ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 126 "Об утверждении Типового положения о диссертационном совете" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6929) следующие изменения:
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с подпунктом 30) статьи 6 Закона Республики Казахстан "О науке и технологической политике" и с подпунктом 118) пункта 15 Положения о Министерстве науки и высшего образования Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 августа 2022 года № 580 "О некоторых вопросах Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан" ПРИКАЗЫВАЮ:";
в Типовом положении о диссертационном совете, утвержденном указанным приказом:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Настоящее Типовое положение о диссертационном совете (далее – Типовое положение) разработано в соответствии с подпунктом 30) статьи 6 Закона Республики Казахстан "О науке и технологической политике" и с подпунктом 118) пункта 15 Положения о Министерстве науки и высшего образования Республики Казахстан (далее – Положение о Министерстве), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 августа 2022 года № 580 "О некоторых вопросах Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан".";
пункты 6, 6-1, 7 и 8 изложить в следующей редакции:
"6. В диссертационных советах, созданных при военных, специальных учебных заведениях, подведомственных органам национальной безопасности Республики Казахстан, Министерству внутренних дел Республики Казахстан, органам прокуратуры Республики Казахстан и Министерству обороны Республики Казахстан, не менее 1/3 (одной третьей) составляют представители других ОВПО, научных и других организаций, остальные являются штатными сотрудниками. Допускается назначение временных членов диссертационного совета на период защиты докторанта в зависимости от темы докторского исследования.
6-1. При наличии консорциального соглашения между ОВПО-партнером и научной организацией по подготовке научных кадров не менее одной трети постоянных членов диссертационного совета назначаются из научной организации. В таком случае заседания диссертационного совета проводятся по согласованию на базе ОВПО-партнера или научной организации.
7. В состав диссертационного совета не включаются:
1) ректор ОВПО, при котором создан диссертационный совет;
2) сотрудники Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан;
3) специалисты, которые являлись научными консультантами, руководителями по диссертациям, получившим отрицательное решение Комитета по содержанию диссертации за последние 5 (пять) лет.
8. В составе диссертационных советов при ОВПО, один из членов совета является зарубежным ученым (за исключением ВСУЗов). Требования к публикациям членов диссертационного совета устанавливаются ОВПО, имеющей особый статус, самостоятельно.";
пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10. Постоянный состав и изменения в нем, а также председатель, заместитель председателя и ученый секретарь совета утверждаются приказом ректора на основе решения Ученого совета ОВПО.";
пункт 12 изложить в следующей редакции:
"12. ОВПО обеспечивает:
1) необходимые условия для проведения заседаний диссертационного совета и публичной защиты диссертаций, в том числе посредством применения информационно-коммуникационных технологий, программных и технических средств;
2) проверку диссертаций в лицензионных системах обнаружения заимствований, в том числе по международным базам данных. ВСУЗы обеспечивают наличие Комиссии по проверке на плагиат;
3) возмещение расходов, связанных с деятельностью диссертационного совета, в том числе командировочные расходы членов диссертационного совета.";
пункт 14 изложить в следующей редакции:
"14. В соответствии с настоящим Типовым положением ОВПО разрабатывают и утверждают положение о диссертационном совете ОВПО.";
пункты 23, 24 и 25 изложить в следующей редакции:
"23. Диссертационный совет размещает на интернет-ресурсе ОВПО следующие материалы о защитах докторантов и деятельности совета (кроме материалов и диссертаций, содержащих государственные секреты или сведения для служебного пользования):
1) извещение о предстоящей защите с указанием информации о докторанте, временных членах диссертационного совета и официальных рецензентах, формы представления диссертации, адреса, даты и времени (за 1 (один) месяц до установленной даты защиты, доступны на постоянной основе);
2) диссертацию (за 1 (один) месяц до установленной даты защиты), а также все ее доработанные по замечаниям диссертационного совета версии с соответствующими пометками на титульном листе (доступны на постоянной основе);
3) аннотации на казахском, русском, английском языках (за 1 (один) месяц до установленной даты защиты), объем аннотаций определяется ОВПО самостоятельно;
4) список публикаций докторанта (за 1 (один) месяц до установленной даты защиты);
5) отзывы научных консультантов (за 1 (один) месяц до установленной даты защиты), которые доступны в течение не менее 5 (пяти) месяцев после защиты;
6) отзывы официальных рецензентов (за 5 (пять) рабочих дней до установленной даты защиты);
7) видеозапись защиты в полном объеме, монтаж не допускается (размещается в течение 5 (пяти) рабочих дней после защиты и доступна в течение не менее 5 (пяти) месяцев после защиты);
8) заключение диссертационного совета о направлении диссертационной работы на доработку, повторную защиту или об отказе в присуждении степени доктора философии (PhD), доктора по профилю (размещается в течение 5 (пяти) рабочих дней после защиты и доступна в течение не менее 5 (пяти) месяцев после защиты);
9) решение апелляционной комиссии (при наличии, размещается в течение 5 (пяти) рабочих дней после принятия решения и доступна в течение не менее 5 (пяти) месяцев после принятия решения);
10) отчет о работе диссертационного совета согласно приложению 2 к настоящему Типовому положению (размещается в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней по окончании календарного года);
11) ежеквартальный отчет о принятых диссертационными советами решениях по присуждению (отказе в присуждении) степеней доктора философии (PhD), доктора по профилю согласно приложению 3 к настоящему Типовому положению (для диссертационных советов при ОВПО, имеющих особый статус). Ежеквартальный отчет размещается в течение 5 (пяти) рабочих дней после окончания квартала и доступен в течение периода деятельности диссертационного совета;
12) сведения по организации выдачи диплома о присуждении степени доктора философии (PhD), доктора по профилю (для диссертационных советов при ОВПО, имеющих особый статус);
13) объявления об изменении даты, времени, места проведения защиты и о замене официальных рецензентов (при наличии);
14) информация о составе диссертационного совета и порядок деятельности диссертационного совета;
15) информация о наличии лицензионной системы обнаружения заимствований, в том числе по международным базам данных с указанием сроков действия;
16) заключение Этической комиссии ОВПО (по форме согласно приложению 4 к настоящему Типовому положению), в котором обучался докторант, об отсутствии нарушений в процессе планирования, оценки, отбора, проведения и распространения результатов научных исследований, включая защиту прав, безопасности и благополучия объектов исследования (объектов живой природы и среды обитания);
17) информация по организации проведения заседания диссертационного совета online (онлайн) в форме видеоконференции.
24. После размещения диссертационной работы на интернет-ресурсе ОВПО и/или приема к диссертации (в случае защиты диссертаций, содержащих государственные секреты или сведения для служебного пользования) изменения в ней не допускаются. В случае доработки диссертационной работы ее финальная версия размещается на интернет-ресурсе ОВПО после принятия решения о присуждении степени доктора философии (PhD) или доктора по профилю с пометкой "Финальная версия диссертационной работы".
На интернет-ресурсе ОВПО обеспечивается возможность размещения неофициальных отзывов по содержанию диссертации с дальнейшим представлением их на защите. Неофициальные отзывы, по которым невозможно установить авторство и отсутствует электронный адрес автора, на защите не представляются.
25. Извещение о предстоящей защите направляется диссертационным советом в Комитет в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня приема к защите.
Извещение по защитам в диссертационных советах при ОВПО, не имеющих особого статуса, размещается также на интернет-ресурсе Комитета в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления (кроме материалов и диссертаций, содержащих государственные секреты или сведения для служебного пользования).";
пункт 27 изложить в следующей редакции:
"27. Экземпляр диссертации на бумажном и (или) электронном носителях передается в библиотеку ОВПО. В течение 7 (семи) рабочих дней после защиты экземпляры диссертации на электронном носителе передаются ученым секретарем диссертационного совета в Национальную академическую библиотеку Республики Казахстан и Национальную библиотеку Республики Казахстан (кроме диссертаций, содержащих государственные секреты и сведения для служебного пользования).";
пункты 29 и 30 изложить в следующей редакции:
"29. При наличии фактов плагиата, указанных в справке НЦГНТЭ, в отзывах официальных рецензентов и неофициальных отзывах на интернет-ресурсе ОВПО Комиссия диссертационного совета осуществляет проверку диссертации на плагиат. Заключение о результатах проверки представляется диссертационному совету не позднее 8 (восьми) рабочих дней до защиты диссертации.
30. Диссертационный совет на основе заключения Комиссии диссертационного совета (не позднее 7 (семи) рабочих дней до защиты) принимает решение о допуске докторанта к защите или снимает диссертацию с защиты. О принятом решении диссертационный совет сообщает докторанту в течение 2 (двух) рабочих дней, а также соответствующая информация размещается на интернет-ресурсе ОВПО (за исключением случаев защиты диссертаций, содержащих государственные секреты и сведения для служебного пользования).
Докторант имеет возможность снять диссертацию с защиты, но не позднее 7 (семи) рабочих дней до ее защиты.";
пункт 33 изложить в следующей редакции:
"33. Диссертационный совет проводит тайное голосование для принятия одного из следующих решений:
1) присудить степень доктора философии (PhD) или доктора по профилю (в случае защиты в диссертационном совете при ОВПО, имеющем особый статус) или ходатайствовать перед Комитетом для присуждения докторанту степени доктора философии (PhD) или доктора по профилю (в случае защиты в диссертационном совете при ОВПО, не имеющем особый статус);";
2) направить диссертацию на доработку (только в случае защиты диссертации в форме диссертационной работы);
3) направить диссертацию на повторную защиту;
4) отказать в присуждении степени доктора философии (PhD) или доктора по профилю либо в ходатайстве перед Комитетом для присуждения докторанту степени доктора философии (PhD) или доктора по профилю (в случае защиты в диссертационном совете при ОВПО, не имеющем особого статуса).
Диссертационная работа направляется на доработку в случае, если в ней есть несущественные замечания по тексту, исправление которых не меняет сути работы. В случае, если диссертация не соответствует пункту 4 и (или) 6 Правил и (или) частично соответствует принципам (за исключением принципа академической честности), указанным в пункте 5 Правил, то она направляется на повторную защиту. При нарушении принципа академической честности или несоответствии принципам научной новизны, внутреннего единства, достоверности принимается решение об отказе в присуждении степени доктора философии (PhD) или доктора по профилю.";
пункты 37, 38, 39 и 40 изложить в следующей редакции:
"37. Ученый секретарь диссертационного совета (при ОВПО, не имеющем особого статуса) формирует аттестационное дело докторанта, которое направляется в Комитет в течение 30 (тридцати) календарных дней после защиты докторской диссертации на диссертационном совете. В аттестационном деле докторанта прилагаются следующие документы:
1) сопроводительное письмо-ходатайство на бланке ОВПО, при котором создан диссертационный совет, подписанное председателем диссертационного совета, с указанием даты отправки диссертации в НЦГНТЭ (за исключением диссертаций, содержащих государственные секреты или сведения для служебного пользования);
2) диссертация на электронном носителе. Диссертация, содержащая государственные секреты или сведения для служебного пользования, представляется также на бумажном носителе;
3) список и копии научных публикаций по теме диссертации;
4) копия документа, удостоверяющего личность;
5) справка НЦГНТЭ по проверке диссертации на плагиат. По диссертации, содержащей государственные секреты или сведения для служебного пользования, представляется справка комиссии в военных, специальных учебных заведениях и (или) научных организациях, подведомственных органам национальной безопасности Республики Казахстан, Министерству внутренних дел Республики Казахстан, органам прокуратуры Республики Казахстан и Министерству обороны Республики Казахстан, о проверке диссертации на плагиат;
6) явочный лист членов диссертационного совета по форме согласно приложению 6 к настоящему Типовому положению;
7) видеозапись в полном объеме и протокол заседания диссертационного совета по защите диссертации и по обсуждению доработанной диссертационной работы (при необходимости), подписанный председателем и ученым секретарем;
8) копия транскрипта об освоении профессиональной учебной программы докторантуры;
9) сведения о докторанте по форме согласно приложению 7 к настоящему Типовому положению.
Документы, указанные в подпунктах 1), 3), 4), 5), 6), 8) и 9), представляются в Комитет в сканированном виде в формате файла "пдф (pdf)" (за исключением аттестационных дел, содержащих государственные секреты или сведения для служебного пользования).
38. Диссертация, по которой было принято отрицательное решение Комитета или диссертационного совета, представляется на повторную защиту в порядке, установленном в главе 3 настоящего Типового положения.
При представлении диссертации на повторную защиту диссертационный совет назначает 3-х (трех) членов диссертационного совета, которые составляют заключение об устранении в диссертации нарушений, установленных ранее. Заключение размещается на интернет-ресурсе ОВПО не менее, чем за 10 (десять) рабочих дней до защиты и зачитывается на защите диссертации.
39. Апелляция на отрицательное решение диссертационного совета подается докторантом в произвольной форме в течение 2 (двух) месяцев со дня решения в ОВПО, в котором проводилась защита диссертации.
Порядок проведения апелляции утверждается ОВПО самостоятельно.
40. В случае, если апелляция подана на решение диссертационного совета при ОВПО, не имеющем особого статуса, то положительное заключение апелляционной комиссии и диссертация направляются в Комитет в течение 15 (пятнадцати) календарных дней для принятия окончательного решения.";
Решение апелляционной комиссии в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня его принятия сообщается докторанту и размещается на интернет-ресурсе ОВПО.";
приложения 2, 3 и 4 к Типовому положению о диссертационном совете изложить в новой редакции согласно приложениям 1, 2 и 3 к настоящему приказу.
2. Комитету по обеспечению качества в сфере науки и высшего образования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан после его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра науки и высшего образования Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
исполняющий обязанности Министра науки и высшего образования Республики Казахстан |
Т. Ешенкулов |
Приложение 1 к приказу от 29 августа 2024 года № 425 |
|
Приложение 2 к Типовому положению о диссертационном совете |
|
Форма |
Отчет о работе диссертационного совета
Диссертационный совет при _________________________________________
__________________________________________________________________
(наименование организации высшего и (или) послевузовского образования
(далее – ОВПО)
по направлению подготовки кадров ___________________________________
__________________________________________________________________
Отчет содержит следующие сведения:
1. Данные о количестве проведенных заседаний.
2. Фамилии, имя, отчество (при его наличии) членов диссертационного совета,
посетивших менее половины заседаний.
3. Список докторантов с указанием ОВПО.
4. Краткий анализ диссертаций, рассмотренных советом в течение отчетного года,
с выделением следующих разделов:
1) анализ тематики рассмотренных работ;
2) связь тематики диссертаций с направлениями развития науки, которые определены
Высшей научно-технической комиссией при Правительстве Республики Казахстан
в соответствии с подпунктом 2) пункта 3 статьи 20 Закона Республики Казахстан
"О науке и технологической политике" и (или) государственными программами;
3) анализ уровня внедрения результатов диссертаций в практическую деятельность.
5. Анализ работы официальных рецензентов (с примерами наиболее некачественных отзывов).
6. Предложения по дальнейшему совершенствованию системы подготовки научных кадров.
7. Количество диссертаций на соискание степеней доктора философии (PhD), доктора
по профилю в разрезе направлений подготовки кадров:
1) диссертации, принятые к защите (в том числе докторантов из других ОВПО);
2) диссертации, снятые с рассмотрения (в том числе докторантов из других ОВПО);
3) диссертации, по которым получены отрицательные отзывы официальных
рецензентов (в том числе докторантов из других ОВПО);
4) диссертации с отрицательным решением по итогам защиты
(в том числе докторантов из других ОВПО);
5) диссертации, направленные на доработку
(в том числе докторантов из других ОВПО);
6) диссертации, направленные на повторную защиту
(в том числе докторантов из других ОВПО).
Председатель диссертационного совета
_____________ _________________________________________________
(подпись, фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Ученый секретарь диссертационного совета
_____________ _________________________________________________
(подпись, фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Печать, дата
"____" _____________ 20___ года.
Приложение 2 к приказу от 29 августа 2024 года № 425 |
|
Приложение 3 к Типовому положению о диссертационном совете |
|
Форма |
Ежеквартальный отчет о принятых диссертационными советами решениях по присуждению (отказе в присуждении) степеней доктора философии (PhD), доктора по профилю
№ | (Ф.И.О. (при его наличии)) докторанта | Год рождения | Период обучения в докторантуре | ОВПО, в котором обучался докторант | Тема диссертации | Научные консультанты ((Ф.И.О. (при его наличии)), степень, место работы) | Официальные рецензенты ((Ф.И.О. (при его наличии)), степень, место работы) | Дата защиты | Принятое решение диссертационного совета и апелляционной комиссии (при наличии) | № диплома |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Диссертационный совет по специальности (направлению подготовки кадров) | ||||||||||
Приложение 3 к приказу от 29 августа 2024 года № 425 |
|
Приложение 4 к Типовому положению о диссертационном совете |
|
Форма |
Заключение Этической комиссии _________________________________
______________________________________________________________
наименование ОВПО
1. | Ф.И.О. докторанта | |
2. | Специальность (образовательная программа) докторантуры | |
3. | Период обучения в докторантуре | |
4. | Тема диссертации, дата утверждения | |
5. | Данные о научных консультантах – Ф.И.О. (при его наличии), должности и места работы, ученые степени, гражданство | |
6. | Объекты исследования | |
7. | Нарушения в процессе планирования, оценки, отбора и проведения научных исследований |
Нарушения выявлены или не выявлены. |
8. | Нарушения в процессе распространения результатов научных исследований |
Нарушения выявлены или не выявлены. |
9. | Каким образом проводилась защита прав, безопасности и благополучия объектов исследования (в случае наличия объектов живой природы и среды обитания)? |
Председатель Этической комиссии
___________ _____________________________________________
(подпись, фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Секретарь Этической комиссии
___________ _____________________________________________
(подпись, фамилия, имя, отчество (при его наличии)