Об утверждении отраслевой рамки квалификаций в сфере "Легкая промышленность"

Утративший силу

Приказ и.о. Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 27 декабря 2013 года № 445. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 января 2014 года № 9093. Утратил силу приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 28 мая 2015 года № 629

      Сноска. Утратил силу приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 28.05.2015 № 629.

      В соответствии с пунктом 3 статьи 138-4 Трудового кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемую отраслевую рамку квалификаций в сфере «Легкая промышленность».
      2. Комитету промышленности Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан (Касымбеков Б.А.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление на официальное опубликование в средствах массовой информации и информационно-правовой системе «Әділет»;
      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Исполняющий обязанности
      Министра индустрии
      новых технологий
      Республики Казахстан                       А. Рау

Утверждена приказом      
исполняющего обязанности   
Министра индустрии и новых  
технологий Республики Казахстан
от 27 декабря 2013 года № 445

Отраслевая рамка квалификаций
в сфере «Легкая промышленность»

      1. Отраслевая рамка квалификаций в сфере «Легкая промышленность» (далее – ОРК) содержит восемь квалификационных уровней, что соответствует национальной рамке квалификаций (далее – НРК), утвержденной совместным приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 24 сентября 2012 года № 373-ө-м и Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 сентября 2012 года № 444 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8022, опубликован в газете «Казахстанская правда» от 24 ноября 2012 года, № 408-409 (27227-27228)).
      2. Главное назначение ОРК – служить инструментом государственной и отраслевой политики в создании и реализации конкурентной продукции конечного потребления в легкой промышленности.
      3. Основные термины и понятия, используемые в ОРК:
      1) знание – результат усвоения информации посредством обучения и личного опыта, совокупность фактов, принципов, теории и практики, относящиеся к сфере обучения или работы, компонент квалификации, который должен подвергаться оценке;
      2) НРК – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда;
      3) национальная система квалификаций – совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса и предложений на квалификации специалистов со стороны рынка труда;
      4) опыт – сознательная деятельность, знания и навыки, которые могут быть приобретены и эффективно использованы в течение определенного промежутка времени;
      5) ОРК – структурированное описание квалификационных уровней признаваемых в отрасли;
      6) профессиональный стандарт – стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда;
      7) умения – способности применять знания и проявить компетентность с целью осуществления деятельности и решения задач (применение логического, интуитивного, творческого и практического мышления).
      4. Стратегические цели отраслей легкой промышленности:
      1) повышение управленческого, инженерного, технического и предпринимательского профессионализма работников;
      2) формирование устойчивых механизмов кооперации и партнерского взаимодействия с научными, проектными организациями, смежными предприятиями;
      3) обновление и создание современного парка станков, инструментов и технологического оборудования;
      4) создание конкурентоспособной продукции легкой промышленности.
      5. Задачей ОРК является определение требований к функциональному поведению, умениям, навыкам и знаниям работников с учетом применяемых и перспективных технологий отраслей легкой промышленности для последующей разработки профессиональных стандартов.
      6. Основные производственные задачи отрасли, связанные с применением существующих и перспективных технологий создания и реализации продукции:
      1) разработка нормативно-технической документации;
      2) совершенствование и подготовка средств производства;
      3) использование энергосберегающих и «зеленых» технологий и материалов;
      4) производство и реализация продукции легкой промышленности.
      7. Основные отраслевые задачи проблемного типа:
      1) разработка и реализация конкурентоспособных моделей кооперации субъектов отрасли;
      2) разработка стратегий стабильного развития предприятий;
      3) создание систем мотивации работников к постоянному повышению профессионального уровня, качественному и высокопроизводительному труду;
      4) организация изобретательской деятельности и рационализации;
      5) снижение себестоимости продукции, повышение энергоэффективности производства;
      6) использование методов эффективного управления легкой промышленностью;
      7) разработка и реализация механизмов государственно-частного партнерства;
      8) развитие конкурентоспособного ассортимента товаров легкой промышленности, импортозамещение.
      8. ОРК разработана с учетом следующих принципов:
      1) конкретизация требований квалификационных уровней НРК к компетенциям, знаниям, умениям и навыкам работников с учетом применяемых и перспективных технологий в легкой промышленности;
      2) преемственность требований при переходе от низших квалификационных уровней ОРК к высшим;
      3) однозначность, логичность и лаконичность описания требований к компетенциям, знаниям, умениям и навыкам работников легкой промышленности;
      4) универсальность, приемлемость типовых требований ОРК ко всем областям профессиональной деятельности в легкой промышленности;
      5) стимулирование повышения квалификационного уровня работников.
      9. ОРК представляет собой рамочную конструкцию, оформленную по структуре, согласно приложению 1 к ОРК.
      ОРК состоит из описания для каждого квалификационного уровня общих характеристик профессиональной деятельности, а именно:
      1) личностные и профессиональные компетенции - данный показатель определяет общую компетенцию работника и имеет три основных степени проявления:
      деятельность под руководством;
      самостоятельная исполнительская деятельность;
      руководство другими;
      2) знания - данный показатель является комплексным и определяет требования к знаниям, зависит от следующих особенностей профессиональной деятельности:
      объема и сложности используемой информации;
      инновационности знаний;
      степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний);
      степень его проявления (переход от одного уровня квалификации к другому) связан с изменением одного (любого) из составляющих показателей, двух или трех;
      3) умения и навыки - данный показатель является комплексным и определяет требования к умениям, зависит от следующих особенностей профессиональной деятельности:
      множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов;
      степени неопределенности рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития;
      степень его проявления (переход от одного уровня квалификации к другому) связан как с изменением одного (любого) из составляющих показателей, так и обоих.
      10. Уровень квалификации является результатом освоения определенной образовательной программы и (или) практического опыта.
      Для приращения квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне производится обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях, имеющих соответствующие лицензии.
      Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы, самообразования и обучения.
      Учет различных форм образования и обучения будет происходить внутри отраслевых квалификационных систем.
      Построение индивидуальной образовательной траектории осуществляется посредством учета знаний и практического опыта работника, курсов повышения квалификации, что дает возможность продвигаться как по вертикали, так и по горизонтали уровней квалификации.
      Соотнесение уровней квалификации с уровнями национальной системы образования и обучения определяется по показателю достижения квалификации, указанного в приложении 2 к ОРК.
      11. ОРК при необходимости внутри квалификации предусматривает подуровни, которые отражают специфику отраслевых требований квалификаций.

Приложение 1     
к Отраслевой рамке  
квалификаций в сфере
«Легкая промышленность»

Описание квалификационных
уровней отраслевой рамки квалификаций

      Области профессиональной деятельности:
      1) прядение натуральных и химических волокон;
      2) производство ткани, трикотажа и нетканых полотен;
      3) крашение и отделка пряжи, текстильных, трикотажных, нетканых полотен;
      4) первичная обработка волокнистых материалов;
      5) производство одежды, чулочно-носочных изделий, головных уборов;
      6) производство обуви;
      7) производство галантереи;
      8) производство кожи и меха и изделий из них.

Уровень
НРК

Уровень
ОРК

       Области профессиональной деятельности:
1) прядение натуральных и химических волокон;
2) производство ткани, трикотажа и нетканых полотен;
3) крашение и отделка пряжи, текстильных, трикотажных, нетканых полотен;
4) первичная обработка волокнистых материалов;
5) производство одежды, чулочно-носочных изделий, головных уборов;
6) производство обуви;
7) производство галантереи;
8) производство кожи и меха и изделий из них.



Требования к личностным и профессиональным компетенциям

Требования к умениям и навыкам

Требования к знаниям

1

1

Самостоятельность: работа под полным руководством при очень низком уровне самостоятельности в ходе выполнения задач.
Ответственность: за выполнение работ; за свою безопасность и безопасность других.
Сложность: работа строго по инструкции: подготовка сырья, оборудования, инструментов к работе.

Выполняет типовые несложные практические задания, демонстрирует навыки самонаблюдения и самодисциплины.

Базовые знания о предмете труда, процессе его преобразования и цикле соответствующих исполнительских действий.
Знание Правил по безопасности и охраны труда.

2

2

Самостоятельность: работа под руководством при наличии некоторой самостоятельности в знакомых ситуациях; обучение под руководством.
Ответственность: за результаты выполнения простых заданий; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды и противопожарную безопасность.
Сложность: решение простых типовых задач: заправка оборудования, приемка-сдача смены, чистка оборудования и уборка рабочего места.

Выполняет несложные практические задания, демонстрирует навыки контроля и коррекции своих действий в простых производственных ситуациях.

Базовые знания о предмете труда, средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач.
Знание Правил по безопасности и охраны труда.

3

3

Самостоятельность: осуществление самостоятельной работы в типовых ситуациях и под руководством в сложных ситуациях профессиональной деятельности; самостоятельная организация обучения.
Ответственность: за результаты выполнения работ; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды и противопожарной безопасности.
Сложность: решение типовых практических задач; выбор способа действий из известных на основе знаний и практического опыта: ведение основного технологического процесса в соответствии со своей областью профессиональной деятельности.

Выполняет стандартные практические задания, демонстрирует навыки планирования, выбора способы выполнения поставленных задач.

Знания о технологии производство продукции в своей профессиональной деятельности, планировании и организации труда на предприятиях легкой промышленности.
Знание Правил по безопасности и охраны труда.

4

4

Самостоятельность: исполнительско-управленческая деятельность по реализации задач под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации ее подчиненными работниками.
Ответственность: за результаты при реализации нормы; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды и противопожарной безопасности.
Сложность: решение различных типовых практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочих ситуаций: Ведение основного технологического процесса в области своей профессиональной деятельности, различного уровня сложности, наставническая работа в коллективе. Контроль качества полуфабрикатов, технологических процессов и готовой продукции.

Уточняет полученные задания, ставит задачи подчиненным, оценивает результаты деятельности, определяет недостаточность знаний и навыков, мотивирует повышение профессионализма работников.

Знания о подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, об этике и психологии отношений на производстве, способах мотивации и стимулирования труда на предприятиях легкой промышленности.
Знание Правил по безопасности и охраны труда.

5

5

Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия.
Ответственность: за оценку и совершенствование собственного труда, собственное обучение и обучение других; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды и противопожарной безопасности.
Сложность: решение практических задач на основе выбора способов решения в различных изменяющихся условиях рабочих ситуаций: Ведение работ по организации технологического процесса производства продукции легкой промышленности, проектирования, проведение работ по освоению и внедрению нового оборудования, технологий и ассортимента, организационно-управленческая работа по повышению качества продукции и эффективности производства в легкой промышленности.

Демонстрирует навыки понимание задачи, анализа ситуаций и своих действий,  принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы, повышения управленческого и исполнительского профессионализма.

Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений на предприятиях легкой промышленности, о коллективо- и командообразовании.
Знание Правил по безопасности и охраны труда.

6

6

Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая согласование работ с другими участками.
Ответственность: за планирование и разработку процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию, ответственность за повышение профессионализма работников.
Сложность: деятельность, направленная на решение задач, предполагающих выбор и многообразие способов решения. Проведение исследовательских и опытно-экспериментальных работ, проектирование расширения и модернизации производства, расширения и обновления ассортимента легкой промышленности, внедрение новых технологий.

Демонстрирует навыки  проектирования и принятия решений в социальных и профессиональных ситуациях высокой неопределенности, культуру самоуправления, организации коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации результатов, использования современных программных продуктов и технических средств.

Знания о методологии совместного анализа, проектирования предприятий и продукции легкой промышленности принятия решений в сложных социальных и профессиональных ситуациях, способах коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации аналитической и проектной документации.
Знание Правил по безопасности и охраны труда.

7

7-1

Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли.
Ответственность: за планирование, разработку и результаты процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию.
Сложность: деятельность, предполагающая решение задач развития, разработку новых подходов, использование разнообразных методов.
Реализация продукции легкой промышленности на внутреннем рынке, увеличение доли казахстанского содержания в продукции легкой промышленности, развитие местных кластеров.

Демонстрирует навыки постановки задач и проблем, их системного решения с применением инновационных подходов, методы построения концепций и стратегий деятельности.

Знания о методологии построения концепций, стратегий, функциональных моделей деятельности и взаимодействия, способах постановки и системного решения задач и проблем с применением акмеологических подходов в области подготовки кадров для легкой промышленности.
Знание Правил по безопасности и охраны труда.

7-2

Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли.
Ответственность: за планирование, разработку и результаты процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию.
Сложность: деятельность, предполагающая решение задач развития, разработку новых подходов, использование разнообразных методов.
Реализация продукции легкой промышленности на внешнем рынке,  повышение экспортной способности продукции легкой промышленности.

8

8-1

Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба.
Ответственность: за планирование, разработку и результаты процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию.
Сложность: деятельность, предполагающая решение задач развития, разработку новых подходов, использование разнообразных методов.
Реализация продукции легкой промышленности на внутреннем рынке, увеличение доли казахстанского содержания в продукции легкой промышленности, развитие местных кластеров.

Демонстрирует системное и стратегическое мышление, навыки принятия взаимовыгодных решений с использованием логических методов, построения и проигрывания моделей профессиональной деятельности и взаимодействия

Знания о построении кооперативных систем деятельности и взаимодействия, методологии моделирования и управления макросоциальными и макроэкономическими  системами в области легкой промышленности.
Знание Правил по безопасности и охраны труда.

8-2

Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба.
Ответственность: за планирование, разработку и результаты процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию.
Сложность: деятельность, предполагающая решение задач развития, разработку новых подходов, использование разнообразных методов.
Реализация продукции легкой промышленности на внешнем рынке,  повышение экспортной способности продукции легкой промышленности.

Приложение 2    
к отраслевой рамке 
квалификаций в сфере
«Легкая промышленность»

                        Показатель достижения квалификации

Уровень
квалификации

Пути достижения квалификации соответствующего уровня

1

Практический опыт и/или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы при наличии основного среднего образования, но не ниже начального образования.

2

Практический опыт и/или профессиональная подготовка (краткосрочные курсы на базе организации образования или обучение на предприятии) при наличии общего среднего образования, но не ниже основного среднего.

3

Практический опыт и/или профессиональная подготовка (курсы на базе организации образования по программам профессиональной подготовки до одного года или обучение на предприятии) при наличии общего среднего образования или технического и профессионального образования на базе основного среднего образования или общего среднего образования без практического опыта.

4

Техническое и профессиональное образование повышенного уровня (дополнительная профессиональная подготовка), практический опыт.

5

Техническое и профессиональное образование (специалист среднего звена), послесреднее образование, практический опыт, или высшее образование.

6

Высшее образование, практический опыт.

7

Высшее образование, практический опыт. Послевузовское образование практический опыт.

8

Высшее образование, практический опыт, и /или послевузовское образование, практический опыт.
В настоящем квалификационном уровне высшее образование включает в себя высшее образование, полученное до введения в действие Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», а также послевузовское образование, определенное в соответствии с уровнями образования установленными указанным законом.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.