В целях создания условий для осуществления реформы системы правового регулирования трудовых отношений, налаживания при посредничестве государства отношений социального партнерства, гражданского согласия на основе взаимного доверия и конструктивного сотрудничества всех социальных групп и слоев общества, а также учитывая предложения, выдвигаемые профсоюзными органами, концернами, ассоциациями и другими объединениями, отражающими интересы предпринимателей, Кабинет Министров Республики Казахстан постановляет:
1. Ввести в практику ежегодное заключение на республиканском, отраслевом и местном уровнях соглашений в области трудовых и социально-экономических отношений между органами государственной власти и управления, представителями собственников (работодателями, объединениями работодателей) и республиканскими объединениями профсоюзов.
2. Утвердить прилагаемое Положение о порядке заключения тарифных соглашений.
3. Для разрешения разногласий по соглашениям и возникшим трудовым спорам до принятия Закона Республики Казахстан "О коллективных договорах и соглашениях" предоставить Министерству труда Республики Казахстан право:
осуществлять регистрацию соглашений и контроль за их выполнением органами государственного управления, предриятиями, объединениями и организациями, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;
привлекать к работе по разрешению коллективных трудовых споров (конфликтов) руководителей и работников министерств и ведомств республики, ассоциаций, концернов, корпораций и других объединений (предприятий).
4. Поручить Министерству труда Республики Казахстан, Госэкономкомитету по согласованию с Министерством юстиции Республики Казахстан:
внести на утверждение Кабинета Министров Республики Казахстан состав республиканской примирительной комиссии для рассмотрения и урегулирования коллективных трудовых споров (конфликтов);
определить правовой статус, порядок и условия деятельности комиссии, порядок представительства интересов сторон и привлечения независимых экспертов.
5. Министерствам и ведомствам Республики Казахстан, концернам, корпорациям, ассоциациям и другим объединениям, независимо от форм собственности, получившим право отраслевого представительства, создать в месячный срок для подготовки проектов отраслевых тарифных соглашений и урегулирования трудовых споров отраслевые комиссии в составе работодателей и представителей профсоюзов.
6. Министерству печати и массовой иноформации Республики Казахстан организовать широкое освещение хода переговоров по заключению соглашений о социальном партнерстве.
Премьер-министр
Республики Казахстан
Утверждено
постановлением Кабинета Министров
Республики Казахстан
от 3 августа 1992 г. N 645
П О Л О Ж Е Н И Е
о порядке заключения отраслевых тарифных соглашений
(республиканское, отраслевое, региональное)
Настоящее Положение рекомендует порядок заключения отраслевых тарифных соглашений.
I. Понятие отраслевых тарифных соглашений.
К отраслевым тарифным соглашениям относятся соглашения, заключаемые сторонами - участниками коллективных переговоров, регулирующие трудовые отношения на уровне отдельных отраслей (комплексов отраслей) народного хозяйства.
Отраслевое тарифное соглашение - юридически оформленный, письменный договор между сторонами - участниками переговоров об условиях, регулирующих трудовые отношения в отрасли.
II. Стороны - участники отраслевых тарифных соглашений.
Сторонами - участниками отраслевых тарифных соглашений выступают органы, представляющие интересы собственника (органы отраслевого управления) и профсоюзные или иные объединения, выражающие интересы трудовых коллективов.
К отраслевым органам, представляющим интересы собственника
(работодателя), относятся министерства, концерны, ассоциации и другие объединения государственных предприятий. При иных формах собственности - союзы предпринимателей (руководителей предприятий), сформированные по отраслевому признаку.
К отраслевым объединениям, представляющим интересы трудовых коллективов, относятся надлежащим образом избранные, выделенные соответствующими полномочиями (согласно законодательству Республики Казахстан) и сформированные по отраслевому признаку профсоюзные или иные представительные организации трудящихся.
Правительство республики, местные органы власти оказывают содействие и участвуют в организации проведения переговоров по заключению отраслевых тарифных соглашений и в необходимых случаях могут являться полноправной стороной, заключающей отраслевые тарифные соглашения.
III. Сфера действия отраслевых тарифных соглашений.
Сфера действия отраслевых тарифных соглашений распространяется на всех работников предприятий, учреждений, организаций, принятых на условиях найма и являющихся членами профсоюза, заключившего отраслевое тарифное соглашение.
Сноска. Абзац второй раздела III - в редакции постановления от 5 апреля 1994 г. N 330.
IV. Процедура заключения соглашения.
Процедура заключения соглашения, порядок организации переговоров устанавливаются по взаимной договоренности сторон.
V. Срок действия соглашения.
Срок действия соглашения определяется сторонами, участвующими в переговорах.
VI. Предмет переговоров.
Конкретный перечень вопросов для обсуждения на переговорах по заключению отраслевых тарифных соглашений определяется сторонами. В их число могут быть включены следующие обязательства сторон:
а) совместные:
достижение определенных показателей экономического развития
отрасли, включающих объемы производства, уровень производительности
труда и качества продукции;
обеспечение поставок для государственных нужд и другим
потребителям;
обеспечение роста средней заработной платы и др.;
б) со стороны органов, представляющих интересы собственника
(предпринимателей):
соблюдение предусмотренных отраслевым тарифным соглашением
социальных гарантий, в том числе установление:
- размеров ставок и окладов (не ниже государственных тарифов) по
соответствующим профессионально-квалификационным группам работников
отрасли;
- размеров и порядка выплаты доплат и надбавок (не ниже размеров
установленных государством);
- порядка применения межотраслевых и отраслевых норм труда;
- порядка тарификации и аттестации работников;
- режимов труда и отдыха;
- различного рода льгот, компенсаций и пр.;
определение политики в области занятости;
профессиональная подготовка и переподготовка кадров;
развитие прогрессивных структур и методов хозяйствования;
внедрение на предприятиях и в организациях передовой техники и технологии, других достижений научно-технического прогресса, выпуск рентабельной и конкурентоспособной продукции;
проведение действенной политики по обеспечению безопасности рабочих мест;
отказ от применения массовых увольнений и закрытий предприятий, принятие мер, предупреждающих увольнения работников;
оказание финансовой поддержки предприятиям, не имеющим по объективным причинам достаточных средств для соблюдения установленных соглашением социальных гарантий, в том числе через соответствующие резервные фонды;
предоставление органам, представляющим интересы трудящихся, заключившим отраслевое тарифное соглашение, по их требованию информации о планах и перспективах развития отрасли и др.;
в) со стороны отраслевых объединений, представляющих интересы трудовых коллективов:
отказ от забастовок при выполнении условий соглашения;
обеспечение трудовой дисциплины;
финансовая ответственность за необоснованные действия трудовых коллективов, выразившиеся в материальном ущербе предприятиям, министерству (концерну, ассоциации и пр.).
VII. Контроль за ходом выполнения тарифного соглашения.
Каждая из сторон имеет право самостоятельно осуществлять контроль за ходом выполнения тарифного соглашения.