Во исполнение Указа Президента Республики Казахстан от 20 марта 1994 г. N 1613 "О мерах по формированию рынка ценных бумаг" и до принятия Закона Республики Казахстан "О ценных бумагах и фондовой бирже" Кабинет Министров Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить Временное положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовой бирже и Временное положение о ценных бумагах (прилагаются).
2. Министерству финансов Республики Казахстан в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О ценных бумагах и фондовой бирже".
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждено
постановлением Кабинета Министров
Республики Казахстан
от 3 октября 1994 г. N 1099
Временное положение
о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовой бирже
I. Общие положения
1. Ценной бумагой признается документ, содержащий обязательные реквизиты, удостоверяющий имущественное право, которое может быть осуществлено или передано третьему лицу при предъявлении подлинника.
Ценные бумаги могут существовать в виде отпечатанных на бумаге бланков или в форме записей на счетах "Депо".
При обращении ценных бумаг в форме записей на счетах владелец ценных бумаг может реализовать свои имущественные права через специализированные организации, осуществляющие хранение, учет и расчеты по операциям с ценными бумагами.
2. Под обращением ценных бумаг понимается их купля и продажа, а также другие действия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан, исключая первичное размещение.
Первичный рынок ценных бумаг - это выпуск, подписка и
размещение ценных бумаг среди инвесторов.
Вторичный рынок ценных бумаг - рынок, где совершаются сделки
с ранее выпущенными ценными бумагами.
3. Действие настоящего Временного положения распространяется
на следующие виды ценных бумаг:
акции;
облигации;
государственные долговые обязательства;
банковские (депозитные) сертификаты;
коммерческие векселя;
производные ценные бумаги.
Государственные ценные бумаги и облигации местных займов обращаются на рынке ценных бумаг на равных основаниях с другими ценными бумагами.
4. Национальная комиссия по ценным бумагам Республики Казахстан (далее - Национальная комиссия) вправе квалифицировать, давать определения и распространять действие настоящего Временного положения на новые виды ценных бумаг, не указанные в данном Временном положении.
5. Настоящее Временное положение не распространяется на регистрацию государственных долговых обязательств, полностью гарантированных государством.
II. Деятельность по обращению ценных бумаг
6. Профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются юридические и физические лица, осуществляющие один или несколько видов деятельности, перечисленных в пункте 7 и имеющие лицензию на профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.
Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии не допускается.
Лицензия может быть выдана на ведение одновременно нескольких видов профессиональной деятельности по ценным бумагам или на отдельный вид деятельности.
За выдачу лицензии взимается сбор, размер и порядок уплаты которого определяется действующим законодательством.
7. На рынке ценных бумаг могут осуществляться следующие виды профессиональной деятельности:
брокерская (посредническая) деятельность - проведение операций с ценными бумагами за счет и по поручению клиента;
дилерская (коммерческая) деятельность - выполнение профессиональным участником сделок с ценными бумагами от своего имени и за свой счет;
депозитарная деятельность;
прочие виды деятельности (по определению Национальной комиссии).
8. Деятельность банков на рынке ценных бумаг регулируется Законами Республики Казахстан "О банках в Республике Казахстан" и "О Национальном Банке Республики Казахстан".
9. Профессиональная деятельность инвестиционного фонда (общества взаимного инвестирования) на рынке ценных бумаг регулируется соответствующим Положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Казахстан.
10. Национальная комиссия устанавливает следующие требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг (юридическим лицам):
наличие в штате специалистов, имеющих лицензию;
наличие минимального собственного капитала, необходимого для несения имущественной ответственности перед инвесторами;
организация системы учета и отчетности, точно и полно отражающей операции с ценными бумагами.
Выдача лицензии банкам на право ведения посреднических операций на рынке ценных бумаг банком осуществляется Национальной комиссией в общем порядке.
11. Профессиональный участник не имеет права проводить операции с ценными бумагами, если в его штате отсутствует специалист, имеющий лицензию Национальной комиссии на право совершения операций с ценными бумагами.
Правом заключения сделок от имени профессионального участника обладает только специалист, имеющий лицензию.
12. Национальная комиссия определяет порядок и правила выдачи лицензии на право ведения профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
13. Национальная комиссия может аннулировать или приостановить действие лицензии в соответствии с Инструкцией о лицензировании профессиональных участников рынка ценных бумаг, утверждаемой Кабинетом Министров Республики Казахстан.
Специалист может быть лишен лицензии и по решению суда. Специалист, лишенный лицензии на право ведения посреднической деятельности на рынке ценных бумаг, имеет право в судебном порядке обжаловать это решение.
14. В случае, если профессиональный участник объявлен банкротом по действующему законодательству Республики Казахстан, то он лишается лицензии.
15. Национальная комиссия устанавливает единые для всех правила регистрации и оформления сделок, ведения учета и отчетности с ценными бумагами. Для банков правила ведения учета и отчетности по операциям с ценными бумагами устанавливаются Национальной комиссиией по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан (далее - Национальный Банк).
III. Выпуск ценных бумаг в обращение
(эмиссия)
16. Выпуск ценных бумаг в обращение (эмиссия) - продажа ценных бумаг эмитентом (юридическим лицом, обязующимся от своего имени взять обязательства, вытекающие из условий выпуска ценных бумаг в обращение) или его агентом их первым владельцам (инвесторам) - физическим и юридическим лицам.
Эмиссия осуществляется:
при учреждении акционерного общества и размещении акций среди его учредителей;
при увеличении размеров уставного капитала (фонда) акционерного общества путем выпуска акций;
при привлечении заемного капитала юридическими лицами путем выпуска облигаций и иных долговых обязательств.
17. Акционерное общество обязано не позднее трех месяцев с момента его государственной регистрации зарегистрировать эмиссию акций и выпустить их в срок, не превышающий шести месяцев с даты получения государственного регистрационного номера эмиссии.
Выпуск акций для размещения среди учредителей акционерного общества осуществляется согласно требованиям Закона Республики Казахстан "О хозяйственных товариществах и акционерных обществах, компаниях" и Временного положения о ценных бумагах, утверждаемого Кабинетом Министров Республики Казахстан.
Владельцы ценных бумаг могут доверить их на хранение специализированным учреждениям (депозитариям) на правах общей долевой собственности.
18. Эмиссия ценных бумаг осуществляется в следующих формах:
а) открытого (публичного) размещения ценных бумаг среди потенциально неограниченного числа инвесторов с регистрацией проспекта эмиссии, публичным объявлением и проведением рекламной компании;
б) закрытого (частного) размещения среди заранее известного ограниченного числа инвесторов с предоставлением проспекта эмиссии.
В момент учреждения акционерного общества эмиссия акций осуществляется только в форме закрытого (частного) размещения без предоставления проспекта эмиссии.
19. Открытая подписка на акции при организации акционерного общества организуется учредителями - основателями акционерного общества. При этом учредители, а после регистрации акционерного общества - акционеры должны быть держателями акций в размере, предусмотренном Законом Республики Казахстан "О хозяйственных товариществах и акционерных обществах, компаниях".
Эмитент публикует извещение о предстоящей подписке в средствах массовой информации после регистрации проспекта эмиссии, в котором должны быть указаны: фирменное наименование будущего акционерного общества, предмет, цели и сроки его деятельности, состав акционеров, дата проведения общего собрания акционеров, предполагаемый размер уставного фонда, номинальная стоимость акций, их количество и виды, место проведения, начальный и конечный срок подписки на акции, состав имущества, которое вносится акционерами в натуральной форме, наименование банка и номер расчетного счета, на который производится первоначальные взносы. По решению общего собрания акционеров в указанное извещение могут быть включены и другие сведения.
20. Срок подписки на акции любых выпусков не может превышать шести месяцев (183 календарных дня) со дня даты официальной регистрации эмиссии.
21. Лица, участвующие в подписке на акции должны внести на счет эмитента предварительный взнос в размере не менее 10 процентов номинальной стоимости акций, на которые они подписываются, после чего эмитент выдает им письменное обязательство продать соответствующее количество акций.
По истечении указанного в извещении срока подписка прекращается. Если к этому моменту не удалось оплатить 60 процентов объявленного уставного капитала (фонда), данный выпуск эмитента признается несостоявшимся, а лицам, подписавшимся на акции, возвращаются внесенные ими денежные средства или иное имущество в течение 30 дней.
22. В случае, когда все акции эмитента распределяются между учредителями, они должны внести до дня созыва учредительной конференции не менее 50 процентов номинальной стоимости акций.
23. Эмитент и гаранты выпуска (если таковые имеются), а также профессиональные участники, проводящие по соглашению с эмитентом продажу ценных бумаг их первым владельцам, обязаны обеспечить каждому покупателю возможность ознакомления с условиями продажи и проспектом эмиссии до момента покупки этих бумаг и отвечать с полной ответственностью за достоверность информации, сообщаемой в проспекте эмиссии, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
24. Проспект эмиссии содержит данные о самом эмитенте, предлагаемых к продаже ценных бумаг, порядке их выпуска и другую информацию, которая может повлиять на решение о покупке этих ценных бумаг или об отказе их приобретения.
Порядок выпуска проспекта эмиссии, его регистрации, а также перечень сведений, обязательных для публикации в нем, устанавливаются Министерством. Для эмитентов, которыми являются банки или иные кредитные учреждения, перечень сведений, содержащихся в проспектах эмиссии, определяются Национальной комиссией по согласованию с Национальным Банком.
25. При регистрации выпуска ценных бумаг взимается налог, размер и порядок уплаты которого определяются действующим законодательством.
26. Национальная комиссия несет ответственность только за полноту сведений, содержащихся в проспектах эмиссии ценных бумаг, и отвечает за достоверность этих сведений.
Национальная комиссия в целях защиты интересов инвесторов вправе осуществлять выборочные проверки сведений по существу, представленных в проспектах эмиссии.
27. Национальная комиссия вправе объявить выпуски ценных бумаг несостоявшимися, приостановить выпуски или отказать в их регистрации, когда эмитенты или дилерские фирмы (профессиональные участники) и другие юридические лица, производящие по соглашению с эмитентом продажу ценных бумаг их первым владельцам, указывают в проспектах эмиссии недостоверные или неполные сведения, а также нарушают в процессе выпуска требования действующего законодательства Республики Казахстан и настоящего Временного положения.
Запрещается рекламирование ценных бумаг в средствах массовой информации до получения государственного регистрационного номера их эмиссии в Национальной комиссии.
28. Национальная комиссия вправе освобождать отдельные выпуски и типы ценных бумаг (в частности, реализуемые без публичного объявления) от регистрации их проспекта эмиссии и определять порядок и правила такого освобождения.
Регистрация закрытого акционерного общества является основанием для регистрации выпуска акций, размещаемых среди учредителей (акционеров). Отказ в регистрации ценных бумаг, выпускаемых в обращение в форме частного размещения, не допускается.
29. Национальная комиссия ведет государственный реестр ценных бумаг (включая ценные бумаги банков), зарегистрированных в Республике Казахстан, и регулярно не реже одного раза в месяц публикует список вновь зарегистрированных ценных бумаг.
30. Гарантами и организаторами выпуска ценных бумаг вправе выступать (по соглашению с эмитентом) профессиональные участники на следующих условиях:
- если обязуются выкупить весь выпуск (кроме части продаваемой первым владельцем акций согласно пункта 22) по фиксированной цене с целью дальнейшей перепродажи инвесторам;
- если обязуются выкупить за свой счет часть выпуска ценных бумаг, недоразмещенную ими среди инвесторов, в течение оговоренного срока.
Профессиональные участники могут принять на себя обязательства по продаже ценных бумаг от имени эмитента инвесторам без принятия на себя обязательств по выкупу недораспределенной части выпуска.
31. Профессиональные участники могут создавать временные объединения (консорциумы или синдикаты) для совместной организации выпуска ценных бумаг одного эмитента. Порядок взаимодействия профессиональных участников в рамках консорциума (синдиката) определяется их многосторонним соглашением. Порядок взаимодействия эмитента и консорциума (синдиката) определяется в соглашении между эмитентом и головным профессиональным участником временного объединения.
IV. Обращение ценных бумаг
32. Сделки с ценными бумагами считаются законными только после их оформления в установленном порядке. Правила совершения и регистрации сделок устанавливаются Национальной комиссией.
33. Курсы ценных бумаг определяются и публикуются в национальной валюте Республики Казахстан.
34. По каждой сделке купли-продажи ценных бумаг взимается налог на операции с ценными бумагами, размер и порядок уплаты которого определяются действующим законодательством Республики Казахстан.
35. Эмитент или профессиональный участник при продаже инвестору ценных бумаг обязан предоставить ему полную объективную информацию о ценной бумаге, являющейся предметом сделки, о риске, связанном с вложениями в данную ценную бумагу, ее доходности, порядке и сроках получения доходов по ней, порядке налогообложения.
36. До принятия законодательного акта о налогообложении прироста капитала прибыль, определенная в виде разницы между ценой покупки ценной бумаги и ее последующей перепродажи, а также при погашении, подлежит налогообложению в общем порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Казахстан.
37. После приобретения одним юридическим или физическим лицом, либо группой лиц, связанных между собой соглашением или контролирующим имущество друг друга более 5 процентов акций какого-либо эмитента требует уведомления Национальной комиссии в пятидневный срок. Данное положение не распространяется на учредителей акционерного общества при его учреждении.
38. Нарушение требований пункта 37 настоящего Временного положения в части, касающейся уведомления и получения согласия Национальной комиссии, является основанием для признания сделок недействительными.
Сведения о сделках, указанных в пункте 37 настоящего Временного положения, не признаются в качестве объекта коммерческой тайны участников сделки.
39. Совершение сделок с ценными бумагами с использованием конфиденциальной информации запрещается. Конфиденциальной информацией считается информация об эмитентах или ценных бумагах, которая не является равнодоступной (т. е. полученной из средств массовой информации, проспекта эмиссии ценных бумаг, периодических отчетов и информационных материалов, публикуемых эмитентом), и использование которой способно нанести ущерб материальным интересам эмитента или инвесторов.
40. Служащим эмитентов, профессиональных участников и органов государственного контроля и управления, которым по роду своей деятельности доступна конфиденциальная информация, запрещается ее разглашать, использовать в инвестиционных консультациях и в целях личного инвестирования.
V. Фондовая биржа
41. Фондовой биржей (далее - биржа) является организация, оказывающая организационные и иные услуги участникам рынка ценных бумаг, в целях обеспечения необходимых условий эффективного обращения ценных бумаг и кредитных ресурсов, гарантированности сделок с ними.
Биржа является юридическим лицом и основана на любых формах собственности.
42. Биржа независима в своей деятельности от представительных и исполнительных органов государственной власти и управления Республики Казахстан. Она осуществляет свою деятельность на основании настоящего Временного положения; устава, правил биржевой торговли, согласованных с Национальной комиссией при регистрации; других внутренних положений и регламентов. Изменения в уставе и правилах биржевой торговли согласовываются с Национальной комиссией.
43. Биржа основана на самоокупаемости, однако она не выплачивает
доходы от своей деятельности членам биржи. Доходы биржи используются
для компенсации затрат, связанных с осуществлением ею своих функций и
на техническое и социальное развитие.
44. Коммерческие и посреднические структуры, не
зарегистрированные как фондовые биржи, не могут выполнять функции
фондовой биржи.
Фондовая биржа не вправе выполнять функции товарной биржи.
45. Основные задачи биржи состоят в обеспечении необходимых
условий для перераспределения финансовых ресурсов между юридическими
и физическими лицами, становления и развития рынка ценных бумаг, их
эффективного обращения, гарантированности сделок с ними.
46. Для осуществления своих задач биржа:
оказывает организационные, рекламные, информационные,
консультационные и правовые услуги членам биржи;
осуществляет котировку ценных бумаг;
проводит собственные аналитические исследования;
осуществляет расчеты (клиринг).
47. Учредителями фондовой биржи могут выступать юридические и
физические лица.
Минимальный размер уставного фонда биржи определяется
Национальной комиссией.
Регистрация биржи производится в Национальной комиссии с выдачей ей лицензии на право ведения биржевой деятельности с ценными бумагами.
48. Порядок получения лицензии на право ведения биржевой деятельности с ценными бумагами, порядок приостановления дйствия и отзыва таких лицензий устанавливается Национальной комиссией.
Лицензия на ведение биржевой деятельности с ценными бумагами
выдается Национальной комиссией не позднее 30 дней со дня подачи
заявления, если учредительные документы и правила биржевой торговли
соответствуют настоящему Временному положению, действующему
законодательству Республики Казахстан.
49. Членами биржи могут быть юридические и физические лица:
имеющие лицензию на ведение профессиональной деятельности на
рынке ценных бумаг;
уплатившие биржевой вступительный взнос;
принявшие обязательство по соблюдению устава, правил биржевой
торговли, других внутренних правил и регламента биржи;
выплачивающие ежегодные членские взносы.
50. Членами биржи могут быть иностранные юридические и физические
лица, отвечающие установленным требованиям в пункте 49. Порядок
приема в члены биржи, приостановки и прекращения членства определяется
уставом биржи.
51. Биржа действует на основании Устава.
В Уставе биржи определяются:
наименование, вид и местонахождение биржи;
предмет и цели деятельности;
наименование и местонахождение учредителей биржи;
размер уставного фонда;
перечень и порядок формирования других фондов, образуемых
биржей;
порядок приема в члены биржи, приостановления и прекращения
членства;
права и обязанности членов биржи;
органы управления биржи (общее собрание членов биржи, биржевой совет и т. д.), их функции и правомочия, порядок принятия ими решений;
порядок возмещения убытков;
условия прекращения деятельности биржи.
В Уставе также определяются сроки проведения общих собраний членов биржи, заседаний биржевого совета, правлений и иных органов управления биржи, их функции и правомочия, порядок формирования и принятия ими решений.
Служащие органов государственной власти и управления, а также лица, занимающие руководящие должности хотя бы на одном предприятии, ценные бумаги которых котируются на бирже, не могут быть избраны в органы управления биржи.
52. Биржевой совет осуществляет контроль за деятельностью
правления, а также выполняет иные функции, предусмотренные уставом.
Члены биржевого совета избираются из числа учредителей, членов
биржи, а также его работников.
Национальная комиссия может определять:
дополнительные условия, касающиеся процедуры выборов биржевого
совета;
сроки, на которые выбираются его члены, и порядок их досрочного
отзыва;
количество членов биржевого совета, выбираемого из числа членов
биржи и лиц, допущенных к осуществлению операций с ценными бумагами
на бирже, а также из числа инвесторов и эмитентов ценных бумаг,
котирующихся на бирже, определенным уставом или правилами биржевой
торговли.
53. Денежные взносы и сборы взимаются биржей в следующих случаях:
вступление в члены биржи;
членство на бирже;
пользование имуществом биржи;
включение ценных бумаг в листинг;
регистрация и оформление биржевой сделки;
предусмотренных уставом, правилами биржевой торговли,
внутренними правилами и регламентом биржи.
54. Доход биржи формируется за счет:
взносов и сборов, предусмотренных настоящим Временным положением;
комиссионных за посредничество в операциях с ценными бумагами;
средств, полученных за оказание информационных, консультационных, аудиторских и иных услуг, предусмотренных уставом биржи;
штрафов, предусмотренных правилами биржевой торговли.
55. Биржевой сделкой является зарегистрированный биржевой договор (соглашение, контракт) между участниками биржевой торговли в отношении ценных бумаг, обращающихся на бирже. Порядок регистрации и оформления биржевых сделок устанавливается биржей. Сделки, совершенные на бирже, но не зарегистрированные и не оформленные в
установленном ею порядке, считаются недействительными.
56. Правила биржевой торговли определяются Правлением биржи и
подлежат утверждению Национальной комиссией.
Правила должны содержать следующие разделы:
порядок проведения торгов на бирже;
виды сделок, заключаемых на бирже, порядок их регистрации и
учета;
порядок формирования рыночной стоимости ценных бумаг (котировка),
способ их публикации;
порядок и способы расчетов;
время и место проведения торгов;
порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли
по биржевым сделкам;
порядок допуска ценных бумаг к котировке на бирже;
перечень нарушений, за которые биржей взыскиваются штрафы,
размеры штрафов и порядок их взыскания;
размеры сборов, тарифов, других платежей, порядок их взимания
биржей;
наименование участников биржевой торговли, их права и обязанности;
другие требования в соответствии с актами Национальной комиссии.
57. В биржевых торгах принимают участие члены биржи и другие лица, допущенные к участию, в порядке, определяемом уставом или правилами биржевой торговли.
58. К обращению на бирже ценные бумаги допускаются в порядке, устанавливаемом правилами биржевой торговли.
Эмитент ценных бумаг, принятых к обращению на бирже, обязан:
поместить ценные бумаги в депозитарий для хранения и учета;
своевременно информировать инвесторов и биржевой совет (или уполномоченный им орган) и публиковать в печатных изданиях биржи все факты, касающиеся своей хозяйственной деятельности и финансового положения, а также другие факты, если они могут повлиять на изменение курса ценных бумаг или привести к невозможности эмитента полностью удовлетворить принятые на себя при их выпуске обязательства;
публиковать не реже одного раза в год отчет о своей хозяйственной деятельности и финансовом положении.
59. Информация о совершенных на бирже сделках (факт совершения сделки, вид сделки, тип ценной бумаги, цена и т. п.) должна отражаться в общедоступных источниках информации.
Биржей издается периодический бюллетень о статистических данных по проведенным сделкам за прошедший месяц, изменения в правилах биржевой торговли, решениях, принятых биржевым советом, общим собранием членов биржи, о другой информации, касающейся биржевой деятельности и рынка ценных бумаг.
60. Биржа возмещает ущерб, нанесенный субъекту рынка ценных бумаг, в случае недобросовестного исполнения ею своих функций, нарушения настоящего Временного положения, устава биржи, правил биржевой торговли или разглашения коммерческой тайны в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
61. Биржа имеет право создавать дополнительные структурные подразделения, обслуживающие проведение операций с ценными бумагами на ней.
62. Биржа прекращает свою деятельность по решению общего собрания членов биржи, на основании решения судебных органов и в случае отзыва Национальной комиссией выданной ранее лицензии на биржевую деятельность.
Решение Национальной комиссии об отзыве выданной ранее лицензии может быть обжаловано в судебном порядке.
VI. Государственная регистрация ценных бумаг
63. Порядок и правила выпуска ценных бумаг в обращение на территории Республики Казахстан и их регистрация устанавливаются Национальной комиссией.
64. К выпуску и обращению на территории Республики Казахстан допускаются только ценные бумаги, прошедшие государственную регистрацию и получившие в установленном порядке государственный регистрационный номер.
Регистрация ценных бумаг банков или иных кредитных учреждений, независимо от суммы эмиссии, осуществляется Национальной комиссией после прохождения экспертизы в Национальном Банке.
65. Выпуск ценных бумаг, не включенных в государственный реестр является незаконным и влечет за собой изъятие их у владельцев, изъятие выручки от продаж ценных бумаг у эмитента и ее возвращение их владельцам, а также другие санкции, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
66. Ценные бумаги, выпущенные в обращение иностранными эмитентами, допускаются к обращению на территории Республики Казахстан только на основании государственной регистрации в Национальной комиссии.
67. Изготовление бланков ценных бумаг эмитента осуществляется полиграфическими предприятиями республики, имеющими соответствующую лицензию на изготовление ценных бумаг в порядке, установленном Национальной комиссией.
68. Эмитент имеет право изготовить бланки ценных бумаг за пределами Республики Казахстан после получения на это разрешения Национальной комиссии.
69. Национальная комиссия устанавливает требования по содержанию степени защиты и иным параметрам и характеристикам по видам бланков ценных бумаг.
VII. Заключительные положения
70. Национальная комиссия:
устанавливает общие правила совершения операций на внебиржевом рынке ценных бумаг в рамках законодательства Республики Казахстан;
осуществляет контроль за соблюдением настоящего Временного положения и иного законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг в Республике Казахстан.
71. Участники рынка ценных бумаг с целью саморегулирования деятельности на рынке ценных бумаг, поддержания необходимых профессиональных стандартов для своих членов, подготовки персонала, развития инфраструктуры работ и деятельности рынка ценных бумаг, коллективного представительства своих инвесторов и защиты интересов инвесторов вправе создавать профессиональные организации, ассоциации и профессиональные союзы.
Профессиональные организации, союзы и ассоциации профессиональных участников рынка ценных бумаг действуют на основании уставов после их регистрации в соответствии с Положением об объединениях профессиональных участников рынка ценных бумаг, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Казахстан.
Утверждено
постановлением Кабинета Министров
Республики Казахстан
от 3 октября 1994 г. N 1099
Временное положение
о ценных бумагах
I. Общие положения
1. Ценной бумагой признается документ, содержащий обязательные реквизиты, удостоверяющий имущественное право, которое может быть осуществлено или передано третьему лицу при предъявлении подлинника.
2. К ценным бумагам относятся акции, облигации, государственные долговые обязательства, банковские (депозитные) сертификаты, коммерческие векселя.
3. Кроме перечисленных ценных бумаг на территории Республики Казахстан допускаются к обращению производные ценные бумаги по определению Национальной комиссии по ценным бумагам Республики Казахстан ( далее - Национальная комиссия).
II. Акции
4. Акция - ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя (акционера) на получение части прибыли эмитента в виде дивиденда, на участие в управлении делами эмитента и на часть имущества, оставшегося после его ликвидации, на другие права.
5. Акции оплачиваются акционерами в национальной валюте Республики Казахстан, а в случаях, предусмотренных уставом эмитента, путем предоставления имущества. Стоимость акции выражается в национальной валюте Республики Казахстан, независимо от формы внесенного вклада. Акции могут быть переданы инвесторам только после полной оплаты их стоимости.
6. Акционерам может выдаваться акционерный сертификат (не являющийся ценной бумагой) на суммарную номинальную стоимость акций, удостоверяющий собственность на эти акции.
Номинальная стоимость акций должна быть кратна 10.
Акции могут выпускаться разного достоинства, но обязательно должны быть кратны минимальной номинальной стоимости акции, дающей право одного голоса.
7. Акции распространяются путем открытой подписки на них, либо закрытой - в порядке распределения всех акций между учредителями.
8. Эмитентом могут выпускаться простые и привилегированные акции. По простым акциям их держателям выплачиваются дивиденды в зависимости от прибыли эмитента. Владелец простой акции имеет право голоса на общем собрании акционеров, участвует в выборе органов управления и ревизионной комиссии, осуществлении контроля и утверждении деловой политики.
Привилегированные акции дают акционерам преимущественное право на получение фиксированных дивидендов после расчетов с бюджетом и кридиторами, а также на приоритетное (перед владельцами простых акций) участие в распределении имущества в случае ликвидации эмитента.
Владелец привилегированной акции не имеет права участвовать в управлении эмитентом, если иное не предусмотренно его уставом.
9. Порядок осуществления прав держателей привилегированных акций, включая приоритет в распределении имущества эмитента, в случае ликвидации определяется его уставом.
По привилегированным акциям выплачиваются фиксированные дивиденды, выраженные либо в твердой денежной форме, либо в процентах от номинальной стоимости акций. Выплата дивидендов по таким акциям производится после объявления Правлением (Советом директоров) в указанном в них размере по полученной эмитентом прибыли в соответствующем или прошедшем году. В случае недостаточности прибыли выплата дивидендов по привилегированным акциям может производиться за счет резервного фонда.
Если размер дивидендов, выплачиваемых акционерам по простым акциям, превышает размер дохода, причитающегося по привилегированным акциям, держателям последних может производиться доплата до размера дивидендов, выплаченных по простым акциям.
Привилегированные акции не могу быть выпущены на сумму, превышающую 10 процентов уставного фонда эмитента.
10. Акции выпускаются только именные.
Именная акция может передаваться путем индоссамента (передаточной надписи, закрепляющей передачу прав по акции другому лицу), если на ней нет запрещающей надписи об этом.
Движение именной акции фиксируется в книге регистрации акций (реестр акционеров), которая ведется эмитентом или по соглашению с эмитентом - специализированным органом. В нее должны быть внесены данные о каждой именной акции, времени приобретения акции, а также количестве акций у каждого из акционеров. Моментом передачи прав собственности на акции считается момент записи в книге регистрации акций (реестр акционеров).
11. По требованию акционеров и залогодержателей эмитент или специализированный орган, который ведет реестр акционеров, обязан бесплатно предоставить им выписки из реестра в отношении их прав на акции.
Сведения об акциях, оплаченных неполностью, должны быть
доступны для публичного ознакомления.
Акции могут быть предметом залога в порядке, установленном
действующим законодательством.
12. Акция неделима. Если одна и та же акция принадлежит
нескольким лицам, то все они признаются одним держателем акции
и могут осуществлять свои права через одного из них или через
общего представителя.
13. Акция должна содержать следующие реквизиты:
наименование ценной бумаги - "акция";
фирменное наименование эмитента и его местонахождение;
порядковый номер и дату выпуска акции;
вид акции (простая или привилегированная) и ее номинальную
стоимость, имя держателя;
размер уставного фонда на день выпуска акции и количество
выпускаемых акций;
подписи уполномоченных лиц эмитента.
14. Выпуск акций эмитентом осуществляется в размере его
уставного фонда.
15. Дополнительный выпуск акций эмитентом возможен, если
предыдущий уставный фонд полностью оплачен.
Запрещается выпуск акций для покрытия убытков, связанных с
хозяйственной деятельностью эмитента.
16. Дивиденды по акциям выплачиваются периодически за счет прибыли, поступающей в распоряжение эмитента после направления при необходимости части этой прибыли на его общие нужды.
17. Выпускаемые эмитентом акции обеспечиваются всем его имуществом.
При реорганизации эмитента акции все обязательства по выпущенным акциям переходят к правопреемникам.
III. Облигации
18. Облигация - ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости либо иные
имущественные права.
Объем эмиссии облигаций хозяйствующего субъекта не должен
превышать 50 процентов его уставного фонда.
Номинальная стоимость облигации не ограничивается, при этом
она должна быть кратна 10.
19. Выпуск облигаций осуществляется:
центральными органами законодательной власти;
местными органами законодательной власти;
хозяйствующими субъектами, независимо от форм собственности.
20. Облигации могут выпускаться как именные, так и на
предъявителя, процентные и беспроцентные (целевые), свободно
обращающиеся или с ограниченным кругом обращения и другие по
определению Национальной комиссии.
21. Средства от размещения облигаций направляются на цели,
определенные эмитентом при их выпуске.
22. Облигации всех видов оплачиваются в национальной валюте
Республики Казахстан.
23. Эмитент, выпустивший акции может принять решение о выпуске
облигаций только после полной оплаты акционерами уставного фонда.
24. Облигации содержат следующие реквизиты:
наименование ценной бумаги - "облигация";
фирменное наименование и место нахождения эмитента;
фирменное наименование или имя покупателя или надпись, что
облигация выписана на предъявителя;
номинальную стоимость, размер процентов, если это предусмотрено;
сроки погашения и выплаты процентов, место и дату выпуска, а также серию и номер облигации, образцы подписей уполномоченных лиц эмитента.
Обязательным реквизитом целевых облигаций является указание товара (услуги), под который они выпускаются.
Порядок и сроки погашения облигаций, указанные в решении о выпуске облигаций, определяются эмитентом.
25. Кроме основной части к облигации может прилагаться купонный лист на выплату процентов.
Купон на выплату процентов должен содержать следующие основные элементы: порядковый номер купона, номер облигации, по которой выплачиваются проценты, название эмитента, периодичность выплаты процентов и подписи уполномоченных лиц эмитента облигации.
26. Облигации хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, не дают их владельцу права на участие в управлении.
27. Решение о выпуске облигаций хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, принимается в порядке, предусмотренном его уставом и оформляется соответствующим протоколом.
28. В случае невыполнения или несвоевременного выполнения эмитентом обязанностей по выплате процентов и погашений указанной в облигации суммы, взыскание этих сумм производится принудительно в соответствии с действующим в Республике Казахстан законодательством.
29. Эмитенты несут ответственность за погашение займов и выплату процентов по ним.
IV. Государственные долговые обязательства
30. К государственным долговым обязательствам относятся:
казначейские векселя;
казначейские облигации;
казначейские боны.
31. Государственные долговые обязательства могут быть:
краткосрочные (со сроком обращения до одного года) - казначейские векселя;
среднесрочные (от одного года до пяти лет) - казначейские облигации;
долгосрочные (от пяти до двадцати пяти лет) - казначейские боны.
32. Порядок выпуска, обращения и погашения государственных долговых обязательств определяются условиями их выпуска, разработанными Национальной комиссией по решению Верховного Совета Республики Казахстан.
V. Банковские (депозитные) сертификаты
33. Банковский (депозитный) сертификат - ценная бумага, удостоверяющая депонирование юридическим или физическим лицом денежных средств в банк или иное кредитное учреждение и подтверждающая право его владельца на получение по истечении установленного срока депозита и процента по нему.
34. Регулирование выпуска и обращения банковских (депозитных)
сертификатов осуществляется в порядке, устанавливаемом Национальным
Банком Республики Казахстан (далее - Национальным Банком).
VI. Коммерческие векселя
35. Коммерческий вексель - ценная бумага строго установленной
формы, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство
векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе
плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлению
предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя
(векселедержателю).
36. Регулирование выпуска и обращение коммерческих векселей
осуществляется в порядке, устанавливаемом Национальным Банком.
VII. Порядок регистрации, выпуска и обращения
ценных бумаг
37. Регистрация выпуска и регулирование обрашения ценных бумаг
до принятия Закона Республики Казахстан "О ценных бумагах и фондовой
бирже" осуществляется Национальной комиссией.