Об утверждении Методики оценки экономической концентрации на товарных рынках

Обновленный

Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 14 декабря 2017 года № 416. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 декабря 2017 года № 16161.

      Примечание РЦПИ!
Вводится в действие с 01.01.2018

      В соответствии с подпунктом 16) статьи 90-6 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемую Методику оценки экономической концентрации на товарных рынках.

      2. Комитету по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством Республики Казахстан порядке:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках на официальное опубликование в периодические печатные издания, а также в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2018 года и подлежит официальному опубликованию.

      Министр
национальной экономики
Республики Казахстан
Т. Сулейменов

  Утверждена
приказом Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 14 декабря 2017 года № 416

Методика оценки экономической концентрации на товарных рынках

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящая Методика оценки экономической концентрации на товарных рынках (далее – Методика) разработана в соответствии с подпунктом 16) статьи 90-6 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года (далее – Кодекс) и применяется при рассмотрении ходатайств о предоставлении согласия на экономическую концентрацию или уведомлений о совершенной экономической концентрации.

      2. Методика определяет механизм оценки экономической концентрации на товарных рынках антимонопольным органом.

      Сноска. Пункт 2 - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 19.07.2023 № 10 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 2. Основные понятия

      3. В Методике применяются следующие понятия:

      1) компетентный орган – государственный орган, осуществляющий управление соответствующей отраслью (сферой) экономики;

      2) товары участников сделки – товары (работы, услуги), реализуемые участниками сделки до совершения сделки экономической концентрации и планируемые (запланированные) к реализации участниками сделки после ее совершения;

      3) заявитель – лицо, подавшее ходатайство о даче согласия на экономическую концентрацию или уведомление о совершенной экономической концентрации;

      4) поставщики (продавцы, заказчики) товара (работы, услуги) – субъекты рынка, реализующие товары (работы, услуги) собственной деятельности, а также торговые и посреднические организации, оказывающие услуги по продвижению товара от производителей к конечным потребителям;

      5) согласие на экономическую концентрацию – согласие антимонопольного органа на осуществление сделок, предусмотренных подпунктами 1), 2), 3) пункта 1 статьи 201 Кодекса;

      6) участник экономической концентрации – физическое или юридическое лицо, совершившее или намеревающееся совершить экономическую концентрацию;

      7) запрет на экономическую концентрацию – запрет антимонопольного органа на осуществление сделок, предусмотренных подпунктами 1), 2), 3) пункта 1 статьи 201 Кодекса, и (или) вынесение антимонопольным органом предписания об отмене сделок экономической концентрации, предусмотренных подпунктами 4) и 5) пункта 1 статьи 201 Кодекса.

      Иные понятия и термины, используемые в Методике, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 3 - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 24.02.2021 № 3 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 3. Основания и этапы проведения оценки экономической концентрации

      4. Основаниями проведения оценки экономической концентрации являются поступление в антимонопольный орган:

      1) ходатайства о даче согласия на экономическую концентрацию, представленного заявителем по форме согласно приложению 1 к Методике (далее – ходатайство);

      2) уведомления о совершенной экономической концентрации, предусмотренной подпунктами 4) и 5) пункта 1 статьи 201 Кодекса, представленного заявителем по форме согласно приложению 2 к Методике (далее – уведомление).

      Сноска. Пункт 4 - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 24.02.2021 № 3 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      5. В течение 40 календарных дней (с правом приостановления сроков в соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 205 Кодекса) проведение антимонопольным органом оценки экономической концентрации в ходе рассмотрения ходатайства включает следующие этапы:

      1) проверка полноты и достоверности прилагаемой к ходатайству документации, предусмотренной статьей 204 Кодекса;

      2) проведение анализа состояния конкуренции на товарных рынках при совершении экономической концентрации в случае, если лица, участвующие в сделке (группа лиц), осуществляют деятельность по реализации взаимозаменяемых товаров и (или) наличии признаков ограничения конкуренции;

      3) расчет показателей ограничения конкуренции, при выявлении на одном и более товарных рынках возникновения или усиления ограничения конкуренции;

      4) принятие антимонопольным органом решения по результатам оценки экономической концентрации.

      Сноска. Пункт 5 - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 24.02.2021 № 3 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      6. Проведение антимонопольным органом оценки экономической концентрации в ходе рассмотрения уведомления включает следующие этапы:

      1) проверка полноты и достоверности прилагаемой к уведомлению документации и сведений, предусмотренных статьей 207 Кодекса;

      2) рассмотрение договора или иного документа, подтверждающего совершение экономической концентрации, на предмет соответствия требованиям Кодекса;

      3) рассмотрение экономической концентрации на предмет ограничения или устранения конкуренции, в том числе путем возникновения или усиления доминирующего положения субъекта рынка;

      4) принятие антимонопольным органом решения по уведомлению о совершенной экономической концентрации в соответствии со статьей 209 Кодекса.

      Сноска. Пункт 6 - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 24.02.2021 № 3 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      7. При оценке экономической концентрации в качестве информации, при необходимости используются сведения, полученные:

      1) от участников экономической концентрации;

      2) в ходе опроса потребителей;

      3) от государственного органа, осуществляющего руководство в сфере государственной статистической деятельности;

      4) от компетентных государственных органов;

      5) от субъектов рынка, осуществляющих производство, реализацию, экспорт или импорт в Республику Казахстан аналогичных или взаимозаменяемых с участниками экономической концентрации товаров;

      6) в ходе собственных исследований антимонопольного органа;

      7) от ассоциаций, общественных объединений, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен";

      8) данные маркетинговых, социологических исследований, выборочных опросов и анкетирования субъектов рынка, граждан, общественных организаций.

      Сноска. Пункт 7 - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 24.02.2021 № 3 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 4. Проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при совершении экономической концентрации

      8. В случае, если среди товаров участников экономической концентрации отсутствуют аналогичные или взаимозаменяемые товары и (или) наличии признаков ограничения конкуренции, руководителем антимонопольного органа или лицом, его замещающим, принимается решение о согласии на экономическую концентрацию и в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения направляется заявителю.

      Сноска. Пункт 8 - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 24.02.2021 № 3 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      9. В случае, если лица, участвующие в сделке (группа лиц), осуществляют деятельность по реализации аналогичных или взаимозаменяемых товаров и (или) при наличии признаков ограничения конкуренции, антимонопольным органом проводится анализ состояния конкуренции на товарном рынке в соответствии со статьей 196 Кодекса и пунктом 7 Методики по проведению анализа состояния конкуренции на товарных рынках, утвержденной приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 3 мая 2022 года № 13 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 27883).

      Сноска. Пункт 9 - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 19.07.2023 № 10 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      10. В случае, если по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке совокупная доля участников экономической концентрации на товарном рынке составляет 35% и менее, а также отсутствуют признаки ограничения конкуренции, антимонопольным органом предоставляется согласие на совершение экономической концентрации.

      Сноска. Пункт 10 - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 24.02.2021 № 3 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      11. В случае, если по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке совокупная доля участников экономической концентрации на товарном рынке составляет более 35%, антимонопольным органом производится расчет показателей ограничения конкуренции при совершении экономической концентрации.

      Антимонопольным органом не допускается совершение экономической концентрации, если экономическая концентрация приводит к ограничению конкуренции.

      Сноска. Пункт 11 - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 24.02.2021 № 3 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 5. Расчет показателей ограничения конкуренции при совершении экономической концентрации

      12. Для выявления наличия, возникновения или усиления ограничения конкуренции антимонопольным органом используются следующие показатели ограничения конкуренции:

      1) совокупная доля участников сделки составит или превысит 35% на соответствующем товарном рынке после совершения сделки;

      2) изменение показателей рыночной концентрации: в случае совершения сделки индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (ННI) на соответствующем товарном рынке изменится:

      более чем на 250 для умеренноконцентрированного рынка (1000 < ННI < 2000);

      более чем на 100 для высококонцентрированного рынка (2000 < ННI < 10000);

      негативные последствия на рынок в результате слияния субъектов рынка на низкоконцентрированных рынках (ННI < 1000) маловероятны;

      3) возникновение возможных барьеров входа/выхода на рынок после сделки;

      4) возникновение или усиление рыночной власти после сделки у одного из участников сделки, когда Индекс Лернера ≥ 0,5.

      Сноска. Пункт 12 - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 24.02.2021 № 3 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      13. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (ННI) рассчитывается как сумма квадратов долей всех предприятий, действующих на рынке, и измеряется в долях или процентах:

      HHI = S12 + S22 + ... + Sn2,

      где:

      S1, S2 ... Sn – доли фирм на рынке (%);

      n – число хозяйствующих субъектов на рынке.

      Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана дает возможность сделать предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем субъектов рынка. Чем больше поставщиков с разномасштабной поставкой продукции действует на соответствующем товарном рынке, тем меньшее значение имеет данный показатель.

      При определении рыночной концентрации на соответствующем товарном рынке определяется группа лиц. При этом, группа лиц рассматривается как единый субъект рынка.

      14. К барьерам входа/выхода на рынок после сделки относятся:

      1) экономические ограничения, в том числе:

      необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

      более высокие затраты привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с субъектами рынка, действующими на рассматриваемом товарном рынке;

      затраты получения доступа к необходимым ресурсам и правам интеллектуальной собственности, на получение информации;

      отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между субъектами рынка, действующими на рассматриваемом товарном рынке;

      наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для субъектов рынка более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);

      преимущества субъектов рынка, действующих на рассматриваемом товарном рынке, перед потенциальными участниками рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар;

      2) административные ограничения, вводимые государственными органами, в том числе:

      условия лицензирования отдельных видов деятельности;

      квотирование;

      ограничения ввоза-вывоза товаров;

      требования обязательного удовлетворения определенного спроса, поддержания мобилизационных мощностей, сохранения рабочих мест и социальной инфраструктуры;

      предоставление льгот отдельным субъектам рынка;

      препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и иных помещений;

      условия конкурсного отбора поставщиков товара для государственных нужд;

      экологические ограничения, в том числе запрещение строительства производственных мощностей и объектов транспортной инфраструктуры;

      стандарты и предъявляемые к качеству требования;

      3) технологические ограничения, которые подразумевают технологическое превосходство уже действующих на товарном рынке компаний;

      4) иные ограничения:

      стратегия поведения действующих на товарном рынке субъектов рынка, направленная на создание барьеров входа на рынок, в том числе:

      установление монопольно низких цен;

      недобросовестная конкуренция;

      наличие среди действующих на товарном рынке субъектов рынка вертикально-интегрированных субъектов рынка, которое приводит к созданию барьеров входа на рынок, в том числе:

      создает преимущества для участников вертикально-интегрированных субъектов рынка по сравнению с другими потенциальными участниками рынка;

      требует необходимости участия потенциальных участников рынка в вертикальной интеграции, что увеличивает издержки входа на рынок;

      другие ограничения входа на товарный рынок, выявляемые в ходе анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

      15. Индекс Лернера рассчитывается как разница между ценой товара и предельными издержками его производства, отнесенная к цене:

      L= (P-MC)/P,

      где:

      L – Индекс Лернера;

      Р – отпускная цена товара;

      МС – предельные издержки производства товара.

      Данный показатель отражает отклонение цены от предельных затрат, связанных с неэффективным размещением ресурсов в условиях монополии. Чем больше цена реализации предприятия отклоняется от конкурентных цен, тем выше коэффициент Лернера.

      Этот коэффициент для совершенно конкурентного рынка равен нулю (рыночная власть отсутствует); для рынка монополистической конкуренции находится в диапазоне 0,3 – 0,5; для рынка олигополии – в диапазоне 0,6 – 0,8 в зависимости от числа предприятий (чем их меньше, тем будет больше коэффициент Лернера); для рынков с доминирующим предприятием он может достигать 0,8-0,9, а для рынка монополии приближается к 1.

Глава 6. Выводы по результатам оценки экономической концентрации

      16. По результатам оценки экономической концентрации формируется заключение, которое подписывается руководителем соответствующего структурного подразделения антимонопольного органа или лицом, его замещающим.

      Сноска. Пункт 16 - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 24.02.2021 № 3 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      17. По результатам рассмотрения заключения руководителем антимонопольного органа или лицом, его замещающим, принимается одно из следующих решений:

      1) о согласии на экономическую концентрацию;

      2) о запрете на экономическую концентрацию.

      Сноска. Пункт 17 - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 24.02.2021 № 3 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      18. По результатам рассмотрения уведомления антимонопольным органом принимается решение в соответствии со статьей 209 Кодекса.

      Сноска. Пункт 18 - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 24.02.2021 № 3 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 1 к Методике
оценки экономической концентрации
на товарных рынках
  Форма
  Председателю Агентства по
защите и развитию конкуренция
Республики Казахстан
_______________________
от_____________________
(полное наименование и
(или) фамилия, имя,
отчество (при его наличии)
услугополучателя БИН и
(или) ИИН (при наличии)

            Ходатайство о даче согласия на экономическую концентрацию

      Сноска. Приложение 1 - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 24.02.2021 № 3 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с пунктом 2 статьи 200 Предпринимательского кодекса Республики
Казахстан (далее – Кодекс) прошу предоставить согласие на экономическую концентрацию, заключающуюся в
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
(описание сделки, действия, с указанием предмета и сторон сделки, действия)
Настоящее ходатайство о даче согласия на экономическую концентрацию подается
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(указывается наименование/ фамилия, имя, отчество (при его наличии) услугополучателя)
на основании _______________________________________________________
(указывается подпункт пункта 1 статьи 201 Кодекса)
Документация прилагается в соответствии
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
(указывается пункт статьи 204 Кодекса)
Представляемые документы пронумерованы (электронный носитель прилагается).
Полноту и достоверность прилагаемых документов и сведений подтверждаю.
Согласен на использование сведений, составляющих охраняемую законом тайну,
содержащихся в информационных системах.
Подпись руководителя
или лица, его замещающего ________________________
Дата подачи ходатайства "___"___________ _______
Контакты представителя ________________________

  Приложение 2 к Методике
оценки экономической концентрации
на товарных рынках
  Форма
  Председателю Агентства по
защите и развитию конкуренция
Республики Казахстан
_______________________
от_____________________
(полное наименование и
(или) фамилия, имя,
отчество (при его наличии)
услугополучателя БИН и
(или) ИИН (при наличии)

            Уведомление о совершенной экономической концентрации

      Сноска. Приложение 2 - в редакции приказа Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 24.02.2021 № 3 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Предпринимательского кодекса Республики
Казахстан_______________________________________________________________
(наименование, фамилия, имя, отчество (при его наличии) участников сделки)
уведомляю о совершенной (планируемой) экономической концентрации, заключающейся в:

приобретении субъектом рынка прав (в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности, договора поручения), позволяющих давать обязательные для исполнения указания другому субъекту рынка при ведении им предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа


участии одних и тех же физических лиц в исполнительных органах, советах директоров, наблюдательных советах или других органах управления двух и более субъектов рынка при условии определения указанными физическими лицами в данных субъектах условий ведения их предпринимательской деятельности


      Описание сделки, действия _______________________________________
____________________________________________________________________
Сведения о заявителе:
Наименование/фамилия, имя, отчество (при его наличии)
____________________________________________________________________
БИН/ИИН




      Представляемые документы пронумерованы (электронныйноситель прилагается).
Полноту и достоверность прилагаемых документов и сведений подтверждаю.
Согласен на использование сведений, составляющих охраняемую законом тайну,
содержащихся в информационных системах.
Подпись руководителя
или лица, его замещающего ___________________________
Дата подачи ходатайства "____"__________ __________
Контакты представителя ___________________________

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.