Во исполнение Указа Президента Республики Казахстан от 19 октября 1995 г. N 2541 U952541_ "О совершенствовании структуры центральных исполнительных органов Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1995 г., N 33, ст. 409) Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Комитете лесного хозяйства Республики Казахстан.
2. Преобразовать областные лесохозяйственные производственные объединения в областные лесохозяйственные объединения, возложив на них функции областного исполнительного органа государственного управления лесным хозяйством.
Преобразовать лесохозяйственные производственные предприятия и лесоохотничьи предприятия - соответственно в лесные хозяйства (лесхозы) и лесоохотничьи хозяйства.
3. Передать в ведение Комитета лесного хозяйства Республики Казахстан с имеющимися по состоянию на 1 января 1996 года штатами, финансированием и материально-технической базой;
производственное объединение охотничье-промысловых и зоологических предприятий "Охотзоопром" (с сетью госохотпромхозов);
Тургенский плодовый механизированный лесхоз, с выделением его из состава агропромышленного комбината "Иссык" Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан;
Алматинский, Аксу-Джабаглинский, Барса-Кельмесский, Западно-Алтайский, Кургальджинский, Маркакольский, Наурзумский, Устюртский государственные заповедники - из состава Министерства экологии и биоресурсов Республики Казахстан.
Научно-методическое обеспечение работы заповедников возложить на Министерство науки - Академию наук Республики Казахстан.
Комитету лесного хозяйства, Министерству сельского хозяйства, Министерству экологии и биоресурсов Республики Казахстан и Государственному комитету Республики Казахстан по управлению государственным имуществом произвести прием и передачу указанных структур до 1 июля 1996 года.
4. Местным исполнительным органам совместно с территориальными органами лесного, сельского хозяйства, по земельным отношениям и землеустройству в течение 1996 года в целях сохранения биологического разнообразия и повышения продуктивности лесов определить и передать в состав лесного фонда земли с дикоплодовыми и другими ценными насаждениями, лесные угодья пойменных участков рек и прибрежных зон водохранилищ, находящихся на землях всех землепользователей (кроме земель приватизированных сельскохозяйственных предприятий), не входивших ранее в состав Комитета лесного хозяйства Республики Казахстан.
5. Комитету лесного хозяйства, Министерству экологии и биоресурсов Республики Казахстан в установленном порядке внести предложение об упорядочении использования средств Фонда охраны природы и средств, получаемых от контрольно-инспекционной деятельности по соблюдению природоохранного законодательства, на проведение мероприятий по охране, воспроизводству растительного и животного мира, функционированию особо охраняемых природных территорий.
6. Министерству труда Республики Казахстан в целях стимулирования и закрепления кадров лесной и егерской охраны рассмотреть и решить вопрос об увеличении разрядов по оплате труда лесникам (егерям) в системе Комитета лесного хозяйства Республики Казахстан.
7. Государственному комитету Республики Казахстан по управлению государственным имуществом делегировать Комитету лесного хозяйства Республики Казахстан право владения, пользования и управления его имуществом и имуществом подведомственных объединений, предприятий и организаций.
8. Комитету лесного хозяйства Республики Казахстан:
до 1 июля 1996 года разработать и представить в Правительство Республики Казахстан описания форменной одежды и знаков различия, нормы ее выдачи и табель должностных категорий работников системы Комитета лесного хозяйства Республики Казахстан, имеющих право на ношение форменного обмундирования;
совместно с Министерством юстиции Республики Казахстан в 3-месячный срок внести в Правительство Республики Казахстан предложения о внесении изменений и признании утратившими силу решений Правительства республики в связи с принятием настоящего постановления.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 26 апреля 1996 г. N 513
П О Л О Ж Е Н И Е
о Комитете лесного хозяйства Республики Казахстан
I. Общие положения
1. Комитет лесного хозяйства Республики Казахстан (Казлескомитет) является центральным исполнительным органом, не входящим в состав Правительства, осуществляющим государственное управление лесным фондом, лесным и охотничьим хозяйством республики, особо охраняемыми природными территориями, находящимися в его ведении, лесными, лесоохотничьими и охотничьими хозяйствами, объединениями, предприятиями и организациями, входящими в его структуру (согласно приложению к настоящему Положению), и выполняющим по отношению к ним функции субъекта права государственной собственности.
Комитет лесного хозяйства Республики Казахстан является также специально уполномоченным органом государственного контроля за состоянием, воспроизводством, охраной, защитой и использованием лесов и охотничьей фауны в Республике Казахстан.
2. При осуществлении своих полномочий Комитет лесного хозяйства Республики Казахстан и его органы на местах руководствуются Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан, актами Парламента, Президента и Правительства Республики Казахстан, настоящим Положением.
3. Комитет лесного хозяйства Республики Казахстан совместно с подведомственными ему лесохозяйственными объединениями и предприятиями, а также другими входящими в его состав объединениями, предприятиями и организациями образует единую систему государственного управления и контроля за лесами, лесными и охотничьими ресурсами, их охраной, защитой и воспроизводством, рациональным и неистощительным пользованием, осуществляющую свои функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
4. Финансирование деятельности государственных предприятий и организаций в системе Комитета лесного хозяйства Республики Казахстан по воспроизводству, охране, защите лесов, охотфауны, содержанию и развитию особо охраняемых природных территорий, а также содержание центрального аппарата Комитета и его органов на местах осуществляется централизованно за счет средств республиканского бюджета. Для финансирования указанной деятельности могут привлекаться также средства местных бюджетов, добровольные пожертвования юридических лиц, граждан (включая иностранных), иностранные инвестиции.
5. Комитет лесного хозяйства Республики Казахстан наряду с местными исполнительными органами, министерствами, иными уполномоченными на это государственными органами, предприятиями и организациями - лесо- и охотпользователями несет ответственность в установленном законодательством порядке за охрану, рациональное и неистощительное использование лесных и охотничьих ресурсов, сохранность особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан.
6. Комитет лесного хозяйства Республики Казахстан в пределах своей компетенции взаимодействует с исполнительными органами областей, районов и городов, министерствами и иными исполнительными органами, банковскими структурами, научными учреждениями Министерства науки - Академии наук Республики Казахстан, другими научными, общественными объединениями и организациями, средствами массовой информации, правоохранительными и иными специально уполномоченными органами.
Решения Комитета лесного хозяйства Республики Казахстан и его органов на местах, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения на территории Республики Казахстан всеми лесовладельцами, лесопользователями и охотопользователями, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, а также гражданами.
7. Комитет лесного хозяйства Республики Казахстан является юридическим лицом, имеет бюджетный, расчетный и иные счета в учреждениях банка, печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и своим полным наименованием на казахском и русском языках.
2. Задачи
8. Основными задачами Комитета лесного хозяйства Республики Казахстан являются:
разработка и проведение единой научно-технической политики в вопросах ведения лесного и охотничьего хозяйства, функционирования и развития особо охраняемых природных территорий;
государственное управление в области охраны, защиты, воспроизводства, рационального и неистощительного пользования лесными и охотничьими ресурсами с учетом их экологического, экономического и социального значения;
организация и осуществление государственного контроля за состоянием, воспроизводством, охраной, защитой и использованием лесов и охотничьей фауны;
определение приоритетных направлений, разработка и реализация государственных и национальных программ по развитию лесного, охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий в целях повышения защитных функций лесов, улучшения их качественного состава, сохранения биоразнообразия растительного и животного мира, обеспечения рационального пользования растительными и животными ресурсами, использования земель лесного фонда;
ведение государственного учета лесного фонда и охотничьих животных, мониторинга лесных экосистем, государственного лесного кадастра и кадастра животного мира (являющегося объектом охоты и насекомых-вредителей и полезных для леса), утверждение расчетных лесосек, а также разработка и утверждение других норм лесопользования и отраслевых нормативов;
охраны лесов, включая особо охраняемые природные территории, от пожаров, незаконных порубок и других нарушений лесного законодательства и лесопользования, защита лесов от вредителей и болезней;
воспроизводство лесных ресурсов, повышение лесистости территории республики и ее отдельных регионов, защитное лесоразведение;
распределение и закрепление в установленном порядке лесосечного фонда и других лесных ресурсов за пользователями;
совершенствование экономических форм и методов управления лесным и охотничьим хозяйством на основе введения платности за пользование лесными и охотничьими ресурсами, организации деятельности предприятий в условиях рыночных отношений;
развитие охотничьего хозяйства, охрана и воспроизводство охотничьей фауны, организация ее рационального использования;
создание и руководство деятельностью национальных природных парков, заповедников, заказников и других особо охраняемых природных территорий и объектов, входящих в систему Комитета лесного хозяйства Республики Казахстан;
нормативно-методическое, научное и проектное обеспечение лесного и охотничьего хозяйства, особо охраняемых природных территорий;
развитие научно-технического сотрудничества и внешнеэкономических связей в области лесного и охотничьего хозяйства, особо охраняемых природных территорий.
3. Функции
9. Комитет лесного хозяйства Республики Казахстан в соответствии с возложенными на него задачами:
осуществляет прогнозирование и разрабатывает комплексные программы развития особо охраняемых природных территорий, лесного и охотничьего хозяйства Республики Казахстан и механизм их реализации;
подготавливает и вносит на утверждение в Правительство Республики Казахстан предложения об отнесении лесов к группам и категориям защитности и переводе их из одной группы или категории защитности в другую;
организует проведение государственного учета лесного фонда, ведение государственного лесного кадастра и мониторинга лесных экосистем, осуществление лесо- и охотустройства, разработку проектов организации и развития лесного и охотничьего хозяйства, особо охраняемых природных территорий;
утверждает по согласованию с государственными органами охраны окружающей среды расчетные лесосеки по рубкам главного пользования в лесах Республики Казахстан независимо от их ведомственной принадлежности и формы хозяйствования лесопользователей;
распределяет по согласованию с Министерством экономики Республики Казахстан лесосечный фонд по рубкам главного пользования, а также утверждает в установленном порядке лимиты пользования побочными ресурсами леса, выдает разрешения на их заготовку;
разрабатывает и осуществляет мероприятия по усилению водоохранных, поле- и почвозащитных, санитарных и других природоохранных функций лесов;
организует авиационную и наземную охрану лесов от пожаров, самовольных порубок и других действий, причиняющих ущерб лесу;
руководит государственной лесной охраной, осуществлением лесопатологического надзора и учета очагов вредителей и болезней, проведением профилактических и других мероприятий по защите леса от вредных насекомых и болезней;
обеспечивает организацию работ по воспроизводству лесных ресурсов, повышению продуктивности и качественного состава лесов, уходу за ними, созданию полезащитных лесных полос, облесению песков, эродированных земель и пастбищных угодий;
организует и развивает лесосеменное дело на селекционной основе и лесопитомническое хозяйство, обеспечивает организацию заготовок семян древесных и кустарниковых пород, выращивание посадочного материала;
организует работу территориальных органов лесного хозяйства по предоставлению в пользование лесных ресурсов, проведению лесных торгов, закреплению за лесопользователями лесных угодий, а также по освоению лесосечного фонда в размерах, установленных расчетными лесосеками, и способами, обеспечивающими своевременное восстановление вырубок ценными древесными породами, улучшение возрастного и породного состава лесов и сохранение их защитных функций;
организует заготовку и переработку древесины, включая мелкотоварную от рубок ухода и древесных отходов, заготовку и переработку второстепенных лесных материалов, пищевых продуктов леса, лекарственного и технического сырья, а также другие побочные лесные пользования, развитие подсобных сельских хозяйств;
организует работу по государственному контролю за соблюдением всеми лесопользователями лесного законодательства, установленного порядка и правил пользования лесами и землями лесного фонда, нормативно-технической документации по ведению лесного хозяйства, других норм и правил в области использования лесных ресурсов;
совершенствует экономический механизм управления лесным хозяйством с учетом работы в условиях рыночных отношений;
осуществляет маркетинговые исследования в целях выработки отраслевой политики в области производства и реализации лесных и охотничьих ресурсов в условиях рыночных отношений;
распределяет леса по лесотаксовым районам, а также подготавливает предложения по таксам на древесину, отпускаемую на корню;
разрабатывает проекты законов, нормативных актов Республики по вопросам, устанавливающим принципы и регламентирующим порядок ведения лесного и охотничьего хозяйства; правила лесо- и охотпользования; порядок платы за лесные пользования, включая арендные платежи за лесные ресурсы; порядок исчисления размера ущерба, причиненного лесам пожарами, промышленными выбросами и другими видами хозяйственной деятельности, нарушениями лесного законодательства и его взыскания, а также утверждает ведомственные нормативные акты;
обеспечивает охрану, воспроизводство и рациональное использование охотничьей фауны, а также развитие промысловой, спортивно-любительской охоты, включая организацию охоты для иностранных граждан;
подготавливает предложения по лимитам и квотам на пользование охотничьими ресурсами, осуществляет выдачу разрешений на право добычи охотничьих животных на территории республики в соответствии с утвержденными лимитами и квотами;
организует службу государственного учета и кадастра животных (отнесенных к объектам охоты, а также по насекомым-вредителям и полезным для леса), проводит работу по инвентаризации ресурсов охотфауны, регулированию численности животных, наносящих ущерб охотничьему и лесному хозяйству, подготавливает предложения по закреплению охотничьих угодий за охотпользователями на территории республики;
обеспечивает функционирование национальных природных парков, заповедников, заказников и других особо охраняемых природных территорий и объектов, подготавливает предложения о дальнейшем развитии их сети;
обеспечивает использование лесов в рекреационных и научно-исследовательских целях;
организует проектно-изыскательские работы для обеспечения проектно-сметной документацией предприятий отрасли по всему комплексу проводимых в них мероприятий;
определяет приоритетные направления и важнейшие научно-технические проблемы в области лесного и охотничьего хозяйства, функционирования особо охраняемых природных территорий, организует по ним проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ, а также внедрение достижений науки, техники и передового опыта;
организует и координирует работу в отрасли по разработке стандартов и метрологическому обеспечению лесного и охотничьего хозяйства, объектов особо охраняемых природных территорий;
финансирует в установленном порядке территориальные органы лесного и охотничьего хозяйства, подведомственные предприятия и организации;
организует первичный бухгалтерский учет, контролирует состояние учета и отчетности в подведомственных структурах, рассматривает и составляет сводные отчеты и балансы по всем видам деятельности, проводит другую работу, связанную с управлением подразделениями отрасли в установленном законодательством порядке;
организует работу по пропаганде знаний о лесе, воспитанию населения республики в духе бережного отношения к растительному и животному миру;
осуществляет и координирует работу в отрасли в пределах своей компетенции по вопросам внешнеэкономического сотрудничества со странами СНГ и дальнего зарубежья;
проводит работу по развитию и совершенствованию материально-технической базы лесного и охотничьего хозяйства, особо охраняемых природных территорий за счет государственных источников финансирования и средств, формируемых самим Комитетом и его органами на местах, других источников;
координирует работу по материально-техническому обеспечению ресурсами территориальных органов на местах для обеспечения выполнения ими работ по охране и защите, воспроизводству лесов и охотфауны;
разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению отрасли квалифицированными кадрами, повышению их квалификации;
осуществляет методическое и организационное руководство работой по созданию безопасных условий и улучшению охраны труда в отрасли.
4. Права
10. Комитет лесного хозяйства Республики Казахстан имеет право:
получать от министерств, иных центральных и местных исполнительных органов, юридических лиц, независимо от их подчиненности и форм собственности, информацию и материалы по вопросам ведения лесного и охотничьего хозяйства, охраны флоры и фауны, использования растительных и животных (кроме рыбных) ресурсов республики;
проводить работу по привлечению нарушителей законодательства о лесах и животном мире, особо охраняемых природных территориях к ответственности, предъявлять к ним исковые требования, а также выступать без уплаты пошлины истцом в судебных органах по делам, связанным с контрольными функциями Комитета;
ограничивать, приостанавливать или запрещать хозяйственную деятельность, проектирование, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов в случаях нарушения требований законодательства о лесах и животном мире, особо охраняемых природных территориях;
давать заключения по запросам специально уполномоченных органов о выдаче лицензий на экспорт и импорт лесных, прочих дикорастущих растительных и охотничьих ресурсов;
утверждать в установленном порядке расчетные оптовые цены на готовые объекты, продукцию и услуги в лесном хозяйстве, используемые для исчисления штрафных такс за нарушения лесного законодательства, а также готовить предложения об установлении (изменении) размеров штрафных санкций за лесонарушения и нарушения законодательства о животном мире, лесных такс;
привлекать предприятия, учреждения и организации, ученых и специалистов для разработки программ, проектов в области лесного, охотничьего хозяйства и функционирования особо охраняемых природных территорий;
создавать группы и комиссии по разработке нормативных актов, рассмотрению иных проблем, созывать и проводить конференции, совещания, семинары по вопросам своей деятельности;
участвовать в разработке совместных международных программ в области лесного и охотничьего хозяйства, развития особо охраняемых природных территорий, заключать в пределах своей компетенции в установленном порядке договора, соглашения с аналогичными органами зарубежных стран, международными организациями, фирмами и компаниями;
представлять в пределах своей компетенции на международном уровне интересы Республики Казахстан по вопросам лесного, охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий;
выступать государственным заказчиком научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-изыскательских и производственных работ по вопросам лесного, охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий, финансируемых из республиканского бюджета;
вести переписку с министерствами, иными исполнительными органами, учреждениями, организациями и предприятиями и вносить предложения в центральные исполнительные органы по вопросам, входящим в его компетенцию.
5. Управление
11. Территориальные органы, предприятия и организации Комитета лесного хозяйства Республики Казахстан составляют целостную систему управления и кадровой политики на всех ее уровнях в пределах функций и компетенций Комитета.
12. Комитет лесного хозяйства Республики Казахстан возглавляет Председатель, который назначается и освобождается от должности Правительством Республики Казахстан.
Председатель Комитета имеет двух заместителей, в том числе одного первого, назначаемых и освобождаемых от должности по его представлению Правительством Республики Казахстан. Один из заместителей председателя Комитета по должности является Главным лесничим Республики Казахстан.
13. Председатель Комитета лесного хозяйства Республики Казахстан:
руководит деятельностью Комитета и подведомственных ему структур, издает приказы и дает указания, обязательные для них;
несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и определяет обязанности и степень ответственности заместителей председателя, руководителей подразделений центрального аппарата и других подведомственных структур;
готовит и вносит в Правительство Республики Казахстан предложения о создании, реорганизации и ликвидации территориальных органов, предприятий и организаций лесного и охотничьего хозяйства, особо охраняемых природных территорий, совершенствовании структуры управления и государственного контроля в этих сферах деятельности;
утверждает штатное расписание центрального аппарата Комитета в пределах установленных численности и фонда оплаты труда, а также структуру, положения и уставы структурных подразделений, находящихся в его непосредственном подчинении;
назначает и освобождает от должности в установленном порядке работников центрального аппарата Комитета, генеральных директоров лесохозяйственных объединений и производственного объединения "Охотзоопром", первых руководителей лесо- и охотхозяйственных предприятий, заповедников, национальных природных парков и других организаций республиканского подчинения, а также утверждает заместителей руководителей, главных лесничих, главных инженеров, главных охотоведов и главных бухгалтеров подведомственных объединений, предприятий и организаций республиканского подчинения;
утверждает персональный состав коллегии Комитета;
подписывает контракты по найму с руководителями подведомственных Комитету объединений, предприятий и организаций республиканского подчинения.
14. В Комитете лесного хозяйства Республики Казахстан образуется коллегия в составе Председателя Комитета (председатель), его заместителей, а также других работников Комитета. Численный состав коллегии Комитета утверждается Правительством Республики Казахстан.
Решения коллегии оформляются протокольными решениями и реализуются приказами Председателя Комитета.
15. Для рассмотрения предложений по основным направлениям науки и техники, определения научно обоснованной единой технической политики в лесном, охотничьем хозяйстве и функционировании особо охраняемых природных территорий, разработки рекомендаций по использованию в производстве новейших достижений отечественной и зарубежной науки, техники и передового опыта в Комитете лесного хозяйства Республики Казахстан создается научно-технический совет.
Положение о научно-техническом совете и его состав утверждаются
Председателем Комитета.
16. Работники Государственной лесной охраны системы Комитета
лесного хозяйства Республики Казахстан обеспечиваются форменным
обмундированием со знаками различия и служебным удостоверением
единого образца.
Описание форменной одежды, нормы ее выдачи и табель должностных
категорий работников, имеющих право на ношение указанного
обмундирования, утверждаются Правительством Республики Казахстан.
6. Реорганизация и ликвидация
17. Реорганизация и ликвидация Комитета лесного хозяйства
Республики Казахстан производится в соответствии с действующим
законодательством Республики Казахстан.
Приложение
П Е Р Е Ч Е Н Ь
объединений, предприятий, организаций и учреждений,
входящих в систему Комитета лесного хозяйства
Республики Казахстан
Лесохозяйственные объединения
Производственное объединение "Охотзоопром" (с сетью
госохотпромхозов)
Алматинский государственный заповедник
Аксу-Джабаглинский государственный заповедник
Барса-Кельмесский государственный заповедник
Западно-Алтайский государственный заповедник
Кургальджинский государственный заповедник
Маркакольский государственный заповедник
Наурзумский государственный заповедник
Устюртский государственный заповедник
Баянаульский государственный природный национальный парк
Государственный национальный природный парк "Кокшетау"
Иле-Алатауский государственный национальный природный парк
Лесхозы, лесоохотничьи и охотничьи хозяйства, лесомелиоративные
станции, лесоплодопитомники
Учебно-производственное селекционное предприятие "Лавар"
Казахское лесоустроительное предприятие
Казахский государственный проектно-изыскательский институт по
проектированию лесного хозяйства (с филиалом)
Казахский институт повышения квалификации и переподготовки
руководящих работников и специалистов лесного хозяйства
Казахская республиканская лесосеменная станция (с сетью
зональных станций)
Казахская авиационная база охраны лесов и обслуживания лесного
хозяйства
Республиканский инженерный лесной селекционно-семенноводческий
центр (с филиалом)
Станции защиты леса