Об утверждении Правил разработки карты экологической чувствительности и принятия решения по определению индекса чувствительности для ликвидации разлива нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне Республики Казахстан

Новый

Приказ Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 24 июня 2021 года № 210. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 1 июля 2021 года № 23246.

      Примечание ИЗПИ!
      Порядок введения настоящего приказа см. пункт 4.

      В соответствии с подпунктом 1) пункта 12 статьи 398 Экологического кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила разработки карты экологической чувствительности и принятия решения по определению индекса чувствительности для ликвидации разлива нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне Республики Казахстан.

      2. Комитету экологического регулирования и контроля Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие с 1 июля 2021 года и подлежит официальному опубликованию.

      Вице-министр экологии,
геологии и природных ресурсов
Республики Казахстан
С. Брекешев

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство индустрии и инфраструктурного
развития Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство энергетики
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан

  Утверждены приказом
Вице-министр экологии,
геологии и природных ресурсов
Республики Казахстан
от 24 июня 2021 года № 210

Правила разработки карты экологической чувствительности и принятия решения
по определению индекса чувствительности для ликвидации разлива нефти на море,
внутренних водоемах и в предохранительной зоне Республики Казахстан

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила разработки карты экологической чувствительности и принятия решения по определению индекса чувствительности для ликвидации разлива нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне Республики Казахстан (далее – Правила) разработаны в соответствии пунктом 12 статьи 398 Экологического кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) и регламентируют порядок разработки карты экологической чувствительности, принятия решения по определению объектов и ресурсов, требующих защиты с определением приоритетности защиты (присвоением индекса чувствительности) на море, внутренних водоемах и предохранительной зоне Республики Казахстан.

      2. Настоящие Правила распространяются на объекты, несущие риск разлива нефти, а также организации, имеющие ресурсы по ликвидации нефтяных разливов, уполномоченные органы и местные исполнительные органы, участвующие в ликвидации последствий аварийного разлива нефти на море, внутренних водоемах и предохранительной зоне Республики Казахстан.

      3. Карты чувствительности содействуют разработке стратегии реагирования при составлении планов ликвидации аварийных разливов нефти позволяют выявить наиболее чувствительные участки или ресурсы, содействуют определению приоритетов при защите и очистке.

      4. Данные карты используются для обеспечения готовности к разливам нефти и во время проведения операций по реагированию.

      5. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:

      1) карта экологической чувствительности для ликвидации разливов нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне Республики Казахстан – это инструмент, позволяющий быстро принять стратегические решения, определить районы и ресурсы, приоритетной защиты, оценить возможные последствия разлива, а также определить возможные методы ликвидации разлива нефти.

      2) Стратегическая карта – тип чувствительных карт, определяющий общую стратегию и приоритеты, содержит стратегическую информацию.

      3) Тактическая карта – тип чувствительных карт, определяющий тактику управления инцидентом, и содержит детальную информацию с указанием чувствительных, операционных и логистических ресурсов.

      4) Оперативная карта - тип чувствительных карт, содержащий информацию, относящуюся к конкретной местности, а также операционные и логистические ресурсы местности и меры по ликвидации разлива нефти на местности.

      5) Индекс чувствительности – это определение и ранжирование чувствительности различных типов побережья (а также приречных или озерных экосистем) в пределах от 1 (низкая чувствительность) до 10 (очень высокая чувствительность), характеризующего:

      тип береговой линии (зернистость грунта, уклон), который определяет способность проникновения нефти на берег и/или ее углубление в грунт на берегу, а также ее перемещение;

      защищенность от воздействия волн (и энергии приливов и отливов), которая определяет время естественного оседания нефти на береговой линии;

      общую биологическую продуктивность и чувствительность.

      6) Выбор приоритетных участков защиты - определение и ранжирование чувствительности экосистем, мест обитания, биологических видов и основных природных ресурсов, а также социально-экономических объектов.

      7) Батиметрия - изучение рельефа подводной части водных бассейнов.

Глава 2. Порядок разработки карты экологической чувствительности и принятия решения по определению индекса чувствительности для ликвидации разлива нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне Республики Казахстан

      6. Формирование и разработка карты, а также индексация чувствительных районов к разливам нефти будет осуществляться после утверждения настоящих Правил.

      7. Карта тактическая и стратегическая утверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды по согласованию с уполномоченными органами в области охраны, воспроизводства и использования животного мира, использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения, в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

      8. Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды определяет организацию по созданию карты чувствительности.

      9. Поддержание и обновление карты чувствительности осуществляется Республиканским государственным предприятием на праве хозяйственного ведения "Информационно-аналитический центр охраны окружающей среды" (далее – Информационно-аналитический центр).

      10. Для разработки и формирования карты уполномоченный орган в области охраны окружающей среды запрашивает у нефтяных компаний (объекты, несущие риск разлива нефти) имеющиеся данные о ресурсах, погодных условиях, программы обеспечения с картами ресурсов, информацию по следующим государственным кадастрам: особо охраняемых природных территорий у уполномоченного государственного органа в области особо охраняемых природных территорий, животного мира - уполномоченного государственного органа в области охраны, воспроизводства и использования животного мира, водному кадастру - использования и охраны водного фонда, по изучению недр. Информация требуемая для разработки карты указана в приложении 1 к настоящим Правилам.

      11. Вся информация собирается в Информационно-аналитическим центре.

      12. Уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей среды создает экспертную группу в составе заинтересованных уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, животный мир, лесной фонд, водный, Казгидромет, в сфере гражданской защиты, местных исполнительных органов, нефтяных компаний, исследовательских институтов и независимых консультантов.

      На экспертную группы возлагаются следующие полномочия:

      1) оценка имеющейся информации по ресурсам, объектам и побережья;

      2) определяет зоны или районы побережья и ресурсы, имеющие необходимость изучения и дополнительного сбора информации;

      3) определяет географические границы: граница с Российской Федерацией – залив Тупкараган, побережье + 5 километров по суше + 5 километров по морю + зоны под риском затопления, заброшенные скважины, мелководье и территория на море (минимальная информация);

      4) определяет порядок проведения полевых работ и работ по картированию, персонал и ресурсы (совместно с нефтяными компаниями, если их контрактная территория приходится на территорию проведения полевых работ);

      5) определяет тип карты для разработки и формирования;

      6) финансирование осуществляется как совместный проект с нефтяными компаниями, имеющие контрактную территорию, подпадающая в зону изучения ресурсов и формирования карты;

      7) выбор приоритетных участков защиты, а также присвоение индекса чувствительности побережья для нанесения на стратегическую карту.

      13. Типы карт различаются по масштабу разлива и в зависимости от пользователя: оперативные, тактические и стратегические. Информация которая отображается в разделах для требуемого типа карт указано в приложение 2 к настоящим Правилам.

      14. Процесс разработки карт состоит из нескольких этапов:

      1) сбор исходных данных согласно приложению к настоящим правилам;

      2) подготовка тактических карт;

      3) выбор приоритетных участков защиты из тех, что указаны в тактических картах, а также присвоение индекса чувствительности побережья;

      4) подготовка стратегических карт с указанием приоритетных участков защиты и индекса чувствительности побережья;

      5) разработка объектовых планов по обеспечению готовности и действий по ликвидации разливов нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне, разрабатываемые собственниками объектов, несущими риск разлива нефти, учитывающие конкретные чувствительные экологические и социально-экономические объекты;

      6) подготовка оперативных карт.

      15. Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды совместно с объектами, несущими риск разлива нефти, кроме судов ведут совместную работу по разработке тактических карт.

      1) объекты, несущие риск разлива нефти на море, контрактная территория или сооружения которых находятся в казахстанской части Каспийского моря или в прибрежной зоне Каспийского моря, предоставляют имеющуюся информацию и данные, которые необходимы для формирования тактической карты уполномоченному органу. Если экспертная комиссия исходя из полученных и имеющихся данных посчитает, что требуется сбор новых или обновление старых, то такие объекты проводят полевые работы по сбору новых или обновлению старых данных и информации с участием уполномоченного органа и иных организаций, которых определит экспертная группа;

      2) в той казахстанской части Каспийского моря, где отсутствует наделение контрактных территорий, полевые работы по сбору новых или обновлению старых данных и информации проводятся уполномоченным органом с участием заинтересованных уполномоченных органов и организаций, которых определит экспертная группа. Необходимость проведения полевых работ определяется экспертной комиссией после изучения имеющихся данных.

      16. После разработки тактической карты и определения наиболее чувствительных экологических и социально-экономических объектов и типов побережья определяется приоритетность выявленных участков и присваивается индекс чувствительности побережья. Данная информация наносится на стратегическую карту и будет представлять собой реалистичную стратегию ликвидации разлива нефти.

      Выбор приоритетных участков защиты и присвоение индекса чувствительности побережья осуществляется экспертной группой. После утверждения стратегической карты она может быть использована как основа для оперативного планирования и поддержки в принятии решений при анализе суммарной экологической пользы.

      Оперативные планы разрабатываются объектами, несущими риск разлива нефти, за исключением судов, и специализированными организациями по ликвидации аварийных разливов нефти.

      17. Обновление тактических карт проводится с периодичностью 5 лет. Нефтяными компаниями предоставляются данные о материально-технических и оперативных ресурсах в пределах своей контрактной территории для обновления тактической карты в Информационно-аналитическом центре.

      18. Обновление стратегических карт проводится с периодичностью 5 лет.

      19. Обновление карты экологической чувствительности проводится Информационно-аналитическим центром на основании поступившей информации от нефтных компаний.

  Приложение 1
к Правилам разработки карты
экологической чувствительности
и принятия решения
по определению индекса
чувствительности для
ликвидации разливов нефти
на море, внутренних водоемах
и в предохранительной зоне
Республики Казахстан

Информация, требуемая для разработки карты

      1. Общие сведения

      1) Побережье: характер побережья;

      2) Топография (от побережья до 30 километров по суше);

      3) Батиметрия (всего рассматриваемого участка);

      4) Реки, система дельт и водотоки;

      5) Основные сведения о зонировании прибрежной территории и суши:

      – растительность, земельные угодья, антропогенное использование;

      – от берега >30 километров по суше;

      6) Основные донные сообщества, флора и фауна изучаемого участка (упрощенная информация);

      7) Подверженность прибрежной территории и суши к наводнению (под воздействием сгонно-нагонных явлений);

      8) Населенные пункты: границы и плотность населения (от побережья до 30 километров по суше);

      9) Основные населенные пункты, находящиеся на побережье;

      10) Сеть автомобильных дорог и трасс для внедорожников или транспорта типа квадрацикл, дорожные сооружения;

      11) Железнодорожная сеть и станции;

      12) Аэропорты, взлетно-посадочные полосы, вертолетные порты и площадки;

      13) Больницы, клиники и медицинские центры;

      14) Административно-территориальные границы:

      – государственная граница (по суше и по морю);

      – административно-территориальные границы: область, город, район, село;

      15) Метео-океанографические сезонные условия (зима-весна-лето-осень):

      – усредненные данные по ветру;

      – усредненные данные по солености;

      – усредненные данные по морским течениям;

      – ледовый покров и протяженность (средние, минимальные и максимальные значения).

      2. Геоморфологические особенности и чувствительные объекты побережья

      16) Побережье:

      – тип берега и отбрежья (скалы, скалистые берега, пляжи, песчаные отмели или бары, грязевые равнины, болота, искусственные: пристань, каменная наброска и так далее);

      – ширина береговой линии;

      – осадочные породы и гранулометрия;

      – подверженность воздействию волн (открытая, полуоткрытая, защищенная);

      – воздействие сгонно-нагонным явлениям;

      – сегментация побережья по геоморфологическим/ экологическим характеристикам и административно-территориальным границам;

      17) Характеристики берегов рек, у дельты рек и суши:

      – берег дельты рек, который подвержен разливу нефти (5-10 километров по суше): тип почвы и отложений, растительность (если имеется);

      – берег рек, который подвержен разливу нефти (5-10 километров по суше): морфология берега и отложений и растительность (если имеется);

      – суша вдоль трубопроводов, а также наличие вблизи рек и/или водно-болотных угодий;

      – сегментация берегов рек и дельты рек по геоморфологическим/ экологическим характеристикам и административно-территориальным границам.

      3.Ценные экологические системы и объекты, чувствительные биологические/экологические ресурсы

      18) Рыба:

      – нерестилища основных видов, включая промысловых (море, река, дельты…);

      – районы сосредоточения питомников / мальков/ молоди основных видов, районы ценные для нагула основных видов рыб, включая промысловых;

      – районы концентрации основных видов рыб, включая промысловых (например, осетровых, тюлька и так далее);

      – районы ценные по концентрации кормовых организмов рыб (фитопланктон, зоопланктон, зообентос и другие);

      – информация о жизненном цикле основных видов рыб (если имеется);

      19) Птица в зоне риска загрязнения, морские, прибрежные, болотные птицы, мигрирующие виды и так далее:

      – районы с очень большой концентрацией птиц (например, во время миграции);

      – районы концентрации/ гнездования/ размножения/ линьки редких/ находящихся под угрозой исчезновения/ охраняемых видов (пеликаны, фламинго, ибискус, цапля и так далее);

      – формация о жизненном цикле основных видов птиц (если имеется);

      20) Морские млекопитающие: Каспийский тюлень:

      – места высокой концентрации (берег, песчаный берег, острова и так далее);

      – места размножения, лежбища;

      – информация о жизненном цикле тюленей (если имеется);

      21) Беспозвоночные:

      – коммерческие виды моллюсков и ракообразных;

      – вымирающие виды;

      – кормовые организмы рыб (фитопланктон, зоопланктон, зообентос);

      22) Высокоценные эндемики/ редкие/ находящиеся под защитой, фауна и флора, находящиеся под угрозой исчезновения:

      – красный список Международного союза охраны природы (МСОП);

      – виды, включенные в Красную книгу Казахстана;

      23) Границы особо охраняемых территорий и зон;

      24) Охраняемые территории:

      a) Национальные парки и заповедники:

      – "Ак-Жайык" государственный природный резерват в дельте реки Урал и прилегающем побережье Каспийского морю;

      b) Иные охраняемые / закрытые территории (категории I-V МСОП):

      – Строго охраняемые территории (категории I-II, 1672 тысяч гектаров);

      – другие (категории III-V, 6070 тысяч гектаров);

      c) Важные зоны обитания птиц (ВЗОП);

      25) Сезонные изменения (весна, лето, осень, зима):

      a) Миграция птиц:

      – Сибирско-Черноморско-Средиземноморский перелетный путь;

      – зоны остановки миграции: река Урал, река Волга другие;

      b) Пути миграции Каспийских тюленей;

      c) Нерест рыб в период размножения.

      4. Чувствительные социально-экономические ресурсы

      26) Рыболовные угодья:

      – традиционное/ кустарное рыболовство;

      – коммерческое/ промышленное рыболовство;

      – информация о ключевых периодах промысла и о вылове/ тоннаже/ занятости/ доходах (если имеется);

      27) Созревание и сбор прибрежных/ морских продуктов (если применимо);

      28) Аквакультура (если применимо);

      29) Сельскохозяйственные земли вблизи побережья и на суше, подверженных риску затопления;

      30) Порты:

      – коммерческие;

      – рыболовные;

      – промышленные/ нефтяные терминалы;

      – причалы и прогулочные судна;

      – информация о морском движении судов;

      31) Установки/ виды деятельности, связанные с использованием морской воды:

      – опреснительные заводы;

      – производство соли путем выпаривания;

      – промышленные водозаборные установки;

      – информация об объемах производства и деятельности (если имеется);

      32) Промышленность, расположенная у берега:

      – вид деятельности, связанный с морским транспортом или находится под риском разлива нефти;

      – места хранения отходов, расположенные у берега (нефть и другие загрязнители);

      – водоемы для испарения сточных вод и поля фильтрации, расположенные вблизи Каспийского моря (подвержены риску затопления и/ или могут быть использованы для хранения общих/ нефтесодержащих отходов);

      33) Туризм и отдых (если и когда применимо):

      – курортные зоны с отелями и ресторанами;

      – рекреационные пляжи;

      – рекреационное рыболовство;

      – информация об объемах, доходах деятельности (если имеется);

      34) Инфраструктура нефтяной и газовой промышленности: разведка, добыча и транспортировка:

      – нефтяные месторождения (прибрежные и морские);

      – оффшорные производственные мощности;

      – прибрежная / береговая добыча / вспомогательные сооружения;

      – трубопроводы;

      – заброшенные / затопленные нефтяные скважины;

      – природное просачивание нефти (если применимо);

      35) Объекты электроэнергетики (если применимо):

      – атомные станции;

      – гидро-, приливные электростанции;

      36) Объекты культурного и исторического наследия (если применимо).

      5. Логистические и операционные ресурсы

      37) Существующие и возможные места расположения пунктов командования (на море, на установке и на берегу);

      38) Существующие склады хранения оборудования по ликвидации разлива нефти (на море, на установке и на берегу);

      39) Возможное расположение площадок развертывания оборудования;

      40) Доступ к берегу и морю (дороги, трассы, пешеходные дорожки, устройства на воздушной подушке и так далее);

      41) Зоны возможные (заранее одобренные) для использования диспергентов и их географические границы;

      42) Районы с конкретными экологическими рекомендациями для операций по очистке (особенно важно для особо чувствительных зон);

      43) Места и центры реабилитации пострадавших животных;

      44) Площадки для промежуточного хранения общих и нефтяных отходов.

  Приложение 2
к Правилам разработки карты
экологической чувствительности
и принятия решения
по определению индекса
чувствительности для
ликвидации разливов нефти
на море, внутренних водоемах
и в предохранительной зоне
Республики Казахстан

Информация, которая отображается в разделах для требуемого типа карт

Требуемый тип карт

Стратегические карты

Тактические карты

Оперативные карты (локальные для особо чувствительных участков)

Содержание

Определяет общую стратегию и приоритеты. Содержит стратегическую информацию.

Определяется тактика управления инцидентом. Содержит детальную информацию с указанием чувствительных, операционных и логистических ресурсов.

Меры по ликвидации разлива нефти на местности. Содержит информацию, относящуюся к конкретной местности, а также операционные и логистические ресурсы местности

Тип берега и общая чувствительность

Упрощенно

ДА

ДА

Чувствительные биоресурсы

Упрощенно

ДА

В зависимости от участка

Чувствительные виды деятельности и ресурсы

Упрощенно

ДА

В зависимости от участка

Логистика и операционная информация

Основные характеристики и упрощенно

ДА

ДА
детально

Другое

Локализация особо чувствительных участков

Информация по рискам

Детальная информация по операциям на участке (крепеж якорями, боны…)

Масштаб

Мелкий (страна, область)
1:1000000 до 1:200000

Средний (область, город)
1:100000 к 1:50000

Крупный
(только для особо чувствительных участков)
1:25000 к 1:10000

Формат для оперативной работы

Крупный формат для обсуждений

В папке (A2, A3, A4)

A4 – ламинированные карты

Пользователь

Лица, принимающие стратегическое решение, представляющие уполномоченные государственные органы

Объекты, несущие риск разлива нефти,
специализированные организации по ликвидации разливов нефти

Объекты, несущие риск разлива нефти, специализированные организации по ликвидации разливов нефти


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.