Об утверждении Правил формирования национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов и использования ее результатов

Новый

Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 20 мая 2023 года № 161. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 22 мая 2023 года № 32546

      Примечание ИЗПИ!
      Вводится в действие с 01.07.2023

      В соответствии с подпунктом 78) пункта 15 Положения о Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2017 года № 81, ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила формирования национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов и использования ее результатов.

      2. Признать утратившими силу:

      приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 29 марта 2019 года № 154 "Об утверждении Правил формирования национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов и использования ее результатов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 18445);

      приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 2 июня 2022 года № 190 "О внесении изменений в приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 29 марта 2019 года № 154 "Об утверждении Правил формирования национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов и использования ее результатов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28373).

      3. Департаменту развития национальной системы квалификаций и прогнозирования Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

      5. Настоящий приказ вводится в действие c 1 июля 2023 года и подлежит официальному опубликованию.

      Министр труда
и социальной защиты населения
Республики Казахстан
Т. Дуйсенова

      СОГЛАСОВАН
Министерство науки
и высшего образования
Республики Казахстан

      СОГЛАСОВАН
Министерство просвещения
Республики Казахстан

  Приложение
к приказу Министр труда
и социальной защиты населения
Республики Казахстан
от 20 мая 2023 года № 161

Правила формирования национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов и использования ее результатов

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила формирования национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов и использования ее результатов (далее – Правила) определяют порядок формирования национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов и использования ее результатов.

      2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:

      1) прогноз трудовых ресурсов – это научно-обоснованная перспективная оценка будущего состояния рынка труда;

      2) национальная система прогнозирования трудовых ресурсов – комплекс применяемых методов и подходов, позволяющих определять прогнозные спрос и предложение рабочей силы;

      3) уполномоченный государственный орган – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере социальной защиты населения в соответствии с законодательством Республики Казахстан, регулирование, контрольные функции за деятельностью Государственного фонда социального страхования;

      4) единая цифровая платформа занятости "Электронная биржа труда" (далее – Электронная биржа труда) – объект информатизации, представляющий собой единую цифровую платформу занятости для соискателей и работодателей, обеспечивающую поиск работы и содействие в подборе персонала, оказание услуг в сфере занятости в электронном и проактивном формате.

      3. Национальная система прогнозирования трудовых ресурсов формируется на центральном уровне уполномоченным государственным органом, на региональном уровне – местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан.

Глава 2. Порядок формирования национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов на центральном уровне

      4. На центральном уровне национальная система прогнозирования трудовых ресурсов формируется уполномоченным государственным органом.

      Для расчета прогнозов трудовых ресурсов на центральном уровне используется объект информатизации, с помощью которого анализируются причинно-следственные параметры прошлых тенденций и по результатам анализа формируются прогнозы трудовых ресурсов и осуществляется визуализация результатов.

      5. Национальная система прогнозирования трудовых ресурсов на центральном уровне формируется на:

      1) краткосрочный период, период прогнозирования – 1 (один) год;

      2) среднесрочный период, период прогнозирования – 6 (шесть) лет, включая год формирования прогноза;

      3) долгосрочный период (демографический прогноз), период прогнозирования – до 2050 года.

      6. Национальная система прогнозирования трудовых ресурсов на краткосрочный период формируется ежегодно и охватывает период четырех кварталов.

      7. Национальная система прогнозирования трудовых ресурсов на среднесрочный период формируется на ежегодной основе и охватывает период 6 лет, включая год, в котором он формируется.

      8. Национальная система прогнозирования трудовых ресурсов на долгосрочный период (демографический прогноз) формируется ежегодно и охватывает период до 2050 года, включая год, в котором он формируется.

      9. Прогнозы трудовых ресурсов на центральном уровне подлежат размещению на Электронной бирже труда:

      на краткосрочный период – не позднее 20 числа месяца, следующего за кварталом, в котором формируется прогноз;

      на среднесрочный период – не позднее 15 мая года, следующего за отчетным периодом;

      на долгосрочный период – не позднее 15 мая года, следующего за отчетным периодом.

      10. Национальная система прогнозирования трудовых ресурсов на краткосрочный период формируется на основании соответствующей информации работодателей, размещаемой на Электронной бирже труда или направляемой карьерному центру письменно, с последующим анализом и обработкой с помощью следующего уравнения:



      где, Xt– прогнозная численность вакансий в периоде t;

      c, ai, bj– параметры модели;

      p, d, q– порядки авторегрессионной части, взятия разностей, части скользящего среднего значения;

      Dd– оператор разности временного ряда порядка d (последовательное взятие d раз разностей первого порядка - сначала от временного ряда, затем от полученных разностей первого порядка, затем от второго порядка и т.д.);

     

– белый шум.

      11. Национальная система прогнозирования трудовых ресурсов на среднесрочный период в части определения прогнозного предложения рабочей силы формируется на основании следующей информации:

      1) численность населения, в том числе входящего в состав рабочей силы;

      2) рождаемость населения;

      3) смертность населения по основным причинам;

      4) миграция населения в разрезе направлений;

      5) занятое население, в разрезе регион-отрасль экономики.

      12. Данные, указанные в пункте 11 настоящих Правил, в соответствии с пунктом 2, статьи 26 Закона Республики Казахстан "О государственной статистике" размещаются на интернет-ресурсах органов государственной статистики и интернет-портале открытых данных веб-портала "электронного правительства".

      13. Национальная система прогнозирования трудовых ресурсов на среднесрочный период в части определения прогнозного спроса и предложения рабочей силы формируется, в том числе с учетом показателей, указанных в приложении 1 к настоящим Правилам.

      14. Для определения прогнозного спроса на рабочую силу на среднесрочный период используется уравнение, в котором спрос на рабочую силу формируется в соответствии с факторами занятости населения по отраслям экономики:


,

      где

– прогнозная оценка спроса на рабочую силу в год x в регионе r и отрасли экономики i;

     

– базовый коэффициент уравнения спроса для региона r и отрасли экономики i;

     

– факторный коэффициент для отрасли экономики i региона r;

     

– вектор прогнозных значений факторов занятости в отрасли экономики i региона r в год x.

      Пересчет коэффициентов

осуществляется ежегодно, при этом по результатам переоценки набор факторов

изменяется в зависимости от устойчивости их связи с фактически сложившимися показателями занятости населения за новые периоды.

      15. Национальная система прогнозирования трудовых ресурсов на долгосрочный период (демографический прогноз) формируется с использованием информации, указанной в пунктах 11 и 12 настоящих Правил.

      Результатом национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов на долгосрочный период (демографический прогноз) являются прогнозные демографические показатели, такие как прогнозные численности населения, рождаемости, смертности и рабочей силы.

      16. На центральном уровне проводятся отраслевые/секторальные исследования по определению потребности рынка труда в признании профессиональных квалификаций с учетом актуальности профессий в текущем и будущем периодах.

      Основной целью отраслевых/секторальных исследований по определению потребности рынка труда в признании профессиональных квалификаций с учетом актуальности профессий в текущем и будущем периодах является проведение качественного анализа потребностей в профессиях и квалификациях, определения будущего развития отрасли и перечня новых профессий.

      Результаты исследования по определению потребности рынка труда в признании профессиональных квалификаций с учетом актуальности профессий в текущем и будущем периодах в случае необходимости используется при:

      формировании национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов на средне- и долгосрочный период (демографический прогноз);

      проведении профессиональной ориентации в организациях среднего образования.

Глава 3. Порядок формирования прогнозов трудовых ресурсов на региональном уровне

      17. На региональном уровне формируются:

      1) прогноз потребности в кадрах на основе результатов опроса работодателей – ежегодно на период до 3 (трех) лет;

      2) прогноз трудовых ресурсов на среднесрочный период – 6 (шесть) лет, включая год формирования прогноза;

      3) предложения для формирования и распределения государственного образовательного заказа на подготовку кадров с техническим и профессиональным образованием – ежегодно до 1 апреля.

      18. Опрос работодателей осуществляются в разрезе городов республиканского значения, столицы, регионов и районов Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан.

      19. Перечень работодателей, подлежащих опросу, формируется на основании данных из статистического бизнес-регистра.

      В целях обеспечения репрезентативности уполномоченным государственным органом для каждой отрасли экономики рассчитывается выборка (с учетом местности расположения и каждой категории субъектов предпринимательства) по 5 % от общего количества активных предприятий и индивидуальных предпринимателей, действующих в отрасли экономики (по критерию уплаты обязательных пенсионных платежей за один месяц из трех, предшествующих составлению перечня работодателей).

      20. Предприятия и индивидуальные предприниматели опрашиваются на предмет количественной потребности в кадрах в текущем и последующих годах в разрезе профессий.

      21. Опрос осуществляется согласно анкете, составляемой Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан и размещаемой на Электронной бирже труда на казахском и русском языках.

      22. Результаты проведенного опроса работодателей направляются Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан ежегодно в срок не позднее 25 марта в местный исполнительный орган по вопросам социальной защиты и занятости населения, уполномоченный государственный орган.

      23. Местный исполнительный орган по вопросам социальной защиты и занятости населения анализирует, прогнозирует спрос и предложение рабочей силы с учетом показателей, указанных в приложении 1 к настоящим Правилам.

      Ежегодно до 30 марта местный исполнительный орган по вопросам социальной защиты и занятости населения представляет в уполномоченный государственный орган прогноз спроса и предложения рабочей силы в соответствии с приложением 2 к настоящим Правилам.

      24. Уполномоченный государственный орган формирует агрегированную информацию о потребности в кадрах на среднесрочный период.

      25. В срок не позднее 1 апреля уполномоченный государственный орган направляет в уполномоченные органы в областях образования, науки и высшего образования результаты о потребности в кадрах на среднесрочный период.

Глава 4. Порядок использования результатов национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов

      26. Уполномоченный государственный орган использует результаты национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов на центральном уровне для информирования Правительства Республики Казахстан о состоянии рынка труда и формирования государственной политики в сферах социальной защиты и занятости населения, а также в области миграции населения.

      27. Результаты национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов на центральном уровне используются государственными органами для:

      1) организации профессионального обучения безработных;

      2) информирования широких кругов населения о ситуации на рынке труда, перспективах его развития и востребованных профессиях;

      3) формирования государственного образовательного заказа на подготовку кадров с техническим, профессиональным и послесредним, а также с высшим и послевузовским образованием;

      4) разработки планов развития центральных государственных органов, содержащихся за счет средств республиканского бюджета.

      28. Результаты национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов на региональном уровне (прогноз потребности в кадрах на основе результатов опроса) используются государственными и местными исполнительными органами для:

      1) формирования государственного образовательного заказа на подготовку кадров с техническим, профессиональным и послесредним, а также с высшим и послевузовским образованием;

      2) разработки планов развития областей, городов республиканского значения, столицы;

      3) разработки и реализации бюджетной, молодежной и миграционной политики, а также политики занятости населения.

      29. В срок не позднее 1 мая результаты национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов на центральном и региональных уровнях размещаются на Электронной бирже труда на казахском и русском языках.

  Приложение 1
к Правилам формирования
национальной системы
прогнозирования трудовых ресурсов
и использования ее результатов

Перечень показателей, необходимых для расчета прогноза трудовых ресурсов на среднесрочный период (в части спроса на рабочую силу)

№ п/п

Показатели

Текущий год (оценка)

Прогнозные годы

20___
(1-ый прогнозный год)

20___
(2-ой прогнозный год)

20___
(3-ий прогнозный год)

20___
(4-ый прогнозный год)

20___
(5-ый прогнозный год)

1

2

4

5

6

7

8

9

Обобщающие показатели развития

1

ИФО ВВП, % к предыдущему году







ИФО ВРП, % к предыдущему году







2

Среднегодовая численность городского населения, млн. человек







3

Индекс реальных денежных доходов населения, % к предыдущему году







ИФО ВДС отраслей экономики, % к предыдущему году

4

Сельское, лесное и рыбное хозяйство







5

Обрабатывающая промышленность







6

Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров







7

Снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом







8

Водоснабжение; водоотведение; сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений







9

Строительство







10

Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов







11

Транспорт и складирование







12

Предоставление услуг по проживанию и питанию







13

Информация и связь







14

Финансовая и страховая деятельность







15

Операции с недвижимым имуществом







16

Профессиональная, научная и техническая деятельность







17

Деятельность в области административного и вспомогательного обслуживания







18

Государственное управление и оборона; обязательное социальное обеспечение







19

Образование







20

Здравоохранение и социальное обслуживание населения







21

Искусство, развлечения и отдых







22

Предоставление прочих видов услуг







ИФО инвестиций в основной капитал по отраслям, % к предыдущему году

23

Сельское, лесное и рыбное хозяйство







24

Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов







Сельское, лесное и рыбное хозяйство

25

Индекс физического объема валовой продукции растениеводства, % к предыдущему году







26

Индекс физического объема валовой продукции животноводства, % к предыдущему году







27

Валовой сбор зерновых (включая рис) и бобовые культуры (в весе после доработки), млн. тонн







Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров

28

Объем добычи угля и лигнита (кроме концентрата угольного), млн. тонн







29

Объем добычи нефти, включая конденсат газовый, млн. тонн







Обрабатывающая промышленность

30

ИФО продукции нефтепереработки, % к предыдущему году







31

ИФО продукции черной металлургии, % к предыдущему году







32

ИФО производства основных благородных и цветных металлов







Снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом

33

Объем производства электроэнергии, млрд. кВт*ч







Транспорт и складирование

34

Грузооборот всех видов транспорта, млрд. ткм







35

Грузооборот железнодорожного транспорта, млрд. ткм







36

Грузооборот автомобильного транспорта, млрд. ткм







Профессиональная, научная и техническая деятельность

37

Внутренние затраты на НИОКР, млрд. тенге







Государственное управление и оборона; обязательное социальное обеспечение

38

Затраты бюджета на общественный порядок, безопасность, правовую, судебную, уголовно-исполнительную деятельность, млрд. тенге







Образование

39

Затраты бюджета на образование, млрд. тенге







Здравоохранение и социальное обслуживание населения

40

Общая заболеваемость населения болезнями системы кровообращения, абсолютные числа







41

Общая заболеваемость населения болезнями органов пищеварения, абсолютные числа







      Примечание:
Расшифровка аббревиатур:
ВВП – Валовый внутренний продукт;
ВДС – Валовая добавленная стоимость;
ВРП – Валовый региональный продукт;
ИФО – Индекс физического объема;
НИОКР – Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
ткм – тонно-километр;
кВт*ч – киловатт-час.

  Приложение 2
к Правилам формирования
национальной системы
прогнозирования трудовых ресурсов
и использования ее результатов

Прогнозный спрос и предложение рабочей силы

№ п/п

Код группы занятий по НКЗ-2017 (5-значный)

Наименование группы занятий по НКЗ-2017

Секция экономики по ОКЭД (НК РК 03-2019)

Общий спрос на наемный труд

в том числе по годам

Текущий год

1-ый прогнозный год

2-ой прогнозный год

3-ий прогнозный год

4-ый прогнозный год

5-ый прогнозный год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1











2











3













Итого по группам занятий

Итого по секциям ОКЭД








      Продолжение таблицы

в том числе по источникам формирования спроса на наемный труд

новый спрос

спрос по замещению

Текущий год

1-ый прогнозный год

2-ой прогнозный год

3-ий прогнозный год

4-ый прогнозный год

5-ый прогнозный год

Текущий год

1-ый прогнозный год

2-ой прогнозный год

3-ий прогнозный год

4-ый прогнозный год

5-ый прогнозный год

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

















































      Примечание:
Расшифровка аббревиатур:
НКЗ – Национальный классификатор занятий;
ОКЭД – Общий классификатор видов экономической деятельности;
НК РК – Национальный классификатор Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.