О выполнении Закона Республики Казахстан "Об образовании" от 7 июня 1999 года № 389-1, Указов Президента Республики Казахстан, постановлений Правительства Республики Казахстан по данному вопросу в городе Алматы

Утративший силу

Решение V-й сессии Алматинского городского маслихата II-го созыва от 2 июня 2000 года. Зарегистрировано Управлением юстиции города Алматы 20 июня 2000 года № 133. Утратило силу в связи с истечением срока действия - решением маслихата города Алматы от 12 апреля 2010 года № 322

      Примечание РЦПИ: На основании письма Департамента юстиции города Алматы от 20 января 2005 года № 02-11/и227 решение не подлежит государственной регистрации нормативных правовых актов, предусмотренной  ст.38 Закона Республики Казахстан "О нормативных правовых актах" и применяется без нее.

      Сноска. Утратило силу в связи с истечением срока действия - решением Маслихата города Алматы от 12.04.2010 № 322. 

      Алматинский городской Маслихат II-го созыва, рассмотрев выполнение  Закона Республики Казахстан "Об образовании", указов Президента Республики Казахстан, постановлений Правительства Республики Казахстан по вопросам образования, отмечает, что сложившаяся в городе Алматы система образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, накопленный интеллектуальный и научный потенциал позволяют выполнять основные положения закона и обеспечить высококвалифицированными рабочими и специалистами народнохозяйственный и научный комплекс южной столицы в условиях рыночных отношений. 
      Система образования города работает устойчиво. Создаваемая национальная модель образования, включая наряду с государственными также негосударственные организации и неформальные формы обучения, благодаря грамотным педагогическим и преподавательским кадрам, стала более восприимчивой к международному положительному опыту по использованию новых технологий в учебно-воспитательном процессе. Проводятся эксперименты по инновационным направлениям, по всем уровням и ступеням образования внедряются вариативные образовательные программы, создаются комплексы непрерывного образования, обновляется учебно-материальная база, осуществляется информатизация общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. 
      Вместе с тем, не все намеченные мероприятия по реализации Закона Республики Казахстан "Об образовании" своевременно выполняются, а разработанный индикативный план на период 2000-2005 годы не в должной мере отвечает требованиям подготовки населения города для работы в рыночных условиях. Закрываются дошкольные организации. Выпускники школ недостаточно подготовлены к трудовой деятельности. Практически разрушена база трудового обучения школьников, только 15,0% старшеклассников охвачено профессиональной подготовкой. По сравнению с 1995 годом на 27,0% сокращена сеть учебных заведений начального профессионального образования и обучающийся в них контингент на 50 %. В большинстве высших и средних профессиональных учебных заведений ведется подготовка преимущественно по "модным" специальностям, не учитывается фактическая и перспективная потребность в кадрах. 
      Выполнение в полном объеме Закона Республики Казахстан "Об образовании" в городе Алматы сдерживается из-за непринятия Парламентом, Правительством, Министерством образования и науки Республики Казахстан ряда подзаконных и нормативных правовых актов, направленных на его выполнение, отсутствием научной прогностики при реформировании как в целом системы образования, так и ее отдельных секторов, научного прогноза и анализа последствий этого реформирования, научно-обоснованного взаимодействия системы образования с социальной и экономической сферами в условиях рыночных отношений. Система образования не в полном объеме финансируется из бюджета, нет необходимой координации в управлении образовательным, научным и народнохозяйственным комплексами города. Крайне низка социальная защита работников системы образования, обучающихся и воспитанников, медленно восстанавливается система единого воспитательного комплекса молодежи города, а также слабое внимание уделяют средства массовой информации проблемам образования. 
 

        Алматинский городской Маслихат II -го созыва 

                                РЕШИЛ:
 

        1. Утвердить Основные направления к комплексной программе развития системы образования города Алматы на 2001-2005 годы (приложение № 1). 
      2. Рекомендовать Акиму города: 
      2.1 В соответствии с  Законом "Об образовании", утвержденными Основными направлениями и с учетом ранее принятой Программы развития системы образования города Алматы на 1997-2005 годы, утвержденной ХVI-й сессией Алматинского городского Маслихата I - созыва 25 декабря 1997 года, разработать и представить на рассмотрение Маслихата до 15 августа 2000 года новую Программу развития системы образования города Алматы на 2001-2005 годы, обратив особое внимание на: 
      - реализацию государственных общеобязательных стандартов всех ступеней образования, обеспечение разноуровневого освоения содержания и глубокой дифференциации образования (статьи  Закона "Об образовании" 6, 18); 
      - развитие образования города Алматы с учетом потребностей экономики и социальной сфер, а также образовательных запросов населения (ст 8); 
      - обеспечение качества обучения на всех уровнях и ступенях образования путем ведения комплекса критериев его оценки, создания научно-методической лаборатории по разработке методики обучения, механизма управления и контроля за качеством образования (ст. 6, 35); 
      - охват обязательной предшкольной подготовкой через государственные организации образования основной части детей 5 (6) летнего возраста (ст. 23); 
      - создание дополнительной сети государственных дошкольных организаций образования, обеспечивающей бесплатным воспитанием и обучением детей из малообеспеченных и многодетных семей (ст. 31); 
      - содействие семье в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих детский сад (ст. 23); 
      - разработку межведомственных программ "Образование и здоровье детей" и "Организация летнего отдыха и занятости детей и учащейся молодежи" (ст. 14, 37). Увеличить выделение средств для организации летнего отдыха детей из малоимущих семей; 
      - обеспечение развития казахского языка как государственного, а также изучения русского языка и одного или двух иностранных языков в соответствии с государственным общеобязательным стандартом (ст. 5); 
      - дальнейшее развитие школ с казахским языком обучения (ст. 4, 5, 8); 
      - открытие школы для одаренных детей (ст. 18,  распоряжение Президента Республики Казахстан от 24.05.96 г. № 3002); 
      - качественное обновление содержания специальных образовательных программ для детей с различными нарушениями и отставаниями в развитии (ст. 20); 
      - внедрение новых образовательных технологий, в том числе компьютеризацию образования, использование сети "Интернет", освоение информационных технологий и компьютерных образовательных программ по всем предметам, продолжение работы по приоритетному развитию информатизации системы среднего образования (ст. 31 и распоряжение Президента Республики Казахстан № 3645 от 22 сентября 19997 года ); 
      - обеспечение своевременного внедрения программ и учебников нового поколения (ст. 6,18); 
      - внедрение в образовательный процесс учебных заведений демонстрационно-лабораторного оборудования для предметов естественно-научного цикла физика, химия, биология, познание мира, экология и т.д. (ст. 6, 8, 44); 
      - воспитание гражданина и патриота Казахстана через изучение правовой и государственной системы, символики, истории страны, жизни и деятельности выдающихся личностей государства (ст. 8); 
      - развитие системы дополнительного образования и самостоятельной работы обучающихся и воспитанников, усиление ее воспитывающих функций (ст.19); 
      - развитие профессиональных учебных заведений как многоцелевых, занимающихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации как молодежи, так и взрослого населения (ст.27) 
      - определение перечня профессий и организаций профессионального образования для подготовке кадров малого и среднего бизнеса, организовав на базе них переобучение безработных (ст. 8, 31); 
      - обеспечение развития сети государственных учебных заведений начального профессионального образования и увеличение в них контингента за счет бюджета, а среднего профессионального образования - по государственному заказу (ст.23); 
      - разработку программ квотирования рабочих мест для детей-сирот, инвалидов и для детей из числа малоимущих семей (31,36); 
      - разработку мероприятий, направленных на формирование системы комплексного решения профилактики безнадзорности и правонарушений детей, их социальной реабилитации в современных экономических условиях; 
      - восстановление городского учебно-методического кабинета профессионального образования и служб профориентационной работы в организациях образования и управлении занятости; 
      - разработку мероприятий на период 2001-2005 годов совместных действий органов образования, труда и занятости, Конфедерации работодателей Казахстана, Федерации профсоюзов Казахстана и других социальных партнеров по развитию системы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, обеспечению кадрами в соответствии с потребностями рынка труда. 
      2.2. Рассмотреть первоочередные меры по: 
      - созданию при Акиме города Алматы Межведомственной комиссии по координации выполнения вопросов науки, образования, занятости населения и здравоохранения (ст.31); 
      - обеспечению бюджетным финансированием содержания государственных организаций начального и среднего профессионального образования в соответствии со статьей 43 (подпункты 1,2)  Закона РК "Об образовании", увеличению приема в них выпускников основной ступени средних общеобразовательных учебных заведений; 
      - упорядочению работы контролирующих органов (СЭС, пожарного надзора и др.) в организациях образования; 
      - проведению государственных закупок оборудования, продуктов питания, медикаментов, горюче-смазочных материалов, строительства и ремонта, образовательных услуг по госзаказу для организаций образования с обязательным участием в тендере представителей департамента образования или проведению их через органы управления образованием, повышая заинтересованность в участии в тендере непосредственных производителей товаров и услуг ( Закон РК "О государственных закупках"): 
      - передаче полномочий по лицензированию образовательной деятельности организаций образования и государственной аттестации среднего профессионального образования Департаменту образования г. Алматы (ст. 12, 35); 
      - использованию организациями дошкольного, среднего общего, начального профессионального и среднего профессионального образования города Алматы средств, полученных от сдачи в аренду закрепленного за ними имущества на укрепление и развитие их учебно-материальной базы ( постановление Правительства РК от 16.04.99 г. № 421); 
      - передаче департаменту образования и районным отделам образования, как исполнительным органам образования, функции непосредственного планирования и финансирования учреждений образования и соответствующих штатной численности; 
      - открытию в г. Алматы печатного органа системы образования или по выпуску два раза в месяц вкладыша (приложения) к газетам "Алматы акшамы" и "Вечерний Алматы", а также по организации учебного телевидения; 
      - утверждению типовых штатов организаций образования города с обязательным включением должности заместителя директора учебного заведения по воспитательной работе; 
      - созданию районными акимами при КСК структур, ответственных за работу с детьми по месту жительства; 
      - созданию временного приемника-центра реабилитаций для приезжих беспризорных детей; 
      - открытию при городском наркологическом центре отделение для несовершеннолетних, выделить необходимые средства для борьбы с наркоманией. Решить вопрос выделения ставки врача в каждой школе; 
      - полному государственному обеспечению детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке; их обязательному трудоустройству и обеспечению жильем; 
      - созданию санаторий-профилакторий для студентов; 
      - подготовке письмо в Правительство Республики Казахстан для пересмотра положения об освобождении учащихся от выпускных экзаменов; 
      - снижению размеры штрафных санкций ГорСЭС для педагогов и врачей; 
      - трудоустройству выпускников средних учебных заведений, устанавливая соответствующие квоты для предприятий независимо от форм собственности; 
      - созданию в г. Алматы школы- комплекса (экспериментальной площадки) для внедрения новой модели национальной школы; 
      - увеличению норм потребления коммунальных услуг в расчете на одного учащегося и воспитанника за счет бюджетных средств города; 
      3. Согласиться с предложениями постоянной депутатской комиссии по образованию и науке по созданию новых и внесению изменений в действующие нормативные правовые акты, направленные на улучшение деятельности системы образования и направить их в установленном порядке в Парламент Республики Казахстан, в Правительство Республики Казахстан и в Министерство образования и науки Республики Казахстан (приложение № 2).
      4. Постоянной депутатской комиссии по образованию и науке (Есполов Т.И.) обеспечить контроль за выполнением настоящего решения. 

              Председатель
      V-й сессии Алматинского
      городского Маслихата
      II-го созыва                          Т.Есполов

        Секретарь
      Алматинского городского
      Маслихата II-го созыва                Ж.Турегельдинов

    Приложение N 1
к решению V сессии Алматинского
городского Маслихата II-го созыва
2 июня 2000 г.
 

  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ К КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ г. АЛМАТЫ
на 2001-2005 годы

    С О Д Е Р Ж А Н И Е:

  1. Анализ состояния и проблемы развития системы образования города Алматы

2. Основные приоритетные направления развития системы образования г. Алматы

   1) Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности

   2) Дошкольное воспитание и обучение

   3) Среднее общее образование

   4) Охрана детства социально-незащищенных детей

   5) Профессиональное образование

   6) Информатизация  образования

   7) Формирование здорового образа жизни

   8) Учебно-методическое, научное и кадровое обеспечение   

   9) Управление образованием

  10) Финансирование и развитие материально-технической базы образования

  11) Взаимодействие с работодателями и другими социальными партнерами

3.  Заключение

     1 . АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА АЛМАТЫ
 

          На начало 1999/2000 учебного года в городе Алматы система образования состояла из 561 организации образования различной ведомственной подчиненности и форм собственности, в которых на стационарных условиях обучались и воспитывались 350,3 тыс. человек, т.е. каждый четвертый житель города. 
      Основная часть организаций образования города - 373 подведомственны местным органам управления образованием, т.е. департаменту образования и его 6 районным отделам образования, 25 - Министерству образования и науки РК, 23 другим ведомствам и 140 являются негосударственными организациями образования. 
      Начиная с 1998 года государственные организации образования города в соответствии с Гражданским кодексом РК были разделены на государственные учреждения и на государственные казенные предприятия, что существенно изменило порядок их финансирования за счет средств бюджета. 
      В настоящее время за счет средств местного бюджета содержатся 206 государственных учреждений образования с контингентом 214,3 тыс. учащихся и воспитанников, 157 государственных казенных коммунальных предприятий с контингентом 36,5 тыс. детей и учащейся молодежи финансируются из бюджета через государственный заказ или путем субсидирования. 
      Наличие разнообразных по типу организаций образования может обеспечить непрерывность образовательного процесса и потребности населения в получении образования. 
      В настоящее время в городе Алматы функционируют 169 дневных общеобразовательных учреждений органов управления образованием с общим контингентом 179,2 тыс. учащихся, в том числе 2 школы-интерната с контингентом 600 детей. Кроме того, 8 тыс. учащихся города получают среднее общее образование в 11 начальных профессиональных учебных заведениях департамента образования, в 18 колледжах различных ведомств и 45 негосударственных общеобразовательных организациях. Для получения среднего образования взрослой или работающей части населения при 17 школах организованы вечерне-сменные отделения. 
      В городе функционируют 14 организаций интернатного типа, контингент которых составляет 3295 воспитанников, из них сирот и оставшихся без попечения родителей 1023 ребенка. 
      В 1999 году в городе открыт реабилитационный центр для трудных подростков из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей на 120 мест. 
      В вузах подготовка ведется по 225, в колледжах - по 65 специальностям, в профшколах - по 71 и в общеобразовательных школах - более чем по 10 профессиям. Потребности организаций образования удовлетворяются педагогическими учебными заведениями города. 
     Город остается методической и экспериментальной площадкой республиканского значения для испытания и внедрения достижений педагогической науки и практики, большинство организаций образования имеют более высокий по сравнению с общереспубликанским уровень учебно-воспитательного процесса. 
      На территории города расположены научно-методические республиканские центры системы Министерства образования и науки РК и других ведомств. Свои аналогичные центры имеет и город Алматы, в том числе Городской центр новых технологий в образовании, Институт повышения квалификации и переподготовки кадров образования г. Алматы. 
      Появляются специализированные организации образования, дающие элитарное образование по международным образовательным программам, позволяющие вхождение в мировое образовательное пространство. С 1997-98 учебного года лингвистическая гимназия № 105 г.Алматы первой в Казахстане начала работу по программам Международного бакалавриата. 
      Вариативность среднего общего образования, формирование широкой образовательной инфраструктуры города достигается путем создания различных видов и типов средних общеобразовательных организаций, в том числе 29 гимназий, 10 лицеев, 14 специализированных школ с углубленным изучением различных предметов и отдельные классы в 114 общеобразовательных школах реализуют основные и дополнительные общеобразовательные программы и обеспечивают свыше 119,8 тыс. учащихся в соответствии с их склонностями и способностями углубленным, профильным, дифференцированным обучением. Созданы и работают 2 Казахстанско-Российские гимназии и Казахстанско-Турецкий юношеский лицей. 
      В системе среднего образования г.Алматы наметилась тенденция активного поиска и поворота на пути использования новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Из 169 общеобразовательных школ города на сегодняшний день 106 имеют компьютерные классы, оснащенные современной техникой типа "Реntiuм", устаревшая компьютерная техника в других школах будет заменена в ближайшие два года. 
      Кроме того, в городе около 200 юридических лиц оказывают населению образовательные услуги через различные центры, курсы и т.д., в которых обучаются или повышают квалификацию около 100 тыс. чел. 
      Система образования города за последние годы действовала в рамках выполнения требований основных нормативных правовых актов, направленных на осуществление организационно-экономических, правовых, структурных и содержательных компонентов образовательного процесса, определенных  Законом Республики Казахстан "Об образовании", а также заданий Президента Республики Казахстан, Планов мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстана и Стратегического плана развития города Алматы в области образования, рассчитанные на 1996-2000 годы. 
      Акимом города Алматы в августе 1999 года были утверждены "Мероприятия по реализации Закона Республики Казахстан "Об образовании" в организациях образования города Алматы", во исполнение которых решением акима была утверждена сеть государственных организаций образования города с указанием основных направлений их деятельности, принято решение об организации предшкольной подготовки детей 5(6) - летнего возраста через сеть организаций образования, содержащихся за счет средств местного бюджета, утверждены Правила о государственном заказе на подготовку кадров в средних специальных учебных заведениях, на переподготовку кадров государственных учреждений образования, на информатизацию системы среднего образования, выполняемых за счет средств бюджета. В бюджете города предусмотрено выделение дополнительных средств на строительство школ, проведение капитального ремонта и сейсмоусиление учебных заведений и приобретение оборудования. 
      Практически все организации образования расположены в типовых зданиях, имеют необходимую учебно-производственную базу (учебные кабинеты и лаборатории, библиотеки, мастерские, спортзалы, объекты для организации питания, медицинского обслуживания и др.). 
      В городе Алматы сконцентрирована многоцелевая система профессионального образования, которая продолжает оставаться основной в республике. 
      Только в системе среднего образования города работает 21448 работников образования педагогических специальностей, в том числе в организациях дошкольного воспитания и обучения 2743 человек, в организациях среднего общего образования всех типов 12841 человек (из них 1054 специалисты частных учреждений образования), в организациях начального профессионального образования 1178 человек, в организациях среднего профессионального образования 3894 человек (из них 1567 специалисты частных учреждений образования) и во внешкольных организациях образования 792 человек. Все они имеют соответствующее образование и опыт работы в сфере образования. 
      В течение 1995-1999 годов институтом повышения квалификации и переподготовки кадров образования г. Алматы организованы курсовые занятия с охватом в среднем 5 тыс. педагогов в год. Финансовая стабилизация и реорганизация структуры института позволяют повысить охват курсами до 6 тыс. человек и организовать региональные научные исследования в области образования. 
      Третий год осуществляется 100 процентная переподготовка учителей начальных классов по освоению государственных общеобязательных стандартов начального образования. 
      Началась реализация проекта поэтапного внедрения созданных компьютерных учебных программ с элементами экспериментального ввода в действия. 
      Продолжается освоение зарубежных образовательных технологий с участием зарубежных специалистов. 
      Осваиваются новые формы и методы хозяйствования и финансирования с элементами самофинансирования. 
      Но в сфере образования города много проблем, которые возникли по ряду причин, в первую очередь, из-за трудностей экономического характера. 
      Существенное влияние на состояние системы образования города оказал и оказывает уровень финансирования, которое значительно отстает от ее потребности. 
      На финансирование из местного бюджета для сферы образования выделяется не менее 12% расходной части бюджета города, работники образования без задержки получают заработную плату, больше стало выделяться средств на капитальный ремонт, на приобретение оборудования, с 2000 года возобновилось строительство новых объектов общеобразовательных учреждений, в тоже время этого недостаточно для развития материально-технической базы организаций образования, для оснащения их самым необходимым учебно-лабораторным оборудованием, учебными пособиями, на содержание зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и т.д. 
      Структурное и сетевое реформирование системы образования привело к резкому сокращению сети дошкольного и дополнительного образования и соответственно охвату детей этими формами обучения, стала сокращаться сеть государственных организаций профессионального образования, появились не отвечающие уровню требований государственного образовательного стандарта негосударственные организации образования. 
      Несмотря на то, что система дошкольного образования города в целях сохранения существующей сети и дальнейшего их развития работает над дальнейшим совершенствованием форм и методов обучения и воспитания детей, внедряет предшкольную подготовку детей 5(6) возраста, ее состояние остается тревожным. За прошедшие годы из-за закрытия и перепрофилирования ведомственных дошкольных организаций, неукомплектованности дошкольных учреждений детьми из-за высокой родительской платы, перевода их в категорию предприятий произошло дальнейшее сокращение сети дошкольных организаций и контингента детей в них. По сравнению с 1996 г. число дошкольных учреждений сократилось на 78 единиц (33 %), количество воспитанников на 15000 детей (43%). В настоящее время организованным дошкольным воспитанием и обучением охвачено всего 22% детей, а предшкольной подготовкой 62,2% дошкольного возраста города Алматы, 18,7 тыс. детей посещают 136 государственных, 17 ведомственных и 8 негосударственных организаций образования. 
      Не полностью решены проблемы интернатных учреждений для детей из малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучения больных детей на дому, трудоустройства выпускников этих учреждений. В городе проживает 660 детей, страдающих церебральным параличом, всего на 40% удовлетворяется потребность в специализированных школах для детей с ограниченными возможностями, не соответствует санитарным и другим нормам обеспечение питанием в сиротских учреждениях. Остро стоит потребность в открытии общеобразовательной школы-интерната для детей из малообеспеченных семей с русским языком обучения на 150 мест. Дети-сироты при выходе из сиротского учреждения социально не защищены, им практически не гарантировано получение рабочих мест и продолжение обучения, жилищное обеспечение. Во всех специальных учебных организациях ослаблено учебно-методическое обеспечение, в республике не издаются учебники для обучения по вспомогательной программе и специальные учебники для слепых детей. В настоящее время возникли серьезные проблемы по организации питания, обеспечения медикаментами и ремонтом в интернатных организациях города, связанные с осуществлением тендера на закупку. Остро стоит вопрос медицинского обслуживания, так как штаты медицинских работников переданы в систему здравоохранения. Обслуживание интернатных организаций территориальными поликлиниками на низком уровне, не отвечает требованиям. В 1999 году в мае был отменен льготный проезд в городском транспорте воспитанникам интернатных организаций и детских домов. Ежегодно, при планировании летнего отдыха директора интернатных организаций и детских домов сталкиваются с проблемой как провести оздоровление воспитанников. 
      Из-за недостаточного бюджетного финансирования на самофинансирование перешли музыкальные школы, часть из них в настоящее время на грани закрытия. 
      Требует совершенствования организация управления образовательным комплексом города. Органы управления образованием города и районов не имеют возможности выполнять отдельные функции в области образования, которые по  Закону РК "Об образовании" должны они осуществлять. Управленческие функции по городу исполняют всего 31 работник департамента образования и по 4-5 человек в районных отделах образования. В настоящее время планированием расходов и финансированием государственных организаций образования занимаются 4 управленческие структуры, в том числе горфинуправление, районные финансовые отделы, департамент образования и его районные отделы, лицензирование организаций образования осуществляет городской комитет по экономике, законодательно за лицензирование колледжей ответственны как местные исполнительные органы, так и Министерство образования и науки РК. 
      Кроме того, многочисленные проверки организаций образования также производятся без согласования с органами управления образованием. 
      Проблемой является и сохранение роли системы образования города в республиканском масштабе. 
      Несмотря на законодательное придание особого статуса городу Алматы, система образования города продолжает функционировать как часть строго централизованного механизма, в том числе в вопросах создания нормативной, учебно-методической базы для функционирования организаций образования города, порядка их финансирования. 
     Отдельные нормативные акты по вопросам образования, подготовленные на республиканском уровне, не учитывают региональные особенности города Алматы. Продолжает иметь место издание нормативных документов в области экономики образования в течение учебного года, что приводит к изменению утвержденной тарификации педагогических работников, и постоянно вызывает социальную напряженность в их среде. 
      В настоящее время в системе среднего образования основными проблемами остаются вопросы развития материально-технической базы (строительство новых общеобразовательных и профессиональных школ, в том числе на казахском языке обучения, приобретение школьного оборудования, проведение сейсмоусиления, капитального ремонта), обеспечения учащихся учебниками нового поколения, переоснащение школ современными компьютерами, учебно-наглядными пособиями, полный охват детей 5(6) летнего возраста предшкольной подготовкой, решение вопросов социальной защиты детей из малообеспеченных семей, посещающих общеобразовательные и профессиональные школы (питание, медицинское обеспечение, летний отдых и т.д.). Учебные заведения среднего образования г. Алматы остро нуждаются в наглядных средствах, аудио-видео материалах, в учебных демонстрационных опытах, без которых немыслимо поднять эффективность и качество учебно-воспитательного процесса. 
      Все еще 64 общеобразовательные школы имеют компьютерную технику старого образца, которые не отвечают требованиям современных проблем образования, 7 профессиональных школ (лицеев) вообще не имеют кабинетов по информатике и автоматизации производства. 
      На 1 января 1996 года в городе Алматы существовала сеть государственных профессионально учебных заведений из 15 профессиональных школ, лицеев, в которых за счет бюджетных средств около 6,0 тысяч учащихся получали профессии квалифицированного труда (рабочих и служащих), и 12 колледжей, где велась подготовка более 8 тысяч специалистов со средним профессиональным образованием. Кроме того, система профессионального обучения охватывала значительное количество различных учебных центров, курсов, учебно-курсовых комбинатов и других учебно-производственных структур, где ежегодно более 35,0 тыс. человек получали новую профессию, переобучались и повышали свою квалификацию. Практически все выпускники общеобразовательных школ имели возможность получить профессиональное образование или профессиональную подготовку на бесплатной основе. 
      Однако, за последние годы наблюдается процесс сокращения учреждений профессионального образования, на 1 января 2000 года осталось 11 профессиональных школ (лицеев) с контингентом обучающихся за счет средств бюджета 3,8 тыс. чел. и 10 средних профессиональных учебных заведений (колледжей) с числом обучающихся по государственному заказу 2,3 тыс. чел. В тоже время потребность в квалифицированных рабочих остается высокой, только в 1999 году через органы занятости предприятиями заявлено 247 газоэлектросварщиков, 251 слесарей, 252 строителей-ремонтников и т.д. 
      Кроме того, некоторая часть выпускников начального и среднего профессионального образования и профессиональной подготовки оказывается невостребованной на рынке труда, особенно из числа окончивших колледжи, в частности негосударственные учебные заведения. 
      Комитетом экономики, Департаментом труда и занятости четко не определяется перспектива спроса на квалифицированные кадры, на их профессионально - квалифицированную структуру. Нет согласованности системы экономических и административных отношений между учебными заведениями, работодателями и местными органами власти, что ведет к сложностям в трудоустройстве выпускников. Содержание образования не отвечает требованиям на необходимых рабочих и специалистов из-за несоответствия квалификационного уровня выпускников в меняющейся структуре производства и профессиональным требованиям. Многие учебные центры, комбинаты и курсы ведут подготовку рабочих, не имея соответствующей лицензии, хотя выдают документы государственного образца. 
      Вместе с тем школьная молодежь города выбрасывается на рынок труда безо всякой профессиональной подготовки, а если и продолжает обучение в негосударственных вузах и колледжах (в городе Алматы действует 55 вузов и 39 колледжей), то после их окончания остается невостребованный организациями, предприятиями и учреждениями. Только в 1999 году зарегистрировано в органах управления занятостью безработными 1253 экономистов и бухгалтеров, 729 учителей, 1113 инженеров-механиков, технологов, строителей, электриков, 227 воспитателей, 181 медицинская сестра и т.д. 
      Профессиональное образование все еще не рассматривается как инвестиция в будущее. Во многих странах мира примерно 70% выпускников общеобразовательных школ получают какую-либо рабочую профессию или специальность через профессиональное образование. В старших классах общеобразовательных школ города Алматы профподготовкой охвачено всего 1,2 тыс. учащихся, в городе остался всего один межшкольный учебно-производственный комбинат, профессиональной подготовкой на базе учебных мастерских школ охвачено всего 15,0% учащихся старших классов. Все это удлиняет период профессионального становления молодежи и включения ее в трудовую деятельность. 
      Сокращается доля практического обучения в профессиональных учебных заведениях, что не позволяет улучшить качество профессиональной подготовки молодежи, сократить бюджетные расходы на обучение путем обеспечения такой подготовки через заинтересованных работодателей в подготовке кадров. Работодатели, как показала экспериментальная работа на базе профлицея № 1 города Алматы по внедрению казахстанско-германского проекта "Содействие развитию профессионального образования в Казахстане", несут расходы на профессиональное образование по собственной инициативе, даже в условиях отсутствия законодательной базы. 
      Поэтому главной задачей профессионального обучения в колледжах, профшколах и курсовой подготовки и переподготовки является обеспечение органической связи учебных заведений профессионального образования с работодателями всех форм собственности, а также готовность выпускников профшкол (лицеев), колледжей к открытию собственного дела, работе в условиях транзитной экономики. 
      Решение проблем профессионального образования тесно связана с состоянием экономики города, с избытком трудовых ресурсов и квалифицированных специалистов, несоответствием количества подготавливаемых кадров на базе вузов, колледжа и профшкол с их практической потребностью города в них, неконтролируемой миграцией населения из других районов. 
      Тревожным остается факт снижения вузами ответственности перед школой и обществом в подготовке высококвалифицированных педагогических кадров. 
      Каждый десятый житель города является студентом вуза и учащимся колледжа, из них более половины коренные жители города Алматы. Большинство студенческой молодежи нуждается в социальной защите в виде льготного проездного билета, в получении государственного студенческого кредита, гранта или стипендии из местного бюджета. 
      Не уделяется внимание вопросам деятельности различных курсов и центров, ведущих курсовую подготовку населения, функционированию на территории города филиалов организаций образования зарубежных стран и общественных объединений; в связи с неразработанностью нормативных актов функционирования таких форм оказания образовательных услуг они остаются вне поля зрения органов управления образованием. 
 

  2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА АЛМАТЫ
 

        Основной целью развития системы образования на период 2001 - 2005 годов является создание организационной основы для реализации государственной политики в области образования, определение стратегии приоритетного развития системы образования, обеспечения образовательных потребностей населения и экономики и социальной сферы города. Основными задачами реализации цели являются: 
      - сохранение сети государственных организаций образования, расширение ее за счет вновь вводимых объектов и передачи в местные органы части республиканских организаций образования при их реорганизации; 
      - организационно-нормативное исполнение  Закона РК "Об образовании" и Планов мероприятий по реализации Программы действий Правительства РК и акима города Алматы в области образования; 
      - выполнение государственных общеобязательных стандартов образования, дальнейшее развитие регионального компонента образовательных программ; 
      - обновление содержательно-процессуальных основ образования, направленных на развитие творческих способностей учащихся, развитие организаций образования инновационного характера, организаций дополнительного образования разного уровня и направлений; 
      - воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности; 
      - создание системы маркетинга спроса на рабочих и специалистов для удовлетворения прежде всего региональных потребностей, реализация этого спроса путем формирования госзаказа и обеспечения его бюджетного финансирования; 
      - создание региональных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду организаций образования и планирования местного бюджета образования на основе этих нормативов; 
      - совершенствование организационно-управленческой структуры системы образования, расширение функций органов управления образованием в области планирования расходов и финансирования, лицензирования и аттестации организаций образования; 
      - внедрение новой национальной модели образования, освоение в учебном процессе учебников нового поколения и учебных пособий; 
      - развитие частного сектора образования, учитывающего потребности населения города, неохваченных государственными организациями образования; 
      - обеспечение полного охвата детей 5(6) летнего возраста предшкольной подготовкой; 
      - создание региональной системы социальной защиты субъектов образовательного процесса. 
      Основными целями и направлениями развития системы образования города и ожидаемыми результатами при их реализации являются: 
      1) В области воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности (ст.ст. 8, 14   Закона РК "Об образовании") 
      Цель: воспитание любви к своей Родине - Республике Казахстан через создание условий для освоения языка, истории, культуры, обычаев казахского и других народов республики 
 

        Основные направления развития: 
      - развитие казахской национальной школы как школы пробуждения и формирования национального самосознания, национальной самозащиты, вбирающей в себя концепции интеллектуального, духовного, экологического, развития личности; 
      - содействие полноценной интеграции личности в единое общественное и духовное пространство Казахстана, ее самоидентификации в качестве гражданина Казахстана, самореализации - при сохранении органической духовной взаимосвязи с родным языком, культурой и самосознанием; 
      - воспитание гражданина и патриота Казахстана через изучение ее правовой и государственной систем, символики истории страны, жизни и деятельности выдающихся личностей республики; 
      - приобщение молодого поколения к общенациональным, общечеловеческим и этноспецифическим ценностям с целью обеспечения ему свободного включения в общественную жизнь и самоопределения; 
      - становление организаций образования в качестве консолидирующего центра возрождения национальной культуры и традиции народов Казахстана; 
      - формирование уникальных воспитательных систем в учебных заведениях, основанных на учете отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта, обеспечение их вариативности; 
      - планомерное и сбалансированное включение в содержание образования регионального и этнокультурного компонентов; 
      - развитие воспитательных функций общеобразовательных и профессиональных школ, как центров объединения подростков по интересам во внеучебное, особенно в вечернее время, для установления серьезного противовеса социальному нигилизму, иждивенчеству, незанятости, детской преступности; 
      - развитие системы дополнительного образования и многообразной внеурочной деятельности, усиления их воспитывающих функций; 
      - создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности, в художественном и техническом народном творчестве, клубной и досуговой организованной активности, занятий спортом; 
      - создание условий для участия семьи в воспитательном процессе школы, развития родительских общественных объединений; 
      - возрождение и развитие лучших традиций военно-патриотического и военно-спортивного воспитания школьников, укрепление учебно-материальной базы НВП организаций образования. 
      Ожидаемые результаты: 
      - формирование гражданина и патриота своей Родины, проявляющего готовность и умение трудиться на благо общества и своей семьи, свободно владеющего государственным языком Республики Казахстан, знающего историю, культуру, обычаи казахского и других народов республики; 
      - восстановление системы воспитания детей и молодежи, дающей нравственные ориентиры, прочную духовную опору, подлинные, а не мнимые жизненные ценности, формирующие гражданственность и патриотизм; 
      - усиление воспитательной функции обучения по формированию гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе; 
      - устранение произошедшего в последние годы разрыва системы обучения и воспитания путем их интеграции через реализацию программ дополнительного образования, через детские и юношеские организации, удовлетворяющие естественную тягу молодых людей к общению, деятельности по интересам. 
 

        2) В области дошкольного воспитания и обучения (ст.ст. 23, 38 Закона РК  Z990389_ "Об образовании"): 
      Цель: Обеспечение стабилизации и развития системы дошкольного воспитания и обучения. 
      Основные направления развития: 
      - обеспечение общедоступности образовательных услуг, предоставляемых дошкольными организациями, для всех слоев населения; 
      - сохранение и развитие сети различных видов дошкольных образовательных организаций и обеспечение их функционирования в соответствии с потребностями населения; 
      - разработка программного и учебно-методического обеспечения государственных образовательных стандартов дошкольного образования; 
      - содействие семье в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих детский сад, и обеспечение квалифицированного педагогического консультирования родителей; 
      - реализация новых подходов к формировании развивающей среды, наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов детей; 
      - создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей с ограниченными возможностями здоровья на основе индивидуального подхода; 
      - расширение перечня дополнительных образовательных услуг, предоставляемых детям, в том числе не посещающим дошкольные организации. 
 

        Ожидаемые результаты: 
      - разработка механизма определения категорий детей, относящихся к детям из социально-незащищенных, малообеспеченных семей и предоставления им бесплатного, определенного объема дошкольных образовательных услуг; 
      - увеличение доли охвата государственными дошкольными организациями обязательной и бесплатной предшкольной подготовкой до 75% от общего количества детей 5(6) летнего возраста, посещающих организации образования; 
      - подготовка научно-методического комплекса документов и материалов обеспечения преемственности детского сада и школы, в том числе связанных с подготовкой детей к школе через предшкольную подготовку; 
      - организация краткосрочных курсов подготовки детей к школе на базе школы или детского сада, а также для родителей, желающих организовать подготовку в домашних условиях, и их методическое обеспечение; 
      - разработка методического пособия для родителей по подготовке детей к школе; 
      - активизация работы по созданию различных видов дошкольных организаций и групп на коммерческой основе в соответствии с режимом их работы: круглосуточные, неполного рабочего дня, работающие в выходные и праздничные дни; 
      - разработка вариантов примерных режимов дня для дошкольных организаций различных типов; 
      - разработка программы научно-методического обеспечения психолого - медико - педагогической службы в дошкольных учреждениях. 
 

        3) В области среднего образования 
 

        3.1) обновление содержания образования (ст.ст. 5, 6, 9, 12, 17, 18, 24, 33,3 5, 46  Закона РК "Об образовании") 
 

        Цель: Внедрение государственных общеобязательных стандартов образования. 
      Основные направления развития: 
      - реализация государственных общеобязательных стандартов всех ступеней образования, обеспечение разноуровневого освоения содержания общего среднего образования, в том числе глубокой дифференциации в рамках одного учебного заведения и одного предмета; 
      - обеспечение развития казахского языка как государственного, а также изучения русского языка и одного или двух иностранных языков в соответствии с государственным общеобязательным стандартом; 
      - внедрение новых образовательных технологий, направленных на удовлетворение спроса образовательного рынка региона; компьютеризация образования, использование сети "Интернет", освоение информационных технологий и компьютерных образовательных программ по всем предметам; 
      - разработка научно-обоснованных требований к содержанию и уровню регионального компонента, научно-методическое обеспечение и введение учебного плана и комплекта новых предметов "История, география и культура Алматы", "Граждановедение"; 
      - развитие интеграционных процессов в международное образовательное пространство, сотрудничество, обмен опытом по обновлению содержания образования; 
      - удовлетворение потребности различных групп населения в новых видах и формах обучения, развитие вечерне-заочного, дистанционного образования, экстерната; 
      - профилизация старших классов общеобразовательных школ на нужные городу профессии и создание на этой основе базы по переводу этих школ в статус лицеев; 
      - содействие формированию негосударственной сети образовательных учреждений, конкурирующих с государственными организациями образования; 
      - разработка и внедрение программ гражданского и экологического образования и воспитания школьников на основе объединения усилий школы и других организаций; 
      - обеспечение своевременного внедрения программ и учебников нового поколения в школах города; 
      - обеспечение внедрения мониторинга качества работы организаций образования, обучения и воспитания учащихся на основе разработанных к ним комплекса критериев, создание банка инновационной деятельности в школах города; 
      - совершенствование системы контроля уровня достижений учащихся с введением новых механизмов оценки деятельности ученика, развивать системы тестового контроля. 
 

        Ожидаемые результаты: 
      - сохранение и развитие сети учебных заведений среднего образования в соответствии с потребностями города, с учетом национально-региональных особенностей населения, расширения сети инновационных видов учреждений образования; 
      - полное введение государственных общеобязательных стандартов, их учебно-методическое обеспечение; 
      - обновление содержания образования на основе фундаментализации, технологизации и гуманизации, ориентация на знания, способы деятельности, систему ценностей и социальные нормы; 
      - приведение содержания образования и учебников истории, обществознания, литературы, географии в соответствии с современным научно-культурным уровнем этих наук и отечественными традициями, реализация задач нравственно-эстетического и гражданско-патриотического воспитания учащихся; 
      - обеспечение научно-методической преемственности между дошкольным, начальным, основным и средним образованием; 
      - формирование библиотечных фондов системы образования за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных средств; 
      - учет социально-экономических, этнокультурных интересов населения и приоритетов города Алматы при осуществлении единой образовательной политики; 
      - создание при Департаменте образования г. Алматы государственной аттестационной службы контроля качества образования, реализация механизмов защиты обучающихся от некачественного образования; 
      - повышение объективности итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений; 
      - развитие сети организаций дополнительного образования различных типов и видов, реализующих принципы развивающего обучения; 
      - охват обязательной предшкольной подготовкой 5-6-летних детей и учебой всех детей школьного возраста; 
      - расширение доступа граждан города к получению среднего общего, начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования; 
      - обеспечение образования г. Алматы педагогическими работниками высокой квалификации, подготовленными в рамках непрерывной системы высшего и послевузовского профессионального образования через систему повышения квалификации и переподготовки кадров. 
 

        3.2.) решение проблемы "Одаренные дети" (ст.ст. 1, 3, 4, 8, 18  Закона РК "Об образовании",  Распоряжение Президента РК от 24.05.96 г. № 3002) 
      Цель: создание оптимальных социально- педагогических условий для развития одаренных детей, их творческой реализации, а также привлечение внимания широкого круга специалистов и общественности к проблемам одаренных детей. 
      Основные направления развития: 
      - формирование многоуровневой и вариативной системы обучения, позволяющей одаренному ребенку (учащемуся) самореализоваться в соответствии со своими индивидуальными способностями; 
      - создание условий обучения, духовного и физического развития, профессиональной подготовки в разных областях знаний для одаренных детей; 
      - формирование банка данных "Одаренные дети"; 
      - разработка научно- методических рекомендаций по психолого-педагогической диагностике выявления одаренных детей; 
      - системная организация различных форм повышения квалификации, переподготовки и стажировки педагогических работников, работающих в классах с углубленным изучением предметов; 
      - включение в программу по повышению квалификации педагогических работников проблемы по выявлению, обучению и развитию одаренных детей; 
      - создание в городе экспериментальных площадок по исследованию проблемы одаренности детей; 
      - в организации работы с одаренными детьми руководствоваться существующими теоретическими концепциями по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей.

     Ожидаемые результаты:
     - нормативно- правовое, научно- методическое обеспечение процесса воспитания, обучения и поддержки одаренных детей;
     - открытие в городе Алматы школы для одаренных детей;
     - открытие при Департаменте образования города Алматы научно-практического центра филиала РКПЦ "Дарын";
     - организация при Департаменте образования г. Алматы координационной группы по реализации проекта "Одаренные дети";
     - создание при ИПК и ПКСО мониторинговой службы по развитию и поддержке одаренных детей.
      3.3.) трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников (ст.ст. 3, 8, 14, 15, 18, 19, 20, 31, 36  Закона РК "Об образовании") 
 

        Цель: возрождение системы трудового воспитания в условиях перехода к рыночной экономике, ориентация учебно-воспитательного процесса на создание культа труда (учебного, обслуживающего, производительного и полезного). 
 

        Основные направления развития: 
      - разработка учебных программ, соответствующих новому классификатору профилей и специальностей, отражающих вариативность и мобильность содержания, внедрение новых технологий обучения и развития, разноуровневую трудовую подготовку; 
      - разработка методических основ применения маркетинга в сфере трудового обучения; 
      - информирование учащейся молодежи данными прогноза рынка труда с учетом специфики экономики и социальной сферы города; 
      - организация трудового обучения учащихся школ на базе профшкол, профлицеев; 
      - создание комплексов "Общеобразовательная школа-профессиональная школа", "школа - профессиональный лицей", "школа- профессиональный лицей- колледж" и др; 
      - ориентированность учебно-воспитательного процесса школы на формирование внутренней готовности школьников к труду в сфере материального производства, вооружение знаниями основ рыночной экономики; 
      - подготовка учащихся к труду в условиях повсеместного использования электронно- вычислительной и микропроцессорной техники. 
 

         Ожидаемые результаты: 
      - создание гибкой системы трудового обучения в школах; 
      - внедрение стандартов трудового обучения; 
      - возобновление в школах города системы профориентационной работы, создание кабинетов профориентации; 
      - ориентация общеобразовательных учебных заведений на предоставление учащимся рабочих профессий и выбор будущей специальности выпускниками школ; 
      - развитие на базе общеобразовательных учебных заведений школ типа лицей, дающих начальное профессиональное образование. 
 

        4. В области охраны детства социально-незащищенных детей (ст.ст. 3, 4, 9, 13, 20, 23, 24, 31, 32, 36  Закона РК "Об образовании") 
      Цель: комплексная реализация мер, обеспечивающих социальную защищенность детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их нормальную жизнь и учебу, качественную профессиональную подготовку и трудоустройство. 
 

         Основные направления развития: 
      - формирование районных и городского банка данных о детях- сиротах и детей, оставшихся без попечения родителей; 
      - формирование банка данных о детях-сиротах, подлежащих усыновлению казахстанскими гражданами; 
      - разработка научно-методических рекомендаций для работы с родителями - опекунами, приемными родителями по вопросам охраны прав детей- сирот; 
      - создание в городе дифференцированной сети специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков; 
      - организация систематической работы по разъяснению и пропаганде среди родителей и общественности " Конвенции о правах ребенка"; 
      - развитие и совершенствование системы коррекции и реабилитации детей-инвалидов; 
      - создание банка данных о потребностях населения города в развитии сети коррекционно-образовательных учреждений; 
      - создание условий для полноценной жизни, образования, отдыха и оздоровления социально-незащищенных детей, нуждающихся в особой помощи и поддержке государства и общества; 
      - совершенствование системы трудового обучения в части его индивидуализации, применительно к социально-незащищенным детям; 
      - разработка программ по начальной профессиональной подготовке умственно- отсталых детей с задержкой психического развития (ЗПР). 
 

        Ожидаемые результаты: 
      - выполнение норм законодательства об образовании по предоставлению государственных и социальных гарантий социально-незащищенных детей; 
      - качественное обновление содержания специального образования; 
      - обеспечение учебниками и учебно-методическими пособиями коррекционных школ-интернатов в соответствии со спецификой дефекта аномальных детей; 
      - социальная поддержка обучающихся детей-сирот посредством предоставления льготных кредитов и иных видов финансовой помощи; 
      - введение в действие нормативно-правовых актов, усиливающих защиту личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях; 
      - обеспечение условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья; 
      - введение квотированных рабочих мест на предприятиях, решение проблемы с жильем для детей-сирот, выпускников сиротских учреждений; 
 

        5. В области профессионального образования (ст. ст. 8, 15, 18, 21, 22, 24, 31, 32, 36, 41  Закона РК "Об образовании") 
      Цель: Обеспечение подготовки работников квалификационного труда и специалистов (рабочих и служащих) в соответствии с потребностями рынка труда. 
 

        Основные направления: 
      - обеспечение максимального охвата выпускников общеобразовательных школ профессиональным образованием путем продолжения обучения в профессиональных школах (лицеях), колледжах и других структурах профессионального обучения; 
      - продолжение работы по осуществлению перепрофилирования учебных заведений профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда, а также увеличения контингента обучающихся в профильных общеобразовательных школах по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда; 
      - содействие созданию негосударственных учебных заведений начального профессионального образования акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью и другими юридическими и физическими лицами; 
      - формирование перечня профессий и специальностей в учебных заведениях профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда на основе государственного заказа и потребностей негосударственного сектора экономики, предусмотрев в нем востребованное число их номенклатуры. Расширение подготовки рабочих и специалистов по совмещенным специальностям и профессиям широкого профиля; 
      - разработка нормативных документов, регулирующих использование учебно-материальной базы профессиональных школ (лицеев), колледжей и других учебно-профессиональных структур для профессионального обучения в них старшеклассников. Увеличение количества профильных школ профессионально-технического направления; 
      - развитие профессиональных учебных заведений как многоцелевых, занимающихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации как молодежи, так и взрослого населения; 
      - учебно-методическое обеспечение подготовки, переобучения и повышения квалификации рабочих и специалистов на производстве, курсах и других учебных структурах профессионального обучения; 
 

        Ожидаемые результаты: 
 

        - обеспечение сбалансированности рынка образовательных услуг и рынка труда; 
      - разработка и реализация городских программных мероприятий по начальному профессиональному, среднему профессиональному, высшему и послевузовскому профессиональному образованию, с выделением в отдельную подпрограмму решение проблем неформального образования; 
      - создание для молодежи, а также взрослого населения, высвобожденного в результате структурных изменений в экономике города, условий для их профессиональной подготовки, переобучения и повышения квалификации в соответствии с современными запросами, направленными на устранение диспропорций спроса и предложений; 
      - создание комплексов "общеобразовательная школа - профессиональная школа", "профессиональная школа-колледж" и другие. 
 

        6. В области информатизации образования (ст. ст. 3, 8, 31, 33  Закона РК "Об образовании",  Распоряжения Президента РК "О государственной программе Президента Республики Казахстан "Информатизация системы среднего образования Республики Казахстан" от 22.09.97 г. № 3645) 
 

        Цель: Поэтапная информатизация всех уровней системы образования города. 
 

        Основные направления развития: 
      - создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и мониторинга качества образования; 
      - совершенствование содержательно-методической базы системы образования с учетом полифункциональных, дидактических возможностей компьютерной технологии образования; 
      - развитие информатизации образования путем создания и внедрения корпоративной телекоммуникационной сети, дистанционного обучения, доступа и выхода в мировую глобальную сеть Intеrnеt; 
      - внедрение информационных систем управления образованием (ИСУО); решение вопроса переподготовки специалистов учебных заведений г. Алматы по использованию новых средств и разработок, подготовленных на основе новых информационных технологий; 
      - формирование по каждой учебной дисциплине временных методических коллективов, объединяющих творческие потенциалы учителей и ученых города для создания оригинальных учебно-методических средств и новых информационных технологий обучения; 
 

        Ожидаемые результаты: 
      - завершение Программы информатизации среднего образования города по компьютеризации всех общеобразовательных и профессиональных учебных заведений среднего образования; 
      - обеспечение всех государственных организаций образования города компьютерами современного поколения для использования их в процессе обучения и воспитания, управления образовательным процессом и экономикой образования; 
      - разработка программы следующего этапа - компьютеризация всего учебно-воспитательного процесса на основе внедрения новых технологий в образовании; 
      - разработка и внедрения проекта "Научно-методические основы стандарта исполнения измерения качества обучения в системе среднего образования на основе новых информационных технологий" как структурно дополняющего функциональную полноценность создаваемой единой системы образовательного стандарта; 
      - организация при Городском центре новых технологий в образовании постоянно действующего научно-методического семинара для предварительной апробации методических разработок, учебно-программных средств и других учебных материалов. 
      - создание при Алматинском городском институте повышения квалификации и переподготовки кадров образования постоянно действующего рабочего органа (УМС) для рассмотрения методических пособий для учителей и ученых Алматы. 
 

        7. В области формирования здорового образа жизни детей и подростков (4, 8, 19, 20, 23, 30, 31, 33, 36, 37, 38, 41, 42  Закона РК "Об образовании") 
 

        Цель: создание условий и механизмов, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и учащейся молодежи. 
 

        Основные направления развития: 
      - координация действий всех заинтересованных органов и служб города (педагогических, психологических, социальных, медицинских, правоохранительных, демографических и др.) в разработке межведомственной программы "Образование и здоровье детей"; 
      - утверждение в организациях образования города культа здорового образа жизни путем становления их здоровье сберегающими, укрепления и совершенствования их материальной базы в этом направлении, оснащением необходимым оборудованием спортзалов, стадионов; культивирования движения, зарядки, физического труда; совмещения часов физвоспитания с закаливанием, водными процедурами и т.д.; 
      - организация работы столовых и буфетов, горячего питания детей и учащейся молодежи, особенно из малообеспеченных семей; 
      - устранение перегрузки обучающихся за счет нерационального увеличения недельной учебной нагрузки, признание ценности детского здоровья, акцентирование внимания на валеологическом компоненте содержания образования; активизация работы с родителями по валеологическому просвещению, природному оздоровлению; 
      - поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в организациях дошкольного и среднего образования, культивирование различных походов, экскурсий на природу; 
      - забота не только о физическом, но и морально-духовном здоровье ребенка; организация школьной психологической службы, телефонов доверия. 
 

        Ожидаемые результаты: 
      - реализация межведомственной программы "Образование и здоровье детей" на основе объединения усилий департамента образования города Алматы, его районных отделов, органов управления здравоохранением, физической культурой и спортом, туризмом, профсоюзных и общественных организаций, внебюджетных фондов предприятий; 
      - обеспечение прав обучающихся, прежде всего детей и подростков, на общедоступный отдых, в том числе в каникулярное время, бесплатное оздоровление и медицинское обслуживание; 
      - обеспечение обучающихся полноценным питанием, в том числе льготным и бесплатным; 
      - решение вопроса с определением каждой школе ставки врача и медицинской сестры, вовлечение их в процесс оздоровления детей, ранней профилактики и предупреждения заболеваний. 
 

        8. В области учебного, научно-методического и кадрового обеспечения системы образования города (ст.ст. 2, 6, 8, 18, 25, 26, 27, 32, 33, 35, 36, 40, 41, 46  Закона РК "Об образовании") 
 

        Цель: Разработка и создание системы непрерывного психолого- педагогического образования и повышения квалификации кадров, перевод ее в режим инновационного развития. 
 

        Основные направления развития: 
      - научно-методическое обеспечение государственных общеобязательных стандартов, обобщение и внедрение передового опыта, издание научно- методической литературы; 
      - создание экспериментальной базы по адаптации новых зарубежных и отечественных педагогических технологий обучения и воспитания; 
      - удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях педагогической технологии; 
      - обеспечение организации и проведения научных исследований, опытно-экспериментальных работ, научной экспертизы программ, проектов и т.д.; 
      - осуществление научно-теоретического, учебно-методического обеспечения регионального компонента базисного учебного плана; 
      - обеспечение внедрения гуманитарно-этнических аспектов в образовании; 
      - реализация проекта поэтапного внедрения компьютерных учебных программ, переподготовка кадров в области использования новых информационных технологии; 
      - разработка проекта системы дистанционного образования в области повышения квалификаций учителей; 
      - разработка комплексов учебной документации и средств обучения по новым профессиям и специальностям (в сфере обслуживания, экологии, социальной работы, рыночной инфраструктуры и др.); 
      - обеспечение переподготовки и повышения квалификации кадров учебных заведений образования на базе модельных общеобразовательных, профессиональных школ, лицеев, колледжей. 
 

        Ожидаемые результаты: 
      - разработка региональной концепции и программы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров на основе обеспечения преемственных связей в системе "педвуз - школа - ИПК"; 
      - установление стандарта повышения квалификации педагогических кадров в соответствии с категориями обучаемых специалистов; 
      - создание компьютерного банка информационных услуг и информационно- педагогической службы; 
      - создание городского центра дистанционного образования; 
      - создание городской системы маркетинга и мониторинга образования; 
      - обеспечение выпуска городской периодической педагогической печати. 
      - разработка нормативных документов по организации платных образовательных услуг в сфере повышения квалификации и переподготовки кадров; 
      - создание банка данных программных педагогических средств; 
      - разработка и внедрение учебно-методических материалов в помощь практическим педагогам по освоению государственных стандартов образования и создание механизмов их реализации; 
      - организация подготовки педагогических работников на базе высшего и среднего профессионального образования по краткосрочной программе; 
      - предоставление возможности получения второго высшего образования. 
 

        9. По управлению системой образования города 
      Цель: Оптимизация системы управления. 
      Основные направления и ожидаемые результаты : 
      - передача вопросов лицензирования организаций образования в департамент образования города, создав соответствующий отдел в департаменте, который занимался бы и вопросами аттестации учебных заведений и педагогических работников и аудита образовательного процесса; 
      - создание новой системы управления и взаимодействия с учреждениями образования на основе перехода от методов прямого администрирования к координационно-контрольным методам руководства, усиление организационно-методического направления в работе; 
      - создание службы аудита качества обучения на вневедомственной основе; 
      - восстановление учебно-методического кабинета профессионального образования и службы профориентационной работы. 
      - совершенствование системы управления и контроля учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования, развитие методов самоуправления. 
      Ожидаемые результаты: 
      - создание межведомственного Совет при Акиме города по координации действий и подготовке решений в области науки, образования и занятости. 
 

        10. В области финансирования образования и развития материально-технической базы организаций образования (ст.ст. 36, 40-45  Закона РК "Об образовании") 
 

        Цель: решение социально-экономических проблем и развития материально-технической базы организаций образования на основе нормативного подхода. 
 

        Основные направления развития: 
      - осуществление финансирования государственных организаций образования на основе нормативов образования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду организаций образования и учитывающих их сложившиеся особенности в развитии; 
      - выделение ежегодных бюджетных ассигнований на систему образования города с учетом его приоритетности и обеспечения утвержденных норм финансирования; 
      - внедрение многоканальной системы финансирования государственных учебных заведений профессионального образования; 
      - формирование и размещение государственного образовательного заказа города на подготовку кадров в профессиональных учебных заведениях на основе конкурентности предоставления образовательных услуг, открытости при проведении госзакупок по этим услугам; 
      - внедрение личных образовательных кредитов, ссуд и грантов для получения профессионального образования лицам, получившим образования на базе среднего общего образования; 
      - введение дифференцированных норм финансирования государственных организаций образования, учитывающих их статус; оказание финансовой и другой поддержки дошкольным организациям, готовым перейти на частичное или полное самофинансирование; 
      - обеспечение ежегодного финансирования из бюджета организаций отдыха, оздоровления и занятости в летний период детей и подростков; 
      - реализация утвержденного Правительством РК гарантированного норматива сети организаций образования в зависимости от плотности населения и с учетом особенностей размещения организаций образования на территории города; 
      - передача коммунальных объектов в оперативное управление организациям образования на основе учредительного договора и недопущение необоснованных вмешательств в их деятельность со стороны органов по управлению коммунальной собственностью и различных контролирующих органов города; 
      - передача в аренду коммунальных объектов образования с обязательным участием органов управления образованием и при сохранении на таких объектах арендаторами преимущественно образовательной деятельности или деятельности, обслуживающих организации образования; 
      - оснащение современной компьютерной техникой и программным обеспечением всех государственных организаций образования города; 
      - обеспечение полноценного и качественного питания воспитанников интернатных учреждений, детских домов, передача организации государственных закупок продуктов питания для таких учреждений органам управления образованием; 
      - решение вопроса о введении льгот на проезд в городском транспорте воспитанниками интернатных организаций и детских домов и о передаче пустующих лагерей отдыха в окрестностях города на баланс интернатных организаций и детских домов; 
      - внедрение нормативно-правового механизма по реструктуризации объектов дошкольного и профессионального образования, предусматривающего приоритетную форму приватизации через передачу трудовым коллективам имущества на основании договора доверительного управления или имущественного найма с правом выкупа; 
      - укрепление материально-технической базы учебных заведений образования за счет высвобождаемых зданий, сооружений и нового строительства коммунальной собственности; 
      - оснащение учреждений образования новым оборудованием, компьютерной техникой, инвентарем и другими средствами обучения до нормативной потребности; 
 

        Ожидаемые результаты: 
      - передача вопросов планирования расходов и финансирования государственных организаций образования от дошкольного до профессионального образования в компетенцию департамента образования города, оставив за органами финансовой службы контрольные функции; 
      - перевод государственных дошкольных организаций, ведущих предшкольную подготовку и организованных для детей из малообеспеченных семей, в статус государственных учреждений; 
      - обеспечение развития сети государственных учебных заведений начального профессионального образования и увеличения в них контингента, обучающегося за счет бюджета, среднего профессионального образования - по государственному заказу, пересмотр индикативного плана социально-экономического развития города на 2001-2005 годы по этому вопросу; 
      - решение вопроса о делегировании прав на разрешение сдачи в аренду помещений и имущества учебных заведений городскому департаменту образования и использование полученных средств для укрепления учебно-материальной базы учреждений образования; 
      - открытие общеобразовательной школы-интерната с русским языком обучения для детей из малообеспеченных семей; 
      - организация в каждом районе города государственных дошкольных учреждений для социально- незащищенных семей; 
      - открытие дома юношества для детей-сирот, выпускников сиротских учреждений; 
      - сохранение и развитие государственной сети общеобразовательных учреждений и приведение их в соответствие с потребностями населения города; 
      - завершение строительства здания специальной школы-интерната для детей с детским церебральным параличом в ближайшее время; 
      - организация выпуска учебной мебели, средств обучения на базе учебных мастерских профессиональных школ (лицеев), колледжей. 
 

        11. В области взаимодействия с работодателями и другими социальными партнерами 
 

        Цель: Обеспечение органической связи организаций образования с работодателями и другими социальными партнерами. 
      Основные направления: 
      - разработка программы и мероприятий совместных действий на период 2000-2004 годов органов образования, труда и занятости, Союза промышленников и предпринимателей, Федерации профсоюзов Казахстана и других социальных партнеров по развитию системы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов и обеспечению кадрами в соответствии с потребностями рынка труда. 
      - организация на паритетных началах со всеми социальными партнерами исследований по проблемам прогнозирования рынка труда и систематическое осуществление информирования всех заинтересованных сторон о перспективных потребностях в кадрах. 
      - создание общественно-государственной службы профессиональной ориентации во всех заинтересованных государственных и негосударственных структурах; 
      Ожидаемые результаты: 
      - сбалансирование рынка образовательных услуг и рынка труда; 
      - обеспечение трудоустройства выпускников организаций образования. 
 

  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 

        Основные направления к комплексной программы развития образования в г. Алматы, разработанные рабочей группой, созданной постоянной депутатской группы по образовании и науке маслихата, всесторонне проанализировала состояние системы образования города Алматы, связав ее развитие с выполнением мероприятий, направленных на реализацию нового Закона РК "Об образовании".
      Предложенные основные направления составлены с учетом уже действующих планов и мероприятий, направленных на развитие системы образования города, насущных задач этой системы, требующих своего решения в современных условиях.
      Реализация данных основных направлений позволять решить первоочередные, а также некоторые долгосрочные проблемы образования при активном участии всех заинтересованных в решении поставленных задач. 

           Председатель
      V-й сессии Алматинского
      городского Маслихата
      II-го созыва                          Т.Есполов

        Секретарь
      Алматинского городского
      Маслихата II-го созыва                Ж.Турегельдинов

    Приложение N 2
к решению V сессии Алматинского
городского Маслихата II-го созыва
2 июня 2000 г.
 

  Предложения
Алматинского городского маслихата в Парламент РК,
Правительство РК и Минобрнауки РК по законодательным
и нормативным актам РК
 

        Просить Парламент Республики Казахстан: 
      1. Подготовить и принять следующие законы Республики Казахстан: 
      - о правах ребенка; 
      - о профессиональном образовании и профессиональном обучении; 
      - о квотировании рабочих мест для социально-уязвимых слоев населения. 
      2. Внести добавления в проект закона Республики Казахстан "О социальном партнерстве", предусматривающие роль и ответственность работодателей за воспроизводство кадров. 
      3. Внести изменения и добавления в следующие действующие законы: 
      1) В Указ Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, "О лицензировании" от 17 апреля 1995 г. № 2201 (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г.). Статью 10 этого закона записать в следующей редакции: "Деятельность организаций образования и других учебно-производственных структур, реализующих образовательные программы дошкольного, среднего общего, профессионального образования всех уровней (ступеней уровня) и осуществляющих профессиональную подготовку (обучение) с правом выдачи дипломов, аттестатов, свидетельств, удостоверений, сертификатов и других документов по конкретным профессиям, специальностям, модулям обучения и соответствующим ступеням среднего общего образования и уровням профессиональной квалификации, а также дошкольных и внешкольных организаций неформального образования". 
 

        2) В закон Республики Казахстан "Об образовании". В статье 12 пункт 3 (подпункт 1) записать в следующей редакции: "1) дающим начальное общее, основное общее или среднее общее и начальное профессиональное образования или профессиональную подготовку (обучение), а также дошкольным и внешкольным организациям - управлениями (департаментами) образования областей, городов республиканского значения и столицы". 
      Это будет соответствовать статье 24 пункта 6 нового Закона "Об образовании" и защитит граждан Республики по качеству профессионального образования, профессиональной подготовки (обучения). 
 

        3) В Указ Президента, имеющего силу Закона "О Государственном предприятии" от 19 июня 1995 г. № 2335 (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан 1995 г. № 9-10): 
      Статью 21 озаглавить "Уставный, резервный и профессионального обучения фонды предприятия". В эту статью добавить пункт следующей редакции "предприятия обязаны формировать фонд профессионального образования и профессиональной подготовки (обучения) в размере 1% от фонда оплаты труда, который используется только на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров по договорам организациями образования, в противном случае изымается в фонд профессионального образования и профессиональной подготовки (обучения)". 
      Пункт 3) заменить на пункт 4). 
      Это законодательное положение будет обеспечивать социальную защиту граждан, повышать их профессионализм (компетенцию). Предприятия будут лучше заботиться о подготовке кадров, улучшится трудоустройство выпускников профессиональных учебных заведений. 
 

        4) В Указ Президента Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24 апреля 1995 г. № 2235 (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан № 3 1995 г.). 
      В статью 34 в подпункт 3 пункта 1 после слов "по доходам полученным" дополнить словами "от производственно-хозяйственной и образовательной деятельности, а также полученным…"; 
      В пункте б: 
      - в первом абзаце после слов "занимающихся благотворительной" добавить слово "образовательной"; 
      - дополнить абзацами в), г) и д) следующего содержания: 
      в) "средств, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов"; 
      г) "средств, направленных на проведение профессиональной практики учащихся и студентов"; 
      д) "импорт школьных учебников и учебных пособий, а также учебников для дошкольных организации образования, средних общеобразовательных, профессиональных школ (лицеев), колледжей и высших учебных заведений". 
 

        Просить Правительство Республики Казахстан: 
      1. Разработать государственную программу развития профессионального образования (начального и среднего) на период 2001-2005 годы. 
      2. Отменить постановление Правительства № 1876 от 7 декабря 1999 года "О доплате за работу в сельской местности, за проживания в зонах экологического бедствия, за классное руководство, за заведование учебными кабинетами, за углубленное преподавание предметов и других выплат работникам организации образования" полностью. 
      Действие постановления № 1876 вызвало отрицательную реакцию педагогических работников, так как на 15-20 процентов уменьшило их среднюю заработную плату. Внесенные изменения временно приостановило действие этого постановления, причем эти изменения действуют не для всех педагогов. 
      3. Утвердить постановлением Правительства Республики Казахстан ряд нормативных актов, направленных на реализацию соответствующих статей закона РК "Об образовании": 
      1) Типовое положение об организациях образования соответствующего типа (статья 9, пункт 3 закона РК "Об образовании"); 
      2) Положение об особом статусе государственной организации образования ( ст. 9, п. 6); 
      3) Порядок определения государственного образовательного заказа ( ст. 31, п.2), в который включить подготовку работников квалифицированного труда (рабочих. служащих и специалистов ) для: 
      - организаций бюджетной сферы; 
      - выполнения государственных программ малого бизнеса, другим приоритетным направлениям развития экономики и социальной сферы; 
      - предприятий с государственным пакетом акций 51% и выше. 
      По остальным организациям, предприятиям, в том числе совместным с иностранными инвесторами государственный заказ определяется договорами. 
      4) Порядок определения размеров и источников социальной помощи, который оказывается государством отдельным категориям граждан (дети-сироты, Дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями в развитии, инвалиды и инвалиды с детства, дети из многодетных семей и иные категории граждан, определяемые законодательством) в период получения ими образования (ст.4, п.5); 
      5) Порядок проведения профессиональной практики обучающихся (ст.15); 
      6) Положение об оплате труда работников государственных организаций образования, финансируемых из бюджета (ст.40, п.1); 
      7) Положение о повышении квалификации педагогических работников государственных организаций образования с отрывом от работы (ст.41, п.3); 
      8) Положение об отпусках педагогических работников (ст.41, п. 3); 
      9) Норматив финансирования на одного обучающегося (ст. 43, п. 4); 
      10) Положение по льготам для обучающихся по заочной форме и дистанционным методом обучения. 
      11) Рассмотреть следующие предложения: 
      - об увеличении нормы потребления коммунальных услуг в расчете на одного учащегося за счет бюджетных средств в условиях города Алматы;
      - об открытии в школах и финансировании из бюджета специальных классов с коррекционными учебными планами и программами для детей -репатриантов, соответствующих их уровню подготовки и развития, а также об усилении регистрационного режима пребывающих граждан.

     Просить Министерство образования и науки Республики Казахстан ускорить утверждение в установленном порядке следующих нормативных документов:
     1. Новый учебный базисный план (модель учебного плана) для:
     1) Старшей ступени средней общеобразовательной школы 4-х направлений: гуманитарного, естественно - научного, физико-математического и профессионального;
     2) Гимназий и лицеев, специализированных школ с углубленным изучением отдельных предметов с 1 по 11 классы;
     3) Начального профессионального образования со сроками обучения:
     - 2-3 года - профессиональная школа (на базе 9-ти классов);
     - 3-4 года - профессиональный лицей (на базе 9-ти классов);
     - от 6 месяцев до 2-х лет на базе старшей ступени образовательной школы;
     - от 1 месяца до 6 месяцев - курсовая подготовка, переобучение безработных.
     4) Среднего профессионального образования со сроками обучения:
     - 3-4 года - колледжи, училища (на базе 9-ти классов);
     - 2 года - 2 года 10 месяцев - колледжи, училища (на базе старшей школы).
      2. Положения об организациях образования всех типов и наименований.
      3. Положения о профессиональном обучении на производстве, учебно- производственных комбинатах, в учебных центрах, на курсах и других учебно - производственных структурах подготовки рабочих. 
      4. Об учебных заведениях начального и среднего профессионального образования, реализующих различные образовательные программы. 
      5. Положения о совете организаций образования, попечительном совете, педагогическом (методическом) совете, общем собрании и других форм коллегиального управления государственной организацией образования. 
      6. Типовые штатные расписания по всем видам организаций образования. 
      7. Типовые положения о районных (городских) органах управления образованием. 
      8. Нормативы финансирования (оплаты) обучения в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду организации образования и по каждой профессии (специальности).
      9. Инструкцию о порядке проведения выпускных квалификационных экзаменов и защите дипломных проектов, в которой предусмотреть независимый состав комиссий, преимущественно из числа работодателей.
      10. Положение о республиканских учебно-методических объединениях учебных заведений начального и среднего профессионального образования, в котором определить механизм финансирования.
      11. Положение о повышении квалификаций работников государственных учреждений образования, в котором определить механизм финансирования.

           Председатель
      V-й сессии Алматинского
      городского Маслихата
      II-го созыва                          Т.Есполов

        Секретарь
      Алматинского городского
      Маслихата II-го созыва                 Ж.Турегельдинов

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.