Сноска. Утратил силу приказом Министра образования и науки РК от 17.02.2014 № 42.
В целях реализации постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов, в том числе Типовых правил организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей» от 17 мая 2013 года № 499, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Критерии классификации высших учебных заведений.
2. Департаменту высшего и послевузовского образования (Жакыпова Ф.Н.):
1) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после прохождения государственной регистрации опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации;
3) довести настоящий приказ до сведения высших учебных заведений.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Орунханова М.К.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
И.о Министра М. Орунханов
Утверждены
приказом
и.о Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 25 октября 2013 года № 434
Критерии классификации высших учебных заведений
1. Общие положения
1. Критерии классификации высших учебных заведений (далее - Критерии) разработаны в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499 «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов, в том числе Типовых правил организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей».
2. Критерии разработаны для высших учебных заведений (далее - вуз), реализующих программы высшего и послевузовского образования, кроме вузов правоохранительных органов, специальных государственных органов и государственного органа в области обороны, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности с целью определения их значимости для научно-технического и социально-экономического развития страны.
3. Критерии основаны на оценке качества предоставляемых образовательных услуг, эффективного использования образовательного, научного и инновационного потенциала вузов.
4. Критерии разработаны с учетом передовых методик: Классификации Фонда Карнеги, Европейской классификации «U-Maр» и исследовательских университетов США в рамках программы Ломбарди («The Lombardi Programon Measuring of University Performance»).
5. Критерии разработаны для следующих видов вузов:
1) национальный исследовательский университет;
2) исследовательский университет;
3) национальное высшее учебное заведение;
4) университет;
5) академия.
6. Критериями классификации оцениваются:
1) число квалификаций, присуждаемых в вузе;
2) кадровый потенциал;
3) признание образовательных программ (аккредитация);
4) учебно-материальные активы;
5) исследования и инновации.
2. Критерии классификации национальных исследовательских
университетов
7. Число квалификаций, присуждаемых в вузе:
учреждения высшего образования, которые предлагают набор программ бакалавриата, проводят подготовку элитных научных кадров с обучением в магистратуре, докторантуре PhD по 3 и более специальностям:
1) доля обучающихся в:
бакалавриате – 65%;
магистратуре – 35%;
докторантуре – 35%;
2) доля иностранных студентов от общего контингента — не менее 5%;
3) доля обучающихся, прошедших стажировку или обучение в вузах Республики Казахстан и/или зарубежных вузах входящих в международные рейтинги QS – top 800, от общего контингента обучающихся:
бакалавриат - 15%;
магистратура - 30%;
докторантура PhD - 100%;
4) доля обучающихся по грантам работодателей, социальных партнеров, от общего контингента – не менее 15%.
8. Кадровый потенциал, осуществляющий подготовку бакалавров, магистров и докторов PhD:
1) доля преподавателей с учеными степенями и званиями от числа штатных преподавателей:
бакалавриат - не менее 70%;
магистратура - не менее 70%;
докторантура PhD- не менее 100%;
2) доля приглашенных зарубежных ученых со степенями доктор PhD к общему количеству – не менее 15%.
9. Признание образовательных программ (аккредитация):
наличие образовательных программ, прошедших институциональную/специализированную аккредитацию, в национальных/международных агентствах:
бакалавриат – не менее 50%;
магистратура – не менее 50%;
докторантура PhD – не менее 100%.
10. Учебно-материальные активы:
1) наличие интегрированных научно-исследовательских, учебных, инновационно-технологических центров, технопарков и подразделений, обеспечивающих фундаментальные и прикладные исследования, а также инновационные разработки, эффективное использование и внедрение их результатов в образовательный процесс и производство;
2) научно-исследовательские институты со штатными научными сотрудниками – не менее 5 единиц;
3) аккредитованные научные лаборатории – не менее 3 единиц;
4) национальные лаборатории коллективного пользования – не менее 1 единиц;
5) бизнес-центр и/или бизнес-инкубатор, технопарк и другие инновационные структуры;
6) индустриальные хай-тек площадки – не менее 1 единиц;
7) издательская деятельность осуществляется на государственном, русском, английском с привлечением ведущих зарубежных ученых и специалистов.
11. Исследования и инновации:
1) количество защищенных диссертаций в год:
докторских PhD – не менее 10;
магистерских – не менее 200;
2) количество научных публикаций в национальных/международных рейтинговых журналах 10 статей в год (кроме магистерских и докторских диссертаций) и суммарный импакт-фактор – не менее 80;
3) количество полученных патентов /коммерческих продуктов/ количество технологий, ноу-хау, лицензий /количество прав интеллектуальной собственности/авторского права – не менее 30 в год:
доля коммерциализированных проектов – не менее 15% от общего количества патентов, полученных за год;
4) доля студентов, участвующих в работе студенческих инновационных структур не менее – 40%;
5) премии/награды, предоставляемые национальными и международными организациями – не менее 5 ежегодно;
6) совместные международные центры и лаборатории – не менее 2 единиц.
3. Критерии классификации исследовательских университетов
12. Число квалификаций, присуждаемых в вузе:
учреждения высшего образования, которые предлагают набор программ бакалавриата, проводят подготовку элитных научных кадров с обучением в магистратуре, докторантуре PhD по 3 и более специальностям:
1) доля обучающихся в:
бакалавриате – 65%;
магистратуре – 35%;
докторантуре – 35%.
2) доля обучающихся, прошедших стажировку или обучение в вузах Республики Казахстан и/или зарубежных вузах входящих в международные рейтинги QS – top 800, к общему контингенту обучающихся:
бакалавриат - 15%;
магистратура - 30%;
докторантура PhD - 100%;
3) доля иностранных студентов от общего контингента — не менее 5%;
4) доля обучающихся по грантам работодателей, социальных партнеров, от общего контингента – не менее 15%.
13. Кадровый потенциал, осуществляющий подготовку бакалавров, магистров и докторов PhD:
1) доля преподавателей с учеными степенями и званиями от числа штатных преподавателей:
бакалавриат - не менее 70%;
магистратура - не менее 70%;
докторантура PhD - не менее 100%;
2) доля приглашенных зарубежных ученых со степенями доктор философии PhD к общему количеству – не менее 10%.
14. Признание образовательных программ (аккредитация):
наличие образовательных программ, прошедших институциональную/специализированную аккредитацию, в национальных/международных агентствах:
бакалавриат – не менее 50%;
магистратура – не менее 50%;
докторантура PhD – не менее 100%.
15. Учебно-материальные активы:
1) наличие интегрированных научно-исследовательских, учебных, инновационно-технологических центров, технопарков и подразделений, обеспечивающих фундаментальные и прикладные исследования, а также инновационные разработки, эффективное использование и внедрение их результатов в образовательный процесс и производство;
2) научно-исследовательские институты со штатными научными сотрудниками – не менее 5 единиц;
3) аккредитованные научные лаборатории – не менее 3 единиц;
4) национальные лаборатории коллективного пользования – не менее 1 единиц;
5) бизнес-центр и/или бизнес-инкубатор, технопарк и другие инновационные структуры;
6) индустриальные хай-тек площадки – не менее 1 единиц;
7) издательская деятельность осуществляется на государственном, русском, английском с привлечением ведущих зарубежных ученых и специалистов.
16. Исследования и инновации:
1) количество защищенных диссертаций в год:
докторских PhD – не менее 10;
магистерских – не менее 200;
2) количество научных публикаций в национальных/международных рейтинговых журналах 10 статей в год (кроме магистерских и докторских диссертаций) и суммарный импакт-фактор – не менее 80;
3) количество полученных патентов /коммерческих продуктов/ количество технологий, ноу-хау, лицензий/количество прав интеллектуальной собственности/авторского права – не менее 20 в год:
доля коммерциализированных проектов – не менее 10% от общего количества патентов, полученных за год;
4) доля студентов, участвующих в работе студенческих инновационных структур, не менее – 40%;
5) премии/награды, предоставляемые национальными и международными организациями – не менее 5 ежегодно;
6) совместные международные центры и лаборатории – не менее 2 единиц.
4. Критерии классификации национальных высших учебных заведений
17. Число квалификаций, присуждаемых в вузе:
учреждения высшего образования, которые предлагают широкий набор программ бакалавриата, проводят подготовку элитных научных кадров с обучением в магистратуре, докторантуре PhD по 3 и более специальностям:
1) доля обучающихся:
бакалавриат – 70%;
магистратура – 30%;
докторантура – 30%;
2) доля иностранных студентов от общего контингента — не менее 3%;
3) доля обучающихся, прошедших стажировку или обучение в вузах Республики Казахстан и/или зарубежных вузах входящих в международные рейтинги QS-top 800, к общему контингенту обучающихся:
бакалавриат - 10%;
магистратура - 20%;
докторантура PhD - 100%.
18. Кадровый потенциал, осуществляющий подготовку бакалавров, магистров и докторов PhD:
1) доля преподавателей с учеными степенями и званиями от числа штатных преподавателей:
бакалавриат - не менее 55%;
магистратура - не менее 70%;
докторантура PhD - не менее 100%;
2) для организаций образования культуры и искусства, в том числе доля преподавателей с почетными званиями Республики Казахстан и приравненных к ним для:
бакалавриата – не менее 35%;
магистратуры – не менее 60%;
докторантуры – не менее 100%;
3) доля приглашенных зарубежных ученых со степенями доктор PhD к общему количеству – не менее 5%.
19. Признание образовательных программ (аккредитация):
наличие образовательных программ, прошедших институциональную/специализированную аккредитацию, в национальных/международных агентствах:
бакалавриат – не менее 35%;
магистратура – не менее 30%;
докторантура PhD – не менее 70%.
20. Учебно-материальные активы:
инфраструктура включает собственные либо принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления материальные и нематериальные активы, обеспечивающие качество образовательных услуг:
1) учебно-методическая и научно-экспериментальная база;
2) научно-исследовательские институты со штатными сотрудниками – не менее 3 единиц;
3) аккредитованные научные лаборатории – не менее 2 единиц;
4) инновационные структуры.
21. Исследования и инновации:
1) количество защищенных диссертаций в год:
докторских PhD – не менее 8;
магистерских – не менее 150;
2) количество научных публикаций в национальных/международных рейтинговых журналах 8 статей в год (кроме магистерских и докторских диссертаций) и суммарный импакт-фактор – не менее 50;
3) количество полученных патентов /коммерческих продуктов/ количество технологий, ноу-хау, лицензий /количество прав интеллектуальной собственности/авторского права – не менее 20 в год:
доля коммерциализированных проектов – не менее 7% от общего количества патентов, полученных за год;
4) доля студентов, участвующих в работе студенческих инновационных структур не менее – 40%;
5) премии/награды, предоставляемые национальными и международными организациями – не менее 3 ежегодно.
5. Критерии классификации университетов
22. Число квалификаций, присуждаемых в вузе:
учреждения высшего образования, которые предлагают набор программ бакалавриата, проводят подготовку элитных научных кадров с обучением в магистратуре, докторантуре PhD не менее чем по 12 специальностям по трем группам специальностей:
1) доля обучающихся в общем контингенте:
бакалавриате – 75%;
магистратуре – 25%;
докторантуре – 25%;
2) доля иностранных студентов от общего контингента — не менее 5%;
3) доля обучающихся, прошедших стажировку или обучение в вузах Республики Казахстан и/ или зарубежных вузах, к общему контингенту обучающихся:
бакалавриат - 10%;
магистратура - 20%;
докторантура PhD - 100%;
4) доля обучающихся по грантам работодателей, социальных партнеров, от общего контингента – не менее 10.
23. Кадровый потенциал, осуществляющий подготовку бакалавров, магистров и докторов PhD:
1) доля преподавателей с учеными степенями и званиями от числа штатных преподавателей для:
бакалавриата - не менее 55%;
магистратуры - не менее 70%;
докторантуры PhD - не менее 100%;
2) для организаций образования культуры и искусства, в том числе доля преподавателей с почетными званиями Республики Казахстан и приравненных к ним для:
бакалавриата – не менее 35 %;
магистратуры – не менее 60 %;
докторантуры – не менее 100 %;
3) доля приглашенных зарубежных ученых со степенями доктор PhD к общему количеству – не менее 5%.
24. Признание образовательных программ (аккредитация):
наличие образовательных программ, прошедших институциональную/специализированную аккредитацию, в национальных/международных агентствах:
бакалавриата – не менее 30%;
магистратуры – не менее 20%;
докторантуры PhD – не менее 100%.
25. Учебно-материальные активы:
наличие собственных либо принадлежащих на праве хозяйственного ведения или оперативного управления материальных и нематериальных активов, обеспечивающих качество образовательных услуг.
26. Исследования и инновации:
1) Количество защищенных диссертаций в год:
докторских PhD – не менее 5;
магистерских – не менее 150;
2) количество научных публикаций в национальных/международных рейтинговых журналах 5 статей в год (кроме магистерских и докторских диссертаций) и суммарный импакт-фактор – не менее 50;
3) количество полученных патентов /коммерческих продуктов/ количество технологий, ноу-хау, лицензий /количество прав интеллектуальной собственности/авторского права – не менее 10 в год:
доля коммерциализированных проектов – не менее 5% от общего количества патентов, полученных за год;
4) доля студентов, участвующих в работе студенческих инновационных структур не менее – 40%;
5) премии/награды, предоставляемые национальными и международными организациями – не менее 2 ежегодно.
6. Критерии классификации академий
27. Число квалификаций, присуждаемых в вузе:
учреждения высшего образования, которые предлагают набор программ не менее чем по 4 специальностям по одной группе специальностей высшего образования, проводят подготовку элитных научных кадров с обучением в магистратуре, докторантуре PhD по одной-двум группам специальностей:
1) доля обучающихся в общем контингенте:
бакалавриате – 80%;
магистратуре – 20%;
докторантуре – 20%;
2) доля иностранных студентов от общего контингента — не менее 5%;
3) доля обучающихся, прошедших стажировку или обучение в вузах Республики Казахстан и/или зарубежных вузах входящих в международные рейтинги QS – top 800, к общему контингенту обучающихся:
бакалавриат - 5%;
магистратура - 10%;
докторантура PhD - 100%;
4) доля обучающихся по грантам работодателей, социальных партнеров, от общего контингента – не менее 2%.
28. Кадровый потенциал, осуществляющий подготовку бакалавров, магистров и докторов PhD:
1) доля преподавателей с учеными степенями и званиями от числа штатных преподавателей для:
бакалавриата - не менее 50%;
магистратуры - не менее 80%;
докторантуры PhD - не менее 100%;
2) для организаций образования культуры и искусства, в том числе преподаватели с почетными званиями Республики Казахстан и приравненные к ним для:
бакалавриата – не менее 35 %;
магистратуры – не менее 60 %;
докторантуры – не менее 100 %;
3) доля приглашенных зарубежных ученых со степенями доктор PhD к общему количеству – не менее 2%.
29. Признание образовательных программ (аккредитация):
наличие образовательных программ, прошедших институциональную/специализированную аккредитацию, в национальных/международных агентствах:
бакалавриата – не менее 40%;
магистратуры – не менее 30%;
докторантуры PhD – не менее 40%.
30. Учебно-материальные активы:
Наличие собственных либо принадлежащих на праве хозяйственного ведения или оперативного управления материальных и нематериальных активов, обеспечивающих качество образовательных услуг.
31. Исследования и инновации:
1) количество защищенных диссертаций в год:
докторских PhD – не менее 3;
магистерских – не менее 100;
2) количество научных публикаций в национальных/международных рейтинговых журналах 3 в год статьи (кроме магистерских и докторских диссертации) и суммарный импакт-фактор – не менее 10;
3) количество полученных патентов /коммерческих продуктов/ количество технологий, ноу-хау, лицензий /количество прав интеллектуальной собственности/авторского права – не менее 3 в год:
доля коммерциализированных проектов – не менее 2% от общего количества патентов, полученных за год;
4) доля студентов, участвующих в работе студенческих инновационных структур не менее – 10%;
5) премии/награды, предоставляемые национальными и международными организациями – не менее 1 ежегодно.