Сноска. Утратил силу приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 28.05.2015 № 629.
В соответствии со статьей 138-4 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Отраслевую рамку квалификаций в сфере транспорта и коммуникаций.
2. Департаменту кадровой и административной работы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Хасенов Е.Е.) обеспечить:
1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, официальное опубликование в средствах массовой информации, в том числе размещение его на интернет-ресурсе Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, направление копии на официальное опубликование в информационно-правовую систему «Әділет» республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан»;
4) представление в Юридический департамент Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан сведений о государственной регистрации и о направлении на опубликование в средствах массовой информации в течение 5 рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Признать утратившим силу приказ исполняющего обязанности Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 29 июля 2013 года № 576 «Об утверждении Отраслевой рамки квалификаций в сфере транспорта и коммуникаций Республики Казахстан» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8765, опубликован в газете «Казахстанская правда» от 31 октября 2013 года № 305 (27579).
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр Ж. Касымбек
Утверждена
приказом Министра
транспорта и коммуникаций
Республики Казахстан
от 14 марта 2014 года № 188
Отраслевая рамка квалификаций
в сфере транспорта и коммуникаций
1. Общие положения
1. Отраслевая рамка квалификаций в сфере транспорта и коммуникаций (далее – ОРК) разработана на основе Национальной рамки квалификаций, утвержденной совместным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 сентября 2012 года № 444 и исполняющего обязанности Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 24 сентября 2012 года № 373-п-м «Об утверждении Национальной рамки квалификаций» (далее – НРК) (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 8022, опубликован в «Юридическая газета» от 16 ноября 2012 года № 174 (2356) и «Казахстанская правда» от 24 ноября 2012 года № 408-409 (27227-27228), классифицирует требования к квалификации специалиста по уровням в зависимости от сложности выполняемых работ и характера используемых знаний, умений и компетенций в сфере транспорта и коммуникаций.
2. Цель ОРК – описать уровневые квалификационные компетенции НРК с учетом технологических требований отрасли для последующей разработки профессиональных, сертификационных и образовательных стандартов.
3. Основными пользователями ОРК являются эксперты, разработчики, работодатели, руководители и специалисты предприятий сферы транспорта и коммуникаций, а также члены рабочих групп, занимающихся разработкой профессиональных стандартов отрасли в рамках создания Национальной системы квалификаций Республики Казахстан.
4. В ОРК описываются требования к функциональному поведению, навыкам и знаниям работников с учетом применяемых и перспективных технологий отрасли.
5. ОРК разрабатывается на основе НРК с учетом следующих принципов:
1) конкретизация требований квалификационных уровней НРК к функциям (функциональному поведению), навыкам и знаниям работников с учетом применяемых и будущих технологий отраслей;
2) отражение приоритетов отрасли и учет бизнес-интересов компаний;
3) преемственность и непрерывность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;
4) прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;
5) соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и системе образования Республики Казахстан;
6) описание квалификационных уровней ОРК через показатели профессиональной деятельности;
7) описание видов трудовой деятельности, а не работников, их выполняющих, и качества исполнения ими должностных обязанностей.
6. ОРК позволяет:
1) формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования в конкретной отрасли, в том числе, планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;
2) формировать большую трудовую мобильность;
3) описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов, программ профессионального образования;
4) разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов.
7. Стратегическими целями и задачами отрасли являются:
1) развитие транспортной инфраструктуры Республики Казахстан;
2) достижение опережающих темпов развития транспортно-коммуникационного комплекса;
3) повышение уровня развития инфраструктуры автодорожной отрасли;
4) повышение уровня развития инфраструктуры железнодорожной отрасли;
5) повышение уровня развития инфраструктуры водного транспорта;
6) повышение уровня развития инфраструктуры автотранспортной отрасли;
7) развитие транзитно-транспортного потенциала Республики Казахстан;
8) увеличение объемов транзитных перевозок через территорию Республики Казахстан;
9) повышение уровня интеграции транспортного комплекса Республики Казахстан в международные транспортные сети.
2. Паспорт ОРК
8. В соответствие с Общим классификатором видов экономической деятельности (далее – ОКЭД), сфера транспорта и коммуникаций делится на следующие виды экономической деятельности:
1) подготовка транспортной инфраструктуры, парка транспортных машин и оборудования, производство транспортных средств, которая определена в таблице приложения 1 к настоящей ОРК;
2) предоставление услуг по перевозке грузов и пассажиров, которые определены в таблице приложения 2 к настоящей ОРК;
3) содержание и ремонт транспортной инфраструктуры, обновление парка транспортных машин и оборудования, которые определены в таблице приложения 3 к настоящей ОРК;
9. Вид трудовой деятельности подразделяется на:
1) управленческую;
2) исполнительско-управленческую;
3) исполнительскую.
10. ОРК приведена в приложении 4 к настоящей ОРК.
Приложение 1
к Отраслевой рамке квалификаций
в сфере транспорта и коммуникаций
Таблица
Подготовка транспортной инфраструктуры,
парка транспортных машин
и оборудования, производство
транспортных средств
Код |
Наименование вида экономической деятельности |
30 |
Производство прочих транспортных средств |
30.2 |
Производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава |
42.1 |
Строительство автомобильных и железных дорог |
42.11 |
Строительство дорог и автомагистралей |
42.12 |
Строительство железных дорог и метро |
42.13 |
Строительство мостов и туннелей |
42.9 |
Строительство прочих инженерных сооружений |
42.91 |
Строительство водных сооружений |
42.99 |
Строительство прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки |
43.1 |
Снос существующих сооружений и подготовка площадки для строительства |
74.90 |
Прочая профессиональная, научная и техническая деятельность, не включенная в другие категории |
Приложение 2
к Отраслевой рамке квалификаций
в сфере транспорта и коммуникаций
Таблица
Предоставление услуг по перевозке
грузов и пассажиров
Код |
Наименование вида экономической деятельности |
49 |
Сухопутный транспорт и транспортирование по трубопроводам |
49.1 |
Пассажирский железнодорожный транспорт, междугородний |
49.2 |
Грузовой железнодорожный транспорт |
49.3 |
Прочий пассажирский сухопутный транспорт |
49.31 |
Городской и пригородный пассажирский наземный транспорт |
49.32 |
Деятельность такси |
49.39 |
Прочие виды наземных пассажирских перевозок, не отнесенные к другим категориям |
49.4 |
Грузовые перевозки автомобильным транспортом и услуги по перевозкам |
49.41 |
Грузовые перевозки автомобильным транспортом |
49.42 |
Услуги по перевозкам |
50 |
Водный транспорт |
50.1 |
Морской и прибрежный пассажирский транспорт |
50.2 |
Морской и прибрежный грузовой транспорт |
50.3 |
Речной пассажирский транспорт |
50.4 |
Речной грузовой транспорт |
52 |
Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность |
52.1 |
Складирование и хранение груза |
52.2 |
Вспомогательные виды деятельности при транспортировке |
52.21 |
Услуги в области сухопутного транспорта |
52.22 |
Услуги в области водного транспорта |
52.24 |
Транспортная обработка грузов |
52.29 |
Прочие сопроводительные услуги при перевозках |
74.90 |
Прочая профессиональная, научная и техническая деятельность, не включенная в другие категории |
Приложение 3
к Отраслевой рамке квалификаций
в сфере транспорта и коммуникаций
Таблица
Содержание и ремонт транспортной
инфраструктуры, обновление парка
транспортных машин и оборудования
Код |
Наименование вида экономической деятельности |
33 |
Ремонт и установка машин и оборудования |
33.11 |
Ремонт готовых металлических изделий |
33.12 |
Ремонт машин и оборудования |
33.17 |
Ремонт, техническое обслуживание прочих видов транспортного оборудования |
45.2 |
Техобслуживание и ремонт транспортных средств |
45.20 |
Техобслуживание и ремонт автотранспортных средств |
74.90 |
Прочая профессиональная, научная и техническая деятельность, не включенная в другие категории |
Приложение 4
к Отраслевой рамке квалификаций
в сфере транспорта и коммуникаций
Отраслевая рамка квалификаций в сфере
транспорта и коммуникаций
Уровень |
Уровень |
Область профессиональной деятельности: |
||
Требования к личностным |
Требования к умениям |
Требования к знаниям |
||
1 |
1 |
Исполнительские действия под непосредственным руководством по реализации простейших функций при подготовке к монтажу и демонтажу несложного оборудования. Выполнение элементарных действий по заранее разработанным работодателем алгоритмам, с сопоставлением своих действий с заранее определенным работодателем критериями, определяющими пространственно-временные, физиологические или функциональные характеристики этих действий. |
Выполняет типовые несложные практические задания, обладает навыками самонаблюдения и самодисциплины. |
Базовые знания о предмете труда, процессе его преобразования и цикле соответствующих исполнительских действий. |
2 |
2 |
Исполнительская деятельность по реализации нормы под руководством, предполагающая ответственность и определенную степень самостоятельности при сопровождении и обслуживании транспортных средств. |
Выбирает способ работы на основании инструкций и выполняет несложные практические задания, обладает навыками самоконтроля и самокоррекции действий в простых производственных ситуациях. Осуществляет выдачу заданий персоналу первого уровня и контроль за их исполнением. Координирует свои действия и действия персонала первого уровня в рамках выполняемого алгоритма работ. Согласовывает выполнение подготовленных регулирующих решений с персоналом вышестоящего уровня. |
Базовые знания о предмете труда, средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач, о рефлексии исполнительской деятельности. |
3 |
3 |
Исполнительская деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая индивидуальную ответственность за выполнение поставленных задач и ограниченную независимость в структурированной, предсказуемой среде. |
Применяет в работе свои базовые профессиональные знания и умения приобретенные в результате образования, умение применять полученные знания на практике, читать техническую документацию, реализовывать алгоритм для поставленной задачи. |
Знание внутреннего трудового распорядка, норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты. |
4 |
4 |
Исполнительская деятельность по реализации нормы под общим руководством в окружении, предусматривающая ответственность за результат при реализации закрепленных функций. |
Применяет в работе навыки самоопределения и самонормирования. Конкретизирует полученные задания, ставит задачи подчиненным, оценивает результаты деятельности, определяет недостаточность знаний и навыков, мотивирует повышение профессионализма работников. |
Знания о подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, об этике и психологии отношений, рефлексии мышления и деятельности, способах мотивации и стимулирования труда. |
5 |
5 |
Исполнительско-управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса, предполагающая работу над сложными задачами, где анализ ситуации или информации требует глубокой оценки различных факторов, а также руководство сотрудниками с принятием ответственности за результат на конкретном участке в структурированной непредсказуемой среде. |
Применяет в работе набор навыков креативного мышления, навыков работы внутри проектной команды, умеет управлять рабочим процессом, находить решение проблем, используя логический, систематический и последовательный подходы. |
Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о коллективо- и командообразовании. |
6 |
6 |
Исполнительско-управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая работу над сложными задачами, где анализ ситуации или информации требует глубокой оценки различных факторов, а также руководство сотрудниками с принятием ответственности за результат на конкретном участке технологического процесса в структурированной непредсказуемой среде. |
Применяет в работе набор навыков управления процессом работы, умеет выбирать методы, методики и критерии оценки для получения результатов, распределять и делегировать полномочия, формировать эффективные команды, а также принимать решения по ходу производственного процесса. |
Знания о методологии совместного анализа, проектирования и принятия решений в сложных социальных и профессиональных ситуациях, способах коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации аналитической и проектной документации. |
7 |
7 |
Исполнительско-управленческая деятельность предполагающая проектирование бизнес-логики, а также руководство деятельностью сотрудников с принятием ответственности за стратегическое направление развития области профессиональной деятельности, технической архитектуры или технологии на уровне подразделения в неструктурированной непредсказуемой среде. |
Применяет в работе навыки проектирования/моделирования систем, умеет формировать обоснования концепций, и презентовать их, проводить экспертизу для решения сложных технических проблем и обеспечивать внедрение наиболее оптимальных по функциональности решений. |
Знания о методологии построения концепций, стратегий, функциональных моделей деятельности и взаимодействия, способах постановки и системного решения задач и проблем. |
8 |
8 |
Управленческая деятельность, предполагающая определение стратегии управления процессами и деятельностью с принятием решения и ответственности на уровне крупных институциональных структур в условиях непредсказуемой и неструктурированной среды. |
Обладает экологическим и стратегическим мышлением, навыками принятия взаимовыгодных решений с использованием логических методов, построения и проигрывания моделей профессиональной деятельности и взаимодействия. |
Самое глубокое и полное знание области профессиональной деятельности, а также финансов, маркетинга, международных рынков. |
Уровень |
Уровень |
Область профессиональной деятельности: |
||
Требования к личностным |
Требования к умениям |
Требования к знаниям |
||
1 |
1 |
Исполнительские действия под непосредственным руководством по реализации простейших функций при подготовке к монтажу и демонтажу несложного оборудования. Выполнение элементарных действий по заранее разработанным работодателем алгоритмам, с сопоставлением своих действий с заранее определенным работодателем критериями, определяющими пространственно-временные, физиологические или функциональные характеристики этих действий. |
Выполняет типовые несложные практические задания, обладает навыками самонаблюдения и самодисциплины. |
Базовые знания о предмете труда, процессе его преобразования и цикле соответствующих исполнительских действий. |
2 |
2 |
Исполнительская деятельность по реализации нормы под руководством, предполагающая ответственность и определенную степень самостоятельности при производстве, монтаже и демонтаже несложных отдельных узлов технологического оборудования. |
Выбирает способ работы на основании инструкций и выполняет несложные практические задания, обладает навыками самоконтроля и самокоррекции действий в простых производственных ситуациях. Осуществляет выдачу заданий персоналу первого уровня и контроль за их исполнением. Координирует свои действия и персонала первого уровня в рамках выполняемого алгоритма работ. |
Базовые знания о предмете труда, средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач, о рефлексии исполнительской деятельности. Сбор первичной информации о состоянии предметов и средствах труда и передача этой информации на параллельный или контрольный уровень в соответствии с заданием и/или выполняемым алгоритмам работ. |
3 |
3 |
Исполнительская деятельность по реализации нормы под руководством, предполагающая ответственность за получение груза в соответствии с сопроводительными документами. |
Владеет навыками учета, приемки, сопровождения грузов, сверки качественных и количественных показателей с сопроводительными документами, обеспечивает их сохранность при транспортировке. |
Знание внутреннего трудового распорядка, порядка приема грузов, адресов основных поставщиков грузов и их складов, форм документов на прием и отправку грузов и их оформления, норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты. |
4 |
4 |
Исполнительско-управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками, ответственность за решение поставленных задач. |
Применяет в работе навыки самоопределения и самонормирования. |
Знания о подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, об этике и психологии отношений, рефлексии мышления и деятельности, способах мотивации и стимулирования труда. |
5 |
5 |
Исполнительско-управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками и ответственность за результат при подготовке автотранспортных средств организации, за свою безопасность и безопасность других. |
Применяет в работе навыки анализа ситуаций, самоанализа, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы, опережающего повышения управленческого и исполнительского профессионализма. |
Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о коллективо- и командообразовании. |
6 |
6 |
Управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая согласование работ с другими участками, ответственность за повышение профессионализма работников, производство, монтаж и демонтаж оборудования. |
Применяет в работе навыки проектирования и принятия решений в социальных и профессиональных ситуациях высокой неопределенности, культуру самоуправления, организации коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации результатов, использования современных технических средств. |
Знания о методологии совместного анализа, проектирования и принятия решений в сложных социальных и профессиональных ситуациях, способах коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации аналитической и проектной документации. |
7 |
7 |
Исполнительско-управленческая деятельность предполагающая проектирование бизнес-логики, а также руководство деятельностью сотрудников с принятием ответственности за стратегическое направление развития области профессиональной деятельности, технической архитектуры или технологии на уровне подразделения в неструктурированной непредсказуемой среде. |
Применяет в работе навыки проблематизации и самопроблематизации, системного решения задач и проблем с применением инновационных подходов, методы построения концепций и стратегий деятельности. |
Знания о методологии построения концепций, стратегий, функциональных моделей деятельности и взаимодействия, способах постановки и системного решения задач и проблем с применением акмеологических подходов. |
8 |
8 |
Управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба, организацию условий и ответственность за производство, монтаж и демонтаж оборудования. |
Обладает и применяет экологическое и стратегическое мышление, навыки принятия взаимовыгодных решений с использованием логических методов, построения и проигрывания моделей профессиональной деятельности и взаимодействия. |
Самое глубокое и полное знание области профессиональной деятельности, а также финансов, маркетинга, международных рынков. |
Уровень |
Уровень |
Область профессиональной деятельности: |
||
Требования к личностным |
Требования к умениям |
Требования к знаниям |
||
1 |
1 |
Исполнительские действия под непосредственным руководством по реализации простейших функций при подготовке к монтажу и демонтажу несложного оборудования. |
Выполняет типовые несложные практические задания, применяет в работе навыки самонаблюдения и самодисциплины. |
Базовые знания о предмете труда, процессе его преобразования и цикле соответствующих исполнительских действий. |
2 |
2 |
Исполнительская деятельность по реализации нормы под руководством, предполагающая ограниченную ответственность и определенную степень самостоятельности в реализации подготовительных и заключительных функций по обеспечению эксплуатационно-технического обслуживания оборудования средств связи. |
Выбирает способ работы на основании инструкций и выполняет несложные практические задания, применяет в работе навыки самоконтроля и самокоррекции действий в простых производственных ситуациях. Осуществляет выдачу заданий персоналу первого уровня и контроль за их исполнением. Осуществляет координацию своих действий и персонала первого уровня в рамках выполняемого алгоритма работ. Проводит согласование выполнения подготовленных регулирующих решений с персоналом вышестоящего уровня. |
Базовые знания о предмете труда, средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач, о рефлексии исполнительской деятельности. Сбор первичной информации о состоянии предметов и средствах труда и передача этой информации на параллельный или контрольный уровень в соответствии с заданием и/или выполняемым алгоритмам работ. |
3 |
3 |
Исполнительская деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное планирование, ответственность за выполнение поставленных задач в проведении профилактического осмотра оборудования, выполнении подготовительных и заключительных функций по обеспечению эксплуатационно-технического обслуживания оборудования средств связи, а также по анализу технического задания, изыскательным работам на местности, подготовке проектно-сметной документации. |
Обладает навыками самооценки, самоопределения и самоорганизации. Самостоятельно определяет способ выполнения поставленной нормы, предмет и средства труда. |
Знания о технологиях преобразования предмета, планировании и организации труда, самостоятельном выполнении задач в типовых ситуациях профессиональной деятельности. |
4 |
4 |
Исполнительско-управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками, ответственность за подбор инструментов, инвентаря и средств диагностирования |
Применяет в работе навыки самоопределения и самонормирования. Конкретизирует полученные задания, ставит задачи подчиненным, оценивает результаты деятельности, определяет недостаточность знаний и навыков, мотивирует повышение профессионализма работников. |
Разработка технической документации в рамках обслуживаемых технологических процессов. |
5 |
5 |
Исполнительско-управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия, предполагающая ответственность, за достоверность предоставляемой в техническую службу автотранспортного предприятия информации. |
Обладает навыками понимания заказа, анализа ситуаций, самоанализа, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы, опережающего повышения управленческого и исполнительского профессионализма. |
Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о коллективо- и командообразовании. |
6 |
6 |
Исполнительско-управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая работу над сложными задачами, где анализ ситуации или информации требует глубокой оценки различных факторов, а также руководство сотрудниками с принятием ответственности за результат на конкретном участке технологического процесса в структурированной непредсказуемой среде. |
Применяет в работе навыки управления процессом работы, умеет выбирать методы, методики и критерии оценки для получения результатов, распределять и делегировать полномочия, формировать эффективные команды, а также принимать решения по ходу производственного процесса. |
Знание методов непрерывного образования и принципов технического обучения персонала, правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты. |
7 |
7 |
Исполнительско-управленческая деятельность, предполагающая работу над сложными задачами, где анализ ситуации или информации требует глубокой оценки различных факторов, а также руководство сотрудниками с принятием ответственности за результат на конкретном участке в структурированной непредсказуемой среде. |
Применяет в работе навыки понимания заказа, анализа ситуаций, самоанализа, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы, опережающего повышения управленческого и исполнительского профессионализма. |
Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о коллективо- и командообразовании. |
8 |
8 |
Управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба. |
Применяет в работе экологическое и стратегическое мышление, навыки принятия взаимовыгодных решений с использованием логических методов, построения и проигрывания моделей профессиональной деятельности и взаимодействия. |
Самое глубокое и полное знание области профессиональной деятельности, а также финансов, маркетинга, международных рынков. |