Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации объектов, осуществляющих техническое обслуживание, реконструкцию и модернизацию пассажирских вагонов"

Утративший силу

Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 2 марта 2009 года № 113. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 24 марта 2009 года № 5606. Отменен приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 18 мая 2012 года № 362.

      Сноска. Отменен приказом Министра здравоохранения РК от 18.05.2012 № 362.

      В соответствии с подпунктом 6) статьи 7, подпунктом 1) статьи 17 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2002 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые санитарно-эпидемиологические правила и нормы: "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации объектов, осуществляющих техническое обслуживание, реконструкцию и модернизацию пассажирских вагонов".

      2. Комитету государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Белоног А.А.) направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан.

      3. Департаменту правовой работы и государственных закупок Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Молдагасимова А.Б.) направить настоящий приказ на официальное опубликование после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Председателя Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора – Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан Белоног А.А.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня официального опубликования.

И.о.Министра

Е. Биртанов

"СОГЛАСОВАН"


Министр транспорта и коммуникаций


Республики Казахстан


_____________ А. Кусаинов


13 марта 2009 года



  Утверждены приказом
Министра здравоохранения
Республики Казахстан
2 марта 2009 года № 113

Санитарно-эпидемиологические правила и нормы
"Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию
и эксплуатации объектов, осуществляющих техническое
обслуживание, реконструкцию и модернизацию
пассажирских вагонов"
1. Общая часть

      1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации объектов, осуществляющих техническое обслуживание, реконструкцию и модернизацию пассажирских вагонов" (далее - санитарные правила) распространяются на стационарные объекты, осуществляющие техническое обслуживание, реконструкцию и модернизацию пассажирских вагонов (далее – объекты) и содержат санитарно-эпидемиологические требования к проектированию, реконструкции и эксплуатации объектов, пассажирским вагонам при проведении технического обслуживания и текущего ремонта в пунктах формирования и оборота, технологическим сооружениям и производственному оборудованию, проведению окрасочных работ.

      2. В настоящих санитарных правилах используются следующие термины и определения:

      1) техническое обслуживание пассажирских вагонов (далее - ТО) - осмотр, текущий безотцепочный ремонт и экипировка в установленном порядке в пунктах технического обслуживания, на пассажирских технических станциях в пунктах формирования и оборота, на станциях по пути следования поезда, при техническом обслуживании пассажирских вагонов в отстое;

      2) пункт технического обслуживания, ремонта и экипировки пассажирских вагонов (далее - ПТО) – подразделение железнодорожного транспорта, обеспечивающее контроль исправности, текущий ремонт пассажирских вагонов и предназначен для осмотра, текущего безотцепочного ремонта и подготовки к перевозкам и экипировке подвижного состава на станциях формирования и оборота пассажирских поездов, а также на крупных станциях по пути следования, где расписанием предусмотрена специальная стоянка для технического обслуживания, снабжения водой и топливом, влажной уборки вагонов;

      3) пассажирские технические станции - подразделение железнодорожного транспорта, предназначенное для комплексной подготовки пассажирских составов в рейс (контроль технического состояния, обмывка, текущий ремонт, экипировка и санитарная обработка подвижного состава). На крупных пассажирских технических станциях сооружают ремонтно-экипировочные парки (далее - РЭП), оборудованные средствами для механизации и автоматизации ремонтно-экипировочных работ;

      4) техническое обслуживание – 1 (далее – ТО-1) – осмотр, текущий безотцепочный ремонт и подготовка оборудования пассажирских вагонов перед каждым отправлением в рейс в ПТО, а также в поездах в пути следования;

      5) техническое обслуживание – 2 (далее - ТО-2) – комплексная подготовка пассажирских вагонов в РЭП перед началом летних и зимних перевозок в апреле – мае и в сентябре – октябре месяцах;

      6) техническое обслуживание - 3 (далее - ТО-3) – единая техническая ревизия основных узлов пассажирских вагонов через шесть месяцев после постройки, планового ремонта или предыдущей ревизии с отцепкой от состава поезда в пунктах формирования пассажирских поездов;

      7) текущий ремонт пассажирских вагонов с отцепкой от состава поезда в пути следования или в пунктах формирования и оборота пассажирских поездов (далее - ТР) - регламентированное восстановление работоспособности подвижного состава и устранение отказов и неисправностей, возникших в процессе эксплуатации или выявленных при техническом обслуживании.

      3. В цехах и производственных помещениях объекта должны быть аптечки с набором медикаментов в соответствии с требованиями приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 декабря 2004 года № 876 "Об утверждении состава аптечки первой помощи для оказания неотложной медицинской помощи населению", зарегистрированного в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 3358.

      4. Работающие проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с требованиями приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 12 марта 2004 года № 243 "Об утверждении Перечня вредных производственных факторов, профессий, при которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры и Инструкции по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, подвергающихся воздействию вредных, опасных и неблагоприятных производственных факторов", зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 2780, приказа и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 17 мая 2006 года № 220 "Об утверждении Правил медицинского осмотра работников, непосредственно связанных с движением поездов на железнодорожном транспорте Республики Казахстан", зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 4292.

2. Санитарно-эпидемиологические требования
к проектированию, реконструкции и эксплуатация
объектов ТО и ТР пассажирских вагонов

      5. Проектирование, реконструкция и эксплуатация объектов проводится в соответствии с требованиями санитарных правил и норм "Санитарно-эпидемиологические требования к проектированию производственных объектов", утвержденных приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 8 июля 2005 года № 334, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 3792 (далее – приказ № 334).

      6. Обеспечение санитарно-бытовыми помещениями, выдача, хранение и использование специальной одежды (далее - спецодежды), средств индивидуальной защиты проводится в соответствии с требованиями приказа № 334.

      7. Пункт технического обслуживания и пассажирские технические станции соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации пунктов технического обслуживания, экипировки пассажирских вагонов", утвержденных приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 14 июля 2005 года № 358 "Об утверждении санитарно–эпидемиологических правил и норм по железнодорожному транспорту", зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 3812 (далее – приказ № 358) и приказу № 334.

      8. Вагоны, входящие в пассажирский парк в соответствии с их назначением, имеют санитарные паспорта согласно приказу и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 апреля 2004 года № 349 "Об утверждении Правил выдачи, учета и ведения санитарного паспорта на транспортное средство", зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан № 2840.

      9. Территория объектов ТО и ТР размещается с подветренной стороны относительно селитебной и рекреационных зон, иметь благоустроенную, озелененную санитарно-защитную зону в соответствии с приказом № 334.

      10. Автомобильные дороги, тротуары и пешеходные дорожки на территории должны иметь твердое покрытие.

      11. В ПТО и РЭП предусматриваются помещения под фельдшерский здравпункт. Состав и площади помещений фельдшерского здравпункта соответствуют приказу № 334.

      12. Для сбора и временного хранения остатков нефтепродуктов, балласта, обтирочных материалов и других отходов производства (далее - отходы) устанавливаются металлические емкости. На территории объекта выделяют площадку для временного хранения емкостей с отходами. Площадка должна быть ограждена и иметь твердое покрытие. Не допускается сжигать отходы на территории объекта.

      13. Отходы удаляются в соответствии с требованиями приказа и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 24 мая 2005 года № 137 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории населенных мест", зарегистрированного в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 3629 (далее - приказ № 137).

      14. Для сбора бытовых отходов устанавливаются металлические контейнеры на бетонированной площадке. Расстояния от контейнеров до краев площадки должны быть не менее 1 метра (далее – м). Площадка для мусоросборников ограждается с трех сторон.

      15. Контейнеры располагаются на расстоянии не ближе 25 м от производственных и вспомогательных помещений. Срок хранения отходов в контейнерах в холодное время года (при температуре - 0 и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре) не более суток.

3. Санитарно-эпидемиологические требования
к водоснабжению и канализации

      16. Вода, используемая для хозяйственно-бытовых и питьевых нужд соответствует требованиям приказа и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 28 июня 2004 года № 506 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм по хозяйственно-питьевому водоснабжению и местам культурно-бытового водопользования", зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 2999 (далее – приказ № 506) и приказа № 334 .

      17. Устройство внутреннего водопровода и канализации, а также систем наружного водоснабжения и канализации предусматриваются во всех производственных и вспомогательных зданиях ПТО, РЭП.

      18. Хозяйственно-питьевые и производственные системы водоснабжения объектов ТО и ТР должны быть раздельными. Не допускается соединение хозяйственно-питьевого и технического водопроводов.

      19. Трубопроводы системы водоснабжения окрашивают в отличительные цвета. В точках разбора воды должны быть надписи "питьевая", "техническая". Производственные помещения обеспечиваются питьевой водой, соответствующей требованиям приказа № 506.

      20. Канализационные очистные сооружения рассчитывают на прием производственных и поверхностных стоков с загрязненной территории объектов ТО и ТР через сеть ливневой канализации (содержащих нефтепродукты, взвешенные вещества, моющие растворы, соли тяжелых металлов). Бытовые сточные воды отводятся в городскую или станционную канализацию.

      21. Промывные воды при мойке деталей и узлов собираются и обезвреживаются.

      22. Комплекс локальных очистных сооружений обеспечивает очистку сточных производственных вод. Сброс производственных сточных вод в канализацию осуществляется согласно "Санитарно-эпидемиологические требования по охране поверхностных вод от загрязнения", утвержденных приказом № 506 .

4. Санитарно-эпидемиологические требования
к отоплению, вентиляции

      23. Система отопления должна быть исправной и иметь механизм регулирования нагрева воздуха помещений. Отопительные приборы должны быть доступны для очистки и ремонта.

      24. Отопительные приборы в производственных помещениях с постоянными рабочими местами размещаются под световыми проемами для защиты работающих от холодных потоков воздуха.

      25. Ворота, входные двери и окна в холодное время должны быть утеплены. Ворота должны быть сблокированы с пуском воздушно-тепловых завес.

      26. Все помещения обеспечиваются естественной общеобменной вентиляцией. Окна должны быть обеспечены фрамугами, которые должны закрываться герметично.

      27. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны, микроклимат производственных помещений соответствуют требованиям приказа и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 14 июля 2005 года № 355 "Санитарно-эпидемиологические требования к воздуху производственных помещений", зарегистрированного в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 3789.

      28. При проектировании цехов зданий объектов ТО и ТР предусмотреть датчики температуры воздуха, сблокированные с отопительными приборами.

      29. В цехах ТО и ТР предусматривается механическая вентиляция.

      30. Кровля зданий с повышенными тепловыделениями оборудуется незадуваемыми шахтами, аэрационными фонарями, механизированными фрамугами с дистанционным управлением. Подача приточного воздуха в вентилируемые помещения при естественной вентиляции предусматривается в теплый период года на уровне не более 1,8 м, а в холодный период года - не ниже 4 м от пола до низа вентиляционных проемов.

      31. Системы местных отсосов от технологического оборудования для веществ, соединение которых может образовать взрывоопасную смесь или создавать более опасные и вредные вещества, должны быть отдельными.

      32. Устройства и системы местной вытяжной вентиляции оборудуются установками для очистки воздуха от загрязнения.

      33. Средства и системы вентиляции исключают возможность проникновения вредных веществ из одного цеха в другой. Приточный воздух направляется так, чтобы воздух не поступал через зоны с большим загрязнением в зоны с меньшим загрязнением и не нарушал работы местных отсосов.

      34. На постоянные рабочие места с источниками вредных веществ, где невозможно устройство местных отсосов, подается приточный воздух.

      35. Подача воздуха производится в рабочие проходы или участки с противоположной стороны от вытяжки. Подаваемый воздух проходит через рабочую зону и удаляется с противоположной стороны.

5. Санитарно-эпидемиологические требования
к естественному и искусственному освещению

      36. Естественное и искусственное освещение производственных, вспомогательных, санитарно-бытовых помещений и территории объектов соответствует требованиям приказа № 334.

      37. Все производственные помещения с постоянным пребыванием людей имеют естественное и искусственное освещение.

      38. Искусственное освещение производственных помещений должно быть комбинированным и обеспечивается светильниками с разрядными источниками света. Лампы накаливания используются для аварийного освещения.

      39. Освещенность проходов и участков производственных помещений, где работы не проводятся, составляет не более 25 процентов от нормируемой освещенности, создаваемой светильниками общего освещения, но не менее 75 люкс (далее - лк) от разрядных ламп и не менее 30 лк - от ламп накаливания.

      40. Светильники и стекла световых проемов очищаются по мере загрязнения и не реже одного раза в месяц.

      41. Перегоревшие светильники, разбитая и поврежденная защитная арматура должны своевременно заменяться. Отработанные лампы с ртутным наполнением подлежат учету и хранятся в отдельном помещении, с последующим вывозом для демеркуризации.

      42. Для местного освещения подвагонного пространства на уровне 1,2-1,5 м от пола должны быть оборудованы люминесцентные светильники. Для местного освещения рабочих мест должны использоваться светильники, не допускающие воздействия прямого и отраженного луча.

      43. Отношение наибольшей освещенности железнодорожных путей, площадок, дорог к ее наименьшему значению не должно превышать 15:1.

6. Санитарно-эпидемиологические требования
к пассажирским вагонам при проведении ТО и ТР в пунктах
формирования и оборот

      44. Перед постановкой на ТО, ТР и отправлением на объекты, вагоны очищаются от мусора, угля и шлака, моются и дезинфицируются, жидкое топливо плиты вагона-ресторана сливается.

      45. При проведении ТО-2 (осеннего) выполняются работы по утеплению окон и всех дверей. Оконные стекла и межрамное пространство перед утеплением очищаются. Неисправности системы отопления устраняются. Система вентиляции устанавливается на зимний режим.

      46. При проведении ТО-2 (весеннего) окна очищаются изнутри и снаружи с удалением утеплительных материалов и ремонтом механизмов подъема опускных окон.

      47. Системы водоснабжения очищаются, промываются водой под давлением 0,20-0,25 Мегапаскаль (далее – Мпа) и дезинфицируются. Система вентиляции переводится на летний режим с продувкой ее сжатым воздухом. Вентиляционные фильтры должны быть очищенные и промыты в масле.

      48. Представитель органа государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте принимает участие в комиссии по приемке вагонов, прошедшие ТО-2.

      49. В пунктах формирования выполняется ТО-3 - единая техническая ревизия пассажирских вагонов осуществляемая на специально выделенных путях или РЭП. ТО–3 пассажирских вагонов выполняют комплексные бригады.

      Ревизии подлежат все наружные части и внутреннее оборудование пассажирских вагонов. Представитель органа государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте принимает участие в комиссии по приемке вагонов, прошедшие ТО-3.

      50. Текущий отцепочный ремонт пассажирских вагонов в пунктах приписки (формирования) организуют на специально выделенных путях или на путях специализированного ремонтного пункта, оснащенных необходимым оборудованием.

      51. При проведении ТО и ТР не допускается изменение конструкции вагона. Конструкция вагона любого класса должна предусматривать помещения для пассажиров, санитарные узлы, коридоры, тамбуры, переходные площадки, служебное отделение, купе для отдыха проводников и котельное отделение в вагонах, предусмотренных заводом-изготовителем.

7. Санитарно-эпидемиологические требования к технологическим
сооружениям и производственному оборудованию

      52. Пассажирские технические парки предусматривают пути: ремонтно-экипировочные, отстоя составов, складов топлива. Для стоянки почтовых, багажных и вагонов-ресторанов выделяют специализированные пути.

      53. Вагономоечные машины для наружной обмывки пассажирских составов размещаются перед пассажирским техническим парком.

      54. Вагономоечные машины размещаются в закрытых помещениях с обогревом составов при входе и сушкой при выходе.

      55. Мойка вагонов и их сборочных единиц производится в специализированных вагономоечных установках и моечных машинах струйного типа, размещаемых в ангарах или специальных зданиях и закрытых камерах. Гидравлические системы вагономоечных установок и машин должны иметь очистные устройства, восстанавливающие моющие растворы, и обеспечивать замкнутое (оборотное) использование сточной воды.

      56. Работники при обслуживании моечного оборудования и приготовления моющих растворов работают с применением средств индивидуальной защиты - в очках, резиновых сапогах, перчатках, фартуках.

      57. Для очистки наружных поверхностей кузова от продуктов коррозии, а также от остатков старого покрытия используются дробеструйный способ.

      58. Работники при обмывке колесных пар должны использовать фартуки, перчатки, защитные очки.

      59. Работники при обслуживании дробеструйного аппарата должны работать с применением защитных касок, брезентовых рукавиц и приспособлений, исключающих травмы.

      60. На участке ремонта тележек и колесных пар предусматривают:

      1) поточно-конвейерный ремонт с механизацией трудоемких производственных процессов;

      2) баббитозаливочные участки оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией, концентрация свинца в воздухе рабочей зоны не должна превышать 1,01 мг/м 3 ;

      3) электроплавильные печи должны иметь для заливки подшипников закрытую камеру и нижний разлив. Полы в помещениях отделения баббитозаливки должны быть бетонными или из чугунных рифленых плит;

      4) станки для расточки залитых подшипников оборудуются бортовыми отсосами для удаления мелкой свинцовой стружки и свинцовой пыли. После заливки и расточки подшипников, работающие лица должны вымыть руки 1 % раствором уксусной кислоты или 1 % раствором кальцинированной соды и теплой водой с сульфинированным мылом.

      61. В отделении полимерных покрытий должна быть приточно-вытяжная вентиляция с устройством местных отсосов от ванн покрытий, обезжиривания, декапирования, установок напыления, над смесительными барабанами, от печей оплавления порошков.

      62. Работы на шлифовальных и полировальных станках, ремонте систем вентиляции, отопления выполняют в противогазах или респираторах.

      63. В гальваническом отделении должна быть приточно-вытяжная вентиляция с устройством местных отсосов от ванн покрытий, обезжиривания, декапирования, установок напыления, над смесительными барабанами, от печей оплавления порошков.

      64. При обслуживании дефектоскопов персонал должен работать в резиновых диэлектрических перчатках, галошах, с использованием резиновых ковриков, инструментов с изолированными ручками.

8. Санитарно-эпидемиологические требования
к проведению окрасочных работ

      65. Окрасочные работы выполняются в окрасочных (малярных) цехах, участках, отделениях, на специальных установках, в камерах или на площадках, оборудованных принудительной вентиляцией (местной и общей приточно-вытяжной).

      66. Уровень содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны должен соответствовать требованиям приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 3 декабря 2004 года № 841 "Об утверждении гигиенических нормативов".

      67. Применяемые лакокрасочные материалы должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение и иметь сертификат соответствия (безопасности).

      68. Окрасочные работы внутри пассажирских вагонов выполняются при включенной вагонной вентиляции и с использованием местной вытяжной установки. В производственных помещениях окрасочного отделения используются лампы электрического освещения в герметичной и взрывобезопасной арматуре. Внутри вагона применяются светильники напряжением 12 вольт.

      69. На каждой емкости с лакокрасочным материалом должна быть этикетка или бирка с его наименованием.

      70. Приготовление рабочей смеси лакокрасочных материалов производится централизованно в краскозаготовительном отделении, оборудованном местной вытяжной вентиляцией. Хранение материалов осуществляется в кладовых, оборудованных общеобменной вентиляцией.

      71. При работе с распылителем работники должны использовать защитные очки, универсальный респиратор, при высоких концентрациях вредных веществ - средства индивидуальной защиты.

      72. Установки и камеры для окрашивания в электрическом поле оборудуются автоматическим разрядником для снятия остаточного напряжения с высоковольтного оборудования и распылителей после отключения от сети. Двери отсеков, где расположено электрическое оборудование, должны быть сблокированы с высоковольтным устройством автоматического отключения высокого напряжения при открывании этих дверей.

      73. Сушильные камеры и установки оборудуются устройствами вытяжной вентиляции.

      74. Окрасочные цеха (отделения) изолируются от других производственных помещений брандмауэрами (противопожарными несгораемыми стенами) высотой не менее 5 м. Не допускается размещение окрасочных цехов (отделений) в цокольном и подвальном помещении.

      75. Полы оборудуются деревянными решетчатыми щитами или покрываются резиновыми ковриками.

      76. Не допускается ношение одежды из синтетических материалов, шелка при работе с ручными установками для нанесения полимерных покрытий в электрическом поле. В целях предотвращения аккумуляции зарядов статического электричества использовать резиновые принадлежности: перчатки, коврики, обувь.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.