Примечание ИЗПИ!
Порядок введения настоящего приказа см. пункт 4.
В соответствии с подпунктом 1) пункта 12 статьи 398 Экологического кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила разработки карты экологической чувствительности и принятия решения по определению индекса чувствительности для ликвидации разлива нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне Республики Казахстан.
2. Комитету экологического регулирования и контроля Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие с 1 июля 2021 года и подлежит официальному опубликованию.
Вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан |
С. Брекешев |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство индустрии и инфраструктурного
развития Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство энергетики
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан
Утверждены приказом Вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 24 июня 2021 года № 210 |
Правила разработки карты экологической чувствительности и принятия решения
по определению индекса чувствительности для ликвидации разлива нефти на море,
внутренних водоемах и в предохранительной зоне Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила разработки карты экологической чувствительности и принятия решения по определению индекса чувствительности для ликвидации разлива нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне Республики Казахстан (далее – Правила) разработаны в соответствии пунктом 12 статьи 398 Экологического кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) и регламентируют порядок разработки карты экологической чувствительности, принятия решения по определению объектов и ресурсов, требующих защиты с определением приоритетности защиты (присвоением индекса чувствительности) на море, внутренних водоемах и предохранительной зоне Республики Казахстан.
2. Настоящие Правила распространяются на объекты, несущие риск разлива нефти, а также организации, имеющие ресурсы по ликвидации нефтяных разливов, уполномоченные органы и местные исполнительные органы, участвующие в ликвидации последствий аварийного разлива нефти на море, внутренних водоемах и предохранительной зоне Республики Казахстан.
3. Карты чувствительности содействуют разработке стратегии реагирования при составлении планов ликвидации аварийных разливов нефти позволяют выявить наиболее чувствительные участки или ресурсы, содействуют определению приоритетов при защите и очистке.
4. Данные карты используются для обеспечения готовности к разливам нефти и во время проведения операций по реагированию.
5. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:
1) карта экологической чувствительности для ликвидации разливов нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне Республики Казахстан – это инструмент, позволяющий быстро принять стратегические решения, определить районы и ресурсы, приоритетной защиты, оценить возможные последствия разлива, а также определить возможные методы ликвидации разлива нефти.
2) Стратегическая карта – тип чувствительных карт, определяющий общую стратегию и приоритеты, содержит стратегическую информацию.
3) Тактическая карта – тип чувствительных карт, определяющий тактику управления инцидентом, и содержит детальную информацию с указанием чувствительных, операционных и логистических ресурсов.
4) Оперативная карта - тип чувствительных карт, содержащий информацию, относящуюся к конкретной местности, а также операционные и логистические ресурсы местности и меры по ликвидации разлива нефти на местности.
5) Индекс чувствительности – это определение и ранжирование чувствительности различных типов побережья (а также приречных или озерных экосистем) в пределах от 1 (низкая чувствительность) до 10 (очень высокая чувствительность), характеризующего:
тип береговой линии (зернистость грунта, уклон), который определяет способность проникновения нефти на берег и/или ее углубление в грунт на берегу, а также ее перемещение;
защищенность от воздействия волн (и энергии приливов и отливов), которая определяет время естественного оседания нефти на береговой линии;
общую биологическую продуктивность и чувствительность.
6) Выбор приоритетных участков защиты - определение и ранжирование чувствительности экосистем, мест обитания, биологических видов и основных природных ресурсов, а также социально-экономических объектов.
7) Батиметрия - изучение рельефа подводной части водных бассейнов.
Глава 2. Порядок разработки карты экологической чувствительности и принятия решения по определению индекса чувствительности для ликвидации разлива нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне Республики Казахстан
6. Формирование и разработка карты, а также индексация чувствительных районов к разливам нефти будет осуществляться после утверждения настоящих Правил.
7. Карта тактическая и стратегическая утверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды по согласованию с уполномоченными органами в области охраны, воспроизводства и использования животного мира, использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения, в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
8. Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды определяет организацию по созданию карты чувствительности.
9. Поддержание и обновление карты чувствительности осуществляется Республиканским государственным предприятием на праве хозяйственного ведения "Информационно-аналитический центр охраны окружающей среды" (далее – Информационно-аналитический центр).
10. Для разработки и формирования карты уполномоченный орган в области охраны окружающей среды запрашивает у нефтяных компаний (объекты, несущие риск разлива нефти) имеющиеся данные о ресурсах, погодных условиях, программы обеспечения с картами ресурсов, информацию по следующим государственным кадастрам: особо охраняемых природных территорий у уполномоченного государственного органа в области особо охраняемых природных территорий, животного мира - уполномоченного государственного органа в области охраны, воспроизводства и использования животного мира, водному кадастру - использования и охраны водного фонда, по изучению недр. Информация требуемая для разработки карты указана в приложении 1 к настоящим Правилам.
11. Вся информация собирается в Информационно-аналитическим центре.
12. Уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей среды создает экспертную группу в составе заинтересованных уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, животный мир, лесной фонд, водный, Казгидромет, в сфере гражданской защиты, местных исполнительных органов, нефтяных компаний, исследовательских институтов и независимых консультантов.
На экспертную группы возлагаются следующие полномочия:
1) оценка имеющейся информации по ресурсам, объектам и побережья;
2) определяет зоны или районы побережья и ресурсы, имеющие необходимость изучения и дополнительного сбора информации;
3) определяет географические границы: граница с Российской Федерацией – залив Тупкараган, побережье + 5 километров по суше + 5 километров по морю + зоны под риском затопления, заброшенные скважины, мелководье и территория на море (минимальная информация);
4) определяет порядок проведения полевых работ и работ по картированию, персонал и ресурсы (совместно с нефтяными компаниями, если их контрактная территория приходится на территорию проведения полевых работ);
5) определяет тип карты для разработки и формирования;
6) финансирование осуществляется как совместный проект с нефтяными компаниями, имеющие контрактную территорию, подпадающая в зону изучения ресурсов и формирования карты;
7) выбор приоритетных участков защиты, а также присвоение индекса чувствительности побережья для нанесения на стратегическую карту.
13. Типы карт различаются по масштабу разлива и в зависимости от пользователя: оперативные, тактические и стратегические. Информация которая отображается в разделах для требуемого типа карт указано в приложение 2 к настоящим Правилам.
14. Процесс разработки карт состоит из нескольких этапов:
1) сбор исходных данных согласно приложению к настоящим правилам;
2) подготовка тактических карт;
3) выбор приоритетных участков защиты из тех, что указаны в тактических картах, а также присвоение индекса чувствительности побережья;
4) подготовка стратегических карт с указанием приоритетных участков защиты и индекса чувствительности побережья;
5) разработка объектовых планов по обеспечению готовности и действий по ликвидации разливов нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне, разрабатываемые собственниками объектов, несущими риск разлива нефти, учитывающие конкретные чувствительные экологические и социально-экономические объекты;
6) подготовка оперативных карт.
15. Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды совместно с объектами, несущими риск разлива нефти, кроме судов ведут совместную работу по разработке тактических карт.
1) объекты, несущие риск разлива нефти на море, контрактная территория или сооружения которых находятся в казахстанской части Каспийского моря или в прибрежной зоне Каспийского моря, предоставляют имеющуюся информацию и данные, которые необходимы для формирования тактической карты уполномоченному органу. Если экспертная комиссия исходя из полученных и имеющихся данных посчитает, что требуется сбор новых или обновление старых, то такие объекты проводят полевые работы по сбору новых или обновлению старых данных и информации с участием уполномоченного органа и иных организаций, которых определит экспертная группа;
2) в той казахстанской части Каспийского моря, где отсутствует наделение контрактных территорий, полевые работы по сбору новых или обновлению старых данных и информации проводятся уполномоченным органом с участием заинтересованных уполномоченных органов и организаций, которых определит экспертная группа. Необходимость проведения полевых работ определяется экспертной комиссией после изучения имеющихся данных.
16. После разработки тактической карты и определения наиболее чувствительных экологических и социально-экономических объектов и типов побережья определяется приоритетность выявленных участков и присваивается индекс чувствительности побережья. Данная информация наносится на стратегическую карту и будет представлять собой реалистичную стратегию ликвидации разлива нефти.
Выбор приоритетных участков защиты и присвоение индекса чувствительности побережья осуществляется экспертной группой. После утверждения стратегической карты она может быть использована как основа для оперативного планирования и поддержки в принятии решений при анализе суммарной экологической пользы.
Оперативные планы разрабатываются объектами, несущими риск разлива нефти, за исключением судов, и специализированными организациями по ликвидации аварийных разливов нефти.
17. Обновление тактических карт проводится с периодичностью 5 лет. Нефтяными компаниями предоставляются данные о материально-технических и оперативных ресурсах в пределах своей контрактной территории для обновления тактической карты в Информационно-аналитическом центре.
18. Обновление стратегических карт проводится с периодичностью 5 лет.
19. Обновление карты экологической чувствительности проводится Информационно-аналитическим центром на основании поступившей информации от нефтных компаний.
Информация, требуемая для разработки карты
1. Общие сведения
1) Побережье: характер побережья;
2) Топография (от побережья до 30 километров по суше);
3) Батиметрия (всего рассматриваемого участка);
4) Реки, система дельт и водотоки;
5) Основные сведения о зонировании прибрежной территории и суши:
– растительность, земельные угодья, антропогенное использование;
– от берега >30 километров по суше;
6) Основные донные сообщества, флора и фауна изучаемого участка (упрощенная информация);
7) Подверженность прибрежной территории и суши к наводнению (под воздействием сгонно-нагонных явлений);
8) Населенные пункты: границы и плотность населения (от побережья до 30 километров по суше);
9) Основные населенные пункты, находящиеся на побережье;
10) Сеть автомобильных дорог и трасс для внедорожников или транспорта типа квадрацикл, дорожные сооружения;
11) Железнодорожная сеть и станции;
12) Аэропорты, взлетно-посадочные полосы, вертолетные порты и площадки;
13) Больницы, клиники и медицинские центры;
14) Административно-территориальные границы:
– государственная граница (по суше и по морю);
– административно-территориальные границы: область, город, район, село;
15) Метео-океанографические сезонные условия (зима-весна-лето-осень):
– усредненные данные по ветру;
– усредненные данные по солености;
– усредненные данные по морским течениям;
– ледовый покров и протяженность (средние, минимальные и максимальные значения).
2. Геоморфологические особенности и чувствительные объекты побережья
16) Побережье:
– тип берега и отбрежья (скалы, скалистые берега, пляжи, песчаные отмели или бары, грязевые равнины, болота, искусственные: пристань, каменная наброска и так далее);
– ширина береговой линии;
– осадочные породы и гранулометрия;
– подверженность воздействию волн (открытая, полуоткрытая, защищенная);
– воздействие сгонно-нагонным явлениям;
– сегментация побережья по геоморфологическим/ экологическим характеристикам и административно-территориальным границам;
17) Характеристики берегов рек, у дельты рек и суши:
– берег дельты рек, который подвержен разливу нефти (5-10 километров по суше): тип почвы и отложений, растительность (если имеется);
– берег рек, который подвержен разливу нефти (5-10 километров по суше): морфология берега и отложений и растительность (если имеется);
– суша вдоль трубопроводов, а также наличие вблизи рек и/или водно-болотных угодий;
– сегментация берегов рек и дельты рек по геоморфологическим/ экологическим характеристикам и административно-территориальным границам.
3.Ценные экологические системы и объекты, чувствительные биологические/экологические ресурсы
18) Рыба:
– нерестилища основных видов, включая промысловых (море, река, дельты…);
– районы сосредоточения питомников / мальков/ молоди основных видов, районы ценные для нагула основных видов рыб, включая промысловых;
– районы концентрации основных видов рыб, включая промысловых (например, осетровых, тюлька и так далее);
– районы ценные по концентрации кормовых организмов рыб (фитопланктон, зоопланктон, зообентос и другие);
– информация о жизненном цикле основных видов рыб (если имеется);
19) Птица в зоне риска загрязнения, морские, прибрежные, болотные птицы, мигрирующие виды и так далее:
– районы с очень большой концентрацией птиц (например, во время миграции);
– районы концентрации/ гнездования/ размножения/ линьки редких/ находящихся под угрозой исчезновения/ охраняемых видов (пеликаны, фламинго, ибискус, цапля и так далее);
– формация о жизненном цикле основных видов птиц (если имеется);
20) Морские млекопитающие: Каспийский тюлень:
– места высокой концентрации (берег, песчаный берег, острова и так далее);
– места размножения, лежбища;
– информация о жизненном цикле тюленей (если имеется);
21) Беспозвоночные:
– коммерческие виды моллюсков и ракообразных;
– вымирающие виды;
– кормовые организмы рыб (фитопланктон, зоопланктон, зообентос);
22) Высокоценные эндемики/ редкие/ находящиеся под защитой, фауна и флора, находящиеся под угрозой исчезновения:
– красный список Международного союза охраны природы (МСОП);
– виды, включенные в Красную книгу Казахстана;
23) Границы особо охраняемых территорий и зон;
24) Охраняемые территории:
a) Национальные парки и заповедники:
– "Ак-Жайык" государственный природный резерват в дельте реки Урал и прилегающем побережье Каспийского морю;
b) Иные охраняемые / закрытые территории (категории I-V МСОП):
– Строго охраняемые территории (категории I-II, 1672 тысяч гектаров);
– другие (категории III-V, 6070 тысяч гектаров);
c) Важные зоны обитания птиц (ВЗОП);
25) Сезонные изменения (весна, лето, осень, зима):
a) Миграция птиц:
– Сибирско-Черноморско-Средиземноморский перелетный путь;
– зоны остановки миграции: река Урал, река Волга другие;
b) Пути миграции Каспийских тюленей;
c) Нерест рыб в период размножения.
4. Чувствительные социально-экономические ресурсы
26) Рыболовные угодья:
– традиционное/ кустарное рыболовство;
– коммерческое/ промышленное рыболовство;
– информация о ключевых периодах промысла и о вылове/ тоннаже/ занятости/ доходах (если имеется);
27) Созревание и сбор прибрежных/ морских продуктов (если применимо);
28) Аквакультура (если применимо);
29) Сельскохозяйственные земли вблизи побережья и на суше, подверженных риску затопления;
30) Порты:
– коммерческие;
– рыболовные;
– промышленные/ нефтяные терминалы;
– причалы и прогулочные судна;
– информация о морском движении судов;
31) Установки/ виды деятельности, связанные с использованием морской воды:
– опреснительные заводы;
– производство соли путем выпаривания;
– промышленные водозаборные установки;
– информация об объемах производства и деятельности (если имеется);
32) Промышленность, расположенная у берега:
– вид деятельности, связанный с морским транспортом или находится под риском разлива нефти;
– места хранения отходов, расположенные у берега (нефть и другие загрязнители);
– водоемы для испарения сточных вод и поля фильтрации, расположенные вблизи Каспийского моря (подвержены риску затопления и/ или могут быть использованы для хранения общих/ нефтесодержащих отходов);
33) Туризм и отдых (если и когда применимо):
– курортные зоны с отелями и ресторанами;
– рекреационные пляжи;
– рекреационное рыболовство;
– информация об объемах, доходах деятельности (если имеется);
34) Инфраструктура нефтяной и газовой промышленности: разведка, добыча и транспортировка:
– нефтяные месторождения (прибрежные и морские);
– оффшорные производственные мощности;
– прибрежная / береговая добыча / вспомогательные сооружения;
– трубопроводы;
– заброшенные / затопленные нефтяные скважины;
– природное просачивание нефти (если применимо);
35) Объекты электроэнергетики (если применимо):
– атомные станции;
– гидро-, приливные электростанции;
36) Объекты культурного и исторического наследия (если применимо).
5. Логистические и операционные ресурсы
37) Существующие и возможные места расположения пунктов командования (на море, на установке и на берегу);
38) Существующие склады хранения оборудования по ликвидации разлива нефти (на море, на установке и на берегу);
39) Возможное расположение площадок развертывания оборудования;
40) Доступ к берегу и морю (дороги, трассы, пешеходные дорожки, устройства на воздушной подушке и так далее);
41) Зоны возможные (заранее одобренные) для использования диспергентов и их географические границы;
42) Районы с конкретными экологическими рекомендациями для операций по очистке (особенно важно для особо чувствительных зон);
43) Места и центры реабилитации пострадавших животных;
44) Площадки для промежуточного хранения общих и нефтяных отходов.