Комментарий к подпункту 3) пункту 3 статьи 231 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)"

Новый

Комментарий Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан от 15 июля 2015 года

      Статья 231. Оборот по реализации товаров, работ, услуг

      3. Не являются оборотом по реализации:

      3) безвозмездная передача в рекламных целях товара (в том числе в виде дарения) в случае, если стоимость единицы такого товара не превышает 5-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете и действующего на дату такой передачи.

      КОММЕНТАРИЙ

      1. Подпункт 3) пункта 3 статьи 231 Налогового кодекса в данной редакции действует с 1 января 2013 года.
      С 1 января 2009 года до 1 января 2010 года данный подпункт действовал в следующей редакции:
      «3) безвозмездная передача либо дарение товара в рекламных целях, стоимость единицы которого не превышает 2-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;».
      С 1 января 2010 года до 1 января 2013 года данный подпункт действовал в следующей редакции:
      «3) безвозмездная передача либо дарение товара в рекламных целях, стоимость единицы которого не превышает 2-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату передачи либо дарения товара;».
      2. В соответствии с положениями базовой статьи 231 Налогового кодекса оборотом по реализации товаров признается передача прав собственности на товар, в том числе безвозмездная передача товара. Однако, данным подпунктом законодатель предусмотрел, что не признается оборотом по реализации товаров безвозмездная передача товаров в рекламных целях, в том числе в виде дарения. При этом для определения рекламных целей следует руководствоваться Законом Республики Казахстан «О рекламе» от 19.12.2003 года. Так, в соответствии с подпунктом 1-1) статьи 3 указанного Закона реклама - распространяемая и размещаемая в любой форме с помощью любых средств информация, предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам и способствовать их реализации.
      3. Изменение в данной норме происходило в части установления размера стоимости единицы товара. Так, до 1 января 2013 года размер был установлен в размере 2-кратного месячного расчетного показателя, а после 1 января 2013 года данный размер был увеличен до 5-кратного месячного расчетного показателя.
      4. Месячный расчетный показатель следует принимать в размере, установленном законом о республиканском бюджете и действующем на дату такой передачи.

      При этом применяются следующие размеры месячных расчетных показателей:

годы

Размер

МРП (тенге)

2-кратный МРП (тенге)

5-кратный МРП (тенге)

2009

1 273

2 546

-

2010

1 413

2 826

-

2011

1 512

3 024

-

2012

1 618

3 236

-

2013

1 731

-

8 655

2014

1 852

-

9 260

2015

1 982

-

9 910

СИТУАЦИЯ 1

В течении 2012 и 2013 года ТОО «Аура» ежегодно 1 июля в честь своего создания производило рекламную акцию по безвозмездной передаче своим покупателям 50 наборов моющих средств. Списание в бухгалтерском учете производится по каждому набору отдельно по стоимости 4 000 тенге.

ВЫВОД

В 2012 году размер МРП составлял 1 618 тенге, соответственно, предел по непризнанию оборотом по реализации товара в 2012 году составил 3 236тенге (1 618*2). Таким образом, поскольку стоимость набора превышает предел, установленный Налоговым кодексом, то стоимость передаваемого набора является оборотом по реализации.

В 2013 году размер МРП составлял 1 731 тенге, соответственно, предел по непризнанию оборотом по реализации товара в 2013 году составил 8 665тенге (1 731*5). Таким образом, поскольку в 2013 году предел размера стоимости увеличен до 5-кратного размера месячного расчетного показателя, то стоимость (4 000 тенге) передаваемого набора не является оборотом по реализации.

      5. Единица измерения передаваемого товара определяется на основании первичных бухгалтерских документов, оформляемых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».

СИТУАЦИЯ 2

В 3 квартале 2014 года ТОО «Ромашка» в честь открытия завода по производству сыра и ветчины проводило рекламную акцию, которая заключается в том, что в гипермаркетах города в течение 3-х дней производилась дигустация бутербродов с ветчиной и сыром, произведенных данным заводом.

Для приготовления бутербродов было использовано 20 кг сыра, 30 кг ветчины и 50 батонов (багет). При этом по бухгалтерскому учету было передано для дигустации 500 бутербродов себестоимостью 120 тенге.

ВЫВОД

Размер МРП в 2014 году составляет 1 852 тенге, соответственно, предел по непризнанию оборотом по реализации товара в 2014 году составляет 9 260 тенге (1 852*5).

Таким образом, по данным бухгалтерского учета стоимость передаваемого в рекламных целях бутерброда не превышает указанный предел, следовательно, такая передача продукции у ТОО «Ромашка» не является оборотом по реализации товара.

      6. Законодатель установил единственный случай применения данного подпункта, а именно в случае не превышения стоимости установленного размера. Соответственно, в случае если стоимость передаваемого товара превышает установленный предел, то указанное положение не применимо.

СИТУАЦИЯ 3

ТОО «Шерри» в связи с открытием магазина по реализации бытовой техники 31 января 2015 года (один день) объявляет акцию, которая заключается в предоставлении подарка в виде комплекта (утюг стоимостью 10 000 тенге и фен стоимостью 4 000 тенге).

При этом передача такого набора в бухгалтерском учете оформлена как передача комплекта стоимостью 14 000 тенге за комплект.

ВЫВОД

Размер МРП в 2015 году составляет 1 982 тенге, предел по непризнанию оборотом по реализации товара в 2015 году составил 9 910 тенге (1 982*5).

Таким образом, поскольку подарок представляется в виде комплекта из утюга и фена, стоимость которого по бухгалтерскому учету составляет 14 000 тенге, то есть превышает предел, установленный подпунктом 3) пункта 3 статьи 231 Налогового кодекса, то такая передача является оборотом по реализации.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.