О внесении изменения в приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 сентября 2013 года № 763 "Об утверждении Квалификационных требований, предъявляемые к физическим лицам, имеющим право определять уровень квалификации авиационного персонала"

Новый

Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 4 июля 2017 года № 437. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 14 августа 2017 года № 15484.

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 сентября 2013 года № 763 "Об утверждении Квалификационных требований, предъявляемые к физическим лицам, имеющим право определять уровень квалификации авиационного персонала" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 8786, опубликованный 18 февраля 2014 года в газете "Казахстанская правда" № 33 (27654), следующие изменение:

      заголовок приказа изложить в следующей редакции:

      "Об утверждении Квалификационных требований, предъявляемых к физическим лицам, имеющим право определять уровень квалификации авиационного персонала";

      Квалификационные требования, предъявляемые к физическим лицам, имеющим право определять уровень квалификации авиационного персонала, утвержденных указанным приказом, изложить в редакции согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Комитету гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на бумажном носителе и в электронной форме на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, согласно подпунктам 1), 2), 3) и 4) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования.

      Министр
по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
Ж. Қасымбек

  Приложение
к приказу Министра по
инвестициям и развитию
Республики Казахстан
от 4 июля 2017 года № 437
  Утверждены
приказом Министра транспорта
и коммуникаций
Республики Казахстан
от 28 сентября 2013 года № 763

Квалификационные требования, предъявляемых к физическим лицам, имеющим право определять уровень квалификации авиационного персонала

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Квалификационные требования, предъявляемых к физическим лицам, имеющим право определять уровень квалификации авиационного персонала (далее – Квалификационные требования) разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 54 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации", со стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации (Приложение 1 к Конвенции о международной гражданской авиации "Выдача свидетельств авиационному персоналу", документ 9379 "Руководство по созданию государственной системы выдачи свидетельств личному составу и управлению этой системой", документ 9841 "Руководство по утверждению учебных организаций", документ 9868 "Подготовка персонала").

      2. Настоящие Квалификационные требования определяют критерии соответствия физических лиц, имеющих право определять уровень квалификации авиационного персонала, с целью внесения в свидетельства авиационного персонала квалификационных отметок, а также специальных отметок, касающихся ограничений и предоставляемых прав.

      3. Целью подготовки экзаменаторов, является формирование компетентных лиц из числа авиационного персонала и инструкторов в авиационных учебных центрах (далее – АУЦ) и организациях гражданской авиации для оценки квалификации держателей или кандидатов для получения свидетельства авиационного персонала.

      4. Основные термины, используемые в настоящих Квалификационных требованиях:

      1) возможности человека - способности человека и пределы его возможностей, влияющие на безопасность и эффективность авиационной деятельности.

      2) время наземной тренировки по приборам – время, в течение которого пилот отрабатывает на земле имитируемый полет по приборам на тренажерном устройстве имитации полета;

      3) время полета (налет) по приборам – время, в течение которого пилот пилотирует воздушное судно исключительно по приборам без использования внешних ориентиров;

      4) проверка (тест) на определение знаний (Skill Test) – тест, нацеленный на выявление знаний, для выдачи свидетельство или допуска;

      5) время самостоятельного налета – время полета, в течение которого студент-пилот является единственным лицом на борту ВС (SOLO);

      6) квалификационная система подготовки и оценки - система подготовки и оценки, для которой характерны ориентация на результаты, особое внимание к стандартам эффективности выполнения операций и измерению этих стандартов, а также разработка учебного курса на основе установленных стандартов эффективности;

      7) экзаменатор (оценщик) – физическое лицо, обладающее соответствующей квалификацией, уполномоченное и назначенное уполномоченным органом проводить оценку теоретических знаний и/или практических навыков авиационного персонала, специалистов с целью выдачи/продления свидетельств/квалификационных отметок и допуска к самостоятельной деятельности;

      8) контроль факторов угрозы – процесс обнаружения угроз и реагирования на них с помощью контрмер, которые уменьшают или устраняют последствия угроз и снижают вероятность ошибок или нежелательных состояний;

      9) контроль ошибок – процесс обнаружения ошибок и реагирования на них с помощью контрмер, которые уменьшают или устраняют последствия ошибок и снижают вероятность ошибок или нежелательных состояний;

      10) инструктор – лицо, осуществляющее непосредственную деятельность по профессиональной подготовке и тестирование навыков авиационного персонала в соответствии со своей квалификацией;

      11) проверка владения практическими навыками (Proficiency Check) – это экзамен для ре-валидации (подтверждения) или продления ранее выданного допуска;

      12) процесс - ряд взаимосвязанных или взаимозависимых действий, трансформирующих затраты в продукцию;

      13) процедура - способ документального подтверждения процесса;

      14) политика - документ с изложением позиции или точки зрения организации по конкретному вопросу;

      15) техническое обслуживание - проведение работ, необходимых для обеспечения сохранения летной годности воздушного судна, включая контрольно-восстановительные работы, проверки, замены, устранение дефектов, выполняемые как в отдельности, так и в сочетании, а также практическое осуществление модификации или ремонта;

      16) критерии эффективности - простое оценочное изложение требуемых результатов при демонстрации квалификационных элементов и описание критериев, используемых для определения того, достигнут ли требуемый уровень эффективности их выполнения;

      17) время полета:

      для самолетов, автожиров, мотодельтапланов и воздушных судов (далее – ВС) с системой увеличения подъемной силы - общее время с момента начала движения ВС с целью взлета до момента его остановки по окончании полета;

      для вертолетов - общее время с момента начала вращения лопастей несущих винтов c целью взлета до момента полной остановки вертолета по окончании полета и прекращения вращения несущих лопастей;

      для дирижаблей - общее время с момента, когда дирижабль освобождается от мачты для целей взлета до момента, когда дирижабль окончательно останавливается после завершения полета и закрепляется на мачте;

      для планеров - общее время нахождения в полете на буксире или без буксира с момента, когда планер начинает разбег по земле в процессе взлета, до момента, когда планер останавливается после завершения полета;

      для аэростатов - общее время с момента, когда гондола отрывается от земли для целей взлета, до момента, когда она окончательно останавливается после завершения полета;

      18) летное мастерство – постоянное принятие и осуществление правильных решений по управлению ВС с использованием знаний, навыков и умений для достижения целей полета;

      19) продление – административное действие, предпринятое после того как срок действия допуска или разрешения истҰк, продлевающее срок действия прав, предоставляемых допуском или разрешением на дальнейший срок, в случае выполнения чҰтко оговоренных требований;

      20) тренажерное устройство имитации полета (тренажер) – любой из следующих трех видов устройств, с помощью которого на земле имитируются условия полета:

      тренажер летный, который обеспечивает точное воспроизведение кабины экипажа определенного типа воздушного судна, позволяющее имитировать реальные функции механической, электрической, электронной и других бортовых систем управления, обычную для членов летного экипажа обстановку и летные характеристики данного типа воздушного судна;

      тренажер процедурный, который обеспечивает реальное воспроизведение обстановки в кабине экипажа и имитирует показания приборов, простые функции механической, электрической, электронной и других бортовых систем, а также летно - технические характеристики ВС определенного класса;

      тренажер базовой подготовки к полетам по приборам, который оборудован соответствующими приборами и который имитирует обстановку в кабине экипажа, аналогичную обстановке во время полета ВС по приборам.

Глава 2. Общие квалификационные требования к экзаменаторам

      5. К кандидату на получение квалификации экзаменатора, осуществляющего оценку лиц, которым выдается свидетельство авиационного персонала, предъявляются следующие общие для специализаций квалификационные требования, а также Квалификационные требования предъявляемым к лицам, которым выдается свидетельство авиационного персонала, утвержденных приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 13 июня 2011 года № 362 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 7058), наличие:

      действующей квалификационной отметки инструктора (FI, TRI, CRI, IRI, SFI, MCCI, STI);

      действующего свидетельства в качестве:

      членов летного экипажа пилот сверхлегкого воздушного судно (планер, мотодельтаплан, автожир, свободный аэростат, дирижабль) – ULP. Пилот легкого воздушного судна (самолет) – LAPL. Частный пилот (самолет, вертолет, воздушное судно с увеличением подъемной силы) – PPL. Пилот коммерческой авиации (самолет, вертолет) – CPL. Пилот многочленного экипажа (самолет) – MPL. Линейный пилот (самолет, вертолет) – ATPL;

      членов летного экипажа, отличные от пилотов штурман, бортинженер (бортмеханик), бортрадист;

      другого авиационного персонала диспетчер обслуживания воздушного движения (далее – ОВД), специалист по техническому обслуживанию воздушных судов (далее – специалист по ТО ВС), сотрудник по обеспечению полетов/полетный диспетчер, оператор авиационной станции (расположенной на морской установке).

      6. К экзаменатору предъявляются следующие квалификационные требования:

      1) знание инструктивного материала, регламентирующие порядок и процедуры определения уровня квалификации авиационного персонала, умение применять и толковать их;

      2) наличие опыта работы в области обучения и проведения оценки практических навыков;

      3) наличие практического опыта работы по профилю оцениваемой деятельности;

      4) наличие квалификационных отметок (рейтингов), равнозначных свидетельствам и квалификационным отметкам авиационного персонала, для которых они уполномочены проводить оценку профессиональных знаний, навыков и умений;

      5) наличие соответствующей профессиональной подготовки в качестве экзаменатора;

      6) знание процедур проведения квалификационной оценки, включая:

      сбор объективных данных;

      оценка объективных данных;

      представление отчета о принятой оценке;

      7) знание систему выдачи свидетельств авиационному персоналу;

      8) не имение личного или профессионального конфликта интересов в связи с выполнением функции проведения экзаменов;

      9) обладание высокими моральными качествами.

      7. Квалификационные требования для продления срока назначения экзаменатора, за исключением экзаменатора специалистов по ТО ВС:

      1) наличие не менее двух проверок (как экзаменатора) в год в течение периода исполнения своих обязанностей;

      2) наличие одной проверки (как экзаменатора) под контролем другого экзаменатора, в течение срока назначения (данная проверка может быть выполнена на комплексном тренажере);

      3) наличие действующих квалификационных и специальных отметок в свидетельстве авиационного персонала;

      4) наличие документов подтверждающих прохождение курсов поддержания профессионального уровня по специальной программе для экзаменаторов один раз в 3 года.

      8. Экзаменатор демонстрирует уровень теоретических и практических знаний в следующих областях:

      1) нормативных правовых актов Республики Казахстан в области гражданской авиации, соответствующих сфере деятельности экзаменатора;

      2) нормативных документов международных организаций в области гражданской авиации, связанных с особенностями сферы деятельности и инструктивный материал по отношению к обязанностям экзаменаторов;

      3) возможности и ограничения человека, включая факторы угроз и ошибок соответствующей сферы деятельности;

      4) принципов установления рабочих взаимоотношений с лицом, в отношении которого осуществляется проверка знаний, умений и навыков;

      5) принципов и методов проведения оценивания, выставления адекватной оценки и установления соответствия знаний, навыков и умений кандидатов, включая обоснованное принятие решения по оценке, предоставление оцениваемому физическому лицу конструктивной информации о результатах оценки;

      6) ведения документации, включая обеспечение достоверности и надежности собранных данных, регистрацию документов, мероприятия по защите персональных данных экзаменуемых в отношении проводимых проверок и результатов;

      7) инструктаж, проведение проверки уровня знаний, навыков и умений кандидата в экзаменаторы;

      8) демонстрацию организации и подготовку к проведению экзамена под руководством экзаменатора соответствующей категории и профиля деятельности;

      9) опрос и оценивание экзаменуемого, документирование процедур проверки.

Глава 3. Квалификационные требования к экзаменаторам, имеющие право определять уровень квалификации пилотов

      9. Определяются следующие виды экзаменаторов для пилотов:

      1) летный экзаменатор – (FE);

      2) экзаменатор по типу ВС – (ТRE);

      3) экзаменатор по классу ВС – (СRE);

      4) экзаменатор инструментальной квалификации – (IRE);

      5) экзаменатор на тренажере – (SFE);

      6) экзаменатор летных инструкторов – (FIE).

      10. Экзаменаторы указанные в пункте 9 настоящих Правил, имеют свидетельства авиационного персонала и квалификационные отметки, равнозначные свидетельствам авиационного персонала и квалификационным отметкам пилотов, штурманов, бортинженеров для которых они уполномочены проводить оценку профессиональных навыков и летных умений, а также квалификацию инструктора, дающее полномочия на обучение для получения свидетельств и квалификационных отметок.

      11. Оценку профессиональных навыков, проверку тренажерной или летной подготовки командира воздушного судна (далее – КВС) осуществляют экзаменаторы, имеющие квалификации для выполнений функций КВС.

Параграф 1. Квалификационные требования к летному экзаменатору – FE

      12. Кандидат на получение квалификации летного экзаменатора "самолет" - FE(А) имеет:

      1) для квалификационных проверок на первоначальную выдачу свидетельства LAPL - не менее 500 часов налета в качестве пилота ВС, в том числе не менее 100 часов в качестве инструктора FI(A), FI(MGH) или FI(Ag);

      2) для квалификационных проверок на первоначальную выдачу свидетельства PPL(A) и СPL(A) - не менее 1000 часов налета в качестве пилота ВС, в том числе не менее 250 часов в качестве инструктора FI(A) для СPL.

      13. Кандидат на получение квалификации летного экзаменатора "вертолет" - FE(Н) имеет:

      1) для квалификационных проверок на первоначальную выдачу свидетельства PPL(Н) - не менее 500 часов налета в качестве пилота вертолета, в том числе не менее 250 часов в качестве инструктора FI(H);

      2) для квалификационных проверок на первоначальную выдачу свидетельства СPL(Н) - не менее 1000 часов налета в качестве пилота вертолета, в том числе не менее 250 часов в качестве инструктора FI(H) для СPL;

      3) для квалификационных проверок на получение квалификационной отметки (type rating) в свидетельствах PPL(H) или CPL(H) для допуска к полетам на многодвигательных вертолетах при условии, если экзаменатор выполняет требования указанных в подпунктах 1) или 2) пункта 13 настоящих Правил, в зависимости от обстоятельств и имеет CPL(H) или ATPL(H) и, по необходимости, допуск полетов по приборам IRI(Н).

      14. Летный экзаменатор – FE проводит:

      1) квалификационную оценку на первоначальную выдачу и продление свидетельства пилота LAPL, PPL, CPL;

      2) квалификационную оценку на получение и продление квалификационной отметки "летный инструктор – FI" на соответствующем виде ВС.

Параграф 2. Квалификационные требования к экзаменатору по типу воздушного судна - TRE

      15. Кандидат на получение квалификации по типу "самолет" - ТRE(А) многочленного экипажа воздушного судна имеет не менее 1500 часов налета в качестве пилота многочленного воздушного судна, из которых не менее 500 часов в качестве командира ВС, и имеет квалификацию ТRI(A).

      16. Кандидат на получение квалификации по типу "вертолет" - ТRE(Н) имеет не менее 1500 часов налета в качестве пилота на многочленном вертолете, из которых не менее 500 часов в качестве командира ВС, и имеет квалификацию ТRI(Н).

      17. Кандидат на получение квалификации ТRE(Н) на многодвигательном вертолете с одним пилотом имеет не менее 1000 часов налета в качестве пилота на вертолете, из которых не менее 500 часов в качестве КВС, и имеет квалификацию ТRI(Н).

      18. Кандидат на получение квалификации ТRE(Н) на однодвигательном вертолете с одним пилотом имеет не менее 750 часов налета в качестве пилота на вертолете, из которых не менее 500 часов в качестве КВС, и имеет квалификацию FI(Н) или ТRI(Н).

      19. Экзаменатор с квалификацией "экзаменатор летных инструкторов по типу самолета – TRE(А)" проводит:

      1) квалификационные проверки для получения, продление и возобновление отметки для допуска по типам ВС (type ratings);

      2) квалификационные проверки для продления и возобновления допуска к полетам по приборам - IR при условии, если TRE(A) имеет действующий инструкторский допуск к полетам по приборам - IRI(A);

      3) квалификационные проверки профессиональных навыков для пилотов ATPL(A);

      4) квалификационные проверки профессиональных навыков для MPL, при условии, если экзаменатор выполнил требования;

      5) оценку компетентности для выдачи, продления или возобновления квалификации "инструктора по типу самолета – TRI" или "инструктора тренажера – SFI(А)" при условии, если экзаменатор является "по типу ВС" TRE, по крайней мере, в течение трех лет.

      6) присвоение, по согласованию c уполномоченным органом, квалификации TRE(A).

      20. Экзаменатор с квалификацией "экзаменатор летных инструкторов по типу вертолета – TRE(Н)" проводит:

      1) квалификационную проверку профессиональных навыков для выдачи, продления или возобновления отметки для допуска по типам ВС (type ratings);

      2) квалификационные проверки для продления или возобновления допуска к полетам по приборам на однодвигательных или многодвигательных вертолетах, при условии, если TRE(Н) имеет действующий инструкторский допуск к полетам по приборам - IRI(H);

      3) квалификационные проверки профессиональных навыков для пилотов ATPL(H);

      4) оценки компетентности для выдачи, продление или возобновления отметки TRI(H) или SFI(H), при условии, если экзаменатор является TRE, по крайней мере, в течение трех лет;

      5) присвоение, по согласованию c уполномоченным органом, квалификации TRE(H).

Параграф 3. Квалификационные требования к экзаменатору по классу воздушного судна - CRE

      21. Кандидат на получение квалификации экзаменатора по классу "самолет" - СRE(А) имеет налет в качестве пилота ВС не менее 500 часов и имеет квалификацию СRI(А).

      22. Полномочия экзаменатора по классу ВС CRE распространяются на одно и двухдвигательные самолеты, пилотируемые одним пилотом, за исключением самолетов с высокими летными характеристиками.

      23. Экзаменатор по классу "самолет" CRE проводит квалификационные оценки для получения продления и возобновления отметки по типу ВС (type rating) на однодвигательных и двухдвигательных самолетах, пилотируемых одним пилотом.

Параграф 4. Квалификационные требования к экзаменатору инструментальной квалификации - IRE

      24. Кандидат на получение квалификации экзаменатора инструментальной квалификации - IRE(А) имеет:

      1) квалификационную отметку IRI(A);

      2) не менее 2000 часов налета в качестве пилота самолета в том числе не менее 500 часов налета по приборам, из них 250 часов в качестве инструктора.

      25. Кандидат на получение квалификации экзаменатора инструментальной квалификации IRE(Н) имеет:

      1) квалификационную отметку IRI(Н);

      2) не менее 1500 часов налета в качестве пилота вертолета, в том числе 500 часов налета по приборам, из них 200 часов в качестве инструктора.

Параграф 5. Квалификационные требования к экзаменатору на тренажере - SFE

      26. Кандидат на получение квалификации экзаменатора на тренажере самолета - SFE(A) имеет свидетельство линейного пилота АТPL(A) и не менее 1500 часов налета в качестве пилота многочленного ВС и имеет квалификационную отметку SFI(A).

      27. Кандидат на получение квалификации экзаменатора на тренажере вертолета SFE(Н) имеет свидетельство линейного пилота АТPL(Н) с IR(Н) на соответствующий тип вертолета, не менее 1000 часов налета в качестве КВС вертолета и квалификационную отметку SFI(Н).

Параграф 6. Квалификационные требования к экзаменатору летных инструкторов - FIE

      28. Кандидат на получение квалификации экзаменатора летных инструкторов на самолете - FIE(A) имеет:

      1) квалификационные отметки FI(А) или TRI(А);

      2) не менее 2000 часов налета в качестве пилота самолета, в том числе не менее 100 часов налета в обучении соискателей квалификационной отметки летного инструктора FI(A) или TRI(А).

      29. Кандидат на получение квалификации экзаменатора летных инструкторов на вертолете - FIE(Н) имеет:

      1) квалификационные отметки FI(H) или TRI(H);

      2) не менее 2000 часов налета в качестве пилота вертолета и не менее 100 часов при подготовке на квалификационные отметки FI(H) или TRI(H).

      30. Экзаменатор с квалификацией "экзаменатор летных инструкторов – FIE":

      1) пользуется полномочиями, предоставленные в квалификациях FI, FE, CRI, CRE, IRI, IRE, TRI, TRE;

      2) осуществляет проверки уровня профессиональных навыков или летных умений пилотов ВС при условии, что он имеет как минимум равнозначное свидетельство и квалификационные отметки с пилотами;

      3) осуществляет оценку компетентности (тестирования летно-методических навыков) летных инструкторов независимо от типа ВС соответствующего вида ВС для:

      присвоения квалификации FI, CRI, IRI или TRI соответствующего вида ВС;

      присвоения, продления или возобновления срока действия, по согласованию c уполномоченным органом гражданской авиации, квалификаций FE, CRE, TRE или FIE соответствующего вида ВС;

      выдачи, продления или возобновления срока действия квалификации FI, CRI, IRI и TRI при условии наличия соответствующей квалификации у проверяемого инструктора.

Глава 4. Квалификационные требования к экзаменаторам, имеющие право определять уровень квалификации диспетчеров ОВД

      31. Кандидат на получение квалификации экзаменатора ОВД соответствует следующим квалификационным требованиям:

      1) наличие действующего свидетельства авиационного персонала (диспетчера ОВД);

      2) наличие действующей квалификационной отметки диспетчер-инструктор;

      3) непрерываемый стаж работы в качестве диспетчера–инструктора в период, предшествующий получению квалификации экзаменатора ОВД, не менее трех лет;

      4) обладание квалификационными отметками, равнозначными квалификационным отметкам персонала, для которых они уполномочены проводить оценку профессиональных знаний, навыков и умений;

      5) наличие соответствующей профессиональной подготовки в качестве экзаменатора ОВД.

      32. Профессиональная подготовка экзаменаторов ОВД осуществляется в соответствии Типовыми программами профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов, утвержденных приказом Министра транспорта и коммуникации Республики Казахстан от 28 сентября 2013 года № 764 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 8785).

      33. Экзаменатор ОВД осуществляет свою деятельность с целью определения уровня квалификации специалистов ОВД в случаях:

      1) получения кандидатом свидетельства диспетчера ОВД;

      2) продления действия свидетельства диспетчера ОВД;

      3) присвоения (внесения в свидетельство диспетчера ОВД) квалификационной отметки;

      4) продления срока действия следующих квалификационных отметок:

      диспетчер диспетчерского (-их) пункта (-ов) района аэродрома (аэродромного диспетчерского центра) - Aerodrome control;

      диспетчер диспетчерского пункта подхода и диспетчер радиолокационного контроля диспетчерского пункта подхода - Approach control and approach radar control;

      диспетчер процедурного контроля районного диспетчерского пункта (районного диспетчерского центра) и диспетчер радиолокационного контроля районного диспетчерского пункта (районного диспетчерского центра) - Area control and area radar control.

      34. Экзаменатор ОВД осуществляет процедуры оценивания только в отношении квалификационных отметок, обладателем которых он является.

Глава 5. Квалификационные требования к экзаменаторам, имеющие право оценивать и определять уровень квалификации специалистов по ТО ВС

      35. Определяются следующие основные назначения экзаменаторов:

      1) экзаменатор по проверке знаний первоначально профессиональной подготовки специалистов по ТО ВС и курса обучения на тип ВС;

      2) экзаменатор практического элемента;

      3) экзаменатор практической стажировки;

      4) экзаменатор, имеющий право определять уровень квалификации специалистов по ТО ВС в легкой и сверхлегкой авиации.

      36. Кандидат на получение квалификации экзаменатора имеющего право оценивать и определять уровень квалификации специалистов по ТО ВС, предоставляет документы о прохождении курсов:

      1) "Возможности человека, применительно к техническому обслуживанию ВС" в объеме модуля 9А или 9В "Типовых программ профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов" либо "Human Factors Course" модуля 9А или 9В в обучающей организации, одобренной по Part-147;

      2) авиационное законодательство в объеме модуля 10RK "Типовой программы профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов";

      3) "Обучение преподавателей" ("Train the Trainers Course"), или "Профессиональное обучение для инструкторов" ("Professional Training of Instructors");

      4) курс экзаменатора (Assessor Training Course).

Параграф 1. Квалификационные требования к экзаменатору по проверке знаний первоначально профессиональной подготовки специалистов по ТО ВС и курса обучения на тип ВС

      37. Кандидат на получение квалификации экзаменатора по проверке знаний первоначальной профессиональной подготовки специалистов по ТО ВС и курса обучения на тип ВС следует:

      1) знать предмет (модуль, раздел) курса первоначальной подготовки или курса по типу ВС, который он/она будет преподавать;

      2) знать программу модуля, темы, уровни изучения и вопросов в предмете (модуле, разделе);

      3) уметь выбрать информацию из заполненных анкет и выставить оценку;

      4) уметь оценить и проанализировать ответы студентов и обеспечить обратную связь к инструктору/менеджеру обучения по результатам экзамена или процесса.

      38. Экзаменатор демонстрирует знания и умения в следующих областях:

      1) по модулям программы курса первоначальной профессиональной подготовки специалистов по ТО ВС (Aircraft Basic Course) или курса (курсов) обучения на тип ВС (Type Training Course);

      2) в части уровня изучаемой темы в модуле и уровне вопросов в модуле, приведенных в "Стандарте экзаменов базовой профессиональной подготовки";

      3) тестовых вопросах и ответах;

      4) анализ ответов студентов, оценка ответов и обеспечение обратной связи к инструктору/менеджеру обучения по результатам экзамена или процесса.

Параграф 2. Квалификационные требования к экзаменатору практического элемента

      39. Кандидат на получение квалификации экзаменатора практического элемента обучения на тип ВС соответствует одну из ниже перечисленных квалификационных требований:

      1) владеть сертификационным разрешением, выданным организацией по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (далее - ТО и РАТ) специалисту по ТО ВС индивидуально с указанием в нем категории экзаменатора, обладать действующим свидетельством специалиста по ТО ВС с внесенным рейтингом ВС и двигателя, которые будут оцениваться, пройти курс методики преподавания и курс экзаменатора;

      2) занимать позицию руководителя среднего звена в организации по ТО и РАТ или практикующего специалиста по ТО ВС систем авионики (В2) или специалиста по ТО ВС самолета (вертолета) и двигателя (категория В1/подкатегории В1.1, В1.2, В1.3, В1.4), при этом каждый из перечисленных специалистов на момент проведения оценки должны обладать правом выдачи сертификата допуска к эксплуатации ВС того типа ВС и двигателя на ту категорию свидетельства специалиста по ТО ВС, в которой будет оцениваться кандидат.

Параграф 3. Квалификационные требования к экзаменатору практической стажировки

      40. Кандидат на получение квалификации экзаменатора практической стажировки соответствует следующим квалификационным требованиям:

      1) владеть сертификационным разрешением, выданным организацией по ТО и РАТ специалисту по ТО ВС индивидуально с указанием в нем категории экзаменатора, обладать действующим свидетельством специалиста по ТО ВС с внесенным рейтингом ВС и двигателя, которые будут оцениваться, пройти курс методике преподавания и курс экзаменатора;

      2) занимать позицию руководителя среднего звена в организации по ТО и РАТ или практикующего специалиста по ТО ВС авионики (В2) или специалиста по ТО ВС самолета (вертолета) и двигателя (категория В3/подкатегории В1.1, В1.2, В1.3, В1.4), работающего в организации по ТО и РАТ, при этом каждый из перечисленных специалистов доказывает на момент проведения оценки обладание правом выдачи сертификата допуска к эксплуатации ВС того типа и двигателя на ту категорию свидетельства специалиста по ТО ВС, в которой будет оцениваться кандидат;

      3) уметь демонстрировать опыт и навыки, описанные в настоящих квалификационных требованиях;

      4) соответствовать требованиям общей процедуры организации по ТО и РАТ.

Параграф 4. Квалификационные требования к экзаменатору, имеющий право определять уровень квалификации специалистов по ТО легких и сверхлегких воздушных судов

      41. Кандидат на получение квалификации экзаменатора имеющий право определять уровень квалификации специалистов по ТО легких и сверхлегких воздушных судов соответствует следующим квалификационным требованиям:

      1) знать систему выдачи свидетельств авиационному персоналу;

      2) знать политику и инструктивный материал, регламентирующие порядок и процедуры определения уровня квалификации авиационного персонала, уметь применять и толковать их;

      3) быть действующим специалистом-практиком в области технического обслуживания и ремонта ВС;

      4) уметь применять стандарты безопасности полетов и техническому обслуживанию ВС;

      5) обладать квалификационными отметками (рейтингами), как минимум равнозначными свидетельствам и квалификационным отметкам специалистов по ТО ВС, которому он уполномочен проводить оценку профессиональных знаний, навыков и умений;

      6) иметь специальную подготовку в качестве экзаменатора;

      7) знать процедуру проведения квалификационной оценки, включая:

      сбор объективных данных;

      оценка объективных данных;

      представление отчета о принятой оценке.

      42. Экзаменатор до начала исполнения функции оценки имеет пройденные курсы по специальной программе в объеме не менее 40 часов в АУЦ, включающая в себя:

      1) "Человеческий фактор в ГА, применительно к техническому обслуживанию ВС";

      2) требования и процедуры, изложенные в "Правилах выдачи и продления срока действия свидетельств авиационного персонала" в части касающихся специалистов по ТО ВС;

      3) методы преподавания специальных теоретических дисциплин, проведения практического обучения и стажировки.

      43. Квалификационные требования для продления полномочий экзаменатора имеющий право определять уровень квалификации специалистов по ТО легких и сверхлегких воздушных судов:

      1) иметь минимум 1 проверку (как экзаменатор) в год в течение периода исполнения своих обязанностей;

      2) иметь одну проверку (как проверяемого) под контролем другого экзаменатора в течение срока полномочий;

      3) иметь действующие квалификационные и особые отметки в свидетельстве специалиста по ТО ВС;

      4) иметь курсы поддержания профессионального уровня по специальной программе для экзаменаторов один раз в 3 года в авиационном учебном центре некоммерческой организации, объединяющей эксплуатантов легкой и сверхлегкой авиации.

      44. Действующие экзаменаторы допускаются к самостоятельному освоению новых типов легких и сверхлегких воздушных судов с взлетной массой 5700 кг и менее, ранее не эксплуатировавшихся в Республике Казахстане, в составе не менее двух специалистов и имеющие:

      1) стаж работы не менее 5 лет по ТО и РАТ по виду воздушного судна;

      2) допуск по ТО и РАТ минимум к трем типам по данному виду воздушного судна.

      45. Освоение новой техники проводится, двумя экзаменаторами, имеющие допуски, минимум, на трех воздушных судах и эксплуатационный опыт не менее 5 лет.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.