О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о разгосударствлении и приватизации государственного имущества

Утративший силу

Постановление Пленума Высшего арбитражного суда Республики Казахстан от 8 февраля 1995 года № 3. Утратило силу нормативным постановлением Верховного Суда Республики Казахстан от 22 декабря 2008 года № 28.

       Сноска. Утратило силу нормативным постановлением Верховного Суда РК от 22.12.2008 № 28 (порядок введения в действие см. п. 2 ).

                                        (Неофициальный текст)

      Обобщение судебно-арбитражной практики разрешения данной категории споров свидетельствует о том, что суды правильно применяют законодательство, регулирующее взаимоотношения сторон.
      Вместе с тем, имеются отдельные случаи принятия арбитражными судами ошибочных решений, без достаточного исследования всех материалов и обстоятельств дела, учета доводов и возражений сторон, с процессуальными нарушениями.
      Решения по отдельным делам излагаются без ссылки на закон.
      Недостаточно эффективна профилактическая работа.
      В целях обеспечения единообразия судебно-арбитражной практики, в порядке разъяснения Пленум Высшего арбитражного суда Республики Казахстан, руководствуясь ст.26 Закона Республики Казахстан "Об арбитражном суде Республики Казахстан" Z926000_ , постановляет:
      1. Арбитражным судам подведомственны споры, связанные с разгосударствлением и приватизацией государственного имущества, когда всеми участниками оспариваемых актов и сделок являются юридические лица, если иное не предусмотрено законодательством.
      2. При подготовке дела к рассмотрению в целях всестороннего исследования всех обстоятельств арбитражным судам следует привлекать к участию в деле всех участников оспариваемых сделок и актов преобразования государственной собственности в иную форму.
      3. При разрешении споров следует руководствоваться законодательством, действовавшим в момент возникновения спорных правоотношений, если иное не установлено актом о введении законодательства в действие.
      Арбитражным судам следует иметь в виду, что действие п.3 ст.24 Закона Республики Казахстан "О разгосударствлении и приватизации" (в редакции от 12 апреля 1993 г.) не распространяется на сделки купли-продажи государственного имущества, заключенные хозяйствующими субъектами в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу этого Закона, так как в нем определены конкретные основания для внесения представлений комитетом в арбитражный суд при признании недействительными актов изменения форм собственности на госимущество.
      Следует учитывать, что в соответствии со статьей 10 Закона Республики Казахстан "О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности" Z916000_ регистрация и преобразование государственных предприятий, объединений в организационно-управленческие образования акционерные общества, холдинги - производятся при наличии соответствующего заключения Антимонопольного комитета Республики Казахстан, который вправе обращаться в арбитражные суды с исковыми требованиями о признании полностью или частично недействительными актов регистрации и преобразования государственных предприятий по основаниям, предусмотренным статьями 6, 8 указанного Закона.
      4. При разрешении споров, связанных с признанием либо оспариванием права собственности на имущество, находящееся во владении негосударственных юридических лиц, а также оспариванием актов преобразования государственной собственности в отношении такого имущества, арбитражным судам следует руководствоваться Законом "О собственности Республики Казахстан", Основами гражданского законодательства, определившими, что юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом не менее 15 лет, либо иным имуществом не менее 5 лет, приобретает право собственности на это имущество.
      До приобретения права собственности на имущество юридическое лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих права на владение им в силу иного основания, предусмотренного законодательными актами или договором.
      5. В соответствии со ст. 26 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик и ст. 41 Гражданского кодекса Казахской ССР сделки и акты о преобразовании государственной собственности являются гражданско- правовыми сделками и соответственно к ним применяются общие нормы гражданского законодательства.
      Разрешая споры о признании недействительными актов приватизации и разгосударствления государственного имущества, арбитражные суды должны учитывать нормы гражданского законодательства о реституции, в случае признания сделки недействительной, учитывать степень вины сторон в совершении недействительной сделки, неотделимые улучшения имущества либо его ухудшение, время пользования продавца денежными средствами за реализованное имущество.
      6. Преобразование структурных подразделений государственных объединений в негосударственную форму собственности производится в соответствии со ст. 7 Закона Республики Казахстан "О разгосударствлении и приватизации", при этом арбитражным судам следует принимать во внимание Положение о преобразовании государственных предприятий в акционерные общества открытого типа, утвержденное постановлением Госкомимущества Республики Казахстан № 2/2 от 26 июня 1993 г., которым возможность приватизации структурных подразделений в открытые акционерные общества допускается, если их деятельность технологически не связана с производственным циклом объединения.
      7. При разрешении спора о признании недействительными учредительных документов акционерного общества, иного негосударственного формирования арбитражным судам необходимо иметь в виду, что основания и порядок ликвидации юридических лиц определен Законами "О предприятиях в Республике Казахстан" Z914000_ , "О хозяйственных товариществах и акционерных обществах" Z912900_ , "О собственности" Z909000_ , Гражданским кодексом и предлагать собственникам произвести реорганизацию либо ликвидацию преобразованного предприятия в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.
      8. При решении вопроса о возникновении права собственности на имущество при разгосударствлении и приватизации необходимо исходить из смысла ст. 24 Закона "О разгосударствлении и приватизации" и ст.68 Закона "О хозяйственных товариществах и акционерных обществах", в соответствии с которыми право собственности переходит от продавца к покупателю с момента регистрации договора купли-продажи, либо с момента регистрации хозяйственного товарищества, акционерного общества.
      9. Арбитражным судам следует учитывать, что если до оплаты полной стоимости приобретенного объекта и выдачи госакта о вступлении в права собственности между продавцом и покупателем заключается договор, в котором предусматриваются обязательства сторон по сделке (источники, порядок и сроки оплаты, использование приватизируемого имущества и др.), то такие договоры следует в соответствии со статьей 47 Гражданского кодекса Казахской ССР квалифицировать как заключенные под условием.
      В случае неисполнения обязательств по договору после вступления покупателя в права собственности заинтересованная сторона вправе ставить вопрос о расторжении договора.
      10. При рассмотрении споров, связанных с оспариванием актов и сделок о разгосударствлении и приватизации государственной собственности либо о внесении в них изменений по основаниям неправильной оценки стоимости имущества при преобразовании государственной собственности и нарушения порядка размещения (реализации) акций, следует руководствоваться ст.65 Основ гражданского законодательства Союза ССР, в соответствии с которой исполнение возмездного договора производится по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законодательными актами случаях цена договора определяется соглашением сторон с соблюдением тарифов, расценок и т.п., устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены договора после его заключения допускается лишь в случаях и на условиях, предусмотренных договором и законодательством.
      11. При разрешении споров о разгосударствлении и приватизации арбитражным судам необходимо повысить эффективность профилактической работы путем вынесения частных определений в адрес органов государственной власти и управления, допускающих нарушения законодательства о разгосударствлении и приватизации, привлечения к ответственности лиц, виновных в причинении убытков незаконными сделками по приватизации, занижении стоимости объектов, нарушении охраняемых законом интересов новых собственников и граждан Республики Казахстан, желающих принять участие в разгосударствлении и приватизации.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.