В соответствии со статьей 37 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", подпунктом 17-10) пункта 2 статьи 7 Закона Республики Казахстан "О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий" и пунктом 2 Типовых правил реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары, утвержденных приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 29 июля 2019 года № 280 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 19123), акимат города Астаны ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Правила реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары по городу Астане согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившим силу постановление акимата города Нур-Султан от 19 сентября 2019 года № 502-1244 "Об утверждении Правил реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары по городу Нур-Султан" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 1246).
3. Руководителю Государственного учреждения "Управление по инвестициям и развитию предпринимательства города Астаны" в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего постановления в Департаменте юстиции города Астаны;
2) размещение настоящего постановления на интернет-ресурсе акимата города Астаны после его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на курирующего заместителя акима города Астаны.
5. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Аким города Астаны | Ж. Қасымбек |
Приложение к постановлению акимата города Астаны от 13 августа 2024 года № 502-2661 |
Правила реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары по городу Астане
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары по городу Астане (далее – Правила) разработаны в соответствии со статьей 37 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", подпунктом 17-10) пункта 2 статьи 7 Закона Республики Казахстан "О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий" (далее – Закон), пунктом 2 Типовых правил реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары, утвержденных приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 29 июля 2019 года № 280 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 19123), и определяют порядок реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары.
2. В Правилах используются следующие понятия:
1) региональный стабилизационный фонд продовольственных товаров города Астаны (далее – стабилизационный фонд) – оперативный запас продовольственных товаров, созданный для оказания регулирующего воздействия на агропродовольственный рынок и обеспечения продовольственной безопасности столицы;
2) освежение стабилизационного фонда продовольственных товаров − реализация продовольственных товаров до истечения сроков их хранения или возврат продовольственных товаров до истечения сроков их хранения поставщику с последующей поставкой такого же объема продовольственных товаров с новым сроком хранения или с нового урожая следующего года;
3) использование стабилизационного фонда продовольственных товаров – реализация продовольственных товаров из стабилизационного фонда продовольственных товаров с целью проведения товарных интервенций и освежения стабилизационного фонда продовольственных товаров;
4) формирование стабилизационного фонда продовольственных товаров – закупочные интервенции, размещение и хранение продовольственных товаров в стабилизационном фонде продовольственных товаров;
5) 0сельскохозяйственный0товаропроизводитель (далее0– сельхозтоваропроизводитель) – физическое или юридическое лицо, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции;
6) закупочные интервенции – мероприятия по приобретению специализированными организациями социально значимых продовольственных товаров при снижении цен на территории столицы, введении чрезвычайного положения на территории Республики Казахстан, а также в рамках поручений Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан или Премьер-Министра Республики Казахстан;
7) товарные интервенции – мероприятия по реализации продовольственных товаров на внутреннем рынке из стабилизационных фондов продовольственных товаров, осуществляемые в целях стабилизации внутреннего рынка при росте цен;
8) фиксированная цена – цена социально значимого продовольственного товара с учетом затрат на производство/закуп, хранение, естественной убыли (усушки), доставки до места назначения, а также маржинального дохода от себестоимости продукции;
9) форвард – производный финансовый инструмент, покупатель (или продавец) которого берет на себя обязательство по истечении определенного срока купить (или продать) базовый актив на согласованных условиях в будущем;
10) предельная торговая надбавка – торговая надбавка, формируемая для определения цены при реализации субъектами внутренней торговли продовольственных товаров конечным потребителям.
3. Механизмы стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары реализуются в соответствии с Правилами.
4. В целях обеспечения эффективного и своевременного применения механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары, аким города Астаны (далее – аким) образует Комиссию по обеспечению реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары по городу Астане (далее – Комиссия) и утверждает ее состав.
5. Председателем Комиссии является заместитель акима, членами Комиссии являются сотрудники государственных учреждений "Управление по инвестициям и развитию предпринимательства города Астаны" (далее – Управление), "Управление активов и государственных закупок города Астаны", "Управление экономики и бюджетного планирования города Астаны", а также представители объединений субъектов частного предпринимательства и общественных организаций. Комиссия осуществляет свою деятельность на постоянной основе.
6. Количественный состав Комиссии должен быть нечетным и составлять не менее девяти человек. При этом две трети членов Комиссии должны являться представителями объединений субъектов частного предпринимательства и общественных организаций. Секретарь Комиссии не является ее членом.
7. К компетенции Комиссии относятся:
1) принятие решения о реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары в городе Астане;
2) определение перечня продовольственных товаров, закупаемых в стабилизационный фонд продовольственных товаров и предельной торговой надбавки по ним в целях реализации механизма по формированию и использованию стабилизационного фонда продовольственных товаров;
3) определение субъекта предпринимательства для выдачи займа в соответствии с Правилами;
4) рассмотрение предложений специализированной организации по определению предельной торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары.
8. Образование и организацию работы Комиссии обеспечивает Управление.
9. Для реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары, Управление осуществляет закуп услуг у специализированных организаций, реализующих механизмы стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары, за исключением мер по установлению предельных цен на социально значимые продовольственные товары, путем заключения договора о реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары.
10. До истечения срока действия договора о реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары на трехлетний период Управление заключает со специализированной организацией дополнительное соглашение с указанием обязательств о переходящих активах стабилизационного фонда в натуральном и денежном выражении.
В случае упразднения стабилизационного фонда, специализированная организация обеспечивает возврат бюджетных средств, использованных для закупа продовольственных товаров в местный бюджет.
Если по решению специализированной организации реализация продовольственных товаров осуществлена по ценам ниже закупочных, то возврат суммы осуществляется за минусом разницы цены закупа и реализации.
11. Накладные, коммунальные и прочие расходы специализированной организации, возникшие при использовании стабилизационного фонда, ежегодно покрываются за счет разницы между фиксированной и рыночной ценами на продовольственные товары.
12. Перечень специализированных организаций, реализующих механизмы стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары, за исключением мер по установлению предельных цен на социально значимые продовольственные товары (далее – специализированная организация), утверждается уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса в соответствии с подпунктом 4-1) пункта 1 статьи 6 Закона.
13. Управление представляет в министерства сельского хозяйства и торговли и интеграции Республики Казахстан:
1) ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, информацию о ходе реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары;
2) информацию о приобретаемых объемах овощной продукции с указанием суммы предварительной оплаты, графика поставок с указанием точек сбыта и (или) торговых объектов за месяц до финансирования сельхозтоваропроизводителей в рамках форвардных договоров овощной продукции;
3) информацию о приобретенных объемах овощной продукции, графиках поставок с указанием точек сбыта и (или) торговых объектов в течение 10 (десяти) рабочих дней после окончательного финансирования сельхозтоваропроизводителей в рамках форвардных договоров.
Глава 2. Порядок реализации механизмов по стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары
14. В целях стабилизации рынка социально значимых продовольственных товаров Управление реализует следующие механизмы стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары:
1) деятельность стабилизационного фонда;
2) предоставление займа субъектам предпринимательства.
15. Источником финансирования реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары являются денежные средства, выделяемые акиматом города Астаны (далее – акимат), в том числе, выделенные ранее на формирование стабилизационного фонда продовольственных товаров.
16. В рамках формирования стабилизационного фонда продовольственных товаров финансирование сельхозтоваропроизводителей для производства овощной продукции, а также перерабатывающих предприятий для производства крупы гречневой (ядрицы), риса шлифованного (круглозерного), масла подсолнечного, муки пшеничной первого сорта и сахара белого – сахара-песка осуществляется с применением форварда с установлением фиксированной цены.
Финансирование сельхозтоваропроизводителей для производства овощной продукции и перерабатывающих предприятий для производства крупы гречневой (ядрицы), риса шлифованного (круглозерного), масла подсолнечного, муки пшеничной первого сорта и сахара белого – сахара-песка осуществляется на условиях предварительной оплаты в размере не более 70 (семидесяти) процентов от общей суммы форвардного договора и окончательного расчета после поставки продукции.
17. Объем овощной продукции, приобретаемой в рамках форвардных договоров, формируется до 50 (пятидесяти) процентов от трехмесячной потребности населения столицы на основе регионального спроса в соответствии с решением Комиссии.
18. Специализированная организация осуществляет финансирование сельхозтоваропроизводителей в рамках форвардных договоров:
до 10 января 2023 года – для производства овощной продукции раннего урожая 2023 года и обеспечения населения овощной продукцией в весенне-летний период 2023 года;
до 1 февраля 2023 года – для производства овощной продукции осеннего урожая 2023 года и обеспечения населения овощной продукцией в зимне-весенний период 2024 года;
до 1 августа 2023 года – для производства овощной продукции раннего урожая 2024 года и обеспечения населения овощной продукцией в весенне-летний период 2024 года;
до 1 сентября 2023 года – для производства овощной продукции осеннего урожая 2024 года и обеспечения населения овощной продукцией в зимне-весенний период 2025 года.
С 2024 года и последующие годы финансирование сельхозтоваропроизводителей для производства овощной продукции осуществляется в следующие сроки:
до 1 августа текущего финансового года – для обеспечения населения овощной продукцией в весенне-летний период следующего года;
до 1 сентября текущего финансового года – для обеспечения населения овощной продукцией в зимне-весенний период следующего года.
19. Специализированной организацией осуществляется хранение овощной продукции до начала реализации у сельхозтоваропроизводителей или на других складах. Расчет затрат на хранение производится на основе данных Управления о средней стоимости хранения в регионе в аналогичных типах хранения.
20. Поставка овощной продукции в рамках реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары осуществляется на основании графика, формируемого специализированной организацией совместно с акиматом, в период межсезонья (зимне-весенний период: февраль, март, апрель; весенне-летний период: май, июнь, июль), либо в другие периоды в случае необходимости оказания регулирующего воздействия на внутренний рынок.
21. Специализированная организация совместно с акиматом осуществляет мониторинг деятельности сельхозтоваропроизводителей с выездом на поле, на всех этапах цикла производства овощной продукции с момента заключения форвардного договора.
22. Социально значимые продовольственные товары, приобретаемые в рамках механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары, должны соответствовать требованиям к безопасности пищевой продукции при ее хранении, транспортировке и реализации согласно статьям 18 и 19 Закона Республики Казахстан "О безопасности пищевой продукции".
Глава 3. Порядок деятельности стабилизационного фонда продовольственных товаров
23. Деятельность стабилизационного фонда продовольственных товаров осуществляется путем формирования и использования стабилизационного фонда города Астаны.
24. Специализированная организация на основе статистических данных и других источников проводит постоянный анализ внутреннего рынка продовольственных товаров региона и рынков продукции агропромышленного комплекса (объемы производства и обеспеченность продовольственными товарами, их товародвижение, наличие запасов, цен), определяет объемы продовольственных товаров, закупаемых в стабилизационный фонд, и принимает решение о закупочных интервенциях.
25. Решение специализированной организации о закупочных интервенциях принимается в целях обеспечения эффективного и своевременного применения механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары.
26. Использование стабилизационного фонда осуществляется специализированной организацией путем проведения товарных интервенций и освежения продовольственных товаров.
27. Специализированная организация принимает решение о проведении товарных интервенций не позднее 2 (двух) рабочих дней в случае повышения уровня цен, при котором необходимо регулирующее воздействие на агропродовольственный рынок.
28. Специализированная организация в целях своевременного освежения стабилизационного фонда на постоянной основе обеспечивает сроки хранения продовольственных товаров стабилизационного фонда.
29. Освежение стабилизационного фонда осуществляется до истечения сроков хранения продовольственных товаров, путем реализации продовольственного товара из стабилизационного фонда или возврата продовольственных товаров до истечения сроков их хранения поставщику с последующей поставкой такого же объема продовольственных товаров с новым сроком хранения или с нового урожая следующего года.
30. Реализация продовольственных товаров стабилизационного фонда для товарных интервенций, освежения продовольственных товаров осуществляется специализированной организацией через собственные точки сбыта и (или) торговые объекты, реализующие продовольственные товары, а также перерабатывающим предприятиям для производства социально значимых продовольственных товаров в пределах предельной торговой надбавки.
31. В целях реализации механизма по формированию и использованию стабилизационного фонда продовольственных товаров Комиссия определяет перечень социально значимых продовольственных товаров, закупаемых в стабилизационный фонд продовольственных товаров, на основе регионального баланса спроса и предложения (объемы производства и обеспеченность продовольственными товарами, их товародвижение, наличие запасов), сведений о посевных площадях (плановых) и прогнозном урожае, сложившихся ценах за прошедший календарный год, иных сведений, а также предельную торговую надбавку.
32. При формировании стабилизационного фонда продовольственных товаров 70 (семьдесят) процентов бюджетных средств направляются на финансирование сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий в рамках форвардных договоров.
33. Предельная торговая надбавка на социально значимые продовольственные товары, реализуемые специализированной организацией, формируется с учетом удержания цен на 10 (десять) или более процентов ниже официальных рыночных значений розничных цен на социально значимые продовольственные товары, формируемые органами государственной статистики столицы согласно Плану статистических работ в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона Республики Казахстан "О государственной статистике".
34. Комиссия вносит акиму рекомендации об утверждении перечня закупаемых продовольственных товаров и предельной торговой надбавки по ним.
35. Управление на основании рекомендации Комиссии утверждает перечень закупаемых продовольственных товаров и предельную торговую надбавку.
36. При формировании стабилизационного фонда приобретение социально значимых продовольственных товаров осуществляется непосредственно у производителей, в том числе путем заключения форвардных договоров и офтейк-контрактов. В случае, если производителем напрямую не осуществляется реализация продукции, приобретение социально значимых продовольственных товаров осуществляется у оптовых поставщиков (дистрибьютеров), специализирующихся на реализации продовольственных товаров.
37. При этом цена готового продовольственного товара, произведенного перерабатывающим предприятием, не должна превышать его предельно допустимой розничной цены, утвержденной акиматом, и должна быть оговорена в договоре о реализации, заключенном специализированной организацией с перерабатывающим предприятием.
38. Управление совместно со специализированной организацией проводит информационную работу по доведению информации до населения через средства массовой информации, официальные сайты акимата и специализированной организации о местонахождении торговых объектов, осуществляющих товарные интервенции, а также о порядке предоставления займа субъектам предпринимательства.
Глава 4. Порядок предоставления займа субъектам предпринимательства
39. Управление в целях стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары через специализированные организации предоставляет займ субъектам предпринимательства в соответствии с перечнем продовольственных товаров. Предоставление займа осуществляется на условиях возвратности, обеспеченности и платности путем заключения договора займа.
40. 70 (семьдесят) процентов выделенных бюджетных средств направляются на финансирование сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий.
При отсутствии заявок от сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий для исполнения требований части первой настоящего пункта, займ предоставляется субъектам предпринимательства, осуществляющим реализацию продовольственных товаров.
41. Стабилизация цен обеспечивается путем установления специализированной организацией фиксированных сниженных розничных/оптовых цен на социально значимые продовольственные товары.
42. Субъект предпринимательства для выдачи займа определяется Комиссией.
К субъектам предпринимательства для предоставления займа в целях стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары устанавливаются следующие единые требования (критерии):
1) наличие государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
2) отсутствие задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и обязательным пенсионным взносам в единый накопительный пенсионный фонд, за исключением случаев, когда срок уплаты отсрочен в соответствии с законодательством Республики Казахстан, на дату рассмотрения полученных документов от субъекта предпринимательства;
3) отсутствие просроченной задолженности по кредитам (займам), предоставленным банками второго уровня, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций;
4) наличие на праве собственности или ином законном основании (аренда/безвозмездное пользование/доверительное управление) инфраструктурного торгово-логистического комплекса, состоящего из складских помещений и помещений со специальным оборудованием, предназначенных для соответствующего хранения продовольственных товаров и выполнения закупочных, подготовительных, распределительных операций с продовольственными товарами;
5) отсутствие в реестре недобросовестных участников государственных закупок;
6) отсутствие неисполненных обязательств перед специализированной организацией, а также неисполненных обязательств по исполнительным документам, ограничений и обременений на имущество субъекта предпринимательства;
7) наличие обеспечения исполнения обязательств в соответствии с пунктом 46 Правил.
43. Поиск субъектов предпринимательства и прием заявок осуществляет специализированная организация, которая после сбора и проверки необходимых документов направляет в акимат для вынесения на заседание Комиссии.
44. После определения Комиссией субъекта предпринимательства, специализированная организация предоставляет займ субъекту предпринимательства.
45. При предоставлении займа субъекты предпринимательства и члены Комиссии не должны являться аффилированными лицами.
46. Субъект предпринимательства предоставляет обеспечение исполнения обязательств по возврату займа специализированной организации. Обеспечение исполнения обязательств предоставляется в виде: залога, банковской гарантии, договора страхования, гарантии/поручительства третьих лиц. Обеспечение исполнения обязательств оформляется в письменной форме, предусмотренной законодательством Республики Казахстан.
47. Условия предоставления займа устанавливаются договором займа, заключаемым между специализированной организацией и субъектом предпринимательства.
48. Займ не предоставляется на рефинансирование просроченной задолженности.
49. Займ предоставляется только в национальной валюте.