Об утверждении Методики по проведению рейтинга регионов и городов по легкости ведения бизнеса

Утративший силу

Нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 4 мая 2021 года № 3-НҚ. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 11 мая 2021 года № 22717. Утратило силу нормативным постановлением Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан от 23 августа 2023 года № 16-НҚ.

      Сноска. Утратило силу нормативным постановлением Высшей аудиторской палаты РК от 23.08.2023 № 16-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с подпунктом 14-1) пункта 4 статьи 12 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле", Высшая аудиторская палата Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      Сноска. Преамбула - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Утвердить прилагаемую Методику по проведению рейтинга регионов и городов по легкости ведения бизнеса.

      2. Отделу планирования, анализа и отчетности Счетного комитета в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего нормативного постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего нормативного постановления на интернет-ресурсе Счетного комитета.

      3. Контроль за исполнением нормативного постановления возложить на Руководителя аппарата Счетного комитета.

      4. Настоящее нормативное постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Председатель Счетного комитета
по контролю за исполнением республиканского бюджета
Н. Годунова

  Утверждена
нормативным постановлением
Счетного комитета по контролю
за исполнением республиканского
бюджета от 4 мая 2021 года № 3-НҚ

Методика по проведению рейтинга регионов и городов по легкости ведения бизнеса

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящая Методика по проведению рейтинга регионов и городов по легкости ведения бизнеса (далее – Методика) разработана в соответствии с подпунктом 14-1) пункта 4 статьи 12 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле.

      Сноска. Пункт 1 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2. Рейтинг регионов и городов по легкости ведения бизнеса (далее – рейтинг) формируется по результатам проведения работы местными исполнительными органами (далее – МИО) и территориальными подразделениями центральных государственных органов по созданию благоприятных условий для открытия и ведения бизнеса.

      3. На основании заключенного договора между Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата) и товариществом с ограниченной ответственностью "Центр исследований, анализа и оценки эффективности" (далее – Центр) проводится исследование по проведению рейтинга в регионах Республики Казахстан, которое включает в себя 2 этапа:

      1) имплементация методологии рейтинга в регионах Республики Казахстан при котором проводится:

      проведение полевого исследования путем опроса предпринимателей в регионах согласно выборке респондентов областей, городов Астана, Алматы и Шымкент, районов, городов областного значения, указанных в приложении 1 к настоящей Методике;

      сбор статистических данных, используемых настоящей Методикой в соответствии с Правилами присуждения специальной премии по результатам рейтинга регионов и городов по легкости ведения бизнеса, утвержденными Указом Президента Республики Казахстан от 24 ноября 2017 года № 590.

      2) подведение итогов по рейтингу:

      ранжирование (подготовка рейтинга) областей и городов Астана, Алматы и Шымкент, и отдельно районов и городов областного значения по легкости ведения бизнеса по результатам опросных и статистических данных.

      Сноска. Пункт 3 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      4. Ранжирование регионов и городов по легкости ведения бизнеса осуществляется Центром. Сформированный рейтинг предоставляется Центром в Высшую аудиторскую палату.

      Сноска. Пункт 4 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      5. Подготовка рейтинга осуществляется Высшей аудиторской палатой ежегодно до 30 октября.

      Сноска. Пункт 5 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      6. Контроль качества полевого исследования осуществляется Высшей аудиторской палатой путем получения от Центра маршрутных листов интервьюеров и отчетов о проведенной работе. Маршрутные листы интервьюеров предоставляются Центром в Высшую аудиторскую палату перед запуском полевого исследования. Отчет о проведенной работе по полевому исследованию предоставляется Центром в Высшую аудиторскую палату еженедельно, в течение трех месяцев до даты окончания подготовки рейтинга.

      Сноска. Пункт 6 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      7. При описании рейтинга, регионы и города Казахстана распределяются в зависимости от значения интегрального индекса и позиция региона или города определяется по пятибалльной системе, где 5 – максимальное значение, 1 – минимальное.

Глава 2. Определение рейтинга регионов и городов по легкости ведения бизнеса

      8. Рейтинг подразделяется на 2 уровня:

      сравнение областей и городов Астана, Алматы и Шымкент;

      сравнение районов и городов областного значения (включая административные центры областей).

      Сноска. Пункт 8 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      9. Итоги рейтинга формируются на основании 50% статистических данных, указанных пунктах 15, 16 настоящей Методики, и 50% опросных данных согласно факторам, указанным в пункте 14 настоящей Методики.

      10. Целевой группой социологического опроса выступают руководители малых и средних предприятий (в том числе индивидуальные предприниматели и крестьянские хозяйства);

      11. Источниками информации для подготовки рейтинга являются:

      1) опрос респондентов по форме согласно приложению 2 к настоящей Методике;

      2) статистические данные, полученные путем направления запросов в государственные органы и организации, по расшифровке статистических показателей для областей, городов Астана, Алматы и Шымкент, районов и городов областного значения согласно приложению 3 к настоящей Методике.

      Сноска. Пункт 11 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      12. Опрос респондентов осуществляется в целях определения их субъективного мнения по оценке условий ведения бизнеса по следующим факторам:

      1) регуляторный климат;

      2) инфраструктура;

      3) доступность финансов для бизнеса;

      4) человеческий капитал;

      5) транспарентность принимаемых решений.

      13. Статистические данные, используемые для областей, городов Астана, Алматы и Шымкент:

      1) индекс роста объема налоговых отчислений от субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) к базовому 2015 году;

      2) темп роста инвестиций в основной капитал малых, средних предприятий, за отчетный период по сравнению с предыдущим годом, в процентах;

      3) темп роста внешних инвестиций в основной капитал предприятий несырьевого сектора, за отчетный период по сравнению с предыдущим годом, в процентах;

      4) темп роста объема выделяемых средств из местного бюджета на поддержку субъектов МСП по сравнению с предыдущим годом, в процентах;

      5) темп роста численности занятых в действующих МСП, за отчетный период по сравнению с предыдущим годом, в процентах;

      6) темп роста выпуска продукции субъектами МСП в реальном выражении за отчетный период по сравнению с предыдущим годом, в процентах;

      7) темп роста количества действующих субъектов МСП за отчетный период по сравнению с предыдущим годом, в процентах;

      8) темп роста доли государственных услуг для юридических лиц, оказанных с нарушением сроков по сравнению с предыдущим годом, в процентах;

      9) темп роста количества проверок на 1000 действующих субъектов МСП по сравнению с предыдущим годом, в процентах;

      10) темп роста количества выигранных судебных дел по искам МСП к государственным органам, местному самоуправлению, общественным объединениям, организациям, должностным лицам и государственным служащим на 1000 МСП по сравнению с предыдущим годом, в процентах;

      11) темп роста объема государственной поддержки МСП за счет республиканского бюджета к объему производства МСП по сравнению с предыдущим годом, в процентах;

      12) темп роста количества проектов, получивших государственную помощь (гранты, гарантии, кредиты, субсидии, затраты на инфраструктуру) на 1000 МСП по сравнению с предыдущим годом, в процентах;

      13) темп роста количества выпускников организации технического и профессионального образования (далее – ТИПО) по сравнению с предыдущим годом, в процентах.

      Статистические данные, используемые для районов и городов областного значений:

      1) индекс роста объема налоговых отчислений от МСП к базовому 2015 году;

      2) темп роста количества действующих субъектов МСП за отчетный период по сравнению с предыдущим годом, в процентах;

      3) темп роста количества проверок на 100 действующих субъектов МСП по сравнению с предыдущим годом, в процентах;

      4) темп роста количества выигранных судебных дел по искам МСП к государственным органам, местному самоуправлению, общественным объединениям, организациям, должностным лицам и государственным служащим на 100 субъектов МСП по сравнению с предыдущим годом, в процентах.

      Сноска. Пункт 13 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      14. Рейтинг по опросным данным рассчитывается и представляется на 5 уровнях: подпоказатель, показатель, субфактор, фактор и интегральный индекс.

      Вес каждого из уровней зависит от мнения респондентов на важность факторов условий ведения бизнеса. При проведении опроса, будет задан вопрос, где респонденту нужно оценить по приоритетности от 1 до 5 важность факторов. За каждый балл (в сумме всего 15 баллов, сумма цифр от 1 до 5) приоритетности будет назначаться вес согласно следующей формуле:

     


      Wu– вес за 1 балл;

      Wt– вес за все 15 баллов;

      St– сумма всех баллов (15) от 1 до 5.

      Наиболее приоритетный фактор, который получит 5 баллов, будет весить 33,3%.

      Наиболее приоритетный фактор определяется по следующей формуле:

     


      Wmax– вес наиболее приоритетного фактора, за который проголосовали предприниматели, и которому присуждается максимально 5 баллов;

      Smax– балл за наиболее приоритетный фактор.

      Наименее приоритетный фактор будет весить 6,66..67%.

     


      Wmin– вес наименее приоритетного фактора, за который проголосовали предприниматели, и которому присуждается 1 балл;

      Smin– балл за наименее приоритетный фактор.

      В итоге в зависимости от приоритетности факторов будут определены следующие веса факторов:

Приоритетность фактора

Балл за приоритетность

Вес фактора (округленно)

1

5

33,33%

2

4

26,67%

3

3

20%

4

2

13,33%

5

1

6,67%

      уровень подпоказателей – сведенные и обработанные исходные данные, приведенные для каждого подпоказателя к единой шкале от 1 до 5, где 1 – наихудшее возможное измерение, 5 – наилучшее;

      уровень показателей – среднее значение баллов по подпоказателям, входящим в показатели. Например, балл за показатель "Качество и доступность транспортной инфраструктуры" формируется на основании среднего значения баллов четырех подпоказателей: качество автомобильных дорог, тарифы на автоперевозки, тарифы на железнодорожные перевозки и тарифы на авиаперевозки;

      уровень субфактора – сумма баллов показателей, входящих в субфактор с учетом веса показателя (вес показателей субфакторов зависит от приоритетности фактора, которая определится предпринимателями при опросе, и количества показателей субфакторов в факторе, также веса показателей субфакторов определенного фактора имеют равный вес). Например, балл за субфактор "Лицензии и разрешения" формируется на основании суммы баллов двух показателей с учетом весов данных показателей: получение всех лицензий или разрешений от государственных органов и получение всех разрешений от субъектов естественных монополий;

      уровень фактора – сумма баллов субфакторов, входящих в фактор с учетом веса субфактора (веса факторов зависит от количества и весов показателей субфакторов). Например, балл за фактор "Инфраструктура" формируется на основании суммы баллов двух субфакторов с учетом весов данных субфакторов: специализированные площадки для развития бизнеса и транспортная инфраструктура;

      уровень интегрального индекса – сумма средневзвешенных баллов по всем пяти факторам рейтинга.

      15. Для расчета показателей по статистическим данным необходимо преобразовать значения данных в диапазон шкалы от 1 до 5.

      Для адаптации данных, при которых большее значение означает улучшение результата, используется формула:

     


      xi – значение показателя для i-го региона;

      xmax–максимальное значение показателя по всем регионам Республики Казахстан;

      xmin –минимальное значение показателя по всем регионам Республики Казахстан.

      Для адаптации статистических данных, когда большее значение означает ухудшение результата, используется формула нормализации:

     


      После того, как значения всех переменных приведены в диапазон шкалы от 1 до 5, проводится расчет статистических данных.

      При этом согласно подпунктам 2) и 2-1) пункта 4 Положения о Комиссии по подведению итогов рейтинга регионов и городов по легкости ведения бизнеса, утвержденного Указом Президента РК от 24 ноября 2017 года № 590, Комиссия может запросить дополнительные материалы, по рассмотрению которых Комиссия вправе к итоговому расчету статистических данных применить поправочные коэффициенты к суммарному объему баллов (значение которого находится в интервале от 0,1 до 1,5).

      k – коэффициент (от 0,1 до 1,5).

      Расчет балла статистических и опросных данных производится посредством последовательного агрегирования баллов стастистических и опросных субпоказателей, начиная с уровня переменных (самого низкого уровня) вплоть до общего балла показателя (самого высокого уровня). В рамках одного показателя применяется метод арифметического среднего.

     


      Pi –показатель;

      in – значение показателя;

      ni– количество показателей.

      16. Расчет итогового рейтингового балла для областей, городов Астана, Алматы и Шымкент, формируется на основе статистических данных областей и городов Астана, Алматы, Шымкент и опросных данных областей, городов Астана, Алматы и Шымкент.

      Расчет итогового рейтингового балла для районов и городов областного значения формируется на основе статистических данных районов и городов областного значения и опросных данных районов и городов областного значения.

      Сноска. Пункт 16 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      17. Получение информации по показателям осуществляется привлеченными экспертами путем проведения опросов респондентов, а также с использованием статистических данных.

      18. Выборка формируется по региональному и отраслевому принципу в соответствии с Общим классификатором видов экономической деятельности. Репрезентативная выборка по определенным характеристикам составляет 10 000 субъектов. Подробные пояснения к формированию выборки описаны в приложении 1 к настоящей Методике.

      19. В случае отсутствия определенных статистических и опросных данных, формирование рейтинга основывается без учета отсутствующих данных, веса которых равнозначно распределяются по остальным показателям.

      20. В случае отсутствия возможности разделения показателей на категории субъектов предпринимательства, при формировании рейтинга учитываются данные показатели без разделения.

Глава 3. Факторы рейтинга регионов и городов по легкости ведения бизнеса

      21. Оценка по фактору "Регуляторный климат" осуществляется по шести субфакторам:

      Субфактор 1. Эффективность работы МИО:

      эффективность МИО областей, городов Астана, Алматы и Шымкент;

      эффективность МИО районов (городов областного значения).

      Субфактор 2. Распространенность коррупции:

      распространенность коррупции в государственных органах.

      Субфактор 3. Проверки:

      частота проверок.

      Субфактор 4. Лицензии и разрешения:

      получение всех лицензий или разрешений от государственных органов;

      получение всех разрешений от субъектов естественных монополий.

      Субфактор 5. Строительство:

      получение или изменение целевого назначения земельного участка;

      процедура получения архитектурно-планировочного задания и технических условий для подключения инженерных сетей;

      процедура получения технического паспорта;

      процедура регистрации права на объект;

      частота проведения проверок (инспекции) государственными органами в процессе строительства.

      Субфактор 6. Коммунальные сети:

      финансовые затраты за подключения объекта к сетям инфраструктуры;

      качество работы коммунальных служб;

      тарифы коммунальных служб.

      Расчет фактора производится по следующей формуле:

      F1=P1+P2+P3+P4+Р5+Р6, где:

      F1 – общая оценка по фактору "Регуляторный климат";

      P1 – субфактор 1. Эффективность работы МИО;

      P2 – субфактор 2. Распространенность коррупции;

      P3 – субфактор 3. Проверки;

      P4 – субфактор 4. Лицензии и разрешения;

      P5 – субфактор 5. Строительство;

      P6 – субфактор 6. Коммунальные сети.

      Сноска. Пункт 21 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      22. Оценка по фактору "Инфраструктура" осуществляется по двум субфакторам:

      Субфактор 1. Объекты инфраструктуры:

      наличие и использование специализированных площадок в регионе;

      аренда объектов инфраструктуры;

      приобретение в собственность объектов инфраструктуры.

      Субфактор 2. Транспортная инфраструктура:

      качество и доступность транспортной инфраструктуры.

      Расчет фактора производится по следующей формуле:

      F2=L1+L2, где:

      F2 – общая оценка по фактору "Инфраструктура";

      L1 – субфактор 1. Объекты инфраструктуры;

      L2 – субфактор 2. Транспортная инфраструктура.

      23. Оценка по фактору "Доступность финансов для бизнеса" осуществляется по двум субфакторам:

      Субфактор 1. Финансовая поддержка:

      доступность участия в программах финансовой поддержки;

      сложность сбора документов для получения финансовой поддержки;

      качество оказания услуг при получении финансовой поддержки;

      Субфактор 2. Нефинансовая поддержка:

      доступность участия в программах нефинансовой поддержки;

      сложность сбора документов для получения нефинансовой поддержки;

      качество получаемых знаний в рамках нефинансовой поддержки.

      Расчет фактора производится по следующей формуле:

      F3=M1+M2, где:

      F3 – общая оценка по фактору "Доступность финансов для бизнеса";

      M1 – субфактор 1. Финансовая поддержка;

      M2 – субфактор 2. Нефинансовая поддержка.

      24. Оценка по фактору "Человеческий капитал" осуществляется по двум субфакторам:

      Субфактор 1. Сложность найма сотрудников:

      стоимость услуг квалифицированных работников;

      общий уровень образования и подготовки кадров;

      сложность поиска квалифицированных работников технических специальностей (инженеры и другие технические специалисты);

      сложность поиска квалифицированных специалистов непроизводственных подразделений (экономисты, юристы, бухгалтеры, менеджеры);

      необходимость в переобучении и дополнительной подготовки;

      текучесть квалифицированных кадров.

      Субфактор 2. Обучение и подготовка кадров:

      возможности для повышения компетентности сотрудников в регионе;

      качество выпускников высших учебных заведений и организации ТиПО в регионе.

      Расчет фактора "Человеческий капитал" производится по следующей формуле:

      F4=N1+N2, где:

      F4 – общая оценка по фактору "Человеческий капитал";

      N1 – субфактор 1. Сложность найма сотрудников;

      N2 – субфактор 2. Обучение и подготовка кадров.

      25. Оценка по фактору "Транспарентность принимаемых решений" осуществляется по двум субфакторам:

      Субфактор 1. Открытость государственных органов:

      открытость МИО областей, городов Астана, Алматы и Шымкент для приема;

      открытость МИО районов (городов областного значения) для приема;

      возможность обсуждения и влияния на проводимые реформы;

      частота проводимых разъяснительных работ.

      Субфактор 2. Уровень доверия и вмешательства государственных органов:

      уровень доверия к судебной системе;

      уровень доверия к правоохранительным органам;

      уровень вмешательства (рейдерства) в предпринимательскую деятельность.

      Расчет фактора производится по следующей формуле:

      F5=S1+S2, где:

      F5 – общая оценка по фактору "Транспарентность принимаемых решений";

      S1 – субфактор 1. Открытость государственных органов;

      S2 – субфактор 2. Уровень доверия и вмешательства государственных органов.

      Сноска. Пункт 25 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 1
к Методике по проведению
рейтинга региона и городов
по легкости ведения бизнеса

Выборка респондентов областей, городов Астана, Алматы и Шымкент, районов и городов областного значения

      Сноска. Приложение 1 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Населенный пункт

Генеральная совокупность (количество действующих субъектов МСП по состоянию на 1 января 2021)

Выборочная совокупность


Республика Казахстан

1 357 311

10 000

1

Акмолинская область

46 564

551

2

Актюбинская область

61 797

579

3

Алматинская область

123 181

641

4

Атырауская область

50 239

559

5

Западно-Казахстанская область

43 035

542

6

Жамбылская область

69 338

590

7

Карагандинская область

90 196

614

8

Костанайская область

52 495

563

9

Кызылординская область

48 657

555

10

Мангистауская область

52 900

564

11

Павлодарская область

45 809

549

12

Северо-Казахстанская область

30 331

500

13

Туркестанская область

140 605

652

14

Восточно-Казахстанская область

90 453

614

15

город Астана

144 769

654

16

город Алматы

197 066

682

17

город Шымкент

69 876

591


Акмолинская область

46 564

551

1

город Кокшетау

16 085

111

2

город Степногорск

3 281

44

3

Аккольский район

1 332

21

4

Aршалынский район

1 457

23

5

Астраханский район

1 152

18

6

Атбасарский район

2 307

33

7

Биржан сал район

923

15

8

Буландынский район

1 352

21

9

Бурабайский район

5 007

59

10

Егиндыкольский район

503

9

11

Ерейментауский район

1 655

25

12

Есильский район

1 220

19

13

Жаксынский район

861

14

14

Жаркаинский район

1 153

18

15

Зерендинский район

1 863

28

16

Коргалжынский район

559

10

17

Сандыктауский район

1 035

17

18

Целиноградский район

3 748

49

19

Шортандинский район

1 071

17


Актюбинская область

61 797

579

20

город Актобе

40 755

186

21

Алгинский район

2 121

39

22

Айтекебийский район

1 175

24

23

Байганинский район

1 349

27

24

Каргалинский район

1 082

22

25

Кобдинский район

1 314

26

26

Мартукский район

1 955

37

27

Мугалжарский район

3 493

58

28

Уилский район

923

19

29

Темирский район

2 206

40

30

Хромтауский район

2 507

45

31

Шалкарский район

2 150

40

32

Иргизский район

767

16


Алматинская область

123 181

641

33

город Талдыкорган

11 419

51

34

город Капчагай

4 581

30

35

город Текели

1 455

12

36

Аксуский район

3 384

24

37

Алакольский район

3 586

25

38

Балхашский район

1 746

14

39

Енбекшиказахский район

18 706

64

40

Жамбылский район

7 923

42

41

Кегенский район

2 460

19

42

Кербулакский район

3 346

24

43

Коксуский район

3 689

25

44

Каратальский район

2 256

17

45

Карасайский район

14 668

58

46

Панфиловский район

8 769

44

47

Райымбекский район

2 712

20

48

Саркандский район

2 924

21

49

Талгарский район

10 903

50

50

Ескельдинский район

2 830

21

51

Уйгурский район

4 540

29

52

Илийский район

11 284

51


Атырауская область

50 239

559

53

город Атырау

34 874

223

54

Жылыойский район

5 900

105

55

Индерский район

1 785

43

56

Исатайский район

1 428

36

57

Курмангазинский район

2 202

51

58

Кызылкогинский район

1 455

36

59

Макатский район

1 219

31

60

Махамбетский район

1 376

34


Западно-Казахстанская область

43 035

542

61

город Уральск

25 037

175

62

Акжаикский район

1 753

36

63

Бокейординский район

1 003

22

64

Бурлинский район

4 068

70

65

Жангалинский район

1 291

28

66

Жанибекский район

749

17

67

Бәйтерек район

2 381

47

68

Казталовский район

1 352

29

69

Каратобинский район

936

21

70

Сырымский район

1 301

28

71

Таскалинский район

1 059

23

72

Теректинский район

1 442

31

73

Чингирлауский район

663

15


Жамбылская область

69 338

590

74

город Тараз

23 129

112

75

Байзакский район

6 554

62

76

Жамбылский район

4 457

48

77

Жуалынский район

4 580

49

78

Кордайский район

7 075

65

79

район Т.Рыскулова

4 533

49

80

Меркенский район

4 804

51

81

Мойынкумский район

2 049

27

82

Сарысуский район

2 684

33

83

Таласский район

2 114

27

84

Шуский район

7 359

67


Карагандинская область

90 196

614

85

город Караганда

41 976

121

86

город Балхаш

4 397

43

87

город Жезказган

5 735

51

88

город Каражал

757

10

89

город Приозерск

748

10

90

город Сарань

2 206

25

91

город Сатпаев

2 771

30

92

город Темиртау

8 790

66

93

город Шахтинск

2 349

27

94

Абайский район

2 715

30

95

Актогайский район

1 421

17

96

Бухар-Жырауский район

3 210

34

97

Жанааркинский район

2 323

26

98

Каркаралинский район

2 514

28

99

Нуринский район

1 422

18

100

Осакаровский район

1 918

23

101

Улытауский район

1 721

21

102

Шетский район

3 223

34


Костанайская область

52 495

563

103

город Костанай

24 734

137

104

город Аркалык

2 040

32

105

город Лисаковск

1 411

23

106

город Рудный

6 005

71

107

Алтынсаринский район

492

9

108

Амангельдинский район

920

16

109

Аулиекольский район

1 604

26

110

Денисовский район

669

12

111

Джангельдинский район

466

8

112

Житикаринский район

1 787

29

113

Камыстинский район

405

7

114

Карабалыкский район

1 309

22

115

Карасуский район

1 146

19

116

Костанайский район

3 297

47

117

Мендыкаринский район

1 215

20

118

Наурзумский район

486

9

119

Сарыкольский район

1 205

20

120

район Беимбета Майлина

1 060

18

121

Узункольский район

738

13

122

Федоровский район

1 506

25


Кызылординская область

48 657

555

123

город Кызылорда

22 070

148

124

город Байконыр

462

9

125

Аральский район

3 712

58

126

Жалагашский район

2 185

38

127

Жанакорганский район

4 970

71

128

Казалинский район

5 002

71

129

Кармакшинский район

3 059

50

130

Сырдарьинский район

2 322

40

131

Шиелийский район

4 875

70


Мангистауская область

52 900

564

132

город Актау

30 753

189

133

город Жанаозен

7 702

107

134

Бейнеуский район

2 732

53

135

Каракиянский район

2 022

41

136

Мангистауский район

2 524

50

137

Мунайлинский район

5 250

84

138

Тупкараганский район

1 917

40


Павлодарская область

45 809

549

139

город Павлодар

26 225

184

140

город Аксу

2 670

53

141

город Экибастуз

8 332

114

142

Актогайский район

624

15

143

Баянаульский район

1 373

30

144

Железинский район

717

17

145

Иртышский район

923

21

146

район Тереңкөл

904

21

147

район Аққулы

628

15

148

Майский район

671

16

149

Павлодарский район

1 246

28

150

Успенский район

637

15

151

Щербактинский район

859

20


Северо-Казахстанская область

30 331

500

152

город Петропавловск

16 305

165

153

Айыртауский район

1 442

34

154

Акжарский район

763

19

155

район Магжана Жумабаева

1 132

27

156

Есильский район

852

21

157

Жамбылский район

810

20

158

Кызылжарский район

1 664

38

159

Мамлютский район

890

22

160

Шал акына район

872

21

161

Аккайынский район

737

18

162

Тайыншинский район

1 708

39

163

Тимирязевский район

700

18

164

Уалихановский район

795

20

165

район имени Габита Мусрепова

1 661

38


Туркестанская область

140 605

652

166

город Туркестан

10 726

47

167

город Арысь

3 513

23

168

город Кентау

8 488

42

169

Байдибекский район

4 509

28

170

Жетысайский район

14 949

56

171

Келесский район

8 095

41

172

Казыгуртский район

8 995

43

173

Мактааральский район

10 305

46

174

Ордабасынский район

10 620

47

175

Отрарский район

4 763

29

176

Сайрамский район

15 309

56

177

Сарыагашский район

14 921

56

178

Сузакский район

3 125

21

179

Толебийский район

7 714

40

180

Тюлькубасский район

6 853

37

181

Шардаринский район

7 720

40


Восточно-Казахстанская область

90 453

614

182

город Усть-Каменогорск

30 429

107

183

город Курчатов

372

5

184

город Риддер

2 700

29

185

город Семей

21 371

95

186

Абайский район

1 036

13

187

Аягозский район

4 024

39

188

Бескарагайский район

889

11

189

Бородулихинский район

1 310

15

190

Глубоковский район

2 362

26

191

Жарминский район

1 878

21

192

Зайсанский район

3 104

32

193

Алтай район

2 964

31

194

Кокпектинский район

1 900

22

195

Курчумский район

1 825

21

196

Катон-Карагайский район

2 169

24

197

Тарбагатайский район

3 405

34

198

Уланский район

2 051

23

199

Урджарский район

4 620

43

200

Шемонаихинский район

2 044

23

201

город Астана

144 769

654

202

город Алматы

197 066

682

203

город Шымкент

69 876

591

      Примечание:

      В целях объективной оценки достоверности и репрезентативности выборки респондентов для проведения опроса предпринимателей учитывалось экспертное мнение высших учебных заведений(автономная организация образования Назарбаев Университет, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева и Казахский национальный университет им. Аль-Фараби), которые имеют опыт разработки и оценки репрезентативных совокупностей.

      Выборочная совокупность, примененная при выборке, строится таким образом, чтобы при минимуме опрашиваемых людей удалось с необходимой степенью гарантии представить генеральную совокупность. Для определения уровня репрезентативности выборки рассматриваются значения доверительной вероятности и доверительного интервала.

      Доверительная вероятность показывает, с какой вероятностью случайный ответ попадет в доверительный интервал. Чем выше доверительная вероятность, тем больше точность выборки.

      Доверительный интервал (понимается, как погрешность) задает размах части кривой распределения по обе стороны от выбранной точки, куда могут попадать ответы. Чем ниже доверительный интервал, тем ниже погрешность выборки.

      С доверительной вероятностью 95% и доверительным интервалом 1% определена репрезентативная выборка по всем субъектам МСП, где генеральная совокупность составляет 1 357 311 субъектов.

      В соответствии с экспертным заключением автономной организации образования "Назарбаев Университет" в рамках построения репрезентативной выборки по действующим субъектам МСП в разрезе 203 населенных пунктов и отраслей Общего классификатора видов экономической деятельности были проделаны следующие шаги:

      1. С доверительной вероятностью 95% и доверительным интервалом 1% определена репрезентативная выборка по всем субъектам МСП, где генеральная совокупность составляет 1 357 311 субъектов, по следующей формуле:

      Формула 1. Размер Выборки:

      SS = (Z2* (p) * (1-p))/C2, где:

      Z = Z фактор (1,96 для 95% доверительного интервала);

      p = процент интересующих респондентов или ответов, в десятичной форме (0,5 по умолчанию);

      c = доверительный интервал, в десятичной форме (0,01 = ±1%).

      Формула 2. Корректировка для малой генеральной совокупности:

      CSS =SS / (1+ (ss-1)/pop), где:

      SS = размер выборки

      CSS = скорректированная выборка

      pop = генеральная совокупность.

      Таким образом, репрезентативная выборка по 1 357 311 субъектам МСП составляет 9537 респондентов и плюс квотная выборка 463.

      2. На основе доверительной вероятности 95%, доверительным интервалом 1% (формула 1 и 2) и квотной выборки в размере 463 респондентов определена репрезентативность населенных пунктов, где генеральная совокупность каждого населенного пункта соответствует количеству действующих субъектов МСП населенного пункта. Далее рассчитываются доли каждого региона от суммы репрезентативной суммы для каждого региона. Данные доли для каждого региона используются для составления окончательной выборки по регионам путем умножения доли на выявленную репрезентативность (10 000 респондентов) по всем МСП в Республике Казахстан. Таким образом, определяется окончательная репрезентативная выборка по регионам и городам Астана, Алматы и Шымкент:

Регионы

Окончательная выборка по регионам

1.

Акмолинская область

551

2.

Актюбинская область

579

3.

Алматинская область

641

4.

Атырауская область

559

5.

Западно-Казахстанская область

542

6.

Жамбылская область

590

7.

Карагандинская область

614

8.

Костанайская область

563

9.

Кызылординская область

555

10.

Мангистауская область

564

11.

Павлодарская область

549

12.

Северо-Казахстанская область

500

13.

Туркестанская область

652

14.

Восточно-Казахстанская область

614

15.

г.Астана

654

16.

г.Алматы

682

17.

г. Шымкент

591

Республиканская выборка

10 000

      3. Выявленная доля отдельного населенного пункта (шаг 3) используется для расчета выборочной совокупности населенного пункта от суммы окончательной выборки региона.

      4. Определяется доля по 17 сферам деятельности, указанных в приложении 2, от генеральной совокупности каждого населенного пункта.

      5. Выявленная доля каждой сферы деятельности по населенному пункту используется для определения окончательной отраслевой выборки по всем населенным пунктам.


  Приложение 2
к Методике по проведению
рейтинга региона и городов
по легкости ведения бизнеса

      Сноска. Приложение 2 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).


Форма

№ анкеты ________

Дата
Интервью____________

Область __________________________________________


Код типа населенного пункта


 

Время заполнения
Начало ______________

Название города/района/села ________________________

Конец ______________

Анкета по оценке условий ведения бизнеса

Уважаемый респондент!

      Просим принять участие в социологическом опросе по оценке условий ведения бизнеса.

      Анонимность и конфиденциальность Вашего мнения гарантируется! Все ответы будут обработаны и представлены в обобщенном виде.

      Как отвечать на вопросы анкеты?

      1. Прочтите, пожалуйста, вопрос и предлагаемые варианты ответов.

      2. Отметьте галочкой номер того варианта ответа, который отражает Ваше мнение.

      3. В вариантах ответов "другое" или в пустые строки можете вписать свой вариант ответа.

      4. В таблицах напротив выбранных Вами вариантов ответов ставьте галочки или знак "+" напротив тех вариантов оценки, которые Вы выбрали.

      5. Если Вас не удовлетворяет ни один из предлагаемых ответов, можете написать рядом свое мнение.

      ! НЕОБХОДИМО указывать один вариант ответов.

Глава 1. Вопросы общего характера

      1. Возраст: ___________ лет

      2. Пол:

      1) Мужской

      2) Женский

      3. Образование

      1) Среднее полное (школа)

      2) Начальное профессиональное (ПТУ)

      3) Среднее профессиональное (техникум)

      4) Неполное высшее (не менее 3-х курсов ВУЗа)

      5) Высшее

      4. Форма Вашего предприятия?

      1) Акционерное общество

      2) Товарищество с ограниченной ответственностью

      3) Индивидуальный предприниматель

      4) Крестьянское хозяйство

      5) Полное товарищество

      6) Потребительский кооператив

      7) Производственный кооператив

      5. Размер Вашего предприятия?

      1) Микро (1-15 человек)

      2) Малый (16-100 человек)

      3) Средний (101-250 человек)

      6. Возраст Вашего предприятия?

      1) Менее 1 года

      2) 1-3 года

      3) 3-10 лет

      4) Более 10 лет

      7. Основная сфера деятельности Вашего предприятия?

Сфера деятельности

1.

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

2.

Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров

3.

Обрабатывающая промышленность

4.

Строительство

5.

Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов

6.

Транспорт и складирование

7.

Услуги по проживанию и питанию

8.

Информация и связь

9.

Финансовая и страховая деятельность

10.

Операции с недвижимым имуществом

11.

Профессиональная, научная и техническая деятельность

12.

Образование

13.

Здравоохранение и социальные услуги

14.

Искусство, развлечения и отдых

15.

Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование

16.

Водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов

17.

Предоставление прочих видов услуг

      8. Осуществляете ли Вы внешнеэкономическую деятельность?

      1) Экспорт

      2) Импорт

      3) Экспорт и импорт

      4) Затрудняюсь ответить

      9. Появятся ли хорошие возможности открыть свое дело в следующие полгода в регионе, где Вы проживаете?

      1) Да

      2) Нет

      3) Не знаю

      10. Ожидается ли в Вашем бизнесе расширение и сокращение штата через 5 лет?

      1) Да

      2) Нет

      3) Затрудняюсь ответить

      11. Ожидаете ли Вы, введение новых продуктов и услуг в Вашем бизнесе через 5 лет?

      1) Да

      2) Нет

      3) Не знаю

      12. В перспективе ближайших 5 лет, есть ли планы выхода на новые рынки?

      1) Да

      2) Нет

      3) Затрудняюсь ответить

      13. Укажите годовой оборот компании:

1

до 250 000 тенге

2

250 000 – 3 миллион (далее – млн) тенге

3

3 млн. – 7,3 млн тенге (7 377 700 – это предел для патента, за ним упрощенка)

4

7,3 млн – 34 млн тенге (34 242 600 – это предел для перехода с упрощенного на общеустановленный режим налогообложения)

5

34 млн – 68 млн тенге (68 070 000 тенге – это предел для постановки на учет по налогу на добавленную стоимость)

6

68 млн – 300 млн тенге

7

300 млн – 680 млн. тенге

8

680 млн. – 1 миллиард (далее – млрд) тенге

9

Более 1 млрд тенге

10

Предпочитаю не указывать

Глава 2. Вопросы для оценки факторов

Раздел 1. Общая оценка действий государственных органов

      14. Оцените важность факторов условий ведения бизнеса по приоритетности для Вас от 1 до 5, где 5 наиболее важный фактор и 1 наименее важный фактор:

Фактор

Описание

Приоритетность

Регуляторный климат

Эффективность работы МИО, коррупция, проверки, лицензии и разрешения, в том числе на строительство, и подключения к коммунальным сетям


Инфраструктура

Наличие и доступность специализированных площадок для развития бизнеса, аренда и приобретение в собственность объектов инфраструктуры, транспортная инфраструктура


Доступность государственной поддержки для бизнеса

Доступность финансовой и нефинансовой поддержки


Человеческий капитал

Доступность и качество кадров, возможности развития кадров


Транспарентность принимаемых решений

Открытость государственных органов, разъяснительные работы государственных органов, уровень доверия к государственным органам


      15. Оцените, пожалуйста, эффективность работы МИО вашей области/города (Астана, Алматы и Шымкент) и населенного пункта по пятибалльной шкале, где 5 – максимально положительная оценка:

      15.1. Соблюдение сроков

Никогда не соблюдаются

Больше не соблюдаются чем соблюдаются

Иногда не соблюдаются

Больше соблюдаются

Всегда соблюдаются

Не сталкивался

1

2

3

4

5

0

      15.2. Качество оказание услуг

Очень плохое

Скорее плохое

Удовлетворительное

Хорошее

Отличное

Не сталкивался

1

2

3

4

5

0

      16. Назовите наиболее проблемные управления (неэффективные) МИО вашей области/города (Астана, Алматы и Шымкент) и населенного пункта от 1 до 5, где 5 наиболее эффективное и 1 наименее эффективное:

1

Предпринимательство и индустриально-инновационное развитие

От 1 до 5, 0 – не сталкивался

2

Земельные отношения

От 1 до 5, 0 – не сталкивался

3

Архитектура и градостроительство

От 1 до 5, 0 – не сталкивался

4

Государственный архитектурно-строительный контроль

От 1 до 5, 0 – не сталкивался

5

Инспекция по труду

От 1 до 5, 0 – не сталкивался

6

Сельское хозяйство

От 1 до 5, 0 – не сталкивался

7

Государственные закупки

От 1 до 5, 0 – не сталкивался

8

Земельная инспекция

От 1 до 5, 0 – не сталкивался

9

Другое ____________________________

От 1 до 5, 0 – не сталкивался

      17. Оцените, пожалуйста, насколько МИО Вашего населенного пункта открыт для обсуждения Ваших проблем, то есть как МИО реагирует на Ваши запросы и потребности через обращения в режиме онлайн или вживую?

МИО закрыт для обсуждения проблем и не отвечает на мои запросы

МИО практически закрыт для обсуждения и решения

МИО частично открыт для обсуждения проблем, чаще не прилагает усилий решить мои проблемы

МИО открыт для обсуждения проблем, но не всегда прилагает усилия решить мои проблемы

МИО открыт для обсуждения проблем и максимально прилагает усилия решить мои проблемы

Не сталкивался

1

2

3

4

5

0

      18. Оцените, пожалуйста, насколько Вы сможете повлиять на проводимые реформы (изменения) законодательства, решения МИО и контрольно-надзорных органов в Вашем регионе?

Нет желания и возможности принимать участие в обсуждении, так как бесполезно

Нет такой возможности в нашем регионе

Есть право, но нет обратной связи

Есть право, но слабая обратная связь

Есть право, эффективная обратная связь

Не сталкивался

1

2

3

4

5

0

      19. Как часто представители МИО и контрольно-надзорных органов проводят разъяснительную работу по реформам (изменениям) законодательства для улучшения бизнес-климата за последние 12 месяцев?

Не проводят

Очень редко

Периодически

Регулярно

Постоянно и преждевременно извещают

Не знаю

1

2

3

4

5

0

      20. Оцените, пожалуйста, уровень распространенности коррупции или неформальных способов налаживания взаимоотношений с представителями государственных органов в Вашем регионе?

Всегда

Очень часто

Часто

Редко

Нет коррупции

1

2

3

4

5

Раздел 2. Доступ к финансированию

      21. Как Вы оцениваете финансовое состояние своего бизнеса?

      1____2____3____4____5

      Нестабильное Стабильное

      22. Скажите, пожалуйста, известно ли вам о Государственной программе поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса – 2025"?

      1. Не знаю/не слышал

      2. Слышал, но не участвовал

      3. Подавал, но было отказано

      4. Принимал участие

      23. Оцените, пожалуйста, финансовую государственную поддержку бизнеса (в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса –2025", программы по сельскому хозяйству и другие) по пятибалльной шкале за последние 12 месяцев, где 5 – максимально положительная оценка.

      23.1. Доступ к участию

Не принимал участия

Не доступно, меня даже не рассматривали, хотя по требованиям я подхожу

Не доступно, по требованиям я подхожу, но для положительного решения нужны связи или дополнительные ресурсы

Не доступно, завышенные требования к участникам, хотя по требованиям я подхожу

Доступно, но мной было потрачено много времени

Вполне доступно

0

1

2

3

4

5

      23.2. Процедуры (сбор документов, сроки рассмотрения и принятия решения)

Не принимал участия

Процедуры очень сложные (сложности и по сбору документов и по срокам)

Процедуры сложные (сложности по сбору документов либо по срокам)

Сложность процедур на среднем уровне

Процедуры не сложные, но были незначительные нюансы

Процедуры легкие

0

1

2

3

4

5

      23.3. Качество оказанных услуг

Не принимал участия

Оказание услуг на очень низком уровне, сотрудники сами не знают многих деталей программ, мной потрачено было много времени, чтобы все понять

Оказание услуг на низком уровне, часто возникали непонятные моменты, о которых не извещали на начальных этапах

Оказание услуг на среднем уровне, компетентность кадров могла бы быть лучше

Оказание услуг на хорошем уровне, но иногда возникали непонятные моменты, о которых не извещали в начале

Оказание услуг на высшем уровне, объясняли все четко и ясно

0

1

2

3

4

5

      24. Оцените, пожалуйста, нефинансовую государственную поддержку бизнеса (программы обучения, помощь в подготовке бизнес-планов, консультации) по пятибалльной шкале за последние 12 месяцев, где 5 – максимально положительная оценка.

      24.1. Доступ к участию

Не принимал участия

Не доступно, меня даже не рассматривали, хотя по требованиям я подхожу

Не доступно, по требованиям я подхожу, но для положительного решения нужны связи или дополнительные ресурсы

Не доступно, завышенные требования к участникам, хотя по требованиям я подхожу

Доступно, но мной было потрачено много времени

Вполне доступно

0

1

2

3

4

5

      24.2. Процедуры (сбор документов и сроки рассмотрения и принятия решения)

Не принимал участия

Процедуры очень сложные (сложности и по сбору документов и по срокам)

Процедуры сложные (сложности по сбору документов либо по срокам)

Сложность процедур на среднем уровне

Процедуры не сложные, но были незначительные нюансы

Процедуры легкие

0

1

2

3

4

5

      24.3. Качество получаемых знаний

Не принимал участия

Обучающая программа была неинтересной, и бесполезной, к тому же обучающий персонал совсем не компетентен

Обучающая программа была не интересной, и бесполезной

Обучающая программа была интересной, но в бизнесе это не применимо

Обучающая программа интересная, но в бизнесе эти знания применимы частично

Получил(а) очень полезные знания для развития своего бизнеса, все доходчиво объяснили

0

1

2

3

4

5

Раздел 3. Инспекции и контроль

      25. Насколько часто государственные органы проверяют Ваш бизнес?

Часто и мешают работать

Редко, но мешают работать

Часто, не мешают работать

Очень редко, не мешают работать

Не проверяют

Не сталкивался

1

2

3

4

5

0

      26. Какие государственные органы чаще всего проверяют Ваш бизнес? (Выбрать все подходящие ответы)

      1) Органы государственных доходов

      2) Департамент санитарно-эпидемиологического контроля

      3) Органы противопожарной службы

      4) Управление миграционной полиции Департамента внутренних дел

      5) Органы ветеринарного контроля и надзора

      6) Не сталкивался

Раздел 4. Человеческий капитал

      27. Насколько сложно найти хороших работников в Вашем населенном пункте? Оцените ситуацию с наличием необходимого персонала по 5-ти балльной шкале, где 1 – отрицательная оценка (наличие трудностей, проблем), 5 – максимально положительная оценка.



1

2

3

4

5


Не сталкивался

1. Стоимость услуг квалифицированных работников

Высокая

1

2

3

4

5

Приемлемая

0

2. Общий уровень образования и подготовки кадров

Низкий

1

2

3

4

5

Приемлемый

0

3. Квалифицированные работники технических специальностей (инженеры, агрономы, зоотехники, IT и другие технические специалисты)

Трудно найти

1

2

3

4

5

Легко найти

0

4. Квалифицированные специалисты непроизводственных подразделений (экономисты, юристы, бухгалтеры, менеджеры)

Трудно найти

1

2

3

4

5

Легко найти

0

5. Среднеквалифицированные работники технических специальностей (механизаторы, сварщики, монтажники, трактористы, водители)

Трудно найти

1

2

3

4

5

Легко найти

0

6. Переобучение и дополнительная подготовка

Требуется

1

2

3

4

5

Не обязательно

0

7. Квалифицированные кадры увольняются, находят иные работы или уезжают

Высокая текучесть

1

2

3

4

5

Стабильность

0

      28. Оцените, пожалуйста, по пятибалльной шкале возможности для повышения компетентности сотрудников в Вашем населенном пункте:

Нет возможностей

1

2

3

4

5

Хорошие возможности

      29. Оцените качество выпускников организации технического и профессионального образования в Вашем регионе:

Плохая подготовка

1

2

3

4

5

Отличная подготовка

      30. Занимаетесь ли Вы профессиональным развитием своих сотрудников?

      1. Да, я на постоянной основе направляю своих сотрудников на курсы/семинары повышения квалификации

      2. Да, при появлении возможности направляю своих сотрудников на курсы/семинары повышения квалификации

      3. Нет, я не занимаюсь развитием своего персонала, т.к. считаю, что это пустая трата денег

      4. Нет, я не занимаюсь развитием персонала, т.к. у меня не хватает на это средств

      5. Нет, я не занимаюсь развитием персонала, т.к. в регионе/городе/селе нет специализированных учреждений для повышения квалификации кадров

      6. Сотрудники сами находят себе курсы/тренинги для развития и берут отпуск на время учебы

      7. Другое:________________

      31. Каковы ваши ежегодные затраты на обучение и развитие персонала?

      1. Не больше 3% от дохода

      2. От 3% до 5%

      3. От 6% до 10%

      4. Свыше 10%

      5. Другое:________________

      32. Какие условия в регионе дополнительно необходимы для развития Ваших кадров?

      1. Обеспеченность жильем

      2. Качество медицинского обслуживания

      3. Обеспеченность социальной инфраструктурой

      4. Усиления правопорядка и безопасности граждан

      5. Экологическое благополучие в регионе

      6. Доступный досуг и спорт

      7. Другое:__________________________

Раздел 5. Инфраструктура

      33. Оцените, пожалуйста, стоимость аренды на следующие объекты инфраструктуры:

Вид объекта

Очень дорого

Дорого

Стоимость на аренду завышена, но тем нее менее доступна

Недорого

Дешевые цены

Не сталкивался

1

Земельный участок

1

2

3

4

5

0

2

Производственное помещение

1

2

3

4

5

0

3

Складское помещение

1

2

3

4

5

0

4

Офисное помещение

1

2

3

4

5

0

      34. Доступны ли Вам следующие объекты инфраструктуры для приобретения в собственность:

Вид объекта

Недоступно

Есть сложности

Есть значительные сложности

Есть незначительные сложности

Доступно

Нет необходимости

1

Земельный участок

1

2

3

4

5

0

2

Производственное помещение

1

2

3

4

5

0

3

Складское помещение

1

2

3

4

5

0

4

Офисное помещение

1

2

3

4

5

0

      35. Как Вы оцениваете наличие и использование специализированных площадок (бизнес-инкубаторы, технопарки, индустриальные зоны, центры поддержки предпринимателей и центры обслуживания предпринимателей) для развития бизнеса в Вашем регионе?

Нет таких площадок

Площадки есть, но не работают

Площадки есть, но мне они не интересны

Площадки есть, но работают неэффективно

Все работает отлично, есть польза

Не знаю либо не нуждаюсь

1

2

3

4

5

0

      36. Проводились ли МИО конкурсы (аукционы) на получение земельного участка в Вашем населенном пункте?

      1) Да

      2) Нет

      3) Не знаю

      4) Затрудняюсь ответить

      37. Оцените, пожалуйста, получение лицензий и разрешений от государственных органов на деятельность Вашего бизнеса за последний год по пятибалльной шкале за последние 12 месяцев:

Невозможно получить

Очень сложно получить, необходимо платить сверх положенного

Сложно получить, процедур больше и ждать намного дольше чем по регламенту

Получить возможно, но процедур немного больше или ждать немного дольше чем по регламенту

Получить легко

Не сталкивался

1

2

3

4

5

0

      38. Оцените, пожалуйста, получение разрешений от субъектов естественных монополий на деятельность Вашего бизнеса по пятибалльной шкале за последние 12 месяцев:

Невозможно получить

Очень сложно получить, необходимо платить сверх положенного

Сложно получить, процедур больше и ждать намного дольше чем по регламенту

Получить возможно, но процедур немного больше или ждать немного дольше чем по регламенту

Получить легко

Не сталкивался

1

2

3

4

5

0

      39. Что вызывало у Вас сложности до и при проведении строительных или ремонтных работ за последние 12 месяцев? Оцените подготовительные этапы по 5-ти балльной шкале, где 5 – максимально положительная оценка, 1 – отрицательная (наличие трудностей, проблем).



1

2

3

4

5


Не сталкивался

1. Получение или изменение целевого назначения земельного участка

Трудно

1

2

3

4

5

Легко

0

2. Процедура получения архитектурно-планировочного задания (АПЗ) и технических условий для подключения инженерных сетей

Трудно

1

2

3

4

5

Легко

0

3. Процедура получения технического паспорта

Трудно

1

2

3

4

5

Легко

0

4. Процедура регистрации права на объект

Трудно

1

2

3

4

5

Легко

0

      40. Оцените частоту проведения проверок (инспекции) государственными органами в процессе строительства?

Часто, но мешают

Редко, но мешают

Часто, не мешают

Очень редко, не мешают

Не проверяют

1

2

3

4

5

      41. Какими были финансовые затраты на подключения объекта к сетям инфраструктуры?


Плата за подключение

Не сталкивался

1. Подключение к электросети

Высокая

1

2

3

4

5

Низкая

0

2. Подключение к водопроводу

Высокая

1

2

3

4

5

Низкая

0

3. Подключение к канализации

Высокая

1

2

3

4

5

Низкая

0

4. Подключение к сетям связи

Высокая

1

2

3

4

5

Низкая

0

5. Подключение к теплоснабжению

Высокая

1

2

3

4

5

Низкая

0

6. Договор на вывоз мусора

Высокая

1

2

3

4

5

Низкая

0


Инвестиции в инфраструктуру

Не сталкивался

1. Подключение к электросети

Высокие

1

2

3

4

5

Низкие

0

2. Подключение к водопроводу

Высокие

1

2

3

4

5

Низкие

0

3. Подключение к канализации

Высокие

1

2

3

4

5

Низкие

0

4. Подключение к сетям связи

Высокие

1

2

3

4

5

Низкие

0

5. Подключение к теплоснабжению

Высокие

1

2

3

4

5

Низкие

0

6. Договор на вывоз мусора

Высокие

1

2

3

4

5

Низкие

0


Неофициальные платежи

Не сталкивался

1. Подключение к электросети

Высокие

1

2

3

4

5

Низкие

0

2. Подключение к водопроводу

Высокие

1

2

3

4

5

Низкие

0

3. Подключение к канализации

Высокие

1

2

3

4

5

Низкие

0

4. Подключение к сетям связи

Высокие

1

2

3

4

5

Низкие

0

5. Подключение к теплоснабжению

Высокие

1

2

3

4

5

Низкие

0

6. Договор на вывоз мусора

Высокие

1

2

3

4

5

Низкие

0

      42. Оцените качество работы коммунальных служб и их тарифы:

1. Электричество подается со стабильным напряжением

Со сбоями

1

2

3

4

5

Бесперебойно

Не сталкивался

2. Вода подается

Со сбоями

1

2

3

4

5

Бесперебойно

0

3. Связь обеспечивается

Со сбоями

1

2

3

4

5

Бесперебойно

0

4. Теплоснабжение подается

Со сбоями

1

2

3

4

5

Бесперебойно

0

5. Вывоз мусора

Не вывозится

1

2

3

4

5

Регулярно

0

6. Цена за электричество

Высокая

1

2

3

4

5

Приемлемая

0

7. Цена за услуги водоканала

Высокая

1

2

3

4

5

Приемлемая

0

8. Цена за услуги связи

Высокая

1

2

3

4

5

Приемлемая

0

9. Цена за теплоснабжение

Высокая

1

2

3

4

5

Приемлемая

0

10. Цена за коммунальное обслуживание

Высокая

1

2

3

4

5

Приемлемая

0

      43. Оцените качество и доступность транспортной инфраструктуры:


Не сталкивался

Качество автомобильных дорог

Очень плохое

1

2

3

4

5

Высокое

0

Тарифы на автоперевозки

Очень высокие

1

2

3

4

5

Низкие

0

Тарифы на железнодорожные перевозки

Очень высокие

1

2

3

4

5

Низкие

0

Тарифы на авиаперевозки

Очень высокие

1

2

3

4

5

Низкие

0

Регулярность железнодорожных перевозок

Очень высокие

1

2

3

4

5

Низкие

0

Регулярность авиаперевозок

Очень высокие

1

2

3

4

5

Низкие

0

      44. Оцените, пожалуйста, уровень развития торговой инфраструктуры (офисы и помещения производства, павильоны, торгово-развлекательные центры, оптовые рынки, киоски, торговые сети, базары, открытые рынки и т.д.) в Вашем регионе?

Практически нет

Очень мало

Есть, но не развито

Вполне достаточно

Развито, очень много

Не знаю

1

2

3

4

5

0

Раздел 6. Защита бизнеса

      45. Оцените уровень доверия к судебной системе в Вашей области/городе (Астана, Алматы и Шымкент) и населенного пункта:

Очень низкий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Выше среднего

Высокий уровень доверия

Не сталкивался

1

2

3

4

5

0

      46. Оцените уровень доверия к правоохранительной системе в Вашем населенном пункте?

Правоохранительные органы

Очень низкий уровень доверия

Низкий уровень

Средний уровень

Выше среднего

Высокий уровень доверия

Не сталкивался

Министерства внутренних дел (полиция)

1

2

3

4

5

0

Прокуратура

1

2

3

4

5

0

Комитет национальной безопасности

1

2

3

4

5

0

Антикоррупционная служба (Национальное бюро по противодействию коррупции)

1

2

3

4

5

0

Служба экономических расследований Комитета государственных доходов Министерства финансов

1

2

3

4

5

0

      47. Оцените уровень вмешательства (рейдерства) в предпринимательскую деятельность в Вашем населенном пункте:


Не сталкивался

Местные исполнительные органы

Высокий

1

2

3

4

5

Очень низкий

0

Правоохранительные органы

Высокий

1

2

3

4

5

Очень низкий

0

Представители бизнеса и прочие

Высокий

1

2

3

4

5

Очень низкий

0

      Фамилия, имя, отчество (при его наличии) респондента: ______________________
      Контакты респондента: +7____________________
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) интервьюера: _______________________


  Приложение 3
к Методике по проведению
рейтинга региона и городов
по легкости ведения бизнеса

      Сноска. Приложение 3 - в редакции нормативного постановления Высшей аудиторской палаты РК от 24.02.2023 № 8-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Расшифровка статистических показателей для областей, городов Астана, Алматы и Шымкент

Статистические показатели для областей, городов Астана, Алматы и Шымкент

Источники данных

Примечание

1.

индекс роста объема налоговых отчислений от субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) к базовому году (2015)

Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК)


2.

темп роста инвестиций в основной капитал малых, средних предприятий, за отчетный период по сравнению с предыдущим годом, в процентах

Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан (далее – БНС АСПР РК)


3.

темп роста внешних инвестиций в основной капитал предприятий несырьевого сектора, за отчетный период по сравнению с предыдущим годом, в процентах

БНС АСПР РК


4.

темпы роста объема выделяемых средств из местного бюджета на поддержку субъектов МСП по сравнению с предыдущим годом, в процентах;

Местные исполнительные органы (далее – МИО)

В данном показателе рассматривается государственная поддержка предпринимателей в рамках местных программ поддержки МСП за счет местного бюджета.

5.

темп роста численности занятых действующих МСП, за отчетный период по сравнению с предыдущим годом, в процентах

БНС АСПР РК


6.

темп роста выпуска продукции субъектами МСП в реальном выражении за отчетный период по сравнению с предыдущим годом, в процентах

БНС АСПР РК


7.

темп роста количества действующих субъектов МСП за отчетный период по сравнению с предыдущим годом, в процентах

БНС АСПР РК


8.

темп роста доли государственных услуг для юридических лиц, оказанных с нарушением сроков по сравнению с предыдущим годом, в процентах;

Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы, некоммерческое акционерное общество "Государственная корпорация "Правительство для граждан"

В данном показателе рассматриваются услуги предоставляемые МИО для юридических лиц.

9.

темп роста количества проверок на 1000 действующих субъектов МСП по сравнению с предыдущим годом, в процентах;

Генеральная Прокуратура Республики Казахстан (далее – ГП РК)

В данном показателе рассматриваются зарегистрированные акты в Комитете по правовой статистике и специальным учетам ГП РК (далее – КПСиСУ ГП РК) о назначении проверок по отношению к субъектам МСП.

10.

темп роста количества выигранных судебных дел по искам МСП к государственным органам, местному самоуправлению, общественным объединениям, организациям, должностным лицам и государственным служащим на 1000 МСП по сравнению с предыдущим годом, в процентах;

Верховный Суд Республики Казахстан (далее – ВС РК)

В рамках данного показателя рассматриваются следующие дела:
1) производство по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих;
2) обжалование актов проверки, действий уполномоченных органов по результатам проверок соблюдения законодательства в сфере государственных закупок;
3) споры между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, с участием государственных учреждений;
4) споры, связанные с лицензионной деятельностью;
5) о приостановлении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (иски юридических лиц к налоговым органам и о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя).

11.

темп роста объема государственной поддержки МСП за счет республиканского бюджета к объему производства МСП по сравнению с предыдущим годом, в процентах;

Акционерное общество "Фонд развития предпринимательства "Даму" (далее – АО "ФРП "Даму"), МИО

В данном показателе рассматривается государственная поддержка в рамках Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017 - 2021 годы (далее – Государственная программа развития АПК), трансферты общего характера Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025" (далее – ДКБ-2025), Государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 - 2021 годы "Еңбек", а также поддержка инфраструктурных проектов и государственная поддержка, получаемые субъектами МСП за счет республиканского бюджета через акционерные общества "KazakhExport" и "KazakhInvest".

12.

темп роста количества проектов, получивших государственную помощь (гранты, гарантии, кредиты, субсидии, затраты на инфраструктуру) на 1000 МСП по сравнению с предыдущим годом, в процентах;

АО "ФРП "Даму", МИО

В данном показателе рассматривается количество предпринимателей, получивших государственную поддержку в рамках ДКБ-2025, Государственной программы развития АПК, Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 - 2021 годы "Еңбек", а также поддержка инфраструктурных проектов и государственная поддержка, получаемые субъектами МСП за счет республиканского бюджета через акционерные общества "KazakhExport" и "KazakhInvest".

13.

темп роста количества выпускников организации технического и профессионального образования по сравнению с предыдущим годом, в процентах

Министерство просвещения Республики Казахстан, МИО


      Расшифровка статистических показателей для районов и городов областного значения

Статистические показатели для районов и городов по легкости ведения бизнеса

Источники данных

Примечание

1.

индекс роста объема налоговых отчислений от МСП к базовому году (2015)

КГД МФ РК


2.

темп роста количества действующих субъектов МСП за отчетный период по сравнению с предыдущим годом, в процентах

БНС АСПР РК


3.

темп роста количества проверок на 100 действующих субъектов МСП по сравнению с предыдущим годом, в процентах;

ГП РК

В данном показателе рассматриваются зарегистрированные акты в КПСиСУ ГП РК о назначении проверок по отношению к субъектам предпринимательства.

4.

темп роста количества выигранных судебных дел по искам МСП к государственным органам, местному самоуправлению, общественным объединениям, организациям, должностным лицам и государственным служащим на 100 МСП по сравнению с предыдущим годом, в процентах;

ВС РК

В рамках данного показателя рассматриваются следующие дела:
1) производство по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих;
2) обжалование актов проверки, действий уполномоченных органов по результатам проверок соблюдения законодательства в сфере государственных закупок;
3) споры между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, с участием государственных учреждений;
4) споры, связанные с лицензионной деятельностью;
5) о приостановлении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (иски юридических лиц к налоговым органам и о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя).



Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.