Об утверждении Правил проведения валидации и верификации

Обновленный

Приказ Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 14 января 2022 года № 12. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 января 2022 года № 26587.

      В соответствии с пунктом 8 статьи 304 Экологического кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила проведения валидации и верификации.

      2. Департаменту климатической политики и зеленых технологий Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации в Министерстве юстиции настоящего приказа представление в Департамент юридической службы Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр экологии, геологии
и природных ресурсов
Республики Казахстан
С. Брекешев

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство торговли и интеграции
Республики Казахстан

  Утверждены
приказом Министра
экологии, геологии и
природных ресурсов
Республики Казахстан
от 14 января 2022 года № 12

Правила проведения валидации и верификации

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила проведения валидации и верификации (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 8 статьи 304 Экологического кодекса Республики Казахстан и направлены на обеспечение процедур валидации плана мониторинга, документации по проекту по сокращению выбросов или увеличению поглощений парниковых газов, верификации и подтверждения достоверности отчета об инвентаризации парниковых газов и отчета о реализации проекта по сокращению выбросов или увеличению поглощений парниковых газов.

      2. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:

      1) аккредитация – аккредитация органов по валидации и верификации, осуществляемая в соответствии с законодательством Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия и международными стандартами, принятыми в качестве национальных стандартов СТ РК ISO 14064-3, СТ РК ISO 14065, СТ РК ISO 17029, а также настоящими Правилами;

      1-1) аттестат аккредитации – документ, выдаваемый органом по аккредитации, удостоверяющий компетентность субъектов аккредитации выполнять работы в определенной области оценки соответствия;

      2) область аккредитации – официально признанные объекты оценки соответствия, на которые распространяется аккредитация;

      3) площадка – место, где организация осуществляет свою деятельность или предоставляет услугу;

      4) эксперты – аудиторы по аккредитации – физические лица, аттестованные в порядке, определяемом органом по аккредитации

      5) система контроля – комплекс мероприятий, включая их непрерывное управление, которые установлены, задокументированы, внедрены, поддерживаются в рабочем состоянии и с помощью которых улучшается система контроля для обеспечения ежегодного отчета об инвентаризации выбросов парниковых газов или отчета о реализации офсетного проекта на основе результатов данных о деятельности, исключая при этом какие-либо упущения и в соответствии с планом мониторинга, настоящими Правилами и Экологическим кодексом Республики Казахстан;

      6) деятельность по контролю – действия или меры, осуществляемые оператором квотируемой установки или заявителем офсетного проектас целью снижения присущих им рисков;

      7) искажение – ошибки, упущения, недостоверная или неправильная информация в отчете об инвентаризации парниковых газов или в отчете о реализации проекта по сокращению выбросов или увеличению поглощений парниковых газов;

      7-1) валидатор – компетентное и беспристрастное лицо, ответственное за проведение валидации и составление отчета по валидации;

      8) валидация – систематический, независимый и документально оформленный процесс оценки соответствия требованиям, установленным международными стандартами и законодательством Республики Казахстан, и подтверждения плана мониторинга, а также документации в рамках разработки проектов по сокращению выбросов или увеличению поглощений парниковых газов;

      8-1) план по валидации и верификации – разработанный органом по валидации и верификации и документально оформленный комплекс мероприятий, описывающий действия и графики, в том числе:

      цели и область применения валидации/верификации;

      определение членов команды валидации/верификации и их ролей, и обязанностей в команде;

      сроки и продолжительность деятельности по валидации/верификации;

      определенные требования;

      9) орган по валидации и верификации – орган, который выполняет валидацию и/или верификацию на соответствие согласованным критериям валидации и/или верификации, аккредитованный в соответствии с пунктом 3 статьи 304 Экологического кодекса Республики Казахстан;

      9-1) верификатор – компетентное и беспристрастное лицо, ответственное за проведение верификации и протокола по верификации;

      10) верификация – систематический, независимый и документально оформленный процесс оценки соответствия требованиям, установленным международными стандартами и законодательством Республики Казахстан, и подтверждения достоверности сведений, указанных в отчете об инвентаризации парниковых газов и в отчете о реализации проектов по сокращению выбросов или увеличению поглощений парниковых газов.;

      11) внутренняя документация по верификации – вся внутренняя документация, которую орган по валидации и верификации собрал для регистрации всех документальных подтверждений и обоснований деятельности, проверки отчета об инвентаризации парниковых газов или отчета о реализации проекта по сокращению выбросов или увеличению поглощений парниковых газов;

      12) верификационный риск – риск, являющийся частью неотъемлемого риска, риска контроля и риска обнаружения, по которому верификатор оформляет негативное мнение по верификации, если в отчете об инвентаризации парниковых газов или в отчете о реализации офсетного проекта присутствуют существенные искажения;

      13) существенное искажение – отдельное фактическое искажение или их совокупность в отчете субъекта квотирования или в отчете о реализации офсетного проекта, которые повлияют на решения предполагаемых пользователей;

      14) ведущий валидатор или верификатор – аудитор органа по валидации и верификации, осуществляющий руководство и контроль за действиями группы по валидации и верификации, который несет ответственность за выполнение процесса валидации и верификации;

      15) план мониторинга офсетного проекта – план мониторинга углеродного офсета, составляемый по форме в соответствии с пунктом 4 статьи 298 Экологического кодекса Республики Казахстан;

      16) заявитель проекта – физическое лицо, юридическое лицо или группа юридических лиц, представляющее проект по сокращению выбросов или увеличению поглощений парниковых газов на рассмотрение и одобрение уполномоченному органу в области охраны окружающей среды (далее – уполномоченный орган);

      17) проектная документация – документация проекта по сокращению выбросов или увеличению поглощений парниковых газов, составляемая по форме в соответствии с пунктом 4 статьи 298 Экологического кодекса Республики Казахстан;

      18) проект по сокращению выбросов или увеличению поглощений парниковых газов – деятельность или виды деятельности, направленные на сокращение выбросов парниковых газов и (или) увеличение поглощения парниковых газов, осуществляемые в любых секторах экономики в Республике Казахстан и изменяющие условия, идентифицированные в базовом сценарии (углеродный офсет);

      19) план мониторинга субъекта квотирования – план мониторинга углеродного офсета, составляемый по форме в соответствии с пунктом 1 статьи 293 Экологического кодекса Республики Казахстан;

      20) отчет о реализации офсетного проекта – отчет, включающий в себя информацию о реализации углеродного офсета, согласно требованиям статьи 298 Экологического кодекса Республики Казахстан;

      21) уровень заверения – степень доверия, которую верификатор предоставляет к официальному заявлению о выбросах парниковых газов, исходя из цели снижения риска верификации в соответствии с обстоятельствами проведения верификации;

      22) отчет субъекта квотирования – ежегодный отчет об инвентаризации выбросов парниковых газов, представляемый субъектом квотирования в соответствии со статьей 294 Экологического кодекса Республики Казахстан;

      23) контроль окружающей среды – среда, в которой функционирует система внутреннего контроля и общие действия руководства субъекта квотирования или заявителя проекта, направленные на обеспечение осведомленности об этой внутренней системе контроля;

      24) существенность – отдельное искажение или совокупность искажений, влияющие на решения предполагаемых пользователей;

      25) уровень существенности – количественный порог или минимально приемлемый уровень, при превышении которого искажение по отдельности или в совокупности с другими искажениями, рассматриваются верификатором как существенность, влияющая на решения предполагаемых пользователей;

      26) разумный уровень заверения – уровень заверения исторических данных и информации по выбросам парниковых газов, для обеспечения которого характер и масштаб верификации определяются на высоком, но не абсолютном уровне заверения. Для целей углеродного квотирования применяется разумный уровень заверения;

      27) аналитические процедуры – оценка информации по парниковым газам, проведенная путем анализа вероятных связей между данными по парниковым газам и данными, не относящимися к информации по парниковым газам;

      28) независимый рецензент – компетентное лицо, не являющееся членом группы валидации/верификации и осуществляющее проверку корректности деятельности, выводы по валидации или верификации в целях подтверждения прозрачности, правильности процессов валидации или верификации, их соответствия требованиям СТ РК ISO 14064-3, и законодательству Республики Казахстан в области регулирования выбросов парниковых газов;

      29) технический эксперт – лицо, которое предоставляет подробные знания и экспертные заключения по конкретному предмету, необходимые для осуществления валидационной или верификационной деятельности в случае оценки отчета об инвентаризации парниковых газов субъекта квотирования или отчета о реализации проекта по сокращению выбросов или увеличению поглощений парниковых газов, а также для осуществления аккредитации в случае проведения аккредитации органов по валидации и верификации;

      30) ограниченный уровень заверения – уровень заверения исторических данных и информации, для обеспечения которого характер и масштаб верификации или валидации определяется на ограниченном уровне заверения. Для целей квотирования применяется ограниченный уровень заверения при валидации.

      Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными приказом Министра экологии и природных ресурсов РК от 28.02.2024 № 49 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      3. Настоящие Правила проведения валидации и верификации применяются с учетом национальных и международных стандартов СТ РК ISO 14064-3 3 "Парниковые газы. Часть 3. Требования и руководство по валидации и верификации относительно заявлений по парниковым газам", СТ РК ISO 14065 "Общие принципы и требования к органам по валидации и верифиации информации об окружающей среде", СТ РК ISO 14066 "Парниковые газы. Требования к компетентности групп по валидации и верификации парниковых газов", СТ РК ISO/EIC 17029 "Оценка соответствия. Общие принципы и требования к органам валидации и верификации" принятых в Республике Казахстан.

      Сноска. Пункт 3 с изменениями, внесенными приказом Министра экологии и природных ресурсов РК от 28.02.2024 № 49 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 2. Порядок организации процесса валидации и/или верификации

      4. Субъект квотирования или заявитель проекта углеродного офсета определяет орган по валидации и верификации, обладающий соответствующей областью аккредитации для регулируемого сектора экономики, в котором установка осуществляет деятельность или углеродный офсет, и имеющий компетентную группу верификаторов или валидаторов для проведения работ по валидации или верификации соответствующих данных, информации, процедур и документов и заключает с ним договор на проведение работ по валидации или верификации.

      5. Субъект квотирования или заявитель проекта и орган по валидации и верификации в договоре на проведение работ по валидации или верификации устанавливают уровень заверения, уровень существенности, согласовывают предварительный график работ, цели и критерии, область применения и период проведения валидации или верификации. При этом, уровень существенности принимается равным не более 2% от общих эмиссий СО2 для операторов, чьи общие выбросы СО2 за отчетный год составляют 500 000 тонн и выше. Для операторов установок, чьи общие выбросы СО2 составляют менее 500 000 тонн СО2 не более 5%

      6. Орган по валидации и верификации при подготовке к валидации и верификации осуществляет следующие мероприятия:

      1) проведение анализа информации, предоставленной оператором квотируемой установки и/или офсетного проекта для определения объема валидации или верификации;

      2) определение того, подпадает ли потенциальная валидация или верификация под область его аккредитации;

      3) оценка наличия у органа по валидации верификации компетенции, персонала и ресурсов, необходимых для подбора группы по валидации или верификации, способной провести аудит всего комплекса установки или увеличению поглощений парниковых газов, а также успешно завершить валидацию или верификацию в сроки в рамках договореных отношений, предусмотренными пунктом 9.4.1 СТ РК ISO/IEC 17029 "Оценка соответствия. Общие принципы и требования к органам валидации и верификации", до предоставления субъектом квотирования документаций, предусмотренных пунктом 2 статьи 293 и пунктом 2 статьи 294 Экологического Кодекса Республики Казахстан;

      4) оценка возможностей организовать потенциальную группу по валидации или верификации, обладающей компетенцией, включающей лиц, необходимых для проведения валидации или верификации для конкретного оператора квотируемой установки или заявителя проекта по сокращению выбросов или увеличению поглощений парниковых газов;

      5) определение для каждого договора по валидации или верификации временного периода, необходимого для надлежащего проведения валидации или верификации.

      Сноска. Пункт 6 с изменением, внесенным приказом Министра экологии и природных ресурсов РК от 28.02.2024 № 49 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      7. В целях определения временного периода для выполнения договора орган по валидации и верификации определяет следующие условия:

      1) комплексность установки;

      2) масштабность проекта по сокращению выбросов или увеличению поглощений парниковых газов;

      3) уровень информации и сложность плана мониторинга;

      4) требуемый уровень существенности;

      5) сложность и полноту данных по деятельности и системе контроля;

      6) местонахождение информации и данных, относящихся к выбросам парниковых газов или данных о сокращениях выбросов или поглощениях парниковых газов.

      8. Дополнительное время для выполнения договора по валидации или верификации предоставляется при наличии следующих условий:

      1) во время валидации или верификации было обнаружено, что данные по деятельности, мероприятия по контролю и мониторингу или технологические процессы субъекта квотирования являются более сложными, чем первоначально предполагалось;

      2) при выборке данных и информации орган по валидации и верификации обнаруживает существенные ошибки, искажения, несоответствия или что данные и информация отобранные для проверки, недостаточны.

      9. Субъект квотирования направляет на валидацию план мониторинга выбросов парниковых газов квотируемой установки в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 293 Экологического кодекса.

      Субъект квотирования направляет на верификацию отчет об инвентаризации выбросов парниковых газов в соответствии с требованиями с пунктом 4 статьи 294 Экологического кодекса.

      10. По итогам согласования вопросов, указанных в пунктах 6, 7, 8, 9 настоящих Правил, орган по валидации и верификации разрабатывает план валидации и верификации.

      11. В плане валидации и верификации предусматриваются все возможные риски, связанные с проведением валидации и верификации и меры по снижению возможных рисков. Меры по снижению возможных рисков включают:

      1) предотвращение конфликта интересов среди лиц, вовлеченных в проведение валидации и верификации, их периодическую ротацию в случаях регулярного оказания услуг по валидации и верификации по одному оператору квотируемой установки на протяжении более 5 лет;

      2) обеспечение доступности данных для валидации и верификации;

      3) посещение площадки при проведении валидации и верификации;

      4) мониторинг процесса валидации и верификации;

      5) обеспечение компетентности лиц, вовлеченных в проведение валидации и верификации в соответствии с национальным стандартом СТ РК ISO 14066 "Парниковые газы. Требования к компетентности групп по валидации и верификации парниковых газов".

      Сноска. Пункт 11 – в редакции приказа Министра экологии и природных ресурсов РК от 28.02.2024 № 49 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 3. Порядок проведения процедур валидации

      12. Валидация осуществляется при проведении работ по подтверждению плана мониторинга, а также документации в рамках разработки проектов по сокращению выбросов или увеличению поглощений парниковых газов.

      13. После согласования с субъектом квотирования или с заявителем проекта плана валидации, субъект квотирования или заявитель проекта предоставляет данные органу по валидации и верификации в соответствии с пунктом 15,16 настоящих Правил.

      14. В целях проведения валидации плана мониторинга субъект квотирования предоставляет органу по валидации и верификации данные об общих количествах единиц углеродной квоты на установку, описания данных по деятельности субъекта квотирования, информацию, согласованную с субъектом квотирования или заявителем офсетного проекта и необходимая для планирования и проведения валидации.

      15. При проведении валидации проектной документации и плана мониторинга заявитель проекта предоставляет органу по валидации и верификации:

      1) информация об углеродном офсете;

      2) использованная методика для расчета сокращения выбросов/поглощения парниковых газов;

      3) информация о заявителях офсетного проекта, включая договор о разделе офсетных единиц;

      4) документы, подтверждающие обоснование базовой линии проекта, выбросов базовой линии, проектных выбросов, утечек;

      5) документы, подтверждающие данные, представленные в проектной документации или плане мониторинга офсетного проекта.

      16. При валидации плана мониторинга субъекта квотирования, проектной документации и плана мониторинга офсетного проекта орган по валидации и верификации оценивает:

      1) соответствие документов с требованиями Правил одобрения углеродного офсета и предоставления офсетных единиц, разработанных в соответствии со статьей 298 Экологического кодекса, Правилам формирования и ведения государственного реестра углеродных единиц, утвержденных приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 14 июля 2021 года № 251 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 23555) и стандартам СТ РК ISO 14064-3, СТ РК ISO 14065, СТ РК ISO 17029.

      2) актуальность и достоверность информации, представленной в документах, подлежащих валидации.

      17. Орган по валидации и верификации оценивает, соответствует ли план мониторинга субъекта квотирования требованиям статьи 293 Экологического кодекса Республики Казахстан. При несоответствии субъект квотирования производит обновление плана мониторинга в соответствии с этими требованиями.

      18. Для обеспечения соблюдения принципов валидации, указанных в стандарте СТ РК ISO 14064-3, валидатор осуществляет посещение площадки для проверки и подтверждения данных, представленных субъектом квотирования или заявителем проекта, полноты данных и сбора информации и доказательств для экспертного заключения.

      19. В ходе посещения установки и проверки данных, валидатор проверяет характеристики установки согласно валидированному плану мониторинга, используемые коэффициенты для расчета выбросов парниковых газов, технологические процессы, характер оборудования и процессов, которые являются источниками выбросов парниковых газов на установке, измерительные приборы, описанные в плане мониторинга и другие первичные источники данных.

      20. Субъект квотирования предоставляет валидатору доступ к установке и другим объектам, относящимся к установке и имеющих дополнительную информацию об установке, при условии соблюдения внутренних установленных правил охраны труда, техники безопасности и санитарных правил.

      21. В ходе посещения установки валидатор оценивает следующее:

      1) полноту отчетности субъекта квотирования и ее соответствие требованиям Экологического законодательства Республики Казахстан;

      2) соответствие плана мониторинга и отчета субъекта квотирования;

      3) соответствие данных отчета об инвентаризации выбросов парниковых газов субъекта квотирования и фактических данных установки;

      4) информацию по сбору и управлению данными мониторинга выбросов парниковых газов;

      5) процессы, источники выбросов парниковых газов.

      22. При наличии в составе установки более одной площадки, расположенных в различных административных месторасположениях, орган по валидации и верификации должен запланировать посещение площадок таким образом, чтобы суммарный вклад от источников выбросов парниковых газов на запланированных к посещению площадках составлял не менее 70% от общих эмиссий СО2 по установке.

      При наличии в составе установки более 50 источников выбросов парниковых газов, орган по валидации и верификации должен определить для посещения группу из источников, суммарно вносящих не менее 50 % от всего объема эмиссий СО2 по площадке.

      23. Валидатор и верификатор принимает решение не проводить посещение установок на основе результатов анализа риска при условии, что все соответствующие данные дистанционно доступны для валидатора и верификатора, в следующих случаях:

      1) морские площадки, которые имеют ограниченный доступ для посещения, но при этом подтверждается высокий уровень централизации данных, собранных с этого объекта и переданных непосредственно в другое место, где все данные обрабатываются, управляются и хранятся. Подписанный документ или фотографическое свидетельство с отметкой даты, предоставленное субъектом квотирования, свидетельствует о том, что со времени этой поверки не произошло каких-либо изменений в работе установки;

      2) установка, которая расположена на беспилотной площадке, а телеметрические данные с беспилотного участка отправляются непосредственно в другое место, где все данные обрабатываются, управляются и хранятся.

      24. В случае непредставления документов, указанных в пункте 21 настоящих Правил, их отсутствия, или обнаружения несоответствий, валидатор отражает данное обстоятельство в отчете по валидации и заключении.

      25. После завершения посещения установки и процессов валидации орган по валидации и верификации:

      1) проверяет окончательные данные от субъекта квотирования или заявителя проекта, в том числе данные, которые были скорректированы на основе информации, полученной в ходе проверки;

      2) рассматривает причины различий между окончательными данными и данными, ранее предоставленными субъектом квотирования или заявителем проекта, и указывает их в заключении;

      3) оценивает уровень заверения.

      26. Орган по валидации и верификации по итогам процессов валидации оформляет внутреннюю документацию, которая включает:

      1) результаты проверки деятельности, осуществляемой субъектом квотирования или заявителем проекта;

      2) стратегический анализ, анализ рисков и план валидации.

      27. Орган по валидации и верификации предоставляет независимому и компетентному рецензенту внутреннюю документацию и проект отчета по валидации до его выдачи субъекту квотирования или заявителю проекта.

      28. В случае замечаний или рекомендаций независимого рецензента об итогах валидации орган по валидации и верификации рассматривает и учитывает данные замечания или рекомендации при подготовке своего заключения о валидации.

      29. Орган по валидации и верификации предоставляет доступ к внутренней документации по запросу уполномоченного органа для оценки достоверности подтвержденных документов и качества валидации.

      30. После рассмотрения независимым рецензентом внутренней документации и проекта отчета по валидации, органом по валидации и верификации разрабатывает окончательный отчет по валидации в соответствии с требованиями стандарта Республики Казахстан СТ РК ISO 14064-3 "Парниковые газы. Часть 3. Требования и руководство по валидации и верификации относительно заявлений по парниковым газам".

      Сноска. Пункт 30 – в редакции приказа Министра экологии и природных ресурсов РК от 28.02.2024 № 49 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      31. В отчет по валидации включается следующие данные:

      1) данные аттестата об аккредитации органа по валидации и верификации, включая область аккредитации;

      2) номер договора на услуги по валидации;

      3) область деятельности субъекта квотирования;

      4) оценка процесса или документированных процедур, которые подверглись аудиту;

      5) уровень заверения;

      6) перечень несоответствий, искажений, упущений, ошибок и улучшений;

      7) план по валидации;

      8) подпись руководителя органа по валидации и верификации.

      32. Орган по валидации и верификации отражает информацию о соответствии и правильности применения методик и коэффициентов в отчете по валидации.

      33. Отчет по валидации выдается субъекту квотирования или заявителю офсетного проекта по завершению всего процесса валидации, один экземпляр оригинала хранится в органе по валидации.

      34. В случае изменений в плане валидации орган по валидации и верификации информирует об этих изменениях субъекта квотирования или заявителя проекта по сокращению выбросов или увеличению поглощений парниковых газов.

Глава 4. Порядок проведения процедур верификации

      35. Верификация проводится с целью подтверждения достоверности сведений, указанных в отчете об инвентаризации парниковых газов и в отчете о реализации проектов по сокращению выбросов или увеличению поглощений парниковых газов;

      36. После согласования с субъектом квотирования плана верификации, субъект квотирования или заявитель офсетного проекта предоставляет данные органу по валидации и верификации.

      37. При проведении верификации отчета об инвентаризации выбросов парниковых газов субъект квотирования предоставляет органу по валидации и верификации следующие данные:

      1) общее количество единиц углеродной квоты на установку;

      2) последнюю версию валидированного плана мониторинга субъекта квотирования;

      3) описание данных по деятельности субъекта квотирования;

      4) отчеты об инвентаризации парниковых газов за предыдущие периоды распределения квот, представленные в уполномоченный орган;

      5) если в план мониторинга вносились какие-либо изменения в течение отчетного периода, то запись всех этих изменений и основания для этих изменений;

      6) отчет субъекта квотирования, верифицированный другим органом по валидации и верификации, если орган по валидации и верификации ранее не проводил верификацию в предыдущие периоды с этим субъектом квотирования;

      7) свидетельства субъекта квотирования, демонстрирующие применение уровней для расчетов выбросов в соответствии с валидированным планом мониторинга;

      8) информация, согласованная с субъектом и необходимая для планирования и проведения верификации;

      9) сведения об аккредитованной испытательной лаборатории.

      38. При проведении верификации отчета о реализации офсетного проекта заявитель проекта предоставляет органу по валидации и верификации следующие данные:

      1) информация об углеродном офсете;

      2) использованная методика для расчета сокращения выбросов/поглощения парниковых газов;

      3) информация о заявителях проекта по сокращению выбросов или увеличению поглощений парниковых газов, включая договор о разделе офсетных единиц;

      4) документы, подтверждающие обоснование базовой линии проекта, выбросов базовой линии, проектных выбросов, утечек;

      5) технические паспорта установленного оборудования;

      6) результаты мониторинга реализации проекта, включая данные счетчиков или других систем мониторинга, предусмотренных в утвержденном плане мониторинга углеродного офсета;

      7) документы, подтверждающие данные, представленные в проектной документации или плане мониторинга углеродного офсета.

      39. При верификации отчета субъекта квотирования орган по валидации и верификации оценивает:

      1) является ли отчет субъекта квотирования полным и соответствует ли он требованиям Экологического кодекса Республики Казахстан, настоящих Правил и национальным стандартам СТ РК ISO 14064-3 "Парниковые газы. Часть 3. Требования и руководство по валидации и верификации относительно заявлений по парниковым газам", СТ РК ISO 14065 "Общие принципы и требования к органам по валидации и верифиации информации об окружающей среде", СТ РК ISO 14066 "Парниковые газы. Требования к компетентности групп по валидации и верификации парниковых газов", СТ РК ISO/EIC 17029 "Оценка соответствия. Общие принципы и требования к органам валидации и верификации";

      2) соответствие требованиям плана мониторинга;

      3) содержат ли данные в отчете субъекта квотирования существенные искажения;

      4) предоставлена ли достаточная информация о деятельности субъекта квотирования по контролю за данными, системы управления и связанных с ней процедур для повышения эффективности их мониторинга и отчетности.

      Сноска. Пункт 39 – в редакции приказа Министра экологии и природных ресурсов РК от 28.02.2024 № 49 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      40. При верификации отчета о реализации офсетного проекта орган по валидации и верификации оценивает:

      1) является ли отчет о реализации офсетного проекта полным и соответствует ли он требованиям Экологического кодекса Республики Казахстан, настоящим Правилам и стандартам Республики Казахстан по верификации;

      2) соответствие требованиям плана мониторинга, утвержденного уполномоченным органом;

      3) содержат ли данные отчета о реализации офсетного проекта существенные искажения.

      41. Орган по валидации и верификации применяет в своей работе подход, основанный на оценке риска, с целью получения мнения о верификации, обеспечивающего разумный уровень заверения и подтверждающего, что общие выбросы или объем сокращения выбросов/поглощения парниковых газов не имеют существенных искажений и отчет об инвентаризации выбросов парниковых газов или отчет о реализации офсетного проекта оценен как удовлетворительный.

      42. Уровень заверения определяется глубиной и детализацией действий по верификации и формой изложения формулировки мнения о верификации. Если информация, полученная в процессе верификации, требует корректировки верификационных мероприятий, то орган по валидации и верификации осуществляет мероприятия по корректировке в процессе верификации, чтобы соответствовать требованиям для достижения разумного уровня заверения.

      43. Орган по валидации и верификации проводит верификацию на основе плана мониторинга субъекта квотирования или плана мониторинга офсетного проекта, утвержденного уполномоченным органом, проектной документации и оценивает, насколько корректно был реализован план мониторинга и процедуры, описанные в нем. Если верификатор выявляет несоответствие в части исполнения указанных документов, то он описывает это несоответствие в отчете по верификации.

      44. Для обеспечения соблюдения принципов валидации и верификации, указанных в стандарте СТ РК ISO 14064-3 "Парниковые газы. Часть 3. Требования и руководство по валидации и верификации относительно заявлений по парниковым газам", группа по верификации осуществляет посещение площадки для сверки и подтверждения данных, представленных субъектом квотирования или заявителем проекта, полноты данных и сбора информации и доказательств для экспертного заключения.

      Сноска. Пункт 44 – в редакции приказа Министра экологии и природных ресурсов РК от 28.02.2024 № 49 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      45. Субъект квотирования предоставляет документы, подтверждающие данные в отчете об инвентаризации выбросов парниковых газов установки, в том числе и информацию по управлению данными на установке от поступления топлива на установку до конечного производства продукции на установке.

      46. Орган по валидации и верификации проверяет учет топлива и сырья, а субъект квотирования предоставляет подтверждающие данные, включая бухгалтерскую отчетность.

      47. Орган по валидации и верификации при проведении процедур верификации детально анализирует данные, проводит перекрестную проверку с применением смежных данных, подтверждающих данные, проводит интервью лиц, ответственных за мониторинг выбросов парниковых газов.

      48. Орган по валидации и верификации при проведении процедур верификации оценивает тенденцию и динамику данных, сопоставляет выявленную динамику с данными, подтверждающими данную динамику, выявляет резкие колебания в динамике или отсутствие данных.

      49. В случае выявления резких колебаний в динамике или отсутствия данных, субъект квотирования или заявитель проекта предоставляет документы, подтверждающие колебания, на основании которых вносятся изменения в расчеты с учетом выявленных несоответствий.

      50. При проверке расчетов выбросов парниковых газов орган по валидации и верификации проверяет правильность применения коэффициентов выбросов парниковых газов согласно Методикам по расчету выбросов и поглощения парниковых газов, утвержденных приказом Министра экологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 17 января 2023 года № 9 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 31735), в соответствии с валидированным планом мониторинга.

      Сноска. Пункт 50 – в редакции приказа Министра экологии и природных ресурсов РК от 28.02.2024 № 49 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      51. Орган по валидации и верификации отражает информацию о соответствии и правильности применения методик и коэффициентов в отчете по верификации.

      52. Орган по валидации и верификации оценивает соответствие данных, представленных в отчете субъекта квотирования, отчете о реализации офсетного проекта с требованиями Правил одобрения углеродного офсета и предоставления офсетных единиц, разработанных в соответствии со статьей 298 Экологического кодекса, подтверждает, что представленные данные не имеют существенных ошибок и расхождений, и соответствуют принципам проведения верификации.

      53. В случае выявления искажения данных или несоответствий орган по валидации и верификации сообщает об этом субъекту квотирования или заявителю проекта. Для устранения несоответствий субъект квотирования или заявитель проекта предоставляет в ответ доказательства или корректирует отчетность в соответствии с выявленными искажениями данных или несоответствиями.

      54. Орган по валидации и верификации оценивает влияние искажений и несоответствий на общий объем выбросов, отчетные данные и уровень существенности. При оценке существенности искажений учитывается размер и характер искажений, а также конкретные обстоятельства их возникновения.

      55. Орган по валидации и верификации документирует все искажения или несоответствия, которые были исправлены субъектом квотирования в ходе верификации.

      56. В случае выявления ошибок орган по валидации и верификации определяет уровень существенности, оценивает их влияние на конечные данные по выбросам парниковых газов и сообщает об этом субъекту квотирования или заявителю проекта для устранения ошибок.

      57. При завершении процесса посещения и проверки данных, орган по валидации и верификации:

      1) проверяет окончательные данные от субъекта квотирования или заявителя проекта, в том числе данные, которые были скорректированы на основе информации, полученной в ходе проверки;

      2) рассматривает причины различий между окончательными данными и данными, ранее предоставленными субъектом квотирования или заявителем проекта, и указывает их в заключении;

      3) оценивает уровень заверения.

      58. Орган по валидации и верификации по итогам процессов посещения и проверки данных оформляет внутреннюю документацию, которая включает:

      1) результаты проверки деятельности, осуществляемой субъектом квотирования или заявителем проекта;

      2) стратегический анализ, анализ рисков и план верификации;

      3) доказательства от субъекта квотирования или заявителя проекта по отсутствию искажений, упущений и несоответствий, оказывающих существенное влияние на данные о выбросах, сокращениях выбросов или поглощениях.

      59. Орган по валидации и верификации предоставляет независимому рецензенту внутреннюю документацию и проект отчета по верификации до его выдачи субъекту квотирования или заявителю проекта.

      60. В случае замечаний или рекомендаций независимого рецензента об итогах верификации, орган по валидации и верификации рассматривает и учитывает данные замечания или рекомендации при подготовке своего заключения о верификации.

      61. Орган по валидации и верификации предоставляет доступ к внутренней документации по запросу уполномоченного органа для оценки достоверности подтвержденных документов и качества верификации.

      62. После рассмотрения независимым рецензентом внутренней документации и проекта отчета по верификации, органом по валидации и верификации разрабатывает окончательный отчет по верификации в соответствии с требованиями стандарта Республики Казахстан СТ РК ISO 14064-3 "Парниковые газы. Часть 3. Требования и руководство по валидации и верификации относительно заявлений по парниковым газам".

      Сноска. Пункт 62 – в редакции приказа Министра экологии и природных ресурсов РК от 28.02.2024 № 49 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      63. Перед выпуском отчета по верификации субъект квотирования предоставляет органу по валидации и верификации финальную редакцию оригинала отчета об инвентаризации выбросов парниковых газов.

      64. Если верификатор обнаруживает, что субъект квотирования или заявитель проекта не соблюдает требования Экологического законодательства, то это несоответствие указывается в отчете по верификации.

      65. В отчет по верификации включается следующие данные:

      1) наименование оператора установки, который подлежал верификации;

      2) критерии верификации;

      3) данные аттестата об аккредитации органа по валидации и верификации, включая область аккредитации;

      4) номер договора на услуги по валидации или верификации;

      5) область деятельности субъекта квотирования;

      6) описание процедур сбора свидетельств, используемых для оценки заявления по парниковым газам;

      7) уровень заверения и уровень существенности;

      8) перечень несоответствий, искажений, упущений, ошибок и улучшений;

      9) план по верификации;

      10) количественное подтверждение верифицированных выбросов, видов и объемов производства;

      11) дата подготовки отчета;

      12) имена ведущих аудиторов, независимого эксперта и других участников процесса верификации;

      13) подпись руководителя органа по валидации и верификации.

      66. Отчет по верификации выдается субъекту квотирования или заявителю офсетного проекта по завершению всего процесса верификации, один экземпляр оригинала хранится в органе по валидации и верификации.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.