Сноска. Утратил силу приказом Министра финансов РК 08.10.2009 № 439.
В целях исполнения Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года "Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира" и Программы Правительства Республики Казахстан на 2006 - 2008 годы, утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 30 марта 2006 года N 80, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения мониторинга состояния платежеспособности государственных предприятий.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра финансов Республики Казахстан Смаилова А.А.
3. Настоящий приказ вводится в действие с момента регистрации в органах юстиции Республики Казахстан.
Министр
Утверждены
приказом Министра финансов
Республики Казахстан
от 31 мая 2006 года N 189
Правила проведения мониторинга
состояния платежеспособности государственных предприятий
1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения мониторинга состояния платежеспособности государственных предприятий (далее - Правила) определяют порядок организации и ведения на постоянной основе мониторинга платежеспособности государственных предприятий.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) мониторинг - комплекс мероприятий, направленных на сбор, обработку информации и проведение анализа финансово-экономического состояния платежеспособности государственных предприятий, в целях своевременного применения к неплатежеспособным государственным предприятиям финансово-экономического оздоровления и защиты интересов государства;
2) органы государственного управления государственными предприятиями - министерства, агентства, ведомства и иные уполномоченные на это Правительством Республики Казахстан государственные органы, а также Национальный Банк Республики Казахстан; функции субъекта права коммунальной собственности по отношению к коммунальным государственным предприятиям осуществляет акимат соответствующей административно-территориальной единицы;
3) уполномоченный орган - орган, уполномоченный Правительством Республики Казахстан, осуществляющий в пределах предоставленных ему полномочий контроль за проведением процедур банкротства;
4) орган по распоряжению государственной собственностью - государственный орган, уполномоченный на распоряжение республиканской собственностью и выступающий субъектом права республиканской собственности по отношению к республиканским государственным предприятиям, в отношении предприятий коммунальной собственности - акимат соответствующей административно- территориальной единицы либо уполномоченный акимом исполнительный орган.
2. Предмет и цели мониторинга
3. К предмету мониторинга относятся:
1) динамика и структура производства;
2) финансовое и экономическое состояние платежеспособности государственных предприятий.
4. Целями мониторинга являются:
своевременное применение мер финансово-экономического оздоровления к неплатежеспособным предприятиям;
выработка предложений, направленных на создание новых производств с применением новых технологий и различных форм реорганизации, передача в доверительное управление, конкурентную среду и субъектам малого предпринимательства неплатежеспособных государственных предприятий.
3. Порядок проведения мониторинга
5. Орган по распоряжению государственной собственностью в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным, направляет уполномоченному органу представляемую государственными предприятиями информацию о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении государственных предприятий.
Источниками информации являются баланс, отчет о доходах и расходах, отчет о движении денег, отчет об изменениях в собственном капитале и пояснительная записка.
6. При необходимости уполномоченный орган имеет право запрашивать от органов государственного управления государственными предприятиями дополнительную информацию, которая должна быть представлена ими в срок не позднее десяти календарных дней со дня поступления запроса уполномоченного органа.
7. Уполномоченный орган на основании представленной информации проводит оценку удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса.
8. Оценка удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса государственных предприятий устанавливается посредством проведения анализа платежеспособности государственного предприятия по коэффициенту текущей ликвидности и коэффициенту обеспеченности собственными оборотными средствами.
9. При проведении анализа платежеспособности государственного предприятия по коэффициенту текущей ликвидности определяется общая обеспеченность организации собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств организации. Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у организации текущих активов в виде товарно-материальных запасов, денежных средств, дебиторской задолженности, расходов будущих периодов, краткосрочных финансовых инвестиций и прочих текущих активов к текущим обязательствам организации в виде краткосрочных кредитов банков, овердрафта, задолженности по налогам, начисленных расходов к оплате, начисленных платежей по непредвиденным обстоятельствам, текущей части долгосрочных кредитов, кредиторской задолженности.
10. При проведении анализа платежеспособности государственного предприятия по коэффициенту обеспеченности собственными оборотными средствами определяется наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами рассчитывается как отношение разности между собственным капиталом и фактической стоимостью долгосрочных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у организации текущих активов в виде товарно-материальных запасов, расходов будущих периодов, краткосрочных финансовых инвестиций, денежных средств, дебиторской задолженности.
11. По результатам оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса и платежеспособности государственного предприятия уполномоченный орган формирует перечень неплатежеспособных государственных предприятий (далее - перечень) при наличии одного из следующих условий:
коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2,0;
коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.
12. Уполномоченным органом по итогам мониторинга в срок до 1 августа года, следующего за отчетным, в Правительство Республики Казахстан (по предприятиям республиканской собственности) или соответствующий акимат (по предприятиям коммунальной собственности) направляется перечень с приложением следующих предложений по финансово-экономическому оздоровлению неплатежеспособных государственных предприятий для принятия соответствующих мер:
1) инициирование налоговыми органами процедуры банкротства государственных предприятий на праве хозяйственного ведения, в случае невозможности восстановления платежеспособности, по казенным предприятиям - рассмотрение вопроса об их реорганизации для последующего проведения процедуры банкротства;
2) применение процедуры реабилитации;
3) введение процедуры внешнего наблюдения;
4) передача в доверительное управление или в собственность субъектам малого предпринимательства;
5) передача в конкурентную среду.