Об утверждении Инструкции по несению патрульно-постовой службы сотрудниками полиции Республики Казахстан по обеспечению охраны общественного порядка и дорожной безопасности в населенных пунктах и на загородных автомобильных дорогах

Обновленный

Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 15 февраля 2023 года № 164. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 17 февраля 2023 года № 31917.

      В соответствии с подпунктом 54-1) пункта 15 Положения о Министерстве внутренних дел Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 июня 2005 года № 607, ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по несению патрульно-постовой службы сотрудниками полиции Республики Казахстан по обеспечению охраны общественного порядка и дорожной безопасности в населенных пунктах и на загородных автомобильных дорогах.

      2. Комитету административной полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства внутренних дел Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический Департамент Министерства внутренних дел Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя министра внутренних дел Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр внутренних дел
Республики Казахстан
М. Ахметжанов

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство индустрии и
инфраструктурного развития
Республики Казахстан

  Утверждена приказом
Министр внутренних дел
Республики Казахстан
от 15 февраля 2023 года № 164

Инструкция по несению патрульно-постовой службы сотрудниками полиции Республики Казахстан по обеспечению охраны общественного порядка и дорожной безопасности в населенных пунктах и на загородных автомобильных дорогах

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящая Инструкция определяет порядок несения патрульно-постовой службы (далее - служба) сотрудниками полиции и военнослужащими Национальной гвардии Республики Казахстан (далее - сотрудники) по обеспечению охраны общественного порядка и дорожной безопасности в населенных пунктах и на загородных автомобильных дорогах.

      2. Несение патрульно-постовой службы обеспечивается патрульно-постовыми нарядами (далее - ППН).

      Состав ППН состоит из двух и более сотрудников и (или) военнослужащих Национальной гвардии в зависимости от оперативной обстановки и смены несения службы, из их числа назначается старший. Старший ППН контролирует точное выполнение поставленных задач при несении службы, обеспечивает безопасность во время несения службы и при доставлении задержанных лиц.

      Заступающие на службу ППН одеваются в форменную одежду по сезону, имеют опрятный внешний вид.

      3. ППН в период несения службы находится в оперативном подчинении Центра оперативного управления, дежурной части органов полиции (далее - дежурная часть) или должностных лиц, осуществляющих руководство службой. В их подчинение ППН поступают после устного приказа о заступлении на службу, а выходят из подчинения по команде об окончании службы.

      4. ППН для несения службы определяется маршрут (пост) патрулирования, протяженность которого зависит от конкретных условий и оперативной обстановки, границы которого указываются в карточке маршрута. ППН закрепляется за одним или несколькими маршрутами.

      5. Карточка маршрута (поста) является документом служебного пользования и подлежит предъявлению только должностным лицам, правомочным осуществлять контроль за несением службы.

      6. В службе применяются следующие виды ППН: пеший патруль; патруль на автомобиле и других транспортных средствах; конный патруль; патруль с собакой; модульный пост полиции; стационарный пост полиции "Рубеж".

Глава 2. Патрульно-постовая служба

Параграф 1. Подготовка к несению патрульно-постовой службы по обеспечению охраны общественного порядка и дорожной безопасности

      7. Сотрудники, назначенные в ППН для несения службы, прибывают в расположение подразделения не менее чем за 15 минут до начала инструктажа. О прибытии докладывают в дежурную часть и командиру для внесения отметки в постовую ведомость.

      8. Сотрудники получают необходимое вооружение, снаряжение, средства связи, индивидуальной защиты, специальные и технические средства, служебную документацию в соответствии с перечнем утвержденным приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 26 октября 2020 года № 737 "Об утверждении перечня оснащения строевых подразделений патрульной полиции".

      Закрепленные за транспортными средствами водители проходят предрейсовый медицинский осмотр, получают путевые листы и обеспечивают готовность транспортных средств.

      9. В период несения службы сотрудники обеспечивают сохранность полученного имущества и по окончании службы сдают дежурному и ответственному должностному лицу.

      10. Сотрудники при объявлении общего построения ППН принимают участие в инструктаже. Выполняют все команды должностного лица проводящего инструктаж. Отвечают на поставленные вопросы, относящиеся к исполнению служебных обязанностей. Записывают в служебную книжку доводимые ориентировки, иную информацию касательно несения службы, получают фотографии разыскиваемых лиц.

      11. Заступающим на службу сотрудникам, необходимо знать:

      1) оперативную обстановку и особенности маршрута;

      2) дислокацию ближайших ППН и систему связи с ними;

      3) приметы лиц, имущества и транспортных средств, объявленных в розыск;

      4) места наиболее вероятного совершения уголовных и административных правонарушений, дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) и массового скопления людей;

      5) местонахождение, в районе маршрута, особо важных государственных объектов, детских и других заведений массового пребывания граждан, режим их работы;

      6) расположение прилегающих к маршруту улиц, переулков, площадей, проходных дворов.

      12. После устного приказа о заступлении на службу, ППН выдвигается к месту несения службы.

Параграф 2. Использование средств связи и видеофиксации в период несения патрульно-постовой службы по обеспечению охраны общественного порядка и дорожной безопасности

      13. Управление ППН осуществляется с помощью средств радиосвязи дежурной части (ЦОУ), где расположена главная радиостанция. Включение радиостанции производится с момента получения устного приказа о заступлении на службу, радиостанция не выключается до ее завершения.

      14. При ведении радиообмена ППН необходимо:

      1) не допускать самовольного отключения радиостанции, не передавать ее другим лицам без служебной необходимости;

      2) незамедлительно отвечать на вызов и сообщения главной радиостанции, непосредственных руководителей, проверяющих;

      3) знать номер своего канала на радиостанции, свой позывной и позывной главной радиостанции, позывные руководителей и граничащих с ним ППН;

      4) вызов корреспондента осуществлять строго по закрепленному за ним позывному;

      5) не прерывать ведущийся радиообмен, соблюдать очередность в эфире;

      6) вызывать корреспондента не более трех раз подряд, после чего во избежание помех другим корреспондентам сделать перерыв на 5-10 минут;

      7) переговоры в эфире осуществлять краткими, хорошо понятными выражениями, громким, спокойным голосом.

      15. При ведении радиообмена не допускается передавать:

      1) информацию, не связанную с выполнением служебных обязанностей по несению службы;

      2) сведения, относящиеся к секретной информации и информации ограниченного распространения, а также должность, звание, домашние адреса сотрудников.

      16. Вмешиваться в ведущийся радиообмен разрешено главной радиостанции, ППН только при чрезвычайных ситуациях (далее-ЧС) путем нажатия кнопки экстренного вызова.

      17. Не допускается несение службы без носимого видеорегистратора, а также их самовольное отключение, удаление имеющейся записи. Включение видеорегистратора ППН производится с момента начала несения службы и ведется непрерывно до ее завершения.

      В процессе ведения аудиовидеозаписи производится фиксация всех действий сотрудника и правонарушителя, в том числе составление материалов и доставление правонарушителя в органы полиции, а также остановки транспортных средств.

      18. Порядок использования личным составом органов внутренних дел (далее – ОВД) средств аудиовидеофиксации, регламентируется приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 31 декабря 2014 года № 971 "Об утверждении Инструкции использования технических средств для фиксации фактов совершения уголовных и административных правонарушений и действий сотрудников органов внутренних дел Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10227).

Параграф 3. Обращение патрульно-постовых нарядов с гражданами при обеспечении охраны общественного порядка и дорожной безопасности

      19. ППН, при обращении к гражданам, представляется и предъявляет служебное удостоверение, не выпуская его из рук (предъявление иной документации не предусмотрено законодательством Республики Казахстан), называет свою должность, звание и фамилию (при этом руку к головному убору не прикладывает, рукопожатие не допускается), после чего кратко сообщает цель обращения или причину остановки транспортного средства.

      20. В случае обращения граждан, ППН внимательно выслушивает их и принимает меры, в пределах компетенции, по их заявлениям, а также разъясняет, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса, выходящего за рамки его компетенции.

      21. Во всех случаях обращений граждан ППН должен быть внимательным, тактичным, вежливым, обращаться исключительно на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, не допуская действий, оскорбляющих честь и достоинство.

      22. Если гражданин реагирует возбужденно на действия сотрудника, обеспечивающего административное производство и другие законные ограничения, необходимо дать ему время успокоиться и объяснить неправомерность его поведения, а также порядок обжалования. После чего составляется административный материал (протокол составляется вне патрульного автомобиля или, в зависимости от погодных условий, в салоне патрульного автомобиля, помещении органов полиции), с обязательной фиксацией событий на видеорегистратор, а также осуществляются иные функции административного производства.

      23. ППН, независимо от того ведется или нет аудио, фото или видео запись, необходимо осуществлять свою служебную деятельность в рамках законодательства Республики Казахстан, не совершая действий, дискредитирующих правоохранительные органы. Воспринимать процесс аудио, фото и видео записи своей служебной деятельности как законное право граждан и спокойно реагировать на нее (за исключением случаев фиксации места совершения преступления, проводимых на месте преступления процессуальных действий, а также случаев вмешательства третьих лиц, подобными действиями, в процесс административного производства, тем самым препятствуя исполнению сотрудниками служебных обязанностей. Доложить о подобных фактах фиксации его служебной деятельности командиру, независимо от выхода либо отсутствия информации в открытых источниках социальных сетей.

      24. С документами граждан, при их проверке, необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок. Если в документ вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому убрать их. Лица, предъявившие документы с явными признаками подделки или неправомерно владеющие ими, доставляются в органы полиции.

      25. В контакт с иностранцами, работниками дипломатических и приравненных к ним представительств, ППН вступает только в пределах своих служебных обязанностей (пресечения правонарушений, разъяснения направления движения, расположения гостиниц, пунктов питания, автозаправочных станций, станций технического обслуживания).

      При проверке документов у иностранцев и лиц без гражданства ППН обращает внимание на срок действия заграничного паспорта, вида на жительство, удостоверение лиц без гражданства, наличие визы, миграционной карточки с отметкой о регистрации, подтверждающих законность их пребывания в данном населенном пункте. В случае обнаружения нарушений принимает меры привлечения к ответственности в соответствии с требованиями Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" (далее - КоАП) и Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – УПК).

      26. При обнаружении лиц (в том числе потерпевших, подозреваемых), с явно выраженным тяжелым состоянием здоровья, на место их обнаружения немедленно вызывается скорая медицинская помощь и до ее прибытия оказывается первая доврачебная помощь. Доставление в органы полиции осуществляется только при отсутствии необходимости дальнейшей госпитализации и противопоказаний, зафиксированных врачом скорой медицинской помощи. В случае экстренной госпитализации подозреваемых в правонарушении лиц, по указанию дежурного ППН оставляет маршрут (пост), организовывает их сопровождение и охрану до решения вопроса о режиме содержания.

      27. В случаях необходимости ППН оказывает содействие водителям в транспортировке их транспортных средств, создающих помеху другим участникам дорожного движения (неисправность, ДТП, в том числе на загородных автомобильных дорогах).

Глава 3. Виды и методы несения патрульно-постовой службы

Параграф 1. Несение патрульно-постовой службы по обеспечению охраны общественного порядка и дорожной безопасности (пеший патруль, патруль на автомобиле и других транспортных средствах; конный патруль; патруль с собакой, модульный пост полиции, стационарный пост полиции "Рубеж").

      28. Заступающий ППН, прибыв к месту несения службы (пост, маршрут патрулирования), в соответствии с полученными на инструктаже указаниями, докладывает в дежурную часть о своем прибытии и обстановке в районе несения службы (далее докладывает ежечасно, а в случае отсутствия радио и сотовой связи, по мере ее появлении).

      ППН, при несении службы раздельно, находятся в пределах видимости и слышимости (только в дневное время суток и на расстоянии до 100 метров друг от друга).

      На маршруте патрулирования ППН фиксирует изменение обстановки и на основе этого избирает наиболее целесообразную тактику несения службы.

      29. Заступившие на службу сотрудники обеспечивают выполнение следующих задач:

      1) обеспечение правопорядка на улицах и в других общественных местах, а также дорожной безопасности на автомобильных дорогах;

      2) обеспечение безопасности граждан, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на маршрутах патрулирования (постах);

      3) выявление и задержание на маршрутах (постах) лиц, совершивших преступления, скрывающихся от следствия и суда, военнослужащих самовольно оставивших воинскую часть;

      4) в пределах компетенции, участие в розыске угнанных, похищенных, скрывшихся с мест совершения ДТП автомототранспортных средств;

      5) осуществление неотложных действий на месте ДТП;

      6) организация и проведение мероприятий по сопровождению транспортных средств;

      7) оказание содействия подразделениям органов внутренних дел (далее - ОВД), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

      30. Заступившие на службу сотрудники обеспечивают выполнение следующих функций:

      1) защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств;

      2) оказание помощи гражданам, пострадавшим от правонарушений, ДТП и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для жизни и здоровья;

      3) пресечение противоправных деяний и задержание "по горячим следам" лиц, совершивших преступления;

      4) профилактику и пресечение уголовных и административных правонарушений, выявлению обстоятельств, способствующих их совершению и в пределах компетенции, принятию мер к их устранению;

      5) совместно с другими правоохранительными и государственными органами принятие неотложных мер по спасению граждан и оказанию им доврачебной помощи при ЧС;

      6) взаимодействие с гражданами по вопросам охраны общественного порядка и обеспечению дорожной безопасности;

      7) участие, в пределах своей компетенции, в мероприятиях по профилактике и предупреждению преступлений и иных правонарушений, розыску лиц, осуществляемых по линии правоохранительных органов;

      8) в пределах своих полномочий, участие в выполнении задач ОВД в военное положение и при ЧС;

      9) оказание содействия сотрудникам миграционной службы в выдворении иностранцев и лиц без гражданства путем их препровождения до пункта пропуска через Государственную границу Республики Казахстан.

      31. Смена ППН производится на маршруте в заранее установленном месте (посту). Заступающий ППН представляется сменяемому, где последний сообщает об имевших место за время несения службы происшествиях и полученных распоряжениях. О приеме-сдаче маршрута принимающий делает запись в служебной книжке сдающего либо в журнале приема-сдачи несения службы (поста) и докладывает в дежурную часть.

      В случае отсутствия сменного наряда, в установленное время, ППН докладывает об этом в дежурную часть и только с разрешения дежурного может оставить маршрут (пост).

      32. ППН несет службу на маршруте в течение установленного времени. Допускается, в рамках исполнения служебных обязанностей, оставлять маршрут патрулирования только по указанию или с разрешения дежурной части или командира.

      33. Во время несения службы ППН не допускается:

      1) передавать и предъявлять, кому бы то ни было свое оружие, за исключением лиц, которым он непосредственно подчинен;

      2) вести неслужебные переговоры по радиостанции, отвлекаться от службы;

      3) заходить без служебной необходимости в клубы, рестораны, жилые и другие помещения;

      4) оставлять маршрут (пост);

      5) нарушать ношение форменного обмундирования.

      34. Во время несения службы, ППН записывают в служебную книжку информацию, полученную на инструктажах, передаваемую дежурной частью, сообщения о правонарушениях, лицах, сообщивших об уголовном правонарушении, доставляемых в органы полиции или разбирательство с которыми проведено на месте, а также с которыми проведены профилактические беседы.

      35. Во время службы ППН обращают внимание на:

      1) граждан, часто появляющихся у объектов, где хранятся и находятся в обращении материальные ценности, проявляющих интерес к состоянию окон, дверей, запоров, ограждений, режиму работы и организации охраны;

      2) граждан, которые проявляют подозрительную настороженность и беспокойство, одетых не по сезону или в одежду, не соответствующую росту и комплекции, имеющих повязки и травмы, а также оставленные без присмотра транспортные средства;

      3) массовый сбор граждан на улицах, автомобильных дорогах, площадях, во дворах, в скверах, парках;

      4) места возможного появления правонарушителей, граждан, допускающих нарушения Правил дорожного движения, утвержденных приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 30 июня 2023 года № 534 "Об утверждении Правил дорожного движения, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, перечня оперативных и специальных служб, транспорт которых подлежит оборудованию специальными световыми и звуковыми сигналами и окраске по специальным цветографическим схемам" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 33003) (далее - ПДД) и детей, играющих в опасных местах;

      5) подозрительные шумы, запахи, появление огня или дыма и другие признаки ЧС;

      6) граждан и транспортные средства находящихся на прилегающей территории к учреждениям уголовно исполнительной системы;

      7) использование беспилотных летательных аппаратов в общественных местах и местах проведения массовых мероприятий, а также вблизи режимных объектов без соответствующего разрешения;

      8) нахождение в общественных местах подозрительных предметов (бесхозных сумок, коробок, пакетов);

      9) пребывание граждан в местах повышенной опасности (водоемы, горная местность);

      10) исправность технических средств, регулирующих дорожное движение (светофоры, дорожные знаки), производство работ на проезжей части, влияющих на безопасность дорожного движения и другие обстоятельства, представляющие угрозу жизни и здоровью граждан;

      11) нахождение граждан, велосипедистов, животных на загородных автомобильных дорогах.

      При обнаружении вышеперечисленных фактов докладывают об этом в дежурную часть. До устранения повреждений и помех для движения, осуществляет регулирование (сдерживание), принимает меры по обеспечению безопасности граждан, дорожного движения.

      Сноска. Пункт 35 с изменением, внесенным приказом и.о. Министра внутренних дел РК от 18.10.2023 № 748 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      36. Выявление нарушений ПДД ППН осуществляется:

      1) в движении на патрульном автомобиле (мотоцикле) с использованием специальных звуковых и световых сигналов, громкоговорящей установки;

      При выявлении нарушений ПДД в движении подается голосовая команда с помощью громкоговорящего устройства.

      Например, "Водитель транспортного средства (марка, модель, государственный регистрационный номерной знак), прошу принять вправо и остановиться!" с дублированием команды на государственном и русском языках.

      Остановка транспортных средств осуществляется на минимально короткий срок в местах, не создающих помех для движения. Останавливать городской общественный транспорт на маршрутах следования, разрешается в случаях нарушения требований ПДД для объяснения водителям сущности нарушения и уточнения расположения конечной остановки на маршруте, с последующим составлением административного материала.

      В процессе надзора за дорожным движением допускается использовать планшеты с программным обеспечением, передающим информацию об эксплуатируемых транспортных средствах со стационарных камер на планшеты.

      2) в пешем порядке. В таких случаях, остановка транспортного средства осуществляется жестом руки или жезлом, направленных на транспортное средство, с одновременным сигналом свистка, которые должны быть понятны водителю и поданы своевременно с тем, чтобы их исполнение не создало аварийную обстановку.

      37. В случае выявления нарушений правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов, утвержденных приказами Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 206 "Об утверждении Правил организации и осуществления перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов на территории Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11395) и от 17 апреля 2015 года № 460 "Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и перечня опасных грузов, допускаемых к перевозке автотранспортными средствами на территории Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11779), создающих угрозу безопасности дорожного движения и окружающей среде, ППН не допускает дальнейшее движение указанных транспортных средств, принимает меры к отводу такого транспорта с проезжей части за пределы полосы отвода, докладывает в дежурную часть и выполняет указания дежурного.

      38. Жесты рукой или жезлом ППН используются для ручного регулирования дорожного движения или остановки транспортных средств. Дополнительно подаются короткие сигналы свистком для привлечения внимания участников дорожного движения, предупреждения и пресечения административных правонарушений.

      39. ППН требует от участника дорожного движения выйти из транспортного средства в следующих случаях:

      1) наличия у водителя признаков опьянения и (или) утомленного состояния;

      2) для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;

      3) для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;

      4) когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам;

      5) необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 546 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12463);

      6) когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

      40. ППН указывает водителю на перемещение транспортного средства в иное место, если:

      1) нахождение транспортного средства в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения (за исключением фактов ДТП и на месте преступления до окончания процессуальных действий);

      2) нахождение сотрудника на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в транспортном средстве, создает угрозу личной безопасности сотрудника.

      41. Принудительная остановка транспортного средства может быть осуществлена:

      1) с применением специальных средств принудительной остановки транспорта при наступлении условий и в порядке, предусмотренном Законом Республики Казахстан "О правоохранительной службе" (далее-Закона);

      2) посредством временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств регулирования;

      3) с применением огнестрельного оружия – при наступлении условий и в порядке, предусмотренном Законом;

      4) посредством размещения на проезжей части патрульного автомобиля (патрульных автомобилей) с включенными специальными световыми сигналами;

      Перечисленные методы могут применяться только в случае создания водителем реальной опасности жизни и здоровью граждан, неподчинения законным требованиям сотрудника об остановке и при условии обеспечения безопасности других участников дорожного движения.

      42. Не допускается принудительная остановка на извилистых участках горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью, а также на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях.

      43. Для взаимодействия или получения помощи от других ППН, сотрудников и военнослужащих Национальной гвардии, ППН используют все виды связи или подают сигналы свистком: "Задерживай" – один продолжительный сигнал; "На помощь, ко мне" – два коротких сигнала. В этих же целях ППН используют огнестрельное оружие путем выстрела вверх. Другие ППН, сотрудники и военнослужащие Национальной гвардии, услышав сигнал "Задерживай", "На помощь" принимают меры к обнаружению и задержанию правонарушителя.

      44. При проверке ППН, проверяющий предъявляет письменное предписание на проверку и служебное удостоверение.

      ППН подходит и представляется проверяющему, по требованию проверяющего докладывает обстановку на территории маршрута (поста), отвечает на заданные вопросы. О результатах проверки службы проверяющий делает запись в служебных книжках ППН. Эти данные используются для проведения инструктажей и оценки работы ППН.

      45. Во время несения службы ППН проявляют бдительность и принимают меры предосторожности, исключающие возможность внезапного нападения.

      46. Огнестрельное оружие, специальные средства и физическая сила применяются в целях прекращения общественно опасных деяний, задержания и доставления в правоохранительные органы лиц, их совершивших с учетом характера правонарушений, конкретной ситуации в строгом соответствии и на основании Закона.

      47. Порядок обеспечения безопасности и правового порядка на территории специальной экономической зоны осуществляется в соответствии c совместным приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 9 июля 2019 года № 616 и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 10 июля 2019 года № 47/қе "Об утверждении Правил взаимодействия органов внутренних дел и национальной безопасности по вопросам обеспечения безопасности и правопорядка на территории специальной экономической зоны, пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы Евразийского экономического союза" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 19019).

Параграф 2. Несение патрульно-постовой службы по обеспечению охраны общественного порядка и дорожной безопасности с использованием наземных транспортных средств

      48. В ходе несения службы ППН на автомобилях (мотоцикл, квадрацикл) в населенных пунктах двигаются со скоростью, позволяющей вести наблюдение за обстановкой из транспорта (рекомендуемая скорость не выше 40-50 километров в час), в зависимости от дорожной ситуации, а на загородных автомобильных дорогах двигаются со скоростью в соответствии с требованиями ПДД.

      В целях профилактики правонарушений в темное время суток, патрулирование осуществляться с применением стояночного светового сигнала.

      49. После инструктажа старший ППН определяет обязанности и порядок размещения ППН в патрульном транспорте, назначает каждому сектор наблюдения, объявляет маршрут следования к месту несения службы, последовательность перемещения из одних пунктов в другие, докладывает по радиостанции в дежурную часть о выезде на маршрут. При этом, старший наряда управляет автомобилем либо размещается на переднем пассажирском сиденье автомобиля, за исключением случаев доставления в органы полиции правонарушителей. В этом случае размещается на заднем сиденье автомобиля с доставляемым.

      50. ППН на транспортных средствах, делает остановки в течении 15-30 минут (в обозначенных местах отстоя). Во время остановок, в целях профилактики нарушений общественного порядка и ПДД, пресечению уголовных и административных правонарушений, проверки подозрительных лиц, и транспортных средств, осуществляется пешее патрулирование. При этом пешие патрули удаляются от патрульного транспорта до 300 метров.

      У автомобиля (мотоцикла) остается водитель, который обеспечивает охрану транспорта, визуальный контакт с патрулирующим экипажем, поддерживает радиосвязь с дежурной частью. Для сбора ППН устанавливается условный сигнал.

      51. При транспортировке в автомобиле, доставляемых в органы полиции лиц, ППН принимают меры предосторожности, исключающие возможность нанесения травм, порчи материальной части, нападения на сотрудников, создания водителю помех в управлении транспортом. Для этого проверяют состояние замков, запоров дверей и люков автомобиля, один из сотрудников ППН размещается на заднем сиденье автомобиля.

      После вывода из автомобиля, доставленного, ППН должен осмотреть салон (кузов) в целях обнаружения оставленных предметов и документов.

      52. Для обеспечения личной безопасности и безопасности участников движения во время преследования ППН на патрульном автомобиле:

      1) включает специальные звуковые и световые сигналы;

      2) выбирает скорость движения, исходя из конкретных условий;

      3) внимательно следит за действиями преследуемых и других участников дорожного движения;

      4) докладывает в дежурную часть о месте своего нахождения и направлении движения;

      5) информирует других участников дорожного движения о соблюдении мер предосторожности.

      53. ППН не допускается:

      1) беспричинно останавливать транспортные средства;

      2) перевозить посторонних граждан, если это не вызвано служебной необходимостью, оставлять автомобиль и задержанных лиц без присмотра;

      3) превышать установленную скорость движения, кроме случаев экстренного следования к месту совершения правонарушения, а также преследования нарушителей (для патрульного автомобиля), которые своими действиями подвергают опасности жизнь других участников дорожного движения и других случаев, предусмотренных статьей 37 КоАП;

      4) самовольно отклоняться от маршрута патрулирования и изменять порядок несения службы, располагать автомобиль (мотоцикл) за какими-либо преградами, ограничивающими обзор, а также в местах, где остановка и стоянка транспорта запрещена, если это не вызвано служебной необходимостью;

      5) передавать, кому бы то ни было управление служебным автомобилем (мотоциклом).

Параграф 3. Несение патрульно-постовой службы по обеспечению охраны общественного порядка с использованием водных транспортных средств

      54. При несении службы на катере (моторной лодке) ППН выполняет следующее задачи:

      1) совместно с представителями органа гражданской защиты, проводит разъяснительную работу в акватории водного бассейна среди отдыхающих граждан о необходимости соблюдения ими правил безопасности на водоемах, утвержденных приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 19 января 2015 года № 34 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10335);

      2) в пределах компетенции, оказывает содействие органам транспортного контроля в предупреждении и пресечении нарушений по маломерным судам, а также органам рыбоохраны в области охраны рыбных запасов, флоры и фауны;

      3) принимает меры по оказанию помощи гражданам, терпящим бедствие на воде.

Параграф 4. Несение патрульно-постовой службы по обеспечению охраны общественного порядка и дорожной безопасности с использованием воздушных транспортных средств

      55. ППН в период воздушного патрулирования с применением вертолета, беспилотного летательного аппараты обеспечивает:

      1) реализацию неотложных мер по обнаружению, розыску, задержанию преступников;

      2) участие, в пределах компетенции, в розыске скрывшихся с мест преступления или ДТП лиц, транспортных средств;

      3) надзор за безопасностью дорожного движения на загородных автомобильных дорогах;

      4) контроль за состоянием участков автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий электропередач, соблюдением безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах, принятие в пределах компетенции полиции неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения;

      5) участие в ликвидации последствий ЧС и обеспечение охраны общественного порядка в этой зоне;

      6) координацию взаимодействия сил и средств при выполнении задач ОВД при военном положении и действий при ЧС, в том числе по уточнению их масштабов;

      7) охрану общественного порядка в зонах массового отдыха, лесопарковых зонах, лесных массивах, труднодоступных для других нарядов полиции местах, а также в местах проведения массовых мероприятий;

      8) выполнение иных задач, возложенных на органы полиции в обеспечении охраны общественного порядка.

Параграф 5. Несение патрульно-постовой службы по обеспечению охраны общественного порядка с применением служебных собак

      56. При следовании ППН (полицейского-кинолога) со служебной патрульной собакой (далее - собака) пешим порядком, собака должна находиться от полицейского-кинолога с левой стороны на коротком поводке и в наморднике, обеспечивающим безопасность окружающих.

      57. При проверке документов, опросе и производстве досмотра правонарушителя собака удерживается на коротком поводке без намордника на расстоянии, обеспечивающим безопасность проверяемого лица в положении "Охраняй".

      58. При доставлении задержанного пешим порядком, собака по команде "Рядом", "Охраняй" следует слева на коротком поводке без намордника. При доставлении в автомобиле и других транспортных средствах полицейский-кинолог с собакой располагается в удобном для ее применения месте.

      59. В местах наиболее вероятного совершения правонарушений, полицейский-кинолог делает остановки и осматривает их.

      При проверке подвалов, нежилых помещений, пустырей и прочих объектов в целях выявления и задержания правонарушителей полицейский-кинолог может пускать собаку на обыск местности, помещения или задержания. В этом случае собака пускается без ошейника и намордника. Полицейский-кинолог находится на таком расстоянии, чтобы не выпускать собаку из поля зрения. Перед пуском собаки на задержание полицейский-кинолог обязан обеспечить безопасность других лиц и сделать предварительное предупреждение, например: "Стой. Пускаю собаку". Не допускается пускать собаку на задержание преступника, если между сотрудником и преступником находятся граждане.

      60. Применение собаки выполняется на основании и в строгом соответствии с Законом. Полицейский-кинолог, применивший собаку, в случае нанесения ею повреждений задержанному, оказывает ему первую доврачебную помощь и незамедлительно вызывает скорую медицинскую помощь. Собака, в это время, находится на безопасном расстоянии от задержанного по команде "Охраняй". Во всех случаях применения собаки для задержания правонарушителя старший ППН (полицейский-кинолог) докладывает в дежурную часть (командиру).

Параграф 6. Несение патрульно-постовой службы по обеспечению охраны общественного порядка с применением служебных лошадей

      61. Конное патрулирование на маршруте осуществляется силами парного наряда. В состав конных подразделений назначаются сотрудники имеющие навыки верховой езды и прошедшие специальную подготовку.

      62. При несении службы конный патруль передвигается "шагом". Конные патрульные следуют на расстоянии друг от друга, обеспечивающим согласованность действий. "Рысью" конные наряды передвигаются на небольшие расстояния. Экстренный выезд конных нарядов к месту нарушения общественного порядка производится "резвым аллюром".

      При передвижении ППН в темное время суток, на конном снаряжении используются "светоотражающие элементы".

      63. Во время несения службы полицейский-кавалерист обязан:

      1) проводить проверку конного снаряжения и осмотр лошади перед работой;

      2) соблюдать особенности езды на лошади по различной местности, в соответствии с погодными условиями и временем суток;

      3) соблюдать меры безопасности при обращении с лошадью, исключающим причинение вреда окружающим гражданам;

      4) беречь конское снаряжение и постоянно содержать его в чистоте.

      64. При задержании правонарушителей конные патрульные принимают меры, исключающие травмированние.

      65. ППН не допускается:

      1) удерживать правонарушителей с использованием лошади и конного снаряжения;

      2) находясь верхом на лошади, применять огнестрельное оружие и специальные средства если это может нанести вред окружающим;

      3) самовольно отклоняться от назначенного маршрута, изменять порядок несения службы, если это не вызвано служебной необходимостью;

      4) передавать другим лицам закрепленную лошадь для использования в неслужебных целях;

      5) оставлять без присмотра задержанных лиц в непосредственной близости к лошади.

Параграф 7. Несение патрульно-постовой службы по обеспечению охраны общественного порядка на модульных постах полиции

      66. Несение службы на модульных постах осуществляется ППН состоящим из двух сотрудников, которым, помимо общих возложенных задач в охране общественного порядка и обеспечению дорожной безопасности, выполняются следующее задачи:

      1) периодически, не реже двух раз в час, особенно в часы массового пребывания граждан, осуществляет пешее патрулирование закрепленной территории с докладом в дежурную часть об обстановке на маршруте патрулирования (удаленность от центра поста не должна превышать 300-500 метров). В темное и ночное время суток пешее патрулирование производится парным ППН;

      2) организует взаимодействие с другими ППН, администрацией и службой частной охраны прилегающего к посту объекта массового посещения граждан по вопросам, входящим в компетенцию полиции;

      3) проводит профилактические беседы с гражданами в целях стабилизации общественной и имущественной безопасности, предостерегает от совершения противоправных действий, разъясняет им недопустимость антиобщественного поведения;

      4) принимает сообщения и иную информацию от граждан (туристов) о преступлениях и происшествиях, о чем немедленно докладывает в дежурную часть, принимает меры реагирования и оказывает помощь.

Параграф 8. Несение патрульно-постовой службы по обеспечению охраны общественного порядка и дорожной безопасности на стационарных постах полиции "Рубеж"

      67. Несение службы на стационарном посту полиции "Рубеж" осуществляется парным ППН (двумя сотрудниками), который выполняет следующее задачи:

      1) ведет визуальное наблюдение за прохождением транспортных средств;

      2) принимает сообщения и иную информацию от участников дорожного движения о преступлениях и происшествиях, о чем немедленно докладывает в дежурную часть, оказывает помощь;

      3) обеспечивает ограничение движения транспортных средств либо полное перекрытие автомобильной дороги при неблагоприятных дорожно-климатических условиях и в других случаях, угрожающих безопасности дорожного движения;

      4) при введении оперативно-профилактических, оперативно-розыскных мероприятий, чрезвычайного положения и других мероприятий ОВД;

      5) осуществляет в случае необходимости опрос проезжающих водителей о состоянии автомобильной дороги, совершенных ДТП и иной информации, касающейся деятельности полиции;

      6) проводит досмотр транспортного средства, в порядке обеспечения административного и уголовного производства, с минимальной задержкой в передвижении транспортных средств.

      68. Не допускается посадка сотрудников в транспортные средства участников движения, за исключением случаев проведения, установленных законодательством Республики Казахстан процессуальных действий.

Глава 4. Особенности несения патрульно-постовой службы

Параграф 1. Несение патрульно-постовой службы по обеспечению охраны общественного порядка в курортных, дачных районах и зонах массового отдыха

      69. ППН, в период купального сезона, совместно с представителями подразделений органов гражданской защиты проводят рейдовые мероприятия на водоемах по профилактике и выявлению правонарушений.

      70. ППН, в пределах компетенции, взаимодействует с представителями дачных коллективов по вопросам обеспечения общественного порядка и имущественной безопасности.

      71. При патрулировании ППН обращает внимание на места вероятного совершения уголовных и административных правонарушений, места расположения массовой концентрации граждан, санаторно-курортные учреждения, пляжи, парки, остановки общественного транспорта, предприятия общественного питания, развлекательные учреждения.

      72. ППН выполняет иные задачи, возложенные на органы полиции в обеспечении охраны общественного порядка и дорожной безопасности на территории курортных, дачных районах и в зонах массового отдыха.

Параграф 2. Несение патрульно-постовой службы по обеспечению охраны общественного порядка на туристических объектах

      73. Задачами ППН на туристических объектах являются:

      1) патрулирование территории туристских объектов и оказание помощи туристам при различных ситуациях в пределах компетенции полиции;

      2) выявление и пресечение административных правонарушений, принятие необходимых мер в предупреждении, пресечении уголовных правонарушений и задержанию преступников по "горячим следам";

      3) передача иностранных граждан сотрудникам миграционной службы либо доставление в органы полиции по месту дислокации туристического объекта, в случаях выявления нарушений миграционного законодательства Республики Казахстан;

      4) взаимодействие с администрацией туристических объектов по вопросам, входящим в компетенцию полиции.

      74. ППН на туристическом объекте должен владеть информацией о туристических маршрутах, значимых объектах и достопримечательностях на территориях патрулируемых зон.

      75. ППН выполняет иные задачи, возложенные на органы полиции в обеспечении охраны общественного порядка и дорожной безопасности на территории туристических объектов.

Параграф 3. Несение патрульно-постовой службы по обеспечению охраны общественного порядка и дорожной безопасности при сопровождении организованных колонн

      76. При поступлении заявки на сопровождение организованных колонн (далее - колонна), ППН задействованный в составе экипажа сопровождения (далее - экипаж сопровождения) должен:

      1) изучить маршрут следования колонн, особенности организации движения, дислокацию ППН несущих службу на постах и маршрутах патрулирования, систему связи и взаимодействия с ними;

      2) провести инструктаж водителей, сопровождаемых колонн;

      3) зафиксировать сопровождение в журнале учета сопровождений в дежурной части.

      77. Перед началом сопровождения колонн, осуществляющих перевозку организованных групп детей, экипажем сопровождения производится проверка наличия документов, в том числе подтверждающих исправность транспортного средства, его визуальный осмотр, с последующей передачей информации о сопровождающих лицах, количестве перевозимых детей, количестве транспортных средств в дежурную часть. Недопустимо превышение количества пассажиров к наличию посадочных мест.

      78. При осуществлении экипажем сопровождения проверки технического состояния транспорта, задействованного на перевозку организованных групп детей, обращает внимание наличию в транспортных средствах не менее двух дверей, доступность аварийного выхода, проблесковых маячков желтого цвета, опознавательных знаков "Перевозка детей", технического осмотра транспорта, медицинского осмотра водителя, наличие ответственных и сопровождающих лиц.

      79. При сопровождении одним патрульным автомобилем, двигается впереди сопровождаемых колонн, на расстоянии, обеспечивающем безопасность их движения, по крайней левой полосе, предназначенной для движения в заданном направлении.

      80. При сопровождении двумя патрульными автомобилями, одно из них движется как "ведущее", а второе следует за сопровождаемой колонной "замыкающее" для предупреждения ее обгона другими транспортными средствами на автомобильных дорогах, имеющих одну полосу для движения в заданном направлении и в других опасных местах.

      81. При сопровождении тремя патрульными автомобилями, добавляется "сигнальное" – впереди "ведущего" автомобиля, на расстоянии 200-400 метров, по крайней левой полосе по направлению движения, с целью принятия мер к обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда, оповещения ППН несущих службу на маршрутах о приближении сопровождаемых колонн и информирования экипажа сопровождения "ведущего" патрульного автомобиля об условиях движения.

      82. Скорость движения, вовремя сопровождения, устанавливает старший экипажа сопровождения в зависимости от дорожных условий, интенсивности движения транспортных средств и пешеходов, характеристик сопровождаемых организованных колонн, при этом не превышает пределов, установленных ПДД.

      83. Если скорость движения сопровождаемой колонны, меньше разрешенной ПДД, а дорожные условия не позволяют попутным транспортным средствам совершить ее обгон, старший экипажа сопровождения принимает меры для пропуска, накопившихся за ней транспортных средств.

      84. По запросу экипажа сопровождения, ППН принимает меры к безопасному, беспрепятственному проезду, по территории поста или маршрута патрулирования, колонн или отдельных автомобилей, сопровождаемых патрульным автомобилем с включенными специальными звуковыми и световыми сигналами, громкоговорящей установки.

Глава 5. Действия патрульно-постовых нарядов при несении службы по обеспечению охраны общественного порядка

Параграф 1. Действия патрульно-постовых нарядов при совершении уголовных правонарушений и на месте происшествия

      85. При выезде на место совершения правонарушения (направление ЦОУ, самообращение граждан), в зависимости от характера вызова (сообщения), ППН принимает меры обеспечения личной безопасности, готовности к нападению и другим внештатным ситуациям.

      Для этого сотрудники ЦОУ, дежурной части ОВД при направлении наряда на место происшествия, обслуживание обращений граждан выясняют обстоятельства и характер происшествия и лица, подозреваемого в совершении правонарушения (судимость, психическое состояние, наличие оружия, собак), информацию о котором, а также степени готовности реагирования на возможную кризисную ситуацию передают ППН, направленному на данное происшествие.

      В зависимости от полученной информации, ППН заблаговременно надевает, полученные до заступления на службу, средства индивидуальной защиты (бронежилеты, каски).

      86. Действия ППН на месте происшествия должны быть решительными и включают выполнение следующих задач:

      1) доклад о происшедшем в дежурную часть и исполнение указаний дежурного;

      2) организацию преследования и задержания уголовных правонарушителей;

      3) оказание помощи потерпевшим, вызов скорой медицинской помощи;

      4) установление свидетелей и потерпевших (фамилию, имя, отчество (при его наличии), место жительства и работы, номера телефона), примет скрывшихся преступников, похищенных вещей, других обстоятельств преступления;

      5) обеспечение охраны места происшествия, с целью сохранения следов преступления и других вещественных доказательств;

      6) проведение других неотложных действий, необходимых для раскрытия преступления и задержания преступников;

      7) по прибытию следственно-оперативной группы (далее - СОГ) поступает в распоряжение старшего группы.

      Последовательность действий зависит от характера совершенного уголовного правонарушения, состава ППН и других обстоятельств.

      87. На месте происшествия не допускается:

      1) действие, которое может вызвать обострение взаимоотношений с гражданами, а также повлиять на процесс расследования;

      2) осуществлять фото-видеосъемку на месте происшествия (за исключением видео фиксации ведомственным видеорегистратором ППН, выданного на службу и работающего в автоматическом режиме, сотрудниками СОГ);

      3) комментировать происшествие;

      4) перемещать вещественные доказательства (за исключением случаев возникновения угрозы и порчи или уничтожения их по погодным и другим обстоятельствам, с предварительной фиксацией их первоначального положения);

      5) курить, оставлять какие-либо предметы, не имеющие отношение к происшествию.

      88. ППН обращает внимание на обеспечение сохранности обстановки и неизменного положения предметов, имеющих отношение к уголовному правонарушению:

      1) следов пальцев, обуви, транспортных средств;

      2) пятен крови, волос, предметов одежды, частиц тканей;

      3) осколков стекла, кусочков дерева, частиц земли, окурков, спичек.

      89. ППН осуществляет оцепление места происшествия, для чего могут привлекаться общественные помощники и граждане, оказывающие содействие полиции. Применяются различные виды ограждения: веревки, доски, проволока и другие подручные средства. В этом случае ППН идентифицирует оставленные им на месте происшествия следы и изменения обстановки.

      90. Оказывая первую доврачебную помощь или направляя потерпевшего в медицинское учреждение, ППН осматривает его одежду и открытые участки тела в целях обнаружения предметов, следов и признаков, относящихся к уголовному правонарушению, по возможности устанавливает его личность. Место и поза, в которой обнаружен раненный, положение рук, ног, головы отмечаются с помощью мела, угля и других средств. Если потерпевший не проявляет видимых признаков жизни, то проверяется его состояние, по возможности, не изменяя его позу и окружающую обстановку.

      Трупы до прибытия СОГ с места происшествия не удаляются и не перемещаются.

      91. В случае угрозы уничтожения следов и вещественных доказательств под воздействием дождя, ветра, снега и других условий ППН принимает меры к их сохранению. Для сохранения следов на вертикальной поверхности устраивается навес из имеющихся под рукой непромокаемых материалов. Указанные предметы и материалы не должны иметь резкого запаха, чтобы не затруднить применение служебно-розыскной собаки.

      92. При совершении уголовного правонарушения в помещении, ППН входит туда только для его пресечения, задержания уголовного правонарушителя, оказания помощи потерпевшим.

      93. Преследование ППН уголовных правонарушителей "по горячим следам" ведется до тех пор, пока они не будут задержаны и обезврежены. ППН во время преследования соблюдает меры предосторожности. Охрана места происшествия на период преследования уголовных правонарушителей обеспечивается иными ППН или при помощи граждан оказывающим содействие полиции.

      94. При невозможности организовать преследование и розыск уголовных правонарушителей ППН находится на месте совершения уголовного правонарушения до прибытия СОГ или до получения распоряжения дежурной части.

      95. При прибытии СОГ ППН докладывает обо всех полученных сведениях, относящихся к уголовному правонарушению, и принятых мерах, после чего действует по их указанию или распоряжению дежурной части.

      96. Тактические действия ППН при проверке подозрительных лиц и транспортных средств, а также по выявлению и задержанию лиц, подозреваемых в совершении уголовного правонарушения, регламентируется приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 4 сентября 2017 года № 127 дсп "Об утверждении наставлений по организации профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Республики Казахстан".

Параграф 2. Действия патрульно-постовых нарядов при выявлении административных правонарушений

      97. При выявлении признаков административного правонарушения, руководствуясь законодательством Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами, ППН:

      1) требует немедленного прекращения противоправного поведения;

      2) идентифицирует личность правонарушителя.

      3) выясняет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, наличия обстоятельств, исключающих возбуждение административного производства, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

      4) обеспечивает качество документирования и полноту сбора материала.

      98. Проверка правоустанавливающих документов на право управления транспортным средством (наличие водительского удостоверения, соответствующей категории) и на принадлежность транспортного средства (свидетельства о государственной регистрации транспортного средства, страховой полис, техосмотр) осуществляется посредством электронного планшета через интегрированный банк данных на основании документа удостоверяющего личность правонарушителя. В случае отсутствия зоны покрытия интернет связью проверка осуществляется через дежурную часть.

      99. ППН составляется протокол об административном правонарушении в электронном формате или на бумажном носителе.

      100. В процессе оформления материалов, при привлечении к административной ответственности, ППН разъясняет права и обязанности правонарушителю, в соответствии со статьей 744 КоАП.

      101. При невозможности составления протокола об административном правонарушении на месте его выявления, осуществляется доставление физических лиц в служебные помещения ближайшего подразделения полиции. О доставлении правонарушителя делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или протоколе об административном задержании (по административным правонарушениям, содержащих санкцию административного ареста).

      102. В пределах своих полномочий и на основании наложенных ограничений постановлением суда, ППН оказывает содействие частным судебным исполнителям. При выявлении фактов неисполнения постановления суда, правонарушитель передается частным судебным исполнителям, для дальнейшего исполнения постановления.

      103. Задержание, доставление и запрещение эксплуатации транспортного средства, судна, в том числе маломерного судна осуществляется в соответствии с нормами КоАП, о чем составляется акт по форме согласно приложению 1 к настоящей Инструкции.

      Задержанные транспортные средства выдаются со специальных стоянок, а изъятые ГРНЗ возвращаются после устранения причин задержания и предоставления правоустанавливающих документов.

      При выдаче задержанных транспортных средств со специальных площадок или стоянки, заполняется разрешение на выдачу задержанного транспортного средства по форме согласно приложению 2 к настоящей Инструкции.

      104. Временное удостоверение, выдается взамен изъятого водительского удостоверения в порядке, установленном законодательством, по форме согласно приложению 3 к настоящей Инструкции

      105. Руководитель подразделения либо ответственный сотрудник обеспечивает проведение ежемесячной сверки по лицам, доставленным на освидетельствование в медицинские учреждения, с данными подразделений ОВД и составляет акт по форме согласно приложению 4 к настоящей Инструкции.

Параграф 3. Действия патрульно-постовых нарядов при предупреждении и пресечении правонарушений среди лиц обладающими привилегиями и пользующихся дипломатическим иммунитетом от административной ответственности

      106. Лица, обладающие привилегиями и иммунитетом от административной ответственности (депутаты Парламента Республики Казахстан, кандидаты в Президенты Республики Казахстан и в депутаты Парламента, Председатель или члены Конституционного Совета Республики Казахстан, Генеральный прокурор Республики Казахстан, Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан, судьи) не могут быть подвергнуты приводу, мерам административного взыскания, налагаемых в судебном порядке без соответствующего согласования (глава 49 КоАП).

      При наличии соответствующего согласия за нарушение общественного порядка, по статьям КоАП подведомственных суду, принимаются меры обеспечения производства по делам об административном правонарушении (в соответствии с главой 49 КоАП).

      В таких случаях, ППН возбуждает административное производство, составляет мотивированный рапорт, информирует дежурную часть и командира. Материалы направляются в органы прокуратуры для дальнейшего согласования и принятия соответствующего решения.

      По административным материалам подведомственных органам полиции (статья 685 КоАП) административное производство осуществляется должностным лицом, имеющим право составлять протокол об административном правонарушении (статьи 803, 804 КоАП), в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      107. Лица, обладающие дипломатическим иммунитетом от административной ответственности, могут привлекаться к административной ответственности в соответствии со статьей 876 КоАП.

      При выявлении таких фактов, ППН возбуждает административное производство, составляет мотивированный рапорт, информирует дежурную часть и командира. Материалы направляются в органы прокуратуры для дальнейшего согласования и принятия соответствующего решения.

      При наличии документов, подтверждающих статус лица, обладающего дипломатическим иммунитетом, они также пользуются личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты личному досмотру, задержаны или подвергнуты приводу за административное правонарушение. Не может быть произведен досмотр находящихся при них вещей.

      108. При ДТП с участием лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом, ППН предлагает данному лицу присутствовать при оформлении материалов. При его отказе, ППН записывает необходимые сведения об участниках происшествия.

      В протоколе осмотра места происшествия делается запись о причине отсутствия водителя, подписывается составителем протокола и двумя свидетелями.

      109. При наличии достаточных оснований полагать, что лица, обладающие привилегиями и иммунитетом, в том числе дипломатическим, управляя транспортным средством, находятся в состоянии опьянения, сотрудник в целях обеспечения безопасности других лиц принимает меры к прекращению дальнейшего движения транспортного средства, о чем сообщает в дежурную часть и командиру для немедленного информирования представительств консульства и органов прокуратуры.

      110. Лица, пользующихся дипломатическим иммунитетом, могут быть задержаны в соответствии со статьей 554 УПК.

Параграф 4. Действия патрульно-постовых нарядов при предупреждении и пресечении правонарушений среди несовершеннолетних

      111. Принимая участие в предупреждении, пресечении уличных правонарушений среди несовершеннолетних, ППН:

      1) предупреждает и пресекает уголовные и административные правонарушения со стороны несовершеннолетних на улицах и общественных местах;

      2) в пределах маршрута патрулирования, принимает меры для установления местонахождения (места жительства) потерявшихся (заблудившихся) детей;

      3) подростков, находящихся в состоянии опьянения, доставляет к месту жительства и передает родителям (опекунам), медицинские учреждения, в подразделения ювенальной полиции либо в органы полиции;

      4) принимает меры к выявлению антиобщественных групп несовершеннолетних, установлению мест их концентрации;

      5) выявляет взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотиков, совершение правонарушений либо иных антиобщественных действий;

      6) не допускает нахождение несовершеннолетних, в ночное время, в общественных местах без сопровождения родителей (других законных представителей) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

      112. О всех происшествиях, связанных с участием несовершеннолетних ППН незамедлительно докладывает в дежурную часть и действует согласно указания дежурного.

Параграф 5. Действия патрульно-постовых нарядов при совершении дорожно-транспортных происшествий

      113. ППН на месте ДТП с пострадавшими (до прибытия СОГ, инспектора-дежурного по выезду на место ДТП) выполняет следующие задачи:

      1) определяет количество пострадавших, оценивает степень тяжести их состояния, вызывает скорую медицинскую помощь и до ее прибытия, оказывает первую доврачебную помощь, организует доставку их в медицинские учреждения, выясняет данные пострадавших граждан, о чем докладывает в дежурную часть;

      2) устанавливает водителей, транспортные средства участников ДТП и других лиц, имеющих отношение к ДТП. С помощью мобильного планшета, а при отсутствии интернет связи через дежурную часть, проверяет данные участников происшествия;

      3) обеспечивает присутствие указанных лиц, на месте происшествия до прибытия СОГ;

      4) выявляет свидетелей происшествия и записывает их данные;

      5) принимает меры к сохранности и фиксации вещественных доказательств, следов, имущества и других предметов, имеющих отношение к происшествию;

      6) докладывает прибывшему на место происшествия старшему СОГ (прокурору, следователю, дознавателю) сведения о причастных к происшествию лицах и свидетелях, передает вещественные доказательства и в дальнейшем действует по его указанию;

      7) до прибытия СОГ и (или) в период проведения процессуальных действий на месте происшествия приостанавливает движение транспортного потока, организовывает дорожное движение в объезд места происшествия по другим полосам (направлениям), а при невозможности организует объезд – фиксирует (в присутствии двух понятых и участников происшествия) расположение транспортных средств, следов происшествия и других обстоятельств, имеющих отношение к происшествию, после чего принимает меры к возобновлению движения;

      8) выясняет вероятное направление движения, марку, тип, государственный регистрационный знак, цвет, а также особые приметы транспортного средства и водителя скрывшегося водителя с места ДТП. Полученные при осмотре места происшествия и опросе свидетелей данные о скрывшемся транспортом средстве и водителе, ППН немедленно передает в дежурную часть, в дальнейшем действует в соответствии с указаниями дежурного.

      Последовательность действий, на месте ДТП, зависит от характера совершенного правонарушения, состава ППН и других обстоятельств.

      114. После проведения первоначальных действий на месте ДТП, составляется схема места происшествия. Все процессуальные действия на месте ДТП фиксируются техническими средствами (видеорегистраторами) и прилагаются к материалам дела.

      115. Оформление материалов о нарушениях ПДД, повлекших повреждение транспортных средств, грузов, автомобильных дорог, дорожных сооружений или иного имущества и причинивших при этом только материальный ущерб, по указанию дежурной части, осуществляется ППН самостоятельно в соответствии с положениями КоАП и приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 9 февраля 2011 года № 52 "Об утверждении Правил составления схемы транспортного происшествия и их типовых форм" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6778).

Параграф 6. Действия патрульно-постовых нарядов при розыске транспортного средства

      116. ППН участвуют в розыске угнанных, похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с места ДТП и других правонарушений, связанных с использованием транспорта.

      117. При поступлении сообщения о введении в действие плана поисковых и заградительных мероприятий ОВД, ППН немедленно передислоцируются на указанный им участок местности, с докладом в дежурную часть и осуществляют визуальную проверку проходящего транспорта.

      118. На основании поисковых мероприятий останавливает идентичные (схожие) марки, модели транспортных средств, по цвету и характерным приметам находящихся в розыске. При этом сверяет тип, модель, государственный регистрационный знак, по имеющимся в наличии интегрированным банкам данных проверяет реквизиты транспортного средства.

      119. В случае обнаружения разыскиваемого транспортного средства, установления признаков подделки правоустанавливающих документов, а также признаков изменения (отсутствия) номеров или их расхождения с данными в регистрационных документах, ППН немедленно докладывает об этом в дежурную часть, с соблюдением личной безопасности и безопасности участников дорожного движения, принимает меры к задержанию транспорта и лиц, находящихся в нем.

      До приезда СОГ запрещается перегонять транспортное средство на другое место и проводить иные действия, в результате которых могут быть уничтожены следы и вещественные доказательства.

      Собранные первичные материалы, транспортные средства передаются СОГ или в органы полиции по месту обнаружения (совершения) нарушения.

Параграф 7. Действия патрульно-постовых нарядов при чрезвычайных ситуациях

      120. Действия ППН при пожаре:

      1) немедленно докладывает в дежурную часть, оповещает и принимает меры по эвакуации населения, обеспечивает доступ коммунальных, аварийно-спасательных, пожарных и медицинских служб;

      2) принимает меры к задержанию подозреваемых, установлению свидетелей, очевидцев;

      3) оказывает помощь медицинским работникам в доставлении пострадавших в лечебные учреждения;

      4) не допускает в горящие здания никого, кроме лиц, привлеченных к ликвидации пожара, обеспечивает оцепление периметра;

      5) организует охрану имущества и места происшествия до указания дежурной части (командира).

      121. При наводнении, паводке, селе:

      1) немедленно докладывает об угрозе затопления в дежурную часть, запрашивает решение и оповещает население;

      2) принимает меры к спасению граждан и имущества, организует их эвакуацию (в первую очередь детей, женщин, престарелых и больных) и имущества, оказывает помощь пострадавшим;

      3) обеспечивает порядок при переправе населения из затопляемых районов;

      4) организует охрану имущества, предотвращает факты мародерства.

      122. Во время метелей, ураганов, снежных заносов, тумана и гололеда:

      1) немедленно докладывает обстановку в дежурную часть, усиливает наблюдение за движением транспорта и пешеходов, предупреждает водителей и граждан об опасности и необходимых мерах предосторожности;

      2) оказывает помощь пострадавшим, находящимся в беспомощном состоянии, принимает меры по обогреву и эвакуации граждан, буксировке застрявших и неисправных транспортных средств;

      3) содействует в мобилизации коммунальным службам трудоспособного населения и транспортных средств для расчистки занесенных домов, улиц и автомобильных дорог, а также подсыпки инертных материалов против гололеда;

      4) по указанию дежурной части обеспечивает перекрытие выездов из населенных пунктов, а также отдельных участков местности на стационарных постах полиции "Рубеж".

      123. При землетрясении:

      1) немедленно выясняет обстановку и докладывает в дежурную часть;

      2) определяет опасные для движения места и перенаправляет транспортные потоки и пешеходов по безопасным направлениям;

      3) принимает меры к спасению граждан, оказанию помощи пострадавшим, направлению их в пункты медицинской помощи;

      124. При возникновении крушений, катастроф и аварий:

      1) немедленно докладывает о случившемся в дежурную часть и принимает меры к спасению граждан, оказанию помощи пострадавшим и направлению их в лечебные учреждения;

      2) обеспечивает доступ коммунальных, аварийно-спасательных, пожарных и медицинских служб;

      3) обеспечивает охрану места происшествия до поступления иного указания от дежурной части (командира);

      4) не допускает посторонних к месту происшествия, кроме лиц, привлеченных к ликвидации его последствий;

      5) привлекает население, транспорт и другие средства для организации оцепления, ликвидации последствий ЧС.

      125. При эпидемиях:

      1) немедленно докладывает о фактах заболевания в дежурную часть;

      2) соблюдая противоэпидемические меры личной безопасности с использованием средств индивидуальной защиты, обеспечивает ограничение передвижения граждан и транспорта в зараженную зону;

      3) организует охрану инфекционных больниц и карантинных стационаров, источников водоснабжения, очагов возможного заражения;

      4) в пределах полномочий, обеспечивает ограничения, связанные с режимом карантина;

      5) по указанию дежурной части обеспечивает перекрытие выездов из населенных пунктов, а также отдельных участков местности на стационарных постах полиции "Рубеж", а также оцепление участков местности при проведении карантинных мероприятий.

      126. При эпизоотиях:

      1) немедленно докладывает о фактах заболевания в дежурную часть;

      2) соблюдая противоэпидемические меры личной безопасности с использованием средств индивидуальной защиты, обеспечивает ограничение передвижения граждан и транспорта в зараженную зону;

      3) организует охрану источников водоснабжения, очагов возможного заражения;

      4) обеспечивает охрану общественного порядка на территории, где объявлен карантин, ограничительные мероприятия по особо опасным болезням животных;

      5) по указанию дежурного обеспечивает закрытие въездов и выездов из населенных пунктов, отдельных участков местности, а также оцепление участков местности при проведении карантинных мероприятий.

      127. При угрозе возникновения массовых нарушений общественного порядка:

      1) немедленно докладывает в дежурную часть;

      2) обеспечивает наблюдение и оценку складывающейся ситуации с целью выяснения причин, намерений, численности, наличия у собравшихся оружия и других предметов, представляющих опасность;

      3) предупреждает граждан о неправомерности их действий и требует разойтись;

      4) при дальнейшей эскалации конфликта и возникновении предпосылок к массовым нарушениям общественного порядка, ППН действуют в соответствии с указаниями дежурной части и ведомственными нормативно-правовыми актами.

      128. При террористическом акте, обнаружении взрывных устройств, взрывчатых веществ, а также радиоактивных, химических и других предметов, представляющих опасность для населения:

      1) немедленно докладывает о происшествии в дежурную часть и принимает экстренные меры к оцеплению (блокированию) периметра опасной зоны, организации места парковки транспортных средств, прибывающих экстренных служб;

      2) содействует в эвакуации и спасении граждан, установлению преступников, очевидцев;

      3) с помощью эвакуаторов и тягачей эвакуирует припаркованный транспорт, создающий помехи в работе специальных групп;

      129. В случае введения в действие ведомственных планов ОВД, ППН действуют в составе специальных групп.

Глава 6. Подведение итогов несения патрульно-постовой службы

      130. Сотрудники после окончания службы, прибывают в расположение подразделения. О своем прибытии они докладывают в дежурную часть и командиру для учета в постовой ведомости.

      131. Сотрудники сдают полученные средства арттехвооружения, снаряжения, связи и специальной техники, индивидуальной защиты и специальные средства, служебную документацию.

      Закрепленные за транспортными средствами водители сдают путевые листы и транспортные средства.

      132. Сотрудники при объявлении общего построения ППН принимают участие в подведении итогов несения службы, после его окончания убывают из расположения подразделения.

      133. Командиры обобщают результаты индивидуальной работы ППН, наличие замечаний по службе, объявляет дальнейший режим работы. Подразделения административной практики проверяют законность применения норм КоАП и правильность составления административных материалов.

  Приложение 1
к Инструкции по несению
патрульно-постовой службы
сотрудниками полиции
Республики Казахстан по
обеспечению охраны
общественного порядка
и дорожной безопасности
в населенных пунктах и на
загородных автомобильных
дорогах

                                    АКТ
            о задержании, доставлении и запрещении эксплуатации
            транспортного средства, судна, в том числе маломерного судна

      "___" _______ 20__ года             время "___" ч. "____" мин. ____________________
                                                            (место составления)
_______________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) (далее – Ф.И.О) должностного лица
в соответствии со статьей 797 КоАП, составил настоящий акт о задержании, доставлении и
запрещении эксплуатации транспортного средства, судна, в том числе маломерного судна,
путем доставки его для временного хранения на специальные площадки, стоянки, в том
числе с использованием другого транспортного средства (эвакуатора), судна или
маломерного судна; изъятия государственных регистрационных номерных знаков. (Нужное
подчеркнуть)
      Собственника (владельца) транспортного средства:
Ф.И.О. собственника (владельца)
Ф/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/
И/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/___/__/__/__/__/__/__/__/__/
О/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/
ИИН получателя (при наличии) _______________________
      Сведения о транспортном средстве, судна, в том числе маломерного судна:
Марка транспортного средства ____________________________________________________
Государственный регистрационный номерной знак ___________________________________
Страна регистрации ТС __________________________________________________________
Наименование документа ____________ серия ________ номер _________________________
      Существо нарушения, допущенного водителем транспортного средства, судна, в том
числе маломерного судна
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
      Техническое состояние транспортного средства, судна, в том числе маломерного судна
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
                  (исправен/неисправен, внешние повреждения)
      Комплектность, наличие груза и др.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
      К акту прилагаются:
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Понятые (в случае отсутствия собственника (владельца)):
1)______________________________________________________________________________
                        (ФИО, г.р., адрес места жительства, документ
                  удостоверяющий личность, номера контактных телефонов)
2)______________________________________________________________________________
                        (ФИО, г.р., адрес места жительства, документ
                  удостоверяющий личность, номера контактных телефонов)
Права и обязанности разъяснены
1)____________________                   2)___________________
      (подпись)                                     (подпись)
Иные лица: _____________________________________________________________________
                  (фамилия, инициалы, подпись,)
Должностное лицо, составившее акт
__________________________________________
      (фамилия, инициалы, подпись,)
Права и обязанности разъяснены
__________________________________________
      (фамилия, инициалы, подпись,)

  Приложение 2
к Инструкции по несению
патрульно-постовой службы
сотрудниками полиции
Республики Казахстан по
обеспечению охраны
общественного порядка
и дорожной безопасности
в населенных пунктах и на
загородных автомобильных
дорогах

                              Разрешение № ______
                  на выдачу задержанного транспортного средства

      _______________________________________________________________________________
            (Фамилия, имя, отчество (при его наличии) (далее – Ф.И.О)
                  должностного лица, выдавшего разрешение)
Прошу выдать транспортное средство:
Марка транспортного средства ____________________________________________________
Государственный регистрационный номерной знак ____________________________________
Страна регистрации ТС __________________________________________________________
Наименование документа ____________ серия ________ номер _________________________
Причина задержания ____________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Дата задержания: "____" ____________ 20 ___ г.
Акт стоянки № ____ __выдано "___" __________ 20 ___ г.
Ф.И.О. лица получателя
Ф/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/
И/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/___/__/__/__/__/__/__/__/__/
О/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/__/
ИИН получателя (при наличии) __________________________________
Номер и серия водительского удостоверения _______________________
Должностное лицо, выдавшего разрешение __________________________________________
_______________________________________________________________________________
                        (подпись, фамилия и инициалы)

  Приложение 3
к Инструкции по несению
патрульно-постовой службы
сотрудниками полиции
Республики Казахстан по
обеспечению охраны
общественного порядка
и дорожной безопасности
в населенных пунктах и на
загородных автомобильных
дорогах

     


  Приложение 4
к Инструкции по несению
патрульно-постовой службы
сотрудниками полиции
Республики Казахстан по
обеспечению охраны
общественного порядка
и дорожной безопасности
в населенных пунктах и на
загородных автомобильных
дорогах

АКТ сверки по лицам, доставленным на освидетельствование в медицинские учреждения

№ п/п

Дата, время доставления

Ф.И.О лица доставленного на освидетельствование (при его наличии)

Причина доставления

Должность, фамилия и инициалы лица, выдавшего направление

Номер заключения, результат освидетельствования

Принятые меры (номер адм. протокола, КУИ, ЕРДР)

Примечание










Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.