Об утверждении Правил осуществления контроля за законностью совершаемых нотариальных действий и соблюдением правил делопроизводства нотариусами, занимающимися частной практикой

Утративший силу

Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 5 июля 2004 года № 202. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 6 июля 2004 года № 2934. Утратил силу приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 29 июня 2011 года № 245

      Сноска. Утратил силу приказом Министра юстиции РК от 29.06.2011 № 245 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      На основании пункта 2  статьи 31 Закона Республики Казахстан "О нотариате",  ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления контроля за законностью совершаемых нотариальных действий и соблюдением правил делопроизводства нотариусами, занимающимися частной практикой.
      2. Начальникам департаментов юстиции обеспечить надлежащее применение утвержденных Правил.
      Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными приказом Министра юстиции РК от 15.06.2010 № 185 (порядок введения в действие см. п. 2).
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-Министра юстиции.
      4. Настоящий приказ вступает в силу со дня государственной регистрации.

      Министр

      "Согласован"
      Председатель Республиканской 
      нотариальной палаты 
      Республики Казахстан
      2 июля 2004 года 

       Утверждены                      
приказом Министра юстиции Республики Казахстан  
"Об утверждении Правил осуществления        
контроля за законностью совершаемых        
нотариальных действий и соблюдением правил    
делопроизводства нотариусами, занимающимися   
частной практикой"               
от 5 июля 2004 года № 202             

  ПРАВИЛА
осуществления контроля за законностью совершаемых
нотариальных действий и соблюдением правил 
делопроизводства нотариусами, занимающимися частной практикой

      Сноска. По всему тексту Правил слова "территориальным органом юстиции", "орган юстиции", "органа юстиции", "органом юстиции" заменены словами "департамент юстиции", "департамента юстиции", "департаментом юстиции" приказом Министра юстиции РК от 15.06.2010 № 185 (порядок введения в действие см. п. 2).

      1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с пунктом 2  статьи 31 и пунктом 2 статьи 33 Закона Республики Казахстан "О нотариате" с целью разработки механизма реализации совместной компетенции департаментом юстиции и нотариальной палатой по осуществлению контроля за законностью совершаемых нотариальных действий и соблюдением правил делопроизводства нотариусами, занимающимися частной практикой (далее - нотариусы).
      2. Правила определяют порядок осуществления контроля за законностью совершаемых нотариальных действий и соблюдением правил делопроизводства нотариусами.
      Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными приказом Министра юстиции РК от 15.06.2010 № 185 (порядок введения в действие см. п. 2). 
      3. Целью контроля является: 
      1) обеспечение законности в сфере нотариального обслуживания и доступности его для населения; 
      2) изучение соответствия нотариальной практики нотариусов нормам и требованиям действующего законодательства и международного права.
      Сноска. Пункт 3 с изменениями, внесенными приказом Министра юстиции РК от 15.06.2010 № 185 (порядок введения в действие см. п. 2). 
      4. Задачами контроля являются:
      обеспечение соблюдения имущественных и неимущественных прав и законных интересов лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий; 
      обеспечение единообразия в правоприменительной практике нотариусов; 
      профилактика и предупреждение правонарушений в сфере нотариального обслуживания.
      5. Принципами осуществления контроля признаются:
      объективность;
      транспарентность;
      беспристрастность;
      соблюдение профессиональной этики;
      соблюдение профессиональной тайны;
      обеспечение прав и законных интересов лиц, обратившихся к нотариусу, а также самого нотариуса.
      6. Контроль за законностью совершаемых нотариальных действий и соблюдением правил делопроизводства нотариусами (далее - контроль) осуществляется департаментом юстиции совместно с нотариальной палатой в форме проверки профессиональной деятельности нотариусов.
      Сноска. Пункт 6 с изменениями, внесенными приказом Министра юстиции РК от 15.06.2010 № 185 (порядок введения в действие см. п. 2). 
      7. Проверка профессиональной деятельности нотариусов включает:
      изучение и проверку состояния соблюдения проверяемым нотариусом законности при совершении нотариальных действий, а также правил профессиональной этики;
      изучение правильности и достоверности составления статистической отчетности и учета нотариальных дел нотариусом;
      проверку уровня и культуры нотариального обслуживания на территории деятельности нотариуса;
      анализ динамики, структуры и характера совершаемых нотариальных действий;
      проверку соблюдения нотариусом требований, предъявляемых к нотариальному делопроизводству, в том числе соблюдения требований к языку ведения делопроизводства;
      изучение состояния нотариального архива;
      соблюдение нотариусом Кодекса чести и выполнение им требований устава нотариальной палаты.
      Сноска. Пункт 7 с изменениями, внесенными приказом Министра юстиции РК от 15.06.2010 № 185 (порядок введения в действие см. п. 2). 
      8. Виды проверок профессиональной деятельности нотариусов:
      1) первичные проверки департамента юстиции и нотариальной палаты;
      2) периодические проверки департамента юстиции и нотариальной палаты;
      3) оперативные проверки.
      9. Проверки, предусмотренные в подпунктах 1), 2) пункта 8 настоящих Правил, осуществляются в соответствии с единым графиком (далее - график) проверок, составляемым департаментом юстиции по согласованию с нотариальной палатой.
      График проверок должен состоять из разделов, определяющих:
      1) сроки проверок и круг нотариусов, у которых со дня начала профессиональной деятельности прошло шесть месяцев и не более одного года (первичные проверки);
      2) сроки проверок и круг нотариусов, у которых последняя проверка профессиональной деятельности была проведена более одного года назад (периодические проверки).
      10. График проверок составляется на один календарный год и утверждается приказом начальника департамента юстиции по согласованию с нотариальной палатой и доводится нотариусам нотариального округа не позднее 20 января следующего года.
      График проверок, в случае необходимости, может быть скорректирован  департаментом юстиции по согласованию с нотариальной палатой не более двух раз в году.
      График является основанием для проведения проверок профессиональной деятельности одного и того же нотариуса не чаще одного раза в год.
      11. При составлении графика подлежат учету следующие факторы и обстоятельства:
      общий срок осуществления нотариальной деятельности в соответствующем нотариальном округе;
      результаты предыдущих проверок;
      исполнение нотариусом рекомендаций, полученных на предыдущих проверках;
      количество жалоб и заявлений на действия нотариуса;
      наличие отмененных нотариальных действий в судебном порядке, частных определений, вынесенных судами в отношении нотариуса;
      наличие возбужденного уголовного дела в отношении нотариуса;
      представления правоохранительных органов.
      Сноска. Пункт 11 с изменениями, внесенными приказом Министра юстиции РК от 15.06.2010 № 185 (порядок введения в действие см. п. 2).
      12. Основанием для проведения оперативных проверок могут послужить жалобы лиц, обратившихся к нотариусу за совершением нотариальных действий, представления правоохранительных органов, частные постановления судов, поручения лицензиара и другие.
      Оперативная проверка охватывает только то действие, на незаконность (неправильность) которого указано в жалобе или процессуальных документах правоохранительных органов и судов.
      Оперативная проверка проводится без предварительного уведомления нотариуса об ее проведении.
      Сноска. Пункт 12 с изменениями, внесенными приказом Министра юстиции РК от 15.06.2010 № 185 (порядок введения в действие см. п. 2).
      13. Для осуществления первичных проверок приказом начальника департамента юстиции по согласованию с нотариальной палатой образуется постоянно действующая комиссия в составе не менее трех человек.
      Сноска. Пункт 13 с изменениями, внесенными приказом Министра юстиции РК от 15.06.2010 № 185 (порядок введения в действие см. п. 2).
      14. Первичная проверка деятельности нотариуса включает изучение:
      порядка соблюдения нотариусом действующего законодательства, регулирующего нотариальную деятельность;
      соблюдения требований законодательства к помещению нотариуса (доступность офиса нотариуса для населения, нахождение его на территории деятельности нотариуса, обеспечение тайны совершения нотариальных действий, вывеска, режим работы и других требований к помещению);
      условий хранения печати и бланков нотариуса, ведения и хранения нотариусом реестров, книг;
      организации приема граждан;
      состояния архивного помещения и архивных документов;
      состояния информационно-нормативного обеспечения деятельности нотариуса.
      Сноска. Пункт 14 в редакции приказа Министра юстиции РК от 15.06.2010 № 185 (порядок введения в действие см. п. 2).
      15. Результаты первичных проверок должны быть отражены в справке комиссии, с которой должен быть ознакомлен нотариус. 
      Копия справки не позднее пяти дней со дня окончания проверки комиссией направляется в департамент юстиции и нотариальную палату для принятия мер и осуществления последующего контроля за выполнением нотариусом рекомендаций, выданных комиссией.
      16. Для осуществления периодических проверок приказом начальника  департамента юстиции по согласованию с нотариальной палатой образуются комиссии. 
      Состав Комиссии не может быть менее трех человек. 
      17. Приказ об образовании комиссии должен быть издан не позднее двух недель до начала проверки. 
      В приказе кроме персонального состава комиссии должны быть отражены фамилия, имя, отчество нотариуса, чья профессиональная деятельность подлежит проверке, основания проверки, сроки, устанавливаемые для осуществления проверки, период работы нотариуса, который охватывается проверкой. 
      Приказом, по согласованию с нотариальной палатой, также утверждается председатель комиссии, на которого возлагается надлежащая организация проверки и координация деятельности членов комиссии.
      18. Проверяемый нотариус должен быть ознакомлен с приказом не позднее десяти дней до начала проверки под роспись.
      В случае отказа нотариуса от ознакомления с приказом о проверке комиссией составляется акт об отказе. При этом отказ нотариуса не может послужить основанием для отмены проверки.
      19. В случае болезни или наличия других уважительных причин исчисление срока проверки, установленного в приказе, приостанавливается.
      В случаях приостановления или продления срока проверки должен быть издан приказ начальника департамента юстиции на основании письменного обращения председателя комиссии в департамент юстиции.
      20. В состав комиссии могут быть включены:
      работники аппарата (руководители) департамента юстиции;
      работники аппарата нотариальной палаты, занимающиеся вопросами нотариата;
      государственные и (или) частные нотариусы, имеющие стаж нотариальной деятельности не менее пяти лет и не имеющие дисциплинарных взысканий за последние три года.
      В состав комиссии могут быть включены нотариусы из других нотариальных округов, в случае их согласия и оплаты командировочных расходов за счет средств нотариальной палаты.
      Сноска. Пункт 20 с изменениями, внесенными приказом Министра юстиции РК от 15.06.2010 № 185 (порядок введения в действие см. п. 2).
      21. Члены комиссии могут:
      получать у проверяемого нотариуса документы и сведения о нотариальных действиях, в том числе статистические, необходимые для проведения проверок; 
      потребовать личные объяснения от нотариуса, касающиеся совершенных им нотариальных действий; 
      ознакомиться с судебными постановлениями, предписаниями органов прокуратуры, актами или справками о результатах предыдущих проверок, проведенных контрольно-надзорными органами;
      проводить собеседование с нотариусом по действующему законодательству;
      организовать анкетирование или опрос населения на территории нотариуса, в случае необходимости;
      изучить и учесть мнение органов местного государственного управления по вопросу организации нотариального обслуживания нотариусом в сельской местности;
      получать другие сведения, необходимые для составления объективных справок.
      22. Члены комиссии должны:
      быть объективными и беспристрастными;
      знать положения и требования действующего законодательства, регулирующего вопросы нотариата, Кодекс чести нотариуса, утвержденный Республиканским съездом частнопрактикующих нотариусов 16 февраля 2001 года, устав нотариальной палаты;
      не посягать на независимость нотариуса при совершении им нотариальных действий;
      не разглашать сведения, которые стали им известны при проведении проверки;
      соблюдать профессиональную этику;
      оказывать методическую и практическую помощь нотариусу;
      информировать департамент юстиции и нотариальную палату, в случаях учинения нотариусом препятствия к проведению проверки, для привлечения нотариуса к административной ответственности в порядке, установленном законодательством.
      Сноска. Пункт 22 с изменениями, внесенными приказом Министра юстиции РК от 15.06.2010 № 185 (порядок введения в действие см. п. 2).
      23. Члены комиссии несут дисциплинарную ответственность в установленном законодательством порядке за:
      необъективность результатов проверки;
      разглашение сведений, полученных в ходе проверки, относящихся к профессиональной деятельности нотариуса;
      сокрытие обнаруженных злоупотреблений либо содействие этим злоупотреблениям;
      недобросовестное выполнение своих обязанностей (неявка на проверку, отказ от участия в работе комиссии без уважительных причин и другое).
      24. Обеспечение правовыми, нормативными, методическими, разъяснительными, инструктивными и другими материалами членов комиссии осуществляется департаментом юстиции и нотариальной палатой.
      25. Методическая и практическая помощь членам комиссии оказывается нотариальной палатой.
      26. Нотариус в ходе проведения проверки его деятельности:
      представляет комиссии все требуемые нотариальные документы и статистические отчеты;
      при необходимости дает письменные и устные пояснения, а также комментарии к своим нотариальным действиям;
      создает надлежащие условия членам комиссии для проведения проверки;
      принимает меры по устранению выявленных ошибок и нарушений при совершении нотариальных действий;
      выполняет иные законные требования и просьбы членов комиссии.
      27. Комиссией по результатам проверки в течение пяти дней со дня ее окончания составляется справка в 3-х экземплярах, которая подписывается всеми членами комиссии и нотариусом, затем направляется в департамент юстиции и нотариальную палату и вручается нотариусу не позднее семи дней со дня окончания проверки.
      28. Справка должна содержать подробный анализ полученной ситуации, оценку и выводы комиссии, а также конкретные рекомендации с обязательным указанием сроков их реализации.
      29. Нотариус после проведения проверки его деятельности может:
      ознакомиться со справкой о результатах проверки;
      выразить в письменной или устной форме свои возражения, касающиеся результатов проверки и выводов комиссии;
      обжаловать действия членов комиссии и (или) ее выводы в департамент юстиции и нотариальную палату или в судебном порядке.
      30. Проверки, осуществляемые в течение года в соответствии со сроками, установленными в рекомендациях комиссии, с целью устранения выявленных нарушений, недостатков и упущений нотариуса, не признаются повторными.
      31. Результаты проверки могут быть обсуждены на совместном заседании коллегии департамента юстиции и правления нотариальной палаты.
      32. На совместном заседании коллегии и правления обязательное участие должны принять члены комиссии и сам нотариус. Отсутствие указанных лиц без уважительных причин на заседаниях не препятствует рассмотрению результатов проверки по существу и принятию решения.
      33. После обсуждения результатов проверок в отношении нотариуса принимаются решения:
      об обобщении положительного опыта нотариуса с целью его дальнейшего распространения среди нотариусов;
      о поощрении нотариуса;
      о привлечении к дисциплинарной ответственности в соответствии с Кодексом чести нотариуса;
      о передаче материалов, в случаях обнаружения нарушений законности нотариусом, в правоохранительные органы;
      о направлении представления лицензиару о лишении, приостановлении или прекращении действия лицензии нотариуса.
      Сноска. Пункт 33 с изменениями, внесенными приказом Министра юстиции РК от 15.06.2010 № 185 (порядок введения в действие см. п. 2).
      34. Исключен приказом Министра юстиции РК от 15.06.2010 № 185 (порядок введения в действие см. п. 2).
      35. Нотариус, в случае своего несогласия с результатами проверки, рекомендациями комиссии или выводами департамента юстиции и нотариальной палаты вправе обжаловать их действия в Министерство юстиции, Республиканскую нотариальную палату или в судебном порядке.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.