В соответствии с подпунктом 41-58) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые сертификационные требования к организациям по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники.
2. Комитету гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Сейдахметов Б.К.) обеспечить:
1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет" республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан";
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности | |
Министра по инвестициям и | |
развитию Республики Казахстан | Ж. Касымбек |
"СОГЛАСОВАНО"
Министр национальной экономики
Республики Казахстан
Досаев Е. А. ____________
12 августа 2015 года
Утверждены приказом исполняющего обязанности Министра по инвестиции и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 196 |
Сертификационные требования к организациям по техническому
обслуживанию и ремонту авиационной техники
Глава 1. Общие положения
Сноска. Заголовок главы 1 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 29.07.2019 № 568 (вводится в действие с 01.08.2019).
1. Настоящие Сертификационные требования к организациям по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (далее – Сертификационные требования) разработаны в соответствии с подпунктом 41-58) статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации".
2. Сертификационные требования устанавливают требования к организациям, осуществляющим техническое обслуживание и ремонт авиационной техники (далее – ТО и РАТ).
Сноска. Пункт 2 в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 25.07.2017 № 493 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).3. В настоящих сертификационных требованиях используются следующие термины и определения:
1) авиационная техника – комплекс авиационных технических средств (воздушные суда, их бортовое оборудование и агрегаты, двигатели, авиационное вооружение воздушных судов государственной авиации, авиационные средства спасения, комплексные тренажеры (летные симуляторы), комплектующие изделия, технические средства управления воздушным движением, навигации посадки и связи, а также средства наземного обеспечения общего и специального применения, предназначенных для выполнения полета, организации управления воздушным движением и наземного обеспечения полетов;
2) сертификат по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (далее – сертификат по ТО и РАТ) – документ установленного образца, удостоверяющий соответствие организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники сертификационным требованиям;
3) ремонт авиационной техники – восстановление авиационного изделия в пригодное для выполнение полетов состояние, определенное соответствующими нормами летной годности;
4) эксплуатационная документация авиационной техники – документация, регламентирующая летную и техническую эксплуатацию авиационной техники и компонента, включая техническое обслуживание, и содержащая эксплуатационные ограничения, процедуры и рекомендации;
5) человеческий фактор – принципы, применяемые в разработке и сертификации авиационной техники, подготовке персонала, производстве полетов и техническое обслуживание, и направленные на достижение безопасного взаимодействия между человеком и другими элементами системы путем надлежащего рассмотрения и учета свойств человека;
6) руководство по процедурам организации технического обслуживания и ремонту авиационной техники гражданской авиации (далее – руководство по процедурам организации по ТО и РАТ) – документ, утвержденный руководителем организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники и содержащий подробную информацию о структуре организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники и обязанностях ее руководства, сфере выполняемых работ, производственной базе, процедурах технического обслуживания и системах обеспечения качества;
7) руководство по качеству организации технического обслуживания и ремонту авиационной техники гражданской авиации (далее – руководство по качеству ТО и PAT) – документ, излагающий политику в области качества и описывающий систему качества организации по ТО и РАТ;
8) внешняя линейная станция по ТО и РАТ – линейная станция, созданная организацией по ТО и РАТ гражданских воздушных судов для их технического обслуживания и находящиеся за пределами Республики Казахстан;
9) линейная станция по ТО и РАТ – подразделение организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, которое создается на территории Республики Казахстан вне аэропорта дислокации основной базы техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники на срок не менее трех месяцев;
10) организация по ТО и РАТ – юридическое лицо, осуществляющее техническое обслуживание и (или) ремонт авиационной техники и имеющее действующий сертификат;
11) руководящий персонал – уполномоченные лица в составе персонала организации, имеющие полномочия, достаточные для того, чтобы осуществлять ресурсное и организационное обеспечение всех работ по ТО и РАТ в соответствии с возложенными на них обязанностями;
12) неразрушающий контроль – контроль надежности основных рабочих свойств и параметров объекта или отдельных его элементов/узлов, не требующий выведения объекта из работы либо его демонтажа;
13) инженерно-технический персонал – авиационный персонал, имеющий действующее свидетельство авиационного персонала с допуском работы по ТО и РАТ ВС и/или его компонентов;
14) допускающий персонал – авиационный персонал, уполномоченный Организацией по техническому обслуживанию осуществлять допуск авиационной техники или его компонентов к эксплуатации после выполнения технического обслуживания;
15) система качества – совокупность организационной структуры, документальных методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления административного управления качеством ТО и РАТ;
16) свидетельство о техническом обслуживании – документ, содержащий сведения, подтверждающие удовлетворительное выполнение указанных в нем работ по техническому обслуживанию в соответствии с утвержденными данными и процедурами, описанными в руководстве по процедурам организации по техническому обслуживанию, или в рамках эквивалентной системы;
17) техническое обслуживание – проведение работ, необходимых для обеспечения сохранения летной годности воздушного судна, включая контрольно-восстановительные работы, проверки, замены, устранение дефектов, выполняемые как в отдельности, так и в сочетании, а также практическое осуществление модификации;
18) летная годность – техническое состояние воздушного судна, соответствующее летно-техническим характеристикам, которые обеспечивают его безопасность и летное качество;
19) поддержание летной годности – комплекс мер, посредством которых обеспечивается соответствие авиационной техники нормам летной годности и их поддержание в состоянии, необходимом для безопасной эксплуатации на протяжении эксплуатационного срока службы;
20) система управления безопасностью полетов – системный подход к управлению безопасностью полетов, включая необходимую организационную структуру, иерархию ответственности, руководящие принципы и процедуры (глава 1 Приложения 6 к Чикагской конвенции ИКАО).
Сноска. Пункт 3 в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 25.07.2017 № 493 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).Глава 2. Сертификационные требования к организациям по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники
Сноска. Заголовок главы 2 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 29.07.2019 № 568 (вводится в действие с 01.08.2019).
Параграф 1. Требования к деятельности организации ТО и РАТ
4. Организации ТО и PAT необходимо соответствовать следующим требованиям:
1) иметь утвержденную организационную структуру и руководство по процедурам организации по ТО и РАТ, описывающие систему управления своих процедур, достаточную для выполнения работ в заявленной области деятельности;
2) иметь действующую эксплуатационную документацию авиационной техники, определяющую требования к организации и выполнению работ, в соответствии с заявленной областью деятельности;
3) обеспечить выполнение работ по ТО и PAT по программе (регламенту) технического обслуживания авиационной техники (далее - АТ), директивам летной годности, информации, связанной с безопасностью полетов, бюллетеням разработчика (изготовителя) АТ;
4) иметь инструкцию своевременного доведения требований и положений законодательства Республики Казахстан, регламентирующих деятельность в гражданской авиации и внутренней документации организации и изменений до персонала с целью их своевременного изучения и исполнения;
5) располагать необходимыми техническими данными, оборудованием, инструментом и материалами для выполнения утвержденных видов работ;
6) обеспечиваются склады для хранения частей, оборудования, инструмента и материалов. Условия хранения обеспечивают защищенность и исключают порчу и повреждение хранимых предметов;
7) иметь запас компонентов, запасных частей и расходных материалов, для выполнения работ;
8) иметь в штате квалифицированный персонал в количестве, обеспечивающем выполнение планируемых работ;
9) иметь систему поддержания (повышения) квалификации персонала, его подготовки и переподготовки;
10) обеспечить хранение подробных регистрируемых данных о техническом обслуживании, которые свидетельствуют о выполнении всех требований при подписании свидетельства о техническом обслуживании;
11) иметь систему качества, гарантирующую надлежащее выполнение всех работ по ТО и PAT;
12) иметь руководство по процедурам организации по ТО и PAT и руководство по качеству ТО и PAT;
13) иметь систему управления безопасностью полетов (далее – СУБП).
Сноска. Пункт 4 в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 25.07.2017 № 493 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).6. Для получения Сертификата по ТО и PAT организация по ТО и PAT обеспечивает соблюдение следующих условий:
1) наличие производственного оснащения, соответствующего планируемым видам работ, специализированные мастерские (цехи, участки) для выполнения всех планируемых работ, обеспечивающих защиту oт неблагоприятных погодных условий. Наличие разделенных между собой, цехов и ангаров, обеспечивающих защиту от загрязнения и воздействия окружающей среды при выполнении То и РАТ;
2) наличие рабочих (офисных) помещений для обеспечения управления всеми планируемыми работами, а также размещения допускающего персонала с тем, чтобы он мог успешно выполнять свои обязанности;
3) соответствие производственных условий, включая ангары, цеха (лаборатории, участки) для работы с оборудованием и офисные помещения, тем работам, которые указаны в области действия Сертификата организации ТО и РАТ, при этом:
температурный режим в помещениях должен поддерживаться в пределах 16-22 градусах по Цельсию;
пыль и подобные загрязнения воздуха должны быть сведены к минимуму, не допускается такой уровень загрязнения рабочей зоны, когда появляется видимый налет пыли на поверхности АТ/компонента. В случае появления пыли или иных загрязнений в форме видимого налета пыли на поверхностях необходимо герметично закрыть чувствительные к загрязнениям системы на период до восстановления приемлемых условий работы;
освещение должно обеспечивать проведение всех видов проверок, осмотров и других работ по ТО и PAT;
шум не должен мешать персоналу в выполнении работ, в случае нецелесообразности регулирования источника шума указанный персонал должен быть обеспечен необходимыми персональными средствами защиты от шума, которые исключат влияние избыточного шума на выполнение работ;
в случае, когда конкретная работа по ТО и PAT требует создания особых условий производственной среды, отличающихся от вышеописанных, то такие условия должны быть созданы, такие особые условия указываются в документации разработчика гражданского воздушного судна;
условия выполнения оперативного ТО и PAT должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов Республики Казахстан в области охраны труда и техники безопасности, в случае ухудшения условий работы до неприемлемого уровня в части температуры, влажности, тумана, льда, снега, ветра, освещенности, пыли или иных загрязнений воздуха, то конкретная работа или вид ТО и PAT должны быть отложены на период до восстановления приемлемых условий работы;
наличие складских помещений, оборудованных средствами безопасности, для размещения компонентов, оборудования, инструмента и материалов. Условия хранения должны обеспечивать раздельное хранение кондиционных и не кондиционных компонентов и материалов и всех компонентов, материалов, оборудования и инструмента. Условия хранения должны отвечать указаниям разработчиков AT, а доступ в эти помещения должен быть ограничен и разрешен только уполномоченному персоналу.
Параграф 2. Требования к персоналу
7. Для получения Сертификата по ТО и PAT организация по ТО и PAT назначает ответственного руководителя, на которого возлагается ответственность в части финансирования и своевременного выполнения всех работ по ТО и PAT согласно требованиям заказчика работ.
8. В организации по ТО и PAT имеется руководящий персонал, который отвечает за постоянное соответствие организации настоящим требованиям. Этот руководящий персонал подчиняется исключительно ответственному руководителю организации, при этом должны быть процедуры замещения каждого из конкретных лиц на случай их продолжительного отсутствия.
Сноска. Пункт 8 в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 25.07.2017 № 493 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).9. Ответственный руководитель назначает лицо, который в отношении гарантирования качества, включая систему обратной связи, чтобы обеспечить надлежащее информирование ответственного руководителя по вопросам качества и соответствия требованиям.
10. Организация по ТО и PAT должна иметь расчет загрузки, подтверждающий, что она располагает собственным штатом работников для планирования, выполнения, управления производством и контроля качества работ в организации в соответствии с областью ее утверждения. Кроме того, организация должна провести перерасчет загрузки принятых к исполнению работ на случай, когда фактический штат работников меньше планировавшегося для конкретной рабочей смены или периода работы.
11. Организация по ТО и PAT устанавливает и контролирует уровень компетентности персонала, участвующего в выполнении ТО, управлении или контроле качества.
12. Организация ТО и PAT обеспечивает, чтобы персонал, выполняющий или контролирующий специальные виды работ, связанные с поддержанием летной годности, такие как, например, неразрушающий контроль АТ и/или компонентов, имел квалификацию, соответствующую нормативным требованиям разработчиков АТ/компонентов.
13. Лицо, несущее ответственность в отношении системы качества, отвечает также и за выдачу разрешений допускающему персоналу от имени организации по ТО и PAT.
14. Организация ведет реестр всего инженерно-технического персонала. Реестр персонала содержит:
1) сведения о свидетельствах авиационного персонала по ТО и PAT;
2) сведения обо всех пройденных персоналом видах подготовки;
3) области выданных разрешений;
4) данные по персоналу с ограниченными или однократными разрешениями.
15. Организация по ТО и PAT сохраняет данные реестра не менее двух лет со дня увольнения из этой организации лица из состава инженерно-технического персонала.
Параграф 3. Требования к оборудованию, инструменту и материалам
организации по ТО и PAT
16. Для выполнения работ по ТО и PAT согласно области деятельности организации по ТО и PAT обладает необходимыми оборудованием, инструментом и материалами.
Если разработчик AT предписывает применение конкретного оборудования или инструмента, то организация по ТО и PAT использует это оборудование или инструмент, за исключением случаев, когда в руководстве по процедурам организации по ТО и PAT установлены процедуры по применению иных видов оборудования или инструмента. Организация по ТО и PAT, выполняющая периодическое техническое обслуживание, оснащается необходимыми средствами доступа и иметь платформы (или эквивалентное оборудование) для проведения проверок и осмотров с тем, чтобы АТ могло быть тщательно проверено.
17. Организация по ТО и PAT проводит работу по учету и организации поверки всего оборудования и инструмента, включая средств контроля, с периодичностью, обеспечивающей работоспособность и точность. Организация обеспечивает ведение учетной документации по такому метрологическому контролю и используемым при этом стандартам.
Параграф 4. Требования к документации по ТО и PAT
18. Для получения Сертификата по ТО и PAT организация по ТО и PAT имеет в своем распоряжении и использует при выполнении ТО и PAT, включая модификации и ремонты, эксплуатационную документацию по ТО и PAT.
19. Применимая документация по ТО и PAT означает:
1) выпущенные уполномоченной организацией (уполномоченным органом) директивы летной годности и указания по поддержанию летной годности;
2) любые применимые директивы летной годности, выпущенные разработчиком авиационной техники;
3) применимые указания по поддержанию летной годности, выпущенные держателями сертификата типа авиационной техники и дополнений к нему;
4) любые применимые документы и данные, выпущенные в соответствии с пунктом 26 настоящих Сертификационных требований;
5) выпущенные уполномоченной организацией (уполномоченным органом) указания, если они отличаются от указаний подпунктов 2), 3) и 4) пункта 26 настоящих Сертификационных требований, либо при полном отсутствии иных конкретных рекомендаций.
Сноска. Пункт 19 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 29.07.2019 № 568 (вводится в действие с 01.08.2019).20. Организация по ТО и PAT устанавливает процедуры, которые в случае обнаружения содержащихся в используемой производственным персоналом документации по ТО и PAT неточных, неполных или неверных процедур или технологий, сведений или указаний обеспечат регистрацию таких данных и извещение автора документации по ТО и PAT.
21. Организация по ТО и PAT изменяет инструкцию только в порядке, определенном в руководстве по качеству ТО и PAT, при этом исключаются процессы разработки документации на ремонты и модификации.
Сноска. Пункт 21 в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 25.07.2017 № 493 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).22. Организация по ТО и PAT создает общую систему разработки рабочих технологических карт для использования в своей деятельности. Кроме того, организация либо полностью и точно переносит в эти рабочие технологические карты информацию из документации по ТО и PAT, предусмотренную настоящими Сертификационными требованиями. Рабочие технологические карты допускается вести в электронном виде и хранить в электронной базе.
В таких случаях организация обеспечивает защиту базы данных против несанкционированных изменений базы и наличия резервной базы данных, которая должна обновляться в срок не более 24 часов с момента внесения любого изменения в основную базу данных. Для учета выполнения сложных видов работ по ТО и PAT их технология переносится в рабочие технологические карты с разделением на этапы работ.
Если организация предоставляет услуги ТО и PAT эксплуатанту АТ, который требует использования его собственной системы рабочих технологических карт, то допускается использование такой системы карт эксплуатанта. В этом случае организация принимает процедуру, обеспечивающую правильное выполнение рабочих технологических карт эксплуатанта АТ.
23. Организация по ТО и PAT обеспечивает возможность беспрепятственного использования документации по ТО и PAT своим персоналом.
24. Организация по ТО и PAT устанавливает процедуры контроля состояния документации по ТО и PAT, гарантирующие ее своевременное обновление. Если такой контроль состояния документации осуществляет эксплуатант АТ/заказчик и сам предоставляет эту документацию по ТО и PAT, то организация по ТО и PAT подтверждает это путем представления либо письма от эксплуатанта/заказчика, удостоверяющего, что в документацию по ТО и PAT внесены все обязательные изменения, либо договора, определяющего статус подлежащей использованию документации по ТО и PAT, либо учтенного листа изменений документации по ТО и PAT, представленной эксплуатантом АТ заказчиком.
25. В организации по ТО и PAT должны быть ремонтная, технологическая и контрольная документация.
26. Организация располагает комплектом учтенной конструкторской документации, по составу и количеству обеспечивающим:
1) разработку Организацией по ТО и РАТ технологической документации;
2) разработку и изготовление средств ремонта;
3) выявление в процессе ремонта изделий всех неисправностей (дефектов) и принятие решений по их оценке и устранению;
4) выполнение модификаций и восстановительных ремонтов изделий;
5) изготовление деталей.
27. Организация обеспечивает:
1) разработку процедуры по управлению конструкторской документации;
2) наличие ведомости документов для ремонта по каждому виду ремонтируемой авиационной техники;
3) организацию учета и хранения действующей конструкторской документации;
4) внесение поступающих изменений и доведение их до исполнителей и работников отдела технического контроля;
5) изъятие из обращения непригодной конструкторской документации.
28. Ремонт (модификация) изделий осуществляется по ремонтной документации (Руководство по ремонту, Альбом основных сочленений и ремонтных допусков), разработанной или утвержденной изготовителем или разработчиком воздушного судна. В ремонтной документации должны указываться методы, последовательность и условия выполнения работ, контролируемые параметры и способы контроля, технологическая оснастка, инструмент и материалы, требования к защите изделий от повреждений и загрязнений, производственной среде, способы идентификации деталей.
Организация осуществляет использование, внесение изменений, доведение до исполнителей, учет и хранение технологической документации.
Модификация отдельных экземпляров воздушных судов (компонентов) выполняется по документации разработчика воздушного судна или согласованной с ним.
29. На всех этапах ремонта (модификации) изделий оформляется контрольная документация, содержащая:
1) наименование и номер изделия;
2) объем и содержание выполненных работ, включая модификации и допущенные отклонения от требований конструкторской документации и технологической документации (листы технических решений, карты разрешений);
3) фактические характеристики и параметры деталей, узлов и изделий;
4) даты выполнения и контроля работ;
5) фамилии и подписи (штампы, личные клейма) исполнителей ремонта (модификации) и контролировавших их лиц.
Контрольную документацию допускается вести в электронном виде и хранить в электронной базе в соответствии с пунктом 22 настоящих Сертификационных требований.
Сноска. Пункт 29 - в редакции приказа и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.01.2023 № 26 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).30. Состав и формы ремонтной документации (эталонное Дело ремонта) разрабатываются, утверждаются и корректируются организацией по ТО и РАТ применительно к типу изделия и организации ремонта на основании действующей документации разработчика воздушного судна.
Оформленная на изделие ремонтная документация комплектуется в один пакет документов под названием "Дело ремонта изделия".
31. "Дело ремонта изделия", оформленное на каждый экземпляр изделия, должно соответствовать эталонному "Делу ремонта изделия".
"Дело ремонта изделия" хранится в организации до списания изделия. При ликвидации организации по ТО и РАТ "Дело ремонта изделия" передается организации, определенной уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации.
Сноска. Пункт 31 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 29.07.2019 № 568 (вводится в действие с 01.08.2019).32. Номенклатура и порядок ведения эксплуатационной документации должны отвечать требованиям настоящих сертификационных требований и правил технической эксплуатации и ремонта гражданских воздушных судов Республики Казахстан, в соответствии с подпунктом 41-24) пункта 1 статьи 14 Закона.
Параграф 5. Требования к планированию производства
33. Для получения Сертификата по ТО и PAT организация по ТО и PAT имеет систему планирования производства, отвечающую объему и сложности выполняемых работ и используемую для планирования всех ресурсов:
персонала, оборудования, инструмента, материалов, документации по ТО и PAT и производственных помещений, необходимых для безопасного выполнения работ по ТО и PAT.
34. Планирование работ по ТО и PAT и организация сменной работы проводятся с учетом психофизиологических ограничений человека в соответствии с требованиями Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года.
Сноска. Пункт 34 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 29.07.2019 № 568 (вводится в действие с 01.08.2019).35. В случае необходимости передать продолжение или завершение работ по ТО и PAT в связи с пересменкой или изменением состава исполнителей, соответствующая информация передается от сменяющегося ко вновь приходящему персоналу.
Параграф 6. Требования к учету сведений о работах по ТО и PAT
36. Для получения Сертификата по ТО и PAT организация по ТО и PAT регистрирует всю информацию о выполненных работах. Организация по ТО и PAT хранит учетные сведения, необходимые для подтверждения соблюдения всех требований в отношении оформления свидетельство о техническом обслуживании, включая документы о допуске AT к эксплуатации, оформляемые субподрядчиками работ (сторонними организациями).
37. Организация по ТО и PAT предоставляет в распоряжение эксплуатанта АТ копию каждого оформленного ею свидетельства о ТО и PAT, а также копию утвержденной документации на ремонт или модификацию, использованной при выполнении этого ремонта или модификации.
38. Организация по ТО и PAT хранит учетные сведения о работах по ТО и PAT и документацию, связанную с работами по ТО и PAT, в течение двух лет от даты выпуска из этой организации конкретного АТ или компонента АТ, на которых выполнялись эти работы, следующим образом:
1) сведения обеспечиваются защитой от порчи и уничтожения;
2) все компьютерное оборудование, используемое для архивации и резервного хранения данных располагается отдельно от оборудования, содержащего рабочие копии данных, и хранится в условиях, обеспечивающих поддержание рабочее состояние этого оборудования и архивных данных;
3) в случае прекращения организацией своей деятельности все сохраненные учетные сведения о работах ТО и PAT за последние два года передаются последнему заказчику или владельцу соответствующей АТ или компонента.
Параграф 7. Требования к отчетности организации по ТО и РАТ о
нарушениях летной годности
39. Организация по ТО и PAT направляет в уполномоченную организацию в сфере гражданской авиации, государству регистрации АТ и организации, ответственной за типовую конструкцию или модификацию типовой конструкции АТ или компонента и, при необходимости, государству эксплуатанта отчет о любых, выявленных этой организацией, нарушениях летной годности АТ или компонента, которые существенно влияют на безопасность полета или может оказать такое влияние.
Сноска. Пункт 39 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 29.07.2019 № 568 (вводится в действие с 01.08.2019).40. Организация по ТО и PAT создает и описывает в руководстве по процедурам организации по ТО и PAT внутреннюю систему отчетности о нарушениях летной годности, обеспечивающую сбор и оценку таких отчетных данных, включая процедуры отбора по результатам оценки тех событий, которые подлежат отчетности согласно положениям пункта 41 настоящих Сертификационных требований. Указанные процедуры определяют негативные тенденции, предпринятые корректирующие действия для устранения недостатков, а также включать порядок анализа всей имеющейся информации о рассматриваемым событиям и методы распространения этой информации при необходимости.
Сноска. Пункт 40 в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 25.07.2017 № 493 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).41. Если организация по ТО и PAT осуществляет поддержание летной годности АТ по договору с его коммерческим эксплуатантом, то эта организация направляет отчет также и эксплуатанту АТ для информации о любом таком событии, влияющем на летную годность АТ или компонента, принадлежащего указанному эксплуатанту.
42. Организация готовит и направляет отчеты в возможно короткий срок, но в любом случае не позднее, чем 72 часа с момента обнаружения организацией по ТО и PAT события, подлежащего обязательной отчетности.
Параграф 8. Требования к Руководству по процедурам организации по ТО и PAT
Сноска. Заголовок в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 25.07.2017 № 493 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).
43. Организация по ТО и PAT принимает руководство по процедурам организации по ТО и PAT, содержащее следующую информацию:
1) подписанную ответственным руководителем организации по ТО и РАТ декларацию о соответствии процедур организации требованиям настоящих Сертификационных требований при осуществлении деятельности согласно положениям руководства по процедурам организации по ТО и PAT и всех иных указанных в нем руководств, а также обязательство поддерживать это соответствие постоянно. Если ответственный руководитель организации по ТО и РАТ находится в подчинении другого ответственного руководителя, то данная декларация также подписывается этим ответственным руководителем;
2) политику организации в области безопасности и качества согласно настоящих Сертификационных требований;
3) перечень фамилий и должностей, их права и обязанности, структуру управления организацией с указанием соподчиненности лиц, назначенных согласно пункту 8 настоящих Сертификационных требований;
4) реестр инженерно-технического персонала;
5) общее описание состава работников организации;
6) общее описание производственных мощностей, расположенных по каждому из адресов организации, указанных в заявке;
7) описание области деятельности организации в соответствии с запрашиваемой областью утверждения;
8) процедуры внесения изменений в руководство по процедурам организации по ТО и PAT;
9) процедуры и систему качества, установленные в организации по ТО и РАТ и изложенные в руководстве по качеству ТО и РАТ согласно настоящих Сертификационных требований;
10) порядок взаимодействия с эксплуатантом АТ и/или организацией по ТО и PAT, для которых организация предоставляет услуги ТО и PAT, если таковые имеются;
11) порядок взаимодействия с субподрядными (сторонними) организациями, привлекаемыми к выполнению ТО и PAT, если таковые имеются;
12) порядок взаимодействия с линейными/внешними линейными станциями ТО, если таковые имеются.
Сноска. Пункт 43 в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 25.07.2017 № 493 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).44. Организация по ТО и PAT обеспечивает внесение необходимых изменений в руководство по процедурам организации по ТО и PAT для поддержания актуальности содержащейся в нем информации.
Руководство по процедурам организации по ТО и PAT и последующие еҰ изменения утверждаются уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации.
Сноска. Пункт 44 - в редакции приказа и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.01.2023 № 26 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).44-1. Организации по ТО и PAT сообщают уполномоченной организации в сфере гражданской авиации о любых изменениях функций или смене назначенных руководителей в срок 8 (восемь) рабочих дней и обеспечивают контроль в соответствующих структурах организации при отсутствии назначенных руководителей.
Сноска. Требования дополнены пунктом 44-1 в соответствии с приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 25.07.2017 № 493 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования); в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 29.07.2019 № 568 (вводится в действие с 01.08.2019).Параграф 9. Требование к метрологическому обеспечению
45. Организация по ТО и РАТ обеспечивает разработку процедур, определяющих порядок деятельности по выполняемым направлениям метрологического обеспечения ремонтного производства. Метрологическое обеспечение работ осуществляется в соответствии с национальными стандартами государственной системы обеспечения единства измерений и включает в себя:
1) обучение и аттестацию специалистов метрологической службы;
2) поверку средств измерений;
3) направление на метрологическую аттестацию и испытания с целью утверждения типа средств измерений и запасных частей;
4) ведение реестра государственной системы обеспечения единства измерений Республики Казахстан;
5) метрологическую экспертизу технологической и конструкторской документации.
46. Организация по ТО и РАТ устанавливает средства измерений, необходимые для обеспечения соответствия изделий авиационной техники установленным требованиям.
47. Средства измерений должны быть:
1) поверены в сроки, в соответствии с законодательством и нормативными документами в области обеспечения единства измерений;
2) отрегулированы;
3) идентифицированы с целью установления статуса поверки;
4) защищены от регулировок, которые сделали бы недействительными результаты измерения;
5) защищены от повреждения и ухудшения состояния в ходе использования, технического обслуживания и хранения.
48. Организация производит оценку и регистрацию предыдущих результатов измерения, если обнаружено, что средство измерений не соответствует требованиям национальных стандартов государственной системы обеспечения единства измерений.
49. Организация по ТО и РАТ обеспечивает немедленное изъятие из технологических процессов неисправных и не прошедших поверку средств измерения, а также назначить лиц, ответственных за контроль состояния и соблюдения графиков поверки технических средств измерений.
Параграф 10. Требования к технологическим процессам ремонта
авиационной техники
50. Организации необходимо планировать и разрабатывать процедуры по управлению нормативной, организационно-распорядительной, технической и производственно-контрольной документацией в подразделениях.
Организация технологического процесса ремонта изделий осуществляется в соответствии с настоящими Сертификационными требованиями и правилами технической эксплуатации и ремонта гражданских воздушных судов Республики Казахстан, в соответствии с подпунктом 41-24) пункта 1 статьи 14 Закона.
51. Организации необходимо иметь производственные площади для выполнения запланированных работ, в том числе для размещения ангаров, цехов, складских, служебных и бытовых помещений, ремонтируемых изделий, средств ремонта, а также для размещения персонала.
При этом производственные площади:
1) соответствуют настоящим сертификационным требованиям и правилам технической эксплуатации и ремонта гражданских воздушных судов Республики Казахстан, в соответствии с подпунктом 41-24) пункта 1 статьи 14 Закона, по размерам, планировкам, обеспечиваемых освещенности, температуре, влажности и чистоте;
2) оснащаются для выполнения работ источниками энергии и коммуникациями (электроэнергией, сжатым воздухом, теплом, водой, вентиляцией);
3) обеспечивают безопасность труда в рабочих зонах (наличие систем контроля и защиты от пожара, взрыва, токсичных воздействий и другое).
Участки сборки изделий изолируются от мест, где выполняются любые виды механической обработки с образованием стружки, металлической и абразивной пыли и других загрязнений. Участки по очистке, промывке, окраске изделий также изолируются от других рабочих мест.
Выполнение ремонтных работ вне производственных помещений допускается выполнять только при погодных условиях, приемлемых по температуре, влажности, запыленности и атмосферным осадкам.
52. Необходимо предусмотреть складские помещения для хранения материалов, изделий, инструмента и оборудования. Условия хранения отвечают требованиям изготовителя материалов, изделий, инструмента и оборудования.
53. Организация по ТО и РАТ обеспечивает выполнение требований по охране окружающей среды. Служебные помещения, в которых работает персонал, необходимо спроектировать и оборудовать для осуществления планирования и руководства производством, управления качеством, защиты персонала от неблагоприятных погодных и производственных факторов, а также для оформления и изучения документации.
54. Организации по ТО и РАТ необходимо иметь средства ремонта для выполнения запланированных работ, которые соответствуют (быть идентичными или равноценными) требованиям технологической документации разработчика АТ.
Применяемые средства ремонта идентифицированы (маркировка, паспортизация) и аттестованы соответствующим подразделением Организации ТО и РАТ.
Периодические проверки, поверки, обслуживание, ремонт и хранение средств ремонта, а также изоляция тех из них, которые не соответствуют предъявляемым требованиям, необходимо осуществлять согласно требованиям разработчика АТ и стандартов государственной системы обеспечения единства измерений.
Параграф 11. Неразрушающий контроль
55. Для получения сертификата по ТО и PAT организация разрабатывает:
1) процедуры контроля деятельности подразделений неразрущающего контроля;
2) процедуры выполнения для всех применяемых методов неразрушающего контроля;
3) процедуры, регламентирующие применение отраслевых контрольного и рабочего образцов для вихревого тока, ультразвукового, магнитного, капиллярного контроля;
4) технологические инструкции на технологические процессы неразрушающего контроля;
5) процедуры по оформлению результатов и принятию решения неразрушающего контроля узлов и деталей ремонтируемой авиационной технике, по регистрации результатов контроля в производственно-контрольной документации.
56. Оборудование, применяемое при неразрушающем контроле, для гарантии точности измерений проходит периодическую метрологическую поверку.
57. Рабочие места выполнения неразрушающего контроля обеспечены технологической документацией по неразрушающему контролю и оснащены эталонами для настройки оборудования.
58. Организация имеет отдельные помещения, лаборатории или специально оборудованные рабочие места для проведения неразрушающего контроля и стандартные образцы, применяемые при вихре токовом, ультразвуковом, магнитопорошковом, капиллярном методах контроля.
Параграф 12. Требования к техническому обслуживанию воздушного
судна и компонентов в процессе ремонта
59. Для получения Сертификата по ТО и PAT организация разрабатывает процедуры выполнения технического обслуживания воздушных судов и компонентов в процессе ремонта:
1) по внесению изменений в эксплуатационную документацию;
2) по оформлению разрешений для инженерно-технического персонала;
3) по организации выполнения предусмотренных в области деятельности организации ТО и РАТ видов технического обслуживания на воздушном судне.
60. Организация имеет средства для проведения технического обслуживания воздушных судов, обеспечивает контроль качества выполнения и оформления результатов технического обслуживания ответственными должностными лицами.
Параграф 13. Система информации и принятия мер по отказам
изделий
61. Организация по ТО и РАТ сводит необходимую информацию об опасных отказах и для этой цели:
1) разрабатывает порядок сбора, учета и доведения до сведения уполномоченной организации в сфере гражданской авиации информацию обо всех обнаруженных опасных отказах (дефектах), связанных с летной годностью;
2) определяет порядок принятия мер по оперативному устранению отказов (дефектов) в эксплуатации.
Сноска. Пункт 61 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 29.07.2019 № 568 (вводится в действие с 01.08.2019).62. В Организации действуют:
1) система сбора, учета и анализа информации по отказам (дефектам), выявленным в процессе ремонта и эксплуатации изделий после ремонта и доведение информации до непосредственных исполнителей и служб;
2) система проведения служебного расследования и установления причин дефектов изделий с определением ответственных подразделений и должностных лиц;
3) взаимодействие с Изготовителем, Разработчиком и научно-исследовательских институтов при проведении исследований изделий.
63. Организация принимает профилактические меры по предотвращению отказов ремонтируемой авиатехники и разрабатывает процедуры, регламентирующие порядок предупреждения отказов ремонтируемых изделий и реализации корректирующих и предупреждающих действий.
Параграф 14. Свидетельство о техническом обслуживании
64. Свидетельство о техническом обслуживании оформляется и подписывается для подтверждения того, что проведенные работы по техническому обслуживанию удовлетворительно выполнены в соответствии с утвержденными данными и процедурами, изложенными в руководстве по процедурам организации по техническому обслуживанию.
65. Свидетельство о техническом обслуживании компонента оформляется по форме согласно приложению к настоящим Сертификационным требованиям.
Сноска. Пункт 65 в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 25.07.2017 № 493 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).Параграф 15. Управление безопасностью полетов
Сноска. Требования дополнены параграфом 15 в соответствии с приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 25.07.2017 № 493 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).
66. Организация по ТО и РАТ внедряет СУБП, разработанную в соответствий с Типовой инструкций по управлению безопасностью полетов, при техническом обслуживании воздушных судов, утвержденной приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 марта 2011 года № 173 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6855).
67. СУБП содержит:
1) политику безопасности и цели безопасности;
2) управление рисками;
3) обеспечение безопасности и повышение уровня безопасности.
Параграф 16. Управление качеством
Сноска. Требования дополнены параграфом 16 в соответствии с приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 25.07.2017 № 493 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).
68. Организация по ТО и РАТ внедряет систему качества, описание которой содержится в Руководстве по процедурам организации по ТО и PAT.
69. Организация по ТО и РАТ предусматривает в своей структуре службу контроля качества и/или гарантии качества.
70. Организация по ТО и РАТ предусматривает в штате лицо, ответственное за систему качества. Данное лицо соответствует следующим требованиям:
1) иметь высшее или среднее авиационно-техническое образование;
2) иметь сертификат об успешном окончании курсов аудиторов гарантии качества в сертифицированных авиационных учебных центрах гражданской авиаций или в иностранных сертифицированных авиационных учебных центрах гражданской авиаций, сертификаты которых признаны уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации либо уполномоченным органом в сфере гражданской авиации;
3) опыт работы в области управления системой качества не менее 3 лет.
Сноска. Пункт 70 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 29.07.2019 № 568 (вводится в действие с 01.08.2019).71. Лица, ответственные за систему качества, проходят курсы по поддержанию профессионального уровня один раз в два года, в сертифицированных авиационных учебных центрах гражданской авиаций или в иностранных сертифицированных авиационных учебных центрах гражданской авиаций, сертификаты которых признаны уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации либо уполномоченным органом в сфере гражданской авиации. Поддержание квалификации внутреннего аудитора гарантии качества осуществляется путем ежегодного самостоятельного проведения не менее четырех внутренних аудитов качества.
Сноска. Пункт 71 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 29.07.2019 № 568 (вводится в действие с 01.08.2019).72. Ответственное лицо за систему качества подчиняется непосредственно первому руководителю организации по ТО и РАТ.
73. Служба контроля и/или гарантии качества проводит независимые аудиты гарантии качества. Организация предусматривает систему информирования руководителя организации по ТО и РАТ по вопросам гарантии качества.
74. Ежегодная программа аудитов качества должна включать аудиты по проверке всех разделов и глав Руководства по процедурам организации по ТО и РАТ. Также в программе аудитов должны быть предусмотрены аудиты контрактных организаций по ТО и РАТ, признанных уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации, по соответствию настоящим сертификационным требованиям.
Сноска. Пункт 74 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 29.07.2019 № 568 (вводится в действие с 01.08.2019).75. В целях обеспечения надлежащего выполнения анализа по несоответствиям, выявленным в процессе внутренних и внешних аудитов, служба гарантии качества организации по ТО и РАТ обеспечивает ведение документации, запись результатов аудитов контроля и/или гарантии качества, корректирующих действий и анализ основных причин возникновения несоответствий, а также предотвращение повторения несоответствий.
76. Подразделение гарантии качества организации по ТО и РАТ должно иметь типовую форму отчета по результатам аудита, годовой план аудитов гарантии качества, что должно быть описано в Руководстве по процедурам организации по ТО и РАТ. В Руководстве по процедурам организации по ТО и РАТ должно иметься описание системы обратной связи c персоналом организации ТО и РАТ, и описание того, что ответственными лицами предприняты и обеспечены корректирующие действия.
Приложение к Сертификационным требованиям к организациям по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники |
Сноска. Приложение в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 29.07.2019 № 568 (вводится в действие с 01.08.2019).
Форма |
Свидетельство о техническом обслуживании компонента
1. Название уполномоченной организации в сфере гражданской авиации |
2. Свидетельство о техническом обслуживании компонента |
3. Контрольный номер формы | |||||||
4. Название и адрес организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники |
5. Номер заказа / Контракта / Счета | ||||||||
6. Изделие | 7. Описание Description |
8. Номер составной части |
9. Количество |
10. Серийный номер |
11. Статус/ Вид работ | ||||
12. Дополнительные сведения | |||||||||
13. Подтверждает, что указанные выше изделия были изготовлены в соответствии с: Утвержденной конструкторской документацией и пригодно к безопасной эксплуатации Approved data and in condition for safe flight Неутвержденной конструкторской документацией, указанной в поле 12 Non-approved data as specified in block 12. |
18. Допуск к эксплуатации в соответствии с Законодательством Республики Казахстан Допуск по другим нормам, указанным в поле 12 Other Regulations as specified in block 12 Подтверждает (если иное не указано в поле 12), что работа, указанная выше в поле 11 и описанная в поле 12, выполнена в соответствии с Законодательством Республики Казахстан и в отношении указанной работы изделия утверждены для допуска к эксплуатации. Certifies that, unless specified in block 12, the work identified in block 11 and described in block 12, was accomplished in accordance with of the Republic of Kazakhstan, and in respect to that work, the items are approved for return to service | ||||||||
14. Подпись |
15. Номер утверждения / удостоверения |
19. Подпись |
20. Номер утверждения / удостоверения | ||||||
16. фамилия имя |
17. Дата: число/месяц/год |
21. фамилия имя |
22. Дата: число/месяц/год |
CAC RK Form 1