ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Внести в совместный приказ Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 29 июня 2016 года № 195 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 18 июля 2016 года № 323. "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа за соблюдением законодательства Республики Казахстан о лотереях и лотерейной деятельности в отношении оператора лотереи" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14142) следующие изменения и дополнения:
в Критериях оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о лотереях и лотерейной деятельности, утвержденных указанным совместным приказом:
в пункте 2:
дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:
"1-1) балл – количественная мера исчисления риска;";
дополнить подпунктом 2-1) следующего содержания:
"2-1) нормализация данных – статистическая процедура, предусматривающая приведение значений, измеренных в различных шкалах, к условно общей шкале;";
дополнить подпунктом 11) следующего содержания:
"11) выборочная совокупность (выборка) – перечень оцениваемых субъектов (объектов), относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля в конкретной сфере государственного контроля, в соответствии с пунктом 2 статьи 143 Кодекса.";
пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Для целей управления рисками при осуществлении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, критерии оценки степени риска для профилактического контроля субъекта (объекта) контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев, которые осуществляются поэтапно (Мультикритериальный анализ решений).
На первом этапе субъект (объект) контроля по объективным критериям относят к одной из следующих степеней риска:
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) низкий риск.
В отношении субъекта (объекта) контроля, отнесенного к высокой и средней степени риска, проводятся профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.
В отношении субъекта (объекта) контроля, отнесенного к низкой степени риска проводится внеплановая проверка.
На втором этапе субъект (объект) контроля по субъективным критериям относятся к одной из следующих степеней риска:
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) низкий риск.";";
пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. Исходя из приоритетности применяемых источников информации и значимости показателей субъективных критериев, в соответствии с порядком расчета показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в главе 3 настоящих Правил, рассчитывается показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100 баллов.
По показателям степени риска по субъективным критериям субъект (объект) контроля относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно;
2) к средней степени риска – при показателе степени риска от 31 до 70 включительно;
3) к низкой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 30 включительно.";
пункт 13 изложить в следующей редакции:
"13. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъекта (объекта) контроля, нарушающего законодательство Республики Казахстан.
Процессы сбора и обработки информации в полной мере автоматизируются и допускают возможность проверки корректности полученных данных.
Для оценки степени риска используются следующие источники информации:
1) результаты предыдущих внеплановых проверок и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля;
2) результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля (итоговые документы, выданные по итогам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля).";
заголовок главы 3 изложить в следующей редакции:
"Глава 3. Порядок расчета степени риска по субъективным критериям";
пункт 16 изложить в следующей редакции:
"16. Для отнесения субъекта контроля к степени риска в соответствии с пунктом 8 настоящих Критериев применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
Государственный орган собирает информацию и формирует базу данных по субъективным критериям из источников согласно пункту 13 настоящих Критериев.
Расчет показателя степени риска по субъективным критериям (R) осуществляется в автоматизированном режиме путем суммирования показателя степени риска по нарушениям по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля (SP) и показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 8 настоящих Критериев (SC), с последующей нормализацией значений данных в диапазон от 0 до 100 баллов.
Rпром = SP + SC, где
Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям,
SР – показатель степени риска по нарушениям,
SC – показатель степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 8 настоящих Критериев.
Расчет производится по каждому субъекту (объекту) контроля однородной группы субъектов (объектов) контроля каждой сферы государственного контроля. При этом перечень оцениваемых субъектов (объектов) контроля, относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля одной сферы государственного контроля, образует выборочную совокупность (выборку) для последующей нормализации данных.";
дополнить пунктом 17 следующего содержания:
"17. По данным, полученным по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля, формируется показатель степени риска по нарушениям, оцениваемый в баллах от 0 до 100.
При выявлении одного грубого нарушения по любому из источников информации, указанных в пункте 13 настоящих Критериев, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 баллов и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.
При не выявлении грубых нарушений показатель степени риска по нарушениям рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7.
Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SР3 = (SР2 х 100/SР1) х 0,7, где:
SР3 – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений;
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3.
Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3, где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;
Показатель степени риска по нарушениям (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 баллов и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн, где:
SР – показатель степени риска по нарушениям;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
Полученное значение показателя степени риска по нарушениям включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.";
дополнить пунктом 18 следующего содержания:
"18. Расчет показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 8 настоящих Критериев, производится по шкале от 0 до 100 баллов и осуществляется по следующей формуле:
xi – показатель субъективного критерия,
wi – удельный вес показателя субъективного критерия xi,
n – количество показателей.
Полученное значение показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 8 настоящих Критериев, включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.
дополнить пунктом 19 следующего содержания:
"19. Рассчитанные по субъектам (объектам) значения по показателю R нормализуются в диапазон от 0 до 100 баллов. Нормализация данных осуществляется по каждой выборочной совокупности (выборке) с использованием следующей формулы:
R – показатель степени риска (итоговый) по субъективным критериям отдельного субъекта (объекта) контроля,
Rmax – максимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (верхняя граница шкалы),
Rmin – минимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (нижняя граница шкалы),
Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям, рассчитанный в соответствии с пунктом 16 настоящих Критериев.";
приложение изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
дополнить приложением 2 согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу;
в проверочном листе за соблюдением законодательства Республики Казахстан о лотереях и лотерейной деятельности в отношении оператора лотереи, согласно приложению 2 к указанному совместному приказу:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"Государственный орган, назначивший проверку/профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля _______________________
______________________________________________________________".
2. Комитету индустрии туризма Министерства культуры и спорта Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение трех рабочих дней после введения в действие настоящего совместного приказа размещение его на интернет-ресурсе Министерства культуры и спорта Республики Казахстан;
3) в течение трех рабочих дней после исполнения мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом, представление в Департамент юридической службы Министерства культуры и спорта Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий.
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра культуры и спорта Республики Казахстан.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
И.о. министра национальной экономики Республики Казахстан __________Т. Жаксылыков
|
|
Исполняющий обязанности Министра культуры и спорта Республики Казахстан _______________С. Құранбек
|
|
"СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой статистике
и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
|
Приложение 1 к совместному приказу И.о. министра национальной экономики Республики Казахстан от 5 мая 2023 года № 60 и Исполняющий обязанности Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 5 мая 2023 года № 113 |
|
Приложение 1 к Критериям оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о лотереях и лотерейной деятельности |
Степени нарушений требований к субъекту (объекту) контроля в сфере лотереи и лотерейной деятельности
№ п/п
|
Критерии
|
Степень нарушений
|
1
|
Несоблюдение оператором лотереи требования по обеспечению сбора, формирования, хранения и учета информации о распространенных (реализованных) лотерейных билетах, квитанциях или иных документах, выручке от реализованных лотерейных билетов, квитанций или иных документов, выплаченных выигрышах и ее непредставление в центр лотерейной отчетности не реже одного раза в месяц посредством центра обработки лотерейной информации
|
незначительное
|
2
|
Несоблюдение оператором лотереи требования по наличию в условиях договора поручения обязательства распространителя (агента) лотереи по распространению (реализации) лотерейных билетов, квитанций или иных документов исключительно среди физических лиц, достигших восемнадцатилетнего возраста
|
грубое
|
3
|
Несоблюдение оператором лотереи требования по наличию в условиях договора поручения обязательства распространителя (агента) лотереи по выплате выигрышей участникам лотереи
|
грубое
|
4
|
Несоблюдение оператором лотереи условий проведения лотереи и требования по выплате выигрыша на основании приобретенного участником лотереи лотерейного билета, квитанции или иного документа
|
грубое
|
5
|
Несоблюдение оператором лотереи требования по неразглашению сведений о выигравшем участнике лотереи, если не получено его письменное согласие
|
значительное
|
6
|
Несоблюдение оператором лотереи требования по запрету организации и проведения в Республике Казахстан иных лотерей, кроме лотерей, организуемых и проводимых в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о лотереях и лотерейной деятельности
|
значительное
|
7
|
Несоблюдение оператором лотереи требования по недопущению проведения азартных игр и (или) пари под видом лотерей
|
значительное
|
8
|
Несоблюдение оператором лотереи требования о запрете на занятие иными видами предпринимательской деятельности, кроме проведения лотереи
|
значительное
|
9
|
Несоблюдение оператором лотереи требования по заключению договора поручения с распространителем (агентом) лотереи, а именно индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим за вознаграждение распространение (реализацию) лотерейных билетов, квитанций или иных документов, проверку выигрышных лотерейных билетов, квитанций или иных документов, а также выплату выигрышей от имени и за счет оператора лотереи
|
незначительное
|
10
|
Несоблюдение оператором лотереи требования по оснащению лотерейных терминалов контрольно-кассовыми машинами, модели которых включены в государственный реестр контрольно-кассовых машин
|
грубое
|
11
|
Несоблюдение оператором лотереи требования по расположению центра обработки лотерейной информации на территории Республики Казахстан
|
значительное
|
12
|
Несоблюдение оператором лотереи требования к центру обработки лотерейной информации и центру лотерейной отчетности по обеспечению защиты информации от утраты, хищения, искажения, подделки, несанкционированных доступа и действий по ее распространению, блокированию, уничтожению, модификации, копированию и иных незаконных действий
|
значительное
|
13
|
Несоблюдение оператором лотереи требования к лотерейному оборудованию:
технические характеристики должны обеспечивать случайность распределения выигрышей при розыгрыше призового фонда;
не должно содержать скрытых возможностей и (или) процедур и алгоритмов, позволяющих предопределить результат проведения розыгрыша призового фонда до начала такого розыгрыша;
не должно иметь соединения по сети связи с лотерейными терминалами
|
грубое
|
14
|
Несоблюдение оператором лотереи требования по разработке и утверждению условий проведения лотереи, включающие в себя следующие сведения:
1) наименование лотереи;
2) указание на способ, территорию и технологию проведения лотереи, а также способ формирования призового фонда;
3) наименование оператора лотереи с указанием его места нахождения, банковских реквизитов, бизнес-идентификационного номера;
4) сроки проведения лотереи;
5) описание концепции лотереи;
6) организационно-технологическое описание лотереи;
7) права и обязанности участников лотереи;
8) порядок и сроки выплаты выигрыша участнику лотереи, признанному выигравшим, а также сроки проведения экспертизы выигрышных лотерейных билетов, квитанций или иных документов;
9) порядок информирования участников лотереи о правилах участия в лотерее и результатах розыгрыша призового фонда;
10) порядок распространения (реализации) лотерейных билетов, квитанций или иных документов;
11) цена лотерейного билета, квитанции или иного документа;
12) размер и форма (денежная или в натуре) выигрыша;
13) планируемый размер призового фонда;
14) порядок проведения розыгрыша призового фонда, алгоритм определения выигрышей, правила формирования и розыгрыша суперприза (при наличии)
|
грубое
|
15
|
Несоблюдение оператором лотереи обязательства по направлению оригинального экземпляра утвержденных оператором лотереи условий проведения лотереи в уполномоченный орган в сфере лотереи и лотерейной деятельности не позднее чем за десять календарных дней до начала ее проведения и размещению условий проведения лотереи на своем интернет-ресурсе не позднее чем за один календарный день до начала ее проведения
|
значительное
|
16
|
Несоблюдение оператором лотереи обязательств по обеспечению формирования призового фонда в размере не менее пятидесяти процентов от выручки от реализованных лотерейных билетов, квитанций или иных документов конкретной лотереи либо за счет собственных средств
|
грубое
|
17
|
Несоблюдение оператором лотереи требования по формированию призового фонда тиражной лотереи до начала его розыгрыша
|
грубое
|
18
|
Несоблюдение оператором лотереи требования по запрету обременения призового фонда какими-либо обязательствами, за исключением обязательств перед участниками лотереи по выплате выигрышей, а также по использованию средств призового фонда иначе чем на выплату выигрышей
|
грубое
|
19
|
Несоблюдение оператором лотереи требования по розыгрышу призового фонда тиражной лотереи полностью в рамках тиража, к которому он относится, за исключением тиражной лотереи, использующей в условиях проведения принцип накопительного формирования призового фонда в течение нескольких тиражей (суперприз)
|
грубое
|
20
|
Несоблюдение оператором лотереи требования по выплате выигрышей в размере и форме (денежной или в натуре) в соответствии с условиями проведения лотереи участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями проведения лотереи (выплата выигрышей должна начинаться не позднее чем в тридцатидневный срок после проведения соответствующего тиража и продолжаться не менее чем шесть месяцев с момента опубликования результатов данного тиража (розыгрыша призового фонда)).
|
грубое
|
21
|
Несоблюдение оператором лотереи требования по хранению выигрышей, не востребованных в установленный условиями проведения лотереи срок, в течение трех лет с момента опубликования результатов соответствующего тиража (розыгрыша призового фонда), которые после чего зачисляются в доход бюджета в виде неналогового платежа
|
грубое
|
22
|
Несоблюдение оператором лотереи требования к содержанию в лотерейных билетах, квитанциях или иных документах, за исключением электронной формы, следующей обязательной информации:
1) наименование лотереи;
2) наименование, место нахождения, номера телефонов и интернет-ресурс оператора лотереи;
3) номер или наименование тиража (для тиражных лотерей);
4) номер лотерейного билета, квитанции или иного документа;
5) цена лотерейного билета, квитанции или иного документа;
6) дата и место проведения розыгрыша призового фонда (для тиражной лотереи);
7) данные о месте и сроках получения выигрыша;
8) размер призового фонда
|
значительное
|
23
|
Несоблюдение оператором лотереи требования по содержанию электронной формы лотерейных билетов, квитанций или иных документов следующей обязательной информации:
1) наименование оператора лотереи;
2) номер лотерейного билета, квитанции или иного документа;
3) цена лотерейного билета, квитанции или иного документа;
4) ссылка на доступ к расширенной информации о месте нахождения, номерах телефонов и интернет-ресурсе оператора лотереи, наименовании лотереи, номере или наименовании тиража (для тиражных лотерей), дате и месте проведения розыгрыша призового фонда (для тиражной лотереи), месте и сроках получения выигрыша, размере призового фонда
|
незначительное
|
24
|
Несоблюдение оператором лотереи требований норм орфографии и аутентичного перевода текста информации, содержащейся в лотерейных билетах, квитанциях или иных документах
|
значительное
|
25
|
Несоблюдение оператором лотереи требования по осуществлению розыгрыша призового фонда тиражной лотереи лотерейным оборудованием путем генерации случайным образом выигравшей лотерейной комбинацией, которую участник лотереи в целях выявления своего выигрыша должен сравнить с лотерейной комбинацией в данном розыгрыше
|
грубое
|
26
|
Несоблюдение оператором лотереи требования по созданию тиражной комиссии при проведении розыгрыша призового фонда тиражной лотереи
|
значительное
|
27
|
Несоблюдение оператором лотереи требования по обеспечению трансляции розыгрыша призового фонда тиражной лотереи с демонстрацией процедуры определения выигрышей на телеканале в прямом эфире или в сети интернет
|
грубое
|
28
|
Несоблюдение оператором лотереи требования по опубликованию результатов каждого розыгрыша призового фонда и выигрышей по лотерейным билетам, квитанциям или иным документам тиражной лотереи в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, в течение трех рабочих дней или размещение на интернет-ресурсе оператора лотереи в течение двенадцати часов с момента проведения указанного розыгрыша
|
значительное
|
29
|
Несоблюдение оператором лотереи требования по розыгрышу призового фонда полностью, включая суперприз, в случае прекращения проведения тиражной лотереи
|
грубое
|
30
|
Несоблюдение оператором лотереи обязательств по ежеквартальному направлению на развитие физической культуры и спорта не менее десяти процентов от разницы между выручкой от реализованных лотерейных билетов, квитанций или иных документов и призовым фондом единому оператору, осуществляющему деятельность по распределению внебюджетных денежных средств, направленных на развитие физической культуры и спорта
|
грубое
|
31
|
Несоблюдение мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования сведений, хранения сведений и документов, защиты документов
|
незначительное
|
32
|
Непредоставление (не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения) в уполномоченный орган по финансовому мониторингу информации об операциях с деньгами и (или) имуществом, подлежащих финансовому мониторингу (операция, которая равна или превышает пороговую сумму)
|
значительное
|
33
|
Непредоставление в уполномоченный орган по финансовому мониторингу информации о операциях клиента, имеющих характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма
|
грубое
|
34
|
Непредоставление в уполномоченный орган по финансовому мониторингу информации о подозрительных операциях (при признании операции в качестве подозрительной незамедлительно сообщить в уполномоченный орган по финансовому мониторингу о такой операции до ее проведения)
|
грубое
|
35
|
Непредоставление в уполномоченный орган по финансовому мониторингу информации о подозрительных операциях (которые не были признаны подозрительными до их проведения, представляются не позднее двадцати четырех часов после признания операции подозрительной в соответствии с правилами внутреннего контроля субъекта контроля)
|
грубое
|
36
|
Отсутствие правил внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения
|
грубое
|
37
|
Отсутствие в правилах внутреннего контроля следующих программ:
программа организации внутреннего контроля, включая требование о назначении лица, ответственного за реализацию и соблюдение правил внутреннего контроля, из числа руководящих работников субъекта финансового мониторинга или иных руководителей субъекта финансового мониторинга не ниже уровня руководителя соответствующего структурного подразделения, а также иные требования, предъявляемые к работникам субъектов финансового мониторинга, ответственным за реализацию и соблюдение правил внутреннего контроля, в том числе о наличии безупречной деловой репутации; программа управления рисками, учитывающая риски клиентов и риски использования услуг в преступных целях, включая риск использования технологических достижений;
программа идентификации клиентов; программа мониторинга и изучения операций клиентов, включая изучение сложных, необычно крупных операций клиентов
|
грубое
|
38
|
Отсутствие программы подготовки и обучения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения
|
незначительное
|
39
|
Неисполнение обязанности по отказу клиенту в установлении деловых отношений и проведении операций с деньгами и (или) имуществом и (или) непредоставлению в уполномоченный орган по финансовому мониторингу информации об отказах в установлении деловых отношений и проведении операций с деньгами и (или) имуществом
|
значительное
|
40
|
Наличие фактов непринятия мер по замораживанию операций с деньгами и (или) имуществом и (или) непредоставления в уполномоченный орган по финансовому мониторингу информации о мерах по замораживанию операций с деньгами и (или) имуществом
|
грубое
|
|
Приложение 2 к совместному приказу И.о. министра национальной экономики Республики Казахстан от 5 мая 2023 года № 60 и Исполняющий обязанности Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 5 мая 2023 года № 113 |
|
Приложение 2 к Критериям оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о лотереях и лотерейной деятельности |
Перечень субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям за соблюдением законодательства Республики Казахстан о лотереях и лотерейной деятельности (в соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан)
№ п/п
|
Показатель субъективного критерия
|
Источник информации по показателю субъективного критерия
|
Удельный вес по значимости, балл (в сумме не должен превышать 100 баллов), wi
|
Условия /значения,
|
условие 1/значение
|
условие 2/значение
|
условие 3/значение
|
условие 4/значение
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Для профилактического контроля с посещением
|
1
|
Количество неисполненных рекомендаций об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем их вручения
|
Результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля (итоговые документы, выданные по итогам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля
|
100
|
0
|
1+
|
-
|
-
|
0%
|
100%
|
-
|
-
|