022 год – 2 940 066,0 тыс тенге;
2023 год – 3 776 209,85 тыс тенге;
2024 год – 3 281 667,55 тыс тенге.
Период и стоимость реализации мероприятий указана в Приложениях 3 и 4 к настоящей Программе.
Предполагаемый объем привлечения внебюджетных средств на реконструкцию и строительство общежитий составляет 27 335 000,0 тыс тенге.
Университет предусматривает реконструкцию 14 студенческих общежитий с общей площадью 84649 м2 за счет инвестора. Проектная мощность – 4 865 койко-мест. Объем финансирования инвестора – 6 335 000,0 тыс тенге.
Для обеспечения нуждающихся студентов местами в общежитии Университет предусматривает строительство 6-ти 9-этажных общежитий с высоким уровнем комфортности на 6000 койко-мест. Объем финансирования за счет инвестора планируется в размере 21 000 000,0 тыс тенге.
Кроме того, планируется направить собственные средства на обновление материально-технической базы университета и приобретение основных средств, в том числе компьютерного оборудования, обновление учебно-лабораторного и производственного оборудования, книгообеспечения и электронных образовательных ресурсов, мебели, прочих основных средств и нематериальных активов в размере 9 020 627,0 тыс тенге, в том числе:
в 2022 году – 1 282 838,0 тыс тенге;
в 2023 году – 1 461 076,0 тыс тенге;
в 2024 году – 1 982 509,0 тыс тенге;
в 2025 году – 2 095 670,0 тыс тенге;
в 2026 году - 2 198 534,0 тыс тенге.
Общие доходы Общества из средств республиканского бюджета на 2022 – 2026 годы составят 99 371 075 тыс тенге, из них:
средства с образовательной деятельности по госзаказу – 84 000 000 тыс тенге;
с академической мобильности – 382 000 тыс тенге;
с научной деятельности – 14 989 075 тыс тенге;
в том числе в разрезе 2022 – 2026 годов:
в 2022 году – 19 874 215 тыс тенге, из них:
госзаказ – 16 800 000 тыс тенге,
академическая мобильность – 76 400 тыс тенге,
наука – 2 997 815 тыс тенге;
в 2023 году – 19 874 215 тыс тенге, из них:
госзаказ – 16 800 000 тыс тенге,
академическая мобильность – 76 400 тыс тенге,
наука – 2 997 815 тыс тенге;
в 2024 году – 19 874 215 тыс тенге, из них:
госзаказ – 16 800 000 тыс тенге,
академическая мобильность – 76 400 тыс тенге,
наука – 2 997 815 тыс тенге;
в 2025 году – 19 874 215 тыс тенге, из них:
госзаказ – 16 800 000 тыс тенге,
академическая мобильность – 76 400 тыс тенге,
наука – 2 997 815 тыс тенге;
в 2026 году - 19 874 215 тыс тенге, из них:
госзаказ – 16 800 000 тыс тенге,
академическая мобильность – 76 400 тыс тенге,
наука – 2 997 815 тыс тенге.
Дополнительные средства из республиканского и местного бюджета не требуются.
Приложение 1 | |
к Программе развития некоммерческого акционерного общества "Казахский национальный университет имени аль-Фараби" на 2022 – 2026 годы |
Информация
по достижению поставленной цели в рамках указанных задач с целевыми индикаторами
*Примечание. Расходы на увеличение доли обучающихся по программам магистратуры, докторантуры, финансирования НИОКР, увеличение доли ППС, прошедших обучение и стажировку, будут определяться при формировании РБ на предстоящие периоды и за счет платных услуг.
Приложение 2 к Программе развития некоммерческого акционерного общества "Казахский национальный университет имени аль-Фараби" на 2022 – 2026 годы |
План мероприятий по реализации программы развития НАО "Казахский национальный университет имени аль-Фараби" на 2022 – 2026 годы
№ п/п | Наименование мероприятий | Единица измерения | Показатели прямых результатов | Форма завершения | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2021 (факт) | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | 2026 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Интеграция научной деятельности и образовательного процесса на всех уровнях высшего и послевузовского образования | |||||||||
1. | Увеличение количества ППС, прошедших стажировку в топ-300 ОВПО международного рейтинга QS WUR | Чел. | 85 | 250 | 350 | 400 | 500 | 600 | отчетная информация |
2. | Увеличение доли приглашенных иностранных преподавателей и исследователей | % | 4,2 | 5 | 7 | 10 | 15 | 20 | индивидуальные трудовые договора |
3. | Увеличение доли образовательных программ, в рамках которых осуществляется совместное преподавание ППС университета и представителями реального сектора и бизнеса | % | 10 | 20 | 30 | 35 | 40 | 45 | образовательные программы |
4. | Увеличение доли реализации научных проектов совместно с ОВПО и научно-исследовательскими организациями РК | % | 12 | 18,5 | 37,1 | 51,1 | 60,7 | 67,6 | отчеты о результатах НИР |
5. | Увеличение доли финансирования НИОКР от общего бюджета университета | % | 22,7 | 24,8 | 26,5 | 28,4 | 30,4 | 31,0 | договора, бюджетные заявки |
6. | Увеличение доли научных проектов, выполняемых совместно с предприятиями и бизнес-структурами по решению технологических задач | % | 24 | 42,5 | 47,9 | 66,7 | 72,2 | 72,6 | договора, меморандумы |
Формирование перспективной модели университетского образования и обеспечение академического лидерства | |||||||||
1. | Увеличение доли актуализированных образовательных программ и тематик выпускных работ с привлечением стейкхолдеров | % | 30 | 35 | 45 | 50 | 60 | 65 | образовательные программы |
2. | Увеличение доли междисциплинарных образовательных программ | % | 20 | 25 | 30 | 45 | 50 | 55 | образовательные программы |
3. | Увеличение доли выпускных работ, выполненных в формате прикладных проектов по приоритетным направлениям социально-экономического развития | % | 17 | 30 | 40 | 50 | 60 | 65 |
выпускные |
4. | Увеличение доли ППС и обучающихся, прошедших обучение и сертификацию по использованию цифровых технологий и проектного управления | % | 2,7 | 15 | 40 | 60 | 70 | 75 | сертификаты |
5. | Увеличение количества сложных цифровых образовательных ресурсов, используемых в учебном процессе | Ед. | 83 | 100 | 150 | 200 | 250 | 300 | массовые открытые онлайн курсы, виртуальные симуляторы, цифровые инструменты |
6. | Увеличение доли трудоустроенных выпускников в год завершения обучения | % | 87 | 80 | 82 | 85 | 87 | 90 | отчетная информация |
7. | Повышение количества программ двойного диплома, разработанных с зарубежными университетами, входящими в топ-300 международного рейтинга QS WUR | % | 5 | 7 | 10 | 13 | 15 | 17 | образовательные программы |
8. | Увеличение доли ППС, участвующих в разработке стратегических и программных документов по приоритетным направлениям социально-экономического и общественно-политического развития страны | % | 0,6 | 0,5 | 2 | 5 | 10 | 12 | составы рабочих и экспертных групп |
Увеличение вклада университетской науки в социально-экономическое развитие страны | |||||||||
1. | Увеличение доли научных проектов и программ по грантовому и программно-целевому финансированию от общего количества научных проектов по РК | % | 13,7 | 15,2 | 15,5 | 15,8 | 16,2 | 16,5 | отчеты о результатах НИР |
2. | Рост количества реализуемых международных научных проектов | Ед. | 50 | 86 | 104 | 124 | 149 | 176 | договора, меморандумы |
3. | Повышение доли публикаций в рейтинговых журналах, индексируемых Scopus, от общего количества публикаций ученых РК в базе данных Scopus | % | 22,1 | 20,5 | 21 | 21,5 | 22 | 22,5 | публикации, индексируемые в базе данных Scopus |
4. | Повышение доли публикаций в изданиях, индексируемых Web of Science (Clarivate Analytics) от общего количества публикаций ученых РК в базе данных Web of Science | % | 21,9 | 19 | 19,5 | 20 | 20,5 | 21 | публикации, индексируемые в базе данных Web of Science |
5. | Увеличение доли публикаций авторов с зарубежными учеными по базе данных Scopus от общего количества совместных публикаций ученых РК в Scopus | % | 23,8 | 20 | 20,5 | 21 | 21,5 | 22 | публикации, индексируемые в базе данных Scopus |
6. | Прирост количества коммерциализованных результатов научно-технической деятельности | Ед. | 13 | 18 | 27 | 41 | 53 | 55 | договора, акты внедрения |
7. | Увеличение количества полученных патентов и иных охранных документов (промышленные образцы, полезные модели и авторские права) | Ед. | 160 | 438 | 526 | 631 | 757 | 760 | патенты, авторские свидетельства |
8. | Увеличение контингента постдокторантов | Чел. | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 | 60 | приказы о зачислении |
9. | Создание диссертационных советов по направлениям подготовки кадров (совместно с НИИ) | Ед. | 14 | 16 | 17 | 19 | 20 | 21 | приказы о создании |
10. | Увеличение доли аккредитованных и сертифицированных лабораторий от общего количества лабораторий | % | 11 | 11,2 | 13,1 | 15,9 | 18,9 | 19,0 | сертификаты об сертификации и аккредитации |
11. | Создание новых научно-инновационных лабораторий коллективного пользования, центров превосходства | Ед. | 1 | 2 | 7 | _ | _ | лабораторий, центры | |
12. | Увеличение количества малых инновационных предприятий | Ед. | 10 | 18 | 23 | 30 | 50 | 55 | малые инновационные предприятия |
Создание эффективной модели корпоративного управления для обеспечения устойчивого развития университета | |||||||||
1. | Увеличение доли ППС, обучающихся и сотрудников, вовлеченных в систему корпоративного управления | % | 0,4 | 1,5 | 2 | 3 | 5 | 7 | составы комитетов и иных структур корпоративного управления |
2. | Открытие филиалов университета за рубежом (ежегодно) | Ед. | 1 | 1 | _ | 1 | _ | 1 | филиалы зарубежом |
3. | Увеличение доли ППС и сотрудников, прошедших курсы профессионального развития на базе университета и сторонних организаций | % | 11 | 35 | 50 | 60 | 70 | 75 | сертификаты |
4. | Увеличение доли ППС и сотрудников, использующих цифровой документооборот | % | 25 | 20 | 40 | 50 | 60 | 70 | |
5. | Увеличение доли модернизированных зданий и помещений учебных и научно-исследовательских лабораторий и центров | % | _ | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 |
акты выполненных работ по модернизации объектов |
6. | Увеличение доли обучающихся, обеспеченных местами в общежитиях, от общего количества нуждающихся | % | 36,64 | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 | приказы на заселение обучающихся |
Инвестиционные расходы из внебюджетных средств | |||||||||
1. | Инвестиции в развитие кадрового потенциала (повышение квалификации и стажировки инженерных кадров и ученых) | тыс.тг. | _ | 150 000,0 | 150 000,0 | 200 000,0 | _ | _ | отчеты |
2. | Объем инвестиций в развитие научно-образовательных лабораторий на приобретение научно-исследовательского оборудования | тыс.тг. | _ | 2 790 066,0 | 2 018 370,0 | 1 191 554,0 | _ | _ | акты поставки, отчеты |
3. | Инвестиции, направленные на строительство нового лабораторного корпуса | тыс.тг. | _ | _ | 1 607 839,85 | 1 890 113,55 | _ | _ | отчеты |
Обновление материально-технической базы университета за счет собственного бюджета | |||||||||
1. | Основные средства, в том числе компьютерное оборудование, учебно-лабораторное оборудование, книгообеспечение и электронные образовательные ресурсы, производственное оборудование, мебель и прочие основные средства и нематериальные активы | тыс. тг | _ |
1 282 838,0 |
1 461 076,0 | 1 982 509,0 |
2 095 670,0 | 2 198 534,0 | акты поставки, отчеты |
Инвестиционные расходы из внебюджетных средств по студенческим общежитиям | |||||||||
1. | Инвестиции, направленные на реконструкцию 14 студенческих общежитий | тыс.тг. | _ | 4 434 500,0 | 1 900 500,0 |
_ |
_ |
_ | акты ввода в эксплуатацию |
2. | Инвестиции, направленные на строительство 6 студенческих общежитий | тыс.тг. | _ | 14 700 000,0 | 6 300 000,0 |
_ |
_ |
_ | акты ввода в эксплуатацию |
ВСЕГО: инвестиционные расходы | тыс.тг. | 46 353 570,4 |
Приложение 3 к Программе развития некоммерческого акционерного общества "Казахский национальный университет имени аль-Фараби" на 2022 – 2026 годы |
Период и стоимость реализации мероприятий | ||
---|---|---|
№ п/п | Наименование мероприятий и компонентов | Итого, тыс тенге |
2022 год | ||
1.1 | Приобретение оборудования | 2 790 066,0 |
1.2 | Обучение, повышение квалификации и сертификация | 150 000,0 |
Всего | 2 940 066,0 | |
2023 год | ||
2.1 | Приобретение оборудования | 2 018 370,0 |
2.2 | Строительство | 1 607 839,85 |
2.3 | Обучение, повышение квалификации и сертификация | 150 000,0 |
Всего | 3 776 209,85 | |
2024 год | ||
3.1 | Приобретение оборудования | 1 191 554,0 |
3.2 | Строительство | 1 890 113,55 |
3.3 | Обучение, повышение квалификации и сертификация | 200 000,0 |
Всего | 3 281 667,55 | |
ИТОГО | 9 997 943,4 |
Приложение 4 к Программе развития некоммерческого акционерного общества "Казахский национальный университет имени аль-Фараби" на 2022 – 2026 годы |
Период и стоимость реализации мероприятии | ||
---|---|---|
№ | Наименование мероприятий и компонентов | Сумма, тыс тенге |
2022 год | ||
1.1 | Реконструкция 7 студенческих общежитий | 4 434 500,0 |
1.2 | Строительство 3 студенческих общежитий | 14 700 000,0 |
Всего | 19 134 500,0 | |
2023 год | ||
2.1 | Реконструкция 7 студенческих общежитий | 1 900 500,0 |
2.2 | Строительство 3 студенческих общежитий | 6 300 000,0 |
Всего | 8 200 500,0 | |
ИТОГО | 27 335 000,0 |