Сноска. Утратил силу приказом Министра образования и науки РК от 29.05.2013 № 206 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).
В целях реализации пункта 15 Плана мероприятий по поддержке дошкольного воспитания и обучения в Республике Казахстан на 2007-2009 годы утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 февраля 2007 года № 83 ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Типовые правила организации деятельности семейных детских садов;
2) Типовые правила организации деятельности комплексов "школа – детский сад";
3) Типовые правила организации деятельности кабинетов коррекции и инклюзивного образования детей дошкольного возраста;
4) Типовые правила организации деятельности консультационных пунктов для родителей.
2. Департаменту среднего образования (Санатова М.):
1) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после прохождения государственной регистрации опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.
3. Областным, городов Астаны и Алматы управлениям образования довести настоящий приказ до сведения всех районных, городских отделов образования, общеобразовательных школ, дошкольных организаций, дополнительных образований, родительской общественности.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра Шамшидинову К.Н.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его официального опубликования.
Министр Ж. Туймебаев
Утверждены
приказом Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 28 января 2009 года № 27
Типовые правила организации деятельности
семейных детских садов
1. Общие положения
1. Настоящие Типовые правила организации деятельности семейных детских садов (далее - Правила) разработаны в целях реализации постановления Правительства Республики Казахстан от 5 февраля 2007 года № 83 "Об утверждении Плана мероприятий по поддержке дошкольного воспитания и обучения в Республике Казахстан на 2007-2009 годы" и определяют порядок организации деятельности семейных детских садов (далее - семейный детский сад).
2. Семейный детский сад создается для:
1) развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании и обучении ребенка;
2) увеличения охвата дошкольным образованием детей в возрасте от года до 6 лет;
3) создания условий для развития и подготовки детей к школе при непосредственном участии семьи;
4) всестороннего развития консультативно-методической поддержки родителей в организации воспитания и обучения;
5) социальной адаптации детей.
3. В своей деятельности семейный детский сад руководствуется Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и настоящими Правилами.
4. Основными задачами семейного детского сада являются:
1) обеспечение охраны жизни и здоровья детей;
2) интеллектуальное, нравственное, физическое, эмоциональное, познавательное развитие детей с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка;
3) организация присмотра и ухода за детьми;
4) психолого-педагогическое просвещение родителей;
5) создание элементарных условий для подготовки детей к школе.
2. Порядок организации деятельности семейного детского сада
5. Семейные детские сады создаются физическими и юридическими лицами (учредителями) в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
6. Лицензия на право ведения образовательной деятельности семейного детского сада выдается местными исполнительными органами в области образования в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан "Об утверждении Правил лицензирования и квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности" от 2 июня 2007 года № 452.
7. Семейный детский сад открывается при соблюдении Санитарных правил и норм, утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан "Об утверждении санитарных правил и норм "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию дошкольных организаций" от 25 июля 2003 года № 571 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 2464).
8. Семейные детские сады могут быть:
1) адаптационными - для детей в возрасте от 1 года до 5 лет и их родителей;
2) общеразвивающими - для детей в возрасте от 3 до 6 лет;
3) по присмотру и времени пребывания: дневные, вечерние, ночные, выходного и праздничного дня, круглосуточные и гибкого режима для детей в возрасте от 1 года до 6 лет.
4) по присмотру и уходу, развитию детей на дому - для детей в возрасте от 1 года до 6 лет;
9. Семейные детские сады могут функционировать по гибкому режиму дня:
1) от 2 до 7 раз в неделю;
2) от 2 до 10 часов в день, как в утренние часы, так и во второй половине дня.
10. Взаимоотношения между семейным детским садом и родителями (или иными законными представителями) регулируются договором, определяющим объем и сроки оказания услуг, длительность пребывание в нем, размера платы, питание и другие условия.
11. Организация образовательного процесса в семейных детских садах осуществляется общеобразовательными программами дошкольного воспитания и обучения в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения.
12. Семейные детские сады разрешается открывать в помещениях не выше 2-3 этажа, отвечающих санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, правилам пожарной безопасности. Для организации семейного детского сада используются:
1-комнатная квартира или жилой дом (полезной площадью не менее 30 кв. метров) для 5 детей;
2-х комнатная квартира или жилой дом (полезной площадью не менее 50 кв. метров) для 9 детей;
3-х комнатная квартира или жилой дом (полезной площадью не менее 80 кв. метров) для 13 детей.
13. В семейных детских садах устанавливается следующая наполняемость одновозрастных групп:
от года до двух лет - не более 5 воспитанников;
от двух до трех лет - не более 9 воспитанников;
свыше трех лет и старше - не более 13 воспитанников.
14. При наличии детей трех возрастов (от 3-х до 6 лет) наполняемость группы составляет не более 6 воспитанников; двух возрастов - не более 9 воспитанников.
15. Местные органы управления образования оказывают методическую и консультативную помощь семейному детскому саду в организации его деятельности и учебно-воспитательного процесса.
Утверждены
приказом Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 28 января 2009 года № 27
Типовые правила организации деятельности комплексов
"школа-детский сад"
1. Общие положения
1. Настоящие Типовые правила организации деятельности комплексов "школа-детский сад" (далее - Правила) разработаны в целях реализации постановления Правительства Республики Казахстан от 5 февраля 2007 года № 83 "Об утверждении Плана мероприятий по поддержке дошкольного воспитания и обучения в Республике Казахстан на 2007-2009 годы" и определяют порядок организации деятельности комплексов "школа-детский сад" (далее - Комплекс).
2. Деятельность Комплекса строится на принципах единоначалия, самоуправления и создается в качестве организации образовательной, реализующей общеобразовательные программы дошкольного воспитания и обучения, предшкольной подготовки, начального, основного среднего и общего среднего образования для детей с трех до семнадцати лет.
3. В своей деятельности Комплекс руководствуется Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и настоящими Правилами.
4. Права, социальные гарантии и льготы педагогов и работников Комплекса определяются законодательством Республики Казахстан, Уставом Комплекса, коллективным и индивидуальным трудовым договором (контрактом), условия которых не могут противоречить трудовому законодательству Республики Казахстан.
2. Порядок организации деятельности Комплекса
5. Комплекс создается физическими и юридическими лицами (учредителями) в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
6. Основными задачами Комплекса являются:
1) развитие умственных, творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни;
2) создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование и развитие личности на основе национальных и общественных ценностей, достижений науки и практики;
3) достижение согласованности образовательных программ, обеспечивающих преемственность в учебно-воспитательном процессе на всех уровнях образования;
4) приобщение к достижениям отечественной и мировой культуры; изучение истории, обычаев и традиций казахского и других народов республики; обучение государственному, русскому, иностранному языкам;
5) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - Республике Казахстан, уважение к государственным символам, почитание народных традиций.
7. Комплекс может размещаться как в одном, так и в нескольких отдельно стоящих зданиях при соблюдении Санитарных правил и норм, утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан "Об утверждении санитарных правил и норм "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию дошкольных организаций" от 25 июля 2003 года № 571 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 2464).
8. В дошкольные группы Комплекса принимаются дети от трех лет до шести (семи) лет на постоянное или кратковременное пребывание в течение года. В предшкольные классы принимаются дети, которым на 1 сентября текущего года исполнилось пять или шесть лет.
9. Дети с ограниченными возможностями в развитии принимаются в Комплекс при наличии условий для коррекционной работы на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
10. В Комплексе организуется питание для воспитанников и обучающихся, режим питания устанавливается в соответствии с длительностью их пребывания в Комплексе.
11. Медицинское обслуживание воспитанников и обучающихся в Комплексе обеспечивается медицинским персоналом штатных единиц или специально закрепленных единиц органов здравоохранения.
12. Непосредственное руководство Комплексом осуществляется директором, прошедшим соответствующую аттестацию.
13. В случае осуществления педагогической деятельности директор проходит аттестацию один раз в пять лет в соответствии с Правилами аттестации педагогических работников, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 9 апреля 2008 года № 181 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов от 7 мая 2008 года № 5215).
3. Организация учебно-воспитательного процесса Комплекса
14. Содержание образования в Комплексе должно соответствовать Государственным общеобязательным стандартам образования дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования (далее - ГОСО).
15. Между администрацией Комплекса и родителями (или иными законными представителями) заключается договор о взаимных правах, обязанностях и ответственности сторон.
16. Комплекс в соответствии со своими уставными целями и задачами может оказывать дополнительные образовательные услуги. Виды и формы дополнительных образовательных услуг определяются Уставом Комплекса.
17. Преемственность общеобразовательных программ дошкольного воспитания и обучения, предшкольной подготовки, начального, основного среднего и общего среднего образования достигается на основе реализации общих целей, задач и содержания образования.
18. В целях проверки освоения содержания образовательных программ осуществляется промежуточный государственный контроль.
19. Деятельность воспитанников и обучающихся в свободное от занятий время организуется с учетом особенностей состояния их здоровья, интересов, удовлетворения потребностей, в том числе физиологических (сон, питание, отдых, пребывание на свежем воздухе), познавательных, творческих, потребностей в общении.
20. Продолжительность каникул устанавливается для обучающихся не менее 30-ти календарных дней, летом - не менее 12 недель. Для обучающихся предшкольных и первых классов в третьей четверти устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
21. Финансирование Комплекса осуществляется за счет:
1) бюджетных средств;
2) предоставления платных образовательных услуг;
3) средств учредителей;
4) спонсорской и благотворительной помощи, безвозмездного отчисления, пожертвования, грантов и других поступлений, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
22. Привлечение Комплексом дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя (учредителей).
Утверждены
приказом Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 28 января 2009 года № 27
Типовые правила организации деятельности кабинетов коррекции
и инклюзивного образования детей дошкольного возраста
1. Общие положения
1. Настоящие Типовые правила организации деятельности кабинетов коррекции и инклюзивного образования детей дошкольного возраста (далее - Правила) разработаны в целях реализации постановления Правительства Республики Казахстан от 5 февраля 2007 года № 83 "Об утверждении Плана мероприятий по поддержке дошкольного воспитания и обучения в Республике Казахстан на 2007-2009 годы" и определяют порядок организации деятельности кабинетов коррекции и инклюзивного образования детей дошкольного возраста (далее - ККИО).
Инклюзивное образование - процесс интегрированного обучения детей с особыми потребностями, подразумевающий доступность и развитие образования в плане приспособления к различным нуждам детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями.
2. ККИО - один из видов специальных организаций образования, оказывающие комплексную медико-педагогическую, социально-психологическую помощь детям с ограниченными возможностями в развитии в возрасте от 1 года до 6 лет.
3. В своей деятельности ККИО руководствуется Законами Республики Казахстан " Об образовании ", " О правах ребенка ", " О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями " и настоящими Правилами.
2. Порядок организации деятельности ККИО
4. Лицензия на право ведения образовательной деятельности ККИО выдается местными исполнительными органами в области образования.
5. ККИО открываются при соблюдении Санитарных правил и норм, утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан "Об утверждении санитарных правил и норм "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию дошкольных организаций" от 25 июля 2003 года № 571 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 2464).
6. Задачи ККИО:
1) реализация индивидуальной коррекционно-развивающей программы (далее - КРП);
2) комплексное изучение проблем, возможностей и потребностей ребенка с ограниченными возможностями междисциплинарной командой специалистов (командная оценка);
3) оказание комплексной психолого-педагогической помощи в целях интеграции детей дошкольного возраста с нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, с трудностями в обучении, общении, поведении и другие;
4) психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями развития, воспитывающихся в дошкольных организациях общеразвивающего типа;
5) консультирование и обучение родителей (иных законных представителей) по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в условиях семьи;
6) оказание консультативной помощи педагогам дошкольных организаций, работающим с детьми данной категории, по вопросам особенностей их психофизического состояния, возможностей развития.
7. Изменение задач коррекционно-развивающей работы проводится в ходе повторных командных оценок с учетом достигнутых на предшествующем этапе результатов (мониторинг реализации КРП).
8. В качестве основного метода работы используется "командный". В основу этого метода положен междисциплинарный подход, предполагающий совместную работу специалистов, составляющих единую команду и действующих в соответствии с технологиями междисциплинарного взаимодействия. Сроки проведения командных оценок - 2 раза в год или по показаниям результатов КРП.
9. В состав команды входят квалифицированные специалисты разного профиля: педиатры, детские неврологи, физиотерапевты, врачи лечебно-физической культуры, ортопеды, психиатры, сурдологи, офтальмологи, психологи, дефектологи (логопеды, тифлопедагоги, олигофренопедагоги, сурдопедагоги) социальные работники, учителя физической культуры, массажисты. Формат и состав команды меняется в зависимости от состояния ребенка и его потребностей, а также от возможностей организации.
10. В тех случаях, когда отсутствуют некоторые из перечисленных выше специалистов, заведующий по рекомендации специалистов направляет родителей в диагностические центры, детские поликлиники, генетические консультации, специальные организации образования.
11. Прием детей в ККИО осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации, медицинского заключения о состоянии ребенка, заявления родителей (или иных законных представителей) и ведется в течение года при наличии в нем свободных мест.
12. В случаях, определенных договором между ККИО и родителями (или иными законными представителями), за ребенком сохраняется место в ККИО.
13. Организация коррекционно-развивающего процесса в ККИО регламентируется образовательным планом и расписанием занятий, индивидуальной коррекционно-развивающей программой, утвержденной заведующей и методистом.
14. ККИО по желанию родителей (или иных законных представителей) могут оказывать дополнительные платные услуги.
Перечень услуг на определенный срок по учетно-отчетной форме для управления процессом коррекционно-развивающего обучения составляется на основе индивидуального образовательного плана в зависимости от состояния ребенка и его потребностей.
15. В перечне индивидуальных услуг указывается минимальное количество часов, выделяемых для каждого ребенка согласно образовательному плану. В зависимости от состояния ребенка кратность занятий и консультаций может увеличиваться до пяти раз в неделю.
16. Перевод ребенка из ККИО в другую организацию образования осуществляется органами управления образования с согласия родителей на основании заключения специалистов ККИО.
3. Организация коррекционно-развивающего процесса ККИО
17. Обучение в ККИО проводится на государственном, русском, английском или на других языках в соответствии КРП в зависимости от языка общения в семье, запросов родителей.
18. Коррекционно-развивающее обучение в ККИО проводится в трех организационных формах:
1) обучение в группах кратковременного пребывания;
2) индивидуальное обучение детей дошкольного возраста;
3) консультирование родителей (или иных законных представителей).
19. КРП разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, возможностей и потребностей детей.
20. Продолжительность индивидуальных и групповых (подгрупповых) занятий осуществляется не менее 20 минут, консультаций родителей и командных оценок - 45 минут.
21. Обучение в группах кратковременного пребывания детей дошкольного возраста предусматривает посещение ККИО три раза в неделю (12-недельная программа) в первую или во вторую половину дня. Продолжительность ежедневного пребывания ребенка в группе - 4 часа (по 60 минут). Группы комплектуются по одновозрастному или разновозрастному принципу вне зависимости от степени тяжести и типа нарушений психофизического развития. Наполняемость групп - не более 10 детей. При наличии детей с тяжелыми и сложными нарушениями психофизического развития (2-3 ребенка) наполняемость группы уменьшается до 6 человек.
22. Индивидуальное обучение детей предусматривает проведение коррекционно-развивающих занятий с каждым ребенком индивидуально. Кратность занятий определяется образовательным планом. Родители могут присутствовать на занятиях, обучаться взаимодействию с ребенком и проведению занятий в домашних условиях.
23. Консультирование родителей осуществляется в виде регулярных встреч с родителями и их детьми, с кратностью, зависящей от степени сложности нарушения развития и педагогической компетентности родителей.
24. Диагностические срезы проводятся перед началом и после завершения курса коррекционно-развивающего обучения, а также каждые три месяца для детей раннего возраста, каждые полгода - для детей дошкольного возраста. Заключение выносят специалисты ККИО на основании результатов итогового социально-медицинского и психолого-педагогического обследования.
Утверждены
приказом Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 28 января 2009 года № 27
Типовые правила организации деятельности
консультационных пунктов для родителей
1. Общие положения
1. Настоящие Типовые правила организации деятельности консультационных пунктов для родителей (далее - Правила) разработаны в целях реализации постановления Правительства Республики Казахстан от 5 февраля 2007 года № 83 "Об утверждении Плана мероприятий по поддержке дошкольного воспитания и обучения в Республике Казахстан на 2007-2009 годы" и определяют порядок организации деятельности консультационных пунктов для родителей детей дошкольного возраста воспитывающихся в условиях семьи, в том числе семейных детских садах (далее - КПР).
2. КПР создаются для родителей детей дошкольного возраста как подразделение организации образования, деятельность которого осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об образовании", с требованием Государственного общеобразовательного стандарта дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан и настоящих Правил.
2. Цель и задачи работы КПР
3. Целью создания и организации деятельности КПР является обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи родителям в обеспечении эффективного отбора содержания, средств и способов психолого-педагогического взаимодействия с ребенком, поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих дошкольные организации.
4. Задачи КПР:
1) оказание психолого-педагогической консультации помощи семейным детским садам и родителям детей, не посещающих дошкольные организации по различным вопросам воспитания, обучения, развития и оздоровления ребенка дошкольного возраста, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
2) установления партнерских отношений с родителями;
3) осуществление индивидуальной, ориентированной на результат педагогической и психологической помощи детям дошкольного возраста;
4) обеспечение взаимодействия между организациями дошкольного воспитания и обучения и другими организациями социальной, медицинской поддержки детей и родителей;
5) оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные организации;
6) организация разнообразных мероприятий в целях повышения педагогических знаний родительской общественности: диспуты, фестивали молодых семей, конференции, родительские собрания, экскурсии;
7) разработка и распространение информационных и "консультационных" листовок, проспектов, памяток, афиш, проведение интеллектуальных игр, викторин, конкурсов, познавательно-обучающих тренингов;
8) взаимодействие со средствами массовой информации в целях пропаганды передового опыта семейного воспитания.
3. Организация деятельности КПР
5. Организация деятельности КПР строится на основе интеграции деятельности заведующего, воспитателя, социального педагога, психолога, логопеда, медицинского работника, дефектолога (логопеда) и других специалистов в рамках Государственного общеобразовательного стандарта дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан.
6. Консультирование родителей может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно в различных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
7. КПР работает 2-3 раза в неделю в утренние и вечерние часы. Продолжительность консультации не менее 25 минут.
8. По заявкам родителей КПР может организовать оперативную выездную консультационную помощь.
9. Взаимоотношения между КПР и родителями (или иными законными представителями) регулируются договором, которые определяет объем и сроки оказания услуг, длительность пребывания в нем, размера платы, обязанности и ответственности сторон и другие условия.
10. Консультации проводятся по социально-педагогическому, психолого-педагогическому и медико-оздоровительному направлениям:
1) подбор высококвалифицированных специалистов педагогического, психологического и медицинского профилей;
2) анализ потребности родителей в получении консультационной помощи в вопросах индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста;
3) обеспечение выездной консультационной помощи по вопросам диагностики, коррекции воспитания и развития детей дошкольного возраста;
4) проведение индивидуальных консультаций по заявкам родителей на актуальные проблемы педагогического и психологического взаимодействия с детьми, сохранение их физического и психического здоровья;
5) проведение тематических консультаций по психолого-педагогическому сопровождению когнитивного, социального, эмоционального, физического развития ребенка.