Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра национальной экономики РК от 25.11.2015 № 722 (вводится в действие с 01.01.2016).
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Методику формирования государственными органами (за исключением Национального Банка Республики Казахстан) системы оценки рисков.
2. Департаменту развития предпринимательства Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством порядке:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет»;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие после дня его первого официального опубликования.
И.о. министра
национальной экономики
Республики Казахстан М. Кусаинов
«СОГЛАСОВАН»
Председатель Комитета
по правовой статистике и
специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
______________ Айтпаева С.М.
17 апреля 2015 год
Утверждена
приказом и.о. министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 17 апреля 2015 года № 343
Методика формирования государственными органами (за исключением
Национального Банка Республики Казахстан) системы оценки
рисков
1. Общие положения
1. Методика формирования государственными органами (за исключением Национального Банка Республики Казахстан) системы оценки рисков (далее - Методика) разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» (далее – Закон).
2. Методика предназначена для разработки регулирующими государственными органами критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов (объектов) с целью проведения проверок, а также форм проверочных листов, утверждаемых в соответствии с пунктом 3 статьи 13 и пунктом 1 статьи 15 Закона.
Настоящая Методика не распространяется на проверки, осуществляемые Национальным Банком Республики Казахстан.
3. В настоящей Методике используются следующие понятия:
1) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности проверяемого субъекта жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
2) система оценки рисков – комплекс мероприятий, проводимый органом контроля и надзора, с целью назначения проверок;
3) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного проверяемого субъекта (объекта);
4) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от результатов деятельности конкретного проверяемого субъекта (объекта);
5) проверочный лист – перечень требований, включающий в себя только те требования к деятельности проверяемых субъектов, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.
4. На предмет технической возможности автоматизации систем оценки рисков и соответствия требованиям информационной системы – единого реестра субъектов и объектов проверок, нормативные правовые акты государственных органов об утверждении критериев оценки степени рисков и проверочных листов подлежат согласованию до их утверждения в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам.
Срок согласования уполномоченным органом по правовой статистике и специальным учетам составляет пять рабочих дней.
5. Особый порядок проведения проверок и выборочные проверки применяются в отношении проверяемых субъектов (объектов), отнесенных к высокой степени риска.
Внеплановые проверки и иные формы контроля и надзора применяются в отношении проверяемых субъектов (объектов), отнесенных к высокой и не отнесенных к высокой степени риска.
2. Способы для особого порядка проведения проверок
на основании полугодовых графиков
6. Критерии оценки степени риска для особого порядка проведения проверок на основании полугодовых графиков формируются посредством объективных и субъективных критериев.
Параграф 1. Объективные критерии
7. Определение объективных критериев осуществляется посредством следующих этапов:
1) определение риска;
2) группировка и распределение проверяемых субъектов (объектов) по степеням риска (высокая и не отнесенная к высокой).
8. Определение риска осуществляется в зависимости от специфики сферы, в которой осуществляется государственный контроль и надзор с учетом одного из следующих критериев:
1) уровня опасности (сложности) объекта;
2) масштабов тяжести возможных негативных последствий, вреда на регулируемую сферу (область);
3) возможности наступления неблагоприятного происшествия для жизни или здоровья человека, окружающей среды, законных интересов физических и юридических лиц, имущественных интересов государства.
9. После проведения анализа всех возможных рисков, проверяемые субъекты (объекты) распределяются по двум степеням риска (высокая и не отнесенная к высокой).
В отношении проверяемых субъектов (объектов), отнесенных к высокой степени риска, применяется особый порядок проведения проверок на основании полугодовых графиков.
10. Периодичность проведения проверок в отношении проверяемых субъектов (объектов) высокой степени риска (за исключением объектов высокой эпидемической значимости в области санитарно-эпидемиологического надзора) определяется Критериями оценки степени рисков государственных органов, но не чаще одного раза в год.
Параграф 2. Субъективные критерии
11. В целях реализации принципа поощрения добросовестных проверяемых субъектов и концентрации контроля и надзора на нарушителях, проверяемые субъекты (объекты) высокой степени риска освобождаются от особого порядка проведения проверок на период, определяемый критериями оценки рисков государственных органов, посредством применения субъективных критериев.
12. Освобождение от проверки по особому порядку проведения проверки на основании полугодовых графиков осуществляется посредством применения субъективных критериев для проверяемых субъектов (объектов) высокой степени риска посредством следующих этапов:
1) определение субъективных критериев;
2) оценка результатов.
13. Субъективные критерии разрабатываются на основании требований проверочных листов, несоблюдение требований которых в соответствии с критериями оценки степени рисков регулирующего государственного органа соответствуют определенному количеству показателей.
Путем суммирования полученных показателей по субъективным критериям, рассчитывается показатель степени риска по шкале от 0 до 100 на основании критериев, установленных в критериях оценки степени рисков регулирующего государственного органа.
14. По показателям степени риска проверяемый субъект (объект) высокой степени риска:
1) освобождается от особого порядка проведения проверок на основании полугодовых графиков на срок, устанавливаемый в критериях оценки степени рисков регулирующего государственного органа - при показателе степени риска от 0 до 60;
2) не освобождается от особого порядка проведения проверок на основании полугодовых графиков - при показателе степени риска от 60 до 100.
15. Освобождение от особого порядка проведения проверок возможно на основании применяемых альтернативных (независимых) систем оценки и анализа рисков, аудита, экспертиз, в порядке, не противоречащем требованиям Закона и определяемом ведомственными актами государственных органов об утверждении критериев оценки степени рисков.
3. Способы для проведения выборочных проверок
16. Критерии оценки степени риска для выборочных проверок формируются посредством объективных и (или) субъективных критериев.
Параграф 1. Объективные критерии
17. Объективные критерии необходимы для таких сфер деятельности, в которых выборочной проверке будет подлежать определенный круг проверяемых субъектов (объектов), в отношении которых существуют источники информации с целью мониторинга для разработки субъективных критериев.
18. Необходимость применения объективных критериев определяется в системах оценки рисков регулирующих государственных органов.
Объективные критерии формируются посредством следующих этапов:
1) определение риска;
2) распределение проверяемых субъектов (объектов) по степеням риска (высокая и не отнесенная к высокой) и определение степени риска, в которой будут проводиться выборочные проверки.
19. Определение риска осуществляется в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики.
20. После определения риска, проверяемые субъекты (объекты) распределяются по двум степеням риска (высокая и не отнесенная к высокой).
В отношении проверяемых субъектов (объектов), отнесенных к высокой степени риска проводятся выборочные проверки.
Параграф 2. Субъективные критерии
21. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных и сбор информации;
2) анализ информации и оценка рисков.
22. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления проверяемых субъектов (объектов), нарушающих законодательство Республики Казахстан. Правильное использование этих сведений позволит более эффективно осуществлять государственный контроль и надзор и использовать ресурсы регулирующих органов.
Для оценки степени рисков используются следующие источники информации:
1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых проверяемым субъектом, в том числе посредством автоматизированных информационных систем, проводимого государственными органами, учреждениями и отраслевыми организациями;
2) результаты предыдущих проверок;
3) наличие неблагоприятных происшествий, возникших по вине проверяемого субъекта. К неблагоприятным происшествиям относятся регистрация случаев инфекционных заболеваний и (или) паразитарных и групповых инфекционных заболеваний и отравлений, в том числе пищевые, пожары, производственные травмы и аварии, происшествия, крушения, инциденты, выявление особо опасных вредных организмов и карантинных объектов, очагов их распространения, сокращение численности объектов животного мира и ухудшение среды их обитания, наличие задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и другое;
4) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений;
5) результаты аудита (экспертизы) независимых организаций (энергоаудит, энергоэкспертиза, независимый аудит при ликвидации, экспертиза промышленной безопасности и другие);
6) результаты иных форм контроля;
7) анализ официальных интернет-ресурсов госорганов, средств массовой информации, в случае наличия, рейтингов «нарушителей», перечня выявленных нарушений по результатам лабораторных исследований;
8) результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами и организациями.
С целью повышения эффективности оценки рисков, необходимо проводить работу по взаимному обмену информацией с другими государственными органами и странами Таможенного союза.
Также для оценки степени рисков применяются другие источники информации в зависимости от специфики деятельности, предусмотренные в Критериях оценки рисков государственных органов.
23. На основании имеющихся источников информации, регулирующие государственные органы разрабатывают субъективные критерии, подлежащие оценке.
Анализ и оценка субъективных критериев позволит сконцентрировать проверки в отношении проверяемого субъекта (объекта) с наибольшим потенциальным риском.
При этом, при анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта).
24. В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации определяются субъективные критерии, которые в соответствии с критериями оценки степени рисков регулирующего государственного органа соответствуют определенному количеству показателей.
Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с критериями оценки степени рисков регулирующего государственного органа рассчитывается общий показатель степени риска субъективных критериев по шкале от 0 до 100.
25. По показателям степени риска проверяемый субъект (объект) относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 60 до 100 и в отношении него проводится выборочная проверка;
2) не отнесенной к высокой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 60 и в отношении него не проводится выборочная проверка.
26. Кратность проведения выборочной проверки определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям и не может быть чаще одного раза в год.
27. Выборочные проверки проводятся на основании списков выборочных проверок, формируемых на квартал (полугодие, год) по результатам проводимого анализа и оценки, которые направляются в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам в срок не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до начала соответствующего отчетного периода.
28. Списки выборочных проверок составляются с учетом:
1) приоритетности проверяемых субъектов (объектов) с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям;
2) нагрузки на должностных лиц, осуществляющих проверки, государственного органа.
4. Проверочные листы
29. Проверочные листы составляются для однородных групп проверяемых субъектов (объектов) и включают требования в соответствии со статьей 5 Закона.
30. Под однородными группами понимаются проверяемые субъекты (объекты), к которым предъявляются одинаковые требования. Однородные группы разделяются как по видам деятельности, осуществляемым проверяемыми субъектами (объектами), так и по форме регистрации (юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели).
31. Проверочные листы формируются по форме согласно приложению к настоящей Методике.
32. Требования проверочных листов для сфер контроля и надзора, указанных в части второй пункта 2 статьи 13 Закона, корреспондируются с субъективными критериями, разработанными в соответствии с частью первой пункта 13 настоящей Методики.
Приложение
к Методике формирования
государственными органами
(за исключением Национального
Банка Республики Казахстан)
системы оценки рисков
форма
Проверочный лист
в сфере _____________________________________________________
(в соответствии с приложением к Закону РК «О
государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»)
в отношении _________________________________________________
(наименование однородной группы проверяемых субъектов (объектов)
Государственный орган, назначивший проверку _________________________
_____________________________________________________________________
Акт о назначении проверки ___________________________________________
(№, дата)
Наименование проверяемого субъекта (объекта) ________________________
_____________________________________________________________________
(ИИН), БИН проверяемого субъекта (объекта) __________________________
_____________________________________________________________________
Адрес места нахождения ______________________________________________
№ |
Перечень требований |
Требуется |
Не требуется |
Соответствует требованиям |
Не соответствует требованиям |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Должностное (ые) лицо (а) ______________ _________ ____________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
______________ _________ ____________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
Руководитель
проверяемого субъекта _________________________ ____________
(Ф.И.О., должность) (подпись)