Об утверждении Комплексного плана по борьбе с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2023 – 2025 годы

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 июня 2023 года № 508.

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемый Комплексный план по борьбе с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2023 – 2025 годы (далее – Комплексный план).

      2. Центральным и местным исполнительным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), а также иным организациям (по согласованию), ответственным за исполнение Комплексного плана:

      1) обеспечить своевременную реализацию мероприятий и достижение показателей, предусмотренных Комплексным планом;

      2) два раза в год, не позднее 15 января и 15 июля, следующего за отчетным полугодием, представлять информацию о ходе исполнения мероприятий Комплексного плана в Министерство внутренних дел Республики Казахстан.

      3. Министерству внутренних дел Республики Казахстан два раза в год, не позднее 15 февраля и 15 августа, следующего за отчетным полугодием, представлять сводную информацию о ходе реализации Комплексного плана в Аппарат Правительства Республики Казахстан.

      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство внутренних дел Республики Казахстан.

      5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
А. Смаилов

  Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 29 июня 2023 года № 508

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН
по борьбе с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2023 - 2025 годы

Введение

      О наркоситуации

      В настоящее время можно выделить следующие основные виды потребляемых наркотиков:

      опиаты, в том числе следующие транзитом из Афганистана через территорию страны по так называемому "Северному маршруту", пролегающему по территориям Казахстана и государств Центральной Азии, и активно используемому организованной преступностью сопредельных государств;

      синтетические наркотики, производство которых получило широкое распространение на территории страны;

      произрастающая и культивируемая конопля и ее производные;

      лекарственные препараты, содержащие в своем составе психоактивные средства, так называемая "аптечная" наркомания.

      Негативными факторами, обуславливающими распространение наркотиков в стране, являются:

      наличие устойчивых каналов незаконного ввоза транзитных видов наркотиков, прекурсоров, иных веществ и оборудования, используемых для их изготовления, вследствие недостаточной укомплектованности отдельных участков Государственной границы Республики Казахстан современными техническими средствами;

      высокая латентность подпольных наркопроизводств, в том числе плантаций и "фито-лабораторий" по выращиванию каннабиса, оборудуемых, как правило, в малопроходимых местах, с использованием заброшенных колодцев, иных коммуникаций, а также легальных ингредиентов (конструкторы), доставляемых транспортно-логистическими грузами;

      активное внедрение наркодиллерами достижений научно-технического прогресса (Даркнет, мессенджеры, криптокошельки и др.);

      недостаточно изученная клиника и несовершенные методики исследования новых видов синтетических наркотиков, не позволяющие сформировать нулевую терпимость общества к данным веществам и эффективный правоохранительный механизм борьбы с их распространением.

      Ежегодный объем незаконного оборота наркотиков составляет порядка 20-25 тонн, из которых более 95% приходится на наркотики каннабисной группы, около 5% на синтетические наркотики, менее 1 % на опий, героин и иные виды веществ. В 2022 году показатели их изъятия составили: общее количество - 15,9 тонн, из них "синтетики" - 582,9 кг (3,6%), героина и опия – 172,7 кг (1%), марихуаны и гашиша – 6,7 тонн (42%), каннабиса – 8,5 тонн (53,2%).

      Превалирование на отечественном наркорынке каннабиноидов связано, в первую очередь, с наличием крупных очагов произрастания наркосодержащей конопли в "Шуской долине" (около 140 тыс. га). Разрозненность, труднодоступность и ежегодное смещение этих ареалов в ходе естественных природных процессов не позволяют обеспечить эффективность превентивных мер по их уничтожению. Этому также препятствуют экологические аспекты, связанные с особенностью строения корневой системы каннабиса, способствующего сдерживанию почвы и поддержанию в ней необходимого количества влаги, что делает указанную местность благоприятной для организации пастбищ и других сельскохозяйственных целей.

      Другим фактором является организация незаконного культивирования, так называемой "Индийской" конопли на территориях Кызылординской, частично Туркестанской, Актюбинской и области Улытау. Данный вид преступной деятельности достиг своего пика к середине 2010-х годов, когда впервые для выявления и ликвидации наркоплантаций в предпесковых и других малопроходимых участках этих регионов были привлечены авиация, другие специальные силы и средства.

      В результате тенденции незаконной культивации каннабиса были значительно купированы. Вместе с тем воздушная разведка остается наиболее эффективным способом борьбы с его распространением. В этой связи в корректировке нуждается лишь тактика задержания наркозаготовителей, скрытому обнаружению и документированию деятельности которых способствовало бы оснащение ОВД беспилотными летательными аппаратами, автомобильным транспортом и средствами воздушной разведки. При этом вертолетная техника будет применяться исключительно для десантирования групп захвата, что значительно увеличит ее моторесурс.

      Несмотря на активное замещение в последние годы опиатов аналогичными по воздействию с ними, но более дешевыми синтетическими наркотиками, их присутствие на отечественном наркорынке носит нестабильный характер. Учитывая прямое влияние на это наркопроизводств и складывающуюся в Афганистане сложную общественно-политическую ситуацию, наркоситуация в данном направлении может развиваться по различным сценариям: с одной стороны – действующие власти Афганистана придерживаются курса беспрекословной борьбы с наркотиками, с другой – за долгие годы наркобизнес в стране стал основным источником дохода населения и, соответственно, пополнения государственной казны.

      В этой связи прогнозирование дальнейшего развития ситуации, связанной с транзитом афганских опиатов, требует проведения отдельного углубленного анализа, поскольку данная проблематика взаимоувязана с остальными факторами, обуславливающими наркоситуацию в Казахстане и других странах Центральной Азии.

      Глобальной общемировой проблемой является насыщение наркорынка новыми психоактивными веществами синтетического происхождения. В Казахстане первые предпосылки к их распространению возникли в начале 2010-х годов, в то время как, к примеру, в России и Беларуси смертность от "синтетики" достигала уже критических пределов.

      Для оперативного решения данной проблемы, в первую очередь, было модернизировано антинаркотическое законодательство путем введения в 2015 году института "аналогов" наркотических средств и психотропных веществ, наделения в 2019 году Правительства компетенцией по утверждению списков подконтрольных веществ, а также отнесению в 2021 году "синтетики" к тяжелым видам наркотиков, уголовная ответственность за хранение которых наступает с 1 грамма.

      Благодаря принятым нормам в Казахстане контролируются практически все известные на сегодня опасные виды синтетических наркотиков (всего порядка 300 веществ и более 1 тыс. их аналогов).

      Наряду с этим к концу 2010-х годов в наркоторговле стали активно использоваться иностранные онлайн-платформы, сервисы обмена мгновенными сообщениями, электронные кошельки, а позже криптовалюта, обезличенные и подставные, так называемые, "дроп-счета".

      В этой связи в 2020 году по поручению Главы государства склонение к потреблению и сбыт наркотиков через Интернет были отнесены к категориям тяжких и особо тяжких преступлений, соответственно. Также введены новые составы преступления – реклама и пропаганда наркотиков.

      Сегодня к указанным факторам масштабного распространения "синтетики" добавилось налаживание их собственного производства в условиях подпольных нарколабораторий с использованием прекурсоров и оборудования, как правило, российского и китайского происхождений. При этом продолжается контрабанда различных концентратов, прекурсоров и готовых к употреблению веществ преимущественно с территории России посредством почтовых отправлений и транспортно-логистических компаний.

      В настоящее время для усиления борьбы с новыми проявлениями наркобизнеса Мажилисом Парламента Республики Казахстан рассматривается законопроект, предусматривающий ужесточение ответственности за незаконный оборот внутри страны прекурсоров (уголовно наказуемой является лишь их контрабанда), иных веществ и оборудования, используемых для изготовления наркотиков (здесь обязательным признаком является их сбыт).

      Вместе с тем дальнейшее совершенствование в данном направлении нормативно-правовой базы видится в изучении судебной практики по делам о наркоправонарушениях, в особенности вновь введенным их составам, с выработкой разъяснений и предложений по совершенствованию соответствующих норм.

      Следует отметить, что вышеназванным законопроектом предполагается усилить ответственность за неправомерное обращение с сильнодействующими веществами, к числу которых относятся такие лекарственные препараты, как "тропикамид" и "закись азота", используемые в так называемой "аптечной наркомании". В основном данные вещества применяются для увеличения воздействия "синтетики" и других видов наркотиков и ввиду развития медицинского рынка не имеют исчерпывающего перечня.

      Поэтому на данном этапе необходимо выработать механизм мониторинга и ограничения оборота медикаментов, становящихся предметом злоупотребления, с рассмотрением вопроса об отнесении наиболее опасных из них к наркотическим, психотропным или сильнодействующим веществам, с учетом сохранения доступности к этим препаратам нуждающихся категорий граждан.

      В целях пресечения распространения "синтетики" также важно предусмотреть меры в части:

      усиления контроля за прекурсорами, иными веществами и оборудованием, используемыми для изготовления наркотиков, в первую очередь, в зонах прохождения пограничного и таможенного досмотра соответствующих грузов с определением "природы", токсичности и химического состава таких веществ, изъятия которых в последнее время исчисляются десятками тонн (с начала т.г. – около 90 т), а также рассмотрением возможности их дальнейшего применения в промышленности и (или) утилизации;

      ограничения использования в наркобизнесе интернет-технологий, в том числе путем расширения в Казахстане представительств иностранных онлайн-платформ и сервисов обмена мгновенными сообщениями, деятельность которых в этом случае будет подпадать под нормы действующего законодательства РК, а также провайдерских, банковских и почтовых услуг.

      Здесь наряду с оснащением специализированных подразделений ОВД современными аппаратно-программными комплексами целесообразно рассмотреть возможность расширения в целом функционала МВД в сфере борьбы с киберпреступностью в части:

      устранения условий, способствующих распространению наркотиков в развлекательных заведениях и иных объектах, входящих в соответствующую зону риска, с расширением их перечня и регламентацией мер, направленных на пресечение сбыта и (или) немедицинского потребления наркотиков, через призму соответствующих административно-правовых норм (ст. 422 КоАП);

      - внедрения скрининга на употребление психоактивных веществ среди декретированных групп населения с учетом их поэтапного расширения, исходя из необходимости установления реального количества наркопотребителей, а не их персональных данных.

      Следует отметить, что с постановкой на утрату в 2015 году Отраслевой программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом первым и единственным на сегодня межведомственным документом в данной сфере стала одобренная в 2022 году Правительством Дорожная карта по совершенствованию мер противодействия наркопреступности и профилактики наркомании на 2022-2023 гг.

      Кроме того, действовавший в структуре МВД на правах государственного учреждения профильный Комитет, в 2014 году преобразован в Департамент по противодействию наркопреступности с сохранением всех его функций, целей и задач. Однако он претерпел 2-х кратное сокращение штатной численности и существенное ограничение полномочий на нормативном уровне.

      В этот же период проведена реструктуризация других уполномоченных органов, в том числе таможни, с передачей ее правоохранительной функции Службе экономических расследований, сотрудники которой не имеют доступа в таможенную зону.

      В итоге сложившаяся ситуация привела к значительному сокращению возможностей СЭР в противодействии контрабанде наркотиков и особенно ослаблению роли МВД как уполномоченного координирующего органа в формировании и реализации государственной наркополитики.

      Первоочередные меры

      Ввиду отсутствия четкой программной регламентации антинаркотической деятельности основной упор сегодня делается на борьбу с последствиями наркобизнеса, где имеется определенная связка правоохранительных, специальных государственных органов, судебно-экспертных и наркологических учреждений.

      В то же время имеющийся у них потенциал при надлежащем финансировании позволяет создать эффективную платформу экстренной стабилизации наркоситуации, чему может способствовать принятию в ближайшей перспективе следующих мер:

      оснащение пограничных пунктов пропуска досмотровым оборудованием по обнаружению наркотиков, прекурсоров и оборудования для нарколабораторий, перевозимых большегрузным транспортом под видом товарно-материальных ценностей и легальной химической продукции;

      укрепление материально-технической базы органов судебной экспертизы по ускоренному исследованию новых синтетических наркотиков, а также образцов крови и других биоматериалов, подлежащих отбору органами здравоохранения в рамках медицинского освидетельствования граждан;

      внедрение скрининга по выявлению наркозависимости на ранних стадиях, способствующего формированию достоверного учета наркопотребителей, эффективному анализу наркоситуации с выработкой адекватных мер профилактики наркомании;

      модернизация и открытие лечебно-реабилитационных центров, повышение спроса на готовую продукцию лечебно-трудовых мастерских, мониторинг оказания медико-социальной помощи наркозависимым от психоактивных веществ в частных наркоцентрах;

      повышение эффективности выявления и пресечения заготовки каннабиса, каналов его распространения, а также ликвидации подпольных нарколабораторий в малопроходимой местности с применением современных технических средств.

      В этой связи на реализацию мероприятий Комплексного плана борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2023 – 2025 годы (далее – Комплексный план) предусмотрено выделение из бюджета 53,1 млрд тенге, в том числе около 367 млн тенге собственных средств республиканского государственного казенного предприятия "Центр судебных экспертиз" Министерства юстиции Республики Казахстан.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


п/п
Наименование мероприятия Форма завершения Сроки исполнения Ответственные за исполнение Объем финансирования, тыс. тенге Источники финансирования
всего на 2023-2025 годы в том числе
2023 год 2024 год 2025 год
Ожидаемые результаты:

1.

Снижение латентности наркопотребителей путем увеличения количества лиц, впервые поставленных на учет как потребители наркотических средств и психотропных веществ синтетического происхождения (источник: отчет 1-Н КПССУ) на 2023 г. – 5%, 2024 г. – 10%, 2025 г. – 15%

2.

Увеличение доли несовершеннолетних лиц, снятых с динамического наблюдения с длительной ремиссией, от общего количества несовершеннолетних лиц с диагнозом "наркомания", находящихся на динамическом наблюдении (источник: данные Министерства здравоохранения) на 2023 г. – 15%, 2024 г. – 18%, 2025 г. – 20%

3.

Актуализация списков наркотиков и прекурсоров, подлежащих контролю в РК, за счет их пополнения новыми видами веществ, обнаруженных в незаконном обороте (источник: ПП РК от 03.07.2019 г. № 470) на 2023 г. – 5%, 2024 г. – 5%, 2025 г. – 5%

4.

Сокращение доступности синтетических наркотиков путем увеличения их изъятий из незаконного оборота (источник: отчет 1-Н КПССУ) на 2023 г. – 10%, 2024 г. – 15%, 2025 г. – 20%

5.

Увеличение доли лиц, охваченных программой медико-социальной реабилитации, от общего количества наркозависимых, прошедших добровольное лечение (источник: данные Министерства здравоохранения) на 2023 г. – 26%, 2024 г. – 28%, 2025 г. – 30%

6.

Сокращение сроков производства судебной экспертизы синтетических наркотиков (источник: данные Министерства юстиции): 2023 г. – до 10 суток, 2024 г. – до 5 суток, 2025 г. – до 3 суток

7.

Пресечение незаконного оборота прекурсоров, иных веществ и оборудования, используемых для изготовления наркотиков, с ростом их изъятий (источник: отчет 1-Н КПССУ): 2023 г. – в 5 раз, 2024 г. – в 10 раз, 2025 г. – в 15 раз

8.

Выявление и блокирование наркосайтов с содержанием их доли в общей структуре противоправного интернет-контента (источник: ИС "Кибернадзор"): 2023 г. – 25%, 2024 г. – 27%, 2025 г. – 30%

1. Анализ наркоситуации и тенденций ее развития

9.

Проведение углубленного анализа развития наркоситуации в условиях трансформации наркорынка, появления новых вызовов и угроз современного наркобизнеса с акцентом на:

аналитические обзоры
 

раз в полугодие
2023-2025 г.г.

МВД, МЗ,
ГП (по согласованию),
РГКП "ЦСЭ"
(по согласованию)
 

-

-

-

-

не требуются

9.1

определение объективных данных об уровне наркопотребления в стране, видах потребляемых наркотиков и объемах наркотрафика через территорию Казахстана

-

-

-

-

не требуются

9.2

установление масштабов и объема внутреннего наркорынка

-

-

-

-

не требуются

9.3

влияние фактора производства синтетических наркотиков внутри страны и наличия лабораторий по их изготовлению

-

-

-

-

не требуются

9.4

тенденции трафика опиатов и метамфетамина по "Северному маршруту"





не требуются

10.

Участие в проводимом УНП ООН анализе ситуации и оценок трафика афганских наркотиков по "Балканскому" и "Южному" маршрутам

аналитические обзоры

4 квартал
2023-2025 г.г.

МВД, МИД
 

-

-

-

-

не требуются

2. Совершенствование законодательной и нормативной правовой базы

11.

Изучение досудебной и судебной практики по уголовным наркоправонарушениям, в том числе вновь введенным их составам, в целях выработки разъяснений и предложений по совершенствованию норм, связанных с:

протокол заседания Межведомственной рабочей группы по вопросам совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства

4 квартал
2023-2025 г.г.

МЮ, МВД, КНБ
(по согласованию),
ГП (по согласованию)

-

-

-

-

не требуются

11.1

производством синтетических наркотиков, незаконным оборотом используемых при этом веществ и оборудования








11.2

вербовкой лиц в наркобизнес посредством размещения "скрытой" рекламы наркотиков на сайтах объявлений и других популярных онлайн-платформах








11.3

предоставлением персональных данных для открытия "подставных" ("дроп") счетов, оформления абонентских номеров и иных услуг для незаконных сделок
с наркотиками








11.4

непринятием мер к пресечению сбыта и (или) немедицинского потребления наркотиков владельцами транспортно-логистических организаций, частных таксопарков, служб доставки и т.д.








3. Повышение эффективности противодействия новым вызовам и угрозам современного наркобизнеса

12.

Выявление фактов распространения синтетических наркотиков, в том числе бесконтактно-закладочным способом, с использованием электронных информационных ресурсов (социальные сети, мессенджеры, электронные кошельки и т.д.)

проведение целевых оперативно-розыскных мероприятий

постоянно

МВД, КНБ
(по согласованию),
АФМ (по согласованию), ГП (по согласованию), МИО





РБ, МБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)

13.

Привлечение к ответственности организаторов "нарколабораторий", пресечение их деятельности, а также ликвидация складов и "схронов" прекурсоров, реакторов, иных веществ и оборудования ("конструкторов"), используемых для производства "синтетики"

реализация оперативно-поисковых
и других специальных мероприятий

постоянно

МВД, КНБ
(по согласованию),
АФМ (по согласованию),
ГП (по согласованию),
МИО





РБ, МБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)

14.

Предупреждение и пресечение незаконного оборота наркотиков и сильнодействующих веществ в ночных клубах и других увеселительных заведениях

организация оперативно-профилактиче-ских и рейдовых мероприятий

постоянно

МВД, МЗ, КНБ
(по согласованию),
АФМ (по согласованию),
ГП (по согласованию),
МИО





РБ, МБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)

15.

Разобщение причастных к наркобизнесу организованных преступных групп, в том числе транснациональных, с проведением внешних и внутренних "контролируемых поставок"

совместные планы

постоянно

МВД, КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию), ГП (по согласованию)





РБ, МБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)

16.

Противодействие рекламе и пропаганде наркотиков в сети Интернет посредством распространения "граффити" и иной информации о наркосайтах с привлечением НПО, блогеров, IТ-специалистов ("хакеров"), волонтеров и других представителей общественности

проведение соответствующих мероприятий

постоянно

МВД, МИОР, КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию), ГП (по согласованию), МИО





РБ, МБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)

17.

Внедрение современных аппаратно-программных комплексов для выявления противоправного контента с их подключением к широкополосному Интернету в обход единого шлюза МВД

акты приемки

4 квартал
2023-2025 г.г.
 

МВД,
КНБ (по согласованию), МИОР,МИО

1 786 439

791 063

479 889

515 487

РБ

18.

Укрепление материально-технической базы подразделений по борьбе с наркобизнесом (автотранспорт, оборудование, оргтехника и др.)

акты приемки

4 квартал
2023-2025 г.г.

МВД

1 844 131

401 336

795 740

647 055

РБ
 

19.

Совершенствование критериев/признаков подозрительных операций, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, по результатам правоприменительной практики правоохранительных органов и органов национальной безопасности

предложения в подразделения финансовой разведки, приказ АФМ

4 квартал
2023-2025 г.г.
 

АФМ (по согласованию), МВД, КНБ (по согласованию),
НБ (по согласованию), АРРФР (по согласованию)

-

-

-

-

Не требуется

20.

Изучение международного опыта по автоматизации механизма взаимодействия заинтересованных государственных органов с финансовыми институтами по подозрительным операциям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, с привлечением ассоциаций платежных организаций и финансистов Казахстана

проведение семинара, выработка и внедрение рекомендаций
 

4 квартал
2023-2025 г.г.

МВД, АФМ
(по согласованию), НБ (по согласованию),
АРРФР (по согласованию), КНБ (по согласованию)

-

-

-

-

не требуются

21.

Совершенствование системы мониторинга средств массовой информации, интернет-ресурсов, в том числе социальных сетей, на предмет выявления и нейтрализации фактов рекламы и пропаганды наркотиков с принятием мер судебного и внесудебного запрета по ограничению их трансляции на территории РК

предложения в Правительство

1 полугодие
2024 г.
 

МИОР, МВД, КНБ (по согласованию), ГП (по согласованию)

-

-

-

-

не требуются

22.

Пополнение реестра законных представителей иностранных онлайн-платформ и сервисов обмена мгновенными сообщениями интернет-ресурсов, используемыми для распространения наркотиков на территории РК

приказ МИОР

4 квартал
2023-2025 г.г.

МИОР, МВД, КНБ (по согласованию)

-

-

-

-

не требуются

23.

Систематизация деятельности государственных органов по выявлению, учету и приостановлению доступа к запрещенной или ограниченной к распространению информации в сетях телекоммуникаций посредством разработки и внедрения новой информационной системы

акт ввода в промышленную эксплуатацию

4 квартал
2024 г.

МИОР

-

-

-

-

не требуются

24.

Упрощение механизма внесения под контроль новых видов наркотиков, прекурсоров, иных веществ
и оборудования, используемых для их изготовления

предложения в Правительство

1 полугодие
2024 г.
 

МВД, МЗ, РГКП "ЦСЭ" (по согласованию)

-

-

-

-

не требуются

25.

Ограничение оборота лекарственных препаратов, являющихся предметом злоупотребления, с отнесением наиболее опасных из них к наркотическим средствам, психотропным или сильнодействующим веществам, обеспечением доступности для нуждающихся категорий граждан

постановление Правительства,
приказ МЗ

4 квартал
2023-2025 г.г.
 

МВД, МЗ

-

-

-

-

не требуются

26.

Внедрение контрольного закупа в сфере обращения лекарственных средств
и медицинских изделий для усиления профилактики, выявления и пресечения неправомерной реализации лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача,
в том числе содержащих сильнодействующие вещества

проект Закона

2 полугодие
2024 г.

МЗ, МЮ, МВД,
ГП (по согласованию)

-

-

-

-

не требуются

27.

Материально-техническое оснащение органов судебной экспертизы, в том числе стандартными образцами по исследованию новых видов синтетических наркотиков

Акты приемки
 

4 квартал
2023-2025 г.г.
 

МЮ,
РГКП "ЦСЭ" (по согласованию)
 

10 009 837

2 017 585

3 996 126

3 996 126

РБ

367 446

122 482

122 482

122 482

собственные средства
РГКП "ЦСЭ"

28.

Разработка алгоритма действий по сокращению сроков производства судебной экспертизы синтетических наркотиков в целях своевременного избрания соответствующей меры пресечения

совместный приказ

2 полугодие
2023 г.
 

МЮ, МВД,
ГП (по согласованию),
КНБ (по согласованию), АФМ (по согласованию)

-

-

-

-

не требуются

29.

Обеспечение подразделений Пограничной службы КНБ досмотровым оборудованием, техническими средствами пограничного контроля и радиомониторинга на каналах связи, служебными собаками и их подготовки

акты приемки
 

4 квартал
2023-2025г.г.
 

КНБ (ПС)
(по согласованию)

4 522 793

916 594

1 991 996

1 614 203

РБ

30.

Повышение эффективности участия Национальной гвардии в оперативно-профилактических мероприятиях по борьбе с наркобизнесом, в том числе:









30.1

ведение воздушной разведки авиацией и вертолетной поисково-штурмовой группой подразделений специального назначения "Бүркіт"

выявление наркорзаготови-телей, локаций наркотиков

июнь-октябрь
2024-2025 г.г.

МВД (НГ)

195 660

0

97 830

97 830

РБ

30.2

приобретение комплексов БПЛА различных типов для оснащения воинских частей (подразделений) специального назначения "Бүркіт"

акты приемки

4 квартал
2024-2025 г.г.
 

МВД (НГ)

21 608 484

0

10 489 556

11 118 928

РБ

30.3

оснащение воинских частей (подразделений) специального назначения "Бүркіт" техническими средствами разведки

акты приемки

4 квартал
2024-2025 г.г.

МВД (НГ)

10 805 215
 

0

5 198 027

5 607 188

РБ

31.

Регламентация взаимодействия правоохранительных органов и органов национальной безопасности при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных действий по выявлению и документированию наркопреступлений

совместный приказ

1 полугодие
2024 г.
 

МВД, ГП (по согласованию),
КНБ (по согласованию),
АФМ (по согласованию)

-

-

-

-

не требуется

32.

Проведение на регулярной основе совместных оперативно-розыскных и иных мероприятий в зонах прохождения пограничного и таможенного досмотра с целью обнаружения наркотиков, веществ и оборудования, используемых для их изготовления

ежегодный совместный план

4 квартал
2023-2025 г.г.

МВД, МФ, КНБ (по
согласованию), АФМ (по
согласованию)

-

-

-

-

не требуется

33.

Применение в тестовом режиме в зонах пограничного и таможенного контроля газоанализаторов и экспресс-тестов по обнаружению наркотиков и прекурсоров в подозрительных грузах

пилотный проект,
предложения в Правительство

1 полугодие 2024г.

МФ, КНБ (по
согласованию)

-

-

-

-

РБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)

34.

Закрепление офицеров связи по контролю подозрительных грузов в пунктах пропуска через Государственную границу с созданием пунктов управления на базе городских районных линейных органов внутренних дел

совместный приказ

4 квартал 2023-2025 г.г.

МВД, МФ, АФМ (по согласованию), КНБ (по
согласованию)

-

-

-

-

не требуются

35.

Изучение возможности передачи на безвозмездной основе промышленным субъектам прекусоров, ядовитых веществ и другой химической продукции, изъятой в качестве вещественных доказательств
по уголовным делам, в том числе для их безопасной утилизации

информация в Правительство

1 полугодие 2024 г.

МВД, КНБ (по согласованию), АФМ (по
согласованию), ГП (по
согласованию), РГКП "ЦСЭ" (по
согласованию)

-

-

-

-

не требуются

36.

Совершенствование методики расчетов раскрываемости и динамики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров

совместный приказ

2 полугодие 2023 г.
 

МВД, ГП (по согласованию)
 

-

-

-

-

не требуются

37.

Проведение космического мониторинга ареалов произрастания культивируемых наркосодержащих растений с применением машинного обучения искусственного интеллекта на основе космических снимков (при предоставлении МВД не менее 300 подтвержденных точек координат ранее выявленных посевов с учетом наличия на них архивных космических снимков)

информация в МВД (предполагаемые координаты)

Июль-сентябрь 2023-2025 г.г.
 

МЦРИАП

-

-

-

-

не требуются

38.

Привлечение профильных высших учебных заведений, международных и зарубежных организаций к обучению и повышению квалификации сотрудников правоохранительных органов и органов национальной безопасности передовым практикам работы в условиях новых вызовов и угроз современного наркобизнеса, в том числе на базе Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре РК

меморандумы

4 квартал
2024-2025 г.г.

МВД, МНВО, КНБ (по
согласованию), ГП (по
согласованию)

-

-

-

-

не требуются

39.

Внедрение современных методик обучения тактике проведения комплекса следственных действий по документированию фактов подпольных наркопроизводств (лабораторий) и интернет-магазинов по продаже наркотиков

создание учебных криминалисти-ческих полигонов

1 полугодие 2024 г.

МВД

-

-

-

-

РБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)

40.

Внесение предложений по формированию подразделений, наделенных достаточными полномочиями и штатной численностью для:

Предложения в АП

2 полугодие
2023 г.
 

МВД, МФ, МНЭ

-

-

-

-

не требуются

40.1

надлежащего осуществления функций уполномоченного государственного органа в сфере контроля за оборотом наркотиков и межведомственной координации






40.2

противодействия киберпреступности, одним из основных сегментов которой является наркобизнес в сети Интернет






41.

Внесение предложений по формированию подразделений, наделенных достаточными полномочиями и штатной численностью для проведения следственно-оперативных и иных мероприятий по пресечению контрабанды через таможенную границу наркотиков, прекурсоров, иных веществ и оборудования для их изготовления

предложения в АП

2 полугодие 2023 г.

АФМ (по согласованию), МФ, МНЭ

-

-

-

-

не требуются

4. Совершенствование системы профилактики, лечения наркомании и развитие системы реабилитации наркозависимых лиц

42.

Включение в модуль "Безопасность жизнедеятельности" изучения темы по предупреждению употребления психоактивных веществ для обучающихся 5-9 классов в рамках обязательного вариативного курса "Глобальные компетенции"

внесение изменений в руководство для педагогов по курсу "Глобальные компетенции"

1 полугодие
2024 г.

МП

-

-

-

-

не требуются

43.

Разработка и внесение в психолого-педагогический модуль образовательных программ курсов повышения квалификации для заместителей руководителей организаций образования, классных руководителей, педагогов-психологов обязательного практического семинара "Меры предупреждения аддиктивного поведения несовершеннолетних"

совместный приказ

1 полугодие
2024 г.

МП, МЗ

-

-

-

-

не требуются

44.

Активизация профилактики наркомании среди несовершеннолетних в средних и средне-специальных учебных заведениях с привлечением членов Совета по молодежной политике при Президенте РК в качестве тренеров, в том числе за счет:
совершенствования методики организации классных часов по профилактике потребления наркотиков, табакокурения и алкоголизма;
проведения на постоянной основе профилактических декад, направленных
на предупреждение возникновения алкогольной, наркотической зависимости и пропаганду здорового образа жизни;
формирования у учащихся самостоятельных навыков социально-значимого выбора с персональной ответственностью;
повышения уровня осведомленности несовершеннолетних и их родителей об ответственности за участие в незаконном обороте наркотиков

меморандум
проведение мероприятий

4 квартал 2023-2025 г.г.

МП, МИО

-

-

-

-

МБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)

45.

Выделение целевых местных бюджетных средств на финансирование мероприятий по формированию наркотического иммунитета и участию граждан в борьбе с незаконным оборотом наркотиков

решения маслихатов

4 квартал
2023-2025 г.г.

МИО
МВД

-

-

-

-

МБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)

46.

Включение в планы развития областей, городов республиканского значения и столицы целевых мероприятий по:

решения маслихатов областей, городов республикан-ского значения и столицы

2 полугодие
2023 г.

МИО, МВД, МЗ, МП, МВНО

-

-

-

-

МБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)

46.1

разъяснению среди учеников старших классов и их родителей проблем современных синтетических наркотиков, аптечной наркомании и правовых последствий участия подростков в незаконном обороте наркотиков (распространение закладок, листовок с названиями сайтов, граффити и т.д.)

46.2

проведению в организациях образования встреч узких специалистов по профилактике наркомании с учащимися и студентами

46.3

изготовлению и размещению на улицах и других общественных местах социальной рекламы антинаркотической направленности






46.4

созданию местной модели противодействия наркомании с акцентом на особенностях региона и привлечением НПО, органов местного управления, активных граждан, СМИ и др. (по методологии CADCA)






46.5

реализации готовой продукции лечебно-трудовых мастерских центров психического здоровья






46.6

разработке правил обеспечения мер по пресечению сбыта и (или) немедицинского потребления наркотиков в развлекательных заведениях и иных декретированных объектах






46.7

заключению меморандумов
с подразделениями егерской службы, субъектами охотничьих, лесных, крестьянско-фермерских и сельских хозяйств по оказанию содействия в выявлении на их территории подпольных нарколабораторий, схронов и закладок наркотиков






46.8

установке стандартизированных систем видеонаблюдения, в том числе с функцией фиксации правонарушений, по возможным маршрутам следования наркокурьеров к местам потенциальных закладок наркотиков, обеспечением точки доступа к ним подразделений по противодействию наркопреступности






47.

Информационное сопровождение антинаркотической деятельности государственных органов и НПО по актуальным проблемам наркомании, особенно среди молодежи, с размещением, в том числе на сайте www.eljаstary.kz блока:
признаках наркопотребления, формах вовлечения и ответственности за участие
в незаконном обороте наркотиков (распространение закладок, граффити-рисунков, листовок с названиями наркосайтов, их администрирование и т.д.);
по разъяснению опасности современных синтетических наркотиков, разоблачению форм, методов и приемов их распространения;
о проблемах "аптечной" наркомании и иных формах злоупотребления психоактивными, сильнодействующими и другими вредными веществами ("веселящий газ", "вейпы", "снюсы" и т.д.) со списками профильных НПО и волонтеров, профилактической продукцией и т.д.

пролонгация
медиа-плана,

2 полугодие
2023 г.

МИОР

-

-

-

-

не требуются

размещение актуальной информации

4 квартал
2024-2025 г.г.

МИОР, МВД, МЗ, МП, МИО

48.

Проведение мероприятий, посвященных Международному дню борьбы с наркоманией – 26 июня

приказ МВД

1 полугодие
2023-2025 г.г.

МВД, МИО

-

-

-

-

МБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)

49.

Проведение информационной кампании, приуроченной к Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков среди всех слоев населения с привлечением СМИ

акты выполненных работ

4 квартал
2024 г.

МЗ, МИОР

15 776

-

15
776

-

РБ

50.

Усиление взаимодействия с частными наркологическими центрами с целью совершенствования оказания медико-социальной помощи лицам с зависимостями от психоактивных веществ

приказ МЗ

2 полугодие
2024 г.
 

МЗ, МВД

-

-

-

-

не требуются

51.

Разработка и ротация в СМИ и социальных сетях аудио-видеороликов по профилактике наркомании с привлечением медиа личностей (блогеры, представители шоу-бизнеса и др.) по пропаганде здорового образа жизни в целях формирования устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у населения

акты выполненных работ

4 квартал
2024-2025 г.г.

МЗ, МИОР МИО

36 288

-

18 
144

18 
144

РБ

52.

Проработка возможности закрепления нормы о прохождении добровольного скрининга на определение психоактивных веществ в биологических средах в ходе предоставления медицинских услуг населению, на условиях общественного договора (анонимности)

предложение в Правительство

1 полугодие 2024 г.
 

МЗ, МВД

-

-

-

-

не требуются

53.

Внедрение наркологического скрининга среди военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, предусматривающего, в том числе:

проект Закона

2 полугодие
2023 г.

ГП (по согласованию) МВД, МЧС, МЗ, АПК (по согласованию), АФМ (по согласованию)

-

-

-

-

не требуются

53.1

формирование реестра подразделений, сотрудники которых наиболее подвержены риску наркопотребления,
с поэтапным его расширением






53.2

внеплановое и внезапное проведение скрининга с возложением его организации на службы собственной безопасности или инспекции по личному составу






53.3

проведение экспресс-тестирования в ведомственных и иных обслуживающих медицинских организациях






53.4

обеспечение полноценной процедуры медицинского освидетельствования лиц с положительными результатами экспресс-тестов






54.

Обеспечение на постоянной основе ревизии камер хранения вещественных доказательств в целях предупреждения повторного оборота наркотиков

акты сверок

4 квартал
2023-2025 г.г.

МВД, КНБ (по согласованию)

-

-

-

-

не требуются

55.

Определение уровня добропорядочности сотрудников подразделений
по противодействию наркопреступности в соответствии с действующим законодательством ("Intergrity check")

информация в Правительство

4 квартал
2023-2025 г.г.

МВД, КНБ (по согласованию)






56.

Адаптация (валидизация) системы анкетирования на предмет потребления психоактивных веществ (ASSIST) среди подростков и молодежи, ее поэтапное внедрение (в случае одобрения) с обеспечением анонимности результатов

предложения в Правительство

1 полугодие 2024 г.
 

МЗ, МП, МНВО, МИО

-

-

-

-

не требуются

57.

Модернизация, капитальный ремонт и строительство региональных центров психического здоровья с обеспечением их современным оборудованием

акты выполненных работ

4 квартал
2023-2025 г.г.

МИО

-

-

-

-

МБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)

58.

Проведение модернизации и капитального ремонта РНПЦПЗ МЗ (г. Алматы), филиала РНПЦПЗ (г. Павлодар) и отделения медико-социальной реабилитации "АСАР", в том числе:

акты выполненных работ

4 квартал
2024-2025 г.г.
 

МЗ

2 202 205

-

313 182

1 889 023

РБ

58.1

проведение технического обследования зданий для проведения капитального ремонта

акты технического обследования

4 квартал
2023-2025 г.г.

МЗ

-

-

-

-

за счет собственных средств РНПЦПЗ МЗ

58.2

разработка проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта

ПСД

4 квартал 2024 г.

МЗ

154 950

-

154 950

-

РБ

58.3

- проведение капитального ремонта РНПЦПЗ МЗ (г.Алматы), филиала РНПЦПЗ (г.Павлодар) и отделения медико-социальной реабилитации "АСАР"

акты приемки

4 квартал 2025 г.

МЗ

1 756 093

-

-

1 756 093

РБ

58.4

оснащение медицинским оборудованием

акты приемки

4 квартал 2024-2025 г.г.

МЗ

291 162

-

158 232

132 930

РБ

59.

Выделение пригородных земельных участков с открытием отделений медико-социальной реабилитации с лечебно-трудовыми мастерскими

решения маслихатов

4 квартал
2023-2024 г.г.

МИО

-

-

-

-

МБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)

60.

Совершенствование тарифов и методов оплаты по службе охраны психического здоровья с учетом расширения медико-социальной реабилитации наркозависимых, в том числе в части финансирования Центров временной адаптации и детоксикации из местного бюджета

предложения в Правительство

1 полугодие 2024 года

МЗ, МИО

-

-

-

-

не требуются

61.

Выделение грантов на обучение, подготовку и повышение квалификации специалистов, в том числе в ведущих зарубежных наркологических центрах, для региональных организаций, оказывающих наркологическую помощь населению

информация в МВД

4 квартал
2023-2025г.г.

МИО

-

-

-

-

МБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)

62.

Обеспечение лекарственными средствами участников программы поддерживающей терапии агонистами опиоидов из республиканского бюджета

приказ МЗ

4 квартал
2024-2025 г.г.

МЗ

142 198

-

71 099

71 099

РБ

63.

Разработка методики и постановка задачи по формированию социально-экономического портрета наркопотребителей и иных лиц, причастных к наркобизнесу

информация
в МЦРИАП

4 квартал 2023 г.

МВД, МЗ





не требуются

64.

Реализация кейса "Социально-экономический портрет наркопотребителя" в цифровой карте семьи

протокол демонстрации

1 полугодие 2024 г.

МЦРИАП, МВД, МЗ, МТСЗН





не требуются
 

5. Обеспечение легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров

65.

Совершенствование механизма взаимодействия уполномоченных органов с юридическими лицами, участвующими в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, в целях упорядочения механизма их учета, распределения, хранения и уничтожения

предложения в Правительство

1 квартал
2024 г

МВД, МЗ, МНЭ, МЦРИАП, КНБ (по согласованию)

-

-

-

-

не требуются

66.

Продолжение мероприятий по цифровизации государственных услуг в сфере легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекуросов, в том числе путем интеграции портала е.license в рамках проекта регулирования "с чистого листа"

информация в Правительство

4 квартал
2023-2024 г.г.
 

МВД, МЦРИАП

-

-

-

-

не требуются

67.

Расширение перечня наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (раздел 2.12), в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с его таможенной территории их новыми видами (решение коллегии ЕЭК от 21.04.2015г. № 30)

решение коллегии ЕЭК

2 полугодие
2023 г.

МТИ, МВД, МЗ, МФ,
РГКП "ЦСЭ"
(по согласованию)

-

-

-

-

не требуются

6. Укрепление и расширение международного сотрудничества

68.

Принятие мер по заключению международных договоров и подписанию меморандумов, а также иных документов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков как в многостороннем, так и двустороннем формате

заключение международных договоров, подписание меморандумов, принятие иных документов

4 квартал
2023-2025 г.г.
 

МВД, МИД,
КНБ
(по согласованию)

-

-

-

-

не требуются

69.

Обеспечение представительства национальных интересов Казахстана в международных организациях, в том числе за счет участия в оперативных мероприятиях:

информация в Правительство

4 квартал
2023-2025 г.г.
 

МВД, МИД,
КНБ
(по согласованию)

-

-

-

-

РБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)

69.1

ШОС – операция "Паутина";

69.2

ОДКБ – операция "Канал", заседания КСОПН;

69.3

ЦАРИКЦ – операции "Рефлекс", "Подмена"

70.

В рамках председательствования Казахстана в ШОС (2023-2024 годы):

протоколы заседаний
 

4 квартал
2023-2024 г.г.
 

МВД, МИД,
КНБ
(по согласованию),
ГП
(по согласованию)






70.1

подготовка к проведению заседаний рабочих групп, совещания старших должностных лиц, совещания руководителей компетентных органов

-

-

-

-

не требуются

70.2

реализация мероприятий в рамках очередной Антинаркотической стратегии ШОС на 2024-2029 годы с разработкой и принятием соответствующего рабочего плана

-

-

-

-

не требуются

70.3

подготовка материалов к совещаниям высокого уровня СМВД, СМИД, ССБ, СГГ

-

-

-

-

не требуются

71.

Проведение на территории Казахстана очередного этапа операции "Канал" ОДКБ
и заседания рабочей группы по ее подготовке, очное участие в аналогичных мероприятиях на территориях других государств

информация в Секретариат ОДКБ

2 полугодие 2023 г.
 

МВД, МИД, АФМ (по согласованию),
КНБ
(по согласованию)

-

-

-

-

РБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)

72.

Продолжение сотрудничества с УНП ООН в рамках реализации:

реализация проектов

4 квартал
2023-2025 г.г.
 

МВД, МИД, МП, МНВО, МЗ, АФМ (по согласованию), КНБ (по согласованию)

-

-

-

-

не требуются

72.1

стратегии УНП ООН по синтетическим наркотикам на 2021 - 2025 годы





не требуются

72.2

региональной программы для Афганистана и соседних стран

-

-

-

-

не требуются

72.3

программы для стран Центральной Азии
на 2022 - 2025 годы

-

-

-

-

не требуются

73.

Обеспечение участия представителей Республики Казахстан в мероприятиях
в рамках КНС ООН (г.Вена, Австрия и другие города мира)

протоколы заседаний

1 полугодие
2023-2025 г.г.

МВД, МИД,
КНБ
(по согласованию)

-

-

-

-

РБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)

74.

Продолжение сотрудничества в рамках ЦАРИКЦ:

предложения в УНП ООН,
проекты НПА,
заседания СНК
 

4 квартал
2023-2025 г.г.
 

МВД, МИД,
КНБ
(по согласованию)
 

-

-

-

-

не требуются

74.1

подписание и ратификация Соглашения об обмене и защите секретной информации
в рамках ЦАРИКЦ

-

-

-

-

не требуются

74.2

продвижение инициативы ЦАРИКЦ о создании Рабочей группы по оценке афганского наркотрафика по "Северному маршруту"

-

-

-

-

не требуются

74.3

оказание поддержки деятельности ЦАРИКЦ за счет решения вопросов его самофинансирования государствами-участниками и привлечения донорских средств

-

-

-

-

не требуются

74.4

проработка вопросов закрепления за представителем Казахстана должности заместителя Директора ЦАРИКЦ на постоянной основе

-

-

-

-

не требуются

74.5

- продвижение инициативы присоединения Турции к Соглашению о создании ЦАРИКЦ в качестве государства-участника

-

-

-

-

не требуются

75.

Дальнейшее развитие сотрудничества в рамках ШОС, ОДКБ и СНГ, а также взаимодействия с ЕС, США и другими иностранными партнерами

информация в Правительство

4 квартал
2023-2025 г.г.
 

МВД, МИД, МП, МНВО, МЗ, АФМ (по согласованию), КНБ (по согласованию)

-

-

-

-

РБ
(в пределах имеющихся бюджетных средств)

76.

Изучение опыта Европейского мониторингового центра по наркотикам и наркомании в
г. Лиссабоне (EMCDDA) с рассмотрением его внедрения в РК

информация в Правительство

2 квартал
2024 г.
 

МЗ, МВД,
ГП (по согласованию), МП

-

-

-

-

не требуются

7. Заключительное направление

77.

Проведение заседаний МВШ по усилению межведомственного взаимодействия, рассмотрению результатов реализации Комплексного плана и, при необходимости, внесению в него изменений и дополнений

Протокол заседания
МВШ

4 квартал
2023-2025 г.г.
 

МВД,
заинтересованные государственные органы

-

-

-

-

не требуются

      Примечание: расшифровка аббревиатур:

      МИОР – Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан

      США – Соединенные Штаты Америки

      МЮ – Министерство юстиции Республики Казахстан

      СМИ – средства массовой информации

      ГП – Генеральная прокуратура Республики Казахстан

      ООН – Организация Объединенных Наций

      УНП ООН – Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности

      МВШ – Межведомственный штаб по координации деятельности государственных органов, направленной на противодействие наркомании и наркобизнесу

      МНВО - Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан

      МЗ – Министерство здравоохранения Республики Казахстан

      ЕЭК – Евразийская экономическая комиссия

      ЕАЭС – Евразийский экономический союз

      КСОПН - Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков

      КНС – Комиссия по наркотическим средствам

      МТСЗН – Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

      ЕС – Европейский Союз

      МИО – местные исполнительные органы

      МБ – местный бюджет

      ПСД – проектно-сметная документация

      МИИР – Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан

      МФ – Министерство финансов Республики Казахстан

      ССБ – Секретарь Совета Безопасности

      АФМ – Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу

      АРРФР – Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка

      КПССУ – Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры

      МСР – медико-социальная реабилитация

      СГГ – Совет глав государств

      НПА – нормативный правовой акт

      ЦАРИКЦ – Центральноазиатский региональный информационно-координационный центр по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

      МП – Министерство просвещения Республики Казахстан

      АП – Администрация Президента Республики Казахстан

      УПН ДП – управления по противодействию наркопреступности департаментов полиции

      БПЛА – беспилотный летательный аппарат

      РБ – республиканский бюджет

      РГКП "ЦСЭ" - республиканское государственное казенное предприятие "Центр судебных экспертиз"

      РНПЦПЗ - республиканский научно-практический центр психического здоровья

      АПК – Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции

      МТИ – Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан

      ЗОЖ – здоровый образ жизни

      МИД – Министерство иностранных дел Республики Казахстан

      СМИД – Совет министров иностранных дел

      МЧС – Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан

      СНГ – Содружество Независимых Государств

      НБ – Национальный банк Республики Казахстан

      КНБ – Комитет национальной безопасности Республики Казахстан

      ОДКБ – Организация Договора о коллективной безопасности

      НГ – Национальная гвардия

      МНЭ – Министерство национальной экономики Республики Казахстан

      НПО – неправительственные организации

      МЦРИАП – Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан

      ШОС – Шанхайская организация сотрудничества

      МВД – Министерство внутренних дел Республики Казахстан

      СМВД – Совет министров внутренних дел

      СЭР – Служба экономических расследований

      CADCA – Антинаркотическая коалиция общинных организаций Америки.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.