ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 июля 2012 года № 344 "Об утверждении Правил организации работы по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга, изданию учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 7876, опубликован в газете "Казахстанская правда" от 19 сентября 2012 года № 316-317 (27135-37136)) следующие изменения:
в Правилах организации работы по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга, изданию учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, утвержденных указанным приказом:
подпункт 23) пункта 2 изложить в следующей редакции:
"23) уполномоченный орган – Министерство образования и науки Республики Казахстан;";
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Подготовка учебников, УМК и УМП организуется автором, авторским коллективом самостоятельно или издательством.
Для организаций среднего образования авторский коллектив формируется из числа ученых, методистов и учителей.";
пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Содержание учебников, УМК и УМП, в том числе на электронных носителях, для уровней начального, основного среднего и общего среднего образования, разрешенного уполномоченным органом к использованию в организациях образования дорабатывается авторским коллективом с учетом результатов мониторинга качества учебной литературы.";
пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10. Научная и педагогическая экспертиза учебников, УМК и УМП, в том числе на электронных носителях, проводится экспертной комиссией.
В состав экспертной комиссии входят: для уровней дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования ученые, учителя высшей и первой категорий, воспитатели дошкольных учреждений высшей и первой категорий; для уровня технического и профессионального, послесреднего образования – ученые и преподаватели организаций технического и профессионального, послесреднего образования, представители производства, предприятий и иных организаций; для уровня высшего, послевузовского образования – ученые, преподаватели вузов, представители производства, предприятий и научных организаций.
Экспертная комиссия выносит экспертное решение.";
пункты 15 и 16 изложить в следующей редакции:
"15. Научная и педагогическая экспертиза учебников, УМК и УМП, в том числе на электронных носителях, проводится с целью оценки соответствия содержания учебного издания ГОСО РК, типовым учебным планам и типовым учебным программам, а методического аппарата – целям обучения, воспитания и развития обучающихся, современным научным представлениям и требованиям психолого-педагогической науки.
Центр "Учебник" проводит экспертизу учебников, УМК и УМП, для уровней начального, основного среднего и общего среднего образования до апробации и по итогам апробации до следующего переиздания.
Для проведения общественной оценки качества учебников для уровней начального, основного среднего и общего среднего образования на время проведения экспертизы их электронные версии размещаются на интернет-ресурсе Центра "Учебник".
Центр "Учебник" осуществляет мониторинг замечаний и предложений, поступаюших на портал общественной оценки и направляет их издательствам для устранения.
16. На основе экспертного решения Центр "Учебник" готовит экспертное заключение.
Экспертное заключение по результатам экспертизы содержит один из следующих выводов:
1) для учебников, УМК и УМП, в том числе на электронных носителях, для уровня начального, основного среднего и общего среднего образования:
в случае положительного экспертного решения – "рекомендуется к использованию в организациях образования", а для учебников, УМК и УМП, направляемых на апробацию – "рекомендуется к апробации в организациях образования";
в случае наличия в экспертном решении замечаний, требующих устранения, в том числе и для учебных изданий, направляемых на апробацию – "требует доработки";
в случае отрицательного экспертного решения – "не рекомендуется к использованию в организациях образования", а также для учебных изданий, направляемых на апробацию – "не рекомендуется к апробации в организациях образования";
2) для учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, в том числе на электронных носителях, уровней дошкольного воспитания и обучения, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования – "рекомендуется к использованию в организациях образования";
в случае наличия в экспертном решении замечаний, требующих устранения – "требует доработки";
в случае отрицательного экспертного решения – "не рекомендуется к использованию в организациях образования".";
пункт 20 изложить в следующей редакции:
"20. Апробацию проходят учебники, УМК и УМП по обновленному содержанию уровней начального, основного среднего и общего среднего образования.";
пункт 20-2 изложить в следующей редакции:
"20-2. Список экспериментальных организаций образования, апробирующих учебники, УМК и УМП, перечень учебников и УМК формируется уполномоченным органом.";
пункты 25, 26 и 27 изложить в следующей редакции:
"25. По итогам мониторинга учебников уполномоченный орган принимает решение об исключении невостребованных организациями образования учебников, УМК и УМП из Перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях (далее – Перечень).
26. Уполномоченный орган создает Республиканскую комиссию по рассмотрению результатов экспертизы и апробации учебников, УМК и УМП, в том числе на электронных носителях (далее – Республиканская комиссия).
Состав Республиканской комиссии утверждается первым руководителем уполномоченного органа.
В состав Республиканской комиссии входят представители государственных, общественных организаций, педагогической и научной общественности, имеющие опыт работы в области образования.
Для рассмотрения результатов экспертизы, апробации учебников, УМК и УМП, в том числе на электронных носителях, и внесения предложений в Республиканскую комиссию уполномоченный орган создает предметные комиссии.
Заседание предметных комиссий проводится не реже двух раз в год. Состав предметных комиссии формируется из представителей государственных и общественных организаций, ученых, методистов и педагогов-практиков.
Предметные комиссии:
1) проводят экспертную оценку учебников для уровней дошкольного, начального, основного среднего и общего среднего образования и ранжирование для определения единого базового учебника;
2) рассматривают промежуточные и окончательные итоги экспертизы, апробации учебников, УМК и УМП, общественной оценки качества учебников;
3) вносят на рассмотрение Республиканской комиссии итоги экспертной оценки, апробации и ранжирования учебников, УМК и УМП, в том числе на электронных носителях для уровней дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования.
27. Республиканская комиссия:
1) рассматривает итоги работы предметных комиссий;
2) осуществляет отбор учебников, УМК и УМП, в том числе единых базовых учебников, с учетом предложений предметных комиссий и стоимости учебных издании;
3) выносит следующие решения об использовании учебников, УМК и УМП, в том числе на электронных носителях, в организациях образования:
"рекомендуется к использованию в организациях образования";
"не рекомендуется к использованию в организациях образования";
"рекомендуется к использованию в организациях образования в качестве единого базового учебника";
"рекомендуется к использованию в организациях образования в качестве учебника для дополнительного использования";
4) вносит на рассмотрение и утверждение уполномоченным органом список рекомендованной учебной литературы для включения в Перечень;
5) вырабатывает и вносит предложения по совершенствованию механизмов подготовки, экспертизы, апробации, мониторинга и издания учебников, УМК и УМП всех уровней образования.";
пункт 29 изложить в следующей редакции:
"29. Для включения в Перечень рекомендуется не более пяти альтернативных учебников, УМК и УМП по одному учебному предмету.
Утвержденный уполномоченным органом Перечень размещается на интернет-ресурсе www.edu.gov.kz.".
2. Департаменту дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан (Каринова Ш.Т.) в установленном законодательством порядке Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;
4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;
5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы и международного сотрудничества Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2), 3) и 4) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Республики Казахстан Аймагамбетова А.К.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан |
А. Амрин |