ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 15 июня 2018 года № 239 "Об утверждении Единых правил по рациональному и комплексному использованию недр" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17131) следующие изменения и дополнения:
в Единых правилах по рациональному и комплексному использованию недр, утвержденных указанным приказом:
дополнить пунктом 457-1 следующего содержания:
"457-1. Работы по бурению, оборудованию и освоению технологических и наблюдательных скважин на полигоне ПСВ выполняются в строгом соответствии с проектами опытно-промышленной добычи и разработки месторождения урана, которые составляются в соответствии с пунктом 2 статьи 182 Кодекса проектной организацией, имеющей лицензию на соответствующий вид деятельности.";
дополнить пунктом 461-1 следующего содержания:
"461-1. В период опытно-промышленной добычи и добычи урана недропользователями обеспечивается выполнение следующих периодичных стационарных наблюдений за закислением и отработкой эксплуатационного блока, месторождения:
уровень подземных вод:
наблюдательные (скважины для контроля процесса, скважины для контроля смежных горизонтов, скважины для контроля горизонтального растекания) один раз в квартал;
геофизические исследования:
в технологических скважинах (откачные и закачные), наблюдательных скважинах (для контроля процесса, для контроля смежных горизонтов, для контроля горизонтального растекания) подземного выщелачивания один раз в год.";
пункт 465 изложить в следующей редакции:
"465. При проведении опытно-промышленной добычи и добычи обеспечивается выполнение следующих требований в области рационального и комплексного использования и охраны недр:
1) обеспечение рационального и экономически эффективного использования недр на всех этапах проведения операций по добыче урана;
2) обеспечение полноты извлечения из недр полезных ископаемых, не допуская выборочную отработку;
3) достоверный учет запасов урана и попутных компонентов;
4) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения;
5) охрана недр от обводнения, пожаров и других стихийных факторов, осложняющих эксплуатацию и разработку месторождений урана;
6) предотвращение загрязнения недр при хранении урана или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов;
7) соблюдение установленного порядка приостановления, прекращения операций по добыче урана, ликвидации последствий недропользования, консервации участков недр;
8) обеспечение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при складировании и размещении отходов.";
пункты 469 и 470 изложить в следующей редакции:
"469. В процессе опытно-промышленной добычи и добычи недропользователи:
1) определяют количество и качество готовых к выемке запасов урана, нормативы проектных потерь по выемочным единицам;
2) ведут учет добычи и нормативов потерь по каждому эксплуатационному блоку;
3) разрабатывают и осуществляют мероприятия по недопущению сверхнормативных потерь;
4) ведут работы в соответствии с календарным графиком проектных документов;
5) проводят эксплуатационную разведку (доразведку) с целью уточнения контуров эксплуатационных блоков и геологического строения месторождения для дальнейшего пересчета запасов;
6) разрабатывают и проводят гидрогеологические исследования за восстановлением состояния подземных вод после ликвидации эксплуатационных блоков.
470. При проведении опытно-промышленной добычи и добычи не допускается:
1) выборочная отработка богатых или легкодоступных участков месторождения, приводящая к необоснованным потерям запасов урана;
2) оставление запасов урана, вызывающее осложнения при их выемке в будущем, полную или частичную потерю этих запасов;
3) потери, превышающие проектные показатели;
4) разубоживание продуктивных растворов подземными водами или растекание выщелачивающих растворов за контур эксплуатационного блока.";
пункт 472 изложить в следующей редакции:
"472. Проекты изменений и (или) дополнений к утвержденным проектам не составляются в случае, если ежегодно объемы добычи, определенные утвержденными проектами, изменяются менее чем на двадцать процентов в физическом выражении от утвержденных показателей за год без изменения горно-геологических и технологических условий отработки месторождения урана.";
пункт 480 изложить в следующей редакции:
"480. В проекте разработки месторождения предусматриваются:
1) обоснование нормативов вскрытых, подготовленных и готовых к выемке запасов урана;
2) отчет по подсчету геологических запасов;
3) применение средств механизации и автоматизации производственных процессов, обеспечивающие наиболее полное, комплексное извлечение из недр, рациональное и эффективное использование балансовых запасов урана и совместно с ними залегающих полезных ископаемых;
4) календарный график горных работ с объемами добычи и показателями качества урана в пределах срока действия контракта в рамках участка недр;
5) расходы на эксплуатацию участка недр;
6) размещение наземных и подземных сооружений;
7) проектные показатели: предполагаемые объемы добычи на весь период разработки месторождения, объемы горно-капитальных, горно-подготовительных, эксплуатационно-разведочных работ;
8) гидрогеологические наблюдения за восстановлением состояния подземных вод в ликвидированных эксплуатационных блоках;
9) геологическое и маркшейдерское обеспечение работ;
10) обоснование нормативов потерь выемочных единиц по результатам проведенной опытно-промышленной добычи;
11) расчет необходимых инвестиций для освоения месторождений;
12) порядок очередности отработки запасов;
13) финансовую модель, включающую основные показатели;
14) меры, обеспечивающие безопасность работы производственного персонала и населения, зданий и сооружений, объектов окружающей среды от вредного воздействия работ, связанных с недропользованием;
15) технические средства и мероприятия по достоверному учету количества и качества добываемого и перерабатываемого минерального сырья, а также их потерь и отходов производства;
16) обезвреживание или захоронение отходов производства;
17) расчет дохода и прибыли от промышленной эксплуатации;
18) систематическое опробование минерального сырья с целью управления и повышения эффективности технологии его переработки;
19) обоснование оптимальных параметров выемочных единиц, обеспечивающих рациональный уровень полноты извлечения полезных ископаемых из недр;
20) мероприятия по предотвращению потерь полезного ископаемого;
21) налоги и другие платежи;
22) сохранение в недрах или складирование забалансовых запасов для их последующего промышленного освоения;
23) способы вскрытия и системы разработки участка недр урана;
24) проведение доизучения (доразведки) участка добычи с целью уточнения геологического строения и запасов месторождения урана;
25) информацию о сроках, условиях и стоимости выполнения работ по ликвидации последствии добычи урана;
26) объем добываемого урана, поднятого на поверхность с продуктивными растворами, за вычетом урана, возвращаемого с выщелачивающими растворами в недра.";
дополнить пунктом 480-1 следующего содержания:
"480-1. Работы по доразведке проводятся в соответствии с проектом разработки месторождения.
В случае, если в течение доизучения недропользователем на участке добычи обнаружена новая залежь (совокупность залежей), ее оценка производится в соответствии с дополнением к проекту разработки месторождения.";
дополнить пунктом 482-1 следующего содержания:
"482-1. На стадии разработки проектов опытно-промышленной добычи и/или разработки месторождения урана недропользователями разрабатывается система контроля за состоянием подземных вод на полигонах ПСВ на основании данных поисковых геологоразведочных работ, лабораторных исследований, опытных полевых испытаний и опыта эксплуатации аналогичных месторождений.
Система контроля за состоянием подземных вод включает три сети наблюдательных скважин:
1) наблюдательные скважины для контроля за растеканием растворов в вертикальном направлении;
2) наблюдательные скважины для контроля за возможными утечками растворов из пескоотстойников продуктивного раствора и выщелачивающего раствора;
3) наблюдательные скважины внутри и за контуром эксплуатационного блока для контроля за технологическим процессом в зоне гидродинамического воздействия откачиваемых и закачиваемых растворов.";
главу 24 исключить;
пункт 490 изложить в следующей редакции:
"490. Анализ разработки месторождения представляет собой комплексное изучение результатов геологических, геофизических, гидродинамических и других исследований в процессе разработки на предмет выявления необходимости совершенствования системы разработки месторождения. Анализ разработки месторождения подлежит государственной экспертизе проектных документов.";
дополнить пунктом 492-1 следующего содержания:
"492-1. В рамках анализа разработки отдельные показатели проектных документов несущественно (менее двадцати процентов) корректируется в следующих случаях:
1) корректировка объемов эксплуатационно-разведочных скважин в рамках мероприятий по доразведке месторождения;
2) изменение графика ввода и количество технологических скважин эксплуатационных блоков, предусмотренного в проекте опытно-промышленной добычи и/или разработки месторождения урана.";
дополнить пунктами 494, 495, 496 и 497 следующего содержания:
"494. В результате анализа разработки месторождения оцениваются:
1) результаты опробования по каждой наблюдательной скважине, в каждой точке наблюдения;
2) степень охвата воздействием рудного пласта объекта разработки, по площади и разрезу с состоянием выработки их запасов;
3) состояние подземных вод на отрабатываемой площади месторождения;
4) характер и последствия снижения дебита откачных и приемистости закачных скважин;
5) данные о геологическом строении месторождения с оценкой изменения запасов урана;
6) характеристики динамики добычи урана и соответствие их проекту опытно-промышленной добычи и/или разработки месторождения урана;
7) контроль режимов работы скважин;
8) состояние фонда скважин и его соответствие проекту опытно-промышленной добычи и/или разработки месторождения урана.
495. В рамках анализа разработки допускается проектирование опытно-промышленных испытаний по внедрению новых технологий по повышению коэффициента извлечения урана на отдельных участках месторождения.
496. Анализ разработки завершается выполнением расчетов технико-экономических показателей разработки месторождения, с учетом реализации рекомендуемых мер по регулированию процесса и сопоставлением их с проектными показателями утвержденного варианта разработки.
497. Недропользователь каждые три года направляет в компетентный орган на экспертизу анализ выполнения проектных условий в соответствии с показателями проекта разработки.".
2. Департаменту атомной энергетики и промышленности Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
И.о. Министра | А. Магауов |
"СОГЛАСОВАН" Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан |
"СОГЛАСОВАН" Министерство финансов Республики Казахстан |
"СОГЛАСОВАН" Министерство национальной экономики Республики Казахстан |
"СОГЛАСОВАН" Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан |