О республиканском референдуме

Утративший силу

Указ Президента Республики Казахстан от 25 марта 1995 г. N 2151, имеющий силу конституционного закона. Утpатил силу Указом Пpезидента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 2 ноябpя 1995 г. N 2593 ~U952593 .


      В соответствии со статьей 74 Конституции Республики Казахстан и статьей 1 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 1993 года "О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий", в целях установления порядка организации и проведения республиканского референдума издаю настоящий Указ.


      Глава I. Общие положения

      Статья 1. Понятие республиканского референдума

      Республиканский референдум - всенародное голосование по проектам законов и решений по наиболее важным вопросам государственной жизни Республики Казахстан.

      Референдум проводится на всей территории Республики Казахстан.


      Статья 2. Принципы проведения республиканского референдума

      Проведение референдума основывается на принципах:

      гласности;

      добровольности участия в референдуме и свободного волеизъявления граждан;

      всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

      обладания каждым участником референдума одним голосом.


      Статья 3. Право на участие в республиканском референдуме

      В референдуме участвуют граждане Республики Казахстан, достигшие 18 лет.

      Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав граждан Республики Казахстан на участие в референдуме является недопустимым и наказывается по закону.

      В референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся в местах лишения свободы.


      Статья 4. Вопросы, выносимые на республиканский референдум

      Предметом референдума может быть:

      1) принятие и изменение Конституции, конституционных законов, законов Республики Казахстан;

      2) решение иных наиболее важных вопросов государственной жизни Республики Казахстан.


      Статья 5. Вопросы, не могущие быть предметом республиканского

      референдума

      Не могут быть предметом референдума вопросы:

      ведущие к нарушению основных прав и свобод человека и гражданина;

      изменения статуса Республики Казахстан как демократического, светского и унитарного государства;

      пересмотра республиканской формы правления;

      административно-территориального устройства и границ Республики Казахстан, иные вопросы, влекущие нарушение территориальной целостности Республики Казахстан;

      правосудия, обороны, национальной безопасности и охраны общественного порядка;

      республиканского бюджета и налоговой политики;

      амнистии и помилования;

      назначения на должность и освобождения от должности лиц, относящиеся к ведению Верховного Совета, Президента и Правительства Республики Казахстан;

      выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Республики Казахстан.


      Статья 6. Гласность при подготовке и проведении

      республиканского референдума

      Организация и проведение референдума осуществляется открыто и гласно.

      Вопрос, выносимый на референдум, а также решение о его проведении доводятся до сведения граждан средствами массовой информации.

      Комиссии референдума информируют граждан о своей работе по организации проведения референдума, об образовании участков для голосования, составе, месте нахождения и времени работы комиссий, о списках граждан, имеющих право участвовать в референдуме.

      На заседаниях комиссий референдума во время голосования, подсчета голосов, а также при определении результатов голосования имеют право присутствовать представители общественных объединений, наблюдатели международных организаций. Полномочия представителей удостоверяются в установленном Центральной комиссией референдума порядке. Вмешательство представителей в работу комиссий референдума не допускается.

      Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения референдума, их представителям гарантируется доступ на мероприятия, связанные с проведением референдума.


      Статья 7. Агитация на республиканском референдуме

      Гражданам, общественным объединениям Республики Казахстан гарантируется право агитации в поддержку или против вынесенного на референдум вопроса на собраниях, митингах, сходах граждан, в средствах массовой информации.

      Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

      Не допускается агитация, связанная с нарушением прав и свобод других лиц, общественной безопасности, посягательством на конституционный строй.

      В предшествующий референдуму день и в день проведения референдума агитация запрещается.

      Печатные агитационные материалы, плакаты, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.


      Статья 8. Обеспечение республиканского референдума

      Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума, производятся исключительно за счет республиканского бюджета.

      Государственные органы и предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности, предоставляют в распоряжение комиссий референдума помещения, оборудование и транспортные средства, необходимые для подготовки и проведения референдума.

      Запрещается какое бы то ни было прямое или косвенное участие


      зарубежных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства

      в финансировании и ином обеспечении мероприятий, связанных с

      референдумом.

      Статья 9. Законодательство о республиканском референдуме

      К законодательству о референдуме относятся:

      Конституция Республики Казахстан;

      Кодекс о выборах в Республике Казахстан в части, не

      противоречащей настоящему Указу;

      настоящий Указ;

      акты Центральной комиссии референдума, носящие нормативный

      характер.


      Глава II. Назначение и подготовка республиканского

      референдума

      Статья 10. Право назначения республиканского референдума

      Право назначения референдума принадлежит:

      Верховному Совету Республики Казахстан, который выносит решение о проведении референдума путем принятия закона Республики Казахстан;

      после консультаций с Верховным Советом Президенту Республики Казахстан, который выносит решение о проведении референдума путем издания указа.


      Статья 11. Инициатива проведения республиканского референдума

      Инициатива проведения референдума принадлежит:

      Верховному Совету Республики Казахстан;

      Президенту Республики Казахстан;

      Кабинету Министров Республики Казахстан, который обращается с инициативой о проведении референдума к Президенту Республики Казахстан. Выдвижение инициативы осуществляется Правительством на своем заседании большинством голосов от общего числа членов Кабинета Министров и оформляется соответствующим постановлением;

      не менее чем 200 тысячам обладающих избирательным правом граждан Республики Казахстан, в количественном отношении в равной мере представляющих все области и столицу Республики Казахстан, которые обращаются с инициативой о проведении референдума к Президенту Республики Казахстан.

      Предложения о проведении референдума по одному и тому же вопросу могут быть внесены и рассматриваются повторно субъектами назначения референдума не ранее, чем через два года после предыдущего решения.


      Статья 12. Комиссии республиканского референдума

      Подготовку и проведение референдума осуществляют:

      Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан, выполняющая функции Центральной комиссии референдума;

      территориальные избирательные комиссии Республики Казахстан, выполняющие функции территориальных комиссий референдума;

      участковые избирательные комиссии, выполняющие функции участковых комиссий референдума.

      Образование территориальных и участковых комиссий референдума и формирование их состава осуществляется соответствующими главами местных исполнительных органов. О принятых решениях главы исполнительных органов областей и города Алматы незамедлительно информируют Центральную комиссию референдума.

      Сроки образования территориальных и участковых комиссий референдума и формирования их состава устанавливаются законом Республики Казахстан о проведении референдума или аналогичным указом Президента Республики Казахстан.


      Статья 13. Полномочия Центральной комиссии референдума

      Центральная комиссия референдума:

      устанавливает время голосования;

      осуществляет на всей территории Республики Казахстан контроль за исполнением законодательства о референдуме, а также обеспечивает его разъяснение и единообразное применение;

      организует подготовку и проведение референдума;

      составляет и представляет на утверждение проект сметы расходов на организацию и проведение референдума;

      направляет деятельность комиссий референдума, распределяет среди них средства на организацию и проведение референдума;

      контролирует состояние материально-технического обеспечения комиссий референдума;

      рассматривает заявления и жалобы о нарушениях законодательства о референдуме;

      устанавливает:

      формы бюллетеней для голосования, списков избирателей, подписных листов, иных документов, необходимых для проведения референдума;

      порядок хранения документов референдума;

      заслушивает отчеты государственных органов и их должностных лиц по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума;

      информирует граждан о ходе подготовки референдума;

      подводит итоги референдума в целом по Республике Казахстан, обеспечивает передачу сообщения об этом в средствах массовой информации;

      осуществляет другие полномочия, установленные Кодексом о выборах в Республике Казахстан и настоящим Указом.


      Статья 14. Полномочия территориальных комиссий референдума

      Территориальные комиссии референдума:

      осуществляют на территории соответствующих административно-территориальных единиц контроль за исполнением законодательства о референдуме и обеспечивают его единообразное применение;

      организуют деятельность участковых комиссий, распределяют среди них средства, выделенные для проведения референдума;

      контролируют состояние материально-технического обеспечения участковых комиссий референдума;

      рассматривают заявления и жалобы о нарушениях законодательства о референдуме;

      заслушивают сообщения участковых комиссий референдума, государственных органов и их должностных лиц по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума;

      обеспечивают изготовление бюллетеней для голосования на референдуме;

      получают от участковых комиссий референдума протоколы, подводят итоги референдума на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

      осуществляют другие полномочия, установленные Кодексом о выборах в Республике Казахстан и настоящим Указом.


      Статья 15. Полномочия участковых комиссий референдума

      Участковые комиссии референдума:

      составляют списки граждан, имеющих право участвовать в республиканском референдуме, решают связанные с этим вопросы;

      знакомят граждан со списками избирателей, рассматривают заявления об ошибках и неточностях в списках и решают вопросы о внесении в них соответствующих изменений;

      оповещают граждан о дне, времени, месте и порядке голосования;

      готовят помещения и обеспечивают изготовление кабин и урн для голосования;

      организуют на участке голосование в день проведения референдума;

      проводят подсчет голосов и определяют результаты голосования на участке;

      рассматривают заявления и жалобы по вопросам подготовки и организации голосования на участке и принимают по ним решения;

      осуществляют другие полномочия, установленные Кодексом о выборах в Республике Казахстан и настоящим Указом.


      Статья 16. Обеспечение условий деятельности комиссий

      референдума

      Решения комиссий референдума, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от формы собственности, должностными лицами и гражданами.

      Председатель, заместитель председателя, секретарь или член комиссии референдума по решению комиссии могут освобождаться в период подготовки и проведения референдума от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение референдума.

      Государственные органы, предприятия, учреждения, организации и должностные лица обязаны содействовать комиссиям референдума в осуществлении ими своих полномочий, представлять необходимые для их работы сведения и материалы.


      Статья 17. Образование инициативной группы по проведению

      республиканского референдума

      Если с инициативой о проведении референдума выступают граждане, образуется инициативная группа референдума в составе не менее шестидесяти человек, по три от каждой области и столицы Республики Казахстан.

      Инициативная группа референдума образуется на собрании, на котором присутствуют шестьсот граждан, имеющих право на участие в референдуме, по тридцать от каждой области и столицы Республики Казахстан.

      Не позднее чем за десять дней до проведения собрания по вопросу о референдуме его инициаторы должны письменно сообщить о времени, месте и цели собрания местному исполнительному органу, на территории которого оно будет проводиться.

      Перед началом собрания проводится регистрация участников собрания, составляется список с обязательным указанием их фамилий, имен, отчеств и места жительства.

      Члены инициативной группы референдума избираются большинством голосов участников собрания. В списке инициативной группы указываются фамилия, имя, отчество и место жительства каждого члена группы. Вопрос, предлагаемый на референдум, должен быть сформулирован инициативной группой четко, с тем чтобы на него был возможен однозначный ответ.


      Статья 18. Регистрация вопроса и инициативной группы

      референдума

      Инициативная группа референдума обращается в Центральную комиссию референдума с просьбой зарегистрировать вопрос, предлагаемый ею на референдум.

      Инициативная группа референдума при регистрации обязана представить следующие документы:

      1) заявление о регистрации вопроса, предлагаемого на референдум;

      2) протокол собрания;

      3) список членов инициативной группы.

      Вопрос, предлагаемый на референдум, а также состав инициативной группы регистрируется Центральной комиссией референдума. Информация об этом и адрес, по которому следует направлять подписные листы, сообщаются средствами массовой информации.

      Формулировка вопроса, предлагаемого на референдум, включается в подписной лист.

      Инициативной группе референдума выдается свидетельство о регистрации в течение одного месяца со дня обращения за регистрацией. Форма свидетельства о регистрации вопроса и инициативной группы референдума утверждается Центральной комиссией референдума.

      В регистрации может быть отказано в случаях нарушения требований настоящего Указа.


      Статья 19. Порядок и сроки сбора подписей

      Инициативная группа референдума организует сбор подписей граждан со дня получения свидетельства о регистрации. Сбор подписей осуществляется гражданами Республики Казахстан, обладающими избирательным правом.

      Выдача подписных листов инициативной группе референдума осуществляется Центральной комиссией референдума.

      Лицо, производящее сбор подписей, предъявляет копию свидетельства о регистрации инициативной группы и подписной лист. Каждый гражданин вправе подписать подписной лист только один раз. При этом гражданин предъявляет паспорт или удостоверение личности. Подпись гражданина дополняется указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства, реквизитов документа и даты подписания листа.

      Каждый заполненный подписной лист должен быть подписан лицом, осущствлявшим сбор подписей, и заверен главой местного исполнительного органа по месту сбора подписей.

      Не заверенные главой местного исполнительного органа подписные листы или подписные листы неустановленного образца, а также подписные листы, заполненные с нарушением иных требований настоящего Указа, являются недействительными.

      Территориальная комиссия референдума вправе проверить достоверность подписей граждан на подписных листах. На основании материалов проверки территориальная комиссия референдума выносит заключение о достоверности подписей и направляет их в Центральную комиссию референдума.


      Статья 20. Ответственность за нарушение порядка сбора

      подписей

      В случае выявления нарушений порядка сбора подписей и оформления подписных листов председатель территориальной комиссии референдума вносит соответствующее представление в Центральную комиссию референдума.

      Центральная комиссия референдума в месячный срок со дня внесения представления может принять решение о прекращении деятельности членов инициативной группы, допустивших нарушения, о признании недействительными подписных листов, в которых обнаружены нарушения требований настоящего Указа.

      Переизбрание членов инициативной группы, в отношении которых вынесено решение о прекращении их деятельности, не допускается.

      В случае повторного нарушения порядка сбора подписей и оформления подписных листов инициативной группой Центральная комиссия референдума может принять решение о прекращении деятельности инициативной группы референдума и признании недействительным свидетельства о ее регистрации.


      Статья 21. Направление подписных листов и итогового

      протокола по результатам сбора подписей

      Заполненные подписные листы направляются лицами, осуществлявшими сбор подписей, в инициативную группу референдума. Инициативная группа составляет сводные данные об итогах сбора подписей и не позднее 10 дней со дня завершения сбора подписей направляет заполненные подписные листы и сводные данные в Центральную комиссию референдума.

      Центральная комиссия референдума при соответствии представленных подписных листов требованиям настоящего Указа заносит результаты сбора подписей в итоговый протокол. Предложение о проведении референдума вместе с итоговым протоколом о результатах сбора подписей направляются Президенту Республики Казахстан в течение одного месяца со дня получения документов от инициативной группы референдума.

      Подписные листы и итоговые протоколы по результатам сбора подписей хранятся Центральной комиссией референдума в течение шести месяцев со дня опубликования решения, принятого путем референдума.


      Статья 22. Принятие Президентом Республики Казахстан решения

      по инициативе проведения республиканского

      референдума

      Президент Республики Казахстан по инициативе Правительства или граждан о проведении референдума принимает одно из следующих решений:

      о проведении референдума;

      о необходимости принятия закона или иного решения по вопросу, предлагаемому в качестве предмета, без проведения референдума;

      об отклонении предложения о проведении референдума.


      Статья 23. Решение о проведении республиканского

      референдума

      Закон Республики Казахстан или указ Президента Республики Казахстан о проведении референдума, проект конституционного закона, закона Республики Казахстан или проект иного решения, вынесенного на референдум, публикуются в средствах массовой информации.

      В законе Республики Казахстан или указе Президента Республики Казахстан о проведении референдума устанавливаются:

      дата его проведения;

      формулировка выносимого на референдум вопроса;

      решаются иные вопросы, связанные с проведением референдума.

      С согласия инициаторов референдума Президент Республики Казахстан при принятии решения о проведении референдума вправе уточнить формулировку вопроса, выносимого на референдум, для более точного выражения волеизъявления его инициаторов.


      Статья 24. Срок проведения республиканского референдума

      Референдум проводится в срок не ранее одного и не позднее трех месяцев со дня принятия решения о его проведении. В исключительных случаях Верховным Советом или Президентом Республики Казахстан могут быть установлены иные сроки проведения референдума.


      Глава III. Порядок проведения республиканского референдума


      Статья 25. Списки граждан, имеющих право участвовать в

      республиканском референдуме

      Порядок составления списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме, включения в них граждан, обжалования ими фактов невключения в список, неправильного включения в список или исключения из списка, допущенных в нем неточностей, а также обеспечения права на участие в референдуме граждан при перемене места своего пребывания, определяются Кодексом о выборах в Республике Казахстан и настоящим Указом.


      Статья 26. Оповещение о времени и месте голосования при

      проведении республиканского референдума

      О времени и месте голосования участковая комиссия референдума оповещает граждан не менее чем за десять дней до дня голосования.

      В помещении для голосования должен быть вывешен на видном месте текст проекта закона или проекта иного решения, вынесенного на референдум.


      Статья 27. Бюлллетень для голосования при проведении

      республиканского референдума

      Форму бюллетеня для голосования на референдуме утверждает Центральная комиссия референдума не менее чем за пятнадцать дней до дня голосования. Бюллетени для голосования печатаются на государственном языке и языке межнационального общения или на языке большинства населения, компактно проживающего на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

      В бюллетене для голосования приводится формулировка каждого вынесенного вопроса и варианты ответа голосующего - "да" или "нет".

      В случае, если на референдум вынесено сразу несколько вопросов, то бюллетени для голосования, используемые для каждого из них, должны различаться по цвету.

      Порядок изготовления бюллетеней для голосования определяется Центральной комиссией референдума.

      Участковые комиссии референдума обеспечиваются бюллетенями для голосования не позднее чем за три дня до его проведения.


      Статья 28. Недействительные бюллетени при подведении

      итогов республиканского референдума

      Недействительными бюллетенями при подведении итогов референдума признаются бюллетени неустановленного образца и бюллетени, в которых отсутствует подпись члена участковой избирательной комиссии.

      Недействительными бюллетенями признаются также бюллетени, в которых:

      не зачеркнут ни один из предложенных ответов на поставленный вопрос;

      зачеркнуты оба варианта предложенного ответа на поставленный вопрос;

      по иным причинам невозможно определить волеизъявление избирателей.

      Решение о признании недействительными бюллетеней при подведении итогов референдума принимает участковая комиссия референдума. При возникновении разногласия вопрос разрешается участковой комиссией референдума путем голосования.


      Статья 29. Голосование при проведении республиканского

      референдума

      Время, место, организация и порядок проведения голосования на территории Республики Казахстан определяются в соответствии с Кодексом о выборах в Республике Казахстан и настоящим Указом.

      Гражданин при голосовании вычеркивает один из указанных в бюллетене ответов - "да" или "нет". Нарушение голосующим этого требования влечет недействительность бюллетеня в соответствии со статьей 28 настоящего Указа.


      Статья 30. Последствия признания недействительными

      результатов голосования при проведении

      республиканского референдума

      По протесту Генерального прокурора Республики Казахстан о допущенных нарушениях при проведении референдума Конституционный Суд вправе признать несоответствующими Конституции Республики Казахстан референдум на тех участках (административно-территориальных единицах), где были установлены нарушения, либо на всей территории Республики Казахстан.

      В случаях, установленных в части первой настоящей статьи, Центральная комиссия референдума принимает решение:

      о проведении в течение одного месяца повторного голосования на всей территории Республики Казахстан;

      о проведении в течение одного месяца повторного голосования на тех участках (административно-территориальных единицах), где были установлены нарушения.


      Статья 31. Подсчет и определение результатов

      республиканского референдума

      Подсчет голосов на участке, в административно-территориальной единице и определение результатов референдума производится в соответствии с Кодексом о выборах в Республике Казахстан и настоящим Указом.


      Статья 32. Подведение итогов республиканского

      референдума

      Центральная комиссия референдума на основании представленных протоколов о результатах голосования устанавливает:

      общее число граждан Республики Казахстан, включенных в списки для голосования;

      число граждан, принявших участие в голосовании;

      число граждан, проголосовавших "да", проголосовавших "нет", и число бюллетеней, признанных недействительными, отдельно по каждому вопросу, поставленному на голосование.

      Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие не менее половины граждан, внесенных в списки для голосования.

      Решение по вопросу, вынесенному на референдум, считается принятым, если в результате голосования его поддержало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

      Результаты голосования подводятся на заседании Центральной комиссии референдума, оформляются протоколом, подписываются Председателем, заместителем Председателя, секретарем и членами Центральной комиссии референдума.


      Статья 33. Опубликование итогов республиканского

      референдума

      Официальное сообщение Центральной комиссии референдума об итогах референдума публикуется не позднее чем в недельный срок со дня проведения голосования.


      Глава IV. Заключительные положения


      Статья 34. Вступление в силу решений, принятых

      республиканским референдумом

      Законы Республики Казахстан, иные решения, принятые референдумом, вступают в силу со дня опубликования итогов референдума, если в самом законе или решении не установлен иной срок.


      Статья 35. Юридическая сила и обязательность решений,

      принятых республиканским референдумом

      Решение, принятое референдумом, имеет обязательную силу на всей территории Республики Казахстан и не нуждается в каком-либо подтверждении актами высших органов государственной власти Республики Казахстан.

      Несоответствия между решением, принятым референдумом, и Конституцией, а также законами Республики Казахстан, устраняются путем приведения Конституции и законов в соответствие с решением, принятым референдумом.


      Статья 36. Ответственность за нарушение законодательства

      о республиканском референдуме

      Воспрепятствование в какой бы то ни было форме свободному осуществлению гражданином Республики Казахстан своего права на участие в референдуме и ведению агитации по вопросу, вынесенному на него, подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушение тайны голосования или иное нарушение Кодекса о выборах в Республике Казахстан и настоящего Указа, влекут ответственность в установленном законом порядке.


      Действия государственных органов и должностных лиц по вопросам

      организации и проведения референдума могут быть обжалованы в суд.

      Статья 37. Порядок вступления в силу настоящего Указа

      Настоящий Указ вступает в силу со дня опубликования.

      Президент

      Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.