ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ исполняющего обязанности Министра финансов Республики Казахстан от 1 июля 2020 года № 648 "Об утверждении Правил проведения пилотного проекта по горизонтальному мониторингу" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20916, опубликован 3 июля 2020 года в Эталонном контрольном банке актов Республики Казахстан) следующие изменения и дополнение:
в Правилах проведения пилотного проекта по горизонтальному мониторингу, утвержденных указанным приказом:
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Реализация Пилотного проекта осуществляется в два этапа:
1) предпроектная работа;
2) пилотное внедрение горизонтального мониторинга.
При предпроектной работе проводятся изучение и подготовительные работы системы внутреннего контроля и учетных информационных систем для вступления налогоплательщиков в горизонтальный мониторинг. Предпроектная работа регулируется в рамках Соглашения о взаимодействии (далее – Соглашение о взаимодействии) согласно приложению 1 к настоящим Правилам и положениями настоящих Правил, которое подписывается первым руководителем Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – Комитет) либо лицом, его замещающим.
Пилотное внедрение горизонтального мониторинга регулируется в рамках Соглашения о пилотном проекте по горизонтальному мониторингу (далее – Соглашение о пилотном проекте) согласно приложению 2 к настоящим Правилам и положениями настоящих Правил.
Налогоплательщики становятся участниками Пилотного проекта (далее – участник Пилотного проекта) с даты подписания Соглашения о взаимодействии, если иное не установлено пунктом 8 настоящих Правил.
Налогоплательщики из перечня крупных налогоплательщиков с даты заключения Соглашения о пилотном проекте не подлежат мониторингу крупных налогоплательщиков.";
пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Участниками Пилотного проекта являются:
1) налогоплательщики, являющиеся коммерческой организацией, за исключением государственных предприятий, одновременно соответствующих на дату подачи заявления о заключении Соглашения о взаимодействии следующим условиям:
сумма стоимостных балансов фиксированных активов на конец налогового периода согласно декларации налогоплательщика по корпоративному подоходному налогу за год, предшествующий году, в котором подается заявление о заключении Соглашения о взаимодействии, составляет не менее 325 000-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на конец года, в котором подается заявление о заключении Соглашения о взаимодействии;
сумма уплаченных налогоплательщиком налогов, других обязательных платежей в бюджет и социальных платежей по его обязательствам без учета возврата налога на добавленную стоимость составляет не менее 1 (одного) миллиарда тенге за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о заключении Соглашения о взаимодействии;
ведение налогоплательщиком бухгалтерского и налогового учетов с использованием программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов;
наличие финансовой отчетности за финансовый год, предшествующий пери оду, в котором подается заявление о заключении Соглашения о взаимодействии, которая подтверждается аудиторским заключением крупной международной аудиторской организации, в случае его наличия;
наличие системы внутреннего контроля;
низкий или средний уровень риска налогоплательщика согласно оценке, применяемой в соответствии с главой 17 Налогового кодекса органами государственных доходов системы управления рисками, по состоянию на дату подачи заявления о заключении Соглашения о взаимодействии;
2) налогоплательщики, контрольный пакет акций которых принадлежит национальному управляющему холдингу, либо аффилированные с ними юридические лица, а также юридические лица, 50 процентов акций и более которых принадлежит указанным юридическим лицам.
При этом реализация пилотного проекта по горизонтальному мониторингу осуществляется в следующие сроки:
по налогоплательщикам в сфере телекоммуникаций – с 1 августа 2020 года по 31 декабря 2023 года;
по налогоплательщикам в сфере транспортировки газа – с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2023 года;
по налогоплательщикам в сфере электроэнергетики, в том числе по управляющим (головным) компаниям – с 1 апреля 2021 года по 31 декабря 2023 года;
по налогоплательщикам горнорудной отрасли – с 1 апреля 2021 года по 31 декабря 2023 года;
по налогоплательщикам в сфере грузовых перевозок, авиации и транспортировки нефти, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей - с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года;
3) поверенные лица (оператор) и (или) недропользователь (недропользователи), указанные в соглашении (контракте) о разделе продукции, заключенном между Правительством Республики Казахстан или компетентным органом и недропользователем, осуществляющие деятельность на нефтегазоконденсатном или морском месторождении в соответствии с указанными соглашениями (контрактами), а также их дочерние или связанные компании;
4) налогоплательщики, включенные в реестр уполномоченных экономических операторов в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О таможенном регулировании в Республике Казахстан" от 26 декабря 2017 года, реализация пилотного проекта по которым осуществляется с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года.
При этом указанные в настоящем подпункте налогоплательщики в срок до 1 января 2021 года обеспечивают:
ведение бухгалтерского и налогового учетов с использованием программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов;
представление финансовой отчетности за финансовый год, предшествующий периоду вступления в Пилотный проект, которая подтверждается аудиторским заключением аудиторской организации, в случае его наличия;
предоставление отчета о диагностике информационных систем, подготовленного компанией в сфере информационных технологий или аудиторской (или консалтинговой) компанией, имеющей необходимый опыт по предоставлению данных услуг, за период, предшествующий периоду вступления в Пилотный проект, в случае его наличия;
5) организации, реализующие инвестиционные приоритетные проекты.";
пункты 10 и 11 изложить в следующей редакции:
"10. Заявление для участия в предпроектной работе налогоплательщиками, указанными в подпунктах 1), 3) и 5) пункта 7 настоящих Правил, направляется в Комитет на добровольной основе и в произвольной форме.
Заявление подается в явочном порядке или направляется по почте заказным письмом с уведомлением. Датой поступления Заявления является дата его приема Комитетом.
Рассмотрение Заявления осуществляется в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента поступления.
Комитет по итогам рассмотрения Заявления:
1) письменно сообщает налогоплательщику о согласии заключить с налогоплательщиком Соглашение о взаимодействии с приложением 2 (двух) экземпляров, подписанных первым руководителем Комитета либо лицом, его замещающим;
2) при несоответствии налогоплательщика условиям, установленным подпунктом 1), 3) и 5) пункта 7 настоящих Правил, направляет письменный отказ в подписании Соглашения о взаимодействии с указанием обоснованных причин.
11. Предпроектная работа по изучению и подготовке системы внутреннего контроля и учетных информационных систем, необходимых для вступления налогоплательщиков в горизонтальный мониторинг, регулируется в рамках Соглашения о взаимодействии.
При этом срок реализации предпроектной работы составляет не более 12 (двенадцати) месяцев с даты заключения Соглашения о взаимодействии. Срок реализации предпроектной работы продлевается по согласованию сторон, но не более чем на 6 (шесть) месяцев.
Права и обязанности налогоплательщиков, органов государственных доходов, условия соблюдения налоговой тайны и сохранения режима конфиденциальности в отношении получаемой информации в рамках предпроектной работы регулируются также Соглашением о взаимодействии.
В рамках Соглашения о взаимодействии для изучения и диагностики системы внутреннего контроля, изучения и диагностики информационных систем, дальнейшего обмена информацией между налогоплательщиком и Комитетом утверждается дорожная карта с указанием мероприятий, сроков реализации и ответственных лиц.
Предпроектная работа проводится дистанционно как (в том числе посредством предоставления налогоплательщиком удаленного доступа к учетным данным и системе внутреннего контроля), так с выездом по месту нахождения участника Пилотного проекта и (или) нахождению его основных активов (при необходимости физической проверки системы внутреннего контроля налогоплательщика и его информационных систем).
По итогам предпроектной работы и выработки требований по вопросам достоверности и полноты к системе внутреннего контроля, учетным информационным системам и к системе информационного обмена данными Комитет направляет участнику Пилотного проекта в произвольной форме рекомендации по приведению в соответствие системы внутреннего контроля, информационных систем и системы информационного обмена данными.";
пункт 13 изложить в следующей редакции:
"13. Заявление о заключении Соглашения о пилотном проекте по горизонтальному мониторингу (далее - Заявление) подается налогоплательщиком в Комитет в течение 1 (одного) месяца до завершения предпроектной работы по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
Заявление подается в явочном порядке или направляется по почте заказным письмом с уведомлением.
К Заявлению прилагаются 2 (два) экземпляра Соглашения о пилотном проекте, подписанные налогоплательщиком (руководителем юридического лица).
Датой поступления Заявления является дата его приема Комитетом.
Рассмотрение Заявления осуществляется в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента поступления.
Комитет по итогам рассмотрения Заявления, а также по результатам предпроектной работы:
1) письменно сообщает налогоплательщику о согласии заключить с налогоплательщиком Соглашение о пилотном проекте с приложением второго экземпляра Соглашения о пилотном проекте, подписанного первым руководителем Комитета либо лицом, его замещающим;
2) направляет письменный отказ в подписании Соглашения о пилотном проекте с указанием причин отказа.";
пункт 18 изложить в следующей редакции:
"18. Документы, предусмотренные Соглашением о пилотном проекте и настоящими Правилами, в том числе запросы, письма и рекомендации подписываются руководителем Комитета или лицом его замещающим, либо уполномоченным им лицом, и вручаются участнику Пилотного проекта посредством электронной почты, нарочно, по почте заказным письмом с уведомлением по адресам, указанным в Соглашении о пилотном проекте, либо через кабинет налогоплательщика.
При этом срок для предоставления информации участником Пилотного проекта не может быть менее 5 (пяти) рабочих дней и более 20 (двадцати) рабочих дней.";
пункт 21 изложить в следующей редакции:
"21. В случае выявления нарушений органами государственных доходов у участника Пилотного проекта налогового законодательства Республики Казахстан по результатам камерального контроля, сведения о таких нарушениях направляются в профильное управление Комитета без направления уведомления или извещения.
Результаты камерального контроля поступают в профильное управление от структурного подразделения Комитета, осуществляющего автоматизированный камеральный контроль, и от его территориальных органов, осуществляющих ручной камеральный контроль.
Положения настоящего пункта не распространяются на выявленные нарушения в период внедрения Пилотного проекта по результатам камерального контроля по платежам в бюджет, установленным подпунктом 2) пункта 1 статьи 189 Налогового кодекса, по возврату налога на добавленную стоимость и подоходного налога из бюджета на основании международного договора, по которым меры налогового контроля осуществляются в порядке, установленном налоговым законодательством.";
пункт 28 изложить в следующей редакции:
"28. За налоговые периоды, в которых налогоплательщик находился в Пилотном проекте, налоговые проверки проводятся в случаях, установленных пунктом 6 статьи 145 Налогового кодекса, а также при установлении финансово-хозяйственных операций, имеющих признаки фиктивности, подлог документов и (или) искажение данных в бухгалтерских и налоговых информационных системах, используемых для горизонтального мониторинга.
При этом налоговые проверки проводятся не чаще 1 (одного) раза в год за исключением случаев, установленных пунктом 6 статьи 145 Налогового кодекса.
Меры налогового контроля до даты заключения Соглашения о пилотном проекте осуществляются в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан.
Меры налогового контроля с даты заключения Соглашения о пилотном проекте осуществляются в порядке, установленном настоящими Правилами.
Меры налогового контроля, проводимые в период внедрения Пилотного проекта по инициативе уполномоченных государственных органов, правоохранительных и специальных государственных органов (запросы, требования, сведения), осуществляются в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан.";
приложение 2 изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу.
2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр финансов Республики Казахстан |
Е. Жамаубаев |
Приложение 1 к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 23 февраля 2021 года № 138 |
|
Приложение 2 к Правилам проведения пилотного проекта по горизонтальному мониторингу |
|
форма |
Соглашение о пилотном проекте по горизонтальному мониторингу
город Нур-Султан "____"________ 20__ года
___________________________________________________________________________,
(наименование)
именуемое в дальнейшем "Участник пилотного проекта", в лице __________________
__________________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество (при его наличии)
действующего (ей) на основании ______________________________________________,
(наименование документа)
с одной стороны, и Республиканское государственное учреждение "Комитет
государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан", именуемый в
дальнейшем "Комитет", в лице
___________________________________________________________________________,
(должность, фамилия, имя, отчество (при его наличии)
действующего (-ей) на основании_____________________, с другой стороны, далее
(наименование документа)
совместно именуемые "Стороны", принимая во внимание положения статьи 68 Кодекса
Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в
бюджет" (Налоговый кодекс), заключили настоящее Соглашение о пилотном проекте по
горизонтальному мониторингу (далее – Соглашение).
Глава 1. Предмет Соглашения
1. Стороны договариваются о проведении Комитетом пилотного проекта по горизонтальному мониторингу в отношении Участника пилотного проекта горизонтального мониторинга.
Глава 2. Права и обязанности Сторон
2. Комитет вправе:
1) запрашивать и получать учетную документацию на бумажных и электронных носителях, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) по вопросам, относящимся к предмету горизонтального мониторинга в рамках пилотного проекта;
2) получать доступ к просмотру данных программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в том числе исторические данные;
3) получать сведения из информационной системы программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов, и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в том числе исторические данные;
4) обследовать имущество, являющееся объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением, независимо от его места нахождения, проводить инвентаризацию имущества Участника пилотного проекта, в том числе на соответствие сведениям, указанным в документах;
5) привлекать специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками, в том числе работников других государственных органов Республики Казахстан для исследования вопросов, требующих специальных знаний и навыков, и получения консультаций в рамках пилотного проекта;
6) пользоваться иными правами, предусмотренными Налоговым кодексом.
3. Комитет обязан:
1) соблюдать режим работы Участника пилотного проекта в период проведения пилотного проекта по месту его нахождения;
2) предоставлять разъяснения и рекомендации по вопросам исполнения налогового обязательства;
3) обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных при проведении пилотного проекта, не разглашать их содержание, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;
4) информировать о правах и обязанностях органов государственных доходов;
5) исполнять иные обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом.
4. Налогоплательщик вправе:
1) получать разъяснения и рекомендации по вопросам исполнения налоговых обязательств в ходе проведения пилотного проекта;
2) требовать от работников профильного управления Комитета, проводящих Пилотный проект, предъявления служебных удостоверений;
3) требовать у работников профильного управления Комитета, проводящих пилотный проект, информацию о правах и обязанностях участника пилотного проекта;
4) присутствовать при проведении пилотного проекта и давать пояснения по вопросам, относящимся к предмету пилотного проекта;
5) пользоваться иными правами, предусмотренными Налоговым кодексом.
5. Налогоплательщик обязан:
1) давать пояснения по вопросам, относящимся к предмету пилотного проекта;
2) обеспечить доступ работникам профильного управления Комитета, проводящим пилотный проект, и привлекаемым для участия в проведении такого пилотного проекта, на территорию и (или) в помещение Участника пилотного проекта и предоставляет им рабочее место;
3) представлять работникам профильного управления Комитета, проводящего пилотный проект, договор на проведение аудита и аудиторского заключения аудита;
4) предоставлять доступ к просмотру данных программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в том числе исторические данные;
5) предоставлять сведения из информационной системы программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов, и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в том числе исторические данные;
6) извещать о внесении изменений и дополнений в учетную документацию по бухгалтерскому и налоговому учету в период нахождения в пилотном проекте, в том числе за период исковой давности, в случае если такие изменения и дополнения влияют на налоговые обязательства, в течение15 (пятнадцати) рабочих дней с момента внесения таких изменений и дополнений;
7) исполнять иные обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом.
6. Стороны имеют право по обоюдному согласию вносить изменения и дополнения в настоящее Соглашение.
Глава 3. Ответственность Сторон
7. Любые споры или разногласия, возникающие из настоящего Соглашения, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Глава 4. Конфиденциальность
8. Стороны обязуются не разглашать любую информацию, полученную в рамках настоящего Соглашения без предварительного письменного согласия другой стороны, за исключением случаев, когда иное предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.
9. Неумышленное распространение полученных сведений вследствие противоправных действий со стороны третьих лиц, выразившихся в виде кражи, грабежа, разбоя, хищения, кибер-атаки информационных баз данных, подтвержденное соответствующими органами, не является нарушением требования о конфиденциальности.
Глава 5. Срок действия Соглашения
10. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания.
Настоящее Соглашение действует до окончания пилотного проекта по горизонтальному мониторингу и расторгается в случаях проведения в отношении Участника пилотного проекта процедуры реабилитации или банкротства, ликвидации, реорганизации путем слияния, присоединения, разделения и выделения, а также досрочно по соглашению Сторон.
При этом Соглашение считается расторгнутым с даты получения Участником пилотного проекта письма о расторжении Соглашения.
Глава 6. Заключительные положения
11. Изменения и дополнения к настоящему Соглашению оформляются в письменной форме за подписью уполномоченных лиц Сторон и являются неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
12. Реорганизация Комитета путем преобразования не прекращает действия настоящего Соглашения, и все права и обязанности переходят к правопреемникам.
13. Обмен информацией, представляемой в рамках пилотного проекта по горизонтальному мониторингу, направление документов, в том числе извещений, запросов, рекомендаций и писем, осуществляется с использованием следующих адресов электронной почты:
со стороны Комитета ____________________________________________;
со стороны Участника пилотного проекта___________________________.
14. Настоящее Соглашение подписано в 4 (четырех) оригинальных экземплярах на государственном и русском языках, по 2 (два) экземпляра для каждой из Сторон и имеющих равную юридическую силу.
Глава 7. Юридические адреса и реквизиты Сторон
Комитет государственных доходов |
Участник: |