Примечание ИЗПИ!
Порядок введения в действие см. п. 4.
ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Внести в совместный приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 627 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2019 года № 99 "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа в сфере деятельности палат юридических консультантов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 19848) следующие изменения:
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, пунктом 2 статьи 97 Закона Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности и юридической помощи" и приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 "Об утверждении Правил формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками и о внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 "Об утверждении Правил формирования государственными органами системы оценки рисков и формы проверочных листов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 28577) и приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года №3 "Об утверждении формы проверочного листа" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17371) ПРИКАЗЫВАЕМ:";
приложения 1 и 2 к указанному совместному приказу изложить в новой редакции согласно приложениям 1 и 2 к настоящему совместному приказу.
2. Департаменту регистрационной службы и организации юридических услуг Министерства юстиции Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице - министра юстиции Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2023 года и подлежит официальному опубликованию.
И.о. министра национальной экономики Республики Казахстан |
__________Т. Жаксылыков |
И.о. министра юстиции Республики Казахстан |
__________А. Муканова |
"СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой статистке
и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
Приложение 1 к совместному приказу И.о. министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2022 года № 109 и И.о. министра юстиции Республики Казахстан от 30 ноября 2022 года № 983 |
Приложение 1 к совместному приказу Министра юстиции Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 627 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2019 года № 99 |
Критерии оценки степени риска в сфере деятельности палат юридических консультантов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Критерии оценки степени риска в сфере деятельности палат юридических консультантов (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс), Законом Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности и юридической помощи", и Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденным приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 28577) утвержденным приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года №3 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17371).
2. В настоящих Критериях использованы следующие понятия:
1) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля законным интересам физических и юридических лиц с учетом степени тяжести его последствий;
2) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта контроля с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта контроля и (или) освобождения такого субъекта контроля и профилактического контроля с посещением субъекта контроля;
3) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от степени риска деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;
4) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта контроля;
5) проверочный лист – перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов контроля, несоблюдение которых влечет за собой нарушение прав законных интересов физических и юридических лиц, государства.
6) субъект контроля – палаты юридических консультантов;
7) грубые нарушения – нарушения требований, установленных законодательством Республики Казахстан в сфере деятельности юридических консультантов, которые могут привести к существенным нарушениям прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;
8) значительные нарушения – нарушения требований законодательства Республики Казахстан в сфере деятельности юридических консультантов, создающие предпосылки для причинения вреда жизни, здоровью человека, законным интересам физических и юридических лиц, государства.
9) незначительные нарушения – нарушения требований законодательства Республики Казахстан в сфере деятельности юридических консультантов не относящиеся к значительным и грубым нарушениям.
Глава 2. Способы проведения проверки и профилактического контроля с посещением субъекта контроля
3. Критерии оценки степени риска для проведения проверки и профилактического контроля с посещением субъекта контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.
Параграф 1. Объективные критерии
4. По объективным критериям к субъектам контроля к высокой степени риска относятся палаты юридических консультантов.
5. В отношении субъектов контроля, отнесенных к высокой степени риска, проводится внеплановый профилактический контроль с посещением и без посещения субъекта контроля.
6. Профилактический контроль с посещением субъекта контроля проводится на основании полугодовых списков профилактического контроля с посещением субъекта контроля.
Параграф 2. Субъективные критерии
7. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных и сбор информации;
2) анализ информации и оценка степени риска.
8. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан.
Для оценки степени риска используются следующие источники информации:
1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля;
2) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.
3) анализ официальных интернет – ресурсов государственных органов, средств массовой информации;
4) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений.
5) результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями.
9. На основании имеющихся источников информации субъективные критерии подразделяются на три степени нарушения: грубые, значительные, незначительные.
Анализ и оценка субъективных критериев позволит сконцентрировать проведение профилактического контроля с посещением субъекта контроля в отношении субъекта контроля с наибольшим потенциальным риском.
При этом при анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением не допускается включение их при формировании списков на очередной период государственного контроля.
10. В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации определяются субъективные критерии, которые в соответствии с критериями оценки степени риска соответствуют степени нарушения – грубое, значительное и незначительное.
Субъективные критерии к оценке степени риска деятельности субъектов (объектов) контроля изложены в приложении к настоящим Критериям.
11. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с порядком расчета общий показатель степени риска по субъективным критериям рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.
По показателям степени риска субъект (объект) контроля относится к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля;
Глава 2. Расчет общего показателя степени риска по субъективным критериям
12. Для отнесения субъекта контроля к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
При выявлении одного грубого нарушения, субъекта контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта контроля.
При не выявлении грубых нарушений определения показателя степени риска рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7
где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений;
при определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,4 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,4
где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;
общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн
где:
SР – общий показатель степени риска;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
13. При анализе и оценке степени риска не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля.
14. Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям, не может быть чаще двух раз в год.
Глава 3. Проверочные листы
15. Проверочные листы составляются для однородных групп субъектов контроля и включают требования в соответствии с пунктом 2 статьи 132 Кодекса и с соблюдением условий, определенных в пункте 2 статьи 143 Кодекса.
Приложение к Критериям оценки степени риска в сфере деятельности палат юридических консультантов |
Субъективные критерии к оценке степени риска деятельности субъектов (объектов) контроля
№ | Критерии | Степень нарушения |
Раздел 1. По результатам мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом (объектом) контроля. | ||
1 | наличие в членстве менее двухсот юридических консультантов | грубое |
2 | Не ведение реестра членов палаты | грубое |
3 | Наличие членства юридического консультанта в других палатах юридических консультантов для оказания юридической помощи в виде представительства интересов лиц в судах | грубое |
4 | Наличие членства лица в палате юридических консультантов, исключенного из реестра членов палаты юридических консультантов за нарушение требований законодательства Республики Казахстан об адвокатской деятельности и юридической помощи, правил и стандартов оказания юридической помощи, Кодекса профессиональной этики, если с даты исключения прошло менее чем три года | грубое |
5 | Отсутствие у члена палаты юридических консультантов договора страхования профессиональной ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда третьим лицам, которым в соответствии с договором оказывается юридическая помощь | грубое |
6 |
Отсутствие на интернет-ресурсе Палаты следующей информации: | значительное |
7 | Неразмещение не реже одного раза в год на своем интернет-ресурсе сводно-аналитической информации о формируемой средней стоимости оказываемых членами палаты юридических услуг за предыдущий период, начиная с даты последнего размещения данной информации, на основании данных, предоставляемых членами палаты, с учетом требований о конфиденциальности | значительное |
8 |
Наличие в составе ревизионной комиссии членов коллегиального или исполнительного органов управления палаты | значительное |
9 |
Не обеспечение повышения квалификации своих членов | значительное |
10 |
Отсутствие правил профессионального поведения и | значительное |
11 | Отсутствие установленных условий приема в члены палаты | незначительное |
12 | Отсутствие установленного объема и порядка оказания комплексной социальной юридической помощи | незначительное |
13 | Отсутствие контрольного органа (ревизионной комиссии) палаты определяемой Законом Республики Казахстан "О саморегулировании", иными законами Республики Казахстан и уставом палаты юридических консультантов. | грубое |
14 |
Не надлежащее ведение субъектом (объектом) контроля реестра членов палаты юридических консультантов, а именно отсутствие следующих сведений в реестре: | незначительное |
Раздел 2. Результаты предыдущего внепланового профилактического контроля с посещением объектов контроля. | ||
15 | Наличие членства лица в палате юридических консультантов, признанного в судебном порядке недееспособным либо ограниченно дееспособным | грубое |
16 | Наличие членства лица в палате юридических консультантов, имеющего непогашенную или неснятую в установленном законом порядке судимость | грубое |
17 | отсутствие согласованных с уполномоченным органом критериев качества оказания юридической помощи | грубое |
18 | Не предоставление ежеквартальной информации в уполномоченный орган о включении членов в палату юридических консультантов, приостановлении членства и об исключении из членства | грубое |
19 | отсутствие согласованных с уполномоченным органом порядок и условия проведения аттестации для вступления в палату юридических консультантов | грубое |
20 | отсутствие согласованных с регулирующим государственным органом и уполномоченным органом в области саморегулирования правила и стандарты по вопросам саморегулируемой основанного на обязательном членстве | грубое |
Раздел 3. Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений | ||
21 | Отказ в рассмотрении жалоб и обращений лиц на необоснованность исключения из членов палаты | грубое |
22 | Не принятие мер воздействия в отношении члена палаты в случае выявления в результате проверки факта нарушений требований законодательства Республики Казахстан, правил и стандартов, условий членства (участия) палаты | грубое |
Приложение 2 к совместному приказу И.о. министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2022 года № 109 и И.о. министра юстиции Республики Казахстан от 30 ноября 2022 года № 983 |
Приложение 2 к совместному приказу Министра юстиции Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 627 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2019 года № 99 |
Проверочный лист
В сфере деятельности палат юридических консультантов в соответствии с
Предпринимательским кодексом Республики Казахстан
_______________________________________________________________________________
(наименование однородной группы субъектов контроля)
в отношении палат юридических консультантов
_______________________________________________________________________________
Государственный орган, назначивший проверку /профилактического контроля с посещением
субъекта контроля
_______________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта контроля
________________________________________________________________________________
(№, дата)
Наименование субъекта контроля __________________________________________________
________________________________________________________________________________
Бизнес-идентификационный номер субъекта
контроля _______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Адрес места нахождения
________________________________________________________________________________
№ | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | наличие в членстве менее двухсот юридических консультантов | ||
2 | Не ведение реестра членов палаты | ||
3 | Наличие членства юридического консультанта в других палатах юридических консультантов для оказания юридической помощи в виде представительства интересов лиц в судах | ||
4 | Наличие членства лица в палате юридических консультантов, исключенного из реестра членов палаты юридических консультантов за нарушение требований законодательства Республики Казахстан об адвокатской деятельности и юридической помощи, правил и стандартов оказания юридической помощи, Кодекса профессиональной этики, если с даты исключения прошло менее чем три года | ||
5 | Отсутствие у члена палаты юридических консультантов договора страхования профессиональной ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда третьим лицам, которым в соответствии с договором оказывается юридическая помощь | ||
6 |
Отсутствие на интернет-ресурсе Палаты следующей информации: | ||
7 | Неразмещение не реже одного раза в год на своем интернет-ресурсе сводно-аналитической информации о формируемой средней стоимости оказываемых членами палаты юридических услуг за предыдущий период, начиная с даты последнего размещения данной информации, на основании данных, предоставляемых членами палаты, с учетом требований о конфиденциальности | ||
8 | Наличие в составе ревизионной комиссии членов коллегиального или исполнительного органов управления палаты юридических консультантов | ||
9 | Не обеспечение повышения квалификации своих членов в соответствии с утвержденными стандартами палаты | ||
10 | Отсутствие правил профессионального поведения и Кодекса профессиональной этики | ||
11 | Отсутствие установленных условий приема в члены палаты | ||
12 | Отсутствие установленного объема и порядка оказания комплексной социальной юридической помощи | ||
13 | Отсутствие контрольного органа (ревизионной комиссии) палаты определяемой Законом Республики Казахстан "О саморегулировании", иными законами Республики Казахстан и уставом палаты юридических консультантов. | ||
14 |
Не надлежащее ведение субъектом (объектом) контроля реестра членов палаты юридических консультантов, а именно отсутствие следующих сведений в реестре: | ||
15 | Наличие членства лица в палате юридических консультантов, признанного в судебном порядке недееспособным либо ограниченно дееспособным | ||
16 | Наличие членства лица в палате юридических консультантов, имеющего непогашенную или неснятую в установленном законом порядке судимость | ||
17 | отсутствие согласованных с уполномоченным органом критериев качества оказания юридической помощи | ||
18 | Не предоставление ежеквартальной информации в уполномоченный орган о включении членов в палату юридических консультантов, приостановлении членства и об исключении из членства | ||
19 | отсутствие согласованных с уполномоченным органом порядок и условия проведения аттестации для вступления в палату юридических консультантов | ||
20 | отсутствие согласованных с регулирующим государственным органом и уполномоченным органом в области саморегулирования правила и стандарты по вопросам саморегулируемой основанного на обязательном членстве | ||
21 | Отказ в рассмотрении жалоб и обращений лиц на необоснованность исключения из членов палаты | ||
22 | Не принятие мер воздействия в отношении члена палаты в случае выявления в результате проверки факта нарушений требований законодательства Республики Казахстан, правил и стандартов, условий членства (участия) палаты |
Должностное (ые) лицо (а):
________________________________________________________________________________
(должность) (подпись)
________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) должность) (подпись)
Руководитель субъекта контроля _____________________________________________
(должность) (подпись)
________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии)