В соответствии с пунктом 6 статьи 54 Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года "О недрах и недропользовании" ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить прилагаемые Правила приемки результатов обследования и работ по ликвидации последствий операций по недропользованию.
2. Департаменту недропользования Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан после его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
"СОГЛАСОВАН" Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан |
Утверждены совместным приказом исполняющего обязанности Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 20 августа 2021 года № 458 и Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 26 августа 2021 года № 343 |
Правила приемки результатов обследования и работ по ликвидации последствий операций по недропользованию
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила приемки результатов обследования и работ по ликвидации последствий операций по недропользованию (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 6 статьи 54 Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года "О недрах и недропользовании" (далее – Кодекс) и определяют порядок приемки результатов обследования и работ по ликвидации последствий операций по недропользованию по следующим контрактам и (или) лицензиям на недропользование:
1) по лицензиям на разведку твердых полезных ископаемых;
2) по лицензиям на добычу твердых полезных ископаемых;
3) по лицензиям на добычу общераспространенных полезных ископаемых;
4) по лицензиям на использование пространства недр;
5) по лицензиям на старательство;
6) контрактам на разведку и (или) добычу твердых полезных ископаемых, заключенным до введения в действие Кодекса, кроме контрактов по добыче урана;
7) контрактам на разведку и (или) добычу общераспространенных полезных ископаемых, заключенным до введения в действие Кодекса;
8) разрешения на разведку или добычу общераспространенных полезных ископаемых для использования в целях строительства (реконструкции) и ремонта автомобильных дорог общего пользования, железных дорог, находящихся в государственной собственности, гидросооружений и гидротехнических сооружений;
9) контрактам на строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей полезных ископаемых, заключенный до введения в действия Кодекса.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) акт ликвидации – документ, подписываемый в соответствии с Кодексом и настоящими Правилами, подтверждающий выполнение всех или определенных работ по ликвидации последствий операций по недропользованию по части или всему участку недр, находящегося или находившегося в пользовании по соответствующему контракту или лицензии на недропользование;
2) акт обследования – документ, подписываемый в соответствии с Кодексом и настоящими Правилами и подтверждающий отсутствие осуществления операций по недропользованию на земной поверхности (дне водоемов) или их нарушения на части или всем участке недр, находящегося или находившегося в пользовании по соответствующему контракту или лицензии на недропользование;
3) контракт на разведку – контракт на разведку (совмещенную разведку и добычу в период разведки) твердых полезных ископаемых или контракт на разведку (совмещенную разведку и добычу в период разведку) общераспространенных полезных ископаемых, заключенный до введения в действия Кодекса;
4) контракт на добычу – контракт на добычу (совмещенную разведку и добычу в период добычи) твердых полезных ископаемых или контракт на добычу (совмещенную разведку и добычу в период добычи) общераспространенных полезных ископаемых, заключенный до введения в действия Кодекса;
5) контракт на строительство и (или) эксплуатацию – контракт на строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей полезных ископаемых, заключенный до введения в действия Кодекса;
6) план ликвидации – документ, содержащий описание мероприятий по выводу из эксплуатации рудника и других производственных и инфраструктурных объектов, расположенных на участке добычи, по рекультивации земель, нарушенных в результате проведения операций по добыче, мероприятий по проведению прогрессивной ликвидации, иных работ по ликвидации последствий операций по добыче, а также расчет приблизительной стоимости таких мероприятий по ликвидации, составляемый в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, в соответствии с Инструкцией по составлению плана ликвидации (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №17048), утвержденной приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 мая 2018 года № 386 (далее – Инструкция), содержащий описание запланированных мероприятий по ликвидации последствий операций по недропользованию, задач, критериев их выполнения и конечных результатов по ликвидации и получивший положительные заключения экспертиз, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
7) проект работ по ликвидации – документ, составляемый в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан на основе утвержденного и получившего положительные заключения экспертиз и согласований плана ликвидации, в целях проведения работ по ликвидации (прогрессивной ликвидации) последствий операций по добыче твердых полезных ископаемых или добыче общераспространенных полезных ископаемых, включающий постутилизацию объектов и (или) рекультивацию нарушенных земель;
8) проект рекультивации – совокупность технических, экономических, плановых документов, включающая чертежи, расчеты и описания, графическое изображение и обоснование, составляемых в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан в целях рекультивации земель, нарушенных при проведении операций по разведке твердых полезных ископаемых, по использованию пространства недр или по старательству, а также при разведке или добыче общераспространенных полезных ископаемых для использования в целях строительства (реконструкции) и ремонта автомобильных дорог общего пользования, железных дорог, находящихся в государственной собственности, гидросооружений и гидротехнических сооружений;
9) разрешение на разведку – разрешение на разведку общераспространенных полезных ископаемых для использования в целях строительства (реконструкции) и ремонта автомобильных дорог общего пользования, железных дорог, находящихся в государственной собственности, гидросооружений и гидротехнических сооружений;
10) разрешение на добычу – разрешение на добычу общераспространенных полезных ископаемых для использования в целях строительства (реконструкции) и ремонта автомобильных дорог общего пользования, железных дорог, находящихся в государственной собственности, гидросооружений и гидротехнических сооружений.
Иные понятия и определения, использованные в настоящих Правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании.
3. Ликвидацией последствий операций по недропользованию (далее – ликвидация) является комплекс мероприятий, проводимых с целью приведения производственных объектов и земельных участков в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
4. Ликвидация проводится:
1) добровольно недропользователем до прекращения права пользования участком недр (прекращения действия лицензии (контракта) на недропользование) при отказе недропользователя (возврате) от всего или части участка недр;
2) добровольно недропользователем по отдельным объектам (например, отвалы, часть нарушенных земель, постройки и сооружения), расположенным на участке добыче или использования пространства недр до прекращения действия лицензии или контракта на недропользование с целью уменьшения общего объема работ по ликвидации (прогрессивная ликвидация);
3) в обязательном порядке при прекращении права пользования участком недр согласно части первой пункта 3 статьи 54 Кодекса.
5. Работы по ликвидации последствий операций по недропользованию, проводимые в обязательном порядке при прекращении права пользования участком недр в соответствии с частью первой пункта 3 статьи 54 Кодекса, подлежат завершению:
1) не позднее шести месяцев после прекращения права недропользования по разрешениям на разведку, лицензиям (контрактам) на разведку твердых полезных ископаемых;
2) не позднее шести месяцев после прекращения права недропользования по лицензиям на старательство;
3) в сроки, предусмотренные графиком мероприятий плана ликвидации, при прекращении права недропользования по лицензиям (контрактам) на добычу твердых (общераспространенных) полезных ископаемых, использование пространства недр в целях размещения и (или) эксплуатации объектов размещения техногенных минеральных образований горнодобывающего или горно-обогатительного производства;
4) в сроки, предусмотренные проектом рекультивации при прекращении права недропользования по разрешениям на добычу, по лицензиям на использование пространства недр в целях, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 249 Кодекса, и по контрактам на строительство и (или) эксплуатацию, с учетом требований пункта 16 Правил предоставления права недропользования для проведения разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, используемых при строительстве (реконструкции) и ремонте автомобильных дорог общего пользования, железных дорог, находящихся в государственной собственности, а также для реконструкции и ремонта гидросооружений и гидротехнических сооружений, утвержденных приказом исполняющим обязанности Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 7 апреля 2020 года № 188 (зарегистрированы в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 141166).
6. Ликвидация на участке недр в целом, его части либо при прекращении права недропользования считается завершенной с момента приемки работ по ликвидации, оформляемой актом ликвидации. При этом, в случае приемки работ по результатам прогрессивной ликвидации, акт ликвидации оформляется с примечанием.
7. При намерении недропользователя досрочно отказаться (возвратить по контракту контрактную территории) от всего или части участка разведки, от всего или части участка старательства или части участка добычи, на которых соответствующие операции по недропользованию фактически не осуществлялись или если такие операции осуществлялись без нарушения земной поверхности (дна водоемов), проведение ликвидационных работ не требуется. В этом случае в целях подтверждения отсутствия последствий, требующих ликвидации, оформляется акт обследования.
8. Приемка результатов обследования или работ по ликвидации осуществляется комиссией (далее – комиссия), создаваемой местным исполнительным органом соответствующей области, городов республиканского значения, столицы (далее – местный исполнительный орган) из его представителей и представителей соответствующих государственных органов, с участием недропользователя или лица, право недропользования которого прекращено по соответствующему участку недр (физическое или юридическое лицо).
9. В случае если физическое или юридическое лицо, не обеспечило ее завершение в предусмотренный срок, уклоняется от их выполнения, или такое лицо не может быть выявлено либо перестало существовать, и в соответствии с законодательством Республики Казахстан ликвидация проведена государственным органом, то приемка работ по ликвидации осуществляется комиссией без участия указанного лица.
10. По лицензиям на разведку твердых полезных ископаемых, разрешениям на разведку, контрактам на разведку комиссия включает представителей следующих государственных органов:
1) подразделения уполномоченного органа по контролю за использованием и охраной земель;
2) территориального подразделения уполномоченного органа в области охраны окружающей среды;
3) территориального подразделения уполномоченного государственного органа в области промышленной безопасности.
11. По лицензиям на добычу твердых полезных ископаемых, лицензиям на добычу общераспространенных полезных ископаемых, разрешениям на добычу и контрактам на добычу комиссия включает представителей следующих государственных органов:
1) подразделения уполномоченного органа по контролю за использованием и охраной земель;
2) территориального подразделения уполномоченного органа в области охраны окружающей среды;
3) территориального подразделения уполномоченного государственного органа в области промышленной безопасности;
4) территориального подразделения государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
12. По лицензиям на использование пространства недр и контрактам на строительство и (или) эксплуатацию комиссия включает представителей следующих государственных органов:
1) подразделения уполномоченного органа по контролю за использованием и охраной земель;
2) территориального подразделения уполномоченного органа по изучению недр;
3) территориального подразделения уполномоченного органа в области охраны окружающей среды;
4) территориального подразделения уполномоченного государственного органа в области промышленной безопасности;
5) территориального подразделения государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
13. По лицензиям на старательство комиссия включает представителей следующих государственных органов:
6) подразделения уполномоченного органа по контролю за использованием и охраной земель;
7) территориального подразделения уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.
14. Комиссия осуществляет приемку результатов работ по ликвидации последствий операций по недропользованию (далее – приемка), а в случаях, предусмотренных настоящими Правилами – также результатов обследования.
15. При осуществлении своей деятельности комиссия:
1) рассматривает и анализирует документы, предоставленные недропользователем (лицом, право недропользования которого прекращено);
2) полностью осматривает территорию участка недр, части участка недр, по на котором проведены работы по ликвидации, подлежащие приемке, на предмет полноты и качества выполненных работ, предусмотренных соответствующим документом (проектом работ по ликвидации, планом ликвидации, проектом рекультивации), а также соответствия требованиям законодательства Республики Казахстан;
3) полностью обследует территорию участка недр, части участка недр, на которым операции по недропользованию не проводились или проводились без нарушения земной поверхности (дна водоемов), в целях подтверждения отсутствия необходимости в проведении ликвидации;
4) вырабатывает замечания и рекомендации к выполненным работам по ликвидации, их объему и качеству, если они не соответствуют проекту работ по ликвидации, плану ликвидации или проекту рекультивации и требованиям законодательства Республики Казахстан;
5) подписывает акт ликвидации, а в случаях, предусмотренных настоящими Правилами – акт обследования;
6) рассматривает документы, представляемые недропользователем (лицом, право недропользования которого прекращено) в соответствии с настоящими Правилами для целей приемки;
7) взаимодействует и запрашивает от государственных органов, должностных лиц, организаций и граждан информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;
8) при необходимости привлекает к работе комиссии специалистов и экспертов государственных органов и подведомственных организаций.
16. Осмотр и обследование участка недр или части участка на местности для работы комиссии обеспечивается для всего состава комиссии силами и за счет недропользователя (лица, обязанного проводить ликвидацию).
17. Решение о приемке или отказе в приемке результатов обследования или работ по ликвидации принимается комиссией единогласно после непосредственного обследования каждым членом комиссии или, соответственно, осмотра и оценки полноты и качества выполненных работ, предусмотренных соответствующим документом (проектом работ по ликвидации, планом ликвидации, проектом рекультивации), а также соответствия качества выполненных работ требованиям законодательства Республики Казахстан.
18. Состав комиссии утверждается местным исполнительным органом по каждому отдельному случаю.
19. Комиссия прекращает свою деятельность с момента подписания акта ликвидации или акта обследования.
Глава 2. Организация приемки работ по ликвидации и результатов обследования
20. Местный исполнительный орган создает комиссию по письменному заявлению недропользователя (лица, обязанного проводить ликвидацию).
21. К заявлению прилагаются:
1) пояснительная записка с указанием сведений, предусмотренных пунктом 22 настоящих Правил, и подтверждающими указанные сведения документами;
2) копия проекта рекультивации нарушенных земель или проекта работ по ликвидации с положительными заключениями экспертиз и согласований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, в зависимости от вида операций по недропользованию, последствия которых подлежат ликвидации (при приемке результатов работ по ликвидации);
3) копия плана ликвидации с заключениями экспертиз, предусмотренных законодательством Республики Казахстан (если его разработка предусмотрена для соответствующего вида операций по недропользованию);
4) картограмма расположения участка недр (части участка), на котором проводились операции по недропользованию, и расположенных на нем объектов, в отношении которых были проведены работы по ликвидации, топографическая карта поверхности (при приемке результатов работ по ликвидации);
5) фотографии ландшафта (ликвидированных объектов), выполненные в формате 20x30 см, обеспечивающие наглядность;
6) копия соответствующей разрешения на разведку, разрешения на добычу, лицензии (контракта) на недропользование;
7) копия геологического или горного отвода (по контактам на недропользование);
8) копии отчетов об исполнении лицензионных обязательств или о выполнении обязательств лицензионно-контрактных условий и рабочей программы за последние четыре года;
Документы представляются на казахском или русском языках.
22. Пояснительная записка содержит следующие сведения:
1) сведения о недропользователе (лице, обязанном проводить ликвидацию);
2) реквизиты действующей (прекращенной) лицензии (контракта, разрешения) на недропользование;
3) период, в течение которого проводились операции по недропользованию;
4) общее описание проводившихся операций по недропользованию на участке недр (его части) с указанием видов работ, объемов изъятия горной массы, перемещения почвы (для разведки) либо указание о том, что операции по недропользованию, предполагающие нарушение земной поверхности (дна водоемов), на обследуемой территории не проводились;
5) описание выполненных работ по ликвидации (рекультивации);
6) площадь территории, на которой выполнены работы по ликвидации (рекультивации) и общая площадь участка недр;
7) наименование организации, разработавшей проект работ по ликвидации (проект рекультивации);
8) наименование подрядной организации (организаций), выполнившей работы по ликвидации (рекультивации);
9) сумму прямых и косвенных затрат на проведение ликвидации (рекультивации);
10) наименование, бизнес-идентификационный номер и (или) фамилию, имя и отчество и (при его наличии), индивидуальный идентификационный номер, юридический адрес, контактные данные собственника (собственников) и (или) землепользователя (землепользователя) земельного участка (земельных участков), на которых проводились обследования или работы по ликвидации.
23. Местный исполнительный орган рассматривает заявление и представленные документы в течение десяти рабочих дней на предмет полноты и соответствия пунктам 21 и 22 настоящих Правил.
24. В случае непредставления всех предусмотренных документов местный исполнительный орган не позднее трех рабочих дней письменно уведомляет об этом заявителя с указание недостающих документов и сведений.
25. Местный исполнительный орган создает комиссию при условии представления всех документов, требуемых в соответствии с пунктами 21 и 22 настоящих Правил, о чем не позднее трех рабочих дней письменно уведомляет заявителя.
26. При создании комиссии местный исполнительный орган направляет для рассмотрения и изучения в целях подготовки к обследованию территории или осмотру результатов работ по ликвидации копии всех представленных заявителем документов членам комиссии, являющихся представителями государственных органов в соответствии с пунктами 10, 11, 12 или 13 настоящих Правил.
Если в ходе рассмотрения и изучения документов членами комиссии обнаружится, что недропользователь осуществлял операции по недропользованию, очевидно предполагающих нарушение земель (дна водоемов), местный исполнитель орган уведомляет об этом заявителя немедленно, но не позднее чем за два рабочих дня до наступления даты выезда на местность с целью обследования. В этом случае выезд на местность с целью обследования не производится, и недропользователь осуществляет ликвидацию последствий операций на участке недр или части участка недр, от которых он намерен отказаться в соответствии с Кодексом.
27. В случае проведения обследования или работ по ликвидации на земельном участке, находящемся в частной собственности или землепользовании, заявитель также обеспечивает собственника земельного участка, землепользователя или уполномоченного ими лица указанными документами и сведениями документами, предусмотренными в пунктах 21 и 22 настоящих Правил.
Поиск и обеспечение собственника земельного участка, землепользователя или уполномоченного ими лица указанными документами и сведениями заявитель осуществляет самостоятельно, своими силами и за свой счет.
28. Местный исполнительный орган согласовывает с членами комиссии дату выезда на местность с целью обследования или осмотра результатов выполнения работ по ликвидации и письменно уведомляет об этом заявителя не позднее десяти рабочих дней со дня создания комиссии. Дата выезда на местность устанавливается не позднее двадцати рабочих дней со дня создания комиссии.
Отсутствие в дату выезда или невозможность выезда на местность с целью обследования или осмотра результатов работ по ликвидации на земельном участке, находящемся в частной собственности или землепользовании, собственника земельного участка, землепользователя или уполномоченного ими лица не является препятствием для такого обследования или осмотра.
29. При проведении обследования и осмотра члены комиссии:
1) осуществляют фото- и видеосъемку съемку территории обследования или осмотра результатов ликвидации;
2) при необходимости производят отбор образцов атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвенного слоя либо иных компонентов природной среды в пределах границ обследуемой или осматриваемой территории;
3) при необходимости привлекают специалистов и экспертов государственных органов и подведомственных организаций.
30. В ходе осмотра результатов работ по ликвидации комиссия проверяет:
1) соответствие выполненных работ по ликвидации (рекультивации) проекту работ по ликвидации (рекультивации);
2) соответствие выполненных работ по ликвидации (рекультивации), в том числе их качество, требованиям законодательства в области промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, экологического и земельного законодательства;
3) соответствие выбранных вариантов и результатов ликвидации критериям и задачам ликвидации, предусмотренных соответствующим планом ликвидации, когда его наличие требуется в соответствии с Кодексом;
4) соответствие результатов ликвидации требованиям технических особенности ликвидации последствий недропользования на участке добычи твердых или общераспространенных полезных ископаемых и участке использования пространства недр при размещении и (или) эксплуатации объектов размещения техногенных минеральных образований горнодобывающего и (или) горно-обогатительного производств;
5) степень соответствия выполненных работ по ликвидации (рекультивации) объему, характеру и видам проводившихся на участке недр (его части) работ по недропользованию;
6) при ликвидации последствий разведки с извлечением горной массы и (или) перемещения почвы в объеме, превышающем одну тысячу кубических метров, ликвидации последствий добычи или использования пространства недр наличие надлежащих пунктов изъятия проб ликвидационного мониторинга (если это предусмотрено планом ликвидации или проектом работ по ликвидации);
7) данные анализа проб поверхностных и подземных вод, почвенного слоя либо иных компонентов природной среды в результате выполненных работ по ликвидации;
8) завершение ликвидационного мониторинга и отсутствие необходимости в долгосрочном техническом обслуживании объектов ликвидации последствий добычи твердых полезных ископаемых или использования пространства недр при размещении и (или) эксплуатации объектов размещения техногенных минеральных образований горнодобывающего и (или) горно-обогатительного производств.
31. В ходе обследования комиссия осуществляет фото- и видеосъемку съемку, проверяет наличие на участке недр или части участка недр, от которых заявитель (недропользователь) намерен отказаться, нарушений и загрязнений земель (дна водоемов) вследствие проведения недропользователем операций по недропользованию, которые небезопасны для жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды и которые требуют восстановления и ликвидации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
32. При проведении обследования в целях подтверждения отсутствия необходимости в проведении ликвидации представители государственных органов в составе комиссии, рассматривая документы, представляемые недропользователем в соответствии с настоящими Правилами для целей приемки результатов обследования, сопоставляют и сверяют сведения о проведенных (не проведенных) операциях по недропользованию, согласно сданным геологическим отчетам, сданным отчетам об исполнении лицензионно-контрактных условий, проектным документам для проведения операций по недропользованию и фактическим результатами обследования территории участка недр или части участка недр, от которого недропользователь намерен отказаться.
Если в ходе обследования обнаружатся нарушения и загрязнения земель (дна водоемов), произошедших в результате проведения недропользователем операций по недропользованию, требующих восстановления и ликвидации в соответствии с законодательством Республики Казахстан, местный исполнитель орган прекращает обследование и уведомляет об этом заявителя немедленно. В этом случае недропользователь осуществляет ликвидацию последствий операций на участке недр или части участка недр, от которых он намерен отказаться в соответствии с Кодексом.
33. Если проведение обследования или осмотра результатов работ по ликвидации невозможно в силу погодных условий, состояния рельефа местности, законодательных ограничений по перемещению или иных объективных обстоятельств, не позволяющих провести обследование или осмотр результатов работ по ликвидации надлежащим образом, комиссия согласовано принимает решение о переносе обследования или осмотра на другой разумный срок.
34. Представители государственных органов в составе комиссии, рассматривая документы, представляемые в соответствии с настоящими Правилами для целей приемки результатов работ по ликвидации, сопоставляют и сверяют сведения о проведенных операциях по недропользованию, описанных в проектных документах для проведения операций по недропользованию, планах ликвидации, экологических разрешениях с проектом работ по ликвидации (проектом рекультивации) и фактическими результатами осмотра результатов работ по ликвидации.
35. При подтверждении отсутствия необходимости в проведении ликвидации по результатам обследования территории участка недр (его части) и анализа представленных документов комиссия принимает решение о подписании Акта обследования по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам. Решение комиссии также оформляется протоколом, подписываемого всеми членами комиссии.
36. По результатам анализа представленных документов, осмотра территории участка недр (его части), оценки полноты и качества выполненных работ, предусмотренных проектом работ по ликвидации (проектом рекультивации), комиссия принимает решение о принятии или отказе в принятии результатов работ по ликвидации. Решение оформляется протоколом комиссии, подписываемого всеми членами комиссии в течение пяти рабочих дней со дня завершения осмотра.
При положительном решении комиссия составляет акт ликвидации по форме согласно приложениям 1, 2, 3 или 4 к настоящим Правилам, в зависимости от вида операций по недропользованию, по которым проведена ликвидация.
37. Комиссия отказывает в приемке результатов работ по ликвидации в следующих случаях:
1) на участке недр (его части) не проведены или не в полном объеме проведены работы по ликвидации (рекультивации);
2) выполненные работы по ликвидации (рекультивации), в том числе их качество, не соответствуют требованиям законодательства в области промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, экологического и земельного законодательства;
3) обнаружения недостатков, которые в соответствии с законодательством Республики Казахстан исключают достижение цели ликвидации в соответствии с составляющими ее основу принципами;
4) ликвидационный мониторинг, требуемый в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, не завершен или его результаты не подтверждают отсутствие необходимости в долгосрочном техническом обслуживании объектов ликвидации;
5) выполненные работы по ликвидации (рекультивации) не соответствуют объему, характеру и видам проводившихся на участке недр (его части) работ по недропользованию;
6) отсутствуют или не оборудованы в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан пункты ликвидационного мониторинга, если их оборудование предусмотрено планом или проектом работ по ликвидации.
38. В случае отказа комиссии в приемке результатов работ по ликвидации в протоколе отражаются основания и обстоятельства такого отказа, а также рекомендации по устранению недостатков, либо указание о необходимости проведения повторных работ по ликвидации.
В указанном случае местный исполнительный орган письменно с приложением протокола уведомляет об этом лицо, обязанное провести ликвидацию, в течение семи рабочих дней со дня завершения осмотра результатов работ по ликвидации. Такое уведомление не требуется, если работы по ликвидации проводились местным исполнительным органом.
39. Члены комиссии подписывают соответствующий акт ликвидации последствий или акт обследования не позднее десяти рабочих дней со дня завершения осмотра или, соответственно, обследования. Акты должны датироваться днем завершения осмотра или днем завершения обследования.
40. Акт ликвидации (акт обследования) подписывается в четырех экземплярах, один из которых передается недропользователю (лицу, право недропользования которого прекращено), один – соответствующему государственному органу, предоставившему право недропользования, один - уполномоченному органу по изучению недр, и один хранится в местном исполнительном органе.
В случае проведения обследования или ликвидации на земельном участке, находящемся в частной собственности или землепользовании, акт ликвидации также подписывается собственником земельного участка, землепользователем или уполномоченным ими лицом.
41. К акту ликвидации прилагаются:
1) копия проекта рекультивации или проекта работ по ликвидации;
2) перечень и объем фактически выполненных работ, предусмотренных проектом работ по ликвидации (проектом рекультивации);
3) планы размещения участка недр (его части), а также ликвидированных объектов, топографическая карта поверхности;
4) фотографии ландшафта (ликвидированных объектов недропользования) территории участка недр (его части);
5) справка о фактически произведенных затратах на ликвидацию;
6) результаты лабораторных исследований проб почв и водных объектов (при наличии) на территории, подвергнутой ликвидационным работам, в том числе результаты ликвидационного мониторинга, проведенного в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
42. К акту обследования прилагаются:
1) планы размещения участка недр (его части), топографическая карта поверхности;
2) фотографии ландшафта территории участка недр (его части).
43. В случае отказа в приемке результатов работ по ликвидации недропользователь (лицо, обязанное провести ликвидацию) может обратиться в местный исполнительный орган за повторной приемкой, которая может организована не раньше, чем через месяц со дня подписания членами комиссии протокола об отказе в предыдущей приемке результатов работ по ликвидации.
44. В ходе повторной приемки комиссия проверяет факт устранения ранее представленных замечаний и недостатков. Члены комиссии не вправе представлять новые замечания к выполненным работам, если в ходе первичного осмотра такие замечания не представлялись, за исключением случаев, когда проведены новые (дополнительные) работы по ликвидации (рекультивации).
45. Повторная приемка и осмотр, целью которого является подтверждение исправления недостатков, указанных в протоколе, не могут назначаться более двух раз в течение календарного года.
46. Если по результатам повторного осмотра комиссия отказывает в приемке работ по ликвидации (рекультивации) по тем же основаниям, что и после первичного осмотра, по причине неустранения недостатков недропользователем (лицом, обязанным провести ликвидацию), последний признается неисполнившим свои обязательства по ликвидации в соответствии с Кодексом, о чем местный исполнительный орган уведомляет соответствующий государственный орган, предоставивший право недропользования, последствия проведения операций по которым подлежат ликвидации.
47. Уполномоченный орган по изучению недр ведет учет участков недр, на которых выполнены работы по ликвидации последствий операций по недропользованию по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам.
48. Отказ членов комиссии, собственником земельного участка, землепользователем или уполномоченным ими лицом в подписании акта ликвидации (акта обследования) должен быть мотивирован, и оспаривается недропользователем (физическим или юридическим лицом) в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
Глава 4. Организация приемки работ по ликвидации (результатов обследования) в отсутствие обязанного лица
49. В случае, если лицо, проводящее ликвидацию при прекращении права пользования участком недр, не обеспечило ее завершение в предусмотренный срок, уклоняется от выполнения данного обязательства, не может быть выявлено либо перестало существовать, местный исполнительный орган организовывает проведение работ по ликвидации (рекультивации) за счет средств предоставленного обеспечения исполнения обязательства по ликвидации последствий недропользования, сумм, полученных из имущества обязанного лица, а в случае его отсутствия или недостаточности – за счет средств местного бюджета.
50. В течение одного месяца после завершения работ по ликвидации (рекультивации) местный исполнительный орган создает комиссию, которая осуществляет приемку результатов обследования или работ по ликвидации (рекультивации).
51. В целях обеспечения работы комиссии и осуществления приемки результатов обследования или работ по ликвидации местный исполнительный орган выполняет сбор необходимой документации, имеющейся в центральных местных исполнительных органах, предоставляющих право недропользования по соответствующему виду операций по недропользованию, согласовывавших и проводивших предусмотренные законодательством Республики Казахстан экспертизы и согласования проектных документов, планов ликвидации, получавших отчетность недропользователя по операциям по недропользованию и другие документы.
52. Осмотр и обследование участка недр или части участка на местности для решения задач комиссии обеспечивается за счет средств предоставленного обеспечения исполнения обязательства по ликвидации последствий недропользования, сумм, полученных из имущества обязанного лица, а в случае его отсутствия или недостаточности – за счет средств местного бюджета.
53. Приемка результатов обследования или работ по ликвидации осуществляется в порядке, предусмотренной Главой 3 настоящих Правил.
54. Акт ликвидации (акт обследования) подписывается в трех экземплярах, один из которых передается соответствующему государственному органу, предоставляющему право недропользования по соответствующему виду операций по недропользованию, последствия которых ликвидированы местным исполнительным органом, один – уполномоченному органу по изучению недр, и один экземпляр хранится в местном исполнительном органе.
55. В целях дальнейшего предоставления прав недропользования уполномоченный орган по изучению недр ведет учет сведений о территориях, на которых выполнены работы по ликвидации последствий операций по недропользованию, по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам.
Приложение 1 к Правилам приемки результатов обследования и работ по ликвидации последствий операций по недропользованию |
|
Форма |
АКТ ликвидации последствий разведки по разрешениям на разведку, лицензиям (контрактам) на разведку твердых (общераспространенных) полезных ископаемых
__________________ (город, область)
№_____ от "___" _________20___года
Комиссия, созданная приказом __________________________________________
_____________________________________________________________________
(наименование местного исполнительного органа, создавшего комиссию)
от "____" __________ 20 ___ года № _____ в составе:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) и должность каждого члена комиссии)
произвела осмотр участка недр (его части), на котором проводились работы по ликвидации последствий операций по недропользованию и рассмотрела все представленные документы и материалы, характеризующие полноту и качество работ, осуществленных в целях ликвидации последствий недропользования в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о недрах и недропользовании, а также проекта рекультивации нарушенных земель, проекта работ по ликвидации последствий недропользования, и УСТАНОВИЛА:
1.___________________________________________________________________
____________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) (если оно указано в документе,
удостоверяющем личность), индивидуальный идентификационный номер
(для физических лиц) лица либо наименование, бизнес-идентификационный номер
(при наличии), место нахождения (для юридических лиц) недропользователя либо
лица, право недропользования которого прекращено) (в случае общего владения
правом недропользования перечисляются все владельцы с полным указанием сведений)
владеющее (владевшее) правом недропользования на основании
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
(номер и дата разрешения/лицензии/контракта на недропользование)
обеспечил выполнение работ по рекультивации нарушенных земель (ликвидации последствий операций по разведке) на территории площадью
________________
участка недр (его части), состоящего из
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
(количество и код блока (блоков), составляющий (составляющие) территорию
участка разведки (его части) либо границы контрактной территории
(точки географических координат))
в соответствии с
___________________________________________________________________,
(название и дата утверждения проекта рекультивации
(проекта работ по ликвидации)
разработанным ______________________________________________________
____________________________________________________________________.
(наименование организации, разработавшей проект рекультивации нарушенных
земель (проект работ по ликвидации)
2. Работы по рекультивации нарушенных земель (ликвидации последствий операций по разведке) выполнены
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________.
(наименование подрядной организации, выполнившей работы по рекультивации
нарушенных земель (ликвидации последствий операций по разведке)
Начало работ: ________________________________.
Окончание работ: _____________________________.
3. Стоимость работ по ликвидации (рекультивации) (цифрами и прописью):
___________________________________________________________________
________________________________________________________________ тенге.
(прямые и косвенные затраты на рекультивацию нарушенных земель
(ликвидацию последствий операций по разведке))
4. Перечень работ по рекультивации нарушенных земель (ликвидации последствий операций по разведке):
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________.
Комиссия на основании проведенного осмотра территории участка недр (его части), на которой проведены работы по рекультивации нарушенных земель (ликвидации последствий операций по разведке) и представленных документов в соответствии с законодательством Республики Казахстан, ПРИНИМАЕТ результаты работ по рекультивации нарушенных земель (ликвидации последствий разведки) на территории:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
__________________;
(площадь, количество и код блока (блоков), составляющий (составляющие)
территорию участка разведки (его часть) либо границы контрактной территории
(ее части) (точки географических координат)
Перечень прилагаемых документов:
1)___________________________________________________________________
_________2)__________________________________________________________
__________________3)_________________________________________________
___________________________4)________________________________________
____________________________________
____________________
____________________
____________________
____________________
____________________ подписи членов комиссии
Место печати (при наличии)
Место выдачи: ________________ (город, область), Республика Казахстан
Приложение 2 к Правилам приемки результатов обследования и работ по ликвидации последствий операций по недропользованию |
|
Форма |
АКТ ликвидации последствий добычи по лицензиям (контрактам) на добычу твердых полезных ископаемых, лицензиям (контрактам) на добычу общераспространенных полезных ископаемых, разрешениям на добычу общераспространенных полезных ископаемых
№_____ от "___" _________20___года
Комиссия, созданная приказом _________________________________________
____________________________________________________________________
(наименование местного исполнительного органа, создавшего комиссию)
от "____" __________ 20 ___ года № _____ в составе:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) и занимаемая должность каждого
члена комиссии)
УСТАНОВИЛА:
1. ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) (если оно указано в документе,
удостоверяющем личность) физического лица либо наименование, место нахождения
юридического лица недропользователя либо лица, право недропользования которого
прекращено) (в случае общего владения правом недропользования перечисляются все
владельцы с полным указанием сведении), владеющее (владевшее) правом
недропользования на основании
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
________________
(номер и дата разрешения/лицензии/контракта на недропользование), выполнил работы по ликвидации последствий операций по добыче на территории
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
________________ (площадь, границы участка добычи либо контрактной территории (точки географических координат)) в соответствии с проектом
ликвидации последствий операций по добыче
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
________________ (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при его наличии) (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), должность лица, разработавшего проект ликвидации) разработанным на основе плана ликвидации__________________________________________________________(номер и дата утверждения плана ликвидации, реквизиты положительных заключений экспертиз) с завершением по нему ликвидационного мониторинга, достижением задач, критериев и цели ликвидации.
2. Работы по ликвидации последствий операций по добыче
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_________________(наименование подрядной организации, выполнившей работы по ликвидации последствий операций по добыче)
в сроки:
начало работ: ________________________________
окончание работ: _____________________________
3. Общая стоимость ликвидации:
______________________________________________________
(прямые и косвенные затраты на ликвидацию последствий операций по добыче)
4. Перечень работ и мероприятий по ликвидации последствий операций по добыче:
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________
5. Перечень ликвидированных объектов недропользования:
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
____________________
Комиссия на основании представленных документов, характеризующих полноту и качество работ, проведенных в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан и проектом работ по ликвидации, результатами ликвидационного мониторинга (при наличии), осмотра территории, на которой проводилась добыча:
ПРИНИМАЕТ результаты работ по ликвидации на территории:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________ (площадь, границы территории участка добычи либо контрактной территории (точки географических координат) и ПРИЗНАЕТ ликвидацию последствий добычи на данной территории завершенной/ выполнение объема работ в рамках прогрессивной ликвидации (выбрать подходящее).
Перечень прилагаемых документов:
1)_______________________________________________________________________
_____2)__________________________________________________________________
__________3)_____________________________________________________________
_______________4)________________________________________________________
_____________________________________
____________________
____________________
____________________
____________________
____________________ подписи членов комиссии
Место печати (при наличии)
Место выдачи: ________________ (город, район, область), Республика Казахстан
Приложение 3 к Правилам приемки результатов обследования и работ по ликвидации последствий операций по недропользованию |
|
Форма |
АКТ ликвидации последствий использования пространства недр, строительства и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей полезных ископаемых
№_____ от "___" _________20___года
Комиссия, созданная приказом __________________________________________
_____________________________________________________________________
(наименование местного исполнительного органа, создавшего комиссию)
от "____" __________ 20 ___ года № _____ в составе:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) и занимаемая должность каждого члена комиссии)
УСТАНОВИЛА:
1. _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) (если оно указано в документе,
удостоверяющем личность) физического лица либо наименование, место нахождения
юридического лица недропользователя либо лица, право недропользования которого
прекращено) (в случае общего владения правом недропользования перечисляются все
владельцы с полным указанием сведении), владеющее (владевшее) правом
недропользования на основании
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________
(номер и дата лицензии на использование пространства недр либо контракта на строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей), выполнил работы по рекультивации нарушенных земель (ликвидации последствий операций по использованию пространства недр) на территории
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
__________________ (площадь, границы участка пространства недр либо контрактной территории (точки географических координат) в соответствии с проектом рекультивации нарушенных земель (ликвидации), разработанным
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
____________________ (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при его наличии) (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), должность лица, разработавшего проект рекультивации нарушенных земель (проект ликвидации)
на основе плана ликвидации ____________________________________________
(указывается по лицензиям на использование пространства недр в целях строительства и (или) эксплуатации объектов размещения техногенных минеральных образований горнодобывающего или горно-обогатительного производства, номер и дата утверждения плана ликвидации, реквизиты положительных заключений экспертиз) с завершением по нему ликвидационного мониторинга, достижением задач, критериев и цели ликвидации.
2. Работы по рекультивации нарушенных земель (ликвидации) осуществлены
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
__________________
(наименование подрядной организации, выполнившей работы по рекультивации нарушенных земель (ликвидации последствий операций по разведке)
в сроки:
начало работ: ________________________________
окончание работ: _____________________________
3. Общая стоимость ликвидации:
______________________________________________________
(прямые и косвенные затраты на рекультивацию нарушенных земель (ликвидацию последствий операций по использованию пространства недр)
4. Перечень работ по рекультивации нарушенных земель (ликвидации):
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________
5. Перечень ликвидированных объектов недропользования:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
___________________________
Комиссия на основании представленных документов, характеризующих полноту и качество работ, проведенных в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан и проектом работ по ликвидации (проектом рекультивации), результатами ликвидационного мониторинга (при наличии), осмотра территории использования пространства недр/ строительства и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей полезных ископаемых:
ПРИНИМАЕТ результаты работ по ликвидации на территории:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
____________________ (площадь, границы территории участка добычи либо контрактной территории (точки географических координат) и
ПРИЗНАЕТ ликвидацию последствий использования пространства недр, строительства и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей полезных ископаемых завершенной/ выполнение объема работ в рамках прогрессивной ликвидации (выбрать подходящее).
Перечень прилагаемых документов:
1)__________________________________________________________________
__________2)________________________________________________________
____________________3)______________________________________________
______________________________4)____________________________________
________________________________________
____________________
____________________
____________________
____________________
____________________ подписи членов комиссии
Место печати (при наличии)
Место выдачи: ________________ (город, район, область), Республика Казахстан
Приложение 4 к Правилам приемки результатов обследования и работ по ликвидации последствий операций по недропользованию |
|
Форма |
АКТ ликвидации последствий операций по старательству
№_____ от "___" _________20___года
Комиссия, созданная приказом _________________________________________
____________________________________________________________________
(наименование местного исполнительного органа, создавшего комиссию)
от "____" __________ 20 ___ года № _____ в составе:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) и занимаемая должность каждого члена комиссии)
УСТАНОВИЛА:
1. ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) физического лица недропользователя либо лица, право недропользования которого прекращено), владеющее (владевшее) правом недропользования на основании
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
________________
(номер и дата выдачи лицензии на старательство), выполнил работы по рекультивации нарушенных земель на территории
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
________________
(площадь, границы участка старательства (точки географических координат) в соответствии с проектом рекультивации нарушенных земель, разработанным
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
________________ (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при его наличии) (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), должность лица, разработавшего проект рекультивации нарушенных земель)
2. Работы по рекультивации нарушенных земель осуществлены
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
___________________
(наименование подрядной организации, выполнившей работы по рекультивации нарушенных земель)
в сроки:
начало работ: ________________________________
окончание работ: _____________________________
3. Стоимость рекультивации:
______________________________________________________
(прямые и косвенные затраты на рекультивацию нарушенных земель)
4. Перечень работ по рекультивации нарушенных земель:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
____________________
5. Перечень ликвидированных объектов недропользования:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
___________________
Комиссия на основании представленных документов, характеризующих полноту и качество работ, проведенных в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан и проектом рекультивации нарушенных земель, осмотра территории, на которой проводились операции по старательству, ПРИНИМАЕТ результаты работ по ликвидации на территории:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________ (площадь, границы территории участка старательства) и ПРИЗНАЕТ ликвидацию последствий старательства завершенной.
Перечень прилагаемых документов:
1)____________________________________________________________________
________2)____________________________________________________________
________________3)____________________________________________________
________________________4)____________________________________________
________________________________
____________________
____________________
____________________
____________________
____________________ подписи членов комиссии
Место печати (при наличии)
Место выдачи: ________________ (город, район, область), Республика Казахстан
Приложение 5 к Правилам приемки результатов обследования и работ по ликвидации последствий операций по недропользованию |
|
Форма |
АКТ обследования
№_____ от "___" _________20___года
Комиссия, созданная приказом _________________________________________
____________________________________________________________________
(наименование местного исполнительного органа, создавшего комиссию)
от "____" __________ 20 ___ года № _____ в составе:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) и занимаемая должность каждого члена комиссии)
УСТАНОВИЛА:
на территории ________________________________________________________
(количество и код блока (блоков), составляющий (составляющие) территорию (части территории) участка разведки, точки географических координат границы контрактной территории по разведке, части территории по добыче либо части участка добычи)
на основании _________________________________________________________,
(номер и дата разрешения/лицензии/контракта на недропользование)
выданного/заключенного с
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) физического лица либо наименование, место нахождения юридического лица недропользователя либо лица, право недропользования которого прекращено) (в случае общего владения правом недропользования перечисляются все владельцы с полным указанием сведении),фактически не осуществлялись операции по недропользованию/операции по недропользованию осуществлялись без нарушения земной поверхности (дна водоемов).
Комиссия на основании представленных документов и проведенного обследования территории
ПОДТВЕРЖДАЕТ отсутствие последствий недропользования, требующих ликвидации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Перечень прилагаемых документов:
1)__________________________________________________________________
__________2)________________________________________________________
____________________3)______________________________________________
______________________________4)____________________________________
________________________________________
____________________
____________________
____________________
____________________
____________________
____________________ подписи членов комиссии
Место печати (при наличии)
Место выдачи: ________________ (город, район, область), Республика Казахстан
Приложение 6 к Правилам приемки результатов обследования и работ по ликвидации последствий операций по недропользованию |
|
Форма |
Перечень
участков недр, на которых выполнены работы по ликвидации последствий недропользования
№ п/п | Сведения о недропользователе (лице, право недропользования которого прекращено) | Наименование, номер и дата выдачи (заключения) лицензии (контракта) на недропользование | Количество и код блоков, составляющих территорию участка недр, либо границы территории участка недр, на которых выполнены работы по ликвидации | Дата утверждения проекта работ по ликвидации (проекта рекультивации) | Основания ликвидации | Наименование организации, разработавшей проект работ по ликвидации | Перечень работ по ликвидации последствий операций по недропользованию | Перечень ликвидированных объектов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 9 | 10 |