Сноска. Утратил силу приказом Министра транспорта и коммуникаций РК от 14.03.2014 № 188 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии со статьей 138-4 Трудового кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Отраслевую рамку квалификаций в сфере транспорта и коммуникаций согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту кадровой и административной работы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Хасенов Е.Е.) обеспечить:
1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан, официальное опубликование в средствах массовой информации, в том числе на интернет-ресурсе Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и размещение его на ИПГО.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
И.о. Министра С. Сарсенов
Приложение
к приказу и.о. Министра
транспорта и коммуникаций
Республики Казахстан
от 29 июля 2013 года № 576
Отраслевая рамка квалификаций в сфере транспорта и коммуникаций
1. Отраслевая рамка квалификаций в сфере транспорта и коммуникаций (далее - ОРК) – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда в отрасли.
2. ОРК определяет единую шкалу квалификационных уровней для разработки профессиональных стандартов (далее – ПС), обеспечивая сопоставимость квалификаций, и является основой для системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации специалистов.
3. ОРК предназначена для различных групп пользователей (работодателей, органов образования, работников) отрасли автомобильных дорог, водного, автомобильного и железнодорожного транспорта и позволяет:
1) описывать с единых позиций требования к квалификации работников, выпускников при разработке ПС и образовательных стандартов;
2) разрабатывать оценочные материалы и процедуры определения квалификации работников и выпускников всех уровней профессионального образования;
3) планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретного квалификационного уровня, карьерного роста.
4. ОРК содержит восемь квалификационных уровней, что соответствует Национальной рамки квалификаций (далее НРК).
5. В ОРК приводится обобщенное описание результатов, детализация осуществляется в ПС.
6. Основные термины и понятия, используемые в ОРК:
1) умение – способность применять знания и проявить компетентность с целью осуществления деятельности и решения задач (применение логического, интуитивного, творческого и практического мышления);
2) знание – результат усвоения информации посредством обучения и личного опыта, совокупность фактов, принципов, теории и практики, относящиеся к сфере обучения или работы, компонент квалификации, который должен подвергаться оценке;
3) навык – доведенное до автоматизма умение выполнять целенаправленные действия, в результате многократного повторения одних и тех же действий или решения типичных задач;
4) способность - индивидуальная особенность личности, являющаяся субъективным условием успешного осуществления определенного рода деятельности;
5) профессиональный стандарт – стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда;
6) компетенция – качество субъекта деятельности, обеспечивающее выполнение задач профессиональной деятельности определенного квалификационного уровня;
7) опыт – сознательная деятельность, знания и навыки, которые могут быть приобретены и эффективно использованы в течение определенного промежутка времени;
8) национальная рамка квалификаций – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда.
7. ОРК составлена на каждую область профессиональной деятельности отрасли на основании НРК и стратегии развития отрасли.
8. К области профессиональной деятельности отрасли относятся:
подготовка транспортной инфраструктуры, парка транспортных машин и оборудования;
предоставление услуг по перевозке грузов и пассажиров;
содержание и ремонт транспортной инфраструктуры, обновление парка машин и оборудования.
9. ОРК представляет собой рамочную конструкцию, оформленную по структуре, согласно приложению к настоящему ОРК.
10. Основным принципом разработки уровней квалификаций в ОРК является непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней от низшего к высшему, прозрачность их описания.
11. Уровень квалификации является результатом освоения определенной образовательной программы и/или практического опыта.
12. Для повышения квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне необходимо обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации и переподготовки кадров в организациях, имеющие соответствующие лицензии.
13. Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы, самообразования и обучения.
Учет различных форм образования и обучения будет происходить внутри отраслевой квалификационной системы.
Построение индивидуальной образовательной траектории посредством учета знаний и практического опыта работника, курсов повышения квалификации, которая даст возможность продвигаться как по вертикали, так и по горизонтали уровней квалификации
Приложение
к Отраслевой рамке квалификаций
в сфере транспорта и коммуникаций
Структура отраслевой рамки квалификаций
в сфере транспорта и коммуникаций
Уровни НРК |
Уровни ОРК |
Область профессиональной деятельности: 1. Подготовка транспортной инфраструктуры, парка транспортных машин и оборудования |
||
Требования к способностям |
Требования к навыкам |
Требования к знаниям |
||
1 |
1 |
Самостоятельность: исполнительские действия под непосредственным руководством; |
Выполнение типовых несложных практических заданий, демонстрация навыков самонаблюдения и самодисциплины. |
Базовые знания о предмете труда, процессе его преобразования и цикле соответствующих исполнительских действий, инструкций по технике безопасности, требований охраны труда. |
2 |
2 |
Самостоятельность: исполнительская деятельность по реализации нормы под руководством, предполагающая определенную степень самостоятельности. |
Выбор способа работы на основании инструкций и выполнение несложных практических заданий, демонстрация навыков самоконтроля и самокоррекции действий в простых производственных ситуациях. Самообучение при выполнении поставленных задач. |
Базовые знания о предмете труда, средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач, инструкций по технике безопасности, требований охраны труда. |
3 |
3 |
Самостоятельность: исполнительская деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное планирование, самообучение в процессе выполнения поставленных задач. |
Демонстрация навыков самооценки, самоопределения и самоорганиза- |
Знания о технологиях преобразования предмета, планировании и организации труда, инструкций по технике безопасности, требований охраны труда, отраслевых и республиканских стандартов в области обеспечения строительства транспортной инфраструктуры, организации труда. |
4 |
4 |
Самостоятельность: исполнительско-управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками. |
Демонстрация навыков самоопределения и самонормирова- |
Знания о подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональ- |
5 |
5 |
Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия. |
Демонстрация навыков понимания заказа, анализа ситуаций, самоанализа, принятие решений и создание условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы, опережающего повышения управленчес- |
Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о коллективо- и командо- |
6 |
6 |
Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая согласование работ с другими участками. |
Демонстрация навыков проектирования и принятия решений в социальных и профессиональных ситуациях высокой неопределенности, культуры самоуправления, организации коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации результатов, использования современных программных продуктов и технических средств. |
Знания о методологии совместного анализа, проектирования и принятия решений в сложных социальных и профессиональных ситуациях, способах коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации аналитической и проектной документации. |
7 |
7 |
Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли, организацию условий; |
Демонстрация навыков постановки и решения проблем, объективной оценки своих действий, системного решения задач и проблем с применением инновационных подходов, методы построения концепций и стратегий деятельности. |
Знания о методологии построения концепций, стратегий, функциональных моделей деятельности и взаимодействия, способах постановки и системного решения задач и проблем с применением научных прогрессивных подходов, обеспечивающих возможность достижения высшей ступени развития. |
8 |
8 |
Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба; |
Демонстрация стратегического мышления, навыков лидерства, принятия взаимовыгодных решений с использованием логических методов, построения и проигрывания моделей профессиональной деятельности и взаимодействия. |
Знания о построении кооперативных систем деятельности и взаимодействия, методологии моделирования и управления макросоциальными и макроэкономичес- |
Уровни НРК |
Уровни ОРК |
Область профессиональной деятельности: 2. Предоставление услуг по перевозке грузов и пассажиров |
||
Требования к способностям |
Требования к навыкам |
Требования к знаниям |
||
1 |
1 |
Самостоятельность: исполнительские действия под непосредственным руководством. |
Слушает, Понимание и выполнение типовых несложных практических заданий, демонстрация навыков самонаблюдения и самодисциплины. |
Базовые знания о предмете труда, процессе его преобразования и цикле соответствующих исполнительских действий, знания по технике безопасности, требований охраны труда. |
2 |
2 |
Самостоятельность: исполнительская деятельность по реализации нормы под руководством, предполагающая определенную степень самостоятельности; |
Выбор способа работы на основании инструкций и выполнение несложных практических заданий, демонстрация навыков самоконтроля и самокоррекции действий в простых производственных ситуациях; самообучение при выполнении поставленных задач. |
Базовые знания о предмете труда, средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач, инструкций по технике безопасности, требований охраны труда |
3 |
3 |
Самостоятельность: исполнительская деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное планирование, |
Демонстрация навыков самооценки, самоопределения и самоорганиза- |
Знания о технологиях преобразования предмета, планировании и организации труда, самостоятельном выполнении задач в типовых ситуациях профессиональной деятельности, инструкций по технике безопасности, требований охраны труда. |
4 |
4 |
Самостоятельность: исполнительско-управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками. |
Демонстрация навыков самоопределения и самонормирова- |
Знания о подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, техники безопасности, требований охраны труда, об этике и психологии отношений, рефлексии мышления и деятельности, способах мотивации и стимулирования труда, отраслевых и республиканских стандартов в области обеспечения деятельности по перевозке, менеджмента, организации труда. |
5 |
5 |
Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия. |
Демонстрация навыков понимания заказа, анализа ситуаций, самоанализа, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы, опережающего повышения управленческого и исполнительского профес- |
Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о командообразова- |
6 |
6 |
Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая согласование работ с другими участками. |
Демонстрация навыков проектирования и принятия решений в социальных и профессиональных ситуациях высокой неопределенности, культуры самоуправления, организации коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации результатов, использования современных программных продуктов и технических средств. |
Знания о методологии совместного анализа, проектирования и принятия решений в сложных социальных и профессиональных ситуациях, способах коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации аналитической и проектной документации. |
7 |
7 |
Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли. |
Демонстрация навыков постановки и решения проблем, объективной оценки своих действий, системного решения задач и проблем с применением инновационных подходов, методов построения концепций и стратегий деятельности. |
Знания о методологии построения концепций, стратегий, функциональных моделей деятельности и взаимодействия, способах постановки и системного решения задач и проблем с применением научных прогрессивных подходов, обеспечивающих возможность достижения высшей ступени развития. |
8 |
8 |
Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба. |
Демонстрация стратегического мышления, навыков лидерства, принятия взаимовыгодных решений с использованием логических методов, построение и проигрывание моделей профессиональной деятельности и взаимодействия. |
Знания о построении кооперативных систем деятельности и взаимодействия, методологии моделирования и управления макросоциальными и макроэкономи- |
Уровни НРК |
Уровни ОРК |
Область профессиональной деятельности: 3. Содержание и ремонт транспортной инфраструктуры, обновление парка транспортных машин и оборудования. |
||
Требования к способностям |
Требования к навыкам |
Требования к знаниям |
||
1 |
1 |
Самостоятельность: исполнительские действия под непосредственным руководством. |
Слушает, Понимание и выполнение типовых несложных практических заданий, демонстрация навыков самонаблюдения и самодисциплины. |
Базовые знания о предмете труда, процессе его преобразования и цикле соответствующих исполнительских действий. |
2 |
2 |
Самостоятельность: исполнительская деятельность по реализации нормы под руководством. |
Выбор способа работы на основании инструкций и выполнение несложных практических заданий, демонстрация навыков самоконтроля и самокор- |
Базовые знания о предмете труда, средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач, инструкций по технике безопасности, требований охраны труда, о рефлексии исполнительской деятельности. |
3 |
3 |
Самостоятельность: исполнительская деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное планирование. |
Демонстрация навыков самооценки, самоопределения и самоорганиза- |
Знания о технологиях преобразования предмета, планировании и организации труда, самостоятельном выполнении задач в типовых ситуациях профессиональной деятельности, инструкций по технике безопасности, требований охраны труда |
4 |
4 |
Самостоятельность: исполнительско-управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками. |
Демонстрация навыков самоопределения и самонормирова- |
Знания о подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, инструкций по технике безопасности, требований охраны труда, об этике и психологии отношений, рефлексии мышления и деятельности, способах мотивации и стимулирования труда. |
5 |
5 |
Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия. |
Демонстрация навыков понимания заказа, анализа ситуаций, самоанализа, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы, опережающего повышения управленческого и исполнительского профес- |
Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональ- |
6 |
6 |
Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая согласование работ с другими участками. |
Демонстрация навыков проектирования и принятия решений в социальных и профессиональных ситуациях высокой неопределенности, культуру самоуправления, организации коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации результатов, использования современных программных продуктов и технических средств. |
Знания о методологии совместного анализа, проектирования и принятия решений в сложных социальных и профессиональных ситуациях, способах коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации аналитической и проектной документации. |
7 |
7 |
Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли. |
Демонстрация навыков постановки и решения проблем, объективной оценки своих действий, системного решения задач и проблем с применением инновационных подходов, методов построения концепций и стратегий деятельности. |
Знания о методологии построения концепций, стратегий, функциональных моделей деятельности и взаимодействия, способах постановки и системного решения задач и проблем с применением научных прогрессивных подходов, обеспечивающих возможность достижения высшей ступени развития. |
8 |
8 |
Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба. |
Демонстрация стратегического мышления, навыков лидерства, принятия взаимовыгодных решений с использованием логических методов, построения и проигрывания моделей профес- |
Знания о построении кооперативных систем деятельности и взаимодействия, методологии моделирования и управления макросоциальными и макроэкономичес- |